Научная статья на тему 'ИМПРОВИЗАЦИЯ В ТАНЦЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ'

ИМПРОВИЗАЦИЯ В ТАНЦЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сущность импровизации в танце / средство развития творчества / особенности / пути / стимулы и приемы развития импровизации / педагоги-хореографы / the essence of improvisation in dance / a means of developing creativity / features / ways / incentives and techniques for the development of improvisation / choreographers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бойченко Наталья Сергеевна, Литвинова Валентина Станиславовна, Шаталова Татьяна Николаевна

В работе уточнена сущность импровизации в танце, исследованы и выделены стимулы и приемы развития импровизации, обоснована практическая разработка упражнений по импровизации в танце как средстве развития творчества у педагогов-хореографов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper clarifies the essence of improvisation in dance as a means of developing creativity, improvisation, examines and highlights the incentives and techniques for the development of improvisation, substantiates the practical development of exercises on improvisation in dance as a means of developing creativity among choreographers.

Текст научной работы на тему «ИМПРОВИЗАЦИЯ В ТАНЦЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ»

8. Стрельцова, А.Д. Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС / А.Д. Стрельцова // Форум молодых ученых.-2019. -№ 5 (ЗЗ).-С. 1187-1191

9. Тоиетева, О.С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации / О.С. Тоиетева // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2. - С. 198-202

10. Тучкова, A.C. Основные методологические подходы к формированию универсальных компетенций студентов технических университетов / A.C. Тучкова, // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2022. - Т. 19. - № 4. - С. 31-46

11. Ушакова, О.Б. Реализация системно-деятельностного подхода посредством использования приемов технологии развития критического мышления при обучении иностранному языку / О.Б. Ушакова // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. -2016. -№6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-sistemno-deyatelnostnogo-podhoda-posredstvom-ispolzovaniya-priemov-tehnologii-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-pri (дата обращения: 21.05.2024)

12. Шинкарева, Н.В. Системно-деятельностный подход как средство активизации познавательной деятельности учеников / Н.В. Шинкарева, В.И. Шевченко, С.Р. Чанышева, A.B. Ефременко // Символ науки. - 2020. - №7. - С. 65-68

Педагогика

УДК 37

доцент кафедры хореографии Бойченко Наталья Сергеевна

Волгоградский государственный институт искусств и культуры (г. Волгоград); старший преподаватель кафедры хореографии Литвинова Валентина Станиславовна Волгоградский государственный институт искусств и культуры (г. Волгоград); доцент кафедры хореографии Шаталова Татьяна Николаевна

Волгоградский государственный институт искусств и культуры (г. Волгоград)

ИМПРОВИЗАЦИЯ В ТАНЦЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА У ПЕДАГОГОВ-ХОРЕОГРАФОВ

Аннотация. В работе уточнена сущность импровизации в танце, исследованы и выделены стимулы и приемы развития импровизации, обоснована практическая разработка упражнений по импровизации в танце как средстве развития творчества у педагогов-хореографов.

Ключевые слова: сущность импровизации в танце, средство развития творчества, особенности, пути, стимулы и приемы развития импровизации, педагоги-хореографы.

Annotation. The paper clarifies the essence of improvisation in dance as a means of developing creativity, improvisation, examines and highlights the incentives and techniques for the development of improvisation, substantiates the practical development of exercises on improvisation in dance as a means of developing creativity among choreographers.

Key words: the essence of improvisation in dance, a means of developing creativity, features, ways, incentives and techniques for the development of improvisation, choreographers.

Введение. Среди проблем подготовки будущих педагогов-хореографов в современных вузах искусств и культуры одной и важных и актуальных является проблема овладения импровизацией как средством развития творчества. В реальной образовательной практике от педагогов-хореографов сегодня требуется не только большой объем профессиональных хореографических и педагогических знаний, но и умение находить выходы из нестандартных ситуаций, что требует в образовательном процессе вузов обучающихся творческих специальностей, в том числе, хореографических, уделять большее внимание развитию творчества. Как свидетельствует анализ научной литературы и образовательной практики, импровизация в танце является эффективным средством развития творчества у будущих педагогов-хореографов, активирует творческое мышление, способствует самореализации творческого потенциала (О.Н. Вернигора, О.А. Воробьева, А. Гришон, М.Г. Ибатуллина, Е.В. Штенникова и др.). [1- 10; 12]

Так же, с учётом современных тенденций развития профессионального образования, необходимо отметить, что профессорско-преподавательскому составу необходимо осуществлять личностно-ориентированное, контекстное обучение с тем, что бы выпускники могли успешно конкурировать на рынке труда (Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, А.С. Канюк, Н.И. Соколова [11]). В этой связи считаем важным обручить выпускников умениям импровизации в танце, как важному средству развития творчества у педагогов-хореографов.

