Научная статья на тему 'Имущественные санкции в механизме правового регулирования общественных отношений'

Имущественные санкции в механизме правового регулирования общественных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
883
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИЯ / ИМУЩЕСТВЕННЫЕ САНКЦИИ / САНКЦИИ В ПУБЛИЧНОМ ПРАВЕ / САНКЦИИ В ЧАСТНОМ ПРАВЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СУЩНОСТИ САНКЦИИ» / САНКЦИЯ КАК МЕРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / THE SANCTION / PROPERTY SANCTIONS / SANCTIONS IN PUBLIC LAW / SANCTIONS IN PRIVATE LAW / THE DEFINITION OF THE ESSENCE OF SANCTIONS / THE SANCTION AS A MEASURE OF LEGAL LIABILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабанова Людмила Николаевна

Исследование вопроса о санкциях в праве всегда привлекало к себе внимание учёных в силу его несомненного теоретического и практического интереса. В теоретическом плане оно углубляет наши представления о характере правового регулирования и механизма воздействия юридических норм на поведение членов общества. Для практики важны рекомендации по совершенствованию санкций и их классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECUNIARY SANCTIONS IN THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION OF SOCIAL RELATIONS

The study of the question of sanctions in law was always attracted the attention of scientists because of its undoubted theoretical and practical interest. In theoretical terms, it deepens our understanding of the nature of legal regulation and mechanism of the impact of legal norms on the behavior of members of society. For the practice of important recommendations for the improvement of sanctions and their classification.

Текст научной работы на тему «Имущественные санкции в механизме правового регулирования общественных отношений»

УДК: 34.03 ББК: 67

Кабанова Л.Н.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ САНКЦИИ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Kabanova L.N.

PECUNIARY SANCTIONS IN THE MECHANISM OF LEGAL REGULATION OF

SOCIAL RELATIONS

Ключевые слова: санкция, имущественные санкции, санкции в публичном праве, санкции в частном праве, определение понятия «сущности санкции», санкция как мера юридической ответственности.

Keywords: the sanction, property sanctions, sanctions in public law, sanctions in private law, the definition of the essence of sanctions, the sanction as a measure of legal liability.

Аннотация: исследование вопроса о санкциях в праве всегда привлекало к себе внимание учёных в силу его несомненного теоретического и практического интереса. В теоретическом плане оно углубляет наши представления о характере правового регулирования и механизма воздействия юридических норм на поведение членов общества. Для практики важны рекомендации по совершенствованию санкций и их классификации.

Abstract: the study of the question of sanctions in law was always attracted the attention of scientists because of its undoubted theoretical and practical interest. In theoretical terms, it deepens our understanding of the nature of legal regulation and mechanism of the impact of legal norms on the behavior of members of society. For the practice of important recommendations for the improvement of sanctions and their classification.

Исследование вопроса о санкциях в праве всегда привлекало к себе внимание учёных в силу его несомненного теоретического и практического интереса. В теоретическом плане оно углубляет наши представления о характере правового регулирования и механизма воздействия юридических норм на поведение членов общества. Для практики важны рекомендации по совершенствованию санкций и их классификации.

За последнее время по данной проблеме накопился значительный теоретический и эмпирический материал. Изменения политической и экономической обстановки в стране настоятельно требуют выработки новых подходов к оценке и изучению роли санкций в правовом механизме. В теории санкций возникает всё больше вопросов, нуждающихся в обобщении и экспертизе, представляющих интерес как для общей теории государства и права, так и для отраслевых юридических наук, требующих немедленного решения на

основе современного уровня развития науки, преодоления сложившихся стереотипов, с учётом новых идей и подходов. При этом требуется сосредоточить внимание на наиболее существенных направлениях и неотложных вопросах данной проблемы.

