Научная статья на тему 'Импорт живых свиней и шпига: прогнозируемые угрозы становятся явными'

Импорт живых свиней и шпига: прогнозируемые угрозы становятся явными Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Все о мясе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалев Ю.И.

Успех реализации Отраслевой программы развития свиноводства в Российской Федерации во многом будет зависеть от плодотворности взаимодействия государства и отраслевого бизнес-сообщества в лице Национального Союза свиноводов. В том числе и в таком важном вопросе, как тарифно-таможенное регулирование импорта мяса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import of live pigs and lard: projected threats become evident

Increasing import of commercial live pigs is a real threat to the development of domestic pig breeding. The branch Union of pig breeders makes efforts to restrict import of live pigs, by-products and lard through quotas and tariffs, along with the meat. The author proves that the existing rules of import of this range put in an unequal position Russian producers of pork, and the low profitability of 90 per cent of farms in these circumstances does not leave them means for modernization.

Текст научной работы на тему «Импорт живых свиней и шпига: прогнозируемые угрозы становятся явными»

Импорт живых свинеи

и шпига: прогнозируемые угрозы

становятся явными

ЙР

ГЛАВНАЯ ТЕМА / Развитие первичной переработки

Ю.И. Ковалев, доктор техн. наук

Генеральный директор Национального Союза свиноводов*

Успех реализации Отраслевой программы развития свиноводства в Российской Федерации во многом будет зависеть от плодотворности взаимодействия государства и отраслевого бизнес-сообщества в лице Национального Союза свиноводов. В том числе и в таком важном вопросе, как тарифно-таможенное регулирование импорта мяса.

^ Важнейшей практической целью Союза является поддержание рентабельности производства эффективных российских свиноводческих компаний на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство в долгосрочной перспективе. Считаем, что только лишь при ее достижении у российского свиноводства есть будущее. Никакие отраслевые или даже государственные программы не смогут быть успешно реализованы, если соответствующий уровень рентабельности отрасли не будет обеспечен.

Сегодня на тему рентабельности свиноводческих компаний в дело-

вом сообществе много спекуляций и недопонимания. Часто в различных инстанциях приходится слышать, что сегодня в свиноводстве очень высок уровень прибыльности, и это не стимулирует предприятия к снижению издержек, конкурентоспособности, а следовательно, государство не должно продолжать протекционистскую политику в отношении отечественных компаний, не должно сдерживать импорт и т.д.

Но давайте разберемся. Во-первых, когда сегодня говорят о высокой рентабельности, то это относится только лишь к тем предприятиям, которые практически с нуля или путем полной реконструкции старых комплексов создали современнейшие на сегодня в мире условия содержания, кормления животных. Они целенаправленно используют достижения современной зарубежной селекции и приобретают племенное поголовье лучших генетических фирм с последующей адаптацией и дальнейшим долговременным положительным эффектом для собственных стад. Кроме этого им самим приходится заниматься вопросами строительства кормоза-водов, убойных предприятий, затрачивая на это колоссальные собственные и заемные средства.

Сегодня в стране более 200 компаний, занимающихся промышленным свиноводством. Но только около 10 % из них, т.е. около 20 компаний соответствуют вышеназванным критериям и, соответственно, являются высокоэффективными и рентабельными в сегодняшних условиях. Мы говорим о рентабельности, достаточной для расширенного воспроизводства. Именно эти 10 % компаний, благодаря своей эффективности обеспечивают 90 % прироста в производстве свинины сейчас, и это сохранится в ближайшие 3-4 года. И именно о рентабельности этих предприятий мы говорим как о своей важнейшей практической цели. Развитие этих компаний обеспечит не только прирост, но и покроет убыль производства в неэффективных компаниях. Если рентабельность этих компаний упадет, исчезнет поток собственных инвестиций в расширение производства, что с учетом нынешних трудностей с банковским кредитованием приведет к полной остановке развития отечественного свиноводства. Поэтому те, кто утверждает, что сегодня условия для свиноводства позволяют любым компаниям чувствовать себя прибыльными или не понимают всей сложности ситуации, или просто лукавят.

