Научная статья на тему 'Индикаторы бюджетной безопасности местных бюджетов'

Индикаторы бюджетной безопасности местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальные образования / муниципальные финансы / социальная сфера / финансовая безопасность / индикаторы / бюджетная обеспеченность / municipalities / municipal Finance / social sphere / financial security / indicators / budget security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — З. В. Аутлева, Р. Б. Болгучева

Формирование новых социально-экономических условий и не прекращающиеся радикальные преобразования во всех сферах жизни страны вынуждают руководителей муниципальных формирований овладевать навыками отслеживания происходящих процессов, оперативно разрабатывать и принимать эффективные решения и действия для обеспечения устойчивого развития территорий. В условиях жесткого дефицита бюджетных средств большинство муниципальных образований депрессивных республик Северного Кавказа не имеют возможностей обеспечить даже минимальные расходы на социальную сферу, а региональные органы власти и управления не имеют действенных рычагов, позволяющих мобилизовать доходы, особо актуализируются вопросы эффективного использования бюджетных ресурсов. Действительно, вряд ли можно найти хотя бы один региональный орган исполнительной власти, который сможет эффективно реализовать свои управленческие функции, принимать соответствующие управленческие решения, адекватные сложившейся ситуации и т.д., если он не знает, как реализуется бюджет по конкретной статье расходов, каково состояние объекта управления и т.д. Все это говорит о значимости получения на основе анализа объективных сведений о положении финансового обеспечения социальной сферы и определения уровня его устойчивости, установления зависимости между расходами на социальную сферу и доходами местного бюджета, их динамики и т.п. Одним из важных элементов анализа бюджета является комплексный мониторинг социально-экономического состояния муниципального формирования. Такой подход позволяет, в т.ч., рассчитать коэффициенты эластичности расходов отдельно по всем направлениям в зависимости от доходов бюджета, выявить индикаторы бюджетной (финансовой) безопасности местных бюджетов и др. Все это и сподвигло нас взяться за заявленную тему исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF BUDGET SECURITY OF LOCAL BUDGETS

The formation of new socio-economic conditions and continuous radical changes in all spheres of life of the country compel the heads of municipal formations to master the skills of tracking ongoing processes, promptly develop and take effective decisions and actions to ensure the sustainable development of territories. In conditions of severe budget deficit, the majority of municipalities in the depressed republics of the North Caucasus do not have the ability to provide even minimal social expenditures, and regional authorities and administrations do not have effective levers to mobilize revenues, and issues of effective use of budget resources are particularly relevant. Indeed, it is hardly possible to find at least one regional Executive authority that can effectively implement its management functions, make appropriate management decisions that are appropriate to the current situation, etc., if it does not know how the budget is implemented for a specific expenditure item, what is the state of the object of management, etc. All this indicates the importance of obtaining objective information on the situation of financial support for the social sphere and determining the level of its stability, establishing the relationship between social expenditures and local budget revenues, their dynamics, etc. One of the important elements of the budget analysis is a comprehensive monitoring of the socio-economic state of the municipal formation. This approach allows, among other things, to calculate the coefficients of expenditure elasticity separately in all directions depending on budget revenues, to identify indicators of budget (financial) security of local budgets, and so on. All this prompted us to take up the stated research topic.

Текст научной работы на тему «Индикаторы бюджетной безопасности местных бюджетов»

причиной финансовых кризисов в бизнес-структуре, либо вообще приводят к ее банкротству. Качество разработанных и принимаемых управленческих решений зависит от компетенции, опыта руководящего состава, а эффективность таких решений обусловлено успешностью функционирования каждой конкретной предпринимательской структуры, ее конкурентоспособностью.

Источники:

1. Bisuttanova A.A., Zemlyakova N.S., Razzhivin O.A., Udovik E.E., Adamenko A.A. Modem trends in corporate finance management. Espacios. - 2018. - Т. 39. - № 31.

2. Адаменко А.А. Роль стратегического планирования в развитии предпринимательской деятельности / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 24-27.

3. Богдашев И.В. Альтернативы развития экономики знаний в России / И.В. Богдашев, А.А. Адаменко / Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 3 (32). - С. 81-84.

