Научная статья
УДК 338
doi: 10.47576/2949-1908_2023_2_156
ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Садыкова Айгуль Ильдусовна
Государственный университет просвещения, Москва, Россия Патлань Егор Сергеевич
Владимирский государственный университет
имени А. Г и Н. Г Столетовых, Владимир, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены основные индикаторы обеспечения социально-экономической безопасности на примере регионов Южного федерального округа. В числе индикаторов выделены: уровень бедности, уровень реальных доходов населения, уровень безработицы. Отмечается, что рост номинальных доходов граждан не показывает реальной ситуации. С учетом уровня инфляции оказывается, что уровень доходов в действительности падает, что влечет за собой ряд негативных последствий для экономики и создает угрозы экономической безопасности не только отдельного региона, но и страны в целом.
Ключевые слова: социально-экономическая безопасность; индикаторы; уровень реальных доходов населения; уровень инфляции; доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума.
Для цитирования: Садыкова А. И., Патлань Е. С. Индикаторы оценки социально-экономической безопасности региона // Прикладные экономические исследования. 2023. № 2. С. 156-162. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_2_156.
Original article
INDICATORS FOR ASSESSING THE SOCIO-ECONOMIC SECURITY OF THE REGION
Sadykova Aigul I.
State University of Education, Moscow, Russia Patlan Egor S.
Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov, Vladimir, Russia
Abstract. The article considers the main indicators of ensuring socioeconomic security on the example of the regions of the Southern Federal District. The following indicators are highlighted: the level of poverty, the level of real incomes of the population, the level of unemployment. The growth of nominal incomes of citizens does not show the real situation. Taking into account the level of inflation,
it turns out that the level of income is actually falling, which entails a number of negative consequences for the economy and creates a threat to the economic security of not only a particular region, but the country as a whole.
Keywords: socio-economic security; indicators; level of real incomes of the population; inflation rate; share of the population with incomes below the subsistence level.
For citation: Sadykova A. I., Patlan E. S. Indicators for assessing the socioeconomic security of the region. Applied economic research, 2023, no. 2, pp. 156162. https://doi.org/10.47576/2949-1908_2023_2_156.
На сегодняшний день отсутствует единый подход к оценке уровня экономической безопасности региона. Однако своевременное реагирование на возникающие угрозы напрямую зависит от перечня индикаторов оценки экономической безопасности региона. Основными источниками получения данных являются местные органы власти, Федеральная служба государственной статистики. Особая роль при этом должна уделяться определению пороговых показателей индикаторов. «Пороговыми значениями называются предельные величины, при не соблюдающихся значениях которых может быть нарушен нормальный ход в развитии элементов воспроизводства, обусловлено формирование дестабилизирующих тенденций для региона. Следовательно, данные значения могут выступать как система показателей безопасности экономики» [4]. Рассмотрим подробнее основанные индикаторы оценки экономической безопасности региона.
Рассмотрение основных индикаторов целесообразно начать с оценки индикаторов, отражающих уровень жизни населения. Они являются важнейшими элементами в обла-
сти регионального управления [4]. В первую очередь, на наш взгляд, следует рассмотреть долю населения с уровнем среднедушевых доходов ниже величины прожиточного минимума. Индикатор важен для оценки экономической безопасности, поскольку данная категория населения может позволить себе приобретение только предметов первой необходимости и продуктов питания. При этом крупные вложения, такие как покупка автомо -биля, недвижимости или инвестиции, им недоступна даже в перспективе.
В табл. 1 представлены данные о доле населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в регионах Южного федерального округа за 2017-2022 гг. За анализируемый период наблюдалось незначительное снижение индикатора, однако в ряде регионов доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по состоянию на конец 2022 г. была больше, чем среднее значение по стране. Критическая ситуация складывалась в Республике Калмыкии, где индикатор достиг значения 21 %. Наименьшее по округу значение индикатора было зафиксировано в Севастополе и Краснодарском крае (9 %).