Импровизация в современном танце, как перспективное направление хореографии, получила активное развитие с начала XX века, выйдя за рамки традиционного исполнительства, обратившись к творчеству самих танцоров в сотворчестве с балетмейстерами и музыкантами. Традиционно под импровизацией, прежде всего, понималась спонтанность, но в таком узком понимании возникало сомнение: а можно ли ей научить? Исследователи (А. Гиршон, М.Г. Ибатуллина и др.) уточнили, что импровизация - это не просто спонтанность, стихийность, а осознанная спонтанность, дополненная опытом внимательности и самонаблюдения, доверительностью и рефлексией своих чувств, обретением целостности и полноты мироощущения и самовыражения [6; 7].

В уточненном, расширенном понимании становится возможным и необходимым обучение импровизации будущих педагогов-хореографов в вузе в условиях образовательного пространства, обеспечивающее формирование профессиональных навыков студентов, включающее познание многообразных танцевальных стилей, лексического материала, накопление личностного опыта приемов исполнительского мастерства, способствующее развитию творческого мышления и самореализации творческого потенциала.

Импровизация, выступающая в качестве средства развития творчества будущих педагогов-хореографов в вузе, становится важной составляющей работы над постановкой танца в ходе выполнения педагогических и хореографических задач, развивает временные и пространственные ориентиры, обогащает пластику как язык тела, совершенствует танцевальные навыки, уверенную способность к самовыражению, устраняет различные психологические и физиологические комплексы, а также позволяет «обходить» их или не делать доминирующими, совершенствуя профессиональную подготовку будущих педагогов-хореографов, развивая индивидуальное и коллективное творчество. Достичь этой цели является серьезной и сложной профессиональной задачей. Овладение импровизацией как средством развития творчества будущих педагогов-хореографов требует поиска соответствующих путей решения, стимулов и приемов развития импровизации, обоснования практических разработок упражнений по импровизации в танце как средства развития творчества у педагогов-хореографов, на освещение названных вопросов, и нацелена данная статья.

Изложение основного материала статьи. Традиционно положения классического балета и народного танцев, как основа всех остальных направлений хореографии, наполнены базовыми канонами и ограничениями. В отличие от основ классического и народного танцев, мировоззренческие позиции современного танца ориентированы на свободу, импровизацию. Импровизация в современном танце приветствуется в огромном культурном пласте хореографии конца XX - начала XXI вв., объединяющем в себе различные модные танцевальные течения, выражающие чувства и настроения танцоров, и являющиеся их свободным и универсальным проявлением.

С конца XIX века импровизация стала приветствоваться в новом направлении хореографии - «modern» танец (современный танец), получивший активное развитие в Европе и США, а затем, и в России. Одним из создателей танца модерн и такого танцевального направления считают Айседору Дункан (1877-1927), американскую танцовщицу «босоножку», танцевавшая в стиле moder, благодаря которой даже русский классический балет сумел обновиться и обогатиться новыми средствами выразительности современного танца [8].

Будущим педагогам-хореографам важно понимать, что современный танец отвечает на вызовы современного мира. Как отмечают исследователи О.Н. Вернигора, О.А. Воробьева [2], Штенникова Е.В. [12], студенты хореографических специальностей знакомясь с различными видами современного танца: модерн-джаз, модерн и постмодерниские танцы и др., синтезируют различные направления современного хореографического искусства для проявления индивидуальной импровизации как средства развития творчества. На сегодняшний день contemporary dance является одним из самых популярных танцевальных направлений современной хореографии в мире [2].