4. Бондаренко С.В. Роль анализа финансовой устойчивости в принятии эффективных управленческих решений / С.В. Бондаренко, О.В. Тахумова // Экономические науки. - 2019. - № 174. - С. 83-88.

5. Кесян, С. В. Проблемы учетно-аналитического обеспечения управленческого учета по бизнес-процессам в сельскохозяйственных организациях / С. В. Кесян, Н. В. Еремина, С. С. Ситайло // Вестник Академии знаний. -2017. - № 3 (22). - С. 85-92.

6. Кузина, А.Ф. Систематизация современной концепции контроллинга / А.Ф. Кузина, Д.А. Кривичев, Р.Г. Дагаргу-лия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 101. - С. 1753-1776.

7. Полонская О.П. Оптимизация аналитического учета финансовых результатов для управленческих целей / О.П. Полонская, К.Г. Коровина // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 1 (30). - С. 283-289.

References:

1. Bisuttanova A.A., Zemlyakova N.S., Razzhivin O.A., Udovik E.E., Adamenko A.A. Modern trends in corporate finance management. Espacios. - 2018. - T. 39. - No. 31.

2. Adamenko A.A. The role of strategic planning in the development of entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 24-27.

3. Bogdashev I.V. Alternatives for the development of the knowledge economy in Russia / I.V. Bogdashev, A.A. Adamenko / Economics and Entrepreneurship. - 2013. - No. 3 (32). - S. 81-84.

4. Bondarenko S.V. The role of financial stability analysis in making effective management decisions / S.V. Bondarenko, O.V. Takhumova // Economic Sciences. - 2019. - No. 174. - S. 83-88.

5. Kesyan, SV Problems of accounting and analytical support of management accounting for business processes in agricultural organizations / SV Kesyan, NV Eremina, SS Sitaylo // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2017. - No. 3 (22). - S. 85-92.

6. Kuzina, A.F. Systematization of the modern concept of controlling / A.F. Kuzina, D.A. Krivichev, R.G. Dagargulia // Poly-thematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2014. - No. 101. - S. 1753-1776.

7. Polonskaya O. P. Optimization of analytical accounting of financial results for management purposes / O.P. Polonskaya, K.G. Korovin // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019. - No. 1 (30). - S. 283-289.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10383

З.В. Аутлева - помощник заместителя Премьер-министра Республики Адыгея, keref_0789@mail.ru,

Z.V. Autleva - Assistant to the Deputy Prime Minister of the Republic of Adygea; Р.Б. Болгучева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», keref_0789@mail.ru,

R.B. Bolgucheva - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Taxes and Taxation, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ingush State University".

ИНДИКАТОРЫ БЮДЖЕТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ INDICATORS OF BUDGET SECURITY OF LOCAL BUDGETS

Аннотация. Формирование новых социально-экономических условий и не прекращающиеся радикальные преобразования во всех сферах жизни страны вынуждают руководителей муниципальных формирований овладевать навыками отслеживания происходящих процессов, оперативно разрабатывать и принимать эффективные решения и действия для обеспечения устойчивого развития территорий.

В условиях жесткого дефицита бюджетных средств большинство муниципальных образований депрессивных республик Северного Кавказа не имеют возможностей обеспечить даже минимальные расходы на социальную сферу, а региональные органы власти и управления не имеют действенных рычагов, позволяющих мобилизовать доходы, особо актуализируются вопросы эффективного использования бюджетных ресурсов.

Действительно, вряд ли можно найти хотя бы один региональный орган исполнительной власти, который сможет эффективно реализовать свои управленческие функции, принимать соответствующие управленческие решения, адекватные сложившейся ситуации и т.д., если он не знает, как реализуется бюджет по конкретной статье расходов, каково состояние объекта управления и т.д.

Все это говорит о значимости получения на основе анализа объективных сведений о положении финансового обеспечения социальной сферы и определения уровня его устойчивости, установления зависимости между расходами на социальную сферу и доходами местного бюджета, их динамики и т.п.

Одним из важных элементов анализа бюджета является комплексный мониторинг социально-экономического состояния муниципального формирования. Такой подход позволяет, в т.ч., рассчитать коэффициенты эластичности расходов отдельно по всем направлениям в зависимости от доходов бюджета, выявить индикаторы бюджетной (финансовой) безопасности местных бюджетов и др.

