11. Kostyaev A.I. Regional Agroeconomic Research and Development: Methodology and Methods - Yekaterinburg: Ural Publishing House. GSHA, 2003.-285 p.
12. Kochetkova L. N. Actual problems of the social state in Russia (on the 20th anniversary of the adoption of the Constitution of the Russian Federation) // Electronic scientific journal "GosReg". No. 2. 2013. S.1-7 URL: http://gosreg.am-chs.ru/pdffiles/4number/slovo_glavnogo_redaktora_4.pdf
13. Magomedova P. M. Social standards and guarantees - the basis of social protection of the population // Questions of structuring the economy. No. 4. 2011. P. 37-41
14. Kokov N.S. Features of developing a strategy for the development of spatial socio-economic systems at the regional level / N.S. Kokov, L.R. Elbiev // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 6 (35). - S. 146-150.
15. Kulakova N.V. Systematization of factors affecting the growth of subsidization of regional budgets and their identification / N.V. Kulakova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2019 .- No. 5 (34). - S. 306-312.
16. Litovka N.I. Features of balanced regional development in the context of budget planning / N.I. Litovka, R.M. Nikaev // Natural-humanitarian studies. - 2019 .- No. 25 (3). - S. 109-113.
DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10251
Ш.К. Исаев - студент 4 курса финансово-экономического факультета «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», [email protected],
Sh.K. Isaev - 4th year student of the Faculty of Finance and Economics "Financial University under the Government of the Russian Federation";
Научный руководитель: А.С. Ложечко - старший преподаватель департамента «Общественные финансы», к.э.н., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», [email protected],
Scientific adviser: A.S. Lozhechko - Senior Lecturer of the Department «Public Finances», PhD of economics, Financial University under the Government of the Russian Federation.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ FEATURES OF BUILDING AND USING THE BUDGET OF MUNICIPALITIES
Аннотация. Особенностью последних десятилетий является повышенный интерес к органам местного управления и осознание их роли как самой близкой населению властно-управленческой инстанции. Действительно, с одной стороны, на современном этапе развития рыночных отношений большинство задач федеральных органов власти уже не столь актуальны для гражданского общества. А с другой стороны, повсеместно активизируются усилия за большую децентрализацию органов власти, идет усиление конкуренции между общественным и частным секторами, особенно, в локальных территориях.
Все это способствует тому, что муниципальные образования уже не рассматриваются как низшие структуры государственной власти, а как полноправные органы территориального (местного) самоуправления.
Эксперты отмечают, что комплекс проблем образования и задействования муниципальных финансов обусловлен также несовершенством общепринятых концептуальных подходов к формулировке сущности института местного самоуправления в Российской Федерации.
Понятие «местное самоуправление» в специализированной научной литературе исследуется в различных аспектах, которые можно свети к трем подходам.
Во-первых, оно рассматривается в качестве основы конституционного строя, гарантирующего свободу и обязанность граждан в обществе.
Во-вторых, - как законодательно оформленную форму народовластия.
В-третьих, - в виде прав населения на самостоятельное решение большинства вопросов местного значения.
Надо также отметить и природу местного самоуправления - она имеет двойственный характер, ибо, с одной стороны, ей присуща государственно-общественная основа; с другой - она есть форма проявления публичной власти. [1]
Из основополагающих функций муниципалитетов является преодоление разрыва между производителями и потребителями, неукоснительное выравнивание субъектов рыночных отношений касательно их возможностей, создания предпосылок справедливого социального и экономического порядка в гражданском сообществе.
Все вышесказанное и побудило нас взяться за нашу тему исследования.
Abstract. A special feature of recent decades is the increased interest in local government bodies and awareness of their role as the closest administrative authority to the population. Indeed, on the one hand, at the present stage of development of market relations, most of the tasks of Federal authorities are no longer so relevant for civil society. On the other hand, efforts for greater decentralization of government bodies are being stepped up everywhere, and competition between the public and private sectors is increasing, especially in local territories.
All this contributes to the fact that municipalities are no longer considered as lower structures of state power, but as full-fledged bodies of territorial (local) self-government.
Experts note that the complex of problems of education and the use of municipal Finance is also due to the imperfection of generally accepted conceptual approaches to the formulation of the essence of the institution of local self-government in the Russian Federation.
The concept of "local self-government" in the specialized scientific literature is studied in various aspects, which can be attributed to three approaches.
