Научная статья на тему 'О методике рассчета рентабельности'

О методике рассчета рентабельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5702
2231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / УРОВЕНЬ ПРИБЫЛИ / МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗА- ТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов Али Магомедович

Рынок принципиально изменил механизм хозяйствования предприятий, а прибыль стала основной целью и условием дальнейшего развития коммер- ческой организации. Однако в отечественной учебной и научной литературе остались подходы и методики расчета рентабельности, существовавшие в командной экономике, а авторы часто противоречат друг другу. В работе предложена и обоснована методика расчета показателей рентабельности, максимально используя существующую финансовую отчетность с учетом перехода на МСФО. Систематизация показателей рентабельности позволит объективно оценивать и сравнивать эффективность использования ресурсов, потраченных средств и деятельность в целом различных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О методике рассчета рентабельности»

О МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

Магомедов Али Магомедович,

к. э. н., профессор,

почетный работник высшего профессионального образования РФ, Дагестанский государственный институт народного хозяйства,

кафедра «Экономика фирмы» E-mail: ali1955@mail.ru

Аннотация

Рынок принципиально изменил механизм хозяйствования предприятий, а прибыль стала основной целью и условием дальнейшего развития коммерческой организации. Однако в отечественной учебной и научной литературе остались подходы и методики расчета рентабельности, существовавшие в командной экономике, а авторы часто противоречат друг другу. В работе предложена и обоснована методика расчета показателей рентабельности, максимально используя существующую финансовую отчетность с учетом перехода на МСФО. Систематизация показателей рентабельности позволит объективно оценивать и сравнивать эффективность использования ресурсов, потраченных средств и деятельность в целом различных предприятий.

Ключевые слова: прибыль, уровень прибыли, методика расчета показателей рентабельности

Введение

Прибыль конечная цель и условие дальнейшего развития коммерческой организации. Однако полученная сумма прибыли еще ничего не говорит об эффективности функционирования предприятия. Важно и то, что для получения данной суммы прибыли, какие ресурсы были задействованы, сколько средств было при этом потрачено, и какой объем работы был выполнен. Такое сопоставление прибыли с затратами и авансированными вложениями принято называть рентабельностью. Однако в отечественной учебной и научной экономической литературе не выработана единая методика расчета

показателей рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики, а авторы даже признанных учебников часто противоречат друг другу.

Некоторые авторы учебных изданий называют соизмерение прибыли с затратами - нормой рентабельности [1, с.110]. Нормой в экономике принято считать плановую величину и выражение «фактическая норма рентабельности» является некорректным. То же самое, касается и широко распространенного выражения норма прибыли. Правильнее было бы называть это уровнем прибыли, прибыльностью или просто рентабельностью.

С чем сравнивать прибыль?

Во многих работах прослеживается сохранение и перенос методики расчета рентабельности предприятий социалистической экономики, а отдельные авторы учебников рыночной экономики при объяснении природы прибыли придерживаются марксисткой позиции. К примеру, Зайцев Н.Л. пишет: «По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работником материального производства» [2, с.285]. Он же отмечает, что

рентабельность определяется «как отношение балансовой прибыли ......... к

среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств.» [2, с.285].

В командной экономике от предприятий требовалось эффективное использование производственных фондов. К производственным фондам относились основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Как правило, не нормировались денежные средства, находящиеся на счетах банка, т.к. они находились и так в обороте. Поэтому когда речь идет о производственных фондах из оборотных средств туда включали лишь материальные оборотные средства. Поэтому многие и сегодня рассчитывают рентабельность как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств [1, с.111; 4, с.414; 9, с.582]. По сути, они остались на позициях социалистической эконо-

мики. Ковалева А.М. отмечает, что указанный показатель в условиях рынка «трансформировался в показатель рентабельности активов» [5, с.47]. С ней согласны и другие исследователи [7, с.406].

В литературе отмечают так же, что «на практике используются два варианта измерения рентабельности - это отношение прибыли к текущим затратам или к авансированным вложениям» [1, с.110]. Однако следует заметить, что эти два варианта являются не альтернативными, а взаимодополняющими. Более того нельзя ограничиваться лишь этими двумя вариантами и «в основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли ... или к затраченным средствам, или к выручке, или активам» [4, с.414]. Сказанное опять-таки не означает альтернативность указанных вариантов.

Как видно, даже среди авторов известных учебников по экономике предприятия нет единого мнения относительно того, к чему следует отнести прибыль.

Уровень прибыли, или рентабельность ^), следует рассчитать как отношение прибыли к другому количественному показателю, от которого зависит сама сумма прибыли:

R_ Прибыль

Показатель от которого забисит прибыль

На наш взгляд, при определении рентабельности следует придерживаться положения четырех «Р»: ресурсы - расходы - работа - результаты (см. рис. 1).

