тельности ребенок может выйти за рамки изученного, принимать нестандартные решения, может самостоятельно выполнить целостное действие в измененных условиях и учить ему другого, проявлять необходимый уровень самостоятельности на разных этапах труда. Следовательно, сам процесс трудовой деятельности и средства его организации, признание ребенка равноправным субъектом деятельности, получение успешных результатов труда являются в старшем дошкольном возрасте ценностными ориентирами и основой развития детской трудовой деятельности.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. http://bda-expert.ru/dok/2013-10-17-doshk-standart-dok-final.zip
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
3. Психология труда: учеб. для. студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / под ред. проф. А.В. Карпова. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2 изд., стер. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005.
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
6. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1965.
7. Архангельский С.Н. Очерки психологии труда / под ред. Проф. Н.Ф. Добрынина. - М.: Трудрезервиздат, 1958.
8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, - М.: Академия, 2002.
9. Шухардина С.Б. Теория и практика организации технологической деятельности в ДОО: монография / Уральский гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014.
10. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зин-ченко - М.: Педагогика, 1989.
11. Лисина М. И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослыми // Развитие общения у дошкольников. - М., 1974.
12. Фрадкина Ф. И. Психология игры в раннем детстве: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1946. ..." [Электронный ресурс]. http://psychlib.ru.
ИМИДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Симонова И. Ф.
Кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный институт культуры г.
Санкт-Петербург
IMAGE OF INSTITUTIONS OF CULTURE AND LEISURE AS A PEDAGODICAL PHENOMENON
Simonova I.F.,
PHD, St. Petersburg State Institute of Culture St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
В статье определяется педагогический потенциал имиджа учреждения культуры и досуга через его аксиологические, моделирующие свойства и функциональные возможности.
ABSTRACT
The article defines the pedagogical potential of the image of the institutions of culture and leisure through its axiological modeling features and functionality.
Ключевые слова: имидж учреждения, педагогический потенциал имиджа, социально-педагогические функции имиджа учреждения.
Keywords: Image of the institution, pedagogical potential of image, social and educational functions of institutions' image.
Деятельность учреждений культуры и досуга играет важнейшую роль, связанную с вовлечением в пространство культуры всё большего числа людей. Одним из условий, успешности деятельности является позитивный имидж учреждения, который позволяет выразить преимущества, обеспечивает внимание, благоприятные впечатления, положительные оценки, высокий уровень доверия и выбор,
как готовность целевой аудитории к участию в соответствующей деятельности, к тому, чтобы рассматривать эту деятельность в качестве формы самореализации, самовыражения, позитивной идентификации и т.д.
Анализ современной научной литературы позволяет систематизировать концептуальные подходы к формированию имиджа учреждения в системе гуманитарных наук и сделать вывод о том,
8С!Е1ЧСЕ8 ОБ ЕиЯОРЕ # 10 (10), 2016 | РЕЭАОООК'АЬ 8С1ЕЫСЕ8
что перенос проблематики имиджа на такой комплексный, обладающий спецификой объект, каким выступает учреждение культуры и досуга, является актуальным направлением исследований, в том числе, в рамках педагогики.
К концу XX века в российской педагогической науке начали формироваться собственные концептуальные подходы к проблематике имиджа, в том числе, образовательных учреждений (В.В.Волкова М.С.Пискунов и др.), педагога (Т.Б.Кулакова, С.А. Маскалянова, Н.А.Тарасенко, В.Н.Черепанова, И.П. Чертыкова, А.Б.Череднякова и др.), специалиста социально-культурной деятельности (Е.В.Климкович, Л.Г.Попова, И.Ф. Симонова).
Исследований, посвященных проблематике имиджа учреждений культуры и досуга в России чрезвычайно мало. Между тем, имидж в современных условиях, обладает уникальной возможностью реализовывать педагогическое влияние посредством формирования ярких образов, эмоций, впечатлений и представлений.
Основная особенность учреждений, функционирующих в сфере культуры и досуга, состоит в том, что они, в отличие от других, для создания благоприятного имиджа могут использовать «максимальный пакет» каналов восприятия: аудиальный, ольфакторный, визуальный, тактильный. Построение имиджа учреждения культуры и досуга представляет собой целенаправленную деятельность по отбору наиболее важной информации, которая кодируется в символах и знаках и транслируется в соответствии с потребностями, запросами целевых аудиторий по разным каналам восприятия.
Имидж учреждения культуры и досуга может быть представлен как образ-представление, который формируется на основе доступной информации о существенных идеальных (легенды, мифы), реальных (история, традиции), формальных - внешних (местоположение, экстерьер, интерьер и т.д.) и содержательных - внутренних характеристиках (содержание деятельности, творческий, информационно-методический материально-технический, морально-нравственный потенциал и т.д.).
Педагогический потенциал имиджа достаточно высок. В рамках существующих философских, социологических и психологических концепций он определяется через его аксиологические (имидж, как ценность) и моделирующие свойства (имидж как способ конструктивного изменения, развития). Педагогический потенциал имиджа определяется также через его функциональные возможности. Среди важнейших функций имиджа учреждения культуры и досуга, необходимо выделить аксиологическую функцию, которая позволяет правильно кодировать и транслировать ценности конкретного учреждения, ориентировать на общечеловеческие ценности (красота, гармония, благо), индивидуальные ценности (творчества, развития) и ценности культуры. Аксиологическая функция предполагает возможность обмена ценностями с участниками деятельности, потребителями услуг. Как образец, идеал, как реализованная идея, позитивный имидж обладает стимулирующей и мотивирующей способностью, представляется средством
99
трансляции ценностей, смыслов, социально значимого опыта - одним из педагогических ресурсов деятельности учреждения. Имидж таким образом, предстает как элемент трансляции культурных кодов, как образец, выражающий вкус, красоту, гармонию.
