Научная статья на тему 'Индикаторы устойчивого развития лесного хозяйства и сельских территорий РФ для объективного мониторинга социально-экономического развития регионов'

Индикаторы устойчивого развития лесного хозяйства и сельских территорий РФ для объективного мониторинга социально-экономического развития регионов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
229
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / АГРОЛЕСНЫЕ ЛАНДШАФТЫ / НТЕГРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / A SUSTAINABLE DEVELOPMENT / AGRICULTURAL FOREST LANDSCAPES / INTEGRATION RURAL AND A FORESTRY / A SOCIAL INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кожухова Л. И., Беспаленко Р. О.

Кожухова Л.И., Беспаленко Р.О. ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РФ ДЛЯ ОБЪЕКТИВНОГО МОНИТОРИНГА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ. В статье рассмотрены проблемы социально-экономического развития сельских и лесных территорий РФ, предложены индикаторы устойчивого развития регионов на основе интеграции сельского и лесного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kozhuhova L.I., Bespalenko R.O. INDICATORS OF A FORESTRY SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND RURAL AREAS IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR OBJECTIVE MONITORING OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT IN REGIONS. The following article showed social and economic development problems of rural and forest areas in the Russian Federation. Indicators of a sustainable development are offered on regions on the basis of integration rural and a forestry.

Текст научной работы на тему «Индикаторы устойчивого развития лесного хозяйства и сельских территорий РФ для объективного мониторинга социально-экономического развития регионов»

ЭКОНОМИКА

ской Федерации соответственно на 5,5 и 6,7 процентных пункта (табл. 6).

Наиболее существенные изменения произошли в составе спелых и перестойных насаждений. Здесь удельный вес хвойных лесных насаждений уменьшен на 6,0 процентных пункта, в том числе в европейско-уральской части - на 12,1 процентных пункта, при соответствующем увеличении площади лесов лиственных пород (табл. 7).

На многолесных территориях отдельных субъектов Российской Федерации за рассматриваемый период в составе лесного фонда структурные изменения произошли в значительно больших масштабах (табл. 8).

В Республике Карелия площади мо-лодняков увеличились на 23,1 процентных пункта. Площади средневозрастных и приспевающих насаждений практически остались без изменений - в сумме увеличились на 0,8 процентных пункта, а площади спелых и перестойных насаждений, иными словами, площади лесов, где может осуществляться заготовка древесины, сократились на 23,9 процентных пункта. Уменьшились площади спелых и перестойных насаждений практически

во всех многолесных регионах европейскоуральской части. Исключение представляет только Вологодская область, в которой площади спелых и перестойных лесов увеличены на 5,4 процентных пункта.

На площади лесного фонда всех рассмотренных субъектов Российской Федерации европейско-уральской части уменьшились площади хвойных лесов, за исключением Республики Карелия и Костромской области, где они практически не изменились (табл. 9).

В наибольшей мере сокращение площадей хвойных лесов коснулось спелых и перестойных насаждений. В Вологодской области на 40,8, в Костромской - на 25,7, в Нижегородской - на 23,7 процентных пункта (табл. 10).

Ориентация лесопотребления на преимущественное использование древесины хвойных пород не позволяет в условиях лесопользования на условиях арендных отношений полностью использовать расчетную лесосеку.

Библиографический список

1. Лесной фонд. - 2009.

2. Лесной кодекс РФ. - 2006.

ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И

сельских территорий рф для объективного мониторинга социально-экономического развития регионов

Л.И. КОЖУХОВА, проф. каф. экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса МГУЛ, д-р экон. наук,

Р.О. БЕСПАЛЕНКО, докторант каф. экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса МГУЛ, канд. экон. наук

Проблема социально-экономического развития так называемых «сельских территорий» для многих регионов России и большинства размещенных в них субъектов РФ в постсоветский период так и не нашла эффективного решения.

Масштабы этой проблемы и особенно ее углубление в результате мирового финансово-экономического кризиса свидетельствуют о необходимости выработки четкой государственной политики в отношении устойчивого

[email protected]

развития сельских территорий и социальной инфраструктуры в местах проживания людей, занятых в сельском и лесном хозяйстве.

