ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВЕРШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ
INFORMATION TECHNOLOGIES FOR CUSTOMS OPERATIONS
УДК 339.543
DOI 10.54048/20727240_2022_02_9 ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Д. В. Терещенко1
1 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье проведен анализ состояния реализации импортозамещения информационно-коммуникационных технологий в таможенных органах Российской Федерации. Определены используемые в таможенных органах зарубежные программные средства, которые подлежат замене отечественными аналогами (система управления базами данных Oracle, аналитические инструменты Oracle BI, операционные системы семейств Windows и VMware, программное обеспечение транспортной платформы гарантированной доставки электронных сообщений IBM MQ и др.); сформулированы требования таможенных органов к импортозамещающим программным продуктам; проведена оценка соответствующего отечественного программного обеспечения, которое может участвовать в программе импортозамещения информационно-коммуникационных технологий таможенных органов. Тестирование и оценка осуществлены в отношении следующих отечественных разработок: системы управления базами данных PostgresPro, BI-платформы, отечественных операционных систем, программного обеспечения транспортной технологической подсистемы Factor-ESB. Результаты тестирования и оценки отечественного программного обеспечения позволили исключить ряд отечественных программных продуктов как не соответствующих требованиям таможенных органов, выявить программные продукты, наиболее соответствующие требованиям таможенных органов, и определить направления их доработки и (или) модернизации.
Ключевые слова: импортозамещение, информационно-коммуникационные технологии, таможенные органы, Единая автоматизированная информационная система таможенных органов.
IMPORT SUBSTITUTION IN THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION D. V. Tereshchenko1
1 Federal Customs Service, Moscow, Russian Federation
Abstract. The article analyzes the state of implementation of import substitution of information and communication technologies in the customs authorities of the Russian Federation. At the same time, foreign software tools used in customs authorities have been identified, which are subject to replacement by domestic analogues (Oracle
© Терещенко Д. В., 2022
database management system, Oracle BI analytical tools, Windows and VMware operating systems, software for the transport platform for guaranteed delivery of electronic messages IBM MQ, etc.); the requirements of the customs authorities for import-substituting software products have been formed; an assessment of the relevant domestic software that can participate in the import substitution program of information and communication technologies of the customs authorities has been carried out. Testing and evaluation were carried out in relation to the following domestic developments: PostgresPro database management systems, BI platforms, a number of domestic operating systems, software of the Transport technological subsystem "Factor-ESB". The results of testing and evaluation of domestic software made it possible to exclude a number of domestic software products as non-compliant with the requirements of customs authorities, identify software products that most meet the requirements of customs authorities and determine the directions of their refinement and (or) modernization.
Keywords: import substitution, information and communication technologies, customs authorities, Unified automated information system of customs authorities.
ВВЕДЕНИЕ
Современная международная обстановка характеризуется напряженной борьбой государств за лидирующие позиции в мире. Развивающийся кризис мировой экономической системы, который усилили ограничения, вызванные борьбой с CO-VID-19, еще более обострил эту борьбу. Лидирующие позиции будут занимать те страны, в которых экономика базируется на применении технологий будущего, развивающихся, в свою очередь, на базе перспективных цифровых технологий.
В современной России осуществляется цифровизация экономики, что вызвано объективной необходимостью, диктуемой законами конкуренции в международной торговле и требованиями обеспечения экономической безопасности государства в целом.
В этих условиях модернизация и совершенствование таможенной деятельности происходят в основном за счет развития и внедрения перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые используются в аналитической работе таможенных органов, в организации совершения таможенных операций и таможенного контроля, в обобщении статистической информации и других направлениях деятельности. Эти технологии уже применяются и имеют высокий потенциал дальнейшего развития [1-4]. «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации (РФ) от 23.05.2020 № 1388-р, главной целью определяет формирование к 2030 г. качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», «умной» таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства [5].
