Научная статья на тему 'Современные педагогические технологии развития образовательной самостоятельности старшеклассников'

Современные педагогические технологии развития образовательной самостоятельности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1243
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОЛЛАБОРАТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL INDEPENDENCE OF THE HIGH SCHOOL STUDENTS / MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / EDUCATIONAL OUTCOMES UNDER THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF SECONDARY GENERAL EDUCATION / INDIVIDUALIZED EDUCATION PROGRAM / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / REFLEXIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / RESEARCH PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / SIMULATION MODELING PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / SYSTEMAND ACTIVITY-BASED PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / INFORMATION AND COMMUNICATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / COLLABORATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарев Петр Борисович, Курочкина Валентина Евгеньевна

Статья посвящена анализу педагогических технологий развития образовательной самостоятельности старшеклассников. Определено значение образовательной самостоятельности старшеклассников как одного из ключевых результатов обучения по федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, показана роль индивидуализации обучения как средства реализации указанного стандарта. Педагогическая поддержка субъект-субъектного взаимодействия учителя с учащимися рассматривается как базовое основание концептуальной линии на индивидуализацию образования. Выделены и охарактеризованы современные педагогические технологии, применение которых в образовательном процессе старшей школы будет способствовать формированию образовательной самостоятельности учащихся. Это рефлексивная, исследовательская, системно-деятельностная, информационно-коммуникативная педагогические технологии, а также технологии имитационного моделирования и сотрудничества в учебной деятельности. Каждая из них рассмотрена в аспекте влияния на формирование образовательной самостоятельности как педагогического результата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарев Петр Борисович, Курочкина Валентина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern pedagogical technologies for the development of educational independence in the high school students

The paper analyzes the pedagogical technologies for the development of educational independence among the high school students. The research defines the role of the educational independence of the high school students as one of the key educational outcomes under the Federal State Educational Standard of Secondary General Education. Besides, it shows the role of the individualized training as a way to implement the above-mentioned standard. Pedagogical support for the subject-subject relations between the teacher and the high school students is considered as the basis for the conceptualization of the individualized education. The modern pedagogical technologies are identified and described. Their implementation in academic process of the high school will contribute to the development of the educational independence in students. These are the reflexive, research, systemand activity-based, information and communicative, collaborative technologies as well as the simulation modeling. Each of them is reviewed in terms of its impact on the development of educational independence as a teaching result.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические технологии развития образовательной самостоятельности старшеклассников»

УДК 371.3:37.026.7:373.5 Бондарев Петр Борисович

кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы, психологии и педагогики высшего образования Кубанского государственного университета

Курочкина Валентина Евгеньевна

кандидат психологических наук,

доцент кафедры общей и социальной педагогики

Кубанского государственного университета

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ [1]

Аннотация:

Статья посвящена анализу педагогических технологий развития образовательной самостоятельности старшеклассников. Определено значение образовательной самостоятельности старшеклассников как одного из ключевых результатов обучения по федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования, показана роль индивидуализации обучения как средства реализации указанного стандарта. Педагогическая поддержка субъект-субъектного взаимодействия учителя с учащимися рассматривается как базовое основание концептуальной линии на индивидуализацию образования. Выделены и охарактеризованы современные педагогические технологии, применение которых в образовательном процессе старшей школы будет способствовать формированию образовательной самостоятельности учащихся. Это рефлексивная, исследовательская, системно-деятель-ностная, информационно-коммуникативная педагогические технологии, а также технологии имитационного моделирования и сотрудничества в учебной деятельности. Каждая из них рассмотрена в аспекте влияния на формирование образовательной самостоятельности как педагогического результата.

Ключевые слова:

образовательная самостоятельность старшеклассников, современные педагогические технологии, образовательные результаты по ФГОС среднего общего образования, индивидуальная образовательная программа, рефлексивная педагогическая технология, исследовательская педагогическая технология, педагогическая технология имитационного моделирования, системно-деятельностная педагогическая технология, информационно-коммуникативная педагогическая технология, коллаборативная педагогическая технология.

https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.39 Bondarev Petr Borisovich

PhD, Associate Professor, Social Work, Psychology and Higher Education Science Department, Kuban State University

Kurochkina Valentina Evgenyevna

PhD in Psychology, Associate Professor, General and Social Education Department, Kuban State University

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES FOR THE DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INDEPENDENCE IN THE HIGH SCHOOL STUDENTS [1]

Summary:

The paper analyzes the pedagogical technologies for the development of educational independence among the high school students. The research defines the role of the educational independence of the high school students as one of the key educational outcomes under the Federal State Educational Standard of Secondary General Education. Besides, it shows the role of the individualized training as a way to implement the above-mentioned standard. Pedagogical support for the subject-subject relations between the teacher and the high school students is considered as the basis for the conceptualization of the individualized education. The modern pedagogical technologies are identified and described. Their implementation in academic process of the high school will contribute to the development of the educational independence in students. These are the reflexive, research, system- and activity-based, information and communicative, collaborative technologies as well as the simulation modeling. Each of them is reviewed in terms of its impact on the development of educational independence as a teaching result.

