ЭКОНОМИКА
амортизационной премии в принципе экономически не целесообразно [2].
По мнению ведущих специалистов в области лизинга, отмену ускоренной амортизации нельзя допустить. Одним из основных негативных моментов будет являться то, что существенно затормозится процесс обновления основных фондов в стране, лизинговым компаниям придется перенастраивать бизнес и ориентировать на новые условия работы. Но у России просто нет на это времени. Мы уже отстаем на десятки лет по уровню технологического развития от ведущих стран мира, и дальнейшее промедление в развитии - прямой путь к деградации экономики и дезинтеграции страны.
Если обратиться к международному опыту, то видно, что ускоренная амортизация имеет самое широкое распространение. По данным АЕБ, этот инструмент применяется в США, Германии, Франции, Испании, Нидерландах и других странах. Везде, где есть инновационная экономика, как правило, применяется ускорение амортизации. Более того, лизинг при этом не исключается из налоговых преференций, а участвует наравне или с дополнительными налоговыми льготами. На этом фоне России лишать собственную эко-
номику возможности обновлять основные фонды и наращивать конкурентоспособность по меньшей мере недальновидно [2].
Для дальнейшего роста рынка лизинга необходимым фактором, в первую очередь, является благоприятная макроэкономическая ситуация в стране, которая будет положительным образом влиять и на стоимостные условия для лизингополучателей, и на срок сделок, а также на желание малого и среднего бизнеса реализовывать сделки, направленные на приобретение техники и оборудования посредством проведения лизинговых операций.
Необходимо совершенствовать нормативную базу. Существуют проблемы, мешающие росту рынка, в частности в отношении изъятого имущества и возможности быстрого изъятия предметов лизинга у недобросовестных лизингополучателей.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2. Управление инвестициями: учеб. пособие /
А.А. Савицкий, Н.Б. Пинягина, Н.С. Горшенина. - М.: МГУЛ, 2010. - 281 с.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА АГРОЛЕСНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ЕЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОКРУжЕНИЕ
Р.О. БЕСПАЛЕНКО, докторант каф. экономики и организации внешних связей предприятий лесного комплекса МГУЛ, канд. экон. наук
Почти 70 % территории РФ представлено землями лесного фонда. Обширные пространства лесных лугов, полян и прогалин в сочетании с сельскохозяйственными угодьями создают основу интеграции сельского и лесного хозяйства.
Формирование агролесных ландшафтов как в малолесной и средне обеспеченной лесом зонах РФ, так и нередко в многолесной зоне постепенно приобретает первостепенное значение.
В состав инфраструктурного комплекса социального типа входят такие компонен-
[email protected]; [email protected] ты, как ЖКХ, организации здравоохранения и образования, культуры, средств связи, бытового обслуживания и др. Для жителей лесных поселков и населенных пунктов в сельской местности жизненно важными элементами социальной инфраструктуры являются хорошие дороги и общественный транспорт, наличие постоянного электрообеспечения, хороших продовольственных и промышленных товаров в магазинах. Кроме того, жители сельских и лесных территорий РФ не должны испытывать серьезных проблем в медицинском обслуживании, в организации учебно-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011
77
ЭКОНОМИКА
го процесса для детей школьного возраста и культурно-воспитательной работы.
Бесперебойная работа почты, телефона, радио, телекоммуникаций, финансово-кредитных подразделений банковской системы также непременное условие устойчивого развития значительных территорий РФ, на которых расположены многочисленные поселения работников сельского и лесного хозяйства.
В развитых странах мира к началу XXI в. социальная инфраструктура сельских и лесных территорий достигла очень высокого уровня, а в странах «золотого миллиарда» практически не уступает уровню инфраструктурного обеспечения населения городов.
Для условий РФ достижение подобного уровня социально-экономического благополучия и комфортности проживания в сельской местности - задача очень отдаленного будущего. Но начинать решение этой проблемы необходимо именно сейчас, в этот переломный для России период, когда ей предоставляется уникальный шанс ставить и решать амбициозные задачи. На этапе затянувшегося финансовоэкономического кризиса глобального масштаба, обостряющихся проблем в сфере продовольственного обеспечения и энергоресурсов смещение приоритетов в сторону устойчивого развития сельских территорий РФ и их социальной инфраструктуры - важнейшая цель государства и национальной политики.
И.А. Алтухов [1], рассматривая проблему комплексного развития АПК и лесного хозяйства, подчеркивает необходимость разработки и реализации федеральных целевых программ, таких как «Сельский дом», «Здравоохранение», «Образование и культура», «Сельские дороги России», «Бытовое обслуживание на селе» и др. По его мнению, реализация подобных программ должна осуществляться за счет безвозвратных бюджетных ассигнований, льготных кредитов, средств сельскохозяйственных организаций и граждан. При сельских администрациях целесообразно создать фонды социального развития села.