Основным фактором, который существенно влияет на развитие ИКТ, является введение санкций против России со стороны ряда западных стран. С учетом санкционного давления США и других стран, недружественных по отношению к России, Указом Президента РФ от 30.03.2022 № 166 установлен запрет на использование с 01.01.2025 органами государственной власти иностранного программного обеспечения на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры [6]. Этот запрет в полной мере относится
к Федеральной таможенной службе (ФТС России) и является одной из основных причин проведения импортозамещения ИКТ в таможенной сфере деятельности.
Кроме того, необходимо учитывать угрозы негативного воздействия на информационную инфраструктуру государства со стороны стран-конкурентов за счет возможного внедрения вредоносных включений в компьютерную технику и программное обеспечение, поставляемые в Россию.
В связи с этим условия, в которых развивается экономика России и функционируют ее таможенные органы, с одной стороны, требуют внедрения в деятельность таможенных органов перспективных ИКТ, а с другой - развивающийся экономический кризис и санкции со стороны ряда западных стран, а также возможные информационные угрозы со стороны продаваемой в Россию техники и программного обеспечения требуют замены зарубежных информационно-коммуникационных технологий отечественными аналогами, которые по своим характеристикам не должны им уступать.
Анализ и определение зарубежных программных средств, используемых в деятельности таможенных органов и подлежащих замене отечественными аналогами, формирование требований к импортозамещающим программным продуктам отечественного производства, а также оценка соответствующего отечественного программного обеспечения, которое может участвовать в программе импортозамеще-ния таможенных органов, представляются важной и актуальной задачей в реализации цифровой повестки в таможенном деле.
В настоящее время в ФТС России применяется следующее иностранное программное обеспечение, которое подлежит замещению: системы управления базами данных Oracle, аналитические инструменты Oracle BI, операционные системы семейств Windows и VMware, программное обеспечение транспортной платформы гарантированной доставки электронных сообщений IBM MQ.
ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ
ФТС России осуществляет плановый поэтапный перевод информационно-программных средств (ИПС) Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО) под управление отечественной системы управления базами данных (СУБД) PostgresPro. Под ее управлением уже функционируют: автоматизированное программное средство (АПС) «Электронное представление сведений», комплекс программных средств (КПС) «Web сервер ФТС России», АПС «Электронные госуслуги», сервер картографии информационно-справочная система (ИСС) «Малахит», ИСС «Портал ФТС России», КПС «Внешний шлюз».
Однако по результатам внедрения и эксплуатации ИПС ЕАИС ТО под управлением СУБД PostgresPro выявлен ряд недостатков, что препятствует массовому внедрению ее в таможенных органах:
- во-первых, СУБД PostgresPro не обеспечивает необходимый таможенным органам уровень отказоустойчивости и производительности на существующих
объемах баз данных ФТС России с учетом необходимой скорости обработки транзакций;
- во-вторых, управление и администрирование СУБД PostgresPro требует наличия высококвалифицированных специалистов, что влечет за собой замену или переобучение кадров.
ОЦЕНКА BI-ПЛАТФОРМЫ
Значимой проблемой импортозамещения в ФТС России является замена применяемой аналитической системы зарубежного производства Oracle BI Suite на отечественное решение.
В настоящее время проведен анализ отечественных решений BI-систем, включенных в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (Реестр). BI-системы, или Business Intelligence - это набор инструментов и технологий для сбора, анализа и обработки данных [7]. Собран аналитический материал о возможных путях замены базового компонента Oracle BI Suite на российскую аналитическую платформу. Для этих целей также применялись аналитические отчеты, выполненные в рамках аналитических исследований группы «BI-круг Громова». Эта исследовательская группа известна в России как команда разработчиков/аналитиков BI - экспертов по внедрению BI-систем в России, регулярно входящих в топ-списки аналитиков по объему бизнеса в области BI [8].