Наша позиция здесь четкая и однозначная. Даже при сегодняшних соотношениях цен на корма и цен на 1 кг живого веса свиньи

* Национальный Союз свиноводов учрежден 30 июня 2009 года.

Учредителями Союза стали более 65 российских компаний, основной целью которых является промышленное производство свинины. В состав Союза вошли такие крупнейшие в стране производители товарных свиней, как предприятия промышленных групп «Агро-Белогорье», «Черкизово», «Продо», «Белгородский Бекон», «Сибирская Аграрная Группа», «Талина», «Уральский свинокомплекс», ОАО «Восточный» и другие.

Совокупный объем производства членов Союза в 2009 году оценочно составит около 500 тысяч тонн в убойном весе, что составляет около половины от всего промышленного производства свинины Российской Федерации.

оставшиеся 90 % компаний находятся в высокой зоне риска. У них нет другого варианта, кроме как идти по пути, инновационного развития, использования современных технологий в разведении, содержании, кормлении животных и т.д. В противном случае их ждет или поглощение, или банкротство.

Для реализации целевой программы развития свиноводства абсолютно приоритетными и особенно актуальными на сегодняшний день являются задачи формирования и защиты отечественного рынка свиноводческой продукции.

Хорошо известно, что наличие спроса на продукцию является определяющим фактором для продолжения положительного тренда в развитии свиноводства, с соответствующим продолжением процессов импортозамещения.

Именно поэтому вопросы регулирования внутреннего продовольственного рынка являются для Союза абсолютно приоритетными.

Начиная с 2005 г. отечественное производство свинины в силу всем известных факторов (Нац-проект по АПК, защитные меры и т.д.) демонстрирует уверенный рост. Годовое производство, начиная с 2005 по 2008 г., выросло более чем на 500 тысяч тонн в убойном весе. К 2012 г. производство вырастет еще на 500 тысяч тонн. Основываясь на этих прогнозах, Союз согласовал Минсель-хозу баланс мясных ресурсов на предстоящие годы.

Безусловно, все эти прогнозы будут реалистичны, если существующая система квотирования, как инструмент регулирования им-

порта, будет в будущем оставаться сбалансированной и эффективной. Надеясь на это, Союз согласился с мнением о том, что квота на импорт свинины в предстоящие три года не будет значительно снижаться и останется на уровне 500-450 тысяч тонн, несмотря на то, что собственное годовое производство увеличится на 500 тысяч тонн.

Однако, при этом принципиально важным является то, что все сверхквотные поставки свинины должны облагаться высокими, практически запретительными таможенными пошлинами, что и было сделано правительством, начиная с 2009 г. — 75 %, но не менее 1,5 евро за кг. Всякие другие виды поставок мяса, в любом его виде, наряду с резко ухудшившейся из-за финансового кризиса общей макроэкономической ситуацией, могут самым негативным образом повлиять на выполнение прогнозов по приросту отечественного производства мяса. Другими словами: весь прирост производства свинины должен произойти за счет отсутствия внеквотного завоза свинины и только частично за счет роста потребления.

Именно поэтому окончательно сформировалась в 2009 г. тенденция замены ввозимой по высоким запретительным пошлинам сверхквотной свинины дешевым мясом ввозимых живых свиней, не попадающих ни под квоты, ни под запретительные пошлины. Пошлина на свиней 5 %, вместо 75 % на сверхквотное мясо, должна быть переломлена.

Продемонстрируем это на фактах, приведенных в таблицах 1 и 2.

Приведенные данные наглядно демонстрируют, что на фоне 29 % общего падения импорта свинины в 2009 г. завоз живых свиней, мясо которых не попадает в квоты, в этом же году увеличится почти в 2 раза, а по сравнению с 2007 г. — в 3,4 раза.

Более того, в абсолютных цифрах завоз внеквотного мяса (80 тысяч тонн) в этом году практически сравняется с убойным весом мяса завозимых живых свиней (91,2 тысячи тонн).