Все это и сподвигло нас взяться за заявленную тему исследования.

Abstract. The formation of new socio-economic conditions and continuous radical changes in all spheres of life of the country compel the heads of municipal formations to master the skills of tracking ongoing processes, promptly develop and take effective decisions and actions to ensure the sustainable development of territories.

In conditions of severe budget deficit, the majority of municipalities in the depressed republics of the North Caucasus do not have the ability to provide even minimal social expenditures, and regional authorities and administrations do not have effective levers to mobilize revenues, and issues of effective use of budget resources are particularly relevant.

Indeed, it is hardly possible to find at least one regional Executive authority that can effectively implement its management functions, make appropriate management decisions that are appropriate to the current situation, etc., if it does not know how the budget is implemented for a specific expenditure item, what is the state of the object of management, etc.

All this indicates the importance of obtaining objective information on the situation of financial support for the social sphere and determining the level of its stability, establishing the relationship between social expenditures and local budget revenues, their dynamics, etc.

One of the important elements of the budget analysis is a comprehensive monitoring of the socio-economic state of the municipal formation. This approach allows, among other things, to calculate the coefficients of expenditure elasticity separately in all directions depending on budget revenues, to identify indicators of budget (financial) security of local budgets, and so on.

All this prompted us to take up the stated research topic.

Ключевые слова: муниципальные образования, муниципальные финансы, социальная сфера, финансовая безопасность, индикаторы, бюджетная обеспеченность.

Keywords: municipalities, municipal Finance, social sphere, financial security, indicators, budget security.

Для исследования сущности финансово-экономической безопасности используется система специальных критериев, показателей и индикаторов. В специальной литературе, в целом, показатель «финансовая безопасность» определяется как количественная характеристика процесса (явления), которая при достижении определенных значений способна нарушить финансовую безопасность объекта. [2,4,11]

Для проведения объективного исследования финансовой безопасности территорий необходимо создать достаточно полную и представительную систему макроэкономических показателей (индикаторов), посредством использования которых можно точно описать финансово-экономическое положение, уровень использования потенциала, качество жизни населения и т.д.

Эксперты отмечают наличие десятков тысяч специальных показателей для характеристики состояния экономики. Так, например, ученые из ИЭ РАН предложили более 150 показателей для анализа экономической безопасности, обладающих значимой чувствительностью и изменчивостью, что позволяет довольно достоверно информировать соответствующие структуры о возможных рисках при определенных изменениях экономической ситуации.

Одним из характерных свойств индикаторов является их взаимодействие, формирующееся при определенных условиях. При анализе финансовой безопасности аналитиков интересуют не сами показатели, а их пороговые значения, т.е. предельные параметры, нарушение коих не позволяет нормальному (общепринятому) развитию всевозможных элементов воспроизводства, отягощается формированием разрушительных тенденций в рассматриваемой сфере жизнедеятельности. При этом, наивысшую степень безопасности можно достичь лишь в случае, когда вся система анализируемых показателей расположена в рамках заданных границ своих пороговых значений, а пороговые значения любого показателя достигаются без нанесения ущерба другим.

Существует понятие «критический уровень». Он свидетельствует о наступлении полного распада, деградации исследуемой социально-экономической системы и т.д. предупреждает о невозможности продолжения прежнего курса развития. [7,10]

При анализе социальных процессов принято рассматривать два уровня пороговых значений.

К первому уровню относят такие явления, как, приближение к определенным пороговым значениям параметров жизнеобеспечения в социальной сфере и развитии социальных процессов, требующих повышенного внимания.

Ко второму уровню относят достижения опасных значений индикаторов развития негативных процессов, в т.ч. безработицы, алкоголизма и т.д.

Для оценки экономической безопасности хозяйствующих субъектов используется специальная шкала состояния производства:

1. нормальное (исследуемые индикаторы соответствуют заданным пороговым значениям);

2. предкризисное (в случае, если хотя бы один индикатор превысил пороговое значение);

3. кризисное (в случае, если большая часть индикаторов превысила пороговые значения);

4. критическое (когда практически все индикаторы превысили пороговые значения). [2,8,11]

Вместе с тем, эксперты единогласно указывают на сложность определения пороговых значений показателей, т.к. очень высока степень субъективизма при их разработке. И это естественно - что для одних стран является критическим, то для других стран может быть заданной целью...