Keywords:

educational independence of the high school students, modern pedagogical technologies, educational outcomes under the Federal State Educational Standard of Secondary General Education, individualized education program, reflexive pedagogical technology, research pedagogical technology, simulation modeling pedagogical technology, system- and activity-based pedagogical technology, information and communicative pedagogical technology, collaborative pedagogical technology.

Изменения, произошедшие в последние два десятилетия в социально-экономической и общественно-политической жизни страны, поставили принципиально новые задачи перед системой образования, что отразилось в документах, определяющих образовательную политику: федеральном законе «Об образовании в РФ» (2012), национальной инициативе «Наша новая школа», госпрограмме «Развитие образования на 2013-2020 гг.» и т. п. Формируются новые целевые ориентиры образовательного процесса, в которых развитие образовательной самостоятельности старшеклассников рассматривается как один из сквозных результатов, предусмотренных новым

ФГОС старшей школы, и как сложная профессиональная задача, решение которой предполагает реализацию учителями современных педагогических подходов и технологий.

Новые ценности и ориентиры образования не могут быть обеспечены традиционными педагогическими средствами и технологиями, которыми располагают учителя массовой школы. Проблема современной российской школы по-прежнему заключается в том, что учащиеся занимаются в ней «из-под палки», при этом учителя используют методы прямого и косвенного принуждения, что приводит к немотивированной и безынициативной позиции ученика по отношению к собственному образованию. Школа формирует в своих учащихся потребителей знаний, стремящихся к простому усвоению преподнесенной учителем информации. Как побочный результат - тотальное отчуждение учащихся от собственной образовательной деятельности и неприятие ее результатов. Использование учителями привычных для них традиционных педагогических технологий приводит к следованию стереотипам в их профессиональной деятельности, как следствие - формальное введение ФГОС на старшей ступени общего образования, отсутствие реальных изменений в образовательных результатах.

Реализация требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) предполагает практическое освоение и внедрение педагогических технологий, ориентированных на индивидуализацию обучения, формирующих у учащихся позицию субъекта самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а у учителя - позицию организатора стимулирующей эту деятельность культурно-образовательной среды. И.А. Колесникова в своих исследованиях выделила существенные признаки, присущие современным педагогическим технологиям: критериальное целеполагание и многоуровневую оценку результативности обучения; учет понесенных затрат и задействованных ресурсов, оптимизацию труда учителя; ал-горитмичность, проектируемость, целостность и управляемость образовательного процесса [2]. Таким образом, под современными педагогическими технологиями понимаем такой способ организации обучения, который предполагает гарантированное получение воспроизводимых педагогических результатов, их текущий и итоговый контроль, алгоритм успешной педагогической деятельности с использованием наиболее эффективных методов и приемов обучения.

Известный советский и российский психолог, исследователь проблемы активности субъекта В.А. Петровский считал, что субъектность внутренне присуща личности и активно проявляет себя в трех сферах собственной жизни: деятельности, общении с другими людьми и самосознании [3]. Субъекта характеризуют активность, способность к саморазвитию и интеграции, самодетерминации, саморегуляции, самосовершенствованию.

Важное место в образовательных результатах выпускников старшей школы по ФГОС СОО занимает их самостоятельность. Как показано в статье С.С. Игнатовича и В.М. Гребенниковой, подготовленной в рамках реализации предыдущего этапа нашего совместного исследования, образовательная самостоятельность - это готовность ученика осознанно выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию в виде собственного проекта достижения целей личностного и профессионального самоопределения [4]. При этом учителям для формирования образовательной самостоятельности учащихся необходимо задействовать их мотивацию к самостоятельной деятельности и актуализировать потребность в самообразовании, развивать умения саморегуляции и самоуправления образовательной деятельностью, оценки результатов собственной деятельности. Каждый из учащихся должен получить для себя условия, позволяющие проектировать собственное содержание образования, осваивать его в индивидуальном темпе и на выбранном уровне сложности, т. е. разработать и реализовать индивидуальную траекторию обучения.

Современные педагогические технологии старшей школы должны быть направлены на обеспечение развития способностей учащихся, соответствуя принципу свободного развития личности. Эти технологии предполагают свободный выбор старшеклассниками видов и содержания своей деятельности в образовательном пространстве и организацию педагогической поддержки. Методологической основой индивидуализации обучения выступают принципы диалогичности, самоопределения, ориентации на творчество и развитие учащихся, реализацию права выбора и т. п.

