УДК 378.1 ББК 74.489
DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-188-202
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ КОЛЛАБОРАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
| Ш.А. Абдуллаева, М.Г. Арипова
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки и внедрения имитационной модели образовательного коллаборативного проектирования на занятиях по русской литературе в педагогических высших учебных заведениях. Авторы считают, что внедрение в образовательный процесс имитационной модели коллаборативного проектирования по русской литературе создает возможность повысить качество обучения по русской литературе, уровень компетенции будущих специалистов в сочетании со способностью и готовностью к саморегулированию дальнейшего образования и профессиональной мобильности. Методические рекомендации, созданные при помощи использования имитационной модели, влияют на восприимчивые способности студентов, так как созданные условия помогают обучающимся развивать аналитические способности. Создание благоприятной обстановки на занятиях, мотивирование к обучению и изучению произведений великих классиков является первостепенной задачей каждого педагога-филолога. Развитие навыков работы в сотрудничестве и критического мышления студентов.
Ключевые слова: имитационная модель, коллаборативное проектирование, русская литература, компетентность, высококвалифицированный специалист, рынок труда, информационные технологии.
Для цитирования: Абдуллаева Ш.А., Арипова М.Г. Имитационная модель коллаборатив-ных проектов по русской литературе // Преподаватель XXI век. 2021. № 2. Часть 1. С. 188202. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-188-202
IMITATION MODEL OF COLLABORATIVE PROJECTS IN RUSSIAN LITERATURE CLASSES
| Sh.A. Abdullaeva, M.G. Aripova
Abstract. The article describes the development and implementation of a simulation model of educational collaborative design in Russian literature classes in higher education institutions focusing on pedagogy. Authors believe that the introduction of a simulation model of collaborative design for Russian literature classes into the educational process creates an opportunity to improve the quality of Russian literature education, the level of future specialists' competence, combined with the ability and willingness to self-regulate further education and professional mobility. The methodological recommendations created with use the simulation model then affect the receptive abilities of students, as created conditions help students in development of
188
© Абдуллаева Ш.А., Арипова М.Г., 2021
ES
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
1 their analytical abilities. Creating a favorable environment in the classroom, motivating students to learn and study the works of great classics, is the primary task of every philologist teacher. The development of skills in collaboration and critical thinking of students.
Keywords: simulation model, collaborative design, Russian literature, competence, highly qualified specialist, labor market, information technology.
Cite as: Abdullaeva Sh.A., Aripova M.G. Imitation Model of Collaborative Projects in Russian Literature Classes. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 2, part 1, pp. 188-202. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-2-188-202
Введение. Глобальные социально-экономические изменения, происходящие во всем мире, обусловили прогресс развития и совершенствования системы образования для основательной подготовки будущих специалистов и обеспечения высококвалифицированными кадрами. В развитых странах мира проводятся научно-теоретические исследования в области совершенствования технологий обучения гуманитарным дисциплинам, в том числе современной литературе, кардинально повышается качество образования, наблюдается тенденция к углубленному изучению точных, естественных и гуманитарных дисциплин. В подобных исследованиях акцентируются вопросы повышения качества преподавания и постепенное увеличение дополнительных мест при приеме в высшие образовательные учреждения. Вместе с тем, изучение вопроса совершенствования коллабора-тивного проектирования при трансформации знаний студентов для подготовки будущих специалистов является востребованным, так как в настоящий момент обязательность обучения студентов русской литературе в высших учебных заведениях вызывает необходимость учета педагогических и психолого-дидактических условий.
Литература, являясь эстетической деятельностью, позволяет рассматривать ее как часть искусства, соотнесенную с
различными сферами практической и духовной жизни, придает ей также социокультурную значимость, обусловливает ее важную роль в теоретических поисках гуманитарного знания.
Естественной закономерностью развития современного общества является сближение и тесное сотрудничество, усиление взаимодействия между государствами в разных сферах и отраслях деятельности. Система образования тесно связана с другими сферами жизни и, по сути, должна развиваться в таком же быстром темпе. Нынешние тенденции развития способствуют росту гуманистических и интеллектуальных способностей личности, т. к. мироощущение и чувство связи с приро- ^^ дой является стимулом для обретения гармонии и баланса в человеке. Роль социальной среды в совершенствовании гармонично развитого общества огромна. Литература, являясь одним из видов искусства, воспринимается нами посредством слов. Изучение русской литературы помогает молодежи адаптироваться в обществе. Произведения, написанные более 200 лет назад, до сих пор не потеряли своей актуальности и служат для выявления и сохранения национального менталитета, общечеловеческих ценностей.
