Научная статья на тему 'ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / КООПЕРАЦИЯ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Наталья Валерьевна, Козел Ирина Васильевна, Тенищев Александр Владимирович

В современный период в условиях временного ограничения на ввоз продуктов из стран, присоединившихся к санкциям против России, актуальной темой для исследования стало содействие импортозамещению в сельском хозяйстве, проблемы которого имеют комплексный характер и тесно связаны с низким уровнем технического потенциала, кадрового обеспечения, изменением банковской политики, отсутствии капитальной перестройки в налоговой системе страны, возникновении сложностей в развитии партнерских отношений со странами, способными помочь России инвестициями и технологиями, неумелым сочетанием административных рычагов и рыночного саморегулирования, и наконец, самой сложной проблемой, к выполнению которой приступило государство - это социальная сфера села. Исследования и опыт прошлых лет показали, что использование системы потребительских кооперативов позволит решить сразу несколько сверхзадач: обеспечить продовольственную безопасность, поддержать уровень жизни сельских граждан и поднять село. К первоочередным мерам стимулирования следует отнести возвращение рынка национальным производителям, создание специального фонда развития отечественной промышленности, обеспечение качественных изменений в национальной экономике, в результате которых кардинально трансформируется структура экспорта. К важным точечным инициативам следует отнести организацию деловых миссий и бизнес - туров, которые проводятся в формате заграничной деловой поездки. Использование перечисленных мер по стимулированию политики импортозамещения позволит организовать новые производства, повысить привлекательность села и продовольственную безопасность страны, укрепить сотрудничество с союзниками в рамках Евразийского экономического союза, заинтересовать фермеров оставаться и работать на селе. Стремление к политике импортозамещения с учетом применения перечисленных инструментов поможет стране в кратчайшие сроки мобилизовать внутренние ресурсы и перенять зарубежный практический опыт, а также обеспечить население страны продуктами питания и сохранить продовольственную безопасность в Российской Федерации.In the modern period in a temporary restriction on the importation of products from countries that have joined the sanctions against Russia, a hot topic for the research was to promote import substitution in agriculture, problems that are complex and closely related to the low level of technical capacity, staffing, changes in banking policy, no overhaul of the tax system of the country, you have a problem in the development of partnerships with countries able to help Russian investment and technology, a combination of inefficient administrative levers and market self-regulation, and finally, the most difficult problem, which has begun to implement the state - is the social sphere of the village. Research and past experience has shown that the use of consumer cooperatives will solve several important task: to ensure food security, to support the livelihoods of rural people and to raise a village. The priority actions to stimulate the market should include the return to domestic producers, the creation of a special fund for development of the domestic industry, ensuring qualitative changes in the national economy, which resulted in radically transformed the structure of exports. Important point initiatives should include the organization of business missions and business - tours, which are held in the format of an overseas business trip. The use of these measures to promote import substitution policy will help organize new production, increase the attractiveness of the village and the country's food security, strengthen cooperation with allies within the Eurasian Economic Union, interest farmers to remain and work in the countryside. Striving for import substitution policies, taking into account the application of these tools will help the country as soon as possible to mobilize internal resources and to adopt foreign experience, and provide the population with food and store food security in the Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Воробьева Наталья Валерьевна, Козел Ирина Васильевна, Тенищев Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 339:631.15

Воробьева Н. В., Козел И. В., Тенищев А. В. Vorobyeva N. V., Kozel I. V., Tenichev A. V.

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

IMPORT SUBSTITUTION OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS

В современный период в условиях временного ограничения на ввоз продуктов из стран, присоединившихся к санкциям против России, актуальной темой для исследования стало содействие импортозамещению в сельском хозяйстве, проблемы которого имеют комплексный характер и тесно связаны с низким уровнем технического потенциала, кадрового обеспечения, изменением банковской политики, отсутствии капитальной перестройки в налоговой системе страны, возникновении сложностей в развитии партнерских отношений со странами, способными помочь России инвестициями и технологиями, неумелым сочетанием административных рычагов и рыночного саморегулирования, и наконец, самой сложной проблемой, к выполнению которой приступило государство - это социальная сфера села.

