DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-148-154
А.Ф. Инюкин - к.э.н., доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
A.F. Inukin - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Foreign Economic Activity, FSBEI HE Kuban SAU;
С.А. Дьяков - к.э.н., доцент кафедры организации производства и инновационной деятельности, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
SA. Dyakov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Organization of Production and Innovation Activity, FSBEI HE Kuban SAU;
И.И. Михлева - студентка 5 курса экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
I.I. Mikhleva - 5 th year student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU;
С.Э. Маджуга - студент 5 курса экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
S.E. Madzhuga - 5th year student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU.
АНТИКРИЗИСНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ANTI-CRISIS STATE REGULATION OF THE ECONOMY OF THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF IMPORT SUBSTITUTION
Аннотация. Научная статья посвящена проведению анализа роли антикризисного государственного регулирования агропромышленным комплексом экономики Российской Федерации в условиях политики импортозамещения. Актуальность исследования обусловлена тем, что санкци-онный режим с странами Запада привел к ухудшению экономической конъюнктуры государства и увеличению угроз обеспечения национальной продовольственной безопасности. Была сформирована необходимость стимулировать темпы роста объема производства сельскохозяйственной продукции в отечественном агропромышленном комплекса. В рамках статьи рассмотрены теоретические основы понятия «государственное регулирование» в АПК. Проведен анализ тенденций развития агропромышленного комплекса в России. Проанализированы аспекты воздействия политики импортозамещения на устойчивость развития отечественного АПК. Описаны механизмы государственного регулирования, направленных на поддержку агропромышленного комплекса России в условиях политики импортозамещения.
Аbstract. The scientific article is devoted to the analysis of the role of anti-crisis state regulation of the agro-industrial complex of the Russian economy in the context of the import substitution policy. The relevance of the study is due to the fact that the sanctions regime with Western countries has led to a deterioration in the economic situation in the state and an increase in threats to ensuring national food security. The need was formed to stimulate the growth rate of agricultural production in the domestic agro-industrial complex. The article examines the theoretical foundations of the concept of "state regulation" in the agro-industrial complex. The analysis of trends in the development of the agro-industrial complex in Russia is carried out. The aspects of the impact of the import substitution policy on the sustainability of the development of the domestic agro-industrial complex are analyzed. The mechanisms of state regulation aimed at supporting the agro-industrial complex of Russia in the context of the import substitution policy are described.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; АПК; сельскохозяйственное производство; антикризисное управление; государственная поддержка; государственное регулирования; им-портозамещение; потребительская безопасность.
Keywords: agro-industrial complex; Agro-industrial complex; agricultural production; crisis management; governmental support; state regulation; import substitution; consumer safety.
2021 год - период макроэкономической нестабильности российской экономики, связанный с распространением пандемии коронавирусной инфекции. Несмотря на такую угрозу, агропромышленное производство, его организация и стратегическое развитие связано с влиянием и других актуальных проблем обеспечения экономической безопасности данного сектора национальной экономики. Одной из таких проблем является кризис продовольственной безопасности и режим экономических санкций, которые вынудил Правительство РФ прибегнуть к мероприятиям политики импортозамещения для антикризисного государственного управления агропромышленным комплексом страны.
Механизмы антикризисного управления АПК, в большинстве случаев, базируются на общеизвестных подходах, однако их основным недостатком является то, что они не позволяют учитывать специфику деятельности и особенности данной сферы хозяйствования. Как показываются исследования, довольно большое количество аграрных предприятий вообще не разрабатывают систему антикризисных мер, что приводит к периодическим потерям собственных экономических выгод, а это, в свою очередь, отражается на эффективности функционирования национального продовольственного рынка в целом. С другой стороны, главной проблемой государственного регулирования АПК выступает отсутствие обоснованных направлений антикризисной политики государства.
