Научная статья на тему 'Повышение эффективности системы продовольственного обеспечения военной организации государства в условиях импортозамещения'

Повышение эффективности системы продовольственного обеспечения военной организации государства в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ВОЕННЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE / MILITARY CONSUMERS / FOOD SECURITY / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатенко Тарас Андреевич, Насонов Сергей Вениаминович, Пахомов Вячеслав Иванович

В условиях современной внешнеполитической ситуации вокруг нашего государства обострилась проблема импортозамещения продовольственных товаров. Необходимость формирования и развития системы импортозамещения в России объективно обусловлена и является важнейшим фактором эффективного продовольственного обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации. Она оказывает непосредственное влияние на национальную безопасность государства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Игнатенко Тарас Андреевич, Насонов Сергей Вениаминович, Пахомов Вячеслав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n modern conditions, the development of the foreign policy situation around our country has exacerbated the problem of import substitution of food products. The need for the formation and development of an import substitution system in Russia is objectively conditioned and is the most important factor in the effective food supply of the Armed Forces of the Russian Federation and has a direct impact on the national security of the state.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности системы продовольственного обеспечения военной организации государства в условиях импортозамещения»

Игнатенко Т.А., Насонов С.В., Пахомов В.И.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Аннотация. В условиях современной внешнеполитической ситуации вокруг нашего государства обострилась проблема импортозамещения продовольственных товаров. Необходимость формирования и развития системы импортозамещения в России объективно обусловлена и является важнейшим фактором эффективного продовольственного обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации. Она оказывает непосредственное влияние на национальную безопасность государства.

Ключевые слова. Военная организация государства, военные потребители, продовольственное обеспечение, импортозамещение.

Ignatenko T.A., Nasonov S.V., Pakhomov V.I.

INCREASING THE EFFECTIVENESS OF THE FOOD SECURITY SYSTEM THE MILITARY ORGANIZATION OF THE STATE UNDER CONDITIONS

OF IMPORT SUBSTITUTION

Abstract. In modern conditions, the development of the foreign policy situation around our country has exacerbated the problem of import substitution offood products. The need for the formation and development of an import substitution system in Russia is objectively conditioned and is the most important factor in the effective food supply of the Armed Forces of the Russian Federation and has a direct impact on the national security of the state.

Keywords. Military organization of the state, military consumers, food security, import substitution.

Продовольственное обеспечение военной организации государства, наряду с другими видами материального обеспечения, играет важную роль в поддержании способности военнослужащих выполнять возложенные на них обязанности [10]. Эффективное продовольственное обеспечение имеет большое значение для военнослужащих. Исторические примеры показывают, что армия, плохо снабжаемая продовольствием, не только утрачивает способность полноценно выполнять свои функции по защите интересов государства, но и, напротив, сама может превратиться в угрозу для национальной безопасности [там же].

Одним из важнейших направлений, в которых Россия должна добиться максимального обеспечения ресурсами, является продовольственное обеспечение, поскольку оно направлено на удовле-

ГРНТИ 78.75.33

© Игнатенко Т.А., Насонов С.В., Пахомов В.И., 2017

Тарас Андреевич Игнатенко - соискатель учёной степени кандидата экономических наук Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург). Сергей Вениаминович Насонов - кандидат военных наук, профессор, доцент кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург).

Вячеслав Иванович Пахомов - кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (г. Санкт-Петербург).

Контактные данные для связи с авторами (Пахомов В.И.): 190000, Санкт-Петербург, наб. Макарова, дом 8 (Russia, St. Petersburg, Makarova emb., 8). E-mail: schlafrik@gmail.com.

творение базовых потребностей населения. Эта необходимость отчетливо осознается руководством нашей страны. Следует отметить, что специфика отдельных экономических систем, обеспечивающих функционирование государственной военной организации, заключается в особых требованиях, предъявляемых к вопросам надёжности обеспечения военных потребителей [3, 10]. И если коммерческая компания, не выполняя свои обязательства по обслуживанию клиентов, рискует их потерять, либо выплатить установленный договором штраф, то в случае с государственной организацией, не способной в полной мере обеспечить вверенные ей структурные подразделения продукцией, работами и услугами, можно столкнуться с более серьёзными последствиями.

Недопущение снижения уровня обеспеченности, несвоевременные поставки, низкое качество продукции (например, продуктов питания) представляют собой серьёзные проблемы, от решения которых в военных логистических системах зависит успешное выполнение задач. Компенсировать возможные потери экономически в большинстве случаев не представляется возможным, сменить ведомственное подразделение нельзя ввиду специфики военной организации, деятельность которой строго регламентирована соответствующими руководящими документами [10]. При этом нельзя утверждать, что в настоящее время в системе продовольственного обеспечения в целом и в организации питания военных потребителей существуют серьёзные противоречия, которые бы нуждались в разрешении.