На первом этапе были проанализированы российские программные аналитические BI-платформы, зарегистрированные в Реестре. После анализа по данным открытых источников (официальные пресс-релизы, результаты анализа сторонних компаний, специализированные форумы разработчиков и др.) были исключены отдельные программные решения, к которым относятся: Триафлай; 1С: Аналитика; Yandex Datalens; Alpha BI; JET-BI; GOOD BI; easy BI; Smartis; Visary BI; Malahit:BI; NextBI; МАЯК BI; IQPLATFORM; Slemma BI; TURBO BI; Галактика BI; Эттон.Бизнес аналитика; OWOX BI; А-КУБ; RTAnalytics; KPI Suite; PARMA Datago, из-за невозможности сопоставления их функциональных возможностей с Oracle BI, а также узкой направленности применения (в основном отраслевой).
В качестве основных платформ для дальнейшего анализа и сопоставления были выбраны: Форсайт.Аналитическая платформа; Polymatica; Криста BI; IBS Платформа.Аналитика; Luxms BI; Visiology; Loginom; Ю.Аналитика; Modus BI.
По результатам второго этапа анализа определены компании, являющиеся вендорами, а также BI-платформы, не имеющие в архитектурных решениях компонентов зарубежных производителей. Вендоры - это крупные компании, которые продвигают и поставляют (а, возможно, и производят) товары под собственным брендом [9].
Для проведения сопоставления BI-платформ были выбраны следующие критерии, которые в настоящее время используются в Oracle BI Suite и отсутствие которых может критично повлиять на выполнение стоящих перед таможенной службой задач:
- наличие в составе BI-платформы многомерной СУБД. Данный показатель позволяет обеспечить высокую производительность при обработке агрегированных данных, которые применяются в настоящее время в таможенной службе при нерегламентированном анализе;
- наличие технологии In-memory или ее аналогов, обеспечивающих предобработку данных с целью увеличения скорости их обработки. Рассматриваемый показатель так же, как и предыдущий, относится к показателям, обеспечивающим высокую производительность;
- поддержка схемы данных «созвездие» в рамках метаописания анализируемых предметных областей при настройке BI-движка;
- возможность использования внешней СУБД в качестве целевой, т. е. СУБД, которая используется не просто как источник данных, а в которой можно хранить данные метаслоя, используемого при работе BI-платформы. Указанный подход позволяет увеличить гибкость платформы и ее независимость от конкретной СУБД. Например, Oracle BI Suite в качестве внутренней целевой СУБД использует только СУБД Oracle;
- обеспечение возможности использования функций класса Machine Learning и Data Mining. Здесь машинное обучение (англ. machine learning, ML) представляет собой класс методов искусственного интеллекта, характерной чертой которых является не прямое решение задачи, а обучение за счет применения решений множества сходных задач. Для построения таких методов используются средства математической статистики, численных методов, математического анализа, методов оптимизации, теории вероятностей, теории графов, различные техники работы с данными в цифровой форме [10]. Data Mining (рус. добыча данных, интеллектуальный анализ данных, глубинный анализ данных) - это собирательное название, используемое для обозначения совокупности методов обнаружения в данных ранее неизвестных, нетривиальных, практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности [11]. Использование указанных функций позволит обеспечить запланированное в будущем объединение функциональности ИПС ЕАИС ТО на более высоком уровне. Наличие функции Data Mining и качество технической поддержки показывают зрелость продукта и напрямую могут влиять на качество внедрения решения в эксплуатацию;
- факт внедрения в федеральные (региональные) органы исполнительной власти (классы решаемых задач, объемы обрабатываемых данных);
- настройка почтовых и иных видов рассылок и уведомлений, заложенных в платформу;
- поддержка выгрузки форм отчетности в различные внешние форматы (doc, xls, ppt, pdf и прочие), подходы, применяемые при реализации выгрузки;
- наличие мобильного клиента;
- условия лицензирования.