Таблица 1 - Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в регионах Южного федерального округа, в % от общей численности населения [3]
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Российская Федерация 12,9 12,6 12,3 12,1 11,0 9,8
Республика Адыгея 13,0 12,8 12,6 12,5 11,5 11,6
Республика Калмыкия 24,3 23,6 23,5 22,7 22,6 21,0
Республика Крым 19,4 17,3 17,2 17,2 16,2 14,5
Краснодарский край 10,9 10,3 10,4 10,4 9,7 9,0
Астраханская область 15,5 15,1 15,5 15,6 15,5 13,8
Волгоградская область 13,6 13,4 12,9 11,9 11,3 9,6
Ростовская область 13,9 13,2 13,3 13,0 12,0 10,5
Город Севастополь 10,9 10,8 11,6 11,0 10,5 9,0
Следующий индикатор оценки социально-экономической безопасности региона, неразрывно связанный с долей населения, имеющего среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума, уровень безработицы. Согласно международной практике данный индикатор должен быть не более 5-8 % [1]. В табл. 2 представлены данные об уровне зарегистрированной без-
работицы в регионах Южного федерального округа. За анализируемый период уровень безработицы в регионах сокращался. Следует отметить, что в Республике Калмыкии уровень безработицы превышает 8 % по итогам 2022 г. В то же время в Краснодарском крае, а также Волгоградской и Ростовской областях уровень безработицы был ниже, чем в среднем по стране.
Таблица 2 - Уровень безработицы (по методологии МОТ) в регионах Южного федерального округа, в % [7]
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Российская Федерация 5,2 4,8 4,6 5,8 4,8 3,9
Южный федеральный округ 6,0 5,6 5,3 6,1 5,1 4,1
Республика Адыгея 8,8 8,6 8,2 8,5 8,3 7,1
Республика Калмыкия 10,0 9,7 9,2 9,6 9,0 8,1
Республика Крым 6,4 6,0 5,6 6,3 5,8 5,0
Краснодарский край 5,7 5,2 4,8 5,7 5,0 3,5
Астраханская область 7,5 7,5 7,6 7,8 7,7 7,0
Волгоградская область 6,0 5,6 5,3 7,6 4,9 3,5
Ростовская область 5,6 5,1 4,8 5,0 4,0 3,5
г. Севастополь 4,6 4,3 3,9 4,6 4,2 3,9
Занятость населения напрямую влияет на уровень доходов населения. В табл. 3 представлены данные об уровне среднедушевых доходов населения регионов Южного федерального округа. Уровень доходов населения рос в течение анализируемого периода. В целом в регионах Южного федерального округа среднедушевые доходы составляют почти 47 тыс. руб., что на 14 % ниже, чем в
среднем по стране. В ряде регионов (Республика Калмыкия, Республика Крым) среднедушевые доходы почти в два раза ниже, чем в среднем по стране, что свидетельствует о существенной дифференциации регионов по уровню доходов населения. За анализируемый период номинальные доходы населения выросли на более чем 48 %.
Таблица 3 - Среднедушевые денежные доходы населения, руб. [6]
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Российская Федерация 37 225 39 111 41 780 43 713 48 173 54 222
Южный федеральный округ 31 447 33 496 35 274 36 897 40 764 46 728
Республика Адыгея 31 083 31 709 33 886 36 641 42 361 45 258
Республика Калмыкия 19 924 22 237 23 291 22 807 24 812 27 226
Республика Крым 21 375 22 983 24 290 26 284 29 434 32 057
Краснодарский край 37 209 40 077 41 435 43 842 48 452 55 382
Астраханская область 26 490 27 672 28 736 28 906 31 898 37 713
Волгоградская область 27 179 28 899 30 862 31 927 35 177 40 076
Ростовская область 32 718 34 670 37 028 38 106 41 771 49 345
г. Севастополь 33 811 32 859 36 218 37 269 40 514 43 131
В то же время данные, представленные в табл. 3 отражают лишь номинальные доходы. Для развития экономики необходимо понимание уровня реальных доходов населения, что представлено в табл. 4. В 2017-
2022 гг. уровень реальных доходов населения в России едва превышал отметку 100 % в 2018, 2019, 2021 гг. По состоянию на конец 2022 г. уровень реальных доходов составлял 98,5 %. В регионах Южного федерального
округа уровень реальных доходов населения способности. При условии роста номиналь-
был ниже 100 % в республиках Калмыкия, ных заработных плат уровень реальных до-
Крым, Астраханской области, г. Севастопо- ходов падает. ле. Это говорит о снижении покупательской
Таблица 4 - Реальные денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации,
в % к соответствующему периоду [8]
Российская Федерация Южный федеральный округ Республика Адыгея Республика Калмыкия Республика Крым Краснодарский край Астраханская область Волгоградская область Ростовская область г. Севастополь
2017 г. 2018 г.
