Научная статья на тему 'Индикаторы оценки эффективности организации'

Индикаторы оценки эффективности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2456
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / FINANCIAL RESULT / БУХГАЛТЕРСКАЯ ПРИБЫЛЬ / ACCOUNTING PROFIT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИБЫЛЬ / ECONOMIC PROFIT / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / PROFITABILITY / РЕСУРСЫ И ЗАТРАТЫ / RESOURCES AND COSTS / КОЭФФИЦИЕНТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / PROFITABILITY RATIOS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Великая Елена Геннадиевна, Чурко Вадим Вадимович

В статье проведён комплексный анализ показателей оценки эффективности по отечественным и западным методикам и предложен комплекс показателей наиболее оптимальный для отечественной практики..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS TO ASSESS THE EFFECTIVENESS OF THE ORGANIZATION

The article provides a comprehensive analysis of indicators to measure performance on domestic and Western methods and propose the most appropriate set of indicators for domestic practice.

Текст научной работы на тему «Индикаторы оценки эффективности организации»

УДК 336.051

ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

© 2014

Е.Г. Великая, доктор экономических наук, генеральный директор ООО «Леди Доктор» Московский финансово-юридический университет, Москва (Россия) В.В. Чурко, ведущий специалист, аспирант Московского финансово-юридического университета

ФГУП «Охрана» МВД России, Москва (Россия)

Аннотация: в статье проведён комплексный анализ показателей оценки эффективности по отечественным и западным методикам и предложен комплекс показателей наиболее оптимальный для отечественной практики.

Ключевые слова: финансовый результат, бухгалтерская прибыль, экономическая прибыль, рентабельность, ресурсы и затраты, коэффициенты рентабельности.

В рыночной экономике самым главным показателем эффективности работы организации является результативность. Под финансовым результатом понимается обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования.

Финансовые результаты позволяют оценить эффективность предпринимательской деятельности за определенный период (месяц, квартал, год), связанной с извлечением прибыли.

В целом в понятие «финансовый результат» вкладывается следующий экономический смысл:

- превышение (снижение) стоимости произведенной продукции над затратами на ее производство;

- превышение выручки от продаж (стоимости реализованной продукции) над полными затратами, понесенными в связи с ее производством и продажей (реализацией);

- превышение чистой прибыли отчетного периода над понесенными убытками [2, с. 314].

Таким образом, финансовый результат в конечном итоге является финансово-экономической базой приращения собственного капитала предприятия. Кроме того, положительный финансовый результат свидетельствует об эффективном и целесообразном использовании активов предприятия, его основного и оборотного капитала.

Финансовые результаты деятельности предприятий могут быть оценены с помощью абсолютных и относительных показателей. Для обозначения абсолютных показателей результатов деятельности зачастую используется понятие «экономический эффект». Экономический эффект как абсолютный, объемный показатель может суммироваться в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег). В бухгалтерском учете финансовый результат рассматривается как итог деятельности предприятия, выраженный в форме прибыли или убытка, т.е. выражается в виде абсолютного показателя прибыли. Конечный финансовый результат организации в абсолютном выражении включает следующие компоненты:

- финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг);

- финансовый результат от реализации основных средств, материалов и иного имущества организации;

- сальдо внереализационных прибылей и убытков.

Для определения абсолютного финансового результата необходимо сопоставить выручку от реализации продукции (работ, услуг), реализации иного имущества организации, внереализационные доходы с затратами на производство и реализацию продукции (работ, услуг), другими расходами предприятия за рассматриваемый период. Если доходы (выручка) превышают все затраты, то предприятие получает прибыль (положительный финансовый результат), если же затраты превышают доходы (выручку), то образуется убыток (отрицательный финансовый результат); если доходы (выручка) оказываются равными затратам, то имеет место простое возмещение затрат, что соответствует бесприбыльной или безубыточной работе (нулевой финансовый результат).

Однако только по показателю прибыли, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне эффективности деятельности предприятия. Прибыль в 20 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций, иными словами, сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе чаще всего используют относительные коэффициенты.

