Научная статья на тему 'Формирование финансовой устойчивости местных бюджетов'

Формирование финансовой устойчивости местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
муниципальные финансы / межбюджетные отношения / финансовое обеспечение / местное самоуправление / местный бюджет / финансовая устойчивость. / municipal Finance / inter-budgetary relations / financial security / local government / local budget / financial stability

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Э. Х. Хафизов, А. Б. Фиапшев

Преобразования структуры местного самоуправления в Российской Федерации сопровождаются изменением методов построения финансовых ресурсов муниципальных формирований, предполагающим, в первую очередь, обеспечение финансовой устойчивости бюджетов территорий. Вместе с тем, надо признать, что и в сегодняшних реалиях муниципальные органы власти не обладают финансовой самостоятельностью, что продолжает сохранение тенденции их зависимости от финансовой поддержки субъектов РФ. Для того, чтобы обеспечить эффективное социально-экономическое развитие муниципальных образований, повысить качество оказываемых населению услуг и т.п., необходимо повседневно решать множество проблем достижения финансовой устойчивости и безопасности местных бюджетов. Трудно переоценить роль местных бюджетов в муниципальной России, ибо именно они ежедневно мобилизуют и расходуют финансовые ресурсы на реализацию основных положений государственной социальноэкономической политики, в т.ч. задач жизнедеятельности муниципалитетов. При этом, в качестве систематизирующего элемента финансовых ресурсов территорий муниципального формирования выступает местный бюджет. Основным предназначением местного бюджета является то, что отражает комплекс экономических, социально-политических и организационных решений муниципальных органов власти касательно задач местного значения. Такое положение, безусловно, актуализирует необходимость научного исследования и разработки системы показателей финансовой устойчивости местного бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FINANCIAL STABILITY OF LOCAL BUDGETS

Changes in the structure of local self-government in the Russian Federation are accompanied by changes in the methods of building the financial resources of municipal formations, which primarily involves ensuring the financial stability of territorial budgets. At the same time, we must admit that even in today's realities, municipal authorities do not have financial independence, which continues to maintain the trend of their dependence on financial support from the Russian Federation's subjects. In order to ensure effective socio-economic development of municipalities, improve the quality of services provided to the population, etc., it is necessary to solve many problems of achieving financial stability and security of local budgets on a daily basis. It is difficult to overestimate the role of local budgets in municipal Russia, because they are the ones that daily mobilize and spend financial resources to implement the main provisions of the state socio-economic policy, including the tasks of municipal life. At the same time, the local budget acts as a systematizing element of the financial resources of the territories of municipal formation. The main purpose of the local budget is that it reflects a set of economic, socio-political and organizational decisions of municipal authorities regarding local issues. This situation, of course, actualizes the need for scientific research and development of a system of indicators of financial stability of the local budget.

Текст научной работы на тему «Формирование финансовой устойчивости местных бюджетов»

3. Rubtsova, V. L. Problems of financial stability of commercial banks of the Russian Federation / V. L. Rubtsova. - Text: direct, electronic // Young scientist. - 2018 .-- No. 47 (233). - P. 280-284. - URL: https://moluch.ru/archive/233/54164/ (accessed: 04/18/2020).

4. Travkina E.V. Methodology and mechanism for the formation of a system of integrated monitoring of banking risks: Diss.

Candidate of Economics: 08.00.10. - Saratov, 2015 .-- P. 54.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10380

Э.Х. Хафизов - студент 4 курса финансово-экономического факультета «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», eldar_khamizov@list.ru,

E.Kh. Khafizov - 4th year student of the Faculty of Finance and Economics "Financial University under the Government of the Russian Federation";

Научный руководитель: А.Б. Фиапшев - д.э.н., профессор Департамента финансовых рын- ков и банков «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», eldar_khamizov@list.ru,

Scientific adviser: A.B. Fiapshev - Doctor of Economics, Professor, Department of Financial Markets and Banks, Financial University under the Government of the Russian Federation.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ FORMATION OF FINANCIAL STABILITY OF LOCAL BUDGETS

Аннотация. Преобразования структуры местного самоуправления в Российской Федерации сопровождаются изменением методов построения финансовых ресурсов муниципальных формирований, предполагающим, в первую очередь, обеспечение финансовой устойчивости бюджетов территорий.