Особенное место занимают социально-педагогические функции имиджа учреждения культуры и досуга. Среди них можно выделить социально-воспитательную, информационно-развивающую, преобразовательную, эстетическую, которые реализуется в демонстрации ценностных моделей поведения специалистов, руководителей, участников деятельности. Благодаря социально-педагогическим функциям позитивный имидж приобретает реально действенную силу, влияя на познавательный, эмоциональный, оценочный и поведенческий уровни, на выбор аудитории.
Социально-педагогические функции придают новый смысл и наполнение деятельности по созданию имиджа и указывают на необходимость ответственного подхода. Имидж способен принести пользу при условии внимательного и осторожного обращения с ним, правильном воздействии на имидж для донесения информационного сообщения о ценностях, значимости, уникальности и самобытности учреждения. [1]
Социально-педагогический подход позволяет сосредоточить внимание на изучении социально-педагогических механизмов, принципов, педагогических условий формирования имиджа учреждения культуры и досуга в единстве теоретических, содержательных, методических, деятельностных, аксиологических аспектов. Особенности и преимущества педагогического подхода связаны со спецификой, которая проявляется в возможности концентрации внимания на внутренней среде учреждения, формировании внутреннего имиджа.
Внутренний имидж рассматривается как часть корпоративной культуры, включает имидж руководителя, ведущих специалистов, творческих коллективов - конкретных людей и конкретные образы, посредством которых имидж осуществляет свои педагогические, воспитательные функции. Одним из важнейших принципов формирования имиджа учреждения культуры, досуга является персонификация. При этом, как правило, речь идет, не только и не столько о связи имиджа с внешним обликом руководителей, ведущих специалистов, но более - с внутренним содержанием, талантом, популярностью, определяющим имидж персоны и имидж организации. Одной из важнейших особенностей имиджа учреждения культуры и досуга является то, что, главным образом, он опирается на специалистов, которые призваны раскрывать и реализовать творческий, художественный, созидательный, педагогический потенциал учреждения, сохранять и передавать его, создавать условия для развития, саморазвития, самосовершенствования и самореализации людей.
Построение имиджа - это деятельность по конструктивному изменению содержательных и формальных составляющих, сближению реальных и идеальных составляющих. Точно построенный
имидж способен лаконично и точно выразить ценность, значимость, полезность деятельности, продуктов, услуг учреждения, ориентировать на общие ценности. Для сферы культуры, досуга создание имиджей - необходимый элемент деятельности, причем не абстрактно, а как выражение ценностей учреждения, которые могут легко восприниматься и верно интерпретироваться. [2, 273]
Позитивный имидж учреждения, как педагогический феномен предстает в виде эффективного педагогического средства в постоянно меняющихся социокультурных условиях, в виде адекватной адаптации учреждений, к условиям внешней среды, соразмерный их внутреннему потенциалу. Процесс формирования имиджа в значительной степени является специфическим процессуально-деятель-ностным явлением, функционирующим в обществе, требующем специфических форм активности и являющимся мощным средством педагогического влияния. С одной стороны, эта деятельность мобилизует ресурсы, побуждает к поиску новых средств, способов достижения успеха, носит творческий характер и связана с реализацией системного потенциала учреждения культуры и досуга. Системный потенциал позволяет создавать уникальный имидж учреждения культурно-досуговой сферы, как как
центра культурного притяжения, ценностного, креативного пространства, где осуществляются возможности для развития способностей, для саморазвития, обретения особого, неутилитарного опыта, достижения более высокого социально-культурного статуса, престижа. [2, 273] С другой стороны, имидж предстает как удобный и гибкий инструмент, способен увеличить эффективность деятельности и конструктивного влияния на аудиторию.
Даже столь общий обзор, на наш взгляд, позволяет определить значительный педагогический потенциал имиджа, изучать и использовать его для привлечения все более широких аудиторий в их деятельность, расширение пространства культуры и культурного досуга.
Литература
1. Матвеев М.Ю. Проблемы определения имиджа библиотек / М.Ю. Матвеев // Библиотековедение. 2008. - № 6. - С. 118-122.
2. Симонова И. Ф. Особенности формирования имиджа учреждения культурно-досуговой сферы // Научные исследования: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, «Интерактив плюс», 2015. - № 4 (5). С.270-273
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ -ПСИХОЛОГОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Хакунова Ф.П.
доктор педагогических наук, профессор зав. кафедрой педагогической психологии, декан факультета педагогики и психологии Адыгейского государственного университета
ON THE IMPROVEMENT OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGY IN THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS - PSYCHOLOGISTS AT THE HIGH SCHOOL
Chakunova F.P.,
doctor of pedagogical Sciences, Professor, head. the Department of educational psychology, Dean of the
faculty of pedagogy and psychology, Adyghe state University
АННОТАЦИЯ
На основе анализа существующей практики профессиональной подготовки будущих педагогов - психологов в условиях высшей школы раскрываются направления совершенствования деятельности кафедры педагогической психологии по обеспечению подготовки конкурентоспособных специалистов.
ABSTRACT
Based on analysis of the current practice of training future teachers - psychologists in the conditions of high school reveals directions of improvement of activity of the department of educational psychology to ensure the preparation of competitive specialists.
Ключевые слова: конкурентоспособные специалисты, профессиональная подготовка будущих педагогов - психологов
Keywords: competitive specialists, professional training of future teachers - psychologists