First, it is considered as the basis of the constitutional system that guarantees the freedom and responsibility of citizens in society.
Secondly, as a legally formed form of democracy.
Third, in the form of the rights of the population to independently resolve most issues of local significance.
It is also necessary to note the nature of local self-government - it has a dual character, because, on the one hand, it has a state-public basis; on the other hand, it is a form of manifestation of public power. [1]
One of the fundamental functions of municipalities is to bridge the gap between producers and consumers, strictly align market actors with their capabilities, and create prerequisites for a fair social and economic order in the civil community.
All of the above prompted us to take up our research topic.
Ключевые слова: муниципальные образования, местный бюджет, местное самоуправление.
Keywords: municipalities, local budget, local self-government.
Экономические составляющие бюджетного федерализма предполагают в обязательном порядке присутствие финансово-экономически состоятельного третьего уровня власти и управления, причем, в качестве независимой от государственных структур формы народовластия. Функциональные обязанности и вообще предназначение органов местного управления в условиях глобализации рыночной экономики, как правило, определяются тем, что они реализуют в основном функции некоего хозяйственного агента по содействию в оказании всевозможных групп и слоев населения комплексом услуг с учетом приоритетных направлений стратегического развития, которые определяются местным сообществом.
Муниципальные органы самоуправления обязаны, в т.ч.:
- создавать контролируемые рынки, обеспечивающие наиболее полное сближение производителей и потребителей;
- создать условия для формирования конкурентной среды в жизненно важных отраслях экономики муниципальных образований;
- разработать социо-культурную и научно-образовательную инфраструктуру развития муниципального образования;
- сформировать замкнутый энергетический и сырьевой комплекс, саморегулируемый и контролируемый из единого центра.
Бесспорно, что эффективность подобной деятельности зависит от наличия необходимых и адекватных финансовых средств, как правило, мобилизуемых на исследуемой территории, с учетом ее инновационно-экономического потенциала и сформировавшейся инфраструктуры производства и потребления. [2]
Исходя из сущности местного самоуправления в сформировавшейся системе публично-правовых образований Российской Федерации, его можно рассматривать в качестве института властных полномочий и хозяйственного агента, позволяющего местному населению посредством прямого волеизъявления решать проблемы местного значения с учетом интересов местного населения.
В нашей статье мы исходим из того, что муниципальные финансы есть местные бюджеты, рассматриваемые в виде экономических и правовых инструментариев задействования полномочий муниципалитетов. И это естественно, ибо априори и экономическая и юридическая науки используют независимо друг от друга множество подходов, определяющих содержание и состав финансово-экономических основ местного самоуправления.
Финансово-экономическую основу местного самоуправления можно трактовать и в материальном, и в формальном аспектах.
В первом случае речь идет о реально имеющихся в муниципалитете финансовых средств и имущества, объектов коммунальной инфраструктуры и т.п., использование коих способствует эффективному решению проблем местного значения и переданных государственных полномочий. Для того, чтобы муниципальные образования обладали указанными ресурсами, комплекс норм муниципального права обеспечен правовыми гарантиями экономической обеспеченности. Совокупность подобных норм образует институт, называемый финансово-экономической базой местного самоуправления. В целом, данную финансово-экономическую базу местного самоуправления целесообразно рассматривать в качестве комплекса правовых норм, которые закрепляют и регулируют общественные отношения, сопряженные с созданием и задействованием муниципальной собственности, местных бюджетов и других местных финансов в интересах граждан муниципалитетов.
Считаем уместным рассмотреть опыт Европейской хартии местного самоуправления, которая с 01.09.1998 г. принята и в Российской Федерации. В ней заложены основные принципы материально-финансовой автономии местного самоуправления.