К числу относительных показателей финансовых результатов (показателей экономической эффективности) принадлежат различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала - собственного, заемного и т.д.). Важное место среди них занимают показатели рентабельности. Их экономический смысл состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля капитала (собственного или заемного), вложенного в предприятие. Значения этих показателей уже нельзя суммировать в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например, при построении уравнений регрессии, однако в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная статистическая характеристика изучаемого явления).

Относительные показатели финансовых результатов крайне важны для оценки эффективности деятельности предприятия, так как именно они измеряют доходность предприятия с различных позиций и позволяют оценить результативность вложенных средств.

Так как относительные показатели финансовых результатов деятельности предприятия являются производными от абсолютных, рассмотрим сначала прибыль предприятия как абсолютный финансовый результат его деятельности.

Прибыль предприятия - основная цель предпринимательской деятельности. Экономическая сущность прибыли относится к сложным и дискуссионным проблемам современной экономической теории. Существует несколько определений прибыли в зависимости от акцентирования внимания на той или иной стороне этого понятия.

С экономических позиций прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной позиции прибыль — это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода [4, с. 591]. В общем виде прибыль можно также определить как разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию как разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции.

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия, его работников и государства в целом.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций. Во-первых,

прибыль является результативным оценочным показателем эффективности деятельности предприятия, так как сам факт прибыльности уже свидетельствует об его эффективной деятельности. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией, она является основным источником прироста собственного капитала. В условиях рыночных отношений собственники капитала и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. Прибыль в рыночной экономике - движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

В-третьих, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений, осуществляются материальное поощрение, предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы. В-четвертых, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различного уровня. Она поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета.

Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию привели к разграничению таких понятий, как «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль.

Под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде.

Экономическая прибыль определяется как разность между рентабельностью вложенного капитала и средневзвешенной стоимостью капитала, позволяя сравнить рентабельность вложенного капитала с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью. Экономическую прибыль можно также определить как разницу между чистой операционной прибылью после налогообложения и величиной вложенного капитала, помноженной на средневзвешенную стоимость капитала. От показателя бухгалтерской прибыли экономическая прибыль отличается тем, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств (источников), а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, учитываемых при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (альтернативных) затрат или затрат отвергнутых возможностей.

Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов предприятия. Положительное ее значение означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, была создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил ей свой капитал.

Существование понятий «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль не означает возможности прямого сопоставления их значений. У каждого показателя может быть своя сфера применения. Более корректной видится их характеристика как взаимодополняющих показателей. Использование показателя экономической прибыли может как подтвердить, так и опровергнуть выводы, сделанные на основе показателя бухгалтерской прибыли и стать причиной дальнейшей аналитической работы. С точки зрения оценки эффекта, показатель экономической прибыли дает более полное по сравнению с показателем бухгалтерской прибыли представление об использовании предприятием имеющихся активов в

силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретным предприятием, с результатом, который обеспечит ему реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств. В связи с этим показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии решения инвестором о своих действиях в отношении ценных бумаг предприятия.

В процессе формирования финансовых результатов деятельности предприятия рассчитываются следующие виды прибыли:

- валовая прибыль (Пв);

- прибыль (убыток) от продаж (П );

- прибыль (убыток) до налогообложения (П );

- чистая прибыль (убыток) отчетного периода (П ).

Валовая прибыль рассчитывается по формуле [3, с.

310]:

П = В - С, (1)

Ёпр '

- выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

С - себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль от продаж рассчитывается по формуле [3, с. 311]:

П= В- С - Р- Р, (2)

пр пр к упр у '

где Рк - коммерческие расходы;

Рупр - управленческие расходы.

Финансовый результат от всех видов обычной деятельности выражается показателем «Прибыль (убыток) до налогообложения», рассчитываемым по формуле [3, с. 311]:

Пдн = П + ПРП -ПРУ +ДУ +ПОД - ПОР +ВРД -ВРР, (3)

где ПРП, ПРУ - проценты к получению, проценты к уплате;

ДУ - доходы от участия в других организациях;

ПОД, ПОР - прочие операционные доходы и расходы;

ВРД, ВРР - внереализационные доходы и расходы.

Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является чистая прибыль (убыток) отчетного периода, рассчитываемая по формуле [3, с. 311]:

П = П + НА - НО - Н , (4)

ч дн и' 4 '

где НА - отложенные налоговые активы;

НО - отложенные налоговые обязательства;

Нп - текущий налог на прибыль.

Чистая прибыль является основным показателем для объявления дивидендов акционерам, а также источником средств, направляемых на увеличение уставного и резервного капитала, капитализации прибыли предприятия.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода характеризует реальный прирост собственного капитала предприятия.

Конечный финансовый результат деятельности предприятия любой организационно-правовой формы хозяйствования выражается бухгалтерской прибылью (убытком), выявленной за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех ее хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского баланса и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н. Согласно данному Положению, конечный финансовый результат отчетного периода отражается в бухгалтерском балансе как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения [1].

Созданные нормативные документы коренным образом изменили подход к методике расчета финансовых

результатов для их отражения в бухгалтерской отчетности и исчисления выручки от продаж товаров, продукции (работ, услуг). В частности для составления бухгалтерской отчетности выручка от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг устанавливается только по их отгрузке и по предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов. Если по договору обусловлен момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией заказчику после момента поступления денежных средств в оплату отгруженной продукции в банк либо в кассу предприятия непосредственно, а также зачета взаимных требований по расчетам, то выручка от продажи такой продукции (товаров) включается в «Отчет о прибылях и убытках» на дату поступления денежных средств (зачета). Аналогичный порядок применяется в отношении выполненных работ и оказанных услуг.

Исключительная важность показателя прибыли обуславливает необходимость его правильного исчисления и анализа. Анализ прибыли будет подробно рассмотрен нами в данной работе.

Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Чтобы определить уровень эффективности работы предприятия, полученную им прибыль необходимо сопоставить с соответствующими затратами.

Различные соотношения прибыли и затрат (или вложенного капитала) принадлежат к числу относительных показателей финансовых результатов деятельности предприятий. Важное место среди них занимают показатели рентабельности. Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Экономическая сущность рентабельности заключается в том, что она показывает сумму получаемой прибыли на рубль затрат. Производные от прибыли относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств и используются в экономических расчетах и финансовом планировании.

Существуют два подхода к оценке экономической эффективности - ресурсный и затратный. В общем виде показатель экономической эффективности (EFF) выражается формулой:

EFF = EF/RC, (5)

где EF - величина экономического эффекта;

ЯС - величина ресурсов или затрат.

Различие между категориями «ресурсы» и «затраты» достаточно очевидно. В частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления.

Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, рентабельность понимается в более широком смысле, нежели эффективность. Неслучайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как об относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (т.е. знаменателями дроби

коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае -показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

Существует множество коэффициентов рентабельности (доходности) в зависимости от того, с чьей позиции пытаются оценить эффективность финансово-хозяйственной деятельности коммерческой организации. Поэтому выбор оценочного коэффициента зависит от алгоритма расчета, точнее, от того, какой показатель эффекта (прибыли) используется в расчетах. Неслучайно в мировой учетно-аналитической практике известны различные интерпретации показателей прибыли, а какого-то единого универсального коэффициента эффективности не существует.

В зависимости от того, с чем сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

- рентабельность инвестиций (капитала);

- рентабельность продаж.

При расчете показателей оценки рентабельности инвестиций (капитала) в качестве базисного показателя берется какой-либо из показателей ресурсов. Все зависит от того, с чьих позиций ведется анализ. Если аналитические расчеты ведутся с позиции самого предприятия, то в качестве обобщающего показателя ресурсов (инвестиций) используется средняя стоимость активов (валюта баланса по активу). С помощью показателя прибыли до вычета процентов и налогов можно сделать оценку общеэкономической эффективности использования совокупных ресурсов коммерческой организации посредством расчета аналитического коэффициента, называемого условно коэффициентом генерирования доходов (ВЕР) [5].

