УДК 378.016.091.33:7.012:004.94
ИМИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
Е.С.Бочарова, Е.В. Трушина
Представлен анализ целесообразности использования имитационных технологий и приемов в процессе обучения будущих дизайнеров. Охарактеризованы основные виды имитационных технологий, определены достоинства их использования в процессе обучения будущих дизайнеров.
Ключевые слова: игровые и неигровые имитационные технологии,
имитационное моделирование, дизайнер, творческие способности.
Развитие творческих способностей студентов - будущих дизайнеров в условиях информационной образовательной среды современного вуза является одним из важнейших из этапов их становления как квалифицированных специалистов, и именно данное направление является приоритетным в процессе их обучения.
Чаще всего процесс обучения построен по схеме, включающей в себя следующие этапы в той или иной комбинации:
- лекции (либо иные формы донесения нового материала);
- выполнение четко сформулированных домашних заданий;
- семинары, дискуссии или другая форма проработки материала в рамках аудиторных занятий;
- выполнение и защита самостоятельных или курсовых работ, творческих проектов, задание на которые формулируются преподавателем;
- контроль полученных знаний путем использования контрольноизмерительных материалов или выполнения практических заданий.
Данная система многие годы используется в большинстве учебных заведений и уже зарекомендовала себя как действенная и эффективная с точки зрения усвоения студентами изучаемого материала. Творческие задания, упор на которые делается при подготовке будущих дизайнеров, развивают их творческие способности, что и требуется при обучении студентов данной группы специальностей.
Тем не менее, даже при отличной подготовке большинство студентов-дизайнеров сталкиваются с затруднениями в самом начале своей карьеры (некоторым не удается преодолеть эти трудности и в дальнейшем). Проблема заключается в том, что работа дизайнера не всегда предполагает выполнение четко поставленного задания или, наоборот, свободное творчество, к которым молодые специалисты привыкли в процессе обучения. При работе в организации, на производстве или самостоятельной деятельности дизайнер вынужден общаться с заказчиком (им может выступать как начальник, так и представитель, например,
сторонней организации) и это общение мало похоже на привычное общение с преподавателями. Идеальным вариантом в данной ситуации является заказчик, который сам ясно представляет, что он хочет получить и может четко сформулировать свои требования и пожелания.
К сожалению, заказчик чаще всего сам не слишком хорошо понимает, что именно он хочет получить, а его объяснения и предъявляемые требования еще более расплывчаты. В такой ситуации молодому специалисту-дизайнеру необходимо правильно понять заказчика и предоставить дизайн-проект соответствующий всем поставленным требованиям, что и вызывает основные трудности.
В данной ситуации эффективным способом решения проблемы является использование имитационных технологий и приемов. Моделирование ситуации общения с заказчиком в процессе проведения занятий будет способствовать как развитию творческих способностей студентов, так и умению понять заказчика и направить свои творческие замыслы в нужное русло.
В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе. Построение моделей и организация работы студентов с ними дают возможность отразить в учебном процессе различные виды профессиональной деятельности и сформировать навыки, необходимые студентам в будущем [1].
Имитационное моделирование как разновидность моделирования в педагогике включает в себя имитацию не полного производственного процесса или задачи, а отдельных его элементов. Оно проводится с целью акцентировать внимание студентов на каком-то важном понятии, категории, предоставляет будущим дизайнерам возможность в творческой обстановке сформировать и закрепить те или иные навыки производственного процесса [2].
Имитационное моделирование может быть классифицировано по наличию ролей, т.е. по общению обучаемых между собой и с преподавателями в процессе имитации. По этому признаку все имитационные технологии делятся на игровые и неигровые.
Рассмотрим неигровые формы и методы, которые представлены методом анализа конкретных ситуаций.
С точки зрения профессиональной деятельности ситуация - это совокупность взаимосвязанных фактов, явлений и проблем, характеризующих конкретный период или событие в деятельности и требующих соответствующих решений или других активных действий.
Метод анализа конкретных ситуаций состоит в изучении, анализе и принятии решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникать при определенных
обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент. Анализ конкретной ситуации - это глубокое и детальное исследование реальной или искусственной обстановки, выполняемое для того, чтобы выявить ее характерные свойства. Этот метод развивает аналитическое мышление студентов, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, учиться устанавливать деловые и профессиональные контакты, принимать решения, устранять конфликты.
Метод анализа конкретных ситуаций как разновидность практических занятий позволяет студентам не только изучить определенную тему, но и проанализировать реальные жизненные ситуации, в которых обычно описываются какие-то события, которые имели или могли иметь место и которые приводили к ошибкам в решении той или иной творческой или производственной проблемы. Задача студента-дизайнера состоит в том, чтобы выявить эти ошибки и проанализировать их, используя концепции и идеи курса, а также предложить свои возможные решения, которые могут повлиять на конечный результат.
Такой подход к обучению студентов-дизайнеров гораздо более реалистичен, чем набор отдельных вопросов на изучаемую тему, рассмотренную безо всякой связи с реальностью, а значит, будущий дизайнер понимает, на что именно должна быть направлена его активность при попадании в схожую ситуацию. Через учебные ситуации воссоздаются реальные профессиональные фрагменты деятельности дизайнера и межличностные отношения занятых в этой деятельности людей. Таким образом, будущий дизайнер оказывается лучше подготовлен к трудностям своей будущей профессии.
К игровым имитационным технологиям принято относить следующие технологии:
Стажировка с выполнением должностной роли - форма и метод активного обучения контекстного типа, при котором "моделью" выступает сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности). Главное условие стажировки - выполнение под контролем ее организатора определенных действий в реальных производственных условиях. По способу организации работы обучаемого стажировка с выполнением должностной роли относится к индивидуальным методам обучения. Она обеспечивает наиболее полное приближение процесса обучения к производству. Такая форма чаще всего используется в современных вузах и реализуется путем производственных и учебных практик.