В соответствии с данной хартией, органы местного самоуправления в рамках реализуемой государственной социально-экономической политики наделены правами получения достаточных собственных финансовых средств, коими они могут распоряжаться в соответствии со своими функциональными обязанностями; непосредственно,
сами финансовые ресурсы органам местного самоуправления в соразмерных объемах предоставляются ими конституцией и соответствующими законами; при этом, определенная часть финансовых средств органы местного самоуправления должны сами добывать за счет организации местных сборов и налогов, ставки коих он сами устанавливают в пределах, установленных действующим законодательством; финансовая система органов местного самоуправления должна быть достаточно гибкой и разнообразной, чтобы своевременно корректировать всевозможные изменения расходов, сопряженных с реализацией своих полномочий местных органов управления. [4]
Надо отметить, что муниципальная форма собственности закреплена в Конституции Российской Федерации, а значит, имеет конституционные гарантии, которые предполагают, что и государство несет определенные обязательства по формированию необходимых финансово-экономических и нормативно-правовых условий для эффективного развития местного самоуправления. [6,7,9]
В нашей стране правовое регулирование обязанностей и ответственности местных органов осуществляется посредством реализации муниципальных правовых актов. Все муниципальные образования имеют устав муниципалитета, комплекс правовых актов и т.п., а также собственный (местный) бюджет, который они формируют и исполняют самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
В качестве акторов бюджетного процесса на местах выступают главы муниципальных образований, представительные органы местного самоуправления, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств.
Надо отметить, что хотя регулирование расходов местных бюджетов происходит на базе соблюдения принципа самостоятельности, тем не менее закон требует от муниципальных образований строгого соблюдения установленных Бюджетным кодексом форм расходования бюджетных средств; более того, запрещает, например, финансировать из местного бюджета полномочия федеральных и региональных органов государственной власти. [11] Органы местного самоуправления обязаны в установленные сроки рассмотреть проект местного бюджета; принять и утвердить соответствующий бюджет; осуществлять постоянный мониторинг и контроль за его исполнением; утверждать отчет о его исполнении.
Иными словами, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий определяют объемы целевого финансирования из местного бюджета на мероприятия социально-экономического развития территории, исходя из запланированных бюджетных поступлений, будущих дотаций, субсидий, а также привлекаемых заемных средств; устанавливают приоритетные направления задействования бюджетных средств на инвествло-жения, на благоустройство территории, содержание и капремонт ЖКХ и т.п.
В соответствии с российским законодательством структура местного бюджета представлена доходной и расходной частью. Доходы бюджета - это денежные средства, которые поступают в безвозвратном порядке в распоряжение органов местного самоуправления. Эти доходы состоят из налоговых доходов, поступающих от федеральных, региональных и местных налогов, и неналоговых доходов, поступающих от использования муниципального имущества, штрафов, коммунальных платежей и сборов и т.п. [12]
Надо особо оговорить, что список собственных доходов ничем не ограничен и предполагает поиск новых источников, которые не запрещены законом.
В свою очередь, расходы местного бюджета есть совокупность денежных средств, направляемых на финансовое обеспечение задач и функций как государственных органов власти и управления, так и органов местного самоуправления. Местный бюджет предусматривает средства на реализацию расходных обязательств для осуществления полномочий по вопросам местного значения. [5,10]
Органы местного самоуправления несут прямую ответственность за сбалансированное наполнение и использование местного бюджета. Для ликвидации узких мест (дефицитов) местного бюджета и эффективного регулирования социально-экономических процессов муниципальные образования имеют право задействовать заемные средства (муниципальные заимствования) с предоставлением муниципальных гарантий. [3,8]
В этих условиях, несомненно, муниципальные кредиты выступают в качестве самостоятельного финансово-правового института и регулируются определенным комплексом правовых норм. Федеральным законодательством установлены потенциальные внутренние источники финансирования дефицита муниципального бюджета в виде бюджетных кредитов, кредитов кредитных учреждений, доходов от муниципальных займов, временных кассовых остатков на счете бюджета и др.
Эффективность институтов муниципальных финансов, во многом, зависит от используемых форм и методов управления муниципальными долговыми обязательствами. Срок долговых обязательств муниципальных образований не может превысить десять лет, при этом, ежегодно задается верхний предел совокупного муниципального долга.
Одним из наиболее эффективных и популярных методов управления этим видом долга является реструктуризация в виде прекращения долговых обязательств муниципального долга с заменой этих обязательств на другие условия обслуживания и погашения...
Процесс задействования муниципальных финансов должен всегда контролироваться органами местного самоуправления. Для этого разработаны институциональные основы положений муниципального финансового контроля, составляющими которого является блок организационных структур, наделенных контрольными полномочиями, кадровое обеспечение, информационно-коммуникационная инфраструктура и т.п.
Использование муниципального финансового контроля в системе общественных финансов позволяет осуществить оперативный контроль, информационный контроль, регулятивный контроль и превентивный контроль.