Актуализация вопроса сущности и назначения, а также особой роли санкций в механизме правового регулирования общественных отношений вообще и имущественных санкций в частности, обусловлена спецификой политического, экономического, а значит, и правового развития современного мироустройства. Специфика определяется не просто наличием кризиса финансового, сырьевого, политического, что, как правило, всегда влияет на выбор того или иного «тренда» в правовой сфере такого, например, как некогда выбранного российской системой права западноевропейского происхождения: «развитие идеи правового государства, гражданского общества» как идеальных

институтов, закрепляющих идеи, побуждающие субъектов права действовать в едином правовом поле, где санкции в частности выступают гарантом обеспечения правопорядка и восстановления

справедливости; специфика есть в осознании общества и государства в целом, что в настоящее время существуют несколько доминирующих трендов, которые движутся одновременно в разных направлениях, и в этих условиях невозможно определить эффективные способы нахождения «модели» правового регулирования общественных отношений как внутри отдельно взятых государств, так и в межгосударственном взаимодействии. В этих условиях санкции выступают как наиболее гибкий механизм правового воздействия, с помощью которого реализуется выполнение соответствующих целей, которые ставит перед собой отдельно взятое государство в период кризисных явлений, что оказывает существенное влияние на развитие общественных отношений в целом и отдельных субъектов права, причем как положительное, так и отрицательное.

Так, еще в 80-х годах XX века О.Э. Лейст указал на возможность рассмотрения санкции не только в качестве элемента правовой нормы, но и как средства правового регулирования или правового средства. Выделив санкцию как средство правового регулирования в качестве самостоятельного аспекта понимания правовых санкций.

В.К. Бабаев, изучив юридическую природу санкции правовой нормы, указал, что санкция - понятие собирательное, так как включает в себя: а) меры ретроспективной ответственности; б) меры предупредительного воздействия; в) меры защиты; г) неблагоприятные последствия, возникающие в результате действий самого субъекта (собственный правовой урон)1.

Говоря о последствиях правовых санкций в качестве самостоятельного аспекта понимания правовых санкций, в том числе и положительных, стоит обратить

1 Нормы советского права Проблемы теории / под ред. М.И. Байтина, В.К. Бабаева. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. С. 106.

внимание на аргументацию существования позитивных правовых санкций,

предложенную А.В. Малько. Ученый отметил то обстоятельство, что, во-первых, этимологическое значение слова «санкция» выходит не только на негативные, но и на позитивные последствия; во-вторых, позитивные санкции (благоприятные последствия) присущи всем видам социальных норм; в третьих, логика общественного развития, практика подсказывают, что санкция - это не только некий отрицательный результат (наказание), но и положительный результат, который может выражаться в поощрении; в четвертых, позитивные и негативные санкции приводят к прямо

противоположным последствиям для субъекта, обладающего юридическими обязанностями; в пятых, структура юридических норм поощрительного характера внешне напоминает структуру большинства уголовно-правовых норм, содержащих наказание; в-шестых, меры поощрения и наказания в нормативных актах используются как парные одноуровневые юридические категории; в-седьмых, признание поощрительных санкций могло бы способствовать дальнейшему развитию научной мысли и юридической практики по пути расширения позитивных начал в праве2. Присоединяясь к аргументации А.В. Малько, считаем возможным согласиться с его мнением о том, что «теперь пришло время «прописки» понятия поощрительных санкций, ибо право и правовая система современной России заметно меняются, реформируются, наступает новый этап правового прогресса, связанный с тем, что все больше актуализируется потребность в увеличении роли стимулирующих начал в правовом регулировании, и в первую очередь, поощрений»3. Таким образом, по мнению ряда ученых, правые санкции могут рассматриваться в качестве позитивных (благоприятных), поощрительных мер.

В научной литературе и законодательстве почти всех стран термин

2 Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., прераб. и доп. М.: Юристь, 2004. С. 72-80

3 Там же. С. 75.