Имитационный тренинг предполагает отработку определенных специализированных навыков и умений по работе с различными техническими средствами и устройствами. В настоящее время существует
огромное количество программных и аппаратных средств, которые служат для облегчения или увеличения эффективности деятельности дизайнера. Для их изучения имитируется ситуация или обстановка профессиональной деятельности, где в качестве изучаемой "модели" выступает само техническое средство (тренажер или реальный прибор). Профессиональный контекст здесь воссоздается как с помощью предмета деятельности (реального технического средства), так и путем имитации условий его применения.
Разыгрывание ролей (инсценировки) представляет собой игровой способ анализа конкретных ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, проблемы совершенствования стиля и методов общения с заказчиками, начальником, коллегами. Этот метод активного обучения контекстного типа направлен на развитие поведенческих умений как профессионального, так и социального характера и предполагает введение определенных элементов театрализации, поскольку представление ситуации, ее анализ и принятие решений осуществляются в лицах. В качестве материала для разыгрывания ролей берут, как правило, типичные профессиональные ситуации, навыки или умения, т.е. происходит отработка действий игроков в заданных предметно-социальных условиях.
Игровое проектирование является практическим занятием, суть которого состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степенью сочетания индивидуальной и совместной работы будущих дизайнеров. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, полной отдачи сил и генерирования творческих идей каждым участником проектирования, а с другой - умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов.
Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое явление, изучением которого занимаются сегодня представители разных наук - экономики, управления, педагогики, психологии и других. Этот вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и является наиболее сложным для воспроизведения в рамках вузовского обучения, в связи с наличием правил фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.
Игровые методы обучения, в процессе которых студент-дизайнер выполняет действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности, являются очень эффективными и могут подготовить его к большинству ситуаций, возникающих в процессе работы. Главное отличие состоит в том, что ответы на вопросы, к каким
последствиям приведут предпринятые действия, в игровых ситуациях дает модель действительности, а не сама действительность. Эта особенность и является основным достоинством игровых методов обучения, так как она позволяет: во-первых, не бояться отрицательных последствий каких-либо неправильных действий обучаемых, а, наоборот, обращать это в пользу, так как приобретается опыт; во-вторых, значительно ускорять время протекания реальных процессов (например, то, что происходит в жизни в течение нескольких лет, можно сжать до нескольких часов); в-третьих, многократно повторять те или иные действия для закрепления навыков их выполнения; в-четвертых, поскольку действия выполняются в обстановке "условной" (модельной) реальности, раскрепостить поведение обучаемых и стимулировать их на поиск наиболее эффективного творческого решения.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о необходимости использования имитационных технологий и приемов в образовательной информационной среде вуза как для развития творческих способностей студентов-дизайнеров, так и для более успешного усвоения ими преподаваемого материала.
Список литературы
1. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А.. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2. Изд-во Алтайс. гос. ун-та, 2004.
2. Киличева Ф.Б. Педагогические технологии и педагогическое мастерство: курс лекций. Ташкент, 2012. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://librarv.tuit.uz/lectures/pedagogika/Pedagogocheskive texnologi.htm.
Бочарова Елена Сергеевна, аспирант, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет.
Трушина Евгения Викторовна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет
SIMULATION TECHNOLOGY AND TECHNIQUES IN THE EDUCATION OF
FUTURE DESIGNERS
E.S. Bocharova, E.V. Trushina
The article presents the analysis of expediency of using simulation technology and techniques in the training of future designers. The article describes the main types of simulation technologies, identifies advantages of their use in the education of future designers.
Key words: game and non-game simulation technology, simulation, designer, creativity.
Bocharova Elena, post-graduate student, elenaboch14@gmail. Russia, Tula, Tula State University.
Trushina Evgeniya, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University
УДК 378.1
«КЕЙС-СТАДИ» ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ПОЗИЦИИ КОГНИТИВНОГО МО ДЕЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
О.Д. Гладкова, З.И. Коннова
Освещаются вопросы, связанные с использованием «продвинутого» интерактивного метода «кейс-стади» в процессе обучения профессионально ориентированному английскому языку в неязыковом вузе. В качестве примера предлагается ознакомиться с разработанным на кафедре иностранных языков ТулГУ процессом моделирования интерактивных профессионально ориентированных кейсов, алгоритмом работы с ними, а также результатами, полученными на начальном этапе экспериментальной работы по внедрению кейсов на всех уровнях обучения в неязыковом вузе.
Ключевые слова: кейс-стади, профессиональная иноязычная подготовка, профессионально ориентированный английский язык, компетенции, коучинг, анализ, синергия.
Цель статьи - затронуть ряд вопросов, с вязанных с кейсовым методом, ориентированным на улучшение качества профессиональной иноязычной подготовки студентов.
Статья включает в себя следующие разделы: 1) Введение:
Сущность и специфика метода «кейс-стади», 2) Этапы примерной процедуры моделирования и обсуждения кейса, 3) Экспериментальная работа, 4) Выводы.
Введение: Сущность и специфика метода «кейс-стади»
«Кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. При обучении английскому языку в неязыковом вузе суть этого метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных практико-ориентированных проблем (кейсов) с целью формирования у студентов профессиональной иноязычной подготовки. Задача студентов - осмыслить предложенную конкретную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, четко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определенный алгоритм деятельности, который приведет к решению проблемы [9; 10; 11; 12]. Кейс-метод позволяет учитывать