Главы государств всегда акцентировали внимание на формировании инновационного мышления и создании общегуманистической идеи, которая поддерживала
бы культурные отношения между субъектами государственного строя. 23 сентября 2020 года был дополнен и переиздан Закон «Об образовании» Республики Узбекистан, который пропагандирует идею, рассчитанную на формирование нового общественного сознания, новой модели научного мышления, новых отношений между людьми. Формирование профессиональных качеств у будущих филологов напрямую связано с требованиями, предъявляемыми системой образования [1].
«Ориентация университетского образования на социальный заказ общества в период экономических и политических преобразований закономерно соотносится, с одной стороны, с тенденцией к фундаментальности, с другой, со стремлением вузов предложить наиболее актуальный спектр практической профессиональной подготовки, будущих специалистов, отвечающей основным направлениям ее развития. Это предполагает профессиональное развитие студентов, которое ориентировано на качественно новые параметры в аспекте диалога культур» [2]. Изменения, происходящие в системе выс-190 шего образования Республики Узбекистан, повышают интерес к изучению литературы и достижению ею мирового уровня.
Внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий имеет особое значение в развитии профессиональной компетентности будущих педагогов, так как с каждым годом растет число инновационных технологий, применяемых в сфере образования.
Коллаборативное проектирование, будучи инновационной технологией, способствует развитию педагогических компетенций, которые имеют возможность решать проблемы и задачи в условиях профессиональной деятельности.
«Эстетическая направленность современной методики преподавания русской
литературы, как показывают современные исследования, в полной мере может осуществляться с применением приемов, средств, имитирующих условия реальной жизни, искусства, кино» [2]. Поэтому важным в развитии аналитического мышления у студентов педагогических вузов, обучающихся по направлению 5111300 — Русский язык и литература, является определение приоритетных задач и их решений, связанных с разработкой и внедрением новейших методических приемов при обучении дисциплине «История русской литературы».
Коллаборативное обучение (англ. collaborative learning) — образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную деятельность групп педагогов или студентов для решения заданной проблемы, подготовку и демонстрацию готового проекта. Основой коллаборативного обучения является деятельность педагога и студентов, и их обучение в сотрудничестве.
«Коллаборативное проектирование — образовательный подход к преподаванию и обучению, предполагающий совместную работу преподавателя и студентов при решении проблемы, выполнении задания или создании продукта. В основе коллаборативного проектирования лежит идея о том, что обучение — это социальная, по своему характеру, деятельность, в которой участники общаются друг с другом, и процесс обучения осуществляется посредством общения» [3].
На занятиях по русской литературе коллаборативное проектирование важно, несмотря на то что оно не всегда применяется на практике, так как многие преподаватели считают, что лучше они объяснят новый материал, чем в игровой обстановке раскроют сущность новой темы. При этом редко учитывается то, что у каждого студента есть свои потенциальные
биологические, индивидуальные способности, которые необходимо учитывать. «Все преподаватели прекрасно понимают, что услышанная информация запоминается меньше всего. Но, тем не менее, в целях экономии времени каждый преподаватель пытается дать за короткий промежуток времени как можно больше информации. Главная цель любого образовательного проектирования — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность применения их в необходимой ситуации» [4].
Материалы и методы. Коллаборативная образовательная технология — это возможность получения разного рода информации. И в этом огромном количестве сведений нередко получается, что при выборе нужной информации студент сталкивается с проблемой отсеивания и определения основного материала. Огромное количество материала сложно запомнить. Поэтому нами была поставлена задача разработать коллаборатив-ную информационно-образовательную технологию, где студенты, выбрав ключевые понятия и основную информацию, смогли бы не только обработать, но изложить правильно свою работу.
Для этого в ходе исследования нами была проведена классификация коллабо-ративных технологий (табл. 1).
Для совершенствования коллаборатив-ного проектирования трансформации знаний для будущей специальности у студентов на занятиях по русской литературе нами были учтены возможности, предоставляемые коллаборативными информационными технологиями (табл. 2).