99,8 101,7
99,9 102,2
101,6 102,5
98,8 101,3
106,4 105,9
98,5 102,6
97,1 100,9
98,8 100,1
100,6 102,3
104,1 101,4
2019 г. 2020 г.
101,9 98,6
100,9 99,2
102,6 101,4
102,6 102,4
99,0 99,8
101,1 99,2
100,2 97,1
101,0 99,3
101,2 98,6
101,2 102,9
2021 г. 2022 г.
103,9 98,5
105,5 100,1
107,8 96,9
98,0 95,6
106,3 96,2
107,9 101,0
98,9 97,7
103,1 101,1
103,5 100,8
109,8 99,5
На уровень реальных доходов влияет уровень инфляции в стране. Именно она оказывает влияние на покупательную способность. На рис. 1 представлены данные о динамике инфляции в стране. В 2022 г. уровень инфляции составил почти 12 %. Согласно реализу-
емой Банком России политики таргетирова-ния инфляции ее значение должно быть на уровне около 4 %. Данного значения уровень инфляции достигал только в 2017-2019 гг. По итогам апреля 2023 г. уровень инфляции в годовом исчислении составил 2 %.
Рисунок 1 - Уровень инфляции в России [9]
Для того что уровень реальных доходов граждан хотя бы не менялся, необходимо обеспечить ежегодный прирост номинальных доходов как минимум на уровень инфляции. В таком случае прирост больше уровня инфляции будет свидетельствовать действительно о росте уровня реальных доходов населения. Рост доходов ведет к росту спроса на продукты высокого качества, технику, не-
движимость, автомобили и т. д. В целом такая динамика приводит к экономическому росту, поскольку рост спроса неизбежно ведет к росту предложения, что влечет за собой рост выпуска продукции предприятиями.
Падение реальных доходов населения негативно сказывается на качестве жизни. Растут социальная напряженность и уровень преступности [5]. В табл. 5 представлены
данные по числу зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек. В целом по стране наблюдается постепенное сокращение показателя, в то же время в Южном федеральном округе в анализируемый период наблюдался рост преступности, достигший
Также высокий уровень инфляции, ведущий к сокращению реальных доходов населения, ведет к росту потребности в потребительском кредитовании. В то же время существует прямая зависимость между уровень доходов и возможностью получения кредита. В частности, чем выше доход гражданина, тем больше у него шансов на получение кредита. И наоборот, чем ниже уровень доходов, тем меньше вероятность получения кредита в банке. В результате кредиты для населения с низким уровнем доходов практически недоступны. Это связано с высокими требованиями банков к потенциальным заемщикам, в частности к их платежеспособности, наличию постоянного места работы и отсутствию прочих обязательств. Однако не стоит забывать о микрофинансовых организациях, предоставляющих кредиты без подтверждения доходов «до зарплаты» всем нуждающимся. Также стоит отметить и повышение ключевой ставки Банка России в феврале 2022 г., что привело к повышению процентной ставки по кредитам и, соответственно, снижению их доступности для граждан и предприятий.
Низкий уровень доходов и высокий уровень инфляции не позволяют отдельным гражданам улучшить свои жилищные условия даже в перспективе. Кроме того, низкий уровень доходов отрицательно сказывается на качестве жизни населения, что выражает-
максимума в 2019-2020 гг. Наибольшее число преступлений по итогам 2022 г. зафиксировано в Волгоградской, Ростовской и Астраханской областях. Здесь уровень преступности превышает среднее значение по стране и по федеральному округу.
ся в стесненных условиях проживания и выборе продуктов питания из категории никого качества, отсутствии возможности получения дополнительных (платных) медицинских услуг. Все перечисленные факторы отрицательно отражаются на ожидаемой продолжи -тельности жизни.