«санкция» употребляется в самом широком смысле и в разных значениях. Санкция -часть правовой нормы, где содержится указание на меры государственного принуждения (воздействия) в отношении правонарушителя. Санкция -

государственная мера, принимая к нарушителю установленных норм и правил, это формы и меры ответственности, предусмотренные в правовых нормах и носящие карательный характер. Санкция -решение, подтверждение, утверждение чего-либо вышестоящим компетентным органом. Санкция - мера принуждения для назначения и осуществления

ответственности за правонарушение.1 Следовательно, существует общее родовое понятие санкции, оно должно охватывать указанные выше течения и разновидности понятия санкции.

В каждом из приведенных концепций понимания сущности санкций санкция -это, прежде, всего нечто, что исходит от специально уполномоченных органов государства, которые на практике используют санкционный механизм для выполнения тех или иных задач для регулирования общественных отношений на определенном этапе развития общества и государства. Это проявляется следующим образом: принимается тот или иной закон, то есть появляется норма материального права, но по ней не установлена ответственность (мера принуждения). Со временем министерства, ведомства, учреждения, отвечающие за исполнение этой нормы, начинают понимать, что эта норма «провисает» и нужно установить какую-то ответственность. Путем введения санкции. В результате каждый орган считает, что именно его норма очень важна, в результате очень часто начинают предлагать санкции, которые выпадают из общей системы наказания. Как следствие -санкции за менее опасные деяния становятся значительно выше, чем, за более опасное. В этой связи, принципиально важным компонентом в значении термина санкция становится разработка четкой

1 Липинский, Д.А., Мусаткина, А.А. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты: монография. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. С. 104-105.

системы принципов формирования мер ответственности. Особенно наглядно это проявляется в системе санкций, установленных нормами

административного права.

В соответствии с внесенными Федеральным законом № 437-Ф3 от 22.12.2014 г в статью 32.2 изменений, вступающих в силу с 1 января 2016 г., путем дополнения частью 1.3., где предусматриваются дополнительные меры поощрения, в случае своевременной уплаты штрафов, с целью совершенствования системы взимания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения. Еще год назад такая мера воздействия даже не обсуждалась, но по мере реализации одних целей - сокращение смертности на дорогах страны в результате ДТП, возникли другие - острая необходимость пополнения бюджетных средств. С этой же целью активно обсуждается на уровне внесенного в Государственную Думу законопроекта, суть которого сводится к введению новых подходов к системе наказаний за административные правонарушения. В новой редакции предлагается при вынесении административного наказания обязательно учитывать материальное положение лица. А сами нарушения будут разбиты на три категории в зависимости от значительности по аналогии с категориями преступлений в УК РФ.

Таким образом, санкция (главным образом в публичном праве) - это мера воздействия, ее нельзя рассматривать сегодня отдельно в контексте негативная или поощрительная, установление это либо только мера юридической ответственности; это, прежде всего, мера воздействия органов, наделенных правотворческими полномочиями, не имеющая своего предела, и развивается она вместе с развитием целей, которые ставит перед собой государство.

В качестве аргументации приведем положения Постановления

Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. № 1-П, где Конституционный суд отметил следующее. Правовое

регулирование ответственности за конкретные виды правонарушений

возложено на законодателя, который в пределах своих правотворческих

полномочий вправе вводить и изменять меры ответственности, в том числе их вид и размер. А их деятельность должна базироваться на общих принципах права, отвечать требованиям справедливости, являться адекватной, соразмерной конституционно значимым целям и ценностям и необходимой для их защиты. Правовое регулирование не должно посягать на само существо того или иного права и приводить к утрате его реального содержания.

В условиях современной

геополитической нестабильности санкция так же выступает одним из псевдодемократических способов

достижения определенных целей отдельных государств, не имеющих отношения к развитию, регулированию общественных отношений, в рамках правового поля. Данные санкции варьируются от формальных юридических законов, которые устанавливаются компетентными органами государственной власти, до обычных действий вне правового поля. «Молчаливое согласие», прямые невыполнения обязательств по гражданско-правовым соглашениям, имеющие место быть экономические «бойкоты» (эмбарго) - все это несет определенные экономические имущественные последствия.