Исследования и опыт прошлых лет показали, что использование системы потребительских кооперативов позволит решить сразу несколько сверхзадач: обеспечить продовольственную безопасность, поддержать уровень жизни сельских граждан и поднять село. К первоочередным мерам стимулирования следует отнести возвращение рынка национальным производителям, создание специального фонда развития отечественной промышленности, обеспечение качественных изменений в национальной экономике, в результате которых кардинально трансформируется структура экспорта. К важным точечным инициативам следует отнести организацию деловых миссий и бизнес - туров, которые проводятся в формате заграничной деловой поездки.

Использование перечисленных мер по стимулированию политики импортозамещения позволит организовать новые производства, повысить привлекательность села и продовольственную безопасность страны, укрепить сотрудничество с союзниками в рамках Евразийского экономического союза, заинтересовать фермеров оставаться и работать на селе.

Стремление к политике импортозамещения с учетом применения перечисленных инструментов поможет стране в кратчайшие сроки мобилизовать внутренние ресурсы и перенять зарубежный практический опыт, а также обеспечить население страны продуктами питания и сохранить продовольственную безопасность в Российской Федерации.

Ключевые слова: импортозамещение, сельскохозяйственная продукция, кооперация, продовольственная безопасность, санкции.

In the modern period in a temporary restriction on the importation of products from countries that have joined the sanctions against Russia, a hot topic for the research was to promote import substitution in agriculture , problems that are complex and closely related to the low level of technical capacity , staffing , changes in banking policy , no overhaul of the tax system of the country , you have a problem in the development of partnerships with countries able to help Russian investment and technology, a combination of inefficient administrative levers and market self-regulation, and finally, the most difficult problem , which has begun to implement the state - is the social sphere of the village.

Research and past experience has shown that the use of consumer cooperatives will solve several important task: to ensure food security, to support the livelihoods of rural people and to raise a village. The priority actions to stimulate the market should include the return to domestic producers , the creation of a special fund for development of the domestic industry , ensuring qualitative changes in the national economy , which resulted in radically transformed the structure of exports. Important point initiatives should include the organization of business missions and business - tours, which are held in the format of an overseas business trip.

The use of these measures to promote import substitution policy will help organize new production, increase the attractiveness of the village and the country's food security, strengthen cooperation with allies within the Eurasian Economic Union , interest farmers to remain and work in the countryside.

Striving for import substitution policies , taking into account the application of these tools will help the country as soon as possible to mobilize internal resources and to adopt foreign experience , and provide the population with food and store food security in the Russian Federation.

Keywords: substitution, agricultural products, cooperation, food security, sanctions.

Воробьева Наталья Валерьевна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и мировой экономики Ставропольского государственного аграрного университета Тел: (906) 465-24-92 E-mail: vorobeva1979@mail.ru

Козел Ирина Васильевна-

кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и мировой экономики Ставропольского государственного аграрного университета. Тел: (905) 445-50-12 E-mail: kozel.iv@yandex.ru

Vorobieva Natalya Valeryevna -

Ph. D. in Economics, Docent of Department

of Entrepreneurship and the global economics

department

Stavropol State

Agrarian University

Tel: (906) 465-24-92

E-mail: vorobeva1979@mail.ru

Kozel Irina Vasilyevna -

Ph. D. in Economics, Docent of Department of Entrepreneurship and the global economics department

Stavropol State Agrarian University Tel: (905) 445-50-12 E-mail: kozel.iv@yandex.ru

: № 1(17), 2015

Тенищев Александр Владимирович -

кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и мировой экономики Ставропольского государственного аграрного университета Тел: (928) 230-67-79 E-mail: nepier@mail.ru

Tenichev Alexander Vladimirivich -

Ph. D. in Economics, Docent of Department of Entrepreneurship and the global economics department