Рассматриваемая система по своему предназначению и специфике выполняемых задач должна функционировать без сбоев [2]. В ней допускается привлечение сторонних подрядчиков для решения отдельных задач на основе аутсорсинговых контрактов. Практический опыт показывает, что при достижении определенных объемов производства компаниям гораздо выгоднее заключить договор (долгосрочный предпочтительнее) на логистическое обслуживание со специализированным внешним исполнителем. Сторонники применения аутсорсинга, имея общую позицию по этому вопросу, расходятся лишь в определении количества поставщиков логистических услуг [4].

В то же время, оценивать эффект от сотрудничества с аутсорсером на основе одного только экономического эффекта в случае использования аутсорсинга в силовых структурах некорректно. Деятельность таких структур направлена не на получение прибыли, а на обеспечение национальной безопасности. Безусловно, достижение экономии бюджетных средств желательно, но не в ущерб качеству функционирования силовых структур. Попытка вынудить аутсорсера обеспечить максимальный экономический эффект заказчику может привести и к негативным результатам [7].

Если подходить к вопросам повышения эффективности системы продовольственного обеспечения военной организация государства с учетом развития импортозамещения, то следует признать, что за период после 1991 г. наша страна пока не смогла выстроить полноценную систему продовольственной безопасности, что связано с рядом причин экономического, политического и социального характера [1]. К числу важных практических результатов, достигнутых во времена СССР, можно отнести коллективизацию сельского хозяйства, строительство ряда крупных тракторных заводов, организацию машинно-тракторных станций, освоение целинных земель. Еще одним шагом была попытка организовать систему разделения труда в рамках Совета Экономической Взаимопомощи, где Советский Союз активно закупал продукты питания, в первую очередь - у производителей из восточноевропейских социалистических государств [10, 11].

Отметим, впрочем, что в советскую эпоху достичь полной независимости СССР от внешних поставок продовольствия не удалось, несмотря на всю важность этой проблемы, обусловленную глобальным противостоянием стран социалистического и капиталистического лагерей. Более того, с 1960-х гг. Советский Союз начал попадать в продовольственную зависимость от стран Запада, будучи вынужденным начать массовые закупки зерна в США и Канаде.

За последние несколько лет произошел ряд событий, которые резко изменили ситуацию с обеспечением продовольственной безопасности нашей страны: введение США, Европейским Союзом и некоторыми другими странами секторальных санкций против России; объявление Россией продовольственных контрсанкций (продовольственного эмбарго) против тех стран, которые ввели секторальные санкции в адрес нашей страны; девальвация рубля по отношению к доллару и евро, что привело к значительному удорожанию продуктов питания и снижению уровня реальных доходов населения. Выходом из сложившегося положения может быть реализация комплекса мероприятий, организованных на государственном уровне. К основным из них можно отнести [11]:

• собственное производство отдельных видов продовольствия, контролируемое государством (в первую очередь, речь идет об основных продуктах питания, производство которых возможно на территории Российской Федерации);

• заключение долгосрочных контрактов на поставку продуктов питания (долгосрочные контракты позволяют производителям эффективно организовать планирование своей деятельности, произвести обновление основных фондов, снизить себестоимость производимой продукции);

• развитие механизмов государственно-частного партнёрства (реализация масштабных инвестиционно-инновационных проектов в сфере производства продовольствия невозможна, как без государственной поддержки, так и без привлечения частного капитала);

• устранение коррупции при размещении государственных заказов (хищение, нецелевое и необоснованное расходование денежных средств является существенным препятствием в достижении установленных показателей эффективности системы материально-технического обеспечения военной организации государства);

• развитие транспортно-логистической системы в регионах (уровень износа логистической инфраструктуры продолжает оставаться высоким) [6];

• распространение новых форм сетевого сотрудничества путем создания аграрных фильеров (при этом все модели и механизмы организации хозяйственной деятельности, которые используются для удовлетворения потребностей государства, должны быть явно регламентированы в национальной нормативно-правовой базе) [5];

• создание эффективной системы переработки органических отходов [8] с их последующим использованием в агропромышленном комплексе.

Военная организация государства нуждается не в продукции сельского хозяйства, а в произведенных на её базе конечных продуктах питания. Производство таких продуктов также является непрофильной функцией для военной организации, что позволяет передать её на исполнение внешним подрядчикам. Иначе говоря, внешние партнеры могут взять на себя не только организацию питания военнослужащих (как это происходит сейчас), но и выращивание продукции сельского хозяйства, и производство продуктов питания [5]. Задача повышения эффективности системы продовольственного обеспечения военной организации государства должна решаться в неразрывной связи как с задачей освобождения от непрофильных функций, так и с задачей создания условий для устойчивого развития отечественного АПК.

Однако, как и все модели взаимодействия с внешними подрядчиками, представленный подход не лишен недостатков. Так, например, в настоящее время не сформирована эффективная система контроля за исполнением сторонними организациями взятых на себя обязательств по содержанию переходящих запасов продовольствия. Отсутствует структура, на которую были бы возложены функции контроля поступления заявок от воинских частей и соответствующего их исполнения. В ходе проводимых проверок должностными лицами воинских частей объёмов содержания запасов на складской инфраструктуре исполнителя невозможно определить, действительно ли данные запасы заложены на указанную воинскую часть [9].