Учитывая, что с конца XX века на процесс образования все большее влияние стали оказывать интернет-технологии и электронные средства коммуникации, ставшие практически средой обитания современной молодежи, преподавателями даются индивидуальные задания будущим педагогам-хореографам - познакомиться и разобраться с направлениями современного танца самостоятельно через сеть и обсудить с другими обучающимися в группе. Студенты должны прийти к выводу, самостоятельно или с помощью преподавателя, что важнейшей сущностной характеристикой импровизации в современном танце является постоянное обновление, обостренное ощущение времени, совершенствование эстетических, духовных и художественных потребностей публики и самих танцоров. Студентам также важно понять, что к сущностной характеристике импровизации в современном танце (История развития современного танца [8]).

В процессе проведения занятий необходимо познакомить студентов с теми выдающимися танцорами, которые оставили послед себя след в истории танца.

Обучение импровизации будущих педагогов-хореографов в вузе является важной профессиональной задачей. Для этого исследованы и выделены стимулы и приемы развития импровизации: звуковые, визуальные, касательные. Все стимулы и приемы развития импровизации способствуют обучению импровизации будущих педагогов-хореографов в вузе.

Импровизация в танце как средство развития творчества будущих педагогов-хореографов обеспечивается в ходе создания хореографических произведений и хореографических образов развития памяти и педагогической и хореографической подготовки студентов при составлении ими авторских композиций из заранее заготовленных комбинаций.

С целью улучшения теоретических и практических знаний по развитию импровизации как средства развития творчества у будущих педагогов-хореографов разработан комплекс упражнений, позволяющий легче воспринимать учебный материал, учить связки, и познавать практические навыки создания хореографического произведения. Душевное состояние и переживания танцора помогают показать зрителю живую картинку. Он сможет прочувствовать и понять, что ощущает танцор и что он хочет показать в своем хореографическом номере.

Помимо этого, студентам дается задание подготовить эссе, на представленную тему «Импровизация как средство развития творчества будущих педагогов-хореографов».

Предложенное задание и упражнения помогают студентам повысить уровень их теоретических знаний практического навыка по саморазвитию у них импровизации как средства развития творчества.

Комплекс упражнений по развитию импровизации как средства развития творчества у будущих педагогов-хореографов включает: импровизационные упражнения для различных частей тела; движения, создающие хореографические образы; контактные упражнения для коммуникации партнеров.

Импровизационные упражнения для различных частей тела:

направлены на обучение импровизации посредством авторского соединения ранее изученных отдельных элементов в новые творчески вариации:

- наклонов и поворотов головы;

- подъемов вверх и опусканий вниз плеч, по очереди и вместе «восьмеркой» и круговыми движениями;

- движений по полукругу и по кругу, назад и вперед грудной клеткой;

- подъемов вверх и движений в стороны, круговых «восьмерок» и закручиваний бедрами;

- упражнений для разработки тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, пальцев ног; мягких и жестких ног; без опоры на ноги (лежа на спине) и с опорой на ноги (стоя), со сменой опорной ноги;

- движения для различных частей рук (кистей, ладоней, локтей, плеч), подъемов вверх, опусканий вниз и отведений в стороны.

Все движения предполагают смену темпа (медленного, среднего и быстрого) и ритмического рисунка под музыку и без музыки (под хлопки, удары, постукивания и др.) от простых спонтанных движений к структурированным (предполагающим целенаправленную резкую смену ритмов (быстрого и медленного), поиск собственного ритма, синкопированные движения), способствующие выработке навыков осознанной импровизации.

Импровизационные движения, создающие хореографические образы:

- импровизационные движения, развивающие способность к импровизации, ориентирующие на понимание и воспроизведение конкретных состояний, ощущений: тепла, холода, горя, радости, разочарования и восхищения, различных траекторий движения и пространства, создающие основу для небольших этюдов, которые могут стать индивидуальными «заготовками» для сольных хореографических постановок и групповых для концертных программ студентов.

Будущим педагогам-хореографам даются задания:

- осуществить поиск движений, комфортных для своего тела, погружаясь в свой внутренний мир и отслеживая собственные ощущения;

- решить конкретную педагогическую и хореографическую задачи: дотягиваясь и доставая нужный предмет, разбить его или прижимать к себе, как-то что ценное; дотрагиваясь до кого-то, показать, что испытываешь удовольствие или страх, неприятие; бросая предметы от обиды, или ударяя кого-то из-за нанесенного оскорбления; качнуться с удовольствием на качелях, в гамаке, покачиваться в лодке или мечтая);

- изображать элементы, различные по объему; создавать разнообразные пространства вокруг себя; рисовать телом предметы, меняя движением форму своего тела.

