Научная статья на тему 'ТОКСИЧНЫЙ УЧИТЕЛЬ: ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ТОКСИЧНЫЙ УЧИТЕЛЬ: ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / НЕВЕЖЛИВОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ТОКСИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Надежда Николаевна

Проанализированы лингвистические средства и способы деструктивной коммуникации, практикуемой токсичным учителем в вертикальном (учитель - ученик) и горизонтальном (учитель - учитель) типе взаимодействия. Токсичность в педагогическом дискурсе соотносится с проявлением физического и психологического насилия. Деструктивность и токсичность -взаимообусловленные явления: токсичность реализуется в деструктивном коммуникативном поведении, деструктивная коммуникация является маркером токсичного педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“TOXIC” TEACHER: THE FEATURES OF THE DESTRUCTIVE COMMUNICATIVE BEHAVIOR

The article deals with the linguistic means and the ways of the destructive communication, practiced by a “toxic” teacher in the vertical (teacher - student) and horizontal (teacher - teacher) types of cooperation. Toxicity in the pedagogical discourse relates with the display of the physical and psychological violence. Destructiveness and toxicity are the interdependent phenomena: toxicity is implemented in the destructive communicative behavior; the destructive communication is the marker of the “toxic” teacher.

Текст научной работы на тему «ТОКСИЧНЫЙ УЧИТЕЛЬ: ПРИЗНАКИ ДЕСТРУКТИВНОГО КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

языкознание

Н.Н. ПАНЧЕНКО (Волгоград)

токсичный учитель: признаки деструктивного коммуникативного поведения

Проанализированы лингвистические средства и способы деструктивной коммуникации, практикуемой токсичным учителем в вертикальном (учитель - ученик) и горизонтальном (учитель - учитель) типе взаимодействия. Токсичность в педагогическом дискурсе соотносится с проявлением физического и психологического насилия. Деструктивность и токсичность - взаимообусловленные явления: токсичность реализуется в деструктивном коммуникативном поведении, деструктивная коммуникация является маркером токсичного педагога.

Ключевые слова: деструктивность, невежливость, педагогический дискурс, профессиональная деформация, токсичность.

Одним из «модных» слов последнего времени стало прилагательное токсичный. До 2017 г. в контекстах, представленных в Национальном корпусе русского языка, эта атрибутивная единица употребляется преимущественно в прямом значении ('вызывающий отравление'), сочетаясь с различного рода материалами / отравляющими веществами / продуктами: токсичный фосфор /растворитель / продукт / химикат; токсичный для колорадского жука, но абсолютно безвредный для человека белок и т. д.

- Это ядохимикат, который выпускали в пя-тидесятых-шестидесятых годах для использования в сельском хозяйстве, а также на личных участках, огородах и в садах для борьбы с вредителями. Жутко токсичный (А. Маринина. Последний рассвет).

Постепенно происходит процесс переноса наименования: токсичным становится человек, поведение или отношения, отравляющие кому-либо жизнь:

Трамп стал слишком токсичным для Америки (Моск. комс. 2019. 4 окт.);

Мое отношение к собственному телу было таким «токсичным», какое только можно себе представить (Lenta.ru. 2019. 12 дек.);

О Панченко Н.Н., 2022

Женщина запретила сыну общаться с девушкой наедине и поменяла данные его аккаунта во всех соцсетях, чтобы пассия не могла читать его переписки. <...> Юзер the_ splatt подчеркнул, что матери стоит обратиться за советом к психологам, так как налицо все признаки токсичных отношений (Lenta.ru. 2020. 31 авг.).

Неслучайно токсичный получило звание «Слово 2018 года» по версии Оксфордского словаря:

Оксфордский словарь назвал toxic (в переводе с английского - «отравленный», «наполненный ядом», «токсичный») словом 2018 года <.. > за последний год количество просмотров слова toxic на сайте Оксфордского словаря увеличилось на 45% (Коммерсант. 2018. 15 нояб.).

Закрепив свои позиции в русском языке, производное лексическое значение слова токсичный к настоящему времени расширило возможности лексической сочетаемости и все чаще встречается в комбинации с лексемами руководитель, учитель/преподаватель, характеризуя деструктивные методы руководства и/ или неэтичные способы межличностного взаимодействия:

В университете у меня была одна «токсичная» преподавательница. Она каждую пару находила за что прикопаться к нашей старосте, и довести ее до слез (Токсичный учитель - что делать?) (URL: https://zen.yandex.ru/media/id/).

Токсичный учитель лишает ребенка главного в школе - радости обучения. Он держит мозг ребенка в страхе, который порождает еще больший страх и агрессию, нарушает когнитивные функции памяти и внимания (какого учителя можно назвать токсичным?) (URL: https://www.the-village.me/viUage/chil-dren/uvaga/274983-toxic-teacher?).