Рис. 1. Взаимосвязь функционирования и результатов предприятия

Результатом деятельности коммерческой организации является прибыль, работой - выручка от реализации продукции, работ и услуг, расходами

- затраты средств на выполнение работы (на производство и реализацию продукции) и ресурсами - вложенные активы т.е. задействованное в работе имущество. Поскольку прибыль зависит от работы предприятия, а работа от потраченных расходов, а расходы от задействованных ресурсов, рентабельность можно рассчитать как в виде трех групп показателей: рентабельность выручки, рентабельность расходов и рентабельность ресурсов (активов). При этом можно рассчитать прибыльность не только относительно общей суммы ресурсов или расходов, но и их отдельного элемента (рентабельность вложенных активов, собственного капитала, инвестиций, основных фондов, оборотных средств, издержек производства и обращения, трудовых затрат и т.д.).

Учетная информация и виды прибыли

В отечественной практике учет финансовых результатов организован на основе международного стандарта финансовой отчетности (МСФО), используя классификацию затрат по функциональному назначению.

В финансовой отчетности о прибылях и убытках выделяют следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистую прибыль (см. табл. 1) .

Поскольку существуют разные виды прибыли, возникает вопрос: какой вид прибыли использовать при расчете рентабельности?

Между тем, почти все исследователи указывают лишь на два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансовой прибыли; рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

Согласно отчетности формы №2 валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимо-

стью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Формулу валовой прибыли можно представить в следующем виде:

Првал = Выр - Себ, где ПрВАЛ — валовая прибыль фирмы, руб./год,

Выр — выручка (нетто) от продажи товаров;

Себ — себестоимость проданных товаров.

Таблица 1.

Отчет о прибылях и убытках ОАО «Денеб»

Показатели За 2010 г. За 2009 г.

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 1314959 1091932

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (957 907) (807 843)

Валовая прибыль 357052 284089

Коммерческие расходы (35 090) (32 039)

Управленческие расходы - -

Прибыль (убыток) от продаж 321962 252050

Прочие доходы и расходы

Проценты к получению 1825 21865

Проценты к уплате (87 645) (80 173)

Доходы от участия в других организациях - -

Прочие доходы 43179 55268

Прочие расходы (61 386) (66 709)

Прибыль (убыток) до налогообложения 217935 182301

Отложенные налоговые активы 97 41

Отложенные налоговые обязательства (724) (5 019)

Текущий налог на прибыль (47 202) (37 048)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода 170106 140275

*) см. http://www.deneb.ru

Прибыль (убыток) от продаж (ПрПР) представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

Прпр = ПрВАЛ - Рк - Ру, где Рк- коммерческие расходы; Ру - управленческие расходы.

Прибыль (убыток) до налогообложения (ПрдНО) - это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов:

Прдно = ПрПР + Дпр - Рпр,

Прибыль (убыток) до налогообложения, по сути, и является бухгалтерской прибылью.

Чистая прибыль (Пр^) рассчитывается вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль:

Прч = Прдно - Н,

где Н - сумма налога на прибыль.

Какую прибыль на что делить?

На наш взгляд, при расчете рентабельности следует исходить из следующих положений:

a) рентабельность - это отношение той прибыли к тому показателю, от которого зависит данная прибыль;

b) отсутствует универсальный показатель рентабельности и каждый показатель имеет свое функциональное назначение;

c) при расчете рентабельности необходимо максимально использовать существующую финансовую отчетность, а не прибегать к дополнительным и специальным расчетам;

d) рассчитываемые показатели рентабельности должны иметь применение не только внутри фирмы, но и универсальное применение в других фирмах при сравнении их деятельности.

Как видно из предлагаемой нами матрицы расчета рентабельности, по каждому виду рентабельности можно дать четыре варианта расчетов (табл. 2).

Существование каждого из этих вариантов также можно аргументировать. В специальных исследованиях они могут применяться и имеют право на существование.

Так рентабельность производства можно определить отношением балансовой или чистой прибыли к производственной себестоимости. Но величина балансовой и чистой прибыли согласно отчету о прибылях и убытках включает в себя и прибыль не только собственно от производства продукции (работ, услуг), но и от прочих доходов и расходов. Для того чтобы определить

6

чистую прибыль приходящуюся на производственную деятельность фирмы следует проводить специальные расчеты.

Авторы многих исследований предлагают рентабельность производства рассчитывать как отношение прибыли от реализации к себестоимости производства и реализации продукции [8, с.260; 9, с.583].