Конечно, в падении внеквот-ного импорта есть и другие причины, в частности падение спроса, эффект девальвации, рост собственного производства. Но главным является тот фактор, что пошлина на внеквотное импортируемое мясо составляет 75 %, а на замещающий его объемы живой скот только 5 % на кг живого веса, что равноценно 5 % и на 1 кг убойного веса. Чтобы понять насколько это низкая ставка, достаточно сказать, что это в три раза меньше, чем даже существующая ставка на внутриквотное мясо (15 %).

Именно на этом основании и базируется предложение Национального Союза свиноводов приравнять таможенную пошлину на товарных свиней к пошлине на внеквотное мясо, т.е. сделать 75 % (но не менее 1 евро за кг), вместо существующей 5 %.

С точки зрения балансов мясных ресурсов импорт товарных свиней это тоже самое, что сверхквотный импорт свиного мяса.

Еще одним аргументом, иллюстрирующим реальную угрозу, ко-

Таблица 1. Динамика ввоза мяса свинины с 2007 по 2009 гг., тонн

Наименование КодТНВЭД Период

2007 2008 2009 (оценка)

Общий объем ввоза: 0203 684 800 820 566 580 000

по квотам 0203 476 815 474 011 500 000

вне квот 0203 207 985 346 555 80 000

Наименование Период

2007 2008 2009 (оценка)

Общий объем ввоза (код 0103 92 — на убой, код 0103 91 — на доращивание и затем на убой) 26,7 54,9 91,2

Таблица 2. Динамика ввоза живых товарных свиней, весом как менее 50 кг, так и более 50 кг (код ТНВЭД 0103 92,0103 91) в пересчете на убойный вес, тыс. тонн

№5 октябрь 2009 ВСв 0 МЯСЕ

5

ГЛАВНАЯ ТЕМА / Развитие первичной переработки

торую представляет все возрастающий импорт живых свиней росту отечественного производства, является сопоставление следующих цифр, приведенных в таблице 3.

Анализ этих данных показывает, что если в 2007 г. мясо ввозимых свиней составляло 11,5 % от всего прироста производства свинины в России, то уже в этом году эта цифра превысит половину всего прироста.

Более того, если не принять меры и не остановить эту тенденцию, то достаточно реалистические прогнозы указывают на то, что уже в 2010 г. объем мяса завозимых свиней практически сравняется со всем годовым приростом свинины в РФ.

Еще более угрожающе ситуация выглядит при сопоставлении количества импортируемых голов живых свиней с приростом свиного поголовья в РФ.

Уже в этом 2009 г. в Россию оценочно будет ввезено более 1100 тысяч голов товарных свиней, что превышает ожидаемый годовой прирост отечественного поголовья на конец года.

Это, безусловно, окажет угнетающее влияние на будущие темпы прироста производства свинины, поскольку эта «лазейка» для внек-вотного мяса не закладывалась в расчеты составленных Минсельхо-зом РФ балансов мясных ресурсов на 2010-2012 гг.

Именно поэтому Национальный Союз свиноводов считает, что принятие наших предложений по этой проблеме является ключевым фактором в сохранении положительного тренда в отечественном производстве свинины в предстоящие годы.

Другим примером реальной деятельности Союза в области создания внутреннего спроса на продукцию свиноводства является ситуация со свиными субпродуктами и свиным подкожным жиром.

Механизм регулирования рынка мяса, в частности свинины, опирается на прогнозные балансы мясных ресурсов. Приведенные в них объемы отечественного производства и импорта являются основой для расчета квот, установления тех или иных таможенных пошлин. Такой подход требует совершенствования и вот почему.

Существующая структура баланса свинины в силу определенных исторических причин не является корректной, отражающей реальное положение дел. И если до 2009 г. это несовершенство не оказывало значительного влияния на рост отечественного производства, то начиная с этого года и в предстоящие 2010-2012 гг. эта некорректность может сыграть ключевую роль в подавлении положительного тренда промышленного производства свинины.

