Научная статья на тему 'Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в российской Федерации в современных условиях'

Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
948
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ / НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК / ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК / МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АПК / AGRIBUSINESS / GOVERNMENT REGULATION / ESPECIALLY REGULATION OF THE AGRARIAN SECTOR / THE DIRECTIONS OF THE STATE REGULATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / STATE REGULATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX TOOLS / PROBLEMS OF STATE REGULATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / AND MEASURES TO IMPROVE STATE REGULATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тенетко А.А.

В статье рассматриваются основные подходы к анализу проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации, выделяются особенности АПК России, приводится обзор направлений и инструментов государственного регулирования российского аграрного сектора, а также указывается ряд проблем, существующих в данной сфере. В заключение автор предлагает некоторые меры по совершенствованию государственного регулирования аграрной сферы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF STATE REGULATION OF AGRICULTURAL SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MODERN CONDITIONS

The article deals with the main approaches to the analysis of the problems of state regulation of agro-industrial complex of the Russian Federation, highlighted features of Russian agro-industrial complex, provides an overview of trends and tools of state regulation of the Russian agricultural sector and identifies a number of problems in this area. In conclusion, the author suggests some measures to improve state regulation of the agrarian sector in Russia.

Текст научной работы на тему «Проблемы государственного регулирования аграрного сектора в российской Федерации в современных условиях»

УДК 338.242.4 JEL: L51

ББК 65.239.715

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.А. Тенетко, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ФГБОУВО «РАНХиГС», Челябинский филиал, к.ю.н., доцент E-mail: docentchel@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются основные подходы к анализу проблемы государственного регулирования агропромышленного комплекса в Российской Федерации, выделяются особенности АПК России, приводится обзор направлений и инструментов государственного регулирования российского аграрного сектора, а также указывается ряд проблем, существующих в данной сфере. В заключение автор предлагает некоторые меры по совершенствованию государственного регулирования аграрной сферы в России.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, государственное регулирование, особенности регулирования аграрной сферы, направления государственного регулирования АПК, инструменты государственного регулирования АПК, проблемы государственного регулирования АПК, меры по совершенствованию государственного регулирования АПК.

Традиционно, особое внимание государства к агропромышленному комплексу (далее - АПК) в целом и сельскому хозяйству, как его основной части, вызвано их особым местом и ролью в экономике страны. Если учесть тот факт, что 27% населения России проживает в сельской местности, 46% розничных продаж составляют продовольственные товары, а 20% населения (каждый пятый) заняты в сфере материального производства1, а именно, работают на благо АПК, то становится ясным, что АПК - это системообразующая сфера экономики.

Проблему государственного регулирования аграрного сектора изучает большое количество специалистов: анализ проблематики российского государственного регулирования АПК в целом в своих исследованиях проводят Р.Ш. Абакарова2 и З.Х. Кочесокова3; причины необходимости государственного регулирования и факторы влияния изучают А.И. Колобова, Э.С. Буздова и З.А. Воитлева. К зарубежному опыту регулирования АПК обращаются Т.Т. Каскин4, Н.В. Климова, А.В. Колесников, Ш.А. Жантемиров5. Региональная специфика отражена в публикациях О.В. Бартюка, М.С. Айнетдиновой, Т.Т. Набиева, О.С. Орлова, П.М. Першукевича, С.А. Шарипова6. К анализу направлений государственного регулирования обращались З.А. Воитлева7, Ю.А. Гисс, О.В. Жигалова, С.Н. Сушкова, И.Ю. Скляров. Особенности регулирования аграрной сферы в связи с вступлением в ВТО находятся в центре исследовательского интереса Э.М. Алхастовой8, Т.Т. Набиева, Д.В. Нитовкина, Т.М. Полушкиной9, О.Я. Старковой, И.Н. Сычева, Ю.А. Тихомировой, А.В. Дудник и др. Конкретные инструменты и методы регулирования АПК изучают Ю.В. Буланова, Н.В. Максимец, Е.В. Шевченко. Тем не менее в данной сфере недостает исследований комплексного характера, где бы анализировались географические и международные, а также организационные, экономические и правовые факторы.