Каждая сельская семья должна иметь дом с телефоном и индивидуальным источником водоснабжения. Электроэнергия должна стать основой сельского быта (освещение,
отопление, водоснабжение, приготовление пищи). До крупных сельских поселений необходимо построить асфальтированные автомобильные дороги, до других поселений - дороги с гравийным и щебеночным покрытием.
В целях ликвидации скрытой безработицы на селе государство должно поддерживать развитие малого предпринимательства, личных подсобных и крестьянских хозяйств, альтернативную деятельность в депрессивных районах, переквалификацию кадров.
Формирование необходимой среды жизнедеятельности для сельских товаропроизводителей должно стать главным содержанием аграрной реформы [1, с. 79-80].
Россия с ее уникальными природными ресурсами лишь на относительно небольшой исторический период может как-то «удерживать» социально-экономический уровень за счет энергоресурсов и некоторых полезных ископаемых (железной руды, цветных металлов).
Стратегические программы развития РФ неизбежно будут ориентированы в двух главных направлениях:
- развитие третичного сектора экономики на базе высокотехнологичных производств и достижений НТП;
- развитие сельских территорий за счет формирования высокопродуктивных агролесных ландшафтов и адаптивно-ландшафтных систем земледелия.
В эпоху глобализации постиндустриальной экономики все достижения НТП, сферы услуг, технологические новшества вторичного и первичного секторов экономики постепенно превращаются, с одной стороны, в элементы инфраструктурной оболочки, городских и сельских поселений, а с другой стороны - в элементы институционального окружения.
В этой связи, даже на современном, очень низком пока еще уровне развития социальной инфраструктуры сельских территорий РФ, нельзя не заметить того социоприродного потенциала, который складывается на базе интеграции сельского и лесного хозяйства. Сегодня многие поняли, что смягчение ситуации в сфере занятости, рост доходов сельского населения возможны за счет развития несельскохозяйственной деятельности: лесных
78
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011
ЭКОНОМИКА
Таблица
Нормативные прибавки урожая основных сельскохозяйственных культур по природно-климатическим зонам и экономическим районам российской Федерации (на 1 га агролесоландшафта)
Культуры В целом Лесостепь Степь Сухая степь Полупустыня
ц/га % ц/га % ц/га % ц/га % ц/га %
рФ в целом
Зерновые в целом 1,6 10 1,3 9 2,1 11 1,7 14 0,9 12
пшеница озимая 2,6 11 2,2 10 2,9 11 2,7 14 1,6 11
Рожь озимая 1,6 13 1,9 14 1,2 9 1,2 12 0,6 11
пшеница яровая 1,4 12 1,5 11 1,4 13 1,4 15 0,6 13
ячмень яровой 1,7 11 1,4 9 2,2 13 1,6 13 0,8 14
Кукуруза на зерно 2,7 12 - - 2,7 12 - - - -
Просо 1,1 15 - - 1,4 17 1,08 14 - -
Сахарная свекла 18,8 15 16,4 13 24,8 13 - - - -
Подсолнечник 1,6 14 - - 1,7 14 1,1 16 - -
Кукуруза на силос 20,4 16 19,7 15 24,4 16 15,5 19 9,7 15
Однолетние травы 2,7 18 2,4 18 4,2 21 1,9 15 1,2 13
Многолетние травы 2,4 14 1,9 13 3,0 13 2,8 18 1,5 13
Центральный экономический район
Зерновые в целом 2,1 14 2,1 14 - - - - - -
пшеница озимая 2,2 13 2,2 13 - - - - - -
рожь озимая 2,3 19 2,3 19 - - - - - -
пшеница яровая 2,8 20 2,8 20 - - - - - -
ячмень яровой 2,0 14 2,0 14 - - - - - -
Сахарная свекла 20,9 26 20,9 26 - - - - - -
Кукуруза на силос 16,6 16 16,6 16 - - - - - -
Однолетние травы 3,5 19 3,5 19 - - - - - -
Многолетние травы 2,9 16 2,9 16 - - - - - -
Волго-Вятский экономический район
Зерновые в целом 2,1 14 2,1 14 - - - - - -
пшеница озимая 2,2 13 2,2 13 - - - - - -
рожь озимая 2,3 19 2,3 19 - - - - - -
ячмень яровой 2,0 14 2,0 14 - - - - - -
Кукуруза на силос 16,6 16 16,6 16 - - - - - -
Многолетние травы 2,9 16 2,9 16 - - - - - -
Центрально-Черноземный экономический район
Зерновые в целом 3,1 15 3,0 14 3,3 16 - - - -
пшеница озимая 3,0 15 3,0 12 3,2 13 - - - -
ячмень яровой 2,7 12 2,7 15 2,9 18 - - - -
Сахарная свекла 28,3 19 28,3 19 - - - - - -
