Научная статья на тему 'Имидж учителя в представлении учащихся: вторичный анализ зарубежных исследований'

Имидж учителя в представлении учащихся: вторичный анализ зарубежных исследований Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Ключевые слова
имидж / образ / учитель / профессиональное поведение / исследование / конструирование / image / form / teacher / professional behavior / research / construction

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Рябова Е.Л.

В статье рассматриваются теоретические аспекты конструирования имиджа учителя. Определены его составляющие элементы, черты, которые обеспечивают учителю положительное восприятие со стороны учеников, их родителей и пр. Методом вторичного анализа интерпретированы результаты исследования зарубежных ученых, отражающие восприятие учителя учениками разных стран. Сделан вывод о том, что, с одной стороны, существуют достаточно устойчивые характеристики образа учителя (женщина, серьезная, стоит у доски и пр.), а также вариативные – меняющиеся в разных странах и зависящие от социально-обусловленных факторов (национальная одежда, поведение в классе и пр.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of the teacher in the representation of students: a secondary analysis of foreign studies

The article discusses the theoretical aspects of constructing the image of a teacher. Its constituent elements, features that provide the teacher with a positive perception on the part of students, their parents, etc. are determined. By the method of secondary analysis, the results of a study by foreign scientists reflecting the perception of the teacher by students from different countries are interpreted. It is concluded that, on the one hand, there are quite stable characteristics of the teacher’s image (a woman, serious, standing at the blackboard, etc.), as well as variable – changing in different countries and depending on socially determined factors (national dress, behavior in the classroom, etc.)

Текст научной работы на тему «Имидж учителя в представлении учащихся: вторичный анализ зарубежных исследований»

Рябова Е.Л.

Доктор политических наук, кандидат социологических наук, профессор.

Журнал «Этносоциум и межнациональная культура».

Имидж учителя в представлении учащихся: вторичный анализ зарубежных исследований

Имидж учителя - как личностный, так и профессиональный - является неотъемлемой частью педагогической деятельности. Именно имидж как совокупность визуальных, речевых характерных черт современного учителя, помимо его профессиональных кадров и опыта, формирует отношение к нему со стороны учеников и их родителей, коллег, руководства образовательного учреждения и пр.

«Образ учителя, - как отмечал в своей работе А.А. Калюжный, -это выразительно окрашенный стереотип ощущения образа учителя в представлении группы учащихся, коллег, социальной среды, в массовом сознании. При формировании образа учителя существующие черты переплетаются с теми характеристиками, которые приписываются другим людям».

В.М. Шепель, который авторитетно считается основоположником науки имиджелогии, под имиджем понимал «набор определенных черт, которые ассоциируются с личностью». В своей книге «Имиджеология: секреты личного обаяния» он изложил не только обоснование понятия «имидж», но и выделил следующие его компоненты (рисунок 1).

Исследования в области имиджа учителя проводятся в рамках педагогики, психологии, социологии и иных дисциплин. Конструирование образа учителя на основе данных исследований позволяет сознательно формировать образ, наиболее адекватный потребностям и ожиданиям целевых аудиторий: учащихся, родителей и пр.

Изучение отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод, что имидж учителя - это подвижный конструкт, основные элементы которого приобретают специфические черты, обусловленные социальной сферой, этническими и религиозными особенностями, образовательной системы и иными социально значимыми факторами той страны, в которой эти исследования проводятся.

Рассмотрим исследование, посвященные анализу имиджа учителя и проведенные среди 15-летних учащихся из каждой из следую-

Катгства. щшофегенные о жтгапныы и профигпмгальн мм опытом

Рисунок 1. Содержательные элементы имиджа.

щих 10 стран: Англии, Латвии, Греции, Словении, Сербии, Болгарии, Турции, Пакистана, Южной Африки и Мексики. Авторы и непосредственные организаторы исследования - Карл Волютер, Йоханес ван дер Вольт и Фердинанд Потьетр (Charl C. Wolhuter; Johannes L. van der Walt; Ferdinand J. Potgieter), профессоры университета NorthWest University, Южно-Африканская Республика (ЮАР). По мнению исследователей, «страны, которые приняли в этом участие, представляют собой значительную часть всего многообразия стран мира, как с географической точки зрения, так и с точки зрения континуума развития». Исследование проводилось методом контент-анализа эссе, которые были написаны сотней учащихся из указанных стран. Им было предложено написать о любых качествах учителя, о которых они могли подумать, включая, но не ограничиваясь ими, такие мирские аспекты, как внешний вид, одежда, речь и поведение. Ожида-

/ftfiii

/ TtSs

лось, что проект предоставит глобальную картину имиджа учителей ■

(и, как следствие, профессии учителя) в глазах учащихся.

