Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ХОРЕОГРАФИИ'

ПОНЯТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ХОРЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
179
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПРОВИЗАЦИЯ / ТАНЕЦ / ХОРЕОГРАФИЯ / ТЕОЛОГИЯ / МОДЕРН / IMPROVISATION / DANCE / CHOREOGRAPHY / THEOLOGY / MODERN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галимова А.Е.

Развитие искусства немыслимо без импровизации. На это обращают внимание многие исследователи художественного творчества: подчеркивается значение импровизации в ораторском искусстве, в творческом писательском процессе, исследуются вопросы импровизации в театре, музыкальном искусстве. В данной статье разбирается понятие импровизации в хореографии и рассматривается ее значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF IMPROVISION AND ITS ROLE IN CHOREOGRAPHY

The development of art is unthinkable without improvisation. This is what many researchers of artistic creativity draw attention to: the importance of improvisation in oratory, in the creative writing process is emphasized, issues of improvisation in theater and musical art are investigated. In this article, the concept of improvisation in choreography is analyzed and its significance is considered.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ХОРЕОГРАФИИ»

УДК 37.013.75

Галимова А.Е. студент магистратуры СНИГУ им. Н. Г. Чернышевского Россия, г. Саратов

ПОНЯТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ХОРЕОГРАФИИ

Аннотация: Развитие искусства немыслимо без импровизации. На это обращают внимание многие исследователи художественного творчества: подчеркивается значение импровизации в ораторском искусстве, в творческом писательском процессе, исследуются вопросы импровизации в театре, музыкальном искусстве. В данной статье разбирается понятие импровизации в хореографии и рассматривается ее значение.

Ключевые слова: импровизация, танец, хореография, теология, модерн.

Galimova A.E. master's degree student SNIG them. N. G. Chernyshevsky Russia, Saratov

THE CONCEPT OF IMPROVISION AND ITS ROLE IN

CHOREOGRAPHY

Annotation: The development of art is unthinkable without improvisation. This is what many researchers of artistic creativity draw attention to: the importance of improvisation in oratory, in the creative writing process is emphasized, issues of improvisation in theater and musical art are investigated. In this article, the concept of improvisation in choreography is analyzed and its significance is considered.

Key words: improvisation, dance, choreography, theology, modern.

Импровизация - это спонтанное, сиюминутное, индивидуальное воплощение авторского произведения в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя.

Возможна ли такая импровизация в хореографии? Да, но без использования новых движений, а только для интерпретации созданного хореографом и зафиксированного на репетициях хореографического текста. Особенно сложно импровизировать исполнителю в дуэте или ансамбле, поскольку нарушение в исполнении заранее отрепетированного расположения может привести к полной дисгармонии в отношении с партнером или партнерами.

Импровизация всегда существовала внутри какой - либо танцевальной стилистики, она обычно являлась частью народных обрядов, игр и празднеств. Импровизация особенно отчетливо проявляется в современных

танцах, когда в ответ на «вызов» соперника, исполнитель выходит за рамки устойчивых танцевальных форм. Импровизация достаточно широко используется и в социальном танце, когда исполнитель растворяется в музыке и начинает движенческий выражать свое эмоциональное состояние в той или иной манере популярного танца. Состояние движенческой импровизации, когда исполнитель прислушивается к импульсам своего тела, реагирует на окружающее пространство и партнеров, может помочь нам определить особое состояние импровизационного творчества, но, к сожалению, такая импровизация не имеет сценической ценности как произведение искусства. Этот тип импровизации скорее можно назвать «тусовочная» или включением в определенную молодежную субкультуру. Импровизация - это соединение осознанного выбора и спонтанной реакции. Она содержит в себе элемент творчества, который никогда не повторяется. Исходной посылкой для импровизации может быть воображение, интеллект, психические процессы, которые выражаются через движенческие реакции1.

Импровизация - школа иного структурного уровня. В отличие от хореографии, обучение которой вполне понятно для понимания, импровизация чаще всего представляется как отсутствие школы и техники. Вопреки этому распространенному заблуждению, школа импровизации существует - но существует как бы на ином структурном уровне.

Техника импровизации - это техника восприятия импульсов движения и внутренних сигналов, техника релаксации и особое чувствование партнера, осознание собственного тела, пространства и времени в качестве элементов, из которых рождается композиция2.

Импровизация не терпит многочасовых занятий у станка: в отличие от танцоров традиционных направлений, танцор - импровизатор занят многочасовым осознанием связей внутри своего тела. Если хореография представляется техникой построения структуры из стандартных «кирпичиков», то импровизация предполагает технику поиска потенциальных возможностей, скрытых в пустом пространстве.

По сложности техника импровизации не уступает техникам модерна или балета, и именно импровизация зачастую лежит у истоков поиска новых движений, которые впоследствии становятся частью техники хореографии и обретают точность и огранку, превращаясь, подобно драгоценному камню, из несколько рыхлой формы в сияющий гранями кристалл. Правда, породившие это движение чувства, которыми оно буквально дышит в момент рождения, становятся все более трудноуловимыми3.

Хореография как наука владения собственным телом восходит к совокупным достижениями научно - технического прогресса, в основу которого был положен лозунг о бесполезности ожидания милостей от природы. Импровизация - это не столько управление телом, сколько

1 Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., МГУ, 2011, 100с.

2 Рунин Б. М "Танцевальный кландайк" (12). Декабрь. М., 2014.

3 Валукин Е.П. "Проблемы наследия в хореографическом искусстве", М., 1992.

сотворчество с ним, признание равноправия сиюминутных импульсов и заранее продуманных действий, и в этом смысле импровизация восходит к древним культурам, в основу которых был положен принцип единства с природой4.

Хореография, пересекаясь с миром теологии, предполагает определенную серьезность - наличие идеального образца, по которому создан мир, наличие в нем послания, подлежащего пониманию и расшифровке. Импровизация, сомневаясь в наличии изначального смысла, предполагает, что мир может стать любым - именно таким, как мы сами его сотворим, и предлагает танец в качестве инструмента, который позволит найти (понять) этот смыл либо обнаружить отсутствие смысла.

Импровизация и хореография с точки зрения зрителя, как это ни странно, во многих случаях для неискушенного зрителя нет особой разницы между импровизацией и современной хореографией - если и то, и другое он видит впервые. Синхронность движений в хореографии, разумеется, выше, но синхронность - только один из приемов, причем в современной хореографии отнюдь не самый любимый. Остальные "критерии" - как сюжет, сложность движений и так далее - или воспроизводимы в рамках импровизации, или необязательны и в рамках хореографии.

Импровизация предполагает отсутствие изначального смысла, и танец становится способом создать (узнать его) или обнаружить его отсутствие. Оба варианта равно возможны, отсюда внутренний, метафизический риск импровизации. Глубинная психология говорит, что, если мы видим какое-либо непримиримое противоречие, то на более глубоком уровне мы можем обнаружить взаимодополняющий характер противоположностей5.

Использованные источники:

1. Бебик М.А. Использование танце-двигательной терапии в решении проблемы самопринятия. М., 2011

2. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев. М., 2002

3. Герасимова И.А. Философское понимание танца // Вопросы философии. М., 2010.

4. Гиршон А. Импровизация и хореография. Контактная импровизация. -Альманах 1., 2012

5. ГришонА. "Танцевальная импровизация", М., 2014

6. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб., 2014

7. Дункан А. Моя жизнь. Танец будущего. М., 2013

8. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. №1.

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2010

10. Рунин Б. М. "О психологии импровизации", М., 2011

4 Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2014, 219с.

5 Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. №1. С.31-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.