Вместе с тем, надо признать, что и в сегодняшних реалиях муниципальные органы власти не обладают финансовой самостоятельностью, что продолжает сохранение тенденции их зависимости от финансовой поддержки субъектов РФ. Для того, чтобы обеспечить эффективное социально-экономическое развитие муниципальных образований, повысить качество оказываемых населению услуг и т.п., необходимо повседневно решать множество проблем достижения финансовой устойчивости и безопасности местных бюджетов.

Трудно переоценить роль местных бюджетов в муниципальной России, ибо именно они ежедневно мобилизуют и расходуют финансовые ресурсы на реализацию основных положений государственной социально-экономической политики, в т.ч. задач жизнедеятельности муниципалитетов. При этом, в качестве систематизирующего элемента финансовых ресурсов территорий муниципального формирования выступает местный бюджет.

Основным предназначением местного бюджета является то, что отражает комплекс экономических, социально-политических и организационных решений муниципальных органов власти касательно задач местного значения.

Такое положение, безусловно, актуализирует необходимость научного исследования и разработки системы показателей финансовой устойчивости местного бюджета.

Abstract. Changes in the structure of local self-government in the Russian Federation are accompanied by changes in the methods of building the financial resources of municipal formations, which primarily involves ensuring the financial stability of territorial budgets.

At the same time, we must admit that even in today's realities, municipal authorities do not have financial independence, which continues to maintain the trend of their dependence on financial support from the Russian Federation's subjects. In order to ensure effective socio-economic development of municipalities, improve the quality of services provided to the population, etc., it is necessary to solve many problems of achieving financial stability and security of local budgets on a daily basis.

It is difficult to overestimate the role of local budgets in municipal Russia, because they are the ones that daily mobilize and spend financial resources to implement the main provisions of the state socio-economic policy, including the tasks of municipal life. At the same time, the local budget acts as a systematizing element of the financial resources of the territories of municipal formation.

The main purpose of the local budget is that it reflects a set of economic, socio-political and organizational decisions of municipal authorities regarding local issues.

This situation, of course, actualizes the need for scientific research and development of a system of indicators of financial stability of the local budget.

Ключевые слова: муниципальные финансы, межбюджетные отношения, финансовое обеспечение, местное самоуправление, местный бюджет, финансовая устойчивость.

Keywords: municipal Finance, inter-budgetary relations, financial security, local government, local budget, financial stability.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под местным самоуправлением понимается определенная форма реализации населением своей власти в

пределах своих полномочий, определенных Конституцией страны, самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.

Надо отметить, что, в целом, понятие местного самоуправления, данное в российском законодательстве, соотносится с понятием, приведенным в Европейской Хартии местного самоуправления, хотя построены они на разных теоретических платформах.

В условиях современных реалий местные органы власти предназначены для обеспечения комплексного развития межбюджетных отношений, производственной и непроизводственной сферы, координирования экономического и социального развития подведомственных им территорий. Естественно, что все это предполагает, в обязательном порядке, наличия соответствующей (прочной) материальной и финансовой базы. [2,11]

Финансовые ресурсы муниципальных формирований являют собой совокупность целевых фондов денежных средств, которыми располагают органы местного самоуправления для решения задач, возложенных на них государством и местными жителями. [9]

Основными источниками формирования муниципальных финансов являются:

- государственные средства, предоставляемые госструктурами органам местного самоуправления в виде доходных источников и прав, указанных в соответствующих законодательных положениях;

- собственные средства муниципальных образований, создаваемые в ходе деятельности органов местного самоуправления;

- заемные средства (муниципальный кредит). [4,7,12]