Классифицированные нами и изображенные в табл. 2 коллаборативные информационные технологии позволяют студентам совместно или самостоятельно решить подготовленные задания по русской литературе, по окончании выполнения демонстрируют созданные вебстраницы либо креативные оригинальные проекты в доступном для представления формате, тем самым у них развивается критическое, аналитическое и творческое мышление.
При работе с данной моделью, в процессе коллаборативной образовательной технологии у студентов вырабатываются следующие навыки:
• самоанализ;
• исследовательские умения;
• умения и навыки работы в сотрудничестве;
• навыки менеджмента; ^ЭД
• коммуникативные умения;
• ораторские умения;
• демонстративные умения.
В рамках исследования в 2019-2020 учебном году нами была разработана имитационная модель коллаборативного
Классификация коллаборативных технологий
Таблица 1
№ Виды коллаборативных технологий По типу
11. По продолжительности выполнения Кратковременный и долговременный
22. По объектному содержанию Индивидуальные проекты и коллективные коллаборативные проекты
33. По модели заданий Задания, выполняемые студентами: демонстрация выполненных проектов. Защита своей теории и выбранного решения данной проблемы, аналитический подход формирования теории
Таблица 2
Коллаборативные информационные технологии
№ Коллаборативные информационные технологии Характеристика технологии в ракурсе изучения русской литературы
11 Стриминг Проектирование многомодульной виртуальной среды, создания сценариев погружения в мир русской литературы.
22 Иммерсивные Иммерсивность (от англ. immersive — «создающий эффект присутствия, погружения») — это способ восприятия, определяющий фактор изменения сознания при изучении художественной литературы. Например, при изучении художественной литературы: историческая эпоха, описание пейзажа, состояние природы, настроение персонажей и литературного героя и др.
33 Веб-квест Веб-квест (webquest) в педагогике — проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Это означает, что преподаватель, составляя задания, подбирает информацию в Интернете, где можно найти необходимые материалы, давая студентам соответствующие гиперссылки. Все это сохраняется на каком-либо веб-ресурсе, оформленном и структурированном как веб-квест. Студенты в группах или индивидуально выполняют предложенные задания веб-квеста, по завершении которого представляют собственные веб-страницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме [5].
4 Смарт Новый вид, новый подход к образованию, позволяющий достигать более высоких результатов эффективными способами.
проектирования по русской литературе. Исходя из того, что имитационная модель — это логико-математическое описание объекта, которое может быть использовано для экспериментирования на 192 компьютере в целях проектирования, анализа и оценки функционирования объекта, мы руководствовались электронным тьюторингом в коллаборативном проекте для трансформации знаний в обучении студентов.
Имитационное моделирование (англ. simulation modeling) — метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему (построенная модель описывает процессы так, как они проходили бы в действительности), с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе [6]. Такую модель можно сыграть во временном промежутке для заданного эксперимента. При этом результат будет
определяться случайным характером процесса. Исходя из полученных данных можно выстраивать статистику.
Экспериментирование с моделью называют имитацией (имитация — это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте).
Хронологическая по следовательно сть явлений представляется как модельные функции системы. Явления происходят в определенный момент времени и указывают на изменение состояния системы.
Особый подход к созданию модели рассматривает отвлечение от естественной последовательности событий и рассматривание только основных явлений моделируемой системы. Несмотря на то, что данный тип моделирования больше подходит для моделирования производственных процессов, мы использовали его при коллаборативном проектировании для трансформации знаний на занятиях по русской литературе, так как
моделирование наиболее развито и имеет огромную сферу приложений.
Интегративная динамика — парадигма моделирования, где для рассматриваемой системы строятся графические диаграммы причинных связей и глобальных влияний одних параметров на другие во времени, а затем созданная на основе этих диаграмм модель имитируется на компьютере. По сути, такой вид моделирования более всех других парадигм помогает понять самое главное происходящего выявления причинно-следственных связей между объектами и явлениями (рис. 1).
Как изображено на рис. 1, в коллабора-тивное проектирование заложен деятель-ностный подход к обучению.
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы. Созданная модель коллаборативного проектирования положительно влияет на возможность достижения обучаемой цели, посредством определения, подготовки решения предложенной проблемы и практического результата. Этапность действий студентов, применные методы, для достижения поставленной цели и оформление работы являются основой кол-лаборативного проектирования. Также коллаборативное проектирование дает возможность студенту для самостоятельного поиска и выбора информации в процессе решения поставленной задачи, и подготовки конечного продукта.