Кукуруза на силос 24,6 16 23,6 16 28,2 18 - - - -
Поволжский экономический район
Зерновые в целом 1,2 10 1,1 8 1,4 11 1,2 12 0,9 13
пшеница озимая 1,7 12 - - 1,6 11 1,9 14 1,6 14
Рожь озимая 1,1 9 1,2 9 0,8 7 1,2 13 0,8 14
пшеница яровая 1,0 9 0,9 7 0,9 9 1,3 14 0,7 16
ячмень яровой 1,0 9 0,9 6 1,2 10 1,1 11 0,7 13
просо 1,1 15 - - 1,2 14 1,0 18 - -
Подсолнечник 1,2 15 1,2 14 1,2 16 0,8 16 - -
Кукуруза на силос 14,8 15 18,4 15 15,4 15 10,0 17 8,9 15
Однолетние травы 1,4 14 - - 1,6 14 1,7 17 1,3 15
Многолетние травы 1,4 11 1,3 10 1,3 11 2,1 19 1,9 19
Северо-Кавказский экономический район
Зерновые в целом 2,6 11 - - 2,6 10 2,7 14 2,4 15
пшеница озимая 2,8 11 - - 2,8 10 2,8 13 2,5 15
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011
79
ЭКОНОМИКА
Окончание таблицы
Культуры В целом Лесостепь Степь Сухая степь Полупустыня
ц/га % ц/га % ц/га % ц/га % ц/га %
ячмень озимый 2,5 8 - - 2,5 8 2,5 13 - -
кукуруза на зерно 2,7 12 - - 2,7 12 - - - -
ячмень яровой 2,8 13 - - 2,9 12 2,8 15 - -
Сахарная свекла 34,7 17 - - 34,7 17 - - - -
Подсолнечник 2,4 17 - - 2,4 16 2,0 21 - -
Кукуруза на силос 33,5 19 - - 35,5 19 24,8 21 - -
Однолетние травы 3,6 14 - - 3,6 14 - - - -
Многолетние травы 4,3 16 - - 4,6 15 4,0 19 2,5 14
Уральский экономический район
Зерновые в целом 1,4 11 1,3 10 1,5 12 1,5 15 - -
пшеница яровая 1,6 13 1,5 11 1,4 12 1,6 16 - -
ячмень яровой 1,5 11 1,8 13 1,4 10 1,1 11 - -
овес 1,7 11 1,7 11 - - - - - -
Сахарная свекла 16,6 17 16,8 17 16,2 16 - - - -
Подсолнечник 0,8 14 1,0 16 1,0 16 0,8 14 - -
Кукуруза на силос 20,0 16 21,5 15 18,9 15 18,5 21 - -
Многолетние травы 1,6 12 1,9 12 1,5 11 1,3 13 - -
Западно-Сибирский экономический район
Зерновые в целом 1,4 11 1,3 10 1,5 12 1,5 15 - -
пшеница яровая 1,6 13 1,5 11 1,4 12 1,6 16 - -
ячмень яровой 1,5 11 1,8 13 1,4 10 1,1 11 - -
овес 2,2 16 1,7 11 - - - - - -
Сахарная свекла 16,6 17 16,8 17 16,2 16 - - - -
Подсолнечник 0,8 14 1,0 16 1,0 16 0,8 14 - -
Кукуруза на силос 20,0 16 21,5 11,5 18,9 15 18,5 21 - -
Многолетние травы 1,6 12 1,9 12 1,5 11 1,3 13 - -
промыслов, экологического туризма, рекреационного лесопользования и др.
Значимость рекреации при решении вопросов занятости сельского населения обусловлена мультипликационным эффектом, который заключается в том, что в сельских поселениях создаются рабочие места для селян различного уровня квалификации в разных сферах экономики (транспорт, гостиничный бизнес, связь, банки, информатика и др. - всего около 12 подотраслей), сопутствующих этому виду деятельности [2].
Социальные исследования показали, что развитие рекреации позволяет организовать для сельских жителей около 500 тыс. дополнительных рабочих мест (для обслуживания одного отдыхающего требуется организация 3 рабочих мест различных специальностей) и увеличить доходы сельской семьи на 10-15 тыс. руб. (доход хозяина дома от размещения одного отдыхающего в течение недели может составить в среднем более 3 тыс. руб.).
В связи с тем, что рекреационная деятельность позволяет осваивать территории в любых природных зонах как в благоприятный, так и в неблагоприятный периоды года, она может способствовать рациональному использованию трудовых ресурсов сельской местности, особенно с преобладанием сезонного труда: высвобождается часть трудовых ресурсов, приобщившихся к рекреационному хозяйству, решается проблема круглогодичной занятости.
Сельское хозяйство на территориях с высоким рекреационным потенциалом может стать неотъемлемой частью хозяйства рекреационного типа для создания продовольственной базы. Оно должно быть ориентировано на массовое производство малотранспортабельных и скоропортящихся продуктов в объемах, достаточных для удовлетворения спроса отдыхающих на продукты питания. Реализация экологически чистой, натуральной сельскохозяйственной продукции позволит увеличить прибыль сельскохозяйственных предпри-
80
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 6/2011