В ходе рассмотрения соотношения и объемов этих трех источников формирования муниципальных финансов можно определить самостоятельность исследуемого муниципального формирования. Так, преобладание в структуре финансов 1 или 3 групп источников говорит о зависимости муниципалитета от государственных структур или кредитных учреждений и сопутствующей этому ограниченности возможностей целевого использования средств. Отсюда, можно утверждать, что органы местного самоуправления должны, в первую очередь, наращивать источники формирования собственных средств. Особенности формирования муниципального бюджета поэтапно отражены в Бюджетном кодексе РФ. Так, в частности, в ст.9 приведена компетенция органов местного самоуправления касательно аспектов регулирования бюджетных правоотношений; в ст. 61-64 приведен состав налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и закреплен ряд норм по вопросам бюджетного регулирования; в ст.86 определены расходы, финансирование которых осуществляется только из местных бюджетов.

Все вышеизложенное позволяет рассматривать местные бюджеты в виде реальных ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении местных органов власти для реализации своих функциональных обязанностей. Речь идет о том, что с одной стороны, местные бюджеты являют собой комплекс финансовых планов муниципальных образований, с другой - совокупность осязаемых ресурсов, способствующих развитию непроизводственной сферы рассматриваемой административно-территориальной единицы.

Наличие в большинстве субъектов РФ бюджетной асимметрии муниципальных формирований довольно значимо контролирует преимущества децентрализации бюджетной системы.

Так, в депрессивных республиках Северного Кавказа сохраняется тенденция хронической несбалансированности (при любых собственных усилиях), что делает их высокодотационными регионами, сокращает их бюджетную ответственность. При этом, также можно отметить, что большая группа относительно обеспеченных регионов (в силу исторически сложившихся естественных обстоятельств) имеют возможность получить незаработанные преимущества в конкурентной борьбе за экономическую активность. Однозначно, что все это наращивает территориальные социальные различия, и, в конечном итоге, ведет к дезинтеграции экономического пространства. [48]

Видимо, это является одной из основных причин того, что муниципальные органы северокавказских республик мало заинтересованы в повышении эффективности управления собственностью и скудными финансовыми ресурсами. Действительно, в ходе наших встреч с руководителями и сотрудниками муниципальных образований мы неоднократно слышали, что все их попытки на протяжении многих лет повысить качество муниципальной деятельности, проводить преобразования, ведущие к бюджетной экономии и образованию дополнительных финансовых средств и т.п. не позволили оказать позитивное воздействие на положение муниципального бюджета и муниципального хозяйства. Более того, некоторые из них заявляли о наличии у них заинтересованности снизить налоговые усилия, скрыть доходы, так как все это, на их взгляд, не только позволит уменьшить налоговое бремя на местных налогоплательщиков, но и в дальнейшем получить определенную компенсацию путем трансферта из вышестоящего бюджета.

В ходе нашего исследования, мы убедились, что в настоящих реалиях финансовая обеспеченность - а значит, и качество жизни населения муниципального образования, практически не кореллирует с тем, насколько честны и грамотны руководители муниципалитетов. Такое положение делает далекой от оптимальности даже рациональную мотивацию населения в участии в выборах органов местного самоуправления.

Нам представляется излишним проведенное в последние 25-30 лет в ряде республик территориальные дробления с выделением «карликовых» районов, ибо это, бесспорно, актуализирует неравенство бюджетной обеспеченности и искусственно наращивает нагрузку на вышестоящий бюджет, т.к. государство функционально вынуждено выполнять и выравнивающую функцию.

Говоря о финансовой устойчивости территории необходимо выделить два вида устойчивости бюджета:

- текущая финансовая устойчивость;

- перспективная финансовая устойчивость. [1,4,8]

В числе критериев устойчивости финансовой системы региона можно выделить необходимость обеспечения нормального функционирования субъекта Российской Федерации; реализации в заданном объеме закрепленных за субъектом полномочий; погашения и выплаты процентов по внутреннему и внешнему долгу. [3,5,9]

Не трудно заметить, что для первого критерия больше характерен декларативный подход, что больше соотносится со вторым критерием, показывающим обязательные расходы текущего периода.