Для полноценного анализа государственного регулирования необходимо назвать базовые моменты, влияющие на всю сферу государственного регулирования АПК.

1. Особые климатические условия территории России - серьезнейший фактор для данной отрасли.

2. Климатические характеристики территорий России, характеристики почв и т. д. очень сильно разнятся от региона к региону.

3. Огромные расстояния между товаропроизводителем и потребителем беспрецедентны в мировой экономике.

4. Государственное регулирование АПК в РФ осуществляется по множеству направлений, в том числе:

- дотирование производства продукции животноводства, поставляемой в федеральный и региональный продовольственный фонды;

- дотирование племенного животноводства, элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;

- компенсация части затрат на электрическую и тепловую энергию, приобретение топлива и смазочных материалов, минеральных удобрений и средств химической защиты растений10;

- финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, содержанию ветеринарной сети;

- формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- поддержка инвестиционной деятельности, включая приобретение техники, сортовых семян и племенных животных;

- защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

- развитие социальной сферы села11.

5. Кроме того, многообразен и инструментарий государственного регулирования аграрного сектора:

- цены (целевые, гарантированные, залоговые);

- налоги (льготные дифференцированные);

- кредиты (льготные, товарные, поддержка процентов по ссудам коммерческих банков;

- бюджет (ссуды, компенсации, дотации, лизинг);

- инвестиции в производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- закупочные и товарные интервенции;

- страхование (частичная уплата страховых взносов);

- таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции,

сырья и продукции, сырья и продовольствия;

12

- аграрное законодательство12.

Что касается проблем государственного регулирования АПК, то их необходимо классифицировать по специфике возникновения и уровням на местные или региональные, общегосударственные, образованные под влиянием международной экономики и политики.

1. Сфера АПК, как и вся экономика, функционирует в режиме либеральных порядков, рыночных механизмов и т. д., что находится в противоречии с описанными выше условиями относительно ожиданий эффективной работы в сравнении с АПК других стран. Очевидно, что государство должно разработать свое отношение к поддержке данного сектора без особого внимания к зарубежной практике.

Так, заслуживает внимания анализ зарубежного опыта государственного регулирования АПК, выполненный Н.В. Максимец13. Автор делает в своей работе вывод о том, что, несмотря на ограничения ВТО и провозглашенную либеральную модель в экономике, усилия многих стран концентрируются на всемерной поддержке собственных производителей, повышение конкурентоспособности производителей продукции и стимулировании сельскохозяйственного экспорта. В частности, автор подчеркивает, что в США, а также во всех странах с высокоразвитым сельским хозяйством уровень государственной поддержки остается очень высоким. Лидером по увеличению поддержки сельского хозяйства является Китай, также активно продолжает работу в этом направлении,

несмотря на реформы, ЕС. Лидерами же поддержки аграрного сектора в стоимостном выражении остаются США и Япония.

Важные выводы об особенностях экономического базиса разных стран в рамках сравнительного анализа моделей государственного регулирования аграрного сектора США, ЕС и России, делает Н.В. Климова. Если основные цели государственного регулирования в США и ЕС - это создание условий для рентабельного ведения сельского производства в условиях рынка и обеспечение приоритетных конкурентных возможностей с производителями из третьих стран, то для российского государства жизненно важная задача - обеспечение продовольственной независимости и повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО, устойчивое развитие сельских территорий и сохранение, воспроизводство и повышение эффективности использования земельных и природных

14

ресурсов, а также экологизация производства14.

2. Алтухов А.И. отмечает, что Россия располагает одним из самых крупных аграрных потенциалов в мире, но в силу разного рода внутренних и внешних причин уже много лет является крупнейшим мировым нетто-импортером продовольствия15. С.Г. Косенко и Е.Н. Поличкина указывают, что такое положение можно охарактеризовать уже как импортозависимость (по разным оценкам доля импорта продовольствия в России составляет от 30 до 50% потребления)16. Это притом, что показатель в 20-25 % уже можно считать критичным, в такой ситуации возникает серьезная экономическая угроза для страны, и, прежде всего, угроза продовольственной безопасности.