BEP = Pit/A, (6)

где Pit - прибыль до вычета процентов и налогов;

А - стоимостная оценка совокупных активов предприятия (итог баланса по активу).

При проведении аналитических расчетов с позиции собственников предприятия и его лендеров, т.е. физических и юридических лиц, предоставляющих капитал, как правило, используют уже данные об источниках средств, приводимые в пассиве баланса. Логика здесь достаточно очевидна - для этой категории пользователей аналитической информации инвестициями как раз и будет задолженность предприятия перед своими инвесторами. В аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли и прибыли до вычета процентов и налогов. При этом рассчитываются четыре показателя: рентабельность (доходность) совокупного капитала (ROA), рентабельность (доходность) собственного капитала (ROE), рентабельность (доходность) собственного обыкновенного капитала (ROCE) и рентабельность инвестиций (Return on Investments, ROI). Коэффициент ROA рассчитывается по следующему алгоритму:

ROA = (Pn + ATIC)/ Ct (7)

где Pn - чистая прибыль;

Ct - совокупный капитал (итог баланса по пассиву);

ATIC - проценты к уплате в посленалоговом исчислении.

В отличие от показателя ВЕР, в числителе дроби исключена сумма налогов, уплачиваемая в бюджет, иными словами, этот показатель представляет интерес, прежде всего, для инвесторов (владельцы акций и лендеры). Теоретически более правильным является использование в знаменателе дроби совокупной оценки собственного капитала и заемных средств, т.е. алгоритм расчета показателя, характеризующего эффективность совокупного капитала, в этом случае будет иметь следующий вид:

Е.Г. Великая, В.В. Чурко экономическое

ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ... направление

ROTC = (Pn + ATIC)/(Ct - CL) (8)

где CL - краткосрочные пассивы. Коэффициент ROE рассчитывается по следующему алгоритму [6]:

ROE = Pn/E, (9)

где Е - собственный капитал.

Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных владельцев обыкновенных и привилегированных акций. С коэффициентом ROE тесно связан еще один показатель, ориентированный на акционеров, точнее - на владельцев обыкновенных акций. Алгоритм его расчета таков:

ROCE = (Pn - PD)/(E - PS), (10)

где PD — дивиденды по привилегированным акциям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PS - привилегированные акции. Все рассмотренные показатели в той или иной форме уже получили определенную известность и в нашей стране, однако их расчет связан с некоторыми сложностями. В частности, чистую прибыль по данным текущей отчетности точно рассчитать невозможно, поскольку платежи в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, в отчетности не выделяются. Это обстоятельство значительно снижает аналитическую ценность отчета о прибылях и убытках. Таким образом, в рамках внешнего анализа ориентировочное значение чистой прибыли можно рассчитать, вычитая сумму начисленного налога на прибыль из суммы прибыли отчетного периода. Данный алгоритм, конечно, завышает значение искомого показателя; уточнить его можно в рамках внутреннего анализа, дополнительно вычитая платежи в бюджет за счет чистой прибыли.

Экономическая интерпретация приведенных показателей достаточно очевидна. Основное достоинство их состоит в том, что с их помощью можно проводить пространственно-временные сопоставления. Отметим, что ROA и ROE являются основными показателями, используемыми в странах рыночной экономики для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида. В частности, показатель ROE позволяет судить, какую прибыль приносит каждый рубль инвестированного собственниками капитала.

Коэффициенты рентабельности можно исчислять не только по всему объему средств коммерческой организации, но и по ресурсам отдельных видов, в частности основным средствам. Очевидно, что бухгалтерская отчетность содержит необходимую информацию для оценки экономической эффективности использования основных средств. При этом реализуется упоминавшийся нами выше ресурсный подход.