Нам представляется, что третий критерий более полно соответствует рассматриваемому понятию, ибо он не только расширяет его в методологическом плане, но и определяет его временные параметры, так как любой долг, а также его обслуживание, как правило, имеют стратегический долговременный характер.

Мы разделяем подход, предложенный Каратаевым С.М., где он аргументирует необходимость обособленного выделения не ряда видов бюджетов, а именно периодов их устойчивости:

- текущий период (в течение бюджетного года);

- среднесрочный период (от 2 до 5 лет);

- долгосрочный период (5 и более лет). [6]

необходимость подобной группировки периодов устойчивости обусловлено различием задач, задаваемых при определении устойчивости текущего периода, мы ведем речь о необходимости устранения кассовых разрывов, достижения бюджетной сбалансированности внутри бюджетного года, принятия оперативных решений в случаях изменения экономической конъюнктуры.

Анализ и обобщение специальной литературы говорит о преобладании атрибутивных, качественных и иных описательных признаков, избегая, при этом, самого необходимого - количественного признака, который, напомним, является мерилом оценки, т.е. количественным измерителем изучаемого явления. [8,10]

В соответствии с определением из Словаря русского языка С.И. Ожегова, устойчивость есть неподверженность колебаниям. Отсюда, можно полагать, что финансовая устойчивость местного бюджета - есть неподверженность колебаниям всей совокупности денежных фондов (средств) под влиянием внутренних и внешних факторов. Понятно, что речь не идет об абсолютном постоянстве финансовой системы. Речь идет об изменениях конъюнктуры в муниципалитетах, регионах и стране, приводящих к определенным изменениям, которые после всевозможных изменений должно приводить устойчивую финансовую систему в положение равновесия.

В качестве одного из параметров финансовой устойчивости местного бюджета можно указать сбалансированность объемов денежных фондов и финансируемых за их счет расходов. Такой подход несколько упрощает задачу выбора критерия устойчивости - устойчивой финансовой системой является та, которая позволяет своевременно покрыть все расходы за счет денежных фондов территории.

В ходе анализа финансовой устойчивости местного бюджета необходимо:

- определить возможности и степень покрытия текущих расходов собственными источниками финансирования;

- установить размеры недостающих средств;

- изыскать возможности покрытия дефицита денежных средств.

Диагностирование устойчивости финансовой системы позволяет разрабатывать стратегический план решения социо-эколого-экономического и политического развития территории, в т.ч., привлекать инвестиции, долгосрочные займы; модернизировать и развивать инфраструктуру и др. При анализе расходов местных бюджетов необходимо также исчислить соотношение текущих, капитальных и совокупных расходов; расходов на бюджетные организации и совокупных расходов; суммы представленных предприятиям кредитов и т.д.

Говоря о финансовой устойчивости муниципалитетов, необходимо рассмотреть и их бюджетный потенциал, т.е. их возможность аккумулировать финансовые ресурсы в бюджетной системе. Это зависит от уровня бюджетной самостоятельности; сбалансированности бюджета; платежеспособности субъекта публичной власти; денежного характера; экономической эффективности расходования бюджетных средств; размеров и структуры внутреннего и внешнего долга; качества бюджетного менеджмента и др.

Также надо отметить, что финансовая устойчивость местных бюджетов тесно сопряжена с такими финансовыми категориями, как финансовая безопасность, финансовая гибкость, финансовая стабильность, финансовое равновесие.

В заключение можно отметить, что финансовая устойчивость местного бюджета проявляется в неподверженности колебаниям всей совокупности денежных фондов с учетом воздействия внутренних и внешних факторов.

Источники:

1. Ананских С.В. Бюджет муниципального образования: проблемы и решения. - М.: Финансы,2006. - 444 с.

2. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Финансы; ЮНИТИ,1999. - 687 с.

3. Васильева М.В. Анализ способов налогового потенциала региона. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.be5.bis/economika.l72

4. Доронина Т.В. Финансово-экономическое обеспечение устойчивости региональных бюджетов: диссер. канд. экон. наук. - М.,2000. - 187 с.