С целью совершенствования коллабо-ративных проектов при трансформации обучения студентов в педагогических вузах русской литературе нами проведены опытно-экспериментальные работы, которые проводились в четыре этапа: установочный, констатирующий (20182019 гг.), формирующий (2019-2020 гг.) и заключительный (2019-2020 гг.), охватившие педагогические высшие учебные заведения республики.
Экспериментальные работы были организованы в Национальном университете Узбекистана имени Мирза Улугбека, Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами, в Наво-ийском государственном педагогическом институте (табл. 3). Разработанная автором модель внедрена в практику, а также послужила инновацией организации образовательного процесса, совершенствованию коллаборативных проектов при трансформации знаний в обучении студентов русской литературе. В экспериментальные и контрольные группы были привлечены всего 872 бакалавра, будущих специалистов педагогических вузов.
В опытно-экспериментальной работе ^^ (2018-2020 гг.) были привлечены 872 будущих специалиста педагогических вузов. В экспериментальных занятиях значительными изменениями в эффективности преподавания дисциплин на трансформирующиеся общественные условия,
Таблица3
Название вузов и число респондентов, участвовавших в эксперименте
№ Название вузов, участвовавших в эксперименте Число студентов Число профессорско-преподавательских кадров
1 Навоийский государственный педагогический университет 300 32
2 Самаркандский государственный университет 300 27
3 Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами 272 27
Всего 872 86
ЭТАПЫ
ВОСПРИЯТИЕ — исторической эпохи, явлений и событий, пейзаж и др.
194
РЕШЕНИЕ — проблемы, анализ произведения
УМЕНИЕ — умение анализировать и синтезировать учебный материал
ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕСС
направленные на развитие личности человека в контексте формирования новых смарт-
компетентностей
Языки
программирования:
Arena, SIMSCRIPT, SLAM, SIMAN, AweSim
формы^^^^^В
Лекция, семинар,
практическое
занятие,
педагогическая
практика, On-line
обучение
Рис. 1. Модель совершенствования коллаборативного проектирования в трансформации литературоведческих знаний в процессе обучения студентов педагогических вузов
были внедрения педагогических технологий, интерактивных методов обучения, а также авторской имитационной модели «Русская литература XIX века». Инновационной деятельностью были охвачены практически все курсы факультетов русской филологии. При организации экспериментальных работ мы исходили из того, что инновации в нашем случае — это системные интегрированные появляющиеся нововведения, зарождающиеся на основе различных предложений, которые становятся перспективными для создания нового уровня образования.
На первом этапе экспериментальных работ осуществлено теоретическое осмысление изучаемой проблемы, проведен анализ дидактической, лингвистической, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; выявлены дидактические особенности коллаборативных проектов при трансформации знаний в обучении студентов русской литературе, определены основные направления методики организации коллаборативных проектов.
На экспериментальных занятиях в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека были проведены следующие виды лекций, используемых в преподавании педагогических дисциплин.
Первой стала вводная лекция, которая дала первое целостное представление об учебном предмете. Лекция была посвящена раскрытию целей и задач курса. Были выставлены приоритеты системы учебных дисциплин при подготовке специалиста. На вводном занятии студенты вспомнили вехи развития русской литературы, имена известных писателей, поэтов, ученых, которые были изложены в перспективных направлениях с помощью имитационной модели. Лекционное занятие педагог связал с практической частью работы будущих специалистов. Подобное
введение с помощью имитационнои модели помогло студентам получить общее сведения о дисциплине. Педагог направляет на комплексную работу над конспектами и литературоИ. На этоИ лекции были уточнены сроки и формы сдачи выполнения заданиИ, студенты ознакомились с методикой работы над курсом. На последующих экспериментальных этапах нами была разработана технология коллабора-тивного проектирования по дисциплине «История русской литературы» (58 ч). Приведем здесь фрагменты данного экспериментального занятия на примере одного учебного модуля по теме «Жизнь и творчество А.С. Пушкина» (2 ч.; 4 семестр).
Для организации коллаборативного педагогического проектирования была проведена предварительная разработка основных деталеИ предстоящеИ деятельности студентов и педагога. Так как в обучающем процессе основной задачей для педагога является объект проектирования, то образовательный процесс предполагал слияние в единое целое элементов (звеньев), которые содействуют росту сотрудничества и дружеских, доверительных отношений между студентами и пре- ^^ подавателем.