В начале о некорректности существующей структуры баланса. Вот как выглядит баланс на примере пограничного 2008 г. на основе прогнозного баланса Мин-сельхоза РФ (табл. 4).

Главная неточность заключается в том, что в графу «Свинина» здесь не включена такая важнейшая позиция импорта свиного пищевого сырья как 267 тысяч тонн подкожного свиного жира или другими словами шпига для производства колбасных изделий (код ТНВЭД 0209 00 11).

При этом получается, что шпиг в структуре отечественного

производства свинины мы учитываем, поскольку считаем производство в убойном весе полутуш. Шпиг естественно входит в состав этих полутуш, а соответственно и в состав 2042 тысяч тонн.

Кстати, именно эта логическая ошибка объясняет разницу. А импорт свинины мы искусственно разделили на 822 тысяч тонн мяса и 267 тысяч тонн шпига. Шпиг при этом не попадает ни в баланс, ни под квоты, ни под внеквотные заградительные пошлины. Т.е. импорт шпи-га по факту вообще не считается импортом свиных мясных ресурсов. Тогда как из наших балансов следует, что в 2008 г. импорт свинины в РФ составил 822 тысяч тонн, а все международные эксперты называют цифру— более 1080 тысяч тонн, т.к. они прекрасно понимают, что 267 тысяч тонн свиного шпига — это такое же полноценное свиное сырье для мясопереработки как и постное свиное мясо.

Как я уже упоминал, до 2009 г. эта некорректность не особо затрагивала темпы прироста отечественного производства, т.к. в стране наблюдался дефицит свиного шпига, который как правило образуется при индустриальном убое свиней, выращенных в крупных промышленных комплексах. В таблице 5 представлено отечественное производство свинины.

Как видно из таблицы 5, примерно 1 млн. тонн свинины производится и будет производиться в личных подсобных хозяйствах. В силу преобладания подворного характера убоя и локальной реализации продуктов убоя этого вида свиней они не могут служить источником шпига для индустриальной мясопереработки.

Таблица 3

Наименование 2007 (факт) 2008 (факт) 2009 (оценка) 2010 (прогноз)

Прирост отечественного производства свинины к предыдущему году, тыс.тн 231 169 170 144

Импортировано товарных свиней в убойном весе, тыс тн. 26,7 54,9 91,2 140

в % от прироста отечественного производства 11,5 32,5 53,6 97,2

Таблица 4. Баланс ресурсов мяса свинины в 2008 г. тысяч тонн

Производство Импорт Итого

Всего В т.ч. по квоте В т.ч. вне квот

2042 822 476 346 2864

Таблица 5. Производство свинины в убойном весе, тысяч тонн

22005 22006 22007 22008 22009 оценка 2010 прогноз 2011 прогноз 2012 прогноз

Всего 1520 1642 1873 2042 2212 2356 2481 2698

в т.ч. хозяйство населения 1100 1100 1050 1050 1000 1000 1000 1000

в т.ч. сельхоз-организации 420 542 823 992 1212 1356 1481 1698

Производство свинины в промышленных комплексах выросло с 2005 г. по 2008 г. более чем в 2 раза, т.е. на 572 тысяч тонн. А в предстоящие четыре года (20092012) вырастет еще более чем на 700 тысяч тонн. Вся эта дополнительная свинина пройдет индустриальный убой и первичную разделку, что приведет к производству и необходимости дополнительной ежегодной реализации от 120 до 150 тысяч тонн. шпига, который составляет 15-20 % от массы туши.

Таким образом, в отличие от предыдущих четырех лет, в ближайшие 3-4 года дополнительное производство отечественного шпи-га достигнет минимум 50 % от его сегодняшнего импорта.

С учетом того, что импорт шпига не попадает ни под квоты, ни под страновые ограничения, но при этом облагается всего 15 %, т.е. внутриквотной пошлиной, становится очевидным, что завозимый из любой страны без объемных ограничений импортный шпиг в ближайшем будущем станет непреодолимым препятствием для реализации дополнительных объемов отечественного шпига или шпигосодержащего сырья.