В условиях неблагоприятных внешних факторов развития экономических отношений, в обход общепринятым правовым принципам, решение проблемы с регулированием общественных отношений и нахождения оптимальных механизмов невозможно представить без системы имущественных санкций, поскольку они могут применяться не только компетентными органами государства, но потерпевшими от правонарушений субъектами на основании исполнения принципа «свобода договора». В этой связи повышается роль юридических

конструкций, и принципиальное внимание должно уделяется именно имущественным санкциям. Подобная направленность объясняется жизненной необходимостью в условиях, когда ликвидированы ранее

существовавшие приоритеты, восстановить связи между хозяйственными субъектами, обеспечить стабильность развития новых связей.

Широко представлена в действующем законодательстве группа имущественных санкций. В публичных отраслях права это -штраф и конфискация имущества.

К имущественным гражданско-правовым санкциям относятся неустойка, пеня, штраф, проценты за пользование чужими денежными средствами, денежная компенсация морального вреда, обращение задатка в случае неисполнения обязательства, возмещение убытков, уменьшение стоимости товара, исполнение обязательства за счет должника и др.

Имущественные санкции выступают средством экономического стимулирования такого поведения субъектов права, которое бы соответствовало требованиям правовых норм и принятых договорных обязательств.

Имущественные санкции служат правовой гарантией предотвращения и искоренения нарушений закона. Это самая гибкая форма юридической

ответственности, которая может меняться под воздействием, в том числе, и внешних факторов, что мы сегодня наблюдаем.

Гибкость и возможности

имущественной санкции как одной из используемых юридических конструкций хорошо прослеживаются на примере. Так еще в 2013 г. была принята единая Концепция развития налоговой политики на 2014 г. и на плановый период 2015 г. и 2016 г. «Основные направления налоговой политики РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.» (одобрены Правительством РФ 30.05.2013 г.), по положениям которой не предполагалось внесение существенных изменений в структуру налоговой системы России, а также введение новых налогов в среднесрочном периоде. Одним из пунктов планируемых изменений в законодательство о налогах и сборах в части мер налогового стимулирования предполагалось

совершенствование налогообложения

финансовых инструментов и создание Международного финансового центра. Также планировалось разработать систему мер санкционного характера в различных

отраслях права по противодействию уклонения от налогообложения с использованием низконалоговых

юрисдикций, совершенствование

налогового администрирования. Таким образом, основное направление

государственной налоговой политики сводилось к усилению контроля, повышения прозрачности, привлечению международных налоговых юрисдикций для этих целей. Поменялись условия, цели, и санкции, как наиболее эффективный и действенный инструмент мер воздействия, поменяли вектор своего действия и стали «работать» на другие цели. В своем Послании Президент РФ предложил провести амнистию оффшорных капиталов, что имеет уже законодательное закрепление (на стадии обсуждения), и пояснил, что «если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что в отношении него не будут применяться меры юридической ответственности, без соответствующих документальных подтверждений об источниках и способах получения капитала», и что самое главное, такое лицо не столкнется с уголовным или административным преследованием, «и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов».

Таким образом, такие

законодательные инициативы под воздействием внешнего давления создают предпосылки для принятия в связи с этим дискреционных санкций.

Продолжая изучать вопросы санкции, в том числе имущественного характера, полагаем необходимо разработать общее понятие «санкция» и понятие «имущественная санкция» в частности, которые охватывали бы все разновидности санкций, существующие в действующем законодательстве, так как именно понимание значения санкции позволит представить ее как гибкий механизм, позволяющий оказывать влияние на правоприменительную практику.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева, № 2(82) 2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байтин, М.И., Бабаев, В.К. / Нормы советского права. Проблемы теории. -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. - С. 106.

2. Липинский, Д.А., Мусаткина, А.А.. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты: монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2013. - С. 104-105.

3. Малько, А.В. Стимулы и ограничения в праве. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь., 2004. - С. 72-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.