Преподаватель делит студентов на две группы: авторов импровизаций и экспертов. Группа авторов демонстрирует свои творческие находки, а группа экспертов их оценивает, проводит анализ и организует обсуждение. Критериями оценки являются: динамика движений, яркость хореографических образов, выразительность изображенных ощущений, их пространственный фокус, насколько интересно их творческое решение для зрительного восприятия и поставлены ли воспитательные задачи для профессионального самосовершенствования педагогов-хореографов и для культурного, эстетического и эмоционального развития зрителей?

Импровизационные контактные упражнения для коммуникации партнеров [10]. К ним можно отнести следующие упражнения:

- импровизационные контактные упражнения для развития способности к коммуникации могут отражать различные типы взаимоотношений, например, «Зависимые и созависимые», отражающие любовь, притяжение партнеров друг к другу, даже, если они стоят или двигаются в пространстве на определенном расстоянии друг от друга, или периодически подходят друг к другу, выполняя упражнения на равновесие, без слов, чувствуя один другого и в обратном порядке, как эмоционально близкие люди, обучаясь хореографически и актерски изображать зрителю, что между танцорами происходит коммуникация, очень важная для обоих партнеров. Для этого во всех движениях должен наблюдаться баланс во всех движениях;

- импровизационные контактные упражнения «Зеркальные отношения» в паре» [10], отражающие понимание, очень острое чувственное восприятие любого движения партнера даже в самых простейших формах, проявлениях, элементах. Танцоры и лицом друг другу, и спиной и боком, и в любых ракурсах зеркально повторяют движения друг друга, зеркально отражают хореографические навыки, необходимые одного уровня профессиональной хореографической подготовленности и готовности к импровизации.

Обучение импровизационным контактным упражнениям «Зеркальные отношения» осуществляется как в паре, так и в группе. Всей группе студентов дается задание: встать по парам, друг напротив друга. В каждой паре один танцор назначается ведущим, а другой - ведомым. Ведомый должен зеркально повторять движения ведущего. Одна пара назначается экспертами, которые должны определять: кто из танцоров в каждой паре является ведущим, а кто ведомым. В это же время в каждой паре ведущий и ведомый должны синхронно двигаться так, чтоб ведомый отражал за ведущим каждое движение настолько точно, насколько это возможно, достигая такой согласованности в импровизационных движениях пары, чтобы эксперты не могли различить, кто выполняет роль ведущего, а кто - ведомого. Через несколько минут танцоры меняются ролями и повторяют упражнение. Лидерство переходит между двумя танцорами. Ни один из танцоров не должен специально выбирать, сохранять ему лидерство или избегать его;

- импровизационные контактные упражнения «Доверительные отношения» предполагают работу в парах и исследование при работе с весом безопасных способов взаимодействия, требующих полного доверия партнеру. Танцоры придумывают сюжет готовят его для показа зрителям и экспертам на основ простых хореографических элементов и их комбинаций. Содержание сюжета может меняться по ходу действия танцующих в зависимости от их настроения.

Хореографически импровизационные контактные упражнения «Доверительные отношения» в паре [10] основываются на умении чувствовать вес частей тела партнера и умении быть надежной опорой для них и партнера в целом. Например, один танцор лежит на спине, совершенно расслабленный, позволяя другому двигать его руками, ногами. В то время, как другой - поднимает одну ногу, руку или другую ногу, руку первого партнера, двигая её в различных направлениях, ощущая вес конечностей и свободу движения в суставах, являясь для них надежной опорой и оказывая им реальную поддержку. Лучше начинать с рук, далее переходить к ногам и голове. Важно учиться расслабляться и доверять партнёру, отдавая ему полностью части своего тела и их вес, поэтому необходимо, беря в руки «чужие» части тела, вести себя спокойно, чтобы доверившийся партнер чувствовал себя в безопасности. Упражнения могут дополняться переворачиванием доверившегося партнера и его перекатыванием, но при этом обеспечением ему необходимой поддержки, используя свои руки и всё своё тело в качестве опоры для оправдания доверия партнёра. Доверие активизирует первого партнёра и он постепенно становится активнее, и сознательно начинает сам направлять свой вес на опору партнёра, чувствуя свой вес и его перемещение.