Анализ многообразного спектра современных педагогических практик позволяет выделить из них наиболее ориентированные на формирование основных компонентов (мотивационного, когнитивного, эмоционального, деятельностного, оценочного) образовательной самостоятельности обучающихся. Это рефлексивная, исследовательская (проблемно-поисковая), имитационного моделирования (игровая), системно-деятельностная, информационно-коммуникативная (медиаобразовательная), сотрудничества в учебной деятельности (коллаборативная). Кратко охарактеризуем каждую из них.

Рефлексивная педагогическая технология предполагает осмысление целей, характера и способа организации процесса обучения участниками образовательной деятельности. Включение рефлексивной деятельности в образовательный процесс позволяет формировать субъектную позицию учащихся, повышает их осознанность и самостоятельность в построении учебно-познавательной деятельности. Более того, как это подчеркивали западные психологи Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер, рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса [5]. Обучение на основе рефлексируемого опыта, по их мнению, эффективно уже потому, что он сам по себе

«всегда порождение нового знания в сознании индивида». Технология проходит в три фазы. Первая фаза - обращение к собственному опыту, вторая - анализ сопровождавших опыт переживаний и третья - переосмысление, ориентация на его преобразование. Опыт рождается из деятельности, становится средством развития личности через использование рефлексии. При помощи развитой рефлексии учащийся формирует умения эффективного действия в проблемной ситуации.

Важный компонент рефлексивной технологии - это оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия. Данный компонент предполагает наличие заранее продуманных и определенных критериев - ориентиров для проведения рефлексии. Кроме того, важно добиться единства в понимании содержания личностных смыслов для учителя и его учащихся. Также специально организуемая рефлексия выступает средством совершенствования всего образовательного процесса, может ориентировать старшеклассников на личностное и профессиональное самоопределение, самостоятельное определение индивидуального образовательного маршрута.

Исследовательски ориентированное обучение направлено на формирование у старшеклассников абстрактно-логического мышления, они овладевают стратегическими методами поиска смыслов и знаний, необходимых для творчества и инновационной деятельности. Организация образовательного процесса путем включения в продуктивную исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с выявленными у них интересами позволяет учащимся осуществлять выбор сферы своего развития, формирует у них чувства, мысли и действия как результат выполнения сложных поисковых задач. Можно выделить следующие этапы исследовательского обучения: мотивация, выбор проблемы и темы исследования, изучение доступной информации, формулирование гипотез, сбор данных, описание результатов, подготовка выводов, определение формы представления материалов своего исследования.

Через инициативную учебно-исследовательскую деятельность учащиеся формируют научное мышление, овладевают методами исследования и навыками критического мышления, получают необходимый фундамент для творчества и инновационной деятельности. Школа XXI в. должна ориентироваться на развитие талантов учащихся, используя ресурсы информационного общества. Предполагается работа, направленная на включение в исследовательскую деятельность всех учащихся в соответствии с выявленными у них научными интересами. При этом у учащихся формируются метапредметные умения работы с научной литературой, анализа данных, выдвижения гипотез и т. п.

Системно-деятельностная педагогическая технология ориентирована на самореализацию учащихся через соответствие организации образовательного процесса следующим требованиям: учащиеся находятся в активно-деятельном отношении к миру и самим себе, воплощается идея деятельного становления человека. При этом ученики и учителя становятся равноправными субъектами образовательного процесса, опора на актуализированный опыт субъекта обучения совершенствует межличностное общение, предполагает совместную работу в группах и публичные обсуждения хода и результатов деятельности учащихся. Такое обучение можно определить как совместную деятельность учителя и учащихся по организации на уроке взаимообогащающего диалога, в основе которого находится процесс актуализации личностно значимого жизненного опыта учащегося и коллективного жизненного опыта класса.

Активное распространение компьютерных технологий, в особенности интернета, дает мощный импульс развития образовательному процессу. Педагогическая практика показывает, что в условиях информационно ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, организовывать обучение следует с опорой на актуализацию позиции субъекта учебной деятельности самого ребенка, его личного опыта. Использование информационно-коммуникационных технологий в школе обеспечивает открытость образовательного процесса, с одной стороны, за счет многообразия узлов связи участников образовательного процесса в интернете, с другой стороны - общественной защитой результатов в Сети, через их публикацию на специально созданных страницах (сайтах).

Коллаборативное обучение (от англ. collaborative learning) - это технология обучения, предполагающая совместную работу групп учащихся при поддержке учителя, направленную на решение проблем, выполнение заданий или создание творческого продукта. Дж. Рассел отмечает, что коллаборативное обучение - это и есть «...обучение в сотрудничестве, оно является личной философией учащегося, а не только методом, используемым в классе. Во всех случаях, когда люди объединяются в группы, сотрудничество предполагает способ работы. на основе уважения, признания способностей и личного вклада каждого члена группы» [6]. Процесс кооперации в обучении реализуется путем создания коммуникационной сети, узлами которой являются субъекты. В основе такого обучения лежит идея о том, что обучение - это социальная деятельность, в которой участники общаются друг с другом.