Нами особое внимание уделялось кол-лаборативному педагогическому моделированию — созданию целей (общей идеи) реализации педагогических систем, процессов или ситуации и основных решений для их достижения. На начальном этапе работы уточнятся и определяется методическая система и технология обучения.
«Коллаборативное педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Суть педагогической технологии образует цепочку восприятие — осмысление — закрепление — рефлексия. Реализация
данной цепочки возможна различными технологиями. Если приобретенные навыки не востребованы, они теряют свою ценность и могут перейти в разряд умений. Целью данного этапа является своеобразное резонансное поддерживание активности навыков путем создания учебных ситуаций, в которых студент вынужден обращаться к своим знаниям-навыкам, решая практические задачи в созданных ситуациях» [3].
На изучение модуля «Жизнь и творчество А.С. Пушкина», отводится всего 30 часов: из них 10 часов лекционных, 8 часов семинарских занятий и 12 часов отведено на самостоятельное образование.
На первом занятии, посвященном великому русскому поэту А.С. Пушкину, преподаватель дает информацию о жизни и творчестве.
Ход модуля: занятие 1. Жизнь и творчество А.С. Пушкина (ранний период). Романтизм. Обзор жизненного и творческого пути А.С. Пушкина. Периодизация творчества поэта. Роль и значение лицейского периода в творчестве А.С. Пушкина 196 I. Организационный момент. Создание коллаборативной среды на занятии.
II. Актуализация знаний студентов с помощью имитационной модели. (Вопросы по теме).
III. Вступительное слово преподавателя.
IV. Постановка цели и определение темы занятия.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
• обзор этапов творчества А.С. Пушкина;
• анализ произведений;
• обзор критической литературы с помощью имитационной модели.
ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:
Образовательные:
• ознакомление студентов с биографией А.С. Пушкина;
• анализ художественных особенностей ранней поэзии А.С. Пушкина;
• формирование способности самостоятельного анализа и подбора информации;
Развивающие:
• способствование развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему);
• способствование формированию умения самостоятельно применять новые знания на практике;
Воспитательные:
• сплочение коллектива;
• воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием.
Формы и методы работы: рассказ преподавателя, беседа по вопросам, технологии case-study, брейншторминг, стри-минг и Flash, виртуальная реальность (VR), реализация межпредметных связей с историей, музыкой и информатикой.
Планируемые результаты:
Предметные:
• формирование представления об основных изучаемых понятиях;
• развитие критического и аналитического мышления, необходимого для профессиональной деятельности.
Мет апредметные:
• владение первичными навыками анализа и критической оценки получаемой информации;
• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
В процессе освоения курса у студентов формируются аналитические способности, учебно-информационные и коммуникационно-речевые умения:
• навыки и умения извлекать информацию из различных источников;
• умение определять приоритеты;
• умение составлять из отдельных элементов целую картину;
• умение формулировать общую проблему.
Личностные:
• навыки и умения ораторского мастерства;
• развивается творческая активность;
• умение работать в команде.
- Здравствуйте, уважаемые студенты, сегодняшняя наша тема посвящена жизни и творчеству Александра Сергеевича Пушкина. Это только первое наше занятие, посвященное А.С. Пушкину. Вопросы преподавателя.
- Где и когда родился А.С. Пушкин? (А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве)
- Что Вы можете сказать о родословной поэта? (его прадедом по материнской линии был африканец Абрам Петрович Ганнибал, воспитанник Петра I)
- Наверное, самой знаменитой няней стала... ? (няня А.С. Пушкина Арина Родионовна)
- Самые известные произведения поэта? (роман в стихах «Евгений Онегин», «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Борис Годунов» и др.)
- Да, вы правы, огромное количество бесценных произведений оставил нам в творческое наследие А.С. Пушкин и этот список можно продолжать бесконечно.
Давайте просмотрим презентацию о жизни поэта. Слайды 1-10.
Наверное, каждому из нас хотелось бы побывать в Царскосельском лицее и почувствовать ту атмосферу, в которой жили и творили великие русские поэты и писатели. К счастью, у нас сейчас появилась такая возможность. С помощью
технологии виртуальной реальностьи (VR) мы с вами станем свидетелями выпускного экзамена А.С. Пушкина.