Stavropol State Agrarian University Tel: (928) 230-67-79 E-mail: nepier@mail.ru

В настоящее время в условиях временного ограничения на ввоз продуктов из стран, присоединившихся к санкциям против России, актуальной темой стало содействие импортозамещению в промышленности и сельском хозяйстве. Сейчас в России развитие сельского хозяйства -это убыточный бизнес и в нынешних условиях сложно вовлечь предпринимателей в эту сферу. Не смотря на сигнал от государства российским сельхозпроизводителям - «давайте, начинайте работать», который не подкрепляется снижением налогов, финансовой поддержкой и экономическими законными методами, применяемыми во многих странах мира, одновременно осуществляется поиск Минсельхозом, Рос-сельхознадзором и прочих чиновников новых экспортеров и проведении переговоров с Бразилией, Аргентиной, Китаем, Турцией и Азербайджаном - о замещении одного импортного продукта другим. Так, в Европе и Америке фермеры дотируются исключительно на федеральном уровне, сельхоз-кредиты выдаются на 20 лет под 2-4 % годовых, закупочные цены устанавливаются государством, и в итоге их фермеры - богатые люди, а качество мяса и овощей высокое. С импортозамещением в России связан реальный шанс справиться со стагнацией и выйти на приемлемые темпы роста ВВП.

Проблема импортозамещения в сельском хозяйстве имеет комплексный характер и включает различные вопросы. Среди них важными являются: низкий уровень технического потенциала, который затрагивает непосредственным образом кадровое обеспечение, требующее новых специалистов с разными уровнями: начального профессионального образования, среднего, и высшего образования, которые в подготовке кадров потеряли существенные позиции. И наконец, самая сложная проблема, к выполнению которой приступило государство -это социальная сфера села, сфера жизнедеятельности непосредственно тех, кто работает на земле. Это касается всех - и рабочих, и управленцев, менеджеров, и специалистов высокого уровня. Без решения этих вопросов невозможно добиться больших успехов. Поэтому задача подъема требует определенного времени и ресурсов. Если возьмем историю развития сельского хозяйства от коллективизации до наших дней, то можно отметить два момента, где просматривается очень четкая государственная политика, где она направленно реализуется

и есть успехи. Первое - это строительство колхозов. Здесь есть и плюсы, и минусы. Несмотря на это, сельское хозяйство поднято на достаточно высокий уровень. Затем поставили на нужную основу тракторостроение, сельхозмашиностроение, сельскохозяйственную технику. Это потребовало в 30-х годах создания инженерных вузов, где готовили специалистов для сельского хозяйства. Поэтому комплексное решение задачи привело к тому, что мы обеспечили сами себя всеми видами продовольствия. Второй пример, где явно просматривается положительная роль государства - это освоение целинных земель. Здесь были брошены ресурсы, и трудовые, и материально-технические, и в результате освоены значительные площади, увеличены объемы производства зерновых.

Важной проблемой препятствующей импор-тозамещению является изменение банковской политики по сравнению с периодом пятнадцатилетней давности, когда банки являлись инициаторами крупных агропроектов и даже разрабатывали бизнес - планы предприятий с получением экономического эффекта через несколько лет. В настоящее время задача банка сводится к определению риска при кредитовании и отборе приоритетныхинвестпроектов.

Отсутствие капитальной перестройки в налоговой системе страны, суть которой в том, что тяжесть налогообложения оценивается не по доле изъятия налогов из дохода, как в странах дальнего зарубежья, а по объему оставшихся средств у налогоплательщика. В итоге за рубежом налогообложение стало более рациональным, а налоговая политика из средства наполнения бюджета превратилась еще и в инструмент экономического развития.

Слабо обеспеченный технологический рывок в промышленности, усугубляется тем, что из-за санкций мы больше не можем закупать на Западе новейшее технологическое оборудование для ведущих отраслей экономики в требуемых объемах и номенклатурных позициях. Конечно, не все каналы еще перекрыты и надо пользоваться услугами экспортеров, зарегистрированных в странах Таможенного союза. Многие товары и технологии можно приобрести у стран, не присоединившихся к антироссийским санкциям, прежде всего, у наших партнеров по БРИКС.

Возникли сложности в развитии партнерских отношениях со странами, способными помочь России инвестициями и технологиями. Однако, в последнее время Пекин готов к крупным инвестициям в России, этому способствует и реше-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

ние Москвы снять гриф секретности с некоторых военных технологий, допустить китайские компании в крупные инфраструктурные проекты. Но и сотрудничество с другими странами Юго-Восточной Азии позволит в ближайшей, а тем более в среднесрочной перспективе свести к минимуму негативное влияние санкций. Более того, это шанс для наших высокотехнологичных компаний реально встроиться в наукоемкие цепочки и выйти на новые рынки. То есть сделать то, что у нас так и не получилось в Европе.