Все вышеизложенное позволяет констатировать, что бюджетные правоотношения органов местного самоуправления состоят из нескольких обособленных блоков:
- этапы бюджетного процесса;
- регулирование доходов местного бюджета;
- обеспечение расходных обязательств местного самоуправления;
- мониторинг и муниципальный финансовый контроль.
Источники:
1. Анализ влияния реформы местного самоуправления и реформы межбюджетных отношений на финансовое состояние муниципальных образований. Аналитический доклад фонда «Институт экономики города». - 2011. - [Электронный ресурс]. - URL: http://ecsocman.hse.ru/text.333743621 (дата обращ. 18.06.2012)
2. Анимица Е.Г., Силин Я.П. Основы местного самоуправления. - Екатеринбург,2006. - 352 с.
3. Данилова Т.Н, Данилова П.В. К вопросу об оценке бюджетной политики муниципального образования //Финансы и кредит. - 2009. - №15. - С.35-41
4. Европейская хартия местного самоуправления //Вести. МИД СССР. - 1990. - №19
5. Качанова Е.А. Финансовые основы местного самоуправления: теория и практика. - Екатеринбург: Институт экономики УРО РАН,2011. - 296 с.
6. Ларина С.Е. Проблемы управления муниципальными финансами в современных условиях //Финансы и кредит. -2009. - №32. - С.25-32
7. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16
8. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0
9. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167
10. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. - №8. -С.73-75
11. Орлова С.К. О некоторых результатах мониторинга местных бюджетов //Финансы и кредит. - 2011. - №5. - С.24-30
12. Пероненко И.А., Гнетецкая Л.Л. Об оценке финансового состояния муниципальных образований //Финансы. -2007. - №7. - С. 11-17
13. Жуковская Н.П. Антикризисное управление источниками формирования территориального бюджета / Н.П. Жуковская, И.С. Штапова // Вестник академии знаний. - 2018. - № 3 (26). - С. 144-150.
14. Ланская Д.В., Ермоленко Е.В., Полякова И.А. Концентрированная модель защищенного регионального бюджета развития как инструмента стратегирования / Д.В. Ланская, Е.В. Ермоленко, И.А. Полякова И.А. // Вестник академии знаний. - 2018. - № 5 (28). - С. 194-201.
15. Литовка Н.И. Особенности сбалансированного регионального развития в контексте бюджетного планирования / Н.И. Литовка, Р.М. Никаева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 25 (3). - С. 109-113. References:
1. Analysis of the impact of local government reform and reform of inter-budgetary relations on the financial condition of municipalities. Analytical report of the Foundation "Institute of city Economics". - 2011. - [Electronic resource]. - URL: http://ecsocman.hse.ru/text.333743621 (date). 18.06.2012)
2. Animitsa E. G., Silin Ya. P. Fundamentals of local self-government. Yekaterinburg, 2006, 352 p.
3. Danilova T. N., Danilova P. V. On the issue of evaluating the budget policy of the municipality / / Finance and credit. -2009. - №15. - P. 35-41
4. European Charter of local self-government //Lead. MFA OF THE USSR. - 1990. - №19
5. Kachanova E. A. Financial foundations of local self-government: theory and practice. - Yekaterinburg: Institute of Economics, URAL branch of the Russian Academy of Sciences, 2011. - 296 p.
6. Larina S. E. Problems of municipal Finance management in modern conditions / / Finance and credit. - 2009. - №32. -P. 25-32
7. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition. //Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16
8. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0
9. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167
10. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75
11. Orlova S. K. About some results of monitoring of local budgets / / Finance and credit. - 2011. - №5. - P. 24-30
12. Peronenko I. A., Gnetetskaya L. L. On the assessment of the financial condition of municipalities / / Finance. - 2007. - №7. -P. 11-17
13. Zhukovskaya N.P. Crisis management of sources of formation of the territorial budget / N.P. Zhukovskaya, I.S. Shtapova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .- No. 3 (26). - S. 144-150.
14. Lanskaya D.V., Ermolenko E.V., Polyakova I.A. The concentrated model of a protected regional development budget as a strategic tool / D.V. Lanskaya, E.V. Ermolenko, I.A. Polyakova I.A. // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018 .No. 5 (28). - S. 194-201.
15. Litovka N.I. Features of balanced regional development in the context of budget planning / N.I. Litovka, R.M. Nikaev // Natural-humanitarian studies. - 2019 .- No. 25 (3). - S. 109-113.