Именно поэтому Союз предлагает увеличить существующую сегодня пошлину на свиной жир по коду ТН ВЭД 0209 00 11 с 15 % (но не менее 0,15 евро за кг) до 35 % (но не менее 0,35 евро за 1 кг).

В противном случае, в предстоящие годы невозможно будет реализовать дополнительные объемы отечественного шпига, что в свою очередь, безусловно приведет к торможению намеченных темпов прироста свинины в индустриальном секторе.

Другой серьезной неточностью при составлении балансов является невключение в позицию импорта «мяса свинины» 213 тысяч тонн свиных пищевых субпродуктов (код ТНВЭД 02 06 4), включая такое сырье для колбасного производства как шкурка, сердце и др.

Хотя они в балансе и отражены как «прочие», но эти продукты, также как и шпиг, не попадают ни в квоты, ни под страновые ограничения, ни под заградительные пошлины на внеквотную свинину. По тем же самым причинам кратного увеличения отечественного промышленного производства свинины в предыдущие и предстоящие годы, а соответственно и индустриального забоя и первичной разделки уже начиная с этого года, отечественный производитель сталкивается с двумя связанными с этим проблемами.

Во-первых, существуют все возрастающие трудности с реализацией субпродуктов. Во-вторых, из-за низкой стоимости импортных субпродуктов на рынке отечественный производитель вынужден снижать цену на свои субпродукты, полученные после убоя, что в свою очередь из-за вынужденной рекалькуляции приводит к возрастанию стоимости мяса и, как следствие, понижению его ценовой конкурентоспособности. Невысокая стоимость импортных субпродуктов связана с несколькими факторами: дотации стран экспортеров, возможность для них на своих более платежеспособных рынках продать основное мясо подороже, что позволяет направляемые в РФ субпродукты оценить по минимуму.

А тут еще мы недопонимаем серьезности влияния этого вида импорта на отечественный рынок свинины, собираясь при этом увеличить ежегодное индустриальное производство к 2012 г. на 700 тысяч тонн по сравнению с 2008 г. Не приняв адекватных мер по защите рынка, осуществить это будет невозможно.

Также, как и в случае со свиным жиром Союз предлагает увеличить существующую сегодня пошлину на свиные субпродукты по коду ТН ВЭД 02 06 4 с 15 % (но не менее 0,15 евро за 1 кг) до 35 % (но не менее 0,35 евро за 1 кг).

Существующие алгоритмы расчетов показывают, что в случае принятия нашего предложения цена за 1 кг отечественной свиной полутуши снизится не менее чем на 1-2 %.

С другой стороны, в связи с ростом поголовья и возрастающим темпом ввода в строй новых и реконструкции существующих мощностей по убою и разделке свинины, отечественные предприятия, как уже говорилось, столкнулись с непреодолимыми трудностями в реализации по справедливой цене таких продуктов первичной переработки, как шкурка, шпиг и другие. Они вынуждены напрямую конкурировать с демпинговой ценой на такие же импортные продукты.

Таким образом, принятие нашего предложения обеспечит не только снижение стоимости свиного мяса, произведенного в России, но и повысит конкурентоспособность отечественных субпродуктов, необходимую для рентабельного развития свиноводческой отрасли.

В качестве дополнительного аргумента хотелось бы привести в пример ситуацию с мясом птицы. В этом случае импорт и мяса, и пищевых субпродуктов домашней птицы совершенно логично и справедливо объединены в одну товарную позицию по коду ТН ВЭД 0207. Соответственно они оба полностью попадают под квоты или под внеквотные заградительные пошлины и, соответственно, являются объектами полноценного регулирования рынка мяса птицы, чего не происходит в случае со свининой.

В завершении хочется отметить, что цели Программы, хотя и достаточно амбициозны, но абсолютно реальны. Главное — это настойчивая, планомерная, комплексная работа и своевременное реагирование всех заинтересованных сторон на постоянно меняющуюся действительность.

№5 октябрь 2009 ВСв О МЯСЕ

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.