Эссе респондентов были проанализированы, и ответы сгруппированы по следующим пяти категориям:

1. пол и возраст;

2. одежда, украшения и аксессуары;

3. тон голоса, тембр голоса, выражение лица и язык тела;

4. педагогика личностных качеств;

5. использование пространства в классе.

В результаты исследователями были получены следующие результаты.

Великобритания. Большинство респондентов (75%) описали учителя-мужчину, а остальные (25%) - учителя-женщину. Некоторые респонденты описали персонажа ужасов, используя такие слова, как «злой», «противный», «капризный», чтобы охарактеризовать учителя. Другие изображали человека с более приятным характером, с такими описаниями, как «вежливый», «утонченный», «умный», «профессиональный» и «энергичный». Большинство из них согласились с тем, что «учитель всегда осознает свою внешность». Они обычно думали, что учителя были одеты официально. Конкретный возраст типичного учителя не был указан, хотя в статьях, похоже, описывались пожилые люди.

Учащиеся описывали выражения лиц учителей, которые им не нравились, как «суровые», «строгие», «жесткие или роботоподобные» и «спокойные». Респонденты действительно придавали определенное значение языку тела. Они считали, что идеальный учитель должен иметь уверенный язык тела, который поймет и поддержит энтузиазм учащегося по предмету.

Очень немногие учащиеся писали о тоне голоса и использовании пространства в классе. Те немногие, кто это сделал, отметили, что учителя должны быть видны всем, и они должны быть уверены, что все учащиеся в классе их поняли. Второй сильной темой было то, что у учителя должен быть громкий голос, четкая речь и правильное использование английского языка. Респонденты считали типичного учителя полезным, трудолюбивым, знающим, организованным и общительным.

Латвия. Большинство (79%) респондентов особо отметили типичный пол учителя, тогда как 21% изобразили учителя, нейтрального в гендерном отношении. Большинство респондентов (59%) описали типичного учителя как женщину, в то время как 6% респондентов

_Л/ёк,

описали типичного учителя как мужчину, а 6% описали типичного учителя как мужчину, так и женщину. Большинство респондентов (71%) не указали возраст. Письменные описания показали, что учитель был среднего возраста - никаких описаний очень молодых или очень старых учителей не появилось.

Респонденты упоминали такие описания одежды, как «подходящая», «приемлемая», «аккуратная», «респектабельная» и «практичная». Анализ ответов показал, что учителя были скромны в плане ношения украшений и аксессуаров. Что касается выражения лица и языка тела, только 6% респондентов отметили, что учитель часто улыбался. Респонденты оценивали эмоции, как вербальные, так и поведенческие, как негативные. Типичные учителя держат в руках ручку, указку или сумку и говорят четко и правильно громким, четким голосом. Они либо стоят, либо сидят перед классом, жестикулируют, сердиты, заняты и спешат.

Греция. Описания респондентами учителей были почти поровну разделены между людьми молодого и среднего возраста. Наиболее частым ответом, касающимся одежды и аксессуаров, был повседневный и современный образ (67% ответов): джинсы, футболки и пуловеры. Это поддерживает имидж учителя как человека молодого возраста. Что касается тона голоса, то они также, по-видимому, описывали молодую учительницу. Такие описания, как «серьезный», «нежный», «спокойный» и «дружелюбный», были наиболее часто используемыми словами для описания типичного учителя. Выражения лица и язык тела учителя также изображались как серьезные, хотя и счастливые и улыбающиеся, с чувством юмора и в сочетании с многочисленными жестикуляциями. Некоторые учащиеся действительно упоминали, что строгие, серьезные и «старые и усталые учителя» негативно влияли на отношения между классом и учителем и учениками.

Что касается использования пространства в классе, респонденты видели учителя в классической ситуации: стоящим с ручкой или карандашом перед доской или сидящим за компьютерным столом. Они также включили описания, связанные с личностью и профессионализмом, в свои ответы на визуальный образ учителей: «Я бы хотел, чтобы мой учитель был чувствительным и приятным человеком», «воображение имеет большое значение для современного учителя» и «если мой учитель объективен и готов сотрудничать, я чувствую себя хорошо, это настоящая демократия в классе». Они указали, что идеальным учителем должен быть человек, который заботится об учениках, чье поведение демократично и дружелюбно, который

поддерживает сотрудничество, который использует воображение в классе и который «должен быть очень хорошо образован». Идеальный учитель — это тот, кто пытается привить учащимся любовь к школе и урокам.