В результате анализа установлено, что рассмотренные российские аналитические платформы имеют различные ограничения по быстродействию,
взаимодействию с информационными ресурсами, количеству одновременно обрабатываемых ресурсов, используемому математическому аппарату, средствам постановки задач и визуализации. Для ряда платформ BI полностью отсутствует функционал нерегламентированного анализа данных. Принцип развития большинства BI-средств сейчас ориентирован на интерактивные панели и настройки переходов между ними. Панели настраиваются силами разработчиков, и пользователи могут осуществлять просмотр детализированных данных только по заранее подготовленным сценариям.
По итогам анализа установлено, что все российские аналитические платформы, включенные в Реестр, уступают функциональным возможностям Oracle BI Suite. Вместе с тем тестирование российских аналитических платформ для выбора наилучшего решения и его внедрения в состав ЕАИС ТО с поэтапным отказом от Oracle BI Suite продолжается.
ОЦЕНКА ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Третьей важной задачей в области импортозамещения в таможенных органах является замена операционных систем компании Microsoft на отечественные операционные системы (ОС). В рамках этой работы проведен анализ отечественных ОС, включенных в Реестр.
По результатам предварительного анализа информации, предоставленной разработчиками отечественных ОС, были рассмотрены следующие ОС: РЕД ОС Сертифицированная редакция; Astra Linux Special Edition Смоленск; ОС специального назначения Astra Linux Common Edition Орел; Ульяновск. BSD (ULBSD); Основа; Стрелец; Атлант; ROSA Enterprise Desktop x4.
Анализ производился на основе технических требований к ОС, применение которой предусматривает развертывание в ней ИПС ЕАИС ТО и требования к различным характеристикам, условиям функционирования и обеспечения информационной безопасности, в том числе:
- рекомендованные системные требования к персональному компьютеру (ПК): частота процессора (CPU), объем оперативной памяти (RAM), объем свободного места на жестком диске (HDD);
- сертификация (кем сертифицировано, какие сертификаты действуют в настоящее время);
- обновление ОС и пакетов программ (с указанием периодичности);
- наличие в составе системы RDP клиента; RDP (Remote Desktop Protocol) -это протокол удаленного рабочего стола, который используется для удаленной работы с компьютером [12];
- наличие клиента удаленного подключения к другим средствам и системам, совместимым с VDI; VDI (Virtual Desktop Infrastructure) - это инфраструктура виртуальных рабочих столов [13];
- совместимость с системой клиента для подключения к среде виртуализации рабочих мест, присутствующей в Реестре;
- поддержка системой аутентификации пользователей с использованием протокола Kerberos для внешних систем;
- поддержка системой сетевых протоколов SMB, NFS, FTP, NTP, HTTP(S);
- совместимость с офисным пакетом, присутствующим в Реестре;
- наличие графического инструмента для подключения к сетевым дискам;
- наличие графического инструмента для подключения локальных и сетевых принтеров;
- наличие в составе системы бесплатного пакета, позволяющего запускать приложения, разработанные под ОС Windows;
- разрядность системы и поддержка процессоров с 64-битной архитектурой Intel 64, AMD 64;
- наличие в составе системы средств удаленного администрирования и управления конфигурациями;
- возможность создания локального зеркала репозитория (отчуждаемого), его размер; здесь репозиторий (англ. repository - хранилище) рассматривается как место, где хранятся и поддерживаются какие-либо данные. Чаще всего данные в ре-позитории хранятся в виде файлов, доступных для дальнейшего распространения по сети [14];
- наличие модуля (средства) доверенной загрузки, имеющего действующий сертификат соответствия не ниже класса 3Б в соответствии с требованиями ФСБ России к аппаратно-программным модулям доверенной загрузки ЭВМ, совместимого с системой.
Наиболее существенным недостатком всех рассмотренных ОС является их несовместимость со службой каталогов MS Active Directory корпорации Microsoft для ОС семейства Windows Server [15], повсеместно эксплуатируемых в таможенных органах.