В свою очередь, антикризисные решения государственного управления направлены на обеспечение адаптации аграрных предприятий к быстро изменяющимся условиям и факторам внешней среды, а также извлечению финансовой выгоды из данных изменений. Конечным результатом такой концепции должен выступать отказ отечественных организаций агропромышленного комплекса от неперспективных и убыточных направлений сельскохозяйственной деятельности. Важно определить новые направления аграрного бизнеса, которые позволят обеспечить прибыльное функционирование и стратегическое развитие отечественного АПК. Эффективные антикризисные решения в рамках государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса способы обеспечить предприятиям отрасли стабильно развиваться и не допустить вероятность их ликвидации и банкротства.
Актуальность научного исследования на данную проблематику обусловлена тем, что санкционный режим с странами Запада привел к ухудшению экономической конъюнктуры государства и увеличению угроз обеспечения национальной продовольственной безопасности. Была сформирована необходимость стимулировать темпы роста объема производства сельскохозяйственной продукции в отечественном агропромышленном комплекса.
По этой причине, целью научной работы выступает проведение анализа роли антикризисного государственного регулирования агропромышленным комплексом экономики Российской Федерации в условиях политики импортозамещения.
На сегодняшний день, система государственного регулирования агропромышленным комплексом российской экономики имеет гибкий механизм формирования, в зависимости от влияния условий развития самой отрасли. Именно по этой причине, основные направления государственного регулирования АПК направлены на решение существующих проблем [15]:
- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции;
- формирование условий для поддержания роста спроса на сельскохозяйственную продукцию;
- создание рыночной инфраструктуры;
- обеспечение развития и поддержание приемлемого уровня развития социальной сферы села;
- поддержание интеграционных процессов отечественного АПК с международными и зарубежными рынками.
Механизмы государственного регулирования АПК основаны на использовании нормативно-правовой базы, технологий, инфраструктуры и финансовой безопасности, использования инструментов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, прогнози-
рования, программирования, регулирования цен. В частности, отметим, что на региональном уровне, реализация действия данных механизмов предполагает использование комплекса административных, нормативных и финансовых инструментов [5].
Формы государственного регулирования носят преимущественно экономический характер, а не административно-командный и плановый, как это происходило на протяжении всей советской истории страны. При этом акцентируется внимание на защитных механизмах, позволяющих оградить отечественного производителя от импортной продукции. Также отмечается роль средств защиты аграрного сектора экономики от монополизации.
Ежегодно Правительством РФ формируются Программы поддержки отечественных производителей и компаний в сфере АПК, которые призваны осуществить поддержку компаний в сложной экономической и политической ситуации.
Одной из главных проблем российской экономики периода с 2014 года является режим экономических и торговых санкций с странами Европы и США, что привело к прекращению внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности с зарубежными партнерами. По этой причине, на потребительском рынке России возник дефицит ряда категорий товаров продуктов питания, потребление которых обеспечивает национальную потребительскую безопасность государства.
Аналогичные проблемы с импортом продукции наблюдалось и в категории непотребительских товаров. К примеру, большую роль импортные составляющие значат для агропромышленного сектора при обновлении и ремонте производственного оборудования, сельскохозяйственных транспортных средств и машин. Многие агропромышленные предприятия России столкнулись с трудностями импортных поставок важных комплектующих, которые необходимы для проведения модернизации и ремонтных работ производственного оборудования.
По нашему мнению, санкционный режим является не только проблемой для национальной экономической системы России, но и качественным стимулом к стремительному развитию ряда отраслей экономики, среди которых, наиболее существенное воздействие ощутил на себе агропромышленный комплекс (АПК). Именно стремительный рост производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания является первым достоинством политики импортозамещения, проводимой Правительством РФ, которым, в свою очередь, было произведено принятие антикризисных решений.
Так, в периоде 2011 по 2020 года объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился с 3,098 трлн рублей до 6,11 трлн рублей (рисунок 1). Это крайне важный показатель, отражающий развитие импортозамещения агропромышленного комплекса нашей страны.