3. В связи с особенностями территорий и государственного устройства всегда остро стоит проблема соотношения и гармонизации используемого в государственном регулировании инструментария в связи с федеральными и региональными уровнями и особенностями регионов.

4. К особому проблемному фактору в регулировании сектора АПК многие специалисты относят членство в ВТО. Так для РФ очевидны такие трудности, как, во-первых, значительное ограничение возможных инструментов внешнеэкономической деятельности и как следствие, во-вторых, снижение объемов производства или значительные трудности для сельхозпроизводителей в целом и в экспорте в частности. Кроме того, имеют место серьезные риски в вопросах по обеспечению продовольственной безопасности, т. к. нормативы ВТО, в конечном счете, в большей степени работают на страны с высоко развитой экономикой и агросектором. Хотя нужно заметить, что в настоящий период санкции несколько сглаживают часть проблем аграрной сферы, характерных внутри системы ВТО для сходных с российским типом экономик17.

Так, Т.Т. Набиев разделяет данные проблемы на две группы. К первой группе проблем, свойственным всем интегративным процессам, он относит определение приоритета межстрановых аграрных рынков и нахождения компромисса между ними; противоречие между обязательствами правительств по защите интересов отечественных производителей и по обеспечению интеграционных процессов со странами партнерами; увеличение требований к гармонизации законодательства; «ассиметричность» экономических выгод для участников интеграционных объединений; принятие согласованных решений при увеличении численности участников объединения. Во вторую группу попали особенные проблемы, свойственные для стран с переходной экономикой: самоустранение государства от управления экономикой; отсутствие рыночных навыков; отсутствие комплексной стратегии экономической безопасности стран с переходной экономикой; социальные проблемы села; концентрация ресурсов в «новых», выгодных для иностранных инвесторов отраслях экономики, в ущерб традиционным; жесткая конкуренция со стороны развитых стран; снижение потребительского спроса; несовершенство банковской и страховых систем стран; технологический фактор; различия нормативно-правовой базы стран18.

В заключение можно сформулировать ряд предложений.

1. Предложить кардинальные меры в некоторых направлениях государственного регулирования агросферы, в частности:

- в решении вопросов социального характера, где требуется серьезное финансовое и организационное участие государства в таких вопросах, как повышение уровня занятости населения, развитие социальной и культурной инфраструктуры (дороги, школы), подготовка специалистов;

- в вопросах дифференциации системы налогообложения в аграрной сфере через значительное снижение налоговых ставок в аграрном секторе;

- в вопросах ценообразования на продукцию естественных монополий;

- в вопросах формирования адекватной российским условиям системы страхования, в том числе, что касается страхования посевов и животных, а также от стихийных бедствий и неблагоприятных условий;

- в вопросах развития системы кредитования и кредитных отношений в аграрной

сфере.

2. Поскольку вопросы интеграции в международных отношениях являются неким индикатором состояния той или иной национальной системы, то можно сделать вывод о необходимости оценки интегративных проявлений внешней политики как локомотива развития всей системы (от политической и социальной составляющих до вопросов обеспечения продовольственной безопасности и интересов участников рынка аграрного сектора с его особыми характеристиками и методами). В этом смысле к международной политике РФ, в том числе и в аграрной сфере необходимо относится как к явному качественному проявлению ее сущности, направления и качества развития аграрного сектора.

3. Необходимо определение баланса или сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов саморегулирования и соответственно более четкого определения функций государственного регулирования в аграрной сфере.

Примечания

1 Состояние АПК в России в начале XXI века. [Электронный ресурс]. - URL: http://geolike.ru/page/gl_1617.htm. (дата обращения: 10.09.2016).

2 Абакарова, Р. Ш. Государственное регулирование сельского хозяйства России с учетом международного опыта / Р. Ш. Абакарова // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2012. -№3(2). - С. 3-6.

