Научная статья на тему 'АГРАРНОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ'

АГРАРНОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АГРАРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АГРАРНОЕ ПРАВО / РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО АПК / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронин Б.А.

Аграрное право является комплексной отраслью права в российской правовой системе. Предметом правового регулирования аграрного права и других отраслей права, прямо или опосредованно регулирующих аграрные отношения, является организация сельскохозяйственной деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В создавшихся в мире новых политических и экономических условиях аграрное право получает новый импульс к качественному и адекватному правовому регулированию аграрных отношений. Для аграрного права России наступает этап совершенствования правовых норм.Agricultural law is a complex branch of law in the Russian legal system. The subject of the legal regulation of agrarian law and other branches of law, directly or indirectly regulating agrarian relations, is the organization of agricultural activity for the production of agricultural products, raw materials and food. In the created world's new political and economic conditions agricultural law receives a new impulse for quality and adequate legal regulation of agrarian relations. The stage of improving of legal norms comes for the agrarian law of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АГРАРНОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ»

УДК 349.4

АГРАРНОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ПРАВОМ Agrarian law of modern Russia: problems of interaction with international law

Б. А. Воронин, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой управления и права Уральского государственного аграрного университета

(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)

Аннотация

Аграрное право является комплексной отраслью права в российской правовой системе. Предметом правового регулирования аграрного права и других отраслей права, прямо или опосредованно регулирующих аграрные отношения, является организация сельскохозяйственной деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В создавшихся в мире новых политических и экономических условиях аграрное право получает новый импульс к качественному и адекватному правовому регулированию аграрных отношений.

Для аграрного права России наступает этап совершенствования правовых норм.

Ключевые слова: аграрное право, Российская Федерация, импортозамещение, развитие российского АПК, аграрное законодательство.

Summary

Agricultural law is a complex branch of law in the Russian legal system. The subject of the legal regulation of agrarian law and other branches of law, directly or indirectly regulating agrarian relations, is the organization of agricultural activity for the production of agricultural products, raw materials and food.

In the created world's new political and economic conditions agricultural law receives a new impulse for quality and adequate legal regulation of agrarian relations.

The stage of improving of legal norms comes for the agrarian law of Russia.

Keywords: agricultural law, the Russian Federation, import substitution, the development of Russian agribusiness, agrarian legislation.

Аграрное право - комплексная отрасль права в российской правовой системе, регулирующая отношения в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также социально-экономического развития сельских территорий.

Однако следует понимать, что аграрное право не в состоянии в полном объеме урегулировать аграрные отношения своими нормами и по этой причине выполняет роль отрасли-интегратора правовых норм иных отраслей права, направленных на правовое регулирование всего комплекса аграрных отношений.

В этот комплекс входят нормы гражданского, трудового, административного, налогового права и других отраслей российского права, обеспечивающих полноту правового регулирования организации сельскохозяйственной деятельности и в целом функционирования аграрного сектора экономики.

Объективной основой для развития правового регулирования сельскохозяйственной деятельности в любом государстве является необходимость производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для обеспечения населения продуктами питания, то есть обеспечения естественных потребностей человека.

Субъективной же основой правового регулирования развития сельского хозяйства выступает аграрная политика государства.

Основными целями государственной аграрной политики в современной России являются [1]:

1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение высокого качества российских продовольственных товаров;

2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;

3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;

4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;

5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;

6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Российская государственная аграрная политика основывается на следующих принципах:

1) доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2) доступность информации о состоянии государственной аграрной политики;

3) единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;

4) последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие;

5) участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации государственной аграрной политики.

Для достижения целей государственной аграрной политики необходимо ее качественное правовое обеспечение, и эту функцию призвано выполнять аграрное право (с участием других отраслей российского права).

На основе принципов государственной аграрной политики разрабатываются законодательные и иные нормативные правовые акты на уровнях Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые в совокупности составляют систему российского аграрного законодательства.

В настоящее время можно считать, что имеющийся массив правовых актов в современной России позволяет полноценно регулировать аграрные отношения и способствовать позитивному развитию сельского хозяйства.

Необходимо отметить, что, начиная с 1990 г., правовое регулирование развития сельского хозяйства в Российской Федерации активно осуществлялось с учетом норм международного права (аграрного, экологического и других отраслей).

За последние годы к этим отраслям международного права присоединились право ВТО, нормы правовых документов таких межгосударственных организаций, как ШОС, БРИКС,

ЕврАзЭС, Таможенный союз, и других, членом или соучредителем которых является Российская Федерация.

На наш взгляд, этот период можно считать исторической вехой во взаимодействии российского и международного права.

Риски и угрозы всегда присутствовали в российском сельском хозяйстве, особенно природно-климатические, но в 2014 г. резко обострились политические риски в связи с политикой санкций против России, инициированных США, ЕС и примкнувшими к ним отдельными странами.

Эта ситуация резко отразилась и на международно-правовом регулировании агропродо-вольственного рынка. По сути дела, ушла в тень продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), одной из задач которой является принятие международной политики в отношении соглашений по продукции сельского хозяйства (статья 1 устава ФАО от 16 октября 1946 г.).

Если в 2012 г. важнейшей задачей российского агропромышленного комплекса были разработка мер по адаптации к условиям ВТО и выстраивание отношений, основанных на правовых актах Всемирной торговой организации, то сегодня трудно понять, что случилось с этой организацией.