Показателем эффекта также может служить один из показателей прибыли, например чистая прибыль. Величина использованных ресурсов характеризуется средней балансовой стоимостью основных средств. Таким образом, показатель эффективности использования основных средств, отражающий размер чистой прибыли, приходящейся на единицу измерения стоимости основных средств, рассчитывается по формуле:

kRFA = Pn/S, (11)

где S - средняя стоимость основных средств. При расчете второй группы показателей - показателей оценки рентабельности продаж - на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитывают коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом и по отдельным ее видам. В первом случае сопоставляют прибыль от реализации и выручку от реализации в целом, во втором - прибыль от реализации и выручку от реализации по продукции конкретного вида (если такая градация может быть сделана в рамках внутреннего анализа). В западной учетно-аналитической практике можно встретиться с различными вариантами оценки рентабельности продаж в зависимости от того, какой из показателей прибыли заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или 60

чистая прибыль. Соответственно рассчитывают три показателя рентабельности продаж:

- удельную валовую прибыль (синонимы: валовая рентабельность реализованной продукции, валовая маржа, удельный вклад), англоязычный термин - Gross Profit Margin, GPM;

- удельную операционную прибыль (синонимы: операционная рентабельность реализованной продукции, операционная маржа), англоязычный термин - Operating Incarne Margin, OIM;

- удельную чистую прибыль (синонимы: чистая рентабельность реализованной продукции, чистая маржа), англоязычный термин - Net Profit Margin, NPM.

GPM = Валовая прибыль/Выручка от реализации = (S-COGS)/S,

OIM = Операционная прибыль/Выручка от реализации = (S-COGS-OE)/S,

NPM = Чистая прибыль/Выручка от реализации = Pn

/S,

где COGS - себестоимость реализованной продукции;

ОЕ - операционные (управленческие и коммерческие) расходы.

В отечественной аналитической практике чаще всего используется показатель NPM, кроме того, достаточно широко известен в анализе коэффициент рентабельности хозяйственной (основной) деятельности, рассчитываемый как отношение прибыли от реализации к затратам на производство реализованной продукции, которые складываются из себестоимости реализации товаров, продукции, работ и услуг, коммерческих и управленческих расходов.

Финансовый результат деятельности предприятия - это итог хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Различают абсолютные и относительные показатели финансового результата. Абсолютный финансовый результат может выражаться в форме прибыли (превышения доходов над расходами) или в форме убытка (превышения расходов над доходами). С экономических позиций прибыль — это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. Прибыль играет важнейшую, определяющую роль в деятельности коммерческих организаций и является главной целью этой деятельности. В процессе формирования финансовых результатов деятельности предприятия рассчитываются следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, и, наконец, чистая прибыль (убыток) отчетного периода как конечный финансовый результат.

Основными относительными показателями финансового результата деятельности предприятия являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности измеряют доходность или прибыльность предприятия с различных позиций. Экономическая сущность рентабельности заключается в том, что она показывает сумму получаемой прибыли на рубль затрат. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы: рентабельность инвестиций (капитала), притом как активов, так и пассивов, и рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления).

Исключительная важность показателей прибыли и рентабельности обуславливает необходимость их правильного исчисления и анализа. Основной целью анализа финансовых результатов является выявление факторов, вызывающих уменьшение финансовых результатов, то есть снижение прибыли и рентабельности, а также резервов повышения финансовых результатов. Выявление и измерение влияния различных факторов на показатели финансовых результатов деятельности предприятия, а также взаимосвязи между ними осуществляются с помощью различных способов (приемов) и методов. Основными приемами анализа Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 2

финансовых результатов являются чтение отчетности, проведение горизонтального, вертикального, трендового, факторного (коэффициентного) анализа.

При анализе финансовых результатов следует учитывать как интересы конечного потребителя инфомации, получаемой в рамках проводимого анализа, так и некоторые особенности интерпретации результатов этого анализа в зависимости от специфики текущего финансово-хозяйственного управления на предприятии.