Хореографически импровизационные контактные упражнения «Доверительные отношения» в группе предполагают постановку танцоров в круг, чтоб все держались за руки. Каждый отклоняется из круга, удерживаясь благодаря равновесию группы, а не собственному индивидуальному равновесию. В круге, танцоры могут качаться, опираться на крепко сжатые руки других, чувствуя свой вес. Если группа станет перестраиваться в другие конфигурации кроме круга, то необходимо продолжать сохранять взаимодействие между всеми танцорами, даже при передвижении фигуры, продолжая как-то держаться за руки, стоя или двигаясь в пространстве, позволяя одному из партнеров делать различные упражнения на равновесие без слов, просто чувствуя друг друга, сохраняя групповой баланс; чувствовать вес частей тела двигающегося партнера и стараться быть надежной опорой для него, в ходе выполнения хореографических импровизационных контактных упражнений, сохраняя доверительные отношения. Если танцор на некоторое время танцор покидает своё место совсем или перемещается в другое место, он должен отнестись внимательно, чтобы другие партнеры соединили руки без него, не теряя группового баланса.

Импровизационные движения для ориентации в пространстве[10]:

- импровизационные движения для ориентации в пространстве связаны с развитием ощущения, понимания безопасности через его исследование. Все танцоры должны закрыть глаза и повернуться вокруг своей оси несколько раз, чтобы потерять ориентацию в пространстве. Затем, танцорам можно начать двигаться в пространстве, исследуя пол, стены, мебель. Исследовать пространство лучше через медленные движения, так чтобы безопасно чувствовать себя с закрытыми глазами. Если танцоры сталкиваются друг с другом, они могут с помощью хореографических элементов взаимодействовать некоторое время, оставаясь с закрытыми глазами. Даже в знакомом пространстве танцоры могут сделать открытие относительно размера или формы пространства, или расположения объектов внутри него. Эти движения также готовят к доверию. Будущие педагоги-хореографы должны научиться не бояться физического контактировать с предметами и людьми, учиться контактировать безопасно, познавать свое тело и научиться концентрироваться, быть внимательными, отрабатывать импровизационные навыки на развитие безопасной ориентации в пространстве.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что на современном этапе в образовательном процессе вузов на хореографических специальностях важно уделять большее внимание развитию творчества на основе импровизации в танце, поскольку она активирует творческое мышление, способствует самореализации творческого потенциала. Импровизация как средство развития творчества, выходит за рамки традиционного исполнительства и обращена к творчеству самих исполнителей, сотворчеству с балетмейстерами и музыкантами. В данном исследовании уточнена сущность импровизации в танце не как стихийная, а как осознанная спонтанность, дополненная опытом внимательности и самонаблюдения, доверительности и рефлексии своих чувств, обретения целостности и полноты мироощущения и самовыражения. Уточненное и расширенное понимание импровизации как средства развития творчества, делает возможным и необходимым

обучение импровизации будущих педагогов-хореографов в вузе, включает формирование профессиональных навыков: познание многообразных танцевальных стилей и лексического материала, накопление личностного опыта приемов исполнительского мастерства, развитие пространственных и временных ориентиров, самосовершенствование танцевальных навыков, уверенности в себе, способности к самовыражению, самореализации творческого потенциала. Достичь этой цели является серьезной и сложной профессиональной задачей. Важен поиск соответствующих путей решения, стимулов и приемов развития импровизации, обоснования практических разработок упражнений по импровизации в танце как средства развития творчества будущих педагогов-хореографов, что будет способствовать повышению качества образования в вузах, имеющих хореографические специальности, соответствующего современным требованиям общества и российского государства.

