УДК 332.025.12
АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Current status and problems of state regulation of agrarian sector of the Russian Federation
А. А. ТЕНЕТКО, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «РАНХиГС», Челябинский филиал
(г. Челябинск, ул. Комарова, 26), Доцент кафедры управления и права УрГАУ
(г.Екатеринбург, ул.Карла Либкнехта, 42,)
Аннотация
Целью исследования является анализ современных проблем государственного регулирования агропромышленного комплекса России и разработка предложений, направленных на их решение. Методологической основой исследования послужили такие общенаучные методы как сравнительный анализ, обобщение и систематизация теоретического материала. Автором аргументированно обосновывается актуальность выбранной для исследования темы и указывает, что в современных социально-экономических условиях развитие аграрной сферы происходит под воздействием ряда новых факторов, которые усиливают неопределенность, непредсказуемость и напряженность в ее развитии. В качестве результатов исследования в статье представлен анализ основных подходов к изучению проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации, дана краткая характеристика степени научной разработанности проблемы с указанием конкретных ее аспектов, и авторов, которые их затрагивали в своих трудах. Кроме того, автором выделяются особенности аграрного сектора России, приводится обзор направлений и инструментов государственного регулирования российского агропромышленного комплекса. На основе сравнительного анализа и обобщения позиций различных авторов в исследовании формулируется перечень основных проблем, существующих на современном этапе развития аграрного сектора в Российской Федерации с учетом актуальной экономической ситуации в нашей стране, последствий введения экономических санкций, членства России во Всемирной торговой организации, а также обострения международных отношений. В заключении автором в результате обобщения и систематизации теоретического материала по проблеме исследования предлагаются некоторые меры по совершенствованию государственного регулирования аграрной сферы в России, в частности, даются некоторые рекомендации по повышению уровня продовольственной безопасности за счет эффективной политики импортозамещения, развитию налогообложения и страхования сельхозпроизводителей, а также совершенствованию аграрных кредитно-финансовых отношений.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное регулирование, особенности регулирования аграрной сферы, направления государственного регулирования АПК, инструменты государственного регулирования АПК, проблемы государственного регулирования АПК, меры по совершенствованию государственного регулирования АПК.
Summary
The aim of the research is the analysis of contemporary issues of state regulation of agro-industrial complex of Russia and the development of proposals to solve them. The methodological basis of the research served as scientific methods such as a comparative analysis, compilation and systematization of theoretical material. The author substantiates the relevance of the chosen theme for the study, using a strong case. He points out that in the current socio-economic conditions of the agrarian sector development is influenced by a
number of new factors that increase uncertainty, unpredictability and tension in its development. As the results of the study in the article presents an analysis of the main approaches to the study of problems of state regulation of agro-industrial complex of the Russian Federation, it summarizes the scientific degree of a problem with the specific aspects of it, and the authors who have investigated them. Besides, the author of distinguished features of the agricultural sector in Russia, provides an overview of trends and tools of state regulation of the Russian agro-industrial complex. On the basis of the comparative analysis and synthesis positions of the various authors of the study the author formulated a list of the main problems existing at the present stage of development of agrarian sector in the Russian Federation, including the current economic situation in our country, the effects of economic sanctions, Russia's membership in the World Trade Organization, as well as exacerbation international relations. In conclusion, the author as a result of generalization and systematization of theoretical material on the issue of research suggests some measures to improve state regulation of the agrarian sector in Russia, in particular, are some of the recommendations to improve the level of food security through effective policy of import substitution, development of taxation and insurance of farmers, as well as improving agricultural credit and financial relations.
Keywords: agribusiness, government regulation, especially regulation of the agrarian sector, the directions of the state regulation of agro-industrial complex, state regulation of agro-industrial complex tools, problems of state regulation of agro-industrial complex, and measures to improve state regulation of agro-industrial complex.
Традиционно, особое внимание государства к агропромышленному комплексу (далее -АПК) в целом и сельскому хозяйству, как его основной части, вызвано их особым местом и ролью в экономике страны. Если учесть тот факт, что 27 % населения России проживает в сельской местности, 46% розничных продаж составляют продовольственные товары, а 20 % населения (каждый пятый) заняты в сфере материального производства [18], а именно, работают на благо АПК, то становится ясным, что АПК - это системообразующая сфера экономики.
