Научная статья на тему 'ИМИДЖ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ИМИДЖ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1918
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
имидж / имиджелогия / образ / функции имиджа / image / imagelogy / image / image functions

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Чертков Олег Дмитриевич

В статье рассматривается понятие имиджа в современной науке. Автор обоснованно говорит о том, что имидж является индивидуальным стилем как с визуальной, так и с вербальной составляющей. В статье рассмотрены мнения о феномене имиджа как отечественных, так и зарубежных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Чертков Олег Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE IN MODERN SCIENCE: THEORETICAL ASPECTS

The article deals with the concept of image in modern science. The author justifiably says that the image is an individual style with both visual and verbal components. The article considers the opinions of both domestic and foreign researchers on the image phenomenon.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

«Вопросы развития современной науки и техники»

УДК 659

Чертков Олег Дмитриевич Chertkov Oleg Dmitrievich

студент

Нижневартовский государственный университет

Нижневартовск Nizhnevartovsk State University

ИМИДЖ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ IMAGE IN MODERN SCIENCE: THEORETICAL ASPECTS

Аннотация. В статье рассматривается понятие имиджа в современной науке. Автор обоснованно говорит о том, что имидж является индивидуальным стилем как с визуальной, так и с вербальной составляющей. В статье рассмотрены мнения о феномене имиджа как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Abstract. The article deals with the concept of image in modern science. The author justifiably says that the image is an individual style with both visual and verbal components. The article considers the opinions of both domestic and foreign researchers on the image phenomenon.

Ключевые слова. имидж, имиджелогия, образ, функции имиджа.

Keywords. image, imagelogy, image, image functions.

Имидж существовал на всех этапах развития общества. Имидж является формой отражения социальной действительности в психике человека. Развитие рыночной экономики привело к повышенному вниманию к имиджу и его составляющим. Это обусловлено тем, что начало XX века ознаменовано появлением конкуренции в сфере политики и на потребительском рынке.

Кроме этого, благодаря развитию науки и техники возросла потребность в качественной коммуникации. Имидж, как совокупность вербальных и визуальных качеств, стал необходимым атрибутом для представления своего образа потенциальной аудитории, поскольку направлен на презентацию лучших качеств того или иного объекта и позволяет оперативно привлечь к нему внимание за счет установления определенных позитивных отношений в социуме [4, с. 188].

VМеждународная научно-практическая конференция

Понятие «имидж» в науку во второй половине XX века ввел К. Болдуинг.

С этого периода понятие «имидж», его функционал, проблемы его формирования становятся областью исследования специалистов по связям с общественностью, психологов, социологов. В конце XX века имиджелогия становится самостоятельной научно-прикладной областью знания. Имиджелогию как науку обосновал В.М. Шепель [10, с. 12].

Имиджелогия - наука об имидже [6, с. 35]. Основной задачей имиджелогии является формирование и поддержание позитивного образа, построение модели поведения в обществе [10, с. 15]. Фундаментальным понятием имиджелогии является имидж. Объектом или носителем имиджа могут быть человек, организация, народ, страна, а также отдельные сферы жизнедеятельности государства: власть, экономика, армия, внешняя политика и т.п.

Исследователи выделяют следующие свойства имиджа как явления:

- формируемый образ - стремление к корректировке восприятия аудитории сознательно или бессознательно;

- идеализация прообраза - преувеличение преимущества, наделение объектов дополнительными качествами;

- упрощение имиджа.

Таким образом, имидж создает позитивные образ объекта и формирует правильное к нему восприятие. Корректировка имиджа позволяет адаптировать его к современным условиям.

В современной науке в настоящий момент нет однозначного определения понятия «имидж» [2, с. 270]. Термин «имидж» связан с тем, что имеет тенденцию к формированию и закреплению социуме, с репутацией, определенной точкой зрения [5, с. 12]. Как правило, исследователи трактуют понятие «имидж» с позиции определенного образа, поскольку дословный перевод с английского языка - изображение, образ. В соответствии с этим, можно обозначить понятие «имидж» как визуальное явление. Тем не менее, не стоит отождествлять понятие «имидж» только с визуализацией и внешним обликом, поскольку в понятие

«Вопросы развития современной науки и техники» имидж должны входить и социально-психологические характеристики, и

вербальные.