Однозначно, что пороговые значения нужны, ибо они являются важным инструментарием системного анализа, прогнозирования и планирования социо-эколого-экономического развития. Система пороговых значений давно и убедительно доказала свою практическую значимость в атомной промышленности и др. технических отраслях и объектах.

Она также эффективна и в социально-экономической жизни общества, что требует разработки современной системы соотношений между индикаторами безопасности. Это может касаться определения максимально возможных пределов дефицита бюджета, пределов безработицы, экологических пределов охраны окружающей среды и т.п. [1,6,10]

Говоря о модифицированной концепции финансовой устойчивости местного бюджета, мы ведем речь о способности местных (муниципальных) органов власти с учетом воздействия меняющихся условий окружающей среды управлять бюджетными потоками и формированием их структур таким образом, чтобы в заданном объеме обеспечить исполнение местного бюджета, независимо от других уровней бюджетной системы.

Для оценки уровня финансовой устойчивости местных бюджетов можно использовать балльную оценку, позволяющую при помощи матрицы производить позиционирование состояние безопасности исследуемого бюджета.

При составлении пороговых значений показателей финансовой устойчивости необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ, в т.ч., ст.ст.92, 107 и др.

В ходе нашего исследования ряда муниципалитетов республик СКФО мы увидели, что наибольшая угроза их финансовой безопасности заключается в увеличении глубины дефицитности местных бюджетов за последние три года. Более того, в ряде горных районов он уже превышает критический уровень.

Исходя из индикаторов бюджетной симметрии местных бюджетов и их пороговых значений, мы установили, что несоблюдение ограничений, заданных Бюджетным кодексом РФ, не только снизило устойчивость местных бюджетов (в основном из-за превышения показателя долговой нагрузки), но и нарушило единое правовое пространство в области межбюджетных отношений. [3,5]

Для повышения возможностей муниципальных образований выстраивать свои доходы целесообразно использовать группу индикаторов доходного потенциала, в частности, характеризующих удельный вес собственных доходов; собственные доходы бюджета на душу населения; исполнение бюджета муниципального образования по доходам и др.

Такой подход позволяет выделить собственные налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов. Надо помнить, что для выбора индикатора, наиболее объективно и полно отражающего фактическое положение местного бюджета, необходимо рассчитать значительный объем эмпирического материала.

Другая группа оценочных показателей, объединенных признаком бюджетной обеспеченности, называется «группа индикаторов бюджетной обеспеченности». Сюда входят такие индикаторы как сбалансированность бюджета (речь идет о соответствии расходов бюджета его доходам); бюджетная обеспеченность по расходам на социально-культурные мероприятия в расчете на 1 жителя; эластичность социально значимых расходов по отношению к доходам бюджета и др.

Наиболее приоритетными направлениями любого муниципалитета является комплекс базовых составляющих социальной сферы, таких как организация здравоохранения, образования, культуры, системы социального обеспечения, ЖКХ.

Существует множество теоретических моделей построения социальной политики, таких как патерналистская, социалистическая, шведская и др. в целом, они отличаются друг от друга степенью вмешательства государства в социальную сферу жизни общества, социальную защищенность населения, свободу социального выбора и т.д.

Эксперты отмечают, что, хотя в стране последние 15-20 лет широко декларируется курс на развитие социально-ориентированной рыночной экономики, тем не менее, на самом деле есть все признаки формирования монетаристской модели. Это проявляется и в неэффективности действующей национальной хозяйственной системы, и в ненадлежащей бюджетной обеспеченности населения, и в экономической слабости государственной власти.

Примечательно, что на сегодня большая часть вопросов развития и реализации социальной политики передана с федерального уровня на региональный уровень в ведение местных бюджетов. Причем, без соответствующего финансирования.

Отсюда, нарастающий уровень дотационности муниципальных образований (особенно, горных районов республик СКФО) вынуждает их расширить круг своих обязанностей, причем, и в т.ч., не подкрепленных соответствующим ростом обеспечения расходных статей местных бюджетов.