Динамика увеличения объема производства продукции в сельском хозяйстве нашей страны демонстрирует повышение практической роли данной отрасли в системе народного хозяйства. Соответственно, важно соблюдать условие интенсивного развития, характеристикой которого выступает следование современным тенденциям.
Актуальными проблемами устойчивого развития агропромышленного сектора российской экономики выступают упадок сектора машиностроения сельскохозяйственной техники; зависимость от импорта семян; деградация селекционной школы; неразвитость инфраструктуры продовольственного рынка; зависимость агропродовольственного рынка от цен на энергоносители; переход крупных землевладений под контроль иностранных инвесторов [5; 6].
Причинами формирования данных проблем в сельскохозяйственном секторе экономики Российской Федерации, в первую очередь, выступает слабая развитость национальной инновационной системы, которая способна была бы разработать достаточный объем инноваций и технологий, позволяющих совершенствовать процессы развития агропродовольствен-ного рынка [7].
Рисунок 1 - Объем производства продукции сельского хозяйства России за период 2011-2020 гг., в трлн рублей по текущим ценам [1]
Также к негативным факторам развития агропромышленного сектора российской экономики стоит относить высокий уровень износа основных фондов сельскохозяйственных предприятий - 47,3 % [8].
Например, в среднем по отраслям российской экономики данный показатель составляет 38,2 %. То есть агропромышленный комплекс находится в чрезмерной кризисной ситуации по уровню технологической оснащенности [8].
Задачей импортозамещения отечественного АПК являлось обеспечение национальной продовольственной безопасности. Без решения проблемы продовольственной безопасности в России представляется затруднительным решение других острых экономических и социальных проблем современного общества.
Продовольственная безопасность предусматривает [10]:
- физическую доступность продовольствия для населения страны;
- экономическую доступность продовольствия через ее цену и стоимость;
- безопасность питания, включая качество продуктов и продовольствия.
Большую положительную роль политика импортозамещения в России с 2014 года сыграла в рамках стимулирования развития технологий, инноваций и цифровой трансформации агропромышленного комплекса страны. Из-за отсутствия возможности импорта зарубежных технологий создаются собственные инновации, которые повышают устойчивость и привлекательность отечественного сельского хозяйства [4].
Из-за такой тенденции, Правительством РФ была принята государственная программа «Цифровая экономика» в 2017 году. Благодаря этому, цифровая трансформация российской экономики привела к увеличению доли цифровизации при формировании внутреннего валового продукта (ВВП) (рисунок 2).
По данным 2019 года вклад цифровизации в экономический рост государства составлял уже 5,1 %. Это свидетельствует о том, что цифровая трансформация российских агропромышленных предприятий способа формировать новые триггеры роста и масштабирования их коммерческой деятельности, увеличения финансовой выгоды, выручки и прибыли от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Hlllll
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рисунок 2 - Динамика показателя вклада цифровизации в экономический рост ВВП России за период 2010-2019 гг., в % [2]
Кроме того, импортозамещение способно стать триггером экономического роста посредством создания дополнительных рабочих мест и сокращения безработицы в регионах с развитым сектором сельского хозяйства. Сокращение импорта сельскохозяйственной продукции позволит сохранить валютную выручку в стране, тем самым, во-первых, позволит сохранить золотовалютные резервы страны, что будет невозможно при отрицательном платежном балансе. Кроме того, импортозамещение будет позитивно влиять на курс рубля [3].
С 2014 по 2020 гг. объем экспорта сельскохозяйственного сырья и продуктов питания увеличился с 19 млрд долларов США до 30,7 млрд долларов США. Тогда как объем импорта, наоборот, уменьшился с 39,9 млрд долларов США до 29,7 млрд долларов США. Но это все равно больше, чем в 2015 году - 26,5 млрд долларов США [11; 13].