При выборе предпочтительной отечественной ОС, в том числе в качестве среды виртуализации, необходимо учесть результаты проектирования доменной структуры Единой службы каталогов ЕАИС ТО на базе отечественной программной платформы, полученные в рамках работ по соответствующему государственному контракту. Заявленные в проекте инкапсуляция и доставка Windows-приложений в клиентские рабочие места под управлением Unix-подобных ОС позволят отказаться от массового использования иностранного программного обеспечения. Инкапсуляция (англ. encapsulation) - это механизм, который объединяет данные и код, манипулирующий этими данными, а также защищает и то, и другое от внешнего вмешательства или неправильного использования [16].
ОЦЕНКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В ТРАНСПОРТНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЕ
Еще одним направлением импортозамещения программного обеспечения в таможенных органах является замена программного продукта IBM MQ импортного производства, используемого в Транспортной технологической подсистеме
(ТТП) ЕАИС ТО. IBM MQ - это промежуточное программное обеспечение для сообщения (Message Oriented Middleware). Оно позволяет независимым и, возможно, работающим не одновременно приложениям в распределенной системе обмениваться данными друг с другом [17].
В настоящее время осуществлено тестирование аналогичного отечественного программного обеспечения Factor-ESB, включенного в Реестр, и его внедрение в ряде таможенных органов. Следующим этапом работ предусмотрено сопряжение программного обеспечения отечественного производства Factor-ESB с действующей сетью ТТП IBM MQ в остальных таможенных органах. Успешное завершение сопряжения программных средств позволит приступить к последовательной, поэтапной замене иностранного программного обеспечения транспортных станций ТТП ЕАИС ТО на отечественное программное обеспечение. Отдельной значимой задачей при переходе на отечественное программное обеспечение ТТП ЕАИС ТО является сопряжение отечественного программного обеспечения Factor-ESB с информационными ресурсами и информационно-программными средствами ЕАИС ТО.
заключение
В связи со сложной международной обстановкой, нарастающим кризисом мировой экономической системы, введением санкций против России со стороны США, некоторых западных стран и других недружественных стран по отношению к России возникает важная и актуальная задача проведения импортозамещения зарубежных технологий на отечественные для обеспечения деятельности органов государственной власти на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры, в том числе для обеспечения деятельности таможенных органов РФ.
К импортозамещаемому, прежде всего, относится компьютерное оборудование и программное обеспечение. В связи с этим в таможенных органах РФ проводятся мероприятия по замене зарубежного программного обеспечения на отечественные аналоги. Этот процесс сопровождается анализом и оценкой возможностей разрабатываемых российскими производителями программных продуктов.
В процессе тестирования отечественных программных продуктов в составе ЕАИС ТО установлен ряд недостатков, не позволяющих использовать их в таможенных органах и требующих доработки.
Так, например, российская СУБД PostgresPro нуждается в доработке, чтобы обеспечить необходимый уровень отказоустойчивости и производительности на существующих объемах баз данных ФТС России с учетом необходимой скорости обработки транзакций. Также необходима переподготовка специалистов, обеспечивающих ее работу.
Отечественные аналоги BI-систем (Форсайт.Аналитическая платформа; Polymatica; Криста BI; IBS Платформа.Аналитика; Luxms BI; Visiology; Loginom; Ю.Аналитика; Modus BI) уступают функциональным возможностям
аналитической системы Oracle BI Suite. Необходимо продолжить дальнейший поиск и выбор лучшего решения, а также его внедрение в состав ЕАИС ТО с поэтапным исключением Oracle BI Suite.