В связи с неумелым сочетанием административных рычагов и рыночного саморегулирования у нас преобладает тенденция неуклонного роста цен и издержек производства. Причина - ничем не оправданная свобода монопольного и спекулятивного установления цен и тарифов. В итоге обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли, которые как раз и должны обеспечить импорто-замещение, стали низкорентабельными или вовсе убыточными.

Проблема развития сельского хозяйства значительно шире вопросов продовольственной безопасности: поддержка отечественного производителя не только позволит стране выйти на уровень самообеспечения (как это было в СССР), но и возродит село, остановив его вымирание. Но для этого нужны не бумажные планы, а реальные действия. Успешный опыт решения этих вопросов у страны есть - это деятельность потребительской кооперации, возглавляемая Центральным Союзом. В советские времена потребительские кооперативы выполняли множество функций, позволяющих стране поддерживать сельского производителя и обеспечивать население отечественным продовольствием.

Таким образом, система потребительских кооперативов решала сразу несколько сверхзадач: обеспечивала продовольственную безопасность, развитие села и поддержание уровня жизни сельских граждан. Сейчас представительства потребкооперации действуют по всей стране, но масштаб и эффективность их деятельности не сравним с советским временем. На всем постсоветском пространстве эту систему удалось сохранить только в Белоруссии, которая не только самообеспечивает себя сельхозсырьем и продовольствием, но и активно экспортирует его.

Для России восстановление успешного опыта стало бы самым эффективным и наименее затратным способом проведения масштабной кампании по импортозамещению. Ниже приведены первоочередные меры стимулирования развития сельского хозяйства через восстановление системы потребительской кооперации.

1. Необходимо финансирование потребкооперации из бюджета, привлечение частных инвесторов (пайщиков), предоставление льготных кредитов (в советское время кредиты потребкооперации выдавались под 1%). Полученные средства будут направлены в фонд оборотных средств для закупки сырья у населения. Через

три года постоянной работы население увеличит объемы производства при условии дополнительных мер в виде льготных кредитов на закупку сельхозтехники, облегченных процедур продажи земли.

2. Должна быть отлажена система сбора информации о нуждах и объемах производства по регионам.

3. Должна быть хорошо отработанная логистика для оптимизации потоков. Необходима координация с РЖД, возможно субсидирование транспортных перевозок, как это было до 1991 года, когда государство около трети транспортных расходов на доставку сырья и материалов по линии потребкооперации брало на себя.

4. Стимулирование производства потребко-оперативами через введение льготного налогообложения в сравнении с предприятиями, производящими продукцию из импортного сырья, региональных представительств иностранных компаний.

5. Ужесточение стандартов ГОСТ к пищевой промышленности, введение обязательной маркировки содержит/не содержит ГМО для всех продуктов питания, введение запрета для кооперативов закупать ГМО продукты и производить ГМО содержащие товары.

6. Разработка дорожной карты закупок сельхозпродукции у постсоветских республик. Это позволит решить сразу несколько задач. Во-первых, россиянам не придется потреблять низкокачественную китайскую продукцию. Во-вторых, снизятся цены на импортные товары, которые не производятся в России, за счет оптимизации транспортных маршрутов. В-третьих, геополитическое укрепление страны на постсоветском пространстве, альтернатива проникновению китайского капитала в регион.

Согласно разработанной программе, нацеленной на активную политику импортозамеще-ния государство стремится сократить импорт продовольствия по многим позициям, возвратить собственный рынок национальным производителям, включая и деятельность предприятий с иностранным участием либо со стопроцентным иностранным капиталом, но работающих на нашей территории и подчиняющихся российскому законодательству.

При этом будет разработан целый пакет мер по поддержке отечественных предприятий, способных производить конкурентную продукцию, в том числе будет создан специальный фонд развития отечественной промышленности [1].

Программа способна обеспечить качественные изменения в национальной экономике, в результате которых структура экспорта изменится кардинально и в довольно сжатые сроки.

