Научная статья на тему 'Индикативное планирование как инструмент устойчивости финансовой системы'

Индикативное планирование как инструмент устойчивости финансовой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
государственные и муниципальные финансы / бюджетный процесс / ориентированность на результат. / state and municipal finances / budget process / result orientation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М. С. Яндиева, Т. А. Юсупова

Одной из ключевых составляющих финансовой системы выступают финансы предприятий. Развитие рыночных отношений обусловило необходимость кардинального изменения форм устоявшихся взаимоотношений государственных структур и предприятий и управления ими в условиях постоянного усложнения взаимосвязей между всеми звеньями финансовой системы. Перестройка социально-экономического устройства России сопровождалась изменением подхода к планированию, и даже практически абсолютному отходу от применения традиционных методов планирования. В современных реалиях в условиях возрастающей конкуренции развитие любой территории не может обойтись без активного задействования эффективных методов стратегического планирования. Смена директивного государственного планирования на рыночное планирование выдвинула комплекс новых задач, заставила вырабатывать и использовать новые механизмы координации эффективных действий и экономических интересов всех субъектов хозяйствования, в т.ч. и интересы государства. Такой подход позволяет оценить предлагаемые модели планирования регионального развития, комплекс программ социально-экономического развития регионов и т.п. Эксперты отмечают, что острая нехватка средств в большинстве регионов сверх определенного уровня крайне негативно сказывается на эффективности их задействования, ибо в регионах осознают тщетность своих усилий. Действительно, невозможно в условиях отсутствия минимума необходимых финансовых ресурсов для обеспечения бюджетных расходов говорить о надлежащей реальной ответственности. Опыт прошлых лет показывает, что в качестве основы культуры бюджетной ответственности выступают своевременное и достаточное выделение финансовых средств и надлежащий контроль за их использованием. В этих условиях, на наш взгляд, государственная поддержка регионов должна быть в наибольшей степени направлена на стимулирование их устойчивого экономического развития. Мы убеждены, что ориентированность региональных и, особенно, муниципальных бюджетов на максимальное налоговое самообеспечение может и должно выступить в качестве дополнительного стимула деятельности местных администраций по устойчивому развитию финансово-экономического, производственного и инновационного потенциала своих территорий. Все вышесказанное и поступило основой и мотивом нашего исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATIVE PLANNING AS A TOOL FOR FINANCIAL SYSTEM STABILITY

One of the key components of the financial system is enterprise Finance. The development of market relations has made it necessary to radically change the forms of well-established relationships between state structures and enterprises and their management in the conditions of constant complication of relationships between all parts of the financial system. The restructuring of the socio-economic structure of Russia was accompanied by a change in the approach to planning, and even an almost absolute departure from the use of traditional planning methods. In modern realities, in conditions of increasing competition, the development of any territory can not do without the active use of effective methods of strategic planning. The change of Directive state planning to market planning has put forward a set of new tasks, forced to develop and use new mechanisms for coordinating effective actions and economic interests of all economic entities, including the interests of the state. This approach allows us to evaluate the proposed models of regional development planning, a set of programs for socio-economic development of regions, etc. Experts note that the acute shortage of funds in most regions beyond a certain level has a very negative impact on the effectiveness of their use, because the regions are aware of the futility of their efforts… Indeed, it is impossible to talk about proper real responsibility in the absence of a minimum of necessary financial resources to ensure budget expenditures. Past experience has shown that a culture of fiscal responsibility is based on the timely and sufficient allocation of funds and proper monitoring of their use. In these conditions, in our view, state support for regions should be most directed at stimulating their sustainable economic development. We are convinced that focusing regional and, especially, municipal budgets on maximum tax self-sufficiency can and should act as an additional incentive for local administrations to develop their territories ' financial, economic, industrial and innovative potential in a sustainable manner. All of the above was the basis and motive of our research.

Текст научной работы на тему «Индикативное планирование как инструмент устойчивости финансовой системы»

10. Rumyantseva M. B. Applicability of the production function to the analysis of enterprises // Vestnik INZHEKONA. Series: Economics. 2011, No5. pp. 440-463.

11. Adamenko A.A., Zhelyabovskaya K.V. The main development trends of the banking sector in the Russian Federation // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019, No. 2 (31). Pp.263-265.

12. Vasilyeva N.K., Voronin V.S., Uvarova D.Ya. Improving the competitiveness of regional banks in modern conditions // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019, No. 6 (35). Pp.363-369.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10218

М.С. Яндиева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», mbc_@mail.ru,

M.S. Yandieva - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Finance and credit, Ingush state University;

Т.А. Юсупова - ассистент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,

Yusupova Taus Alvievna, assistant of the Department of Management, Chechen State University.

ИНДИКАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УСТОЙЧИВОСТИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ INDICATIVE PLANNING AS A TOOL FOR FINANCIAL SYSTEM STABILITY

Аннотация. Одной из ключевых составляющих финансовой системы выступают финансы предприятий. Развитие рыночных отношений обусловило необходимость кардинального изменения форм устоявшихся взаимоотношений государственных структур и предприятий и управления ими в условиях постоянного усложнения взаимосвязей между всеми звеньями финансовой системы.

Перестройка социально-экономического устройства России сопровождалась изменением подхода к планированию, и даже практически абсолютному отходу от применения традиционных методов планирования.

В современных реалиях в условиях возрастающей конкуренции развитие любой территории не может обойтись без активного задействования эффективных методов стратегического планирования. Смена директивного государственного планирования на рыночное планирование выдвинула комплекс новых задач, заставила вырабатывать и использовать новые механизмы координации эффективных действий и экономических интересов всех субъектов хозяйствования, в т.ч. и интересы государства.

Такой подход позволяет оценить предлагаемые модели планирования регионального развития, комплекс программ социально-экономического развития регионов и т.п.

Эксперты отмечают, что острая нехватка средств в большинстве регионов сверх определенного уровня крайне негативно сказывается на эффективности их задействования, ибо в регионах осознают тщетность своих усилий. Действительно, невозможно в условиях отсутствия минимума необходимых финансовых ресурсов для обеспечения бюджетных расходов говорить о надлежащей реальной ответственности. Опыт прошлых лет показывает, что в качестве основы культуры бюджетной ответственности выступают своевременное и достаточное выделение финансовых средств и надлежащий контроль за их использованием.

В этих условиях, на наш взгляд, государственная поддержка регионов должна быть в наибольшей степени направлена на стимулирование их устойчивого экономического развития. Мы убеждены, что ориентированность региональных и, особенно, муниципальных бюджетов на максимальное налоговое самообеспечение может и должно выступить в качестве дополнительного стимула деятельности местных администраций по устойчивому развитию финансово-экономического, производственного и инновационного потенциала своих территорий.

Все вышесказанное и поступило основой и мотивом нашего исследования.

Abstract. One of the key components of the financial system is enterprise Finance. The development of market relations has made it necessary to radically change the forms of well-established relationships between state structures and enterprises and their management in the conditions of constant complication of relationships between all parts of the financial system.

The restructuring of the socio-economic structure of Russia was accompanied by a change in the approach to planning, and even an almost absolute departure from the use of traditional planning methods.

In modern realities, in conditions of increasing competition, the development of any territory can not do without the active use of effective methods of strategic planning. The change of Directive state planning to market planning has put forward a set of new tasks, forced to develop and use new mechanisms for coordinating effective actions and economic interests of all economic entities, including the interests of the state.

This approach allows us to evaluate the proposed models of regional development planning, a set of programs for socio-economic development of regions, etc.

Experts note that the acute shortage of funds in most regions beyond a certain level has a very negative impact on the effectiveness of their use, because the regions are aware of the futility of their efforts... Indeed, it is impossible to talk about proper real responsibility in the absence of a minimum of necessary financial resources to ensure budget

expenditures. Past experience has shown that a culture of fiscal responsibility is based on the timely and sufficient allocation of funds and proper monitoring of their use.

In these conditions, in our view, state support for regions should be most directed at stimulating their sustainable economic development. We are convinced that focusing regional and, especially, municipal budgets on maximum tax self-sufficiency can and should act as an additional incentive for local administrations to develop their territories ' financial, economic, industrial and innovative potential in a sustainable manner.

All of the above was the basis and motive of our research.

Ключевые слова: государственные и муниципальные финансы, бюджетный процесс, ориентированность на результат.

Keywords: state and municipal finances, budget process, result orientation.

Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике позволяет утверждать, что в числе перспективных направлений повышения эффективности государственных и муниципальных финансов, выступают в большей мере не мероприятия совершенствования технических аспектов бюджетного процесса (в виде ускорения отдельных этапов бюджетного процесса, исследования комплекса формализованных методик, использования комплекса формализованных методик, использования долгосрочных нормативов и т.д.), а совершенствование механизмов финансирования оказываемых государством и муниципальными образованиями услуг, и в первую очередь, производить финансирование по конечным результатам.

Надо отметить, что бюджетирование, ориентированное на конечные результаты, в сравнении, например, с затратным принципом финансирования расходов, имеет ряд существенных преимуществ, в т.ч. ее ориентированность на обеспечение социально-значимых результатов, сосредоточенность на рациональное использование средств, большая возможность осуществления долгосрочных программ и соответствующих отраслевых министерств и ведомств. [1,4,6]

Бюджетирование, ориентированное на конечные результаты, при формировании новой (более эффективной) парадигмы бюджетного механизма, должно (как минимум) позволить:

- повысить результативность расходов посредством экономии бюджетных средств (избавиться от отдельных видов избыточных расходов с последующим перераспределением и сосредоточением ресурсов на решение наиболее проблемных для общества задач);

- повысить результативность расходов обособленных распорядителей и получателей бюджетных средств путем повышения качества отраслевого планирования и реализации бюджета;

- повысить эффективность управления расходами посредством ухода от планирования и контроллинга за исполнением бюджета по расходам к построению бюджета и контроллинга за его исполнением по целям, задачам и функциям государства;

- улучшить качество социально-экономического и бюджетного планирования посредством изменения концепции управления государственными финансами.