В.М. Шепель, говоря об имидже, определяет его как сформированный образ либо самим собой, либо средствами массовой информации, либо представителями определенной социальной группы. По его мнению, имидж служит средством привлечения внимания целевой аудитории к объекту имиджа [3, с. 144].

Таким образом, можно определить имидж как целенаправленно создаваемый, устойчивый, индивидуальный, эмоционально окрашенный образ человека, который формируется в сознании целевой аудитории [7, с. 14].

Основными коммуникативными функциями имиджа являются: идеализация, противопоставление и идентификация. Некоторые исследователи к функциям имиджа относят: номинативную функцию, эстетическую функцию и адревную функцию [1, с. 50].

В.М. Шепель выделяет ценностные и технологические функции индивидуального имиджа [10, с. 190]. Среди ценностных функций он выделяет психотерапевтическую, личностно-возвышающую комфортизацию

межличностных отношений. В качестве технологических функций определяет адаптацию на межличностном уровне, выведение на первый план личностно -деловые качества, сокрытие негативных личных характеристик.

Контекстный подход к имиджу предполагает, что ему необходимо носить согласованный и целостный характер, при котором учитываются условия реализации, а каждая его черта не будет противоречить друг другу.

Английский исследователь Э. Сэмпсон [9, с. 208] в своих работах о личностном имидже выделила три вида, которые зависят от различных факторов: имидж себя, имидж, который воспринимается окружающими, имидж, который требуется в определенных обстоятельствах.

Таким образом, А.Ю. Панасюк выделяет следующие типы индивидуального имиджа в зависимости от выбора средств, создающих образ: габитарный, вербальный, кинетический, овеществлённый, средовой.

VМеждународная научно-практическая конференция При создании габитарного имиджа (макияж, прическа, одежда,

аксессуары) необходимо учитывать следующие критерии:

- цветовой тип внешности;

- психофизиологические особенности личности;

- стиль, наиболее адекватно соотносящийся с индивидуальными характеристиками человека и требованиями профессии;

- моду, отражающую определённые тенденции в культуре [8, с. 15]. Таким образом, сопоставив точки зрения исследователей на понятие

«имидж», можно сказать, что имидж - это преподнесение себя в обществе, визуальный и вербальный индивидуальный стиль.

Библиографический список:

1. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз: Приглашение в мир цивилизованных рыночных и общественных отношений. - М.: ИМА-пресс, 1994. - 157 с.

2. Долгина Е.С. Особенности формирования имиджа предприятий малых северных городов // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции / Отв. редактор А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. -С. 270-271.

3. Долгина Е.С., Григорьев М.А. Взаимодействие СМИ и аудитории // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Статьи докладов / ответственный редактор А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. - С. 144-146.

4. Долгина Е.С., Ильина М.Ю. Роль рекламы в формировании положительного имиджа // Восемнадцатая всероссийская студенческая научно -практическая конференция Нижневартовского государственного университета. Статьи докладов / ответственный редактор А.В. Коричко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2016. - С. 188-192.

«Вопросы развития современной науки и техники»

5. Патрахина Т.Н., Долгина Е.С. Основы репутационного менеджмента:

теория и практика. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. - 84 с.

6. Патрахина Т.Н., Долгина Е.С. Управление предвыборной кампанией: теория и практика. - Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2017. - 78 с.

7. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 223 с.

8. Сутормина Л.И. Основы имиджелогии. - М.: МФПА, 2005. - 30 с. Сэмпсон Э. Бизнес-презентация. Творческие идеи для блестящего

выступления. - М.: Альпина Бизнес Букс, Деловая культура, 2004. - 200 с.

9. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. - М.: Народное образование, 2002. - 314 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.