Словения. Только 46% респондентов описали типичного учителя как женщину, в то время как 4% респондентов описали его как мужчину, а 4,5% описали учителей как мужчин или женщин. Остальные (45,5%) не упоминали пол. Что касается возраста типичного учителя, то ответы варьировались от молодого до среднего возраста.

Что касается одежды, украшений и аксессуаров, анализ ответов выявил два преобладающих образа. Первым изображением был молодой учитель, одетый в красивую, удобную, повседневную, модную одежду, обычно джинсы и футболки. Вторым изображением был пожилой учитель, одетый в «классическую», «старомодную» одежду.

Большинство респондентов заявили, что типичный учитель говорит громко и четко. Некоторые комментировали это в негативном ключе («слишком громкий», «раздражающий голос»), а другие - в более позитивном ключе («у нее приятная, милая и непринужденная манера говорить»).

Повторяющейся темой среди респондентов было то, что типичный учитель проводил большую часть времени, стоя перед классом, объясняя учебный вопрос. Личностные качества также, по-видимому, были важны для респондентов. Возникли два непохожих, но одинаково ярко выраженных образа типичного учителя. Один из них был строгим и требовательным, но в то же время терпеливым, справедливым и ободряющим учителем. Другим был образ строгого, грубого, властного, придирчивого учителя, который не готов помочь.

Сербия. Около половины респондентов описали учителя как женщину, а некоторые объединили описания мужчин и женщин. Половина респондентов, которые затронули вопрос о возрасте, выбрали «молодого» учителя, 33% - учителя среднего возраста (или старше сорока лет) и только 16% - пожилого человека.

Почти все учащиеся обратили внимание на одежду учителя. Доминирующим образом, который возник, был довольно небрежно, но прилично одетый учитель. Чаще всего упоминались брюки, джинсы, рубашки, футболки, пуловеры и туфли или кроссовки. Половина опрошенных упомянули украшения и аксессуары. Учитель должен был использовать украшения, аксессуары и косметику осторожно.

Было очевидно, что учащиеся считают тон голоса учителя важной чертой поведения. Большинство положительно оценили голос учи-

■ теля, описав его речь как четкую, членораздельную и даже громкую.

Тон голоса учителя также время от времени описывался как раздражающий, пронзительный, кричащий или уродливый.

Описания учащимися типичных выражений лица и языка тела учителя были довольно неоднозначными. Некоторые из них воспринимали учителя как спокойного, уравновешенного, улыбчивого и доброго. Другие выбрали такие термины, как строгий, хмурый, сердитый, нервный, постоянно уставший и с «морщинистым» лбом.

Использование пространства в классе — это элемент, на который учащиеся обращали мало внимания - ответы были либо отсутствующими, либо очень короткими. По опыту некоторых учащихся, типичный учитель ходил по классу, преподавая или наблюдая за тем, что и как выполняют учащиеся. Другие учащиеся воспринимали типичного учителя как стоящего перед доской или сидящего за учительским столом.

Болгария. Большинство респондентов описали типичную учительницу как женщину средних лет. Большинство респондентов заявили, что типичный учитель носил повседневную одежду. Молодые учителя в основном носили джинсы и блузки. Наиболее типичными аксессуарами, которые носили учителя, были шарфы, серьги, кольца, браслеты и различные подвески. Только один отметил, что татуировки были приемлемым украшением для молодых учителей, но только если они были сдержанными и красивыми.

73% учащихся описали типичный голос учителя как низкий, глубокий и авторитетный, но, тем не менее, энергичный; они думали, что голоса некоторых учителей прямо противоположны: высокие, монотонно медленные, требовательные и доминирующие, а иногда и меланхоличные. Выражение лица типичного учителя было описано как спокойное, веселое, дружелюбное и сочувствующее, в то время как 25% респондентов считали, что оно было сердитым, разочарованным или злобным, презрительным и ироничным. Большинство респондентов описали мимику и жесты типичного болгарского учителя как спокойные, открытые и склонные к сотрудничеству.

Большинство респондентов отметили, что типичный учитель, как правило, динамичен в классе: либо стоит, либо ходит между партами, иногда сидит среди учеников, но всегда взаимодействует с учениками, проверяет домашнее задание или преподает новый материал. Напротив, 15% респондентов указали на обратное: типичный учитель был в основном статичным, стоял перед учащимися, сидел за столом

или просто ходил взад-вперед у доски. | _

Турция. Анализ ответов показал, что учащиеся воспринимают ■

преподавание как профессию, в которой преобладают женщины. Респонденты описали типичную учительницу как «чистую», «аккуратную» и «аккуратную», «скромную» женщину с «небольшим макияжем» - пример для подражания и уважения.