Технология виртуальной реальности (VR).
- Какие впечатления? (увидеть самого А.С. Пушкина, Г.Р. Державина, быть с ними рядом)
- Какое же стихотворение прочитал А.С. Пушкин на экзамене? («Воспоминание о Царском Селе») Как называет его Г.Р. Державин? (восходящее Солнце русской поэзии)
- И еще несколько фактов. 8 января 1815 года в Лицее состоялся первый торжественный публичный экзамен, который воспитанники держали при переходе с первого на второй курс.
На протяжении лицейского периода в 1813-1817 годы, были написаны около 150 произведений:
«К другу стихотворцу» опубликовано в журнале «Вестник Европы» в 1814 г. № 13;
«К Батюшкову» опубликовано в журнале «Российский музеум» в 1815 г. № 1;
«Stances» опубликовано в посмертном издании сочинений Пушкина, т. IX, 1841 г.; ^7
«Наполеон на Эльбе» опубликовано в журнале «Сын Отечества» в 1815 г., ч. 22, XXV-XXVI.
- Давайте подведем итоги лицейского периода А.С. Пушкина и заполним кластер «Лицейский период А.С. Пушкина» (рис.).
V. К концу занятия можно применить метод рефлексии "Sprints".
Результаты и обсуждение. Сходство условий (единые учебные планы и программы, состав респондентов, информационно-техническая поддержка образовательного процесса) с информационными услугами в управлении образовательным учреждением в экспериментальный период (2017-2020 гг.), а также схожесть контрольной и экспериментальной групп
198
Рис. Кластер «Лицейский период А.С. Пушкина»
сравнивались с показателями с точки зрения оценки влияния изменений в том же соотношении.
В результате определены педагогические условия, закономерности, методы, формы, средства и способы, способствующие новому качественному этапу опыта; на основе внедрения их в педагогический опыт разработана система необходимых рекомендаций. Для совершенствования технологий коллаборативного проектирования использованы программные, симу-ляционные, демонстрационные и исследовательские модели.
В рамках исследования нами разработана имитационная модель «Классики
русской литературы», проведены экспериментальные работы по совершенствованию коллаборативных проектов при трансформации знаний студентами на занятиях по русской литературе.
На основе сравнительного анализа определения целевых показателей и идентификации предлагаемых технологий усовершенствована модель коллабора-тивного проектирования в педагогических вузах.
Проведение занятий по технологии коллаборативного (совместного) обучения обязательно предполагает деление студентов на группы, причем таким образом, чтобы в одной группе оказались
студенты, не взаимодействующие между собой во внеучебной деятельности.
Статистический анализ данных респондентов контрольной и экспериментальной групп по умению использовать в будущем коллаборативное проектирование выявил высокий уровень компетентности участников экспериментальной группы. Например, 93% респондентов выявили способности применять технологии стриминга в сочетании с коллабо-ративными проектами, 85% будущих специалистов педагогических вузов продемонстрировали умение работы с интерактивными технологиями в разработке коллаборативных проектов, 90% студентов сумели показать эмпатичность при организации работы в малых группах и парах; 87% преподавателей показали способности в редактировании контента литературоведческих учебных программ, создании и редактировании учебных материалов, их интеграции в различные обучающие программы. Из числа респондентов-преподавателей 86% продемонстрировали навыки достижения синхронизации контента, ориентированных на коллаборативное проектирование, 79% — создания и проведения on-line проектов, коллаборативных конференций, 86% — самостоятельной работы с имитационными моделями.
Заключение. Коллаборативная образовательная технология построена на тесном взаимодействии между всеми членами процесса обучения, где участники получают знания через динамичный совместный поиск информации, обсуждение и осмысление усвоенного материала.
Коллаборативное проектирование как одна из разновидностей педагогической технологии предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов, и преподавателю в ходе создания коллаборативного
проекта отводится роль модератора, разработчика, координатора, эксперта или консультанта. Тем самым педагог дает возможности студенту: подобрать, исследовать и извлечь нужную информацию, самостоятельно сориентироваться в информационном пространстве, развить критическое, аналитическое и творческое мышление.