3 Кочесокова, З.Х. Разработка направлений государственного регулирования агропромышленного комплекса / З.Х. Кочесокова, И.Х. Кочесокова // Бизнес в законе. - 2013. - № 5. - С. 184-186.

4 Каскин, Т.Т. Предпосылки и направления совершенствования государственного регулирования агропродовольственного комплекса / Т.Т. Каскин, Л.В. Цивилева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2015. - № 2 (124). - С. 184-189.

5 Жантемиров Ш.А., Семенович В.С. Роль государства в системе регулирования развития АПК Кыргызской республики // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». 2012. № 3. С. 23 -27.

6 Шарипов С.А., Шарафутдинова Г.К. Государственное регулирование аграрного сектора экономики // Достижения науки и техники АПК. 2007. № 2. С. 32-36.

7 Воитлева, З.А. Государственное регулирование сельского хозяйства как инструмент повышения его эффективности / З.А. Воитлева / Новые технологии. - 2011. - №1. - URL: www.lib.mkgtu.ru (дата обращения: 30.09.2016).

8 Алхастова, Э.М. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях членства в ВТО / Э.М. Алхастова // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2015. - №2. - С. 238-248

9 Полушкина, Т.М. Поддержка сельского хозяйства региона в условиях членства России в ВТО / Т.М. Полушкина // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15558. (дата обращения: 24.09.2016).

10 Гисс, Ю. А. Необходимость и основные направления государственного регулирования аграрного сектора / Ю.А. Гисс, О.В. Жигалова // Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения: Материалы IV Международной научно-практической конференции (22-24 ноября 2012 г.) / ред. А. В. Дозоров. - Ульяновск: Ульяновская ГСХА, 2012. - Т. 3. - С. 46-52.

11 Петрова С.Ю. Механизм государственного регулирования аграрного сектора России // Вестник НГИЭИ. 2012. № 11. С. 52-61.

12 Гангало Е.В. Инструментарий государственного регулирования аграрной сферы экономики // KANT. 2015. № 4 (17). С. 85-87.

13 Максимец, Н.В. Государственное регулирование экономики: эволюция теории, особенности практики (особенности регулирования аграрного сектора) / Н.В. Максимец // Вестник ПГТУ. - 2013. - № 1. - С. 40-56.

14 Климова, Н.В. Особенности регулирующего воздействия государства на агробизнес в зарубежных странах / Н.В. Климова // Научный журнал КубГАУ. - 2013. - № 90 (06). - С. 1-17.

15 Алтухов А.И. Импортозамещение в агропродовольственном комплексе страны и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 3. С. 2-6.

16 Косенко С.Г., Поличкина Е.Н. Проблемы импортозамещения: региональный аспект // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Серия «Экономические науки». С. 1744-1750.

17 Иванов В.А. Совершенствование государственного регулирования аграрного сектора приарктических и арктических территорий в условиях ВТО // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 146-158.

18 Набиев, Т.Т. Государственное регулирование аграрного сектора экономики с учетом факторов межстрановой аграрной интеграции / Т.Т. Набиев // Доклады ТАСХН. - 2014. - № 3. - С. 65-69.

PROBLEMS OF STATE REGULATION OF AGRICULTURAL SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MODERN CONDITIONS

A.A. Tenetko, Head of the Department of Civil legal disciplines, «Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration», Chelyabinsk Branch, PhD of Law, Associate

Professor E-mail: docentchel@mail.ru

Abstract

The article deals with the main approaches to the analysis of the problems of state regulation of agro-industrial complex of the Russian Federation, highlighted features of Russian agro-industrial complex, provides an overview of trends and tools of state regulation of the Russian agricultural sector and identifies a number of problems in this area. In conclusion, the author suggests some measures to improve state regulation of the agrarian sector in Russia.

Keywords: agribusiness, government regulation, especially regulation of the agrarian sector, the directions of the state regulation of agro-industrial complex, state regulation of agro-industrial complex tools, problems of state regulation of agro-industrial complex, and measures to improve state regulation of agro-industrial complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.