Население подобных и достаточно обширных территорий за двадцать «перестроечных» лет поневоле учится выживать в условиях рыночной экономики, не дожидаясь принятия правительственных постановлений и государственных программ.

Эта нормальная в таких условиях модель поведения для трудоспособной и здо-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

125

ЭКОНОМИКА

ровой части населения РФ подсказывает возможность интеграции лесной и сельскохозяйственной деятельности с учетом сезонности проведения работ в этих отраслях.

При этом увеличиваются доходы населения, повышается уровень занятости, в определенной мере такая интеграция помогает решать и задачу обеспечения продовольствием жителей как лесных, так и сельских поселений.

Проблема дефицита продовольствия, обострившаяся для многих стран мира, косвенным образом касается и нашей страны. Однако так остро, как для других стран, эта проблема в России проявиться не может вследствие, с одной стороны, мер, принятых государственными структурами, с другой

- традиционной ориентации значительной части населения страны на самостоятельное решение продовольственной проблемы.

В индивидуальных продовольственных программах значительное место уделяется заготовке пищевых недревесных лесных продуктов: грибов, ягод, плодов, орехов. Если добавить в этот ряд заметную долю мясопродуктов и рыбы, добываемых в лесных угодьях в рамках некоторых видов рекреационного лесопользования, то можно оценить этот сектор самообеспечения продовольствием как достаточно емкий. Следует также отметить, что огромный потенциал пищевых ресурсов леса используется лишь на 3-5 %. Эксплуатационный запас ягод брусники оценивается (в государственном докладе о состоянии и использовании лесных ресурсов в РФ в 2006 г.) в 157 тыс. т, голубики - 355 тыс.т, черники

- 710 тыс.т. Товарные же заготовки этих ягод в среднегодовом исчислении составляют от 20 до 50 тыс.т.

Среднегодовой биологический запас съедобных грибов равен 4,5 млн т, эксплуатационный запас оценивается в 0,6 млн т, но лишь в самые урожайные годы объем заготовки грибов достигал в нашей стране 16 тыс. т.

Бывшие общинные леса России, которые в советский период было принято называть сельскими лесами, получили этот статус вполне закономерно, так как размещались вокруг сельских поселений и служили естес-

твенной базой для обеспечения насущных потребностей людей, были их окружающей природной средой.

Передача лесов «сельских лесхозов» в соответствии с Лесным кодексом РФ [1] в ведение субъектов РФ, наряду с лесами государственного лесного фонда, привело к сдерживанию несельскохозяйственной деятельности селян, ранее активно использовавших лесные ресурсы.

Площадь лесов, размещенных на сельских территориях, составляет 5,2 % от лесопокрытой площади лесного фонда РФ (36,6 млн га). В результате изменения статуса этих лесов, совершенно нелогичного и ничем не мотивированного, жителям российской глубинки создали еще более ненормальные условия существования. А последствия такого решения, заложенного в Лесном кодексе 2007 г., не согласованного с проживающим на этих территориях населением, можно продемонстрировать всего лишь на одном примере: сельские лесхозы поставляли в торговую сеть около 90 % потребляемого в России березового сока. В 2009-2010 гг. Россия импортирует из Финляндии и Белоруссии те же 90 % березового сока.

Тем не менее, поиск путей решения проблемы устойчивого развития сельских территорий и их инфраструктурного обеспечения продолжается, так как это жизненно важная задача для большинства населения нашей страны

Основным направлением чаще всего избирается путь интеграции сельского и лесного хозяйства на основе устойчивого лесопользования и создания агролесных фермерских хозяйств.

В процессе такой интеграции формируются агролесные ландшафты, на территории которых совмещаются наиболее эффективным образом сельскохозяйственное, рекреационное, защитное и пищевое (недревесное) лесопользования.