Таким образом, коллаборативное проектирование направлено на всестороннее развитие студентов. Инициирование личных возможностей, проявление креативности, воспитание творческой индивидуальности — это комплекс педагогических условий, при которых у студентов появляется интерес и стремление к созданию продуктивной деятельности, направленной на творчество и проявление творческой активности в учебном процессе.
Совершенствование и создание на занятиях коллаборативной среды способствует самостоятельному развитию, образованию и совершенствованию молодежи. В позитивно настроенной среде обучения личность раскрывает свой творческий потенциал и наполняется новыми связями, расширяет пределы использования в теоретической и практической деятельности.
Создание коллаборативных проектов в педагогических вузах, на занятиях по дисциплине «История русской литературы» включает в себя содержательное наполнение в форме предложенного прототипа, прообраза предполагаемого или возможного продукта деятельности. Обязательно осуществление контроля педагога за состоянием процесса, наличием информации, цели, проблемы и результативности будущей работы. Подготовка студентов к коллаборативному проекту позволяет поднять обучение на следующую ступень развития, где соотносятся теоретические знания с практикой их применения в учебной деятельности.
Результатом работы студентов является успешное усвоение материала и самостоятельное интеллектуальное развитие в сотрудничестве. Процесс подготовки кол-лаборативного проектирования включает в себя логическую последовательность отдельных этапов, которые имеют в своей составной части осознание и пути решения некой проблемы, обогащение знаниями, самостоятельно полученными в ходе исследования. Знания, приобретаемые в активном творческом и информационном поиске, дают положительную результативность на дальнейшую плодотворную работу студентов.
Суть проведения занятий по технологии коллаборативного (совместного) обучения заключается в направленности
процессов концепции, коммуникации и рефлексии всех членов образовательного процесса.
Использование технологии коллабора-тивного проектирования на сегодняшний день является значимым в контексте формирования учителя русского языка и литературы. Ключевым моментом является создание среды для развития компетентности учителя-филолога, которая способствует интегративной характеристике личности специалиста, включающей филологические, профессионально-специализированные, общекультурные, психологические и информационные компетенции, позволяющей будущему учителю русского языка и литературы на высоком уровне осуществлять профессиональную деятельность.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон об образовании Республики Узбекистан. URL: https://lex.uz/acts/15622 (дата обращения: 09.01.2021).
2. Абдуллаева, Ш.А. Совершенствование качества образования в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров // Практическая психология и педагогика. Белгород. 2019. № 4. С. 17-20.
3. Abdullayeva, Sh.A. Use of Pedagogical Diagnostic Methods in Secondary Education // International 200 Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Vol. 24. No. 09.
4. Арипова, М.Г., Абдуллаева, Ш.А. Электронный тьюторинг в коллаборативном проекте как основа трансформации знаний в обучении студентов русской литературе // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. URL: http://www.science-education.ru/article/ view?id=30410 (дата обращения: 30.12.2020).
5. Алексеева, М.А. Преподавание литературы: образовательные технологии: учеб.-метод. пособие; М-во обр. и науки РФ. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 100 с.
6. Бектасова, Г.К. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 3-4. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10615/ (дата обращения: 16.03.2020).
7. Богданова, О.Ю, Леонов, С.А, Чертов, В.Ф. Теория и методика обучения литературе. URL: http://eb.arsu.kz:81/pdf/foreign/a16031546.pdf (дата обращения: 09.01.2021).
8. Касаткина, Н.Н., Личак, Н.А. Вебквест как возможность формирования у студентов компетентности и компетенций. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42216608 (дата обращения: 09.01.2021).
9. Дьячкова, О.В. Применение коллаборативных информационных технологий в учебном процессе. URL: http://bit.iy/WIJVdB (дата обращения: 01.09.2020).
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХХI__2 / 2021
ВЕК /2021
10. Колдаев, В.Д. Модерация эвристических подходов в формировании специальной компетенции студентов университета // «Инновационная деятельность в системе образования». Монография / под общей ред. д.п.н., проф. И.А. Рудаковой. М.: Изд-во «Перо», 2011. С. 5-35.
11. Пахомова, Н.О. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2005.
12. Якибова, Д.У. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов филологического факультета. URL: https://roslib.rudn.ru/book/viewpdf/5de21e528d1 (дата обращения: 09.01.2021).
REFERENCES
1. The Law on Education of the Republic of Uzbekistan. Available at: https://lex.uz/acts/15622 (accessed: 09.01.2021). (In Russ.)