При создании системы производства продуктов питания с использованием ресурсов исполнителя контракта, встроенного в систему продовольственного обеспечения военной организации государства, также возможно развитие негативного сценария. Исполнитель, получив государственный контракт, дополнительные гарантии и льготы на организацию выпуска сельскохозяйственной продукции может не справиться с требуемыми объемами и перейдет к закупке продовольствия у сторонних производителей. При этом продукция, выдаваемая за свою, может быть произведена и за пределами Российской Федерации. Разумеется, возможны и еще более неприемлемые варианты, когда производства как такого, в принципе, организовано не будет и «производитель», по сути, будет выступать в качестве посредника.

С учётом изложенного, отметим, что в современных условиях геополитического противостояния большое значение имеет реализация мероприятий по наращиванию продовольственной безопасности военной организации государства в условиях импортозамещения. Задача обеспечения продовольственной безопасности является крайне актуальной. Её решение требует развития отечественного сельскохозяйственного производства [11]. Это означает, что поставщикам продовольствия для нужд военных потребителей необходимы инвестиционные ресурсы, доступ к которым в

нашей стране традиционно затруднен. Источником этих ресурсов мог бы стать военный продовольственный заказ. Однако в ряде случаев отмечается наличие оппортунистического поведения между исполнителем и государственным заказчиком, каждый из которых стремится к максимизации собственной выгоды. Следовательно, необходимо разработать инструментарий согласования интересов заказчика и исполнителя, при котором исполнитель получал бы адекватную компенсацию за участие в формировании продовольственной безопасности.

Система продовольственного обеспечения военной организации государства в современных условиях должна отвечать следующим требованиям: включать в себя все необходимые производственные, сервисные и инфраструктурные элементы, которые нужны для обеспечения полноценного функционирования всей цепочки поставок; охватывать всю территорию Российской Федерации, чтобы гарантировать полноценное снабжение всех обеспечиваемых военных потребителей, независимо от их конкретного места нахождения; должна быть встроена в общую систему продовольственной безопасности государства и использовать все возможные формы сетевого сотрудничества для достижения показателей, как целевой, так и экономической эффективности; инвестиции в формирование такой цепочки не должны привести к тому, что затраты военного заказчика на продовольственное обеспечение превысят указанный максимальный пороговый уровень, определяемый на основе прогнозной величины затраты на финансирование ВС РФ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вертакова Ю.В., Плотников В.А., Черникова А.А. Импортозамещение как инструмент экономической политики управления рисками импортозависимости: выбор подходов // Экономика и управление. 2016. № 10 (132). С. 28-39.

2. Коновалов В.Б. Материально-техническое (тыловое и техническое) обеспечение силового компонента государства: направления интеграции и координации // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации. Сборник научных трудов. СПб.: СПбПУ, 2017. С. 7-17.

3. Котляров И.Д. Организация эффективного военно-гражданского сотрудничества // Ресурсное обеспечение силовых министерств и ведомств: вчера, сегодня, завтра. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пермь: ПВИ ВНГ РФ, 2016. С. 177-181.

4. Курбанов А.Х., Ворушилин Л.В. Может ли компания заниматься логистикой самостоятельно // Логистика. 2013. № 12 (85). С. 57-59.

5. Курбанов А.Х., Ворушилин Л.В., Шолохов А.В. Аграрные фильеры как инструмент обеспечения устойчивости продовольственного снабжения Вооруженных сил Российской Федерации // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 1 (21). С. 252-259.

6. Курбанов А.Х., Мамаев Е.В., Серба В.Я. Военно-экономический анализ экономического потенциала региона в интересах военных потребителей. СПб.: Свое издательство, 2017.

7. Курбанов А.Х., Ямалетдинов А.Ф. Инструментарий управления аутсорсинговыми отношениями для внутренних войск Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 625-642.

8. Курбанов Т.Х. Методика эколого-экономического обоснования создания современной системы переработки отходов на стационарных складских объектах военной организации государства // Управленческое консультирование. 2017. № 4 (100). С. 108-120.

9. Пахомов В.И., Яремчук С.И. Вопросы функционирования системы хранения запасов продовольствия, выполняющей задачи в интересах военных потребителей // Экономика и управление: проблемы, тенденции, перспективы развития. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. С. 92-97.

10. Плотников В.А., Топоров А.В., Устинов С.А. Экономический механизм организации питания сосредоточенных контингентов на основе селективно-ресурсного подхода: монография. СПб.: Инфо-да, 2017.

11. Чукавов Д.В., Кащеев Р.Л. Идентификация структурных проблем системы продовольственного обеспечения военной организации государства и поиск направлений её дальнейшего развития // Вопросы оборонной техники. 2017. № 1-2 (144-148). С. 10-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.