Актуальность выбранной для исследования проблемы подчеркивает и тот факт, что, в современных социально-экономических условиях развитие аграрной сферы происходит под воздействием ряда новых факторов, среди которых можно отметить [2]:
- резко обострившееся политическое и экономическое противостояние России и Запада и формирование на этом фоне Евразийского экономического союза;
- резкое падение курса рубля по отношению к иностранной валюте.
- участие России в региональных объединениях на экономическом пространстве СНГ, а также, безусловно, ее вступление во Всемирную торговую организацию;
- реализация Государственной программы развития АПК в условиях, когда имеют место экономический спад, достаточно крупные масштабы импорта, а также ориентация национальной экономики на экспортно-сырьевую модель развития;
- существование внутренних проблем в развитии сельского хозяйства с точки зрения его структуры;
- повышение уровня конкуренции на внутреннем и международном рынках сельскохозяйственного продовольствия;
- отсутствие развитой системы законодательных мер регулирования внутренней и внешней торговли продовольствием в сочетании с присутствием на агропродовольственном рынке крупных торговых сетей и транснациональных корпораций;
- проведение государством эффективной торгово-сбытовой политики, а также в целом усиление роли государственного регулирования агропродовольственного рынка;
По мнению автора, в совокупном взаимодействии эти факторы привели к возрастанию неопределенности, неустойчивости, непредсказуемости и напряженности в аграрной сфере экономики России, и обострили проблему снабжения населения отечественным и экономически доступным продовольствием, при этом сохраняются крупномасштабные
импортные его поставки, которые составляют более 30% внутреннего потребления продовольствия.
Описанная ситуация во многом противоречит современной национальной аграрной политике российского государства, которая призвана играть роль долговременного инструмента экономического регулирования агропродовольственного рынка и призвана поддерживать аграрную сферу, а также обеспечивать импортозамещение и продовольственную независимость страны.
Цель и методика исследований. Целью исследования является анализ современных проблем государственного регулирования агропромышленного комплекса России и разработка предложений, направленных на их решение. Методологической основой исследования послужили такие общенаучные методы как сравнительный анализ, обобщение и систематизация теоретического материала.
Результаты исследования. В качестве результатов исследования представим анализ основных подходов к изучению проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации, в частности, дадим краткую характеристику степени научной разработанности проблемы с указанием конкретных ее аспектов, рассмотрим особенности аграрного сектора России, направления развития и инструментарий государственного регулирования агропромышленного комплекса, а также выделим проблемы, существующие в данной сфере на современном этапе развития экономики нашей страны.
Проблему государственного регулирования аграрного сектора изучает большое количество специалистов: анализ проблематики российского государственного регулирования АПК в целом в своих исследованиях проводят Р.Ш. Абакарова [1] и З.Х. Кочесокова [13]; причины необходимости государственного регулирования и факторы влияния изучают А.И. Колобова, Э.С. Буздова и З.А. Воитлева изучают.
К зарубежному опыту регулирования АПК обращаются Т.Т. Каскин, Н.В. Климова, А.В. Колесников, Ш.А. Жантемиров [8]. Региональная специфика отражена в публикациях О.В. Бартюка, М.С. Айнетдиновой, Т.Т. Набиева, О.С. Орлова, П.М. Першукевича, С.А. Шарипова. К анализу направлений государственного регулирования обращались З.А. Воитлева [4], Ю.А. Гисс [7], О.В. Жигалова, С.Н. Сушкова, И.Ю. Скляров.
К особенностям регулирования аграрной сферы в связи с вступлением в ВТО обращаются Э.М. Алхастова, Т.Т. Набиев [15], Д.В. Нитовкин, Т.М. Полушкина, О.Я. Старкова, И.Н. Сычева, Ю.А. Тихомирова, А.В. Дудник и др. Конкретные инструменты и методы регулирования АПК изучают Ю.В. Буланова, Н.В. Максимец [14], Е.В. Шевченко.