2. Abdullayeva Sh.A. Sovershenstvovanie kachestva obrazovaniya v sisteme perepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh kadrov [Improving the Quality of Education in the System of Retraining and Advanced Training of Teachers], Prakticheskaya psikhologiya i peda-gogika = Practical Psychology and Pedagogy, Belgorod, 2019, No. 4, pp. 17-20. (In Russ.)
3. Abdullayeva Sh.A. Use of Pedagogical Diagnostic Methods in Secondary Education, International Journal of Psychosocial Rehabilitation, 2020, Vol. 24, No. 09.
4. Aripova M.G., Abdullayeva Sh.A. Elektronnyi tyutoring v kollaborativnom proekte kak osnova trans-formatsii znanii v obuchenii studentov russkoi literature [Electronic Tutoring in a Collaborative Project as a Basis for Knowledge Transformation in Teaching Students Russian Literature], Sovremennye prob-lemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2020, No. 6. Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=30410 (accessed: 30.12.2020). (In Russ.)
5. Alekseeva M. A. Prepodavanie literatury: obrazovatelnye tekhnologii: ucheb.-metod. posobie [Teaching Literature: Educational Technologies: a Teaching Guide]. Ekaterinburg, Ural University Publishing House, 2014, 100 p.
6. Bektasova G.K. Kollaborativnaya sreda kak effektivnaya forma organizatsii uroka v usloviyakh 201 povysheniya kachestva obrazovaniya i vospitaniya [Collaborative Environment as an Effective Form of a Lesson Organization Whilst Improving Education Quality]. In: Pedagogicheskoe ma-sterstvo [Pedagogical Mastery]: Proceedings of the VIII Internationl Scientific Conference (Moscow, June 2016). Moscow, Buki-Vedi, 2016, pp. 3-4. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/ar-chive/191/10615/ (accessed: 16.03.2020). (In Russ.)
7. Bogdanova O.Yu., Leonov S.A., Chertov V.F. Teoriya i metodika obucheniya literature [Theory and methodology of literature teaching]. Available at: http://eb.arsu.kz:81/pdf/foreign/a16031546. pdf (accessed: 09.01.2021). (in Russ.)
8. Kasatkina N.N., Lichak N.A. Vebkvest kak vozmozhnost formirovaniya u studentov kompetent-nosti i kompetentsii [Webquest as an Opportunity to Form Students' Competence and Competencies]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=42216608 (accessed: 09.01.2021). (in Russ.)
9. Dyachkova O.V. Primenenie kollaborativnykh informatsionnykh tekhnologii v uchebnom protsesse [Application of Collaborative Information Technologies in the Educational Process]. Available at: http://bit.iy/WIJVdB (accessed: 01.09.2020). (in Russ.)
10. Koldaev V.D. Moderatciya evristicheskikh podkhodov v formirovaniyi spetcialnoi kompetentciyi studentov universiteta [Moderation of Heuristic Approaches in the Formation of Special Competence of University Students]. Innovatsionnaya deyatelnost v sisteme obrazovaniya [Innovative
activity in the education system: a Collective Monograph], ed. by I.A. Rudakova. Moscow, "Pero" Publishing House, 2011, pp. 5-35. (in Russ.)
11. Pakhomova N.O. Metod uchebnogo proekta v obrazovatelnom uchrezhdenii [Method of the Educational Project in an Educational Institution]. Moscow, 2005. (in Russ.)
12. Yakibova D.U. Metodika prepodavaniya literatury: Uchebnoe posobie dlya studentov filo-logicheskogo fakulteta [Methods Of Teaching Literature: a Textbook for Students of the Philological Faculty]. Available at: https://roslib.rudn.ru/book/viewpdf/5de21e528d1 (accessed: 09.01.2021). (in Russ.)
Абдуллаева Шахзода Абдуллаевна, доктор педагогических наук, профессор, Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, [email protected] Shahzoda A. Abdullayeva, ScD in Pedagogy, Professor, Nizami Tashkent State Pedagogical University, [email protected]
Арипова Малика Ганишеровна, старший преподаватель, Навоийский государственный педагогический институт, [email protected] Malika G. Aripova, Senior Lecturer, Navoi State Pedagogical Institute, [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.01.2021. Принята к публикации 17.01.2021 The paper was submitted 09.01.2021. Accepted for publication 17.01.2021
202