Все вышеизложенное позволяет рассматривать бюджетирование, ориентированное на конечные результаты, в качестве высокоэффективного инструмента наращивания результативности общегосударственных и муниципальных расходов, меняющего в принципе не только содржание всех этапов бюджетного процесса, но и саму парадигму стратегического управления общественными финансами.

В специальной литературе имеется множество разработок касательно индикативного планирования. Оно рассматривается как эффективный способ регулирования социально-экономических процессов посредством установления приоритетных целей развития производства и построения государством финансовых и иных стимулов для коммерческих структур, функционирующих в соответствии с рекомендациями госструктур.

Система индикативного управления эффективно проявляется при согласовании таких процессов, как:

- планирование, представленное в бюджетных планах, прогнозах и государственных программах;

- планирование, воплощаемое в бюджетных планах, прогнозах и программах регионального и местного планирования;

- планирование отраслей и подотраслей территориальных производственных комплексов.

Проводимые последние три десятилетия в российской Федерации должны были обеспечить структурную

перестройку экономики национального хозяйства. Вместе с тем, надо признать, что до сих пор сформированные рыночные структуры не в состоянии организовывать эффективное размещение производственных ресурсов в рамках развивающихся рыночных отношений и подготовить необходимую базу обеспечения экономического роста.

Не секрет, что наибольший удельный вес экономического роста (по оценкам экспертов до 60%) в нашей стране все еще приходится на сырьевые отрасли, и в первую очередь, на углеводороды. Также надо признать, что действующая модель государственных финансов все еще носит переходный характер, основанный на сохранении продолжающейся выгодной конъюнктуры мировых рынков для российской продукции, с обеспечением основной доли доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации от экспортно-ориентированного сырьевого сектора экономики, а также крайне увеличившейся нагрузки на финансы регионов. [3,7,10]

Однако, надо отметить, что и в таких условиях российская экономика обладает достаточным количеством внутренних резервов, чтобы сформировать положительную динамику. Безусловно, что возможности

эффективного решения наиболее значимых региональных проблем устойчивости экономического роста и структурных преобразований, повышения качества жизни населения сопряжены с обеспеченностью финансовыми ресурсами территорий. Эта обеспеченность зависит, в первую очередь, от уровня финансового положения хозяйствующих субъектов данного региона, от массы создаваемых ими доходов - прибыли.

Процесс стратегического управления финансовыми потоками, и в первую очередь, входящими в систему бюджетных отношений, является главной функцией государственных структур. Реализуемая государственная политика целенаправленной поддержки экономического роста, необходимость постоянного стимулирования инвестиционной постоянного стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности актуализирует существенное повышение роли государства, а также значение прогнозирования и планирования развития региональной социально-экономической системы.

В индикативном плане отражаются среднесрочные цели развития экономики территории, комплекс прогнозных показателей, блок концептуальных алгоритмов реформирования структурных пропорций и др. Главным содержанием индикативного плана является формулировка приоритетных государственных экономических задач на плановый период; детализация заданных задач касательно инвестирования и перераспределения госдоходов с отражением источников финансирования капитальных вложений и соответствующих государственных мероприятий (в т.ч. таких, как бюджетные субвенции, государственное кредитование, льготное финансирование и др.) [2,5,8]

Индикативному планированию присущ рекомендательный характер, ориентированность на реализацию конкретной программы, задействование комплекса мер господдержки. Как видно из изложенного, индикативные планы принципиально отличаются от планово-директивных, они не содержат в себе обязательных заданий, распоряжений и формируются с учетом и активным участием бизнес-структур, научного сообщества и населения. Иными словами, можно говорить о том, что индикативное планирование не мешает свободе целеполагания самостоятельных предприятий, а выполняет лишь функцию определенного ориентира, указывающего наиболее перспективное направление.

По уровню универсальности и широте воздействия совокупность инструментариев регионального регулирования можно свести к двум группам:

- комплекс общеэкономических регуляторов (макроинструментов), воздействующих на поведение большинства предприятий региона;

- комплекс регуляторов адресного (точечного) воздействия (микроинструментов).

Эксперты отмечают, что усиливающаяся асимметрия распределения доходов, крайне низкий уровень доходов у большей части населения, концентрирование совокупных средств у небольшой группы людей резко снизили совокупный потребительский спрос, и сделали его односторонним.