В работе, посвященной изучению педагогики сотрудничества, американские авторы Д. и Р. Джонсоны, К. Смит выделили следующие условия, в комплексе «определяющие эффективность такого обучения: 1) установка на сплоченность учебной работы в команде; 2) персональная ответственность учащихся за результаты группы; 3) ведение групповой дискуссии "лицом к лицу";

4) доверительность и позитивность отношений в группе как фактор развития коллаборативных умений (collaborative skills); 5) групповая рефлексия» [7]. Таким образом, успешность коллабора-тивного обучения и преподавания состоит в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и активно действовать в процессе обучения.

Коллаборативная технология предполагает создание условий для совместной деятельности: пространств для индивидуальной работы, группового обучения и проектной деятельности, зон принятия решений и личной ответственности, фиксирования, визуализации своих идей, создания модельных схем практических объектов (программы, роботы, тексты, арт-объекты, видео), освоения информационно-образовательной деятельности (сетевые ресурсы, коммуникационные сервисы, электронные дневники).

Вне самостоятельной активности и вместе с тем без участия в коллективном взаимодействии в совместной учебной и трудовой деятельности развитие личности не происходит. Обратимся к положениям теории Л.С. Выготского о единстве развития и обучения, о том, что обучение является необходимым и «всеобщим» моментом развития человека, о многовариативности и сложности содержания обучения, которые могут быть взяты за основу современной концепции развития системы общего образования [8]. Ученики должны научиться сотрудничеству, уметь проявлять свою позицию и уважать мнение и позицию других людей.

Таким образом, необходима ориентация на формирование образовательной самостоятельности как результата, востребованного в ФГОС СОО, что предполагает развитие у учащихся навыков высшего порядка (компетенций, универсальных способов деятельности), а не на достижение минимального уровня обученности за единицу условного учебного времени. При этом содержание обучения становится более насыщенным, в него интегрируются метапредметные умения и методы исследования.

Для реализации процесса образования, ориентированного на развитие образовательной самостоятельности, обеспечиваются следующие условия:

- приобретения учащимися опыта собственной учебной деятельности, формирования умений действовать по собственному замыслу, в соответствии с самостоятельно поставленными целями;

- предоставления учащимся возможностей экспериментировать с собственным действием, пробовать, меняя позицию (с ориентации на замысел к достижению результата и обязательно опять к замыслу);

- предоставления учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации для решения самостоятельно поставленных учебных задач в рамках индивидуальных форм учебной деятельности;

- выстраивания учащимися индивидуальных траекторий движения при освоении материала учебных предметов.

Современное образование предполагает сокращение процесса преподавания, организованного учителями, в пользу свободного и самоорганизуемого учения старшеклассников. Индивидуальная образовательная программа (ИОП), реализация которой предусмотрена ФГОС, нацелена на результаты, которые индивидуально освоены, осмыслены и опробованы на практике. Структура ИОП содержит: анализ образовательных потребностей, цели и задачи образования на данный период, его смыслы и контексты, ресурсное обеспечение, оценку эффективности реализации индивидуальной образовательной программы.

В рамках индивидуально ориентированного обучения каждый ученик создает свое собственное содержание образования, в индивидуальном темпе и на выбранном уровне сложности, предъявляет результаты в форме творческих продуктов деятельности. Осуществляются становление субъектной позиции в обучении, формирование у учащихся познавательного интереса, опыта творческого мышления, решения практических задач, ориентация на внутреннюю сторону успеха - личностный рост и жизненную самореализацию.

Ссылки и примечания:

1. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и администрации Краснодарского края (проект № 16-16-23002 «Формирование образовательной самостоятельности школьников как педагогическое условие эффективности прохождения ими индивидуального образовательного маршрута на старшей ступени обучения»).

2. Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога : науч.-метод. пособие для системы повышения квалификации работников образования. СПб., 2003. 224 с.

3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д., 1996. 152 с.

4. Гребенникова В.М., Игнатович С.С. Проектирование индивидуального образовательного маршрута как совместная деятельность учащегося и педагога // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-3. С. 529-534.

5. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига, 1995. 176 с.

6. Рассел Дж. Формы организации обучения. СПб., 2013. 57 с.

7. Johnson D.W., Johnson R.T., Smith K.A. Active Learning: Coopération in the College Classroom. Edina (MN), 1998. 140 p.

8. Выготский Л.С. Лекции по педологии / сост. Г.С. Коротаева. Ижевск, 2001. 296 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.