На сегодняшний день Правительство РФ приняла новую редакцию доктрины продовольственной безопасности России, в рамках которой применяются следующие шаги [12]:
- обеспечения населения качественными продовольствием;
- модернизация сельского хозяйства;
- развитие производственных объектов пищевой промышленности;
- развитие племенного животноводства, селекции растений, семеноводства и аквакультуры;
- повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В рамках данной доктрины продовольственной безопасности Правительство РФ принимает меры, что обеспечить объем производства сельскохозяйственной продукции отечественными предприятиями. В рамках обеспечения продовольственной безопасности ставятся такие цели доли внутреннего производства продуктов, как:
- 90 % от производства сахара;
- 95 % от производства зерна;
- 85 % от производства мяса;
- 90 % от производства молока;
- 90 % от производства растительного масла.
За прошедший 2020 год в России принимались следующие действия для достижения данных задач обеспечения продовольственной безопасности согласно Доктрины, как [14]:
- происходит финансирование программ поддержки сельскохозяйственных производителей, которым необходимы финансовые ресурсы для сохранения и восстановления плодородности земельного фонда;
- происходит финансирование программ поддержки сельскохозяйственных производителей, которым необходимы финансовые ресурсы для мелиорации земельного фонда;
- происходит содействие развитию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, способных реализовать инновационную модель развития сельского хозяйства с учетом требований продовольственной безопасности.
Таким образом, в рамках государственного регулирования экономики агропромышленного комплекса Российской Федерации в условиях политики импортозамещения Правительством РФ были приняты следующие важные антикризисные решения, как начало импортозамещения производственного оборудования, семян и продуктов питания, обеспечение национальной продовольственной безопасности, проведение цифровой трансформации экономической системы, разработана доктрина продовольственной безопасности и финансирование программ поддержки сельскохозяйственных производителей.
Источники:
1. Продукция сельского хозяйства // Росстат. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ busi-ness/sx/tab-sel1.htm (дата обращения: 20.11.2021).
2. Матвеев В. В., Тарасов В. А Государственное регулирование и поддержка цифровой экономики в России // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. .№4 (38).
3. Зуб А.А Политика импортозамещения: условия, инструменты и механизмы реализации // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. № 8-3 (64). С. 110-113.
4. Малышев Д.П, Бакуменко О.А, Троян В.В. Промышленная политика импортозамещения экспорта в субъекта Российской Федерации // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2020. № 6. С. 55-70.
5. Сидоренко Владимир, Инюкин Андрей, Гаспарян Богдан Государственное регулирование аграрного сектора экономики // МСХ. 2016. №1.
6. Угрозы продовольственной безопасности России: внешний фактор. URL: https://narzur.ru/ugrozy-prodovolstvennojj-bezopasnosti-rossii-vneshnijj-faktor/ (дата обращения: 20.11.2021).
7. Уланова О.И. Риски и угрозы продовольственной безопасности России // Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - С. 131-135.
8. Попова О.В., Долгова С.А Тенденции развития агропромышленного комплекса России в контексте импортозамещения // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. №2.
9. Полянская ЕМ. О национальной продовольственной безопасности России // Society and security insights. 2019. Т. 4. № 2. С. 78-91.
10.Полянская Н.М. О национальной продовольственной безопасности России // Society and security insights. 2019. Т. 4. № 2. С. 78-91.
11.Ушачев И. Г., Маслова В. В., Чекалин В. С. Импортозамещение и обеспечение продовольственной безопасности России // Овощи России. 2019. № 2 (46). С. 3-8.
12.Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc /73338425/ (дата обращения: 20.11.2021).
13. Россия в 2020 году показала рекорд по поставкам продовольствия за рубеж. URL: https://www.rbc.ru/business/09/03/2021/604217269a79471196c1131b (дата обращения: 20.11.2021).
14.Яковенко Н.А, Иваненко И. С. Оценка продовольственной безопасности России в условиях реализации стратегии импортозамещения // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2021. № 1. С. 19-25.