Таблица 2. Матрица расчета показателей рентабельности

Показатели рентабельно- сти Знаменатели в формуле рентабельности Числители в формуле рентабельности

Вало- вая при- быль Прибыль от реализации Прибыль до налогообложения (балансовая) Чистая при- быль

Рентабельность производства Себестоимость производства +

Рентабельность продукции Полная себестоимость +

Рентабельность продаж Выручка от реализации +

Рентабельность активов Основные фонды +

Оборотные средства

Капитал

Рентабельность собственного капитала Собственный капитал +

Рентабельность трудовых затрат Фонд заработной платы +

Во-первых, если речь идет о рентабельности производства, прибыль следует соотнести лишь к производственной себестоимости, т.е. к себестоимости продукции без затрат на реализацию. Во-вторых, рентабельность производства можно в принципе рассчитать и отношением прибыли от реализации

к производственной себестоимости. Но прибыль от реализации это результат влияния не только производственных затрат, но и коммерческих расходов.

Если из дохода от основного вида деятельности (выручки от реализации) вычесть производственную себестоимость остается валовая прибыль. Чем меньше доля производственной себестоимости в цене товара, тем выше доля валовой прибыли. Таким образом, валовая прибыль напрямую зависит от себестоимости производства, и рентабельность производства ^произ) следует определить как отношение валовой прибыли к себестоимости производства продукции.

Пр вал Rnроиз —----*

Себ

Этот показатель отражает, сколько приходится валовой прибыли в расчете на единицу затрат на производство продукции.

При определении рентабельности производства в расчет принимались лишь расходы на производство. Рентабельность продукции отражает эффективность совокупных затрат на производство и реализацию продукции и потому рентабельность продукции ^пр0д) рассчитывается отношением прибыли от продаж к полной себестоимости, т е. к сумме издержек на производство и реализацию продукции:

л Прпр Прпр

Япрод — —£-^- =------------•

ПСеб Себ+Рк+Ру

Можно рассчитать рентабельность отдельных видов продукции, рентабельность всей товарной продукции и рентабельность всей реализованной продукции. Рентабельность отдельных видов продукции определяется как отношение разницы цены и полной себестоимости к полной себестоимости продукции [1, с.111; 3, с.414]. Рентабельность всей товарной продукции определяется отношением прибыли в расчете на товарный выпуск к себестоимости товарной продукции. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается отношением прибыли от реализации к полной себестоимости реализованной продукции. Неверно будет если рассчитать данный показа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тель отношением прибыли от реализации к выручке, как это делают Грузи-нов В.П. и Грибов В.Д. [1, с.111].

Отношение прибыли от продаж к выручке является рентабельностью продаж ^пр) и отражает эффективность торговой деятельности и рассчитывается так:

и _ Прпр.

Rпр —-----

Выр

При расчете рентабельности продаж не может быть использована балансовая или чистая прибыль, по тем же причинам, что и для рентабельности производства.

Многие экономисты отмечают, что первая группа показателей рентабельности «формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал» [6, с. 280].

Однако, сопоставляя величину полученной прибыли с капиталом (или определенной его частью) не следует иметь в виду окупаемость капитала. Пятов М.Л. отмечет, что «прибыль и актив баланса - это величины несопоставимые исходя из методологии их исчисления» и поскольку активы баланса предназначены для будущих доходов постановка вопроса «сколько копеек прибыли принес рубль затрат» к показателям рентабельности активов неприменима [3, с. 187]. Вместе с тем можно поставить вопрос по-другому -«сколько прибыли приходится на 1 рубль активов» и ответ на этот вопрос будет отражать масштабы бизнеса. Оправданным является и то, что определяют рентабельность не только производственных фондов, но и всех активов. Так непроизводственные фонды предприятия как дом отдыха, жилой дом, детский сад непосредственно не участвует в создании прибавочного продукта, но влияют на его величину через производительность труда работников.

Таким образом, рентабельность активов (и^) в отдельности внеоборотных, оборотных или в совокупности следует рассчитать как отношение

9

балансовой прибыли (прибыли до налогообложения) к соответствующим активам (А).

ЯА _ Прдно .

А

Почему балансовая прибыль, а не прибыль от реализации задействована в расчетах? Дело в том, что активы (заемные и собственные вместе) участвуют в получении всей балансовой прибыли, а не только от продаж. Ну а почему тогда не относят чистую прибыль к активам, как это предлагает А.Д. Шеремет [6, с. 280]?

Чистая прибыль - это прибыль, отстающая предпринимателю после выполнения обязательств перед государственным бюджетом. Чистую прибыль лучше использовать для расчета рентабельности собственного капитала. Для предпринимателя рентабельность собственных средств (Ясс) как отношение чистой прибыли к собственному капиталу (Сс) выступает главным показателем эффективности его деятельности.

ЯСс _ ПРч.

Сс

Доход, вновь созданный на фирме, распадается на три части: для работника (заработная плата), для предпринимателя (чистая прибыль), для государства (налоги). Сумма налогов регулируется налоговой политикой государства и мало зависит от фирмы. Что касается распределения остальной части дохода на фонд заработной платы и прибыли во многом зависит от самой фирмы. Рентабельность трудовых затрат (Ятз) как отношение чистой прибыли к фонду заработной платы (Фзп) отражает распределительные отношения на фирме и определяется по формуле:

Ятз _ ПРЧ.