Что касается речи и тона голоса учителя, ответы показали, что типичным учителем был тот, чей голос был «любящим» и «добрым». Один из респондентов предположил, что типичный учитель «говорит так же сладко, как женщина, поющая своим цветам». Некоторые респонденты указали, что учитель «очень редко кричит».

Что касается характера, личности и профессиональных качеств учителя, учащиеся охарактеризовали типичного учителя как «добросердечного», «любящего», «доброго», «дружелюбного» и «добродушного». Учащиеся также описали учителя как «терпимого» и «терпеливого». Учитель должен быть «знающим», «обучающимся», «компетентным», «дисциплинированным» и «контролирующим класс». Некоторые респонденты описали учителя как «того, кто не угрожает ученикам низкими оценками, того, кто справедлив, и того, кто умеет находить баланс между авторитетом и дружбой».

Пакистан. Выборка состояла из 50 мальчиков из школ для мальчиков и 50 девочек из школ для девочек. Для мальчиков идеальным учителем был мужчина, а для девочек идеальным учителем была женщина. Среди девочек было предположение, что женщины-учителя либо не состоят в браке, либо, если они замужем, бездетны. Когда дело дошло до возраста, респонденты описали идеального учителя, используя термин «молодой». Ни один из учащихся не описал старого учителя.

Что касается одежды и аксессуаров, мальчики чаще всего упоминали традиционные пакистанские шальвары [традиционную одежду, которую носят как женщины, так и мужчины в Южной Азии и Центральной Азии]. Только один респондент упомянул официальную рубашку и галстук. Большинство респондентов видели типичного учителя опрятным, порядочным, простым и экономно одетым. Девочки предпочитали, чтобы учитель носил дупатту [пакистанский шарф]. Большинство респондентов упомянули наручные часы.

Громкий, четкий голос считался неотъемлемой чертой идеального учителя, поскольку он указывал на того, кто контролирует ситуацию и способен поддерживать дисциплину в классе. Другие описали тон голоса учителя как раздражающий и уродливый: «Он или она кричит

большую часть времени во время уроков, чтобы контролировать уче-_

■ ников». Учащиеся заявили, что язык тела и выражения лица учителя

имеют решающее значение для успешной настройки класса. В целом, учащиеся чувствовали, что, если учителя были «спокойными», «мягкими», «приятными» и «открытыми», их ученики реагировали более позитивно, чем ученики учителей, которые демонстрировали закрытый и защитный язык тела.

Что касается использования пространства, респонденты описали типичного учителя как преподающего с передней части класса. Некоторые ссылались на определенный стиль движения учителя, такой как хождение по классу, держание палки, чтобы напугать учеников, или стояние за стулом.

Южная Африка. В своих представлениях об учителях 45% респондентов отметили женщину, 20% отметили мужчину, 20% имели в виду как мужчин, так и женщин, а 15% не упоминали пол. Два респондента заявили, что типичным учителем может быть только женщина, и объяснили, что это утверждение основано на их опыте и восприятии учителей-мужчин как находящихся в состоянии алкогольного опьянения во время занятий или вступающих в неподобающие отношения с учащимися женского пола. Что касается одежды, распространенной темой было то, что учитель должен одеваться официально, профессионально, прилично и аккуратно. Одежда придает авторитет, как и сильный голос. Респонденты полагали, что учитель должен говорить громким и четким голосом, чтобы все, даже те, кто сидит в конце класса, могли слышать.

Респонденты больше писали об использовании учителем пространства в классе и стиле преподавания, чем о любой другой категории. Повторяющаяся тема заключалась в том, что типичный учитель следил за тем, чтобы все учащиеся понимали и следовали ему. Многие писали, что учитель ходил по классу, чтобы убедиться, что даже ученики в конце класса могут понять. Типичный учитель должен уважать всех учеников и быть матерью или отцом, чутким, отзывчивым и тем, с кем можно поговорить. Те немногие, кто описал свои встречи с учителями, жаловались на плохие отношения. Они также отметили злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем со стороны учителей, сон в классе и разговоры по мобильным телефонам во время занятий.

Мексика. Приведенные здесь ответы показали, что для большинства учащихся женщины были представителями профессии учителя. Одежда учителей соответствовала их возрасту: пожилые учителя

одевались более элегантно и официально и имели хороший внешний _

вид. Такие слова, как «опрятный», «чистый» и «аккуратный», часто ■

использовались для описания одежды.