Санкции против Российской Федерации напрямую разрушают основополагающие принципы ВТО:

- не должно быть места дискриминации: члены ВТО не должны дискриминировать своих торговых партнеров - на них на всех в равной мере должен распространяться режим наибольшего благоприятствования; члены ВТО не должны дискриминировать иностранные продукты, услуги или подданных (как субъектов отношений международной торговли) - им должен быть предоставлен национальный режим;

- должно становиться все меньше и меньше торговых барьеров; переговорный процесс должен способствовать снижению этих барьеров;

- правовое регулирование в сфере отношений международной торговли должно быть прозрачным и предсказуемым: все заинтересованные физические и юридические лица, а также органы власти и управления субъектов ВТО, должны быть уверены в том, что торговые барьеры (тарифные, нетарифные барьеры или иные меры) не будут вводиться произвольно;

- должна развиваться и поддерживаться справедливая и добросовестная конкуренция, необходимо отказаться от несправедливых методов и практики недобросовестной конкурентной борьбы;

- должны быть созданы более выгодные условия для развивающихся и наименее развитых стран (за счет предоставления им более длительных сроков для адаптации, большей гибкости в принятии решений и специальных привилегий).

Политика на мировом агропродовольственном рынке, основанная на субъективном политическом заказе, по сути дела, становится разрушителем системы международного права со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Эти обстоятельства объективно востребуют переосмысления целей и направлений российской государственной аграрной политики, а также пересмотра отдельных действующих и разработки новых законодательных актов, регулирующих аграрные отношения.

Российское аграрное право сегодня, как никогда, становится востребованным для целей правового регулирования возникающих аграрных отношений в связи с переориентацией экономики России с европейских стран на государства Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

К этому следует добавить и создание нового Европейско-Азиатского экономического союза, в который сегодня входят Россия, Беларусь, Казахстан, Армения; «дорожную карту» на вступление оформляет Киргизия.

России предстоит сформировать адекватную позитивную взаимозависимость с Азией.

Сегодня отношения на агропродовольственном рынке с Российской Федерацией готовы выстраивать на деловой основе Монголия, Вьетнам, Япония и другие страны АТР, а также Аргентина, Бразилия, Чили и ряд других стран Южно-Американского континента.

Возвращаясь к санкциям против России, необходимо напомнить, что указом Президента Российской Федерации № 560 от 6 августа 2014 г. «О принятии отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [2], а затем постановлением Российской Федерации № 778 от 7 августа 2014 г. [3] был утвержден перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегии, из которых в течение одного года запрещен ввоз продукции в Российскую Федерацию.

Это обстоятельство актуализировало для России проблему импротозамещения на рынке продовольствия.

Решение о снижении зависимости от импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия соответствует целям и задачам обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Необходимо напомнить, что в 2013 г. в страну было завезено продуктов питания на сумму 43,5 млрд долл., или свыше 40 % от общего объема продовольствия, что уже является критическим показателем для продовольственной независимости российского государства.

Конечно, без импорта отдельных продуктов питания Россия обойтись не сможет, но приобретать за доллары картофель и овощи пора прекращать, так как эти продукты с лихвой может производить и даже поставлять на экспорт российское сельское хозяйство.

Российская Федерация обладает значительным потенциалом для развития сельского хозяйства: 42 % мировых запасов чернозема, 20 % чистой питьевой воды, почти 400 млн га сельскохозяйственных земель.

С учетом того что из 122 млн га пашни на землях сельскохозяйственного назначения около 50 млн га сегодня не заняты сельскохозяйственным производством или на них в течение почти 20 лет не применялись синтетические минеральные удобрения, появилась возможность организациям органического сельского хозяйства производить продукты питания под брендами «органик-продукт», «био-продукт», «эко-продукт».

Решение проблемы импортозамещения потребует значительного вклада в сельское хозяйство финансовых средств и, конечно же, внедрения научных разработок в области растениеводстве и животноводства.

Без инноватики в сельском хозяйстве невозможно достичь желаемых результатов в племенном деле и в области селекционных достижений.

Все изложенное и иные направления позитивного развития российского сельского хозяйства и в целом агропромышленного комплекса объективно требуют качественного правового опосредования, и эту задачу должно решить российское аграрное право в тандеме с другими отраслями права.

К сожалению, открытым пока остается опрос судьбы международного права в понимании того, как оно функционировало до обострения политической обстановки в мире. Все-таки

хочется надеяться, что международное право, в том числе и аграрное, переболеет «американизмом» и будет вновь служить делу мира, демократии и мирового прогресса.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 264-ФЗ от 29декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства» // СЗ РФ. 2007. № 1. Ч. I. Ст. 27.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201408070021.

3. Рос. газ. 2014. 25 авг.

4. Ханнанова Т. Р., Воронин Б. А. Государственная аграрная политика: проблемы объективации // Право и политика. 2013. № 4. С. 489-498.

5. Воронин Б. А. Международно-правовое регулирование агропродовольственного рынка // Международные суды: актуальные проблемы теории и практики : межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург : УрГЮА, 2010. Вып. 2 (6).

6. Воронин Б. А. Экономико-правовые проблемы адаптации российского АПК к условиям ВТО // Аграрное и земельное право. 2012. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.