Тем не менее, недостает исследований в данной сфере комплексного характера, где бы анализировались географические и международные факторы, а также организационные, экономические и правовые.
Для полноценного анализа государственного регулирования необходимо назвать базовые моменты, влияющие на всю сферу государственного регулирования АПК.
1. Особые климатические условия территории России - серьезнейший фактор для данной отрасли.
2. Климатические характеристики территорий России, характеристики почв и т. д. очень сильно разнятся от региона к региону.
3. Огромные расстояния между товаропроизводителем и потребителем беспрецедентны в мировой экономике.
4. Государственное регулирование АПК в РФ осуществляется по множеству направлений, в том числе:
- дотирование производства продукции животноводства, поставляемой в федеральный и региональный продовольственный фонды;
- дотирование племенного животноводства, элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;
- компенсация части затрат на электрическую и тепловую энергию, приобретение топлива и смазочных материалов, минеральных удобрений и средств химической защиты растений;
- финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, содержанию ветеринарной сети;
- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
- поддержка инвестиционной деятельности, включая приобретение техники, сортовых семян и племенных животных;
- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
- развитие социальной сферы села [16].
5. Кроме того, многообразен и инструментарий государственного регулирования аграрного сектора:
- цены (целевые, гарантированные, залоговые);
- налоги (льготные дифференцированные);
- кредиты (льготные, товарные, поддержка процентов по ссудам коммерческих банков;
- бюджет (ссуды, компенсации, дотации, лизинг);
- инвестиции в производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- закупочные и товарные интервенции;
- страхование (частичная уплата страховых взносов);
- таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продукции, сырья и продовольствия;
- аграрное законодательство [6].
Что касается проблем государственного регулирования АПК, то их необходимо классифицировать по специфике возникновения и уровням на местные или региональные, общегосударственные, образованные под влиянием международной экономики и политики.
1. Сфера АПК, как и вся экономика, функционирует в режиме либеральных порядков, рыночных механизмов и т. д., что находится в противоречии с описанными выше условиями относительно ожиданий эффективной работы в сравнении с АПК других стран. Очевидно, что государство должно разработать свое отношение к поддержке данного сектора без особого внимания к зарубежной практике.
Так, заслуживает внимания анализ зарубежного опыта государственного регулирования АПК, сделанный Н.В. Максимец [14]. Автор делает в своей работе вывод о том, что, несмотря на ограничения ВТО и провозглашенную либеральную модель в экономике, усилия многих стран концентрируются на всемерной поддержке собственных производителей, повышение конкурентоспособности производителей продукции и стимулировании сельскохозяйственного экспорта. В частности, автор подчеркивает, что в США, а также во всех странах с высокоразвитым сельским хозяйством уровень государственной поддержки остается очень высоким. Лидером по увеличению поддержки сельского хозяйства является Китай, также активно продолжает работу в этом направлении, несмотря на реформы, ЕС. Лидерами же поддержки аграрного сектора в стоимостном выражении остаются США и Япония [14].
Важные выводы об особенностях экономического базиса разных стран в рамках сравнительного анализа моделей государственного регулирования аграрного сектора США, ЕС и России, делает Н.В. Климова [11].
Если основные цели государственного регулирования в США и ЕС - это создание условий для рентабельного ведения сельского производства в условиях рынка и обеспечение приоритетных конкурентных возможностей с производителями из третьих стран, то для российского государства жизненно важная задача - обеспечение продовольственной
независимости и повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО, устойчивое развитие сельских территорий и сохранение, воспроизводство и повышение эффективности использования земельных и природных ресурсов, а также экологизация производства [11].
2. Россия располагает одним из самых крупных аграрных потенциалов в мире, но в силу разного рода внутренних и внешних причин уже много лет является крупнейшим мировым нетто-импортером продовольствия [2].
Такое положение можно охарактеризовать уже как импортозависимость (по разным оценкам доля импорта продовольствия в России составляет от 30 до 50% потребления). Это притом, что показатель в 20-25 % уже можно считать критичным, в такой ситуации возникает серьезная экономическая угроза для страны, и, прежде всего, угроза продовольственной безопасности [12].