Для увеличения рентабельности основной деятельности предприятию необходимо наметить мероприятия по снижению расходов по основным видам деятельности. Для повышения рентабельности собственного капитала следует повышать рентабельность продаж и оборачиваемость активов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» www.consultant.ru (09.05.2011)

2. Богданова Л. С. Финансово-экономический анализ в авиастроении: учебное пособие / Л. С. Богданова, Е. Ф. Ляшко, В. П. Махитько. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 188 с.

3. Великая Е.Г. стратегическое управление в реальном времени: пути выхода из кризиса. - Старый Оскол: «Тонкие наукоёмкие технологии», 2014. - 432 с.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: «Новое знание», 2000. — 688 с.

5. http://www.gks.ru

6. http://www.ruspolymet.ru

INDICATORS TO ASSESS THE EFFECTIVENESS OF THE ORGANIZATION

© 2014

E.G. Velikaya, Ph D, CEO LLC "Lady Doctor" Moscow Financial and Legal University, Moscow (Russia) V.V. Churko, leading expert, graduate student of the Moscow Finance and Law University

FSUE "Protection" the Russian Interior Ministry, Moscow (Russia)

Annotation: The article provides a comprehensive analysis of indicators to measure performance on domestic and Western methods and propose the most appropriate set of indicators for domestic practice .

Keywords: financial result, the accounting profit, economic profit, profitability, resources and costs, profitability ratios.

УДК [631.145:634]:330.341.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПЛОДОПРОИЗВОДЯЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПЛОДОКОНСЕРВНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

© 2014

С.С. Ильясова, аспирант кафедры экономики и организации предприятий АПК

Крымский агротехнологический университет, Симферополь (Крым)

Аннотация: В статье освещены основные положения исследования необходимости создания агропромышленного холдинга как одно из направлений повышения экономической эффективности производства продукции отрасли плодоводства.

Ключевые слова: экономическая эффективность производства плодов, специализация, концентрация, агропромышленный холдинг.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Определение научно обоснованной производственной структуры плодоконсервного холдинга является одной из важных научных и фактических проблем региональной экономики. От того, насколько правильно определена специализация такого объединения и установлены максимальные объемы реализации продукции, зависят основные экономические показатели хозяйственной деятельности - размеры прибыли, уровень рентабельности и производительности труда. В прямой зависимости от этих показателей находится дальнейший рост производства продукции, система материального стимулирования труда, развитие социальной сферы и т.д [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы оптимизации организационно-производственной структуры сельскохозяйственных предприятий нашли свое отражение в научных трудах таких отечественных ученых, как В.А. Кундиуса, Л.А.Мочаловой, В.А. Кегелева, Г.С. Сидорова, Р.Г. Кравченко, А.М. Гатаулина, М.Е. Браславец, А.И. Карасева и других.

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью статьи является обоснование модели функционирования интегрированных плодопроизводящих предприятий с учетом специализации и концентрации как приоритетного направления повышения экономической эффективности производства плодов.

Изложение основного материала исследования с пол-

ным обоснованием полученных научных результатов. Исследования показывают, что внедрение рыночных отношений привели к кризису садоводческой отрасли. Под действием центробежных сил произошел разрыв интеграционных связей с производством, переработкой, хранением и реализацией продукции садоводства.

Нами предложена модель создания районного агропромышленного холдинга на базе профильных предприятий и нескольких садоводческих хозяйств по территориальному признаку. Задача определения оптимальной производственной структуры плодоконсервного холдинга является весьма сложной, так как требует одновременного учета множества факторов и хозяйственных условий. Требуется определить оптимальную структуру производства в агропромышленном холдинге с учетом углубления специализации на продукции садоводства, обеспечивающую получение максимального экономического эффекта при наиболее полном использовании имеющихся, а также дополнительно привлекаемых производственных ресурсов по сельскому хозяйству и промышленной переработке, реализации объемов продукции садоводства в свежем виде и в виде консервов в заданном ассортименте [2]. В качестве основного критерия оптимальности выступает показатель максимума прибыли.

В результате решения задачи определяются:

- размеры площадей многолетних насаждений по видам и сортам;

- объемы производства и реализации продукции и её распределение на реализацию по различным каналам в свежем и переработанном виде по периодам;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.