Литература:

1. Андреева, М.П. Особенности создания хореографической композиции contemporary dance / М.П. Андреева, Т.С. Борисенко // Актуальные научные исследования в современном мире. -2021. -№ 2-5 (70). - С. 63-69

2. Вернигора, О.Н. Импровизации в системе обучения современным направлениям хореографии: теория и история /

0.Н. Вернигора, О.А. Воробьева // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 1 (62). - С. 185-186

3. Виноградова, О.А. Семь точек зрения на танец модерн / О.А. Виноградова // Вестник академии русского балета им.А.Я. Вагановой. - № 4 (51). - 2017. - С. 147-154

4. Воробьева, О.А. Современный танец в России / О.А. Воробьева, К.Б. Демина // Мир науки, культуры, образования. - 2018. -№ 5 (72). - С. 106-108

5. Голубев, Д.В. Импровизационные методы преподавания «контактной импровизации» как средство создания композиции современных форм танца / Д.В. Голубев // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 6 (61). - С. 209-211

6. Гиршон, А.С. Импровизация и хореография / А.С. Гиршон. - М.: Лань, Планета музыки, 2013. - 544 с.

7. Ибатуллина, М.Г. Развитие творческих способностей обучающихся на основе хореографической импровизации / М.Г. Ибатуллина//Молодой ученый.-2021.-№ 1 (343).-С. 55-57

8. История развития современного танца [Электронный ресурс]. - URL: https://tdmsh.irk.muzkult.ru/media/2020/04/06/1252020834/ISTORIYA_RAZVITIYA_SOVREMENNOGO_TANCZA_s_ssyJkam

1.pdf (Дата обращения: 17.05.2024)

9. Карпенко, В.Н. Импровизация и хореография: индивидуальность и взаимосвязь / В.Н. Карпенко, Е.О. Ладыгина // Культура и время перемен. - 2018. - № 4 (23). - С. 12.

10. Структурная танцевальная импровизация (Отрывки из книги) Джойс Моргенрот [Электронный ресурс]: ЖИТЬ ТАНЦУЯ: сайт - URL: http://girshon.dance/article/strukturnaya-tantsevalnaya-improvizatsiya-otryvki-iz-knigi-dzhojs-morgenrot/ (Дата обращения: 17.05.2024)

11. Сорокопуд, Ю.В. Генезис развития профессионального образования России: детерминанты и ведущие тенденции развития / Ю.В. Сорокопуд, О.М. Коломиец, А.С. Канюк, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2024. - № 2 (105).-С. 320-324

12. Штенникова, Е.В. Развитие креативности через метод импровизации на занятиях хореографией / Е.В. Штенникова // Научные высказывания. - 2021. - № 3 (3). - С. 23-26

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Буховцева Ольга Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан); аспирант Чэ Сянлун

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема» (г. Биробиджан)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В настоящей статье освещены особенности формирования коммуникативных умений. Отмечается, что данная проблема находится в фокусе внимания известных отечественных и зарубежных учёных. Актуализируется, что у младшего школьника формируются социальные навыки, понимание самого себя, отношение к значимым людям, к обществу в целом, происходит формирование коммуникативных умений. В статье рассматриваются взгляды учёных к пониманию термина коммуникативные умения и обосновывается роль процесса подготовки учителя к формированию коммуникативных умений у младших школьников.

Ключевые слова: коммуникативные умения, младший школьник, обучение, общение, продуктивность, речевые способности, урок, формирование.

Annotation. This article highlights the features of the formation of communication skills (CS). It is noted that this problem is the focus of attention of famous domestic and foreign scientists. It is updated that the younger schoolchild develops social skills, self-understanding, attitude towards significant people, towards society as a whole, and the formation of communication skills. The article discusses the views of scientists on the understanding of the term communicative skills and substantiates the role of the process of teacher preparation for the formation of communicative skills in primary schoolchildren.

Key words: communication skills, primary school student, learning, communication, productivity, speech abilities, lesson, formation.

Введение. Известно, что в настоящее время активно происходит реконструкция всех областей жизнедеятельности нашего общества. Но для понимания того, что это неразрывно связано с улучшением качества подготовки будущих педагогов, необходимы серьезные, систематические изменения в деятельности высших учебных учреждений. Это является одной из важных задач нашего времени. Нельзя решить данную проблему, не учитывая значимость образования. Анализ психологической, педагогической и методической литературы показал наличие проблемы улучшения качества образовательного процесса. Поэтому в высшем педагогическом образовании требуются принципиально новые подходы в подготовке будущего педагога.

Изложение основного материала статьи. Современная школа, реализуя социальный заказ государства, ориентирована на компетентного педагога, обладающего креативностью и эрудированностью, а также умениями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.