3. Оснащенность сельскохозяйственного производства России с точки зрения техники в среднем в 15 раз отстает от ведущих стран мира. Отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, обеспечены необходимым оборудованием лишь на 50%, критических значений иногда достигает степень износа оборудования (70 % и выше).
С.Г. Косенко и Е.Н. Поличкина указывают на катастрофически низкий уровень производительности труда в сельском хозяйстве (Россия отстает в три-четыре раза от экономически развитых стран мира). Авторы отмечают также, что в России невысока показатель урожайности сельскохозяйственных культур в среднем более, чем на 50% ниже, чем в развитых странах, даже если брать в учет территории с близкими условиями по климату.
Кроме того, имеет место крайне низкая заработная плата работников аграрной сферы. Если оценивать по уровню рентабельности, то в России средний показатель в аграрном секторе не превышает 8-10, что демонстрирует очень сильное отставание от экономически развитых стран мира [12].
4. В связи с особенностями территорий и государственного устройства всегда остро стоит проблема соотношения и гармонизации используемого в государственном регулировании инструментария в связи с федеральными и региональными уровнями и особенностями регионов.
5. К особому проблемному фактору в регулировании сектора АПК многие специалисты относят членство в ВТО. Так для РФ очевидны такие трудности, как, во-первых, значительное ограничение возможных инструментов внешнеэкономической деятельности и как следствие, во-вторых, снижение объемов производства или значительные трудности для сельхозпроизводителей в целом и в экспорте в частности.
Россия приняла на себя ряд обязательств, касающихся государственной поддержки сельского хозяйства, экспортных и импортных пошлин, тарифных квот, экспортных субсидий.
Что касается таможенно-тарифного регулирования, то угрозы связаны, прежде всего, со снижением тарифов на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие с 15,6% в настоящее время до 11,3% на конец переходного периода (2018 г.).
Серьезную угрозу для сельского хозяйства представляет рост цен на энергетические и другие материально-технические средства, снижающий доходы сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно требованиям ВТО России должна поднять внутренние цены на газ, нефтепродукты и электроэнергию в 1,3-1,5 раза, т.е. довести их до мирового уровня. Кроме того, чтобы облегчить ввоз зарубежных машин, Россия также должна снизить таможенные пошлины на импорт сельскохозяйственной техники в 2-3 раза. Основная цель состоит в том, что российская промышленность не должна иметь экономических преимуществ при производстве материально-технических средств по сравнению с промышленностью стран Запада.
Б.А. Воронин также подчеркивает, что в условиях вступления России в ВТО возник серьезный риск в решении вопросов по обеспечению продовольственной безопасности страны. Ведь Согласно Доктрине продовольственной безопасности РФ, субъекты агропромышленного комплекса обязаны произвести в среднем не менее 80% продуктов питания на территории России, однако присоединение нашей страны к ВТО может серьезно повлиять на ход решения этой задачи [5].
Нормативы ВТО, в конечном счете, в большей степени работают на страны с высоко развитой экономикой и аграрным сектором.
Хотя Ш.А. Жантемиров и В.С. Семенович замечают, что в настоящий период санкции несколько сглаживают часть проблем аграрной сферы, характерных внутри системы ВТО для сходных с российским типом экономик [9].
Так, Т.Т. Набиев разделяет данные проблемы на две группы. К первой группе проблем, свойственным всем интегративным процессам, он относит определение приоритета межстрановых аграрных рынков и нахождения компромисса между ними; противоречие между обязательствами правительств по защите интересов отечественных производителей и по обеспечению интеграционных процессов со странами партнерами; увеличение требований к гармонизации законодательства; «ассиметричность» экономических выгод для участников интеграционных объединений; принятие согласованных решений при увеличении численности участников объединения [15].
Во вторую группу попали особенные проблемы, свойственные для стран с переходной экономикой: самоустранение государства от управления экономикой; отсутствие рыночных навыков; отсутствие комплексной стратегии экономической безопасности стран с переходной экономикой; социальные проблемы села; концентрация ресурсов в «новых», выгодных для иностранных инвесторов отраслях экономики, в ущерб традиционным; жесткая конкуренция со стороны развитых стран; снижение потребительского спроса; несовершенство банковской и страховых систем стран; технологический фактор; различия нормативно-правовой базы стран [15].