Построение эффективной модели управления местным бюджетом сопряжено с осуществлением мониторинга его финансовой безопасности при помощи рассмотренных выше индикаторов. Однако, на наш взгляд, ряд

существенных финансовых проблем муниципальных формирований не является временным и не зависит от возможностей муниципалитетов, а порожден самой концепцией реформ. Наличие жесткого унифицированного (однообразного) варианта построения территории и полномочий муниципальных образований однозначно усиливает иждивенческие настроения касательно решения проблем финансового обеспечения муниципалитетов, возрождает подходы, сопряженные с предоставлением финансовых гарантий на принципах создания «единых социальных стандартов» и иных подобных патерналистских механизмов в исследуемой сфере, что, безусловно, противоречит подходам, заложенным в самой концепции реформ.

В качестве примера пополнения доходной части муниципальных бюджетов малоземельных республик Юга России можно рассмотреть систему обложения земельным налогом.

В качестве налогооблагаемой базы выступает кадастровая стоимость земельных участков. Особенностью земельного налога и арендной платы является сезонность - до 2/3 поступлений - оплаты. Более того, в соответствии с земельным налогом юридические лица имеют права уплачивать большую часть основных платежей в декабре отчетного и даже в январе следующего года. Органы местного самоуправления муниципалитетов не получают этих отчислений, что делает их не заинтересованными в совершенствовании администрирования данного дохода и т.д.

Все вышеизложенное позволяет говорить о необходимости закрепления за местными бюджетами части поступлений по земельному налогу (не меньше 50%), не менее 10% отчислений по НДФЛ. Местные органы власти должны наладить строгий финансовый контроль за деятельностью муниципальных унитарных предприятий и научиться качественно управлять муниципальной собственностью. Все это можно рассматривать в качестве серьезного резерва пополнения доходов местных бюджетов и формирования их финансовой устойчивости.

Источники:

1. Александрова А. Неравномерность развития муниципальных образований //Вопросы экономики. - 2015. - №8. -С.97-105

2. Бендиков М. Экономическая безопасность наукоемких производств //Вопросы экономики. - 1999. - №9. - С.119-125

3. Давыдова Л.В. Направления стимулирования экономической активности муниципальных образований //Финансы и кредит. - 2006. - №6. - С.65-68

4. Едронова В.Н. Содержание понятия «устойчивость региональной финансовой системы» //Финансы и кредит. -2005. - №15. - С.2-8

5. Мальцева Н.Г. Система индикаторов финансовой сферы экономики России //Вопросы статистики. - 2006. - №5. -С.14-24

6. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

7. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

8. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

9. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. - №8. -С.73-75

10. Соляникова С.П. Ответственная бюджетная политика в условиях высокого уровня неопределенности: правила разработки и критерии оценки //Инновационное развитие экономики. - 2016. - №3. - С.91-96

11. Цифрова Р.-М.,В. Управление рисками как фактор повышения финансовой устойчивости экономических систем //Омский научный вестник. - 2009. - С.87-91

References:

1. Alexandrova A. Uneven development of municipalities //Questions of Economics. - 2015. - No.8. - P. 97-105

2. Bendikov M. Economic security of high-tech industries //Questions of economy. - 1999. - No.9. - P. 119-125

3. Davydova L.V. Directions of stimulating economic activity of municipalities / / Finance and credit. - 2006. - No.6. - Pp. 65-68

4. Edronova V. N. Content of the concept "stability of the regional financial system" / / Finance and credit. - 2005. - No.15. -P. 2-8

5. Maltseva N. G. System of indicators of the financial sphere of the Russian economy //Questions of statistics. - 2006. - No.5. -P. 14-24

6. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16

7. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0

8. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167

9. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75

10. Solyanikova S. P. Responsible budget policy in conditions of high level of uncertainty: rules for development and evaluation criteria //Innovative development of the economy. - 2016. - No.3. - P. 91-96

11. Tsifrova R.-M.V. Risk Management as a factor of increasing the financial stability of economic systems //Omsk scientific Bulletin. - 2009. - Pp. 87-91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.