Все это, однозначно, крайне негативно сказывается на развитии реального сектора экономики национального хозяйства. При этом, также надо отметить, что увеличивающееся социальное и экономическое расслоение населения уже стало одной из наиболее значимых проблем большинства субъектов РФ. Экстенсивная схема развития экономики национального хозяйства не позволяет говорить об удвоении основного макроэкономического показателя ВВП (ВРП) как для РФ, так и для ее субъектов, что непрерывно декларируется на всех уровнях власти.

В этих условиях, на наш взгляд, национальной идеей страны может стать построение конкурентоспособного государства. Для этого необходимо, в первую очередь, улучшить деловой климат и усилить конкуренцию в России.

Наращивание эффективности финансовой системы невозможно без учета экономических и социальных интересов гражданского сообщества. Это подтверждает необходимость и актуальность разработки взаимосвязанной системы научно-обоснованных программ и прогнозов, направленных на обеспечение стратегического со-цио-эколого-экономического планирования как на макроуровне, так и в регионах и муниципальных образованиях. [1,5,9]

Реализация современной региональной финансово-экономической политики требует научиться на местах эффективно прогнозировать территориальное социально-экономическое развитие; активизировать госучастие в развитии объектов экономической и социальной сферы в субъектах РФ; эффективно размещать госзаказы; организовать организационную, правовую, информационную поддержку регионов в ряде областей деятельности, где компетенции и возможности региональных органов власти и управления недостаточны или ограничены; применять экономические механизмы и регуляторы.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что для преодоления сырьевой направленности экономики национального хозяйства необходимо наличие развитого финансового рынка и эффективной банковской системы, мобилизованных в активную денежно-кредитную и бюджетную политику государства. Такое положение позволит России успешно противостоять колебаниям мировых цен на углеводороды, провести диверсификацию индустриальной базы страны, нейтрализовать влияние ценовых шоков на производителей и потребителей, уйти от угроз воздействия внешних конъюнктурных факторов.

Источники:

1. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ,2004. - 365 с.

2. Вак Хорн Дж. К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика,2003. - 800 с.

3. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. - М.: «Дашков и К»,2012. - 340 с.

4. Грязнова А.Г. Финансы: учебник. - М.: Финансы и статистика,2015. - 504 с.

5. Иванова Т.Б. Региональная финансовая инфраструктура и активизация инвестиционного процесса: Монография. - Волгоград: Изд-во ВАГС,2003. - 216 с.

6. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

7. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. -№8. - С.0

8. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

9. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. - №8. -С.73-75

10. Сенчагов В.К. Формирование национальной финансовой стратегии России: путь к подъему и благосостоянию. - М.: Изд-во «Дело»,2004. - 416 с.

11. Далгатов Ш.А. Разработка приоритетных направлений повышения эффективности задействования государственных и муниципальных финансов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28(2). - С. 91-95.

12. Мейриева М.А. Стратегические приоритеты построения муниципальных финансов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 28(2). - С. 160-163.

References:

1. Afanasiev M. P. Fundamentals of the budget system. Moscow: Publishing house of the higher school of Economics, 2004, 365 p.

2. Vak Horn, J. K. Fundamentals of financial management, Moscow: Finance and statistics, 2003, 800 p.

3. Godin A.M., Podporina I. V. Budget and budget system of the Russian Federation, Moscow: "Dashkov & K", 2012. -

340 p.

4. Gryaznova A. G. Finance: textbook. - Moscow: Finance and statistics, 2015. - 504 p.

5. Ivanova T. B. Regional financial infrastructure and activation of the investment process: Monographi. - Volgograd: Vags Publishing house, 2003. - 216 p.

6. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of knowledge //Izvestiya Kabardino-Balkar scientific center of the Russian Academy of Sciences, 2007. - No.3. - P.16

7. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - №8. - P. 0

8. Misakov V. S., Baiduev I. Z., Gendugov S. Z. Functional cost analysis as a method of system research //Izvestiya Orenburg state agrarian University. - 2015. - №22-2. - P. 167

9. Musaev M. M., Musayeva H. M., Misakov V. S. Some approaches to integrating economic and statistical research methods for conducting functional and cost analysis / / Financial Economics. - 2018. - №8. - Pp. 73-75

10. Senchagov V. K. Formation of the national financial strategy of Russia: path to recovery and prosperity. - Moscow: Delo Publishing house, 2004. - 416 p.

11. Dalgatov Sh.A. Development of priority areas for increasing the efficiency of involving state and municipal finances // Humanities Studies. - 2020. - No. 28 (2). - S. 91-95.

12. Meirieva M.A. Strategic priorities for building municipal finance // Humanities Studies. - 2020. - No. 28 (2). - S. 160163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.