6. Вследствие введения со стороны европейских стран продовольственных санкций по отношению к России наша страна потеряла около 20% всего объема импорта продовольствия, что, в свою очередь, породило острую продовольственную проблему, и привело к необходимости надежного обеспечения населения страны продовольствием отечественного производства - проблеме импортозамещения. Стал актуальным вопрос создания необходимых условий для нормального развития аграрной сферы и, в первую очередь, сельского хозяйства [2].
Однако, как отмечает А.И. Алтухов, введение западных санкций лишь обострило проблему импортозамещения, а не породило ее. Проблема существует уже более 20 лет. Целенаправленное же ее решение государством началось с принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006 г., Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации в 2010 г., а также с реализацией двух государственных программ.
Они позволили сосредоточить внимание органов власти на самых проблемных аспектах развития аграрной сферы, как следствие, увеличить государственную поддержку сельского хозяйства, более активно регулировать агропродовольственный рынок, и тем самым обеспечить продовольственную независимости страны.
Однако применение этих мер оказалось недостаточным, поскольку импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья возрастал более высокими темпами по сравнению с их отечественным производством.
6. Введение Россией ответных отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности страны (антисанкций), которые во многом приобрели противоречивый характер.
С одной стороны, они показали, что именно несовершенство реализуемой ныне государственной аграрной политики является главной причиной создавшейся негативной
ситуации с продовольственным обеспечением населения страны, благодаря этому был ускорен поиск новых стратегических подходов к решению проблемы продовольственной независимости, а с другой - значительно обострили сложившиеся экономические риски в аграрной сфере и вызвали дополнительные трудности в надежном обеспечении населения страны отечественным продовольствием [2].
Выводы. Рекомендации. В результате обобщения и систематизации теоретического материала по проблеме исследования был сделан вывод, что российский агропромышленный комплекс на данный момент трудно назвать конкурентоспособным и устойчиво развивающимся. Существует ряд серьезных проблем в области государственного регулирования аграрного сектора, указанных нами в исследовании, для решения которых были сформулированы следующие рекомендации:
1. Предложить кардинальные меры в некоторых направлениях государственного регулирования агросферы, в частности:
- в решении проблемы импортозамещения следует подходить комплексно, учитывая все факторы и особенности страны, а также современные тенденции международного разделения труда. Россия нуждается в продуманной, научно обоснованной программе по замещению импортного продовольствия, в которой должен доминировать экономический, а не политический аспект.
- необходимо разработать общефедеральные, региональные и отраслевые пятилетние планы замещения импортных товаров на 2016-2020 годы. Это потребует внесения изменений в Государственную программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы» [12];
- в решении вопросов социального характера, где требуется серьезное финансовое и организационное участие государства в таких вопросах, как повышение уровня занятости населения, развитие социальной и культурной инфраструктуры (дороги, школы), подготовка специалистов;
- в вопросах дифференциации системы налогообложения в аграрной сфере через значительное снижение налоговых ставок в аграрном секторе;
- в вопросах ценообразования на продукцию естественных монополий;
- в вопросах формирования адекватной российским условиям системы страхования, в том числе, что касается страхования посевов и животных, а также от стихийных бедствий и неблагоприятных условий.
На данный момент механизм сельскохозяйственного страхования несовершенен. Например, в 2014 г. страховые выплаты в растениеводстве получили только 10% из всех застрахованных хозяйств, а в животноводстве - 1%. При этом страховые выплаты составили, соответственно, 12 и 1% к страховой премии, что недопустимо мало для динамичного развития этих важных подотраслей сельского хозяйства особенно в неблагоприятные по погодным и эпизоотическим условиям годы [2].
- в вопросах развития системы кредитования и кредитных отношений в аграрной сфере.
Необходимо ликвидировать или существенно смягчить диспропорции в развитии аграрных кредитно-финансовых отношений, в том числе устранить сложившийся дисбаланс между привлеченными краткосрочными и инвестиционными кредитами. Последние во многом определяют возможности развития аграрной сферы, но именно они имеют неуклонную тенденцию к сокращению из-за значительного роста стоимости кредитных ресурсов и их недоступности для многих товаропроизводителей [12].