Фзп

Анализ рентабельности

На примере открытого акционерного общества «Денеб» покажем расчет показателей рентабельности предприятия. Все ОАО обязаны опубликовать свою финансовую отчетность в открытой печати по установленным стандартам. Поэтому предлагаемая методика расчета показателей рентабельности может быть использована с одинаковым успехом на всех предприятиях. Сам расчет показателей рентабельности также можно автоматизировать с помощью хотя бы таблиц Excel.

Таблица 3.

Расчет показателей рентабельности ОАО «Денеб» за 2010 г.

Числители в формуле Знамена- тели в формуле ПрвАЛ Прпр Прдно Прч Показа- тели рента- бельно- сти

357052 321962 217935 170106

Себ 957 907 0,373 RnpOU3

ПСеб 992997 0,324 Rnpod

Выр 1314959 0,245 Rnp

ВА 434962 0,500 rba

ОА 976746 0,223 roa

А 1411708 0,154 Ra

Сс 736252 0,231 RCc

Фзп 62609 2,727 RT3

Как видно из таблицы 3, рассчитаны 8 показателей рентабельности по соответствующим формулам. Значения числителей в формулах рентабельности (валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли) взяты из отчета о прибылях и убытках (табл. 1).

На основе этого же отчета определены следующие знаменатели в формулах рентабельности: себестоимость производства, полная себестоимость и

выручка от продажи продукции. Средние значения активов, определены на основе бухгалтерских балансов.

Полученные коэффициенты рентабельности подтверждают высокую эффективность хозяйственной деятельности открытого акционерного общества. Если же учесть, что в отчетном году процентная ставка составила 12%, то рентабельность собственного капитала 23,1%, говорит о целесообразности данного вида предпринимательства.

Однако полную картину об эффективности бизнеса можно получить, лишь сравнивая с прошлым периодом или деятельностью аналогичных предприятий.

Таблица 4.

Анализ динамики рентабельности ОАО «Денеб»

Показатели рентабельности обозна- чения 2009 г. 2010 г. Индекс измене- ния

Рентабельность производства Кпроиз 0,352 0,371 1,060

Рентабельность продукции Кпрод 0,300 0,324 1,080

Рентабельность продаж Кпр 0,231 0,245 1,061

Рентабельность внеоборотных активов КВА 0,399 0,501 1,253

Рентабельность оборотных активов Кол 0,226 0,223 0,987

Рентабельность активов (средних совокупных) Ял 0,144 0,155 1,069

Рентабельность собственных средств КСс 0,241 0,231 0,958

Рентабельность трудовых затрат Ятз 2,610 2,727 1,044

В таблице 4 дан анализ рентабельности акционерного общества за 2009- 2010 годы. Как видно из данных анализа по всем показателям имеется положительная тенденция роста рентабельности, кроме оборотных активов и собственных средств. Это сигнал для принятия управленческих решений по

ускорению оборачиваемости оборотных средств и оптимизации управления капиталом.

Заключение

Систематизация показателей рентабельности с учетом перехода предприятий на международные стандарты финансовой отчетности имеет важное методологическое значение. Встречающаяся даже в учебной экономической литературе путаница в подходах и показателях расчета рентабельности ставит учащихся в тупиковое положение.

На практике следует использовать три группы показателей рентабельности (рентабельность ресурсов, рентабельность расходов и рентабельность работы предприятия). Ни один из показателей при этом не является универсальным, каждый выполняет определенную функцию. В расчетах следует широко использовать существующую учетную информацию, тем более, когда она соответствует международным стандартам и отражает реальную картину финансового состояния предприятия. Надо иметь в виду, что рентабельность - это отношение той прибыли к тому показателю, от которого зависит данная прибыль.

Проведенный анализ рентабельности ОАО «Денеб» по предложенной методике говорит о ее доступности и практической значимости.

Список литературы

1. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М., 2001.

2. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра- М, 2008.

3. Пятое М.Л. Бухгалтерский учет для принятия управленческих решений. -М.: ООО "1С-Паблишинг", 2009. - 268 с

4. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Инфра- М, 2009.

5. Финансовый менеджмент: Учебник /Под ред. д.э.н., проф. А.М.Ковалевой.

- М.: ИНФРА-М, 2007.

6. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. - М.: "ИНФРА - М", 2009, с. 280

7. Экономика фирмы. Учебник /Под общ. ред. проф. Н.П.Иващенко - М.: ИНФРА - М, 2007. - 528 с.

8. Экономика фирмы. Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

9. Экономика фирмы. Учебник/Под ред. проф. О.И.Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.-601с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.