Недостатком протестированных отечественных ОС (РЕД ОС Сертифицированная редакция; Astra Linux Special Edition Смоленск; ОС специального назначения Astra Linux Common Edition Орел; Ульяновск.BSD (ULBSD); Основа; Стрелец; Атлант; ROSA Enterprise Desktop x4) является несовместимость их со службой каталогов MS Active Directory, которая повсеместно применяется в таможенных органах. Выбор российской ОС необходимо осуществлять с учетом результатов проектирования доменной структуры Единой службы каталогов ЕАИС ТО на базе отечественной программной платформы.
Тестирование российского программного обеспечения Factor-ESB, используемого в Транспортной технологической подсистеме ЕАИС ТО, показало возможность импортозамещения зарубежного программного продукта IBM MQ на отечественный аналог Factor-ESB.
Проведенные анализ и оценки отечественных программных продуктов, разрабатываемых для замены импортных аналогов, позволят выработать направления дальнейшего совершенствования отечественного программного обеспечения в интересах таможенных органов.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Сомов Ю. И., Шашаев А. Е. Возможности применения новых цифровых технологий в таможенном деле // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 29-41.
2. Липатова Н. Г. Комплексная модель использования механизмов автоматизации таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 104-115.
3. Актуальные вопросы применения искусственного интеллекта в деятельности таможенных органов / Ю. И. Сомов, С. Н. Аникин, Р. А. Нажимов, К. Е. Позднякова // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 2. С. 25-31.
4. Нажимов Р. А., Позднякова К. Е. Автоматизация и цифровизация таможенных органов // Приоритетные направления и задачи развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, 27 октября 2021 г. М.: РИО Российской таможенной академии, 2021. С. 38-49.
5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р) [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_ file/2020-06/03/2030.pdf (дата обращения: 23.03.2022).
6. Указ Президента РФ от 30.03.2022 № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».
7. Business Intelligence (BI-система) [Электронный ресурс] // Unisender. URL: https://www. unisender.com/ (дата обращения: 10.05.2022).
8. BI-круг. Громова 2022 - исследование русских BI-вендоров, российское ПО бизнес-аналитики [Электронный ресурс] // RussianBI. URL: https://russianbi.ru/ (дата обращения: 10.05.2022).
9. Рамблер/финансы [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/business/ 47171828/?utm_content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 10.05.2022).
10. Machinelearning [Электронный ресурс]. URL: https://ra.wikipedia.org/wiki/Машинное_об-учение (дата обращения: 10.05.2022).
11. Datamining [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Data_mining (дата обращения: 14.05.2022).
12. Что такое RDP? [Электронный ресурс] // BOZA.RU. URL: https://bozza.ru/art-345.html (дата обращения: 14.05.2022).
13. VDI (Virtual Desktop Infrastructure) - технология, принцип работы, преимущества [Электронный ресурс] // Cloud MTS. URL: https://cloud.mts.ru/cloud-thmkmg/blog/vdi-chto-eto-takoe/ (дата обращения: 14.05.2022).
14. Репозиторий [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Репозиторий (дата обращения: 14.05.2022).
15. Active Directory [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Active_ Directory (дата обращения: 14.05.2022).
16. Инкапсуляция. Принципы ООП [Электронный ресурс] // Steckoverflow. URL: https:// ru.stackoverflow.com/questions/794196/Инкапсуляция-Принципы-ООП#:~:text=Инкап-суляция%20(encapsulation)%20-%20это%20механизм%2C,с%20примерами%20приложе-ний%20на%20С%2В%2В%22 (дата обращения: 14.05.2022).
17. IBM. Web Sphere MQ [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/IBM_ WebSphere_MQ (дата обращения: 14.05.2022).
Информация об авторе
Терещенко Денис Викторович - генерал-лейтенант таможенной службы, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, Российская Федерация, 121087, Москва, ул. Новозаводская, 11/5, e-mail: TereschenkoDV@ca.customs.gov.ru, тел.: +7 (499) 449-71-79.
конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования
Терещенко Д. В. Импортозамещение в таможенных органах Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 9-18.