Таким образом, основным индикатором социально-экономической безопасности является уровень реальных доходов населения. Для динамичного развития экономики необходимо, чтобы уровень доходов из года в год рос на величину больше уровня инфляции. Несоблюдение данного условия приводит к тому, что уровень доходов населения падает, соответственно, падает покупательная способность, снижается спрос на ряд товаров. Кроме того, следует отметить долю населения со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума. Данная категория населения может приобретать только предметы первой необходимости и продукты питания невысокого качества из бюджетного сегмента. Покупка предметов длительного пользования, тем более движимого и недвижимого имущества, им недоступна. Сокращение реальных доходов населения приводит к снижению доступности образования, невозможности улучшить жилищные условия и, как следствие, росту социальной напряженности и уровня преступности.
Таблица 5 - Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек населения [2; 10]
2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Российская Федерация 1401 1357 1379 1399 1377 1343
Южный федеральный округ 1300 1270 1333 1352 1355 1308
Республика Адыгея 885 903 1017 890 960 881
Республика Калмыкия 1099 1008 1032 1062 1098 1018
Республика Крым 1134 1172 1097 1140 1093 1084
Краснодарский край 1208 1206 1261 1293 1375 1325
Астраханская область 1320 1324 1303 1409 1395 1374
Волгоградская область 1582 1537 1651 1563 1547 1459
Ростовская область 1401 1320 1451 1477 1409 1375
г. Севастополь 1113 921 944 1197 1175 1123
Для обеспечения социально-экономической безопасности, характеризующейся ростом благосостояния населения, развитием промышленности, доступностью механизмов
финансирования и т. д., необходимо обеспечить рост уровня реальных доходов населения на величину больше уровня инфляции.
Списокисточников
1. Кислая Т. Н. Теоретико-методологические подходы к управлению экономической безопасностью региона : монография / под ред. В. Н. Тисуновой. Чебоксары : ИД «Среда», 2021. 152 с.
2. Количество преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/36224 (дата обращения: 01.03.2023).
3. Неравенство и бедность // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (дата обращения: 01.03.2023).
4. Рощупкина А. А., Сидорина Т. В. Система региональных показателей экономической безопасности // Вестник Евразийской науки. 2019. № 3.
5. Рузметов С. А., Нарожняя Т. А. Диагностика и анализ экономической безопасности региона // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 444-445.
6. Среднедушевые денежные доходы населения // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57039 (дата обращения: 01.03.2023).
7. Трудовые ресурсы, занятость и безработица // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 01.03.2023).
8. Уровень жизни // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat. gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 01.03.2023).
9. Уровень инфляции. URL: https://xn—ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn (дата обращения: 01.03.2023).
10. Численность постоянного населения на 1 января // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31557(дата обращения: 01.03.2023).
References
1. Kislaya T. N. Theoretical and methodological approaches to managing the economic security of the region: monograph / edited by V.N. Tisunova. Cheboksary: Publishing house "Wednesday", 2021. 152 p.
2. The number of crimes registered in the reporting period. Federal State Statistics Service. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/36224 (accessed: 01.03.2023).
3. Inequality and poverty. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13723 (accessed: 01.03.2023).
4. Roshchupkina A. A., Sidorina T. V. System of regional indicators of economic security. Bulletin of Eurasian Science. 2019. No. 3.
5. Ruzmetov S. A., Narozhnyaya T. A. Diagnostics and analysis of economic security of the region. Young scientist. 2020. No. 23 (313). Pp. 444-445.
6. Average per capita monetary income of the population. Federal State Statistics Service. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/57039 (date of application: 01.03.2023).
7. Labor resources, employment and unemployment. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (date of application: 01.03.2023).
8. Standard of living. Federal State Statistics Service. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (date of reference: 01.03.2023).
9. Inflation rate. URL: https://xn----ctbjnaatncev9av3a8f8b.xn (date of application: 01.03.2023).
10. Permanent population as of January 1. Federal State Statistics Service. URL: https://www. fedstat.ru/indicator/31557 (accessed: 01.03.2023).
Сведения об авторах
САДЫКОВА АЙГУЛЬ ИЛЬДУСОВНА - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансово-экономического и бизнес-образования, Государственный университет просвещения, Москва, Россия
ПАТЛАНЬ ЕГОР СЕРГЕЕВИЧ - аспирант, Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г Столетовых, Владимир, Россия
Information about the authors
SADYKOVA AIGUL I. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial, Economic and Business Education, State University of Education, Moscow, Russia PATLAN EGOR S. - Postgraduate student, Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov, Vladimir, Russia