Безусловно, государству необходимо продолжить реализацию программно-целевого подхода к решению проблем агропромышленного комплекса. Однако, действующая Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» требует некоторой корректировки, в частности, ее подпрограмма «Развитие подотрасли
растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» в связи с тем, что сохраняется высокая зависимость отдельных подотраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности от импортных поставок семян, генетического материала, новых технологий, сельскохозяйственных машин, оборудования и невозможность наладить их производство в стране в относительно короткие сроки [2].
2. Поскольку вопросы интеграции в международных отношениях являются неким индикатором состояния той или иной национальной системы, то можно сделать вывод о необходимости оценки интегративных проявлений внешней политики как локомотива развития всей системы (от политической и социальной составляющих до вопросов обеспечения продовольственной безопасности и интересов участников рынка аграрного сектора с его особыми характеристиками и методами).
В этом смысле к международной политике РФ, в том числе и в аграрной сфере необходимо относится как к явному качественному проявлению ее сущности, направления и качества развития аграрного сектора.
3. Необходимо определение баланса или сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов саморегулирования и соответственно более четкого определения функций государственного регулирования в аграрной сфере.
Библиографический список
1. Абакарова Р. Ш. Государственное регулирование сельского хозяйства России с учетом международного опыта // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. №3(2). С. 3-6.
2. Алтухов А.И. Импортозамещение в агропродовольственном комплексе страны и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 3. С. 2-6.
3. Алхастова Э.М. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях членства в ВТО // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. №2. С. 238-248
4. Воитлева З.А. Государственное регулирование сельского хозяйства как инструмент повышения его эффективности // Новые технологии: электронный журнал. 2011. №1. URL: www.lib.mkgtu.ru.
5. Воронин Б.А Проблемы правового регулирования развития АПК в условиях членства России в ВТО // Управленец. 2014. №1 (47). С. 4-7.
6. Гангало Е.В. Инструментарий государственного регулирования аграрной сферы экономики // KANT. 2015. № 4 (17). С. 85-87.
7. Гисс Ю. А., Жигалова О.В. Необходимость и основные направления государственного регулирования аграрного сектора // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: мат. межд. научно-практ. конф. Ульяновск: Ульяновская ГСХА, 2012. С. 46-52.
8. Жантемиров Ш.А., Семенович В.С. Роль государства в системе регулирования развития АПК Кыргызской республики // Вестник МГОУ. 2012. № 3. С. 23-27.
9. Иванов В.А. Совершенствование государственного регулирования аграрного сектора приарктических и арктических территорий в условиях ВТО // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 146-158.
10. Каскин Т.Т., Цивилева Л.В. Предпосылки и направления совершенствования государственного регулирования агропродовольственного комплекса // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 2 (124). С. 184-189.
11. Климова Н.В. Особенности регулирующего воздействия государства на агробизнес в зарубежных странах // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 90 (06). С. 1-17.
12. Косенко С.Г., Поличкина Е.Н. Проблемы импортозамещения: региональный аспект // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 1744-1750.
13. Кочесокова З.Х., Кочесокова И.Х. Разработка направлений государственного регулирования агропромышленного комплекса // Бизнес в законе. 2013. № 5. С. 184-186.
14. Максимец Н.В. Государственное регулирование экономики: эволюция теории, особенности практики (особенности регулирования аграрного сектора) // Вестник ПГТУ. 2013. № 1. С. 40-56.
15. Набиев Т.Т. Государственное регулирование аграрного сектора экономики с учетом факторов межстрановой аграрной интеграции // Доклады ТАСХН. 2014. № 3. С. 6569.
16. Петрова С.Ю. Механизм государственного регулирования аграрного сектора России // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 52-61.
17. Полушкина Т.М. Поддержка сельского хозяйства региона в условиях членства России в ВТО // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ru/artide/view?id=15558.
18. Состояние АПК в России в начале XXI века. URL: http://geolike.ru/page/gl_1617.htm.