Представители Россельхозбанка считают, что серьезные возможности импортозамеще-ния можно найти в целом ряде секторов сельского хозяйства, в частности, в производстве и реализации говядины и в меньшей степени свинины, плодоовощной продукции, рыбы и других товарных групп. Хотя по ряду позиций Рос-

;№ 1(17), 2015

сия не просто закрывает или почти закрывает собственные потребности, а уже экспортирует свою продукцию. Так, сегодня в России - одном из ведущих мировых экспортеров зерна, идет работа по продвижению на внешний рынок российской птицеводческой продукции. Соответствующие целевые индикаторы минимально приемлемого уровня соотношения внутреннего производства и импорта продовольствия были предусмотрены Доктриной продовольственной безопасности [1].

Помимо системных мер государственной поддержки имеют право на существование и точечные инициативы. Одной из действенных мер по стимулированию импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве считают организацию деловых миссий и бизнес-туров российских предпринимателей и государственных организаций. Подобные мероприятия обычно проводятся в формате заграничной деловой поездки в страну или группу стран длительностью 3-7 дней. При этом для поездки выбираются те страны, которые накопили передовой практический опыт в области технологий, управления, регулирования отдельно взятой отрасли.

Подобные активности позволяют в кратчайшие сроки перенять передовой зарубежный опыт:

изучить мировые тенденции развития отраслей;

ознакомиться с современной продукцией зарубежных компаний; перенять опыт внедрения современных технологий и управленческих решений; наладить отношения с поставщиками и другими деловыми партнерами; продвинуть собственные разработки на внешние рынки.

Зарубежные деловые миссии включают следующие мероприятия:

• переговоры и встречи с деловыми партнерами;

• технические визиты на объекты и предприятия партнеров;

• работа на международной выставке, конференции, форуме;

• круглые столы, семинары, конференции, презентации;

• деловые обеды и ужины;

• фуршеты;

• экскурсионно-развлекательная программа.

Организация бизнес-миссии — процесс

сложный. Он требует параллельного решения множества организационных вопросов и возможностей по проведению мероприятия в конкретной стране. По этой причине компании,

отраслевые объединения и государственные органы обращаются за услугами по организации деловых миссий в такие агентства, как лаборатория SOLBY

От использования политики импортозамещения в будущем ожидается следующее:

• Организация новых производств послужит катализатором развития сельских территорий и роста сельской экономики в целом, создадутся рабочие места и повысится привлекательность жизни на селе, с помощью кредитования введутся дополнительные мощности в растениеводстве, животноводстве и соответствующих перерабатывающих подотраслях АПК повысится продовольственная безопасность страны и будет обеспечено импортозаме-щение продовольствия.

• Развитие крупных хозяйств, способных накормить не только Россию, но и некоторые другие страны мира, а малый бизнес должен присоединиться к гигантам в формате кластера.

• Сотрудничество с союзниками в рамках Евразийского экономического союза, имеющие свои особые условия и ресурсы для эффективного производства, с расширением которого можно добиться больших успехов в развитии сельского хозяйства и создание продовольственной безопасности всех участвующих в этой интеграции стран бывшего СССР.

• Расширение продовольственного сотрудничества по поставкам зерна со странами Латинской Америки, Индией, Китаем незаменимого для любой страны.

• Гарантированность государством безопасности вкладов в сельское хозяйство. Инвесторов на всех не хватит, но ставку нужно сделать на своих, а не иностранцев, которые в неблагоприятной политической ситуации могут прекратить вложения, как в случае с ситуацией на Украине и введении санкций против России.

• Заинтересованность фермеров оставаться и работать на селе, с учетом обеспеченности социальной и производственной инфраструктурой.

Стремление к политике импортозамещения с учетом применения перечисленных инструментов поможет стране в кратчайшие сроки мобилизовать внутренние ресурсы и перенять зарубежный практический опыт, а также обеспечить население страны продуктами питания и сохранить продовольственную безопасность в Российской Федерации.

Литература:

1. Импорту в России предстоит сдать свои позиции // Раздел экономика и бизнес. URL: http://itar-tass.com/tochki-rosta-ekonomiki/1218716 (дата обращения: 16.01.2015).

References:

1. Imports in Russia will take its position // Of the Section on business and Economics. URL: http://itar-tass.com/tochki-ros-ta-ekonomiki/1218716 (date of access: 16.01.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.