5. Едронова В.Н. Содержание понятия «устойчивость региональной финансовой системы» //Финансы и кредит. -2015. - №7. - С.2-8

6. Каратаев С.А. К вопросу о понятии «устойчивость бюджета» //Дайджест - Финансы. - 2003. - №4. - С.57-62

7. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

8. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

9. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

10. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. -№ 8. - С.73-75

11. Проблемы и реформы местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты. - М.: ИЭПП,2005. - 543 с.

12. Сабитова К.М. К вопросу о финансовой устойчивости субъектов РФ //Финансы и кредит. - 2005. - №6. - С.29-31

13. Селиверстов В. Формирование бюджетных и других финансовых ресурсов региональной политики для выравнивания региональной асимметрии. - Новосибирск: Сибирское соотношение,2000. - С.120-194.

14. Жуковская Н.П. Антикризисное управление источниками формирования территориального бюджета / Н.П. Жуковская, И.С. Штапова // Вестник академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 144-150.

15. Землякова А.В. Бюджетный маневр и источники его финансирования / А.В. Землякова, А.А. Кобелева // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 313-316.

16. Литовка Н.И. Особенности сбалансированного регионального развития в контексте бюджетного планирования / Н.И. Литовка, Р.М. Никаева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 25(3). - С. 109-113. References:

1. Ananskikh S. V. Budget of municipal formation: problems and solutions. - Moscow: Finance, 2006. - 444 p.

2. Babich A.M. State and municipal finances. - Moscow: Finance; UNITY, 1999. - 687 p.

3. Vasil'eva M. V. Analysis of ways of tax potential of the region. - [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.be5.bis/economika.l/2

4. Doronina T. V. Financial and economic sustainability of regional budgets: dissertations. cand. econ. science. - Mos-cow,2000. - 187 p.

5. Edronova V. N. Content of the concept "stability of the regional financial system" / / Finance and credit. - 2015. - №7. - P. 2-8

6. Karataev S. A. On the question of the concept of "budget stability" / / Digest-Finance. - 2003. - №4. - P. 57-62

7. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16

8. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0

9. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167

10. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75

11. Problems and reforms of local self-government: structural and financial aspects. - Moscow: IEPP, 2005. - 543 p.

12. Sabitova K. M. On the issue of financial stability of the subjects of the Russian Federation / / Finance and credit. - 2005. -№ 6. - P. 29-31

13. Seliverstov V. Formation of budgetary and other financial resources of regional policy for leveling regional asymmetry. -Novosibirsk: Siberian ratio, 2000. - P. 120-194

14. Zhukovskaya N.P. Crisis management of sources of territorial budget formation / N.P. Zhukovskaya, I.S. Shtapova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 3 (26). - S. 144-150.

15. Zemlyakova A.V. Budget maneuver and sources of its financing / A.V. Zemlyakova, A.A. Kobeleva // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 3 (26). - S. 313-316.

16. Litovka N.I. Features of balanced regional development in the context of budget planning / N.I. Litovka, R.M. Nikaev // Natural-humanitarian studies. - 2019 .- No. 25 (3). - S. 109-113.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10381

С.К. Шардан - д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», г. Черкесск, shardansaida@mail.ru,

S.K. Shardan - Doctor of Economics, Professor, Department of Finance and Credit FSBEI of HE "North Caucasian State Academy", Cherkessk;

М.Х. Абдуев - Старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет, г. Грозный, aristocrat_95ru@mail.ru,

M.Kh. Abduev - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Management, FSBEI HE Chechen State University, Grozny.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ STATE TOOL FINANCIAL CONTROL

Аннотация. Эффективное использование финансовых средств и собственности государства является обязательным условием его успешного функционирования по реализации закрепленных за ним конституцией прав, обязательств, ответственности и подотчетности.

Важную роль в этих вопросах играет система государственного финансового контроля, которая обеспечивает прозрачность действий, направленных на регулирование экономических, финансовых и социальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.