Большинство (90%) респондентов указали, что голоса их учителей были громкими. Некоторые отметили, что это было сделано для того, чтобы вся группа могла услышать урок. Треть учащихся заявили, что голоса их учителей заставляют их чувствовать себя отвергнутыми, а еще 33% сообщили, что считают своих учителей авторитарными.

Что касается личности и поведения учителей, половина респондентов сказали, что их учителя хорошо воспитаны и что им нравится, как работают их учителя. Кроме того, они обладали хорошими коммуникативными навыками и могли сделать занятия очень увлекательными.

Что касается языка тела, респонденты сообщили, что некоторые учителя были выразительными и заставляли их чувствовать себя уверенно. Движения их тел и то, как они приближались к ученику, вызывали либо чувство безопасности, либо страх. Один ученик написал: «Моя учительница странная, когда она подходит ко мне, это пугает».

Что касается использования пространства в классе, учащиеся изобразили целый ряд ситуаций. Некоторые изображали учителя у доски, объясняющего что-то перед классом, в то время как другие описывали учителя, стоящего рядом с учащимися, чтобы прояснить их понимание.

Это исследование еще раз продемонстрировало единство человечества во всем мире. Хотя ответы были окрашены местными условиями, преобладающими в соответствующих странах, учащихся и в их соответствующих системах образования, можно было составить каталог качеств и поведения учителя, которые нашли бы всеобщее одобрение среди учащихся.

Тем не менее, было бы целесообразно, чтобы практикующие учителя, а также те, кто в настоящее время проходит подготовку до начала работы, не только осознавали эти качества, но и пытались освоить как можно больше из них, поскольку это может способствовать дисциплине в их классах. Хотя ни один учитель никогда - насколько это можно предвидеть на данный момент - не будет воплощать все желаемые качества, овладение как можно большим их количеством поможет учителю стать наилучшим вариантом себя.

Таким образом, исследования позволяют понять, какие элементы имиджа учителя имеют значение для целевых аудиторий, что дает возможность сознательно конструировать необходимый образ и поддерживать его, обеспечивая синергетический эффект от профессиональной и индивидуальной частей имиджа учителя. _

Библиографический список

1. Ананченкова П.И. Имидж как фактор конкурентоспособности высшего учебного заведения. Монография. - М.: 2013.

2. Калюжный А.А. Психолого-педагогические особенности формирования имиджа учителя // PR в образовании. 2004. № 3.

3. Мансурова А.П., Черватюк П.А. К вопросу о междисциплинарности содержания педагогической профессии на современном этапе развития психологии, нейронаук и информационно-коммуникационных технологий // Антропологическая дидактика и воспитание. 2021. Т. 4. № 1. С. 64-73.

4. Соловцова М.С., Ананченкова П.И., Шапиро С.А. Совершенствование системы стимулирования труда работников сферы высшего образования. Монография. - М.: Берлин, 2017.

5. Шепель В.М. Имиджеология: секреты личного обаяния. - М.: Народное образование, 1997.

6. Шепель В.М. Имиджеология: секреты личного обаяния. - М.: Народное образование, 1997.

7. Charl C. Wolhuter; Johannes L. van der Walt; Ferdinand J. Potgieter. The image of the teacher held by learners from 10 different countries: A new perspective on the causes of problems with learner discipline. Koers. Pretoria Jan. 2013.Vol. 78. № 3.

References

1. Ananchenkova P.I. Image as a factor in the competitiveness of a higher educational institution. Monograph. - M.: 2013.

2. Kalyuzhny A.A. Psychological and pedagogical features of the formation of the teacher's image // PR in education. 2004. № 3.

3. Mansurova A.P., Chervatyuk P.A. To the question of the interdisciplinarity of the content of the teaching profession at the present stage of development of psychology, neuroscience and information and communication technologies // Anthropological didactics and education. 2021. Vol. 4. № 1. P. 64-73.

4. Solovtsova M.S., Ananchenkova P.I., Shapiro S.A. Improving the system of stimulating the work of workers in the field of higher education. Monograph. - M.: Berlin, 2017.

5. Shepel V.M. Imageology: secrets of personal charm. - M.: People's education, 1997.

6. Shepel V.M. Imageology: secrets of personal charm. - M.: People's education, 1997.

7. Charl C. Wolhuter; Johannes L. van der Walt; Ferdinand J. Potgieter. The image of the teacher held by learners from 10 different countries: A new perspective on the causes of problems with learner discipline. Koers. Pretoria Jan. 2013.Vol. 78. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.