На рис. 1 представлена концептуальная схема социально-экономического развития лесного хозяйства и устойчивого лесопользования в регионе, разработанная Л.И. Кожухо-вой [2]. На ее основе возможно построение

126

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

ЭКОНОМИКА

Рис. 1. Концептуальная схема социально-экономического развития лесного сектора в рыночных условиях

интегрированной агролесной системы устойчивого развития сельских территорий как в многолесной зоне РФ, так и в среднеобеспеченных, а также лесодефицитных регионах.

Для обеспечения условий устойчивости агролесных территорий любого масштаба необходимо иметь систему критериев и индикаторов, позволяющих осуществлять мониторинг их социально-экономического

и экологического состояния. На рис. 2 представлена авторская схема критериев и индикаторов социального развития региона, в таблице 1 - содержание функции социального мониторинга.

Вместе с тем, помимо учета социальных факторов в формировании стратегии устойчивого развития региона, особое внимание необходимо уделять состоянию эколо-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 6/2011

127

ЭКОНОМИКА

Критерии и индикаторы социального развития региона

Критерии социального развития

Индикаторы социального развития

1. Коэффициент развития региона, определяемый как отношение количества перспективных городов и поселков в регионе к общему числу городов и поселков.

2. Коэффициент текучести кадров

\

3. Улучшение условий

жизни населения

V )

4. Повышение уровня развития социальной инфраструктуры

5. Улучшение условий социального обеспечения населения

6. Снижение показателей незанятости и нетрудоспособности населения

7. Улучшение тенденций изменения социальноэкономической дифференциации населения

1. Уровень развития дохода населения, определяемый как отношение дискреционного дохода к общему доходу.

2. Величина прожиточного минимума в регионе.

3. Коэффициент соотношения величины прожиточного минимума с величиной среднедушевого дохода.

4. Коэффициент обеспеченности населения региона, определяемый как отношение числа людей с доходами выше прожиточного минимума к общему числу людей в регионе

Обеспеченность населения региона:

- жильем (м2/чел.)

- приусадебными участками (дачами) (м2/чел.)

- транспортом, ЖКХ

1. Средний размер пенсии и социальных пособий населения (руб./чел.)

2. Коэффициент соотношения величины прожиточного минимума с величиной пенсий и социальных пособий населения

N

1. Уровень экономически активного населения, определяемый как отношение числа работающих людей к общему числу людей.

2. Уровень безработицы в регионе

______________________________________________________X

1. Уровень образования населения региона, определяемый как отношение количества людей с высшим образованием к общему числу людей.

2. Коэффициент обеспечения различных отраслей народного хозяйства региона высококвалифицированными кадрами, определяемый как отношение специалистов с высшим образованием к общему числу специалистов, работающих

в отдельных отраслях

Рис. 2. Критерии и индикаторы социального развития региона

гическои составляющей окружающей среды. Проблема сбалансированности экологических и социально-экономических компонентов развития любого региона давно уже вышла за региональные пределы.

В настоящее время идет активное внедрение в производственную деятельность предприятий системы сертификации всех компонентов природопользования. Система сертификации управления природными

128

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

ЭКОНОМИКА

Таблица 1

Содержание функций социального мониторинга региона

Наименование функций социального мониторинга Содержание задач социального мониторинга

1. Исследование направлений изменения численности и структуры населения региона. 1. Изучение тенденций изменения численности населения по: - половозрастным группам; - национальности. 2. Сегментация городов и поселков региона с выделением перспективных и отстающих в развитии пунктов поселения людей. 3. Исследование показателей естественного движения населения. 4. Изучение причин миграции населения и выработка мероприятий по ее преодолению.

2. Изучение динамики состава денежного дохода населения. 1. Определение уровня денежного дохода населения и направлений его расходования. 2. Сегментация населения региона по уровню денежного дохода. 3. Исследование динамики основных индикаторов уровня жизни населения: а) среднедушевой доход; б) ежемесячная заработная плата; в) величина прожиточного минимума на душу населения; г) коэффициент соотношения величины прожиточного минимума с величиной среднедушевого дохода. 4. Исследование динамики изменения численности населения с доходами ниже прожиточного минимума.