15.Галанов Е.А Механизмы и методы государственного регулирования аграрного сектора экономики // Молодой ученый. 2017. №49. С. 168-170.
References:
1. Agricultural products // Rosstat. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/busi-ness/sx/tab-sel1.htm (accessed 11/20/2021).
2. Matveev V. V., Tarasov V. A State regulation and support of the digital economy in Russia // Innovative economy: prospects for development and improvement. 2019. No. 4 (38).
3. Zub A A Import substitution policy: conditions, tools and implementation mechanisms // Actual scientific research in the modern world. 2020. No. 8-3 (64). pp. 110-113.
4. Malyshev D.P., Bakumenko O.A, Troyan V. V. Industrial policy of import substitution of exports to the subject of the Russian Federation // ETAP: economic theory, analysis, practice. 2020. No. 6. S. 55-70.
5. Sidorenko Vladimir, Inyukin Andrey, Gasparyan Bogdan State regulation of the agrarian sector of the economy // Ministry of Agriculture. 2016. No. 1.
6. Threats to Russia's food security: an external factor. URL: https://narzur.ru/ugrozy-prodovolstvennojj-bezopasnosti-rossii-vneshnijj-faktor/ (date of access: 11/20/2021).
7. Ulanova O.I. Risks and threats to food security in Russia // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2017. - T. 31. - S. 131-135.
8. Popova O.V., Dolgova S.A Trends in the development of the agro-industrial complex of Russia in the context of import substitution // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2016. №2.
9. Polyanskaya N.M. On the national food security of Russia // Society and security insights. 2019. V. 4. No. 2. S. 78-91.
10.Polyanskaya N.M. On the national food security of Russia // So-culture and security insights. 2019. V.
4. No. 2. S. 78-91.
11.Ushachev I.G., Maslova V.V., Chekalin V.S. Import substitution and provision of food security in Russia // Vegetables of Russia. 2019. No. 2 (46). pp. 3-8.
12.Decree of the President of the Russian Federation of January 21, 2020 No. 20 "On Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation". URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc /73338425/ (date of access: 11/20/2021).
13.Russia in 2020 showed a record for food supplies abroad. URL: https://www.rbc.ru/business/ 09/03/2021/604217269a79471196c 1131b (accessed 11/20/2021).
14.Yakovenko N. A., Ivanenko I.S. Assessment of Russia's food security in the context of the implementation of the import substitution strategy // Regional agrosystems: economics and sociology. 2021. No. 1.
5. 19-25.
15.Galanov E.A Mechanisms and methods of state regulation of the agrarian sector of the economy // Young scientist. 2017. No. 49. pp. 168-170.
DOI: 10.24412/2309-4788-2022-1-39-154-160
С.Н. Косников - к.э.н., доцент кафедры экономической кибернетики, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
S.N. Kosnikov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Cybernetics, FSBEI HE Kuban SAU;
А.А. Ашикарьян - обучающаяся факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
A.A. Ashikaryan - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU; А.П. Якимиди обучающаяся факультета управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, [email protected],
A.P. Yakimidi - student of the Faculty of Management, FSBEI HE Kuban SAU.
ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА PROBLEMS OF DIGITALIZATION OF AGRICULTURE
Аннотация. Инновации стали одной из главных причин экономического роста в мире, что, в свою очередь, оказывает влияние на процессы цифровизации в том числе и в сельском хозяйстве. Одним из приоритетных направлений в технической революции является переход к цифровой экономике, которая направлена на снижение затрат, увеличение производительности труда, снижение издержек и увеличению социально-экономического эффекта для государства и общества в целом, через использование компьютерных технологий и другой интеллектуальной собственности.
Для того чтобы цифровизация проходила успешно и наиболее эффективно необходима координация действий всех субъектов, начиная от финансовой составляющей, ИТ-структуры, специалистов и методического обеспечения. Таким образом, цифровизация в сельском хозяйстве позволит перейти нашей стране на новый этап, это наделит ее конкурентными преимуществами. В статье