3. Исследование тенденций изменения социально-экономической дифференциации населения. 1. Определение структурного соотношения числа людей, имеющих различные уровни образования. 2. Сегментация населения по уровню образования. 3. Выявление тенденций выбора профессий населением. 4. Исследование динамики изменения численности населения. 5. Исследование тенденций смены профессий у населения. 6. Расширение центров переподготовки населения в связи с изменениями потребности в определенных профессиях.

4. Исследование направлений изменения условий социального обеспечения людей. 1. Разработка и совершенствование критериев и индикаторов, являющихся основой для выделения социальных дотаций населению. 2. Изучение соотношения динамики социальных гарантий и величины прожиточного минимума.

5. Выявление основных причин незанятости и нетрудоспособности населения. 1. Изучение динамики численности экономически активного населения. 2. Сегментация экономически активного населения по: - роду деятельности; - полу; - уровню образования. 3. Сегментация безработных по: - возрасту; - полу; - уровню образования; - обстоятельствам незанятости; - способам и продолжительности поиска работы; - профессиям. 4. Изучение динамики основных причин нетрудоспособности населения по основным классам заболеваний. 5. Исследование причин производственного травматизма, приведших людей к инвалидности.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011 129

ЭКОНОМИКА

Окончание таблицы 1

Наименование функций социального мониторинга Содержание задач социального мониторинга

6. Исследование тенденций изменения условий жизни населения и инфраструктурного обеспечения. 1. Изучение тенденций изменения основных показателей жилищных условий населения: - площадь жилья, приходящаяся на 1 человека; - наличие удобств в жилье; - площадь приусадебных участков, приходящаяся на 1 человека. 2. Исследование тенденций развития инфраструктуры населенных пунктов региона: - наличие школ, больниц, учреждений культуры; - динамика изменений затрат на строительство образовательных и медицинских учреждений, ЖКХ. 3. Изучение тенденций изменения затрат на благоустройство населенных пунктов. 4. Исследование динамики строительства новых и реконструкции старых жилых домов. 5. Исследование уровня инфраструктурного обеспечения жизни населения.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание функций экологического мониторинга региона применительно к агролесным территориям

Функции мониторинга Содержание задач экологического мониторинга

1. Анализ тенденций изменения состояния древесных ресурсов, лесных площадей и сельхозугодий. 1. Исследование темпов и тенденций изменения категории лесных площадей и сельхозугодий. 2. Учет параметров происходящих изменений, включая полевые работы. 3. Разработка новых и совершенствование действующих показателей, характеризующих изменение состояния отдельных компонентов лесных экосистем и сельхозугодий.

2. Изучение направлений изменения состояния недревесной продукции леса (грибы, ягоды, лекарственные растения). 1. Определение или уточнение критериев и индикаторов состояния флоры, фауны и других недревесных компонентов леса, лугов и полей. 2. Исследование темпов и тенденций в изменениях состояния и параметрах воспроизводства недревесных компонентов леса. 3. Полевые исследования состояния лугов, полей, ягодников, грибных угодий.

3. Контроль за результатами экстенсивного использования сельхозугодий и лесных площадей (охота, рыболовство, туризм, собирательство). 1. Патрулирование работниками лесной охраны и экологических органов сельхозугодий и участков лесного фонда. 2. Использование аэрокосмических методов наблюдений и снимков. 3. Проведение выборочного обследования сельхозугодий и участков лесного фонда.

4. Анализ научно обоснованных нормативов использования отдельных видов лесных ресурсов для различных категорий земель. 1. Выбор методик по составлению нормативов для разных целей. 2. Определение алгоритма расчета нормативов использования лесных ресурсов. 3. Опытная проверка и согласование нормативов, последующая их актуализация.

5. Контроль за состоянием эталонных и охраняемых территорий (заповедники, заказники, особо охраняемые территории). 1 Совершенствование организации специализированной службы охраны. 2. Выбор методов контроля и необходимых технических средств. 3. Разработка и согласование критериев и индикаторов состояния эталонных и особо охраняемых территорий.

ресурсами существует в мире около 30 лет и применяется в сельском хозяйстве, производстве различных экологически чистых

продуктов питания и т.п. В России широко используют следующие системы:

- сертификация сельхозпродукции;

130

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.