В настоящем исследовании проанализируем лингвистические средства и способы деструктивного коммуникативного поведения, практикуемого токсичным учителем в двух основных типах ситуаций публичной коммуникации - вертикальном (учитель - ученик) и горизонтальном (учитель - учитель) взаимодействии. Материалом исследования послужили скрипты устной речи (СУР), полученные методом включенного наблюдения, примеры описания интересующих нас ситуаций, размещенные на форумах и интернет-сайтах, результаты анкетирования (РА) (в приведенных примерах сохранена авторская орфография и пунктуация). В анонимном анкетировании принимали участие 228 человек, имею-

известия вгпу. филологические науки

щих детей-школьников. Респондентам предлагалось описать примеры деструктивного коммуникативного поведения учителя.

Истоки возникновения педагогической токсичности психологи связывают с негативными изменениями социально-психологической структуры личности, с так называемым выгоранием и профессиональной деформацией [3], под которой в самом общем виде понимаются деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности [2, с. 48], в том числе негативные преобразования психических характеристик личности: в психических процессах, состояниях, свойствах, качествах, а также структуре личности; проникновение «Я-профессионального» в «Я-че-ловеческое» [5]. «Деформированная» личность, в свою очередь, «влияет на профессиональную деятельность, изменяя ее имидж и способы действий» [1, с. 30].

К детерминирующим профессиональную деформацию показателям относятся разнообразные факторы социально-экономического и субъективно-личностного характера. Психологи указывают на следующие причины профессиональной деструкции: разнонаправленные онтогенетические изменения, возрастная динамика, содержание профессии, социальная среда, жизненно важные события и случайные моменты. «К основным психологическим детерминантам профессиональных деформаций относятся стереотипы профессиональной деятельности, механизмы психологической защиты, стагнация профессионального развития, психофизиологические изменения, пределы профессионального развития и акцентуации характера» [2, с. 48].

Помимо причин, типичных для профессиональной деформации в целом, для анализа токсичного поведения учителя важно, на наш взгляд, учитывать особенности содержания педагогической деятельности и такие факторы, как повышенная / чрезмерная нагрузка и/ или низкая финансовая мотивация; стрессовые факторы и психологические перегрузки; сложность межличностного взаимодействия с коллегами (в частности интолерантность «опытного» педагога по отношению к молодому учителю); низкий авторитет учителя в обществе; нельзя также исключить психологические травмы и нарушения, проблемы личного характера, порождающее зависть и неудовлетворенность жизнью, - отсутствие семейной жизни и собственных детей.

Как известно, деятельность учителя связана с двумя взаимосвязанными базовыми функ-

циями, каковыми являются формирование в сознании учащихся разнообразных структур знаний, воспитание и социализация обучаемых, включающая трансляцию им социальных ценностей и норм поведения. При этом немаловажным фактором педагогической деятельности является коммуникативная компетентность, в состав которой входят когнитивный, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой и др. аспекты, навыки конструктивного (эффективного, гармоничного, позитивного) коммуникативного взаимодействия, включая кооперативные принципы и морально-этические нормы общения.

Исследователи выделяют различные стили педагогического общения, основанные на высоких профессиональных установках педагога; на дружеском расположении; дистанцировании; заигрывании; устрашении (по В.А. Кан-Калику, приводится по: [4]). Последнее относится к негативной форме общения, демонстрирующей педагогическую несостоятельность и деструктивный характер деятельности. Интерес представляет классификация стилей педагогического общения, предложенная М. Таленом, согласно которой выделяются следующие модели педагогов: Сократ (любитель споров и дискуссий), Руководитель групповой дискуссии (роль посредника, предпочитающего поиск демократического согласия результату дискуссии), Мастер (образец для подражания), Генерал (требует беспрекословного подчинения), Менеджер (ориентирован на поощрение инициативы и самостоятельности учащегося), Тренер (вдохновитель корпоративного духа), Гид (энциклопедичен, точен, сдержан) [Там же]. Думается, что предложенные М. Таленом образные модели педагогов представлены в обобщенно-идеализированном виде и не исчерпывают всех возможных типажей и стилей педагогического общения.

В то же время в обыденном сознании представителей русской лингвокультуры сложился устойчивый образ «Марьиванны», сочетающей в себе не самые лучшие характеристики представителей педагогической профессии:

Потому что, когда Марьиванна, которая вела обществоведение, обществознание или ОБЖ (а есть и более экзотические варианты), вдруг начинает вести «Основы православной культуры», получается нехорошо (Эксперт. 2013. № 1);

- Хорошие условия труда, в том числе и зарплата выше средней автоматически означают наличие конкуренции. Недалекая Марьиванна в таких

языкознание

условиях будет вытеснена более способными коллегами.

- Виктор, НЕ будет она вытеснена в рамках существующей системы. Потому что старая и на хорошем счету, потому что подруга завуча / директора, потому что до выслуги год остался, потому что у нее дети, потому что установлен минимум на молодых учителей. И я не уверен, что она будет вытеснена при новой системе (Форум. Раздень Наташу Ростову. 2011).

Проанализированный материал позволяет выделить примеры пренебрежения потребностями учеников, нарушения их личных границ, психологического и физического насилия и других вариантов реализации деструктивно-сти в коммуникативном поведении токсичного учителя в основных ситуациях педагогического взаимодействия.

Установлено, что в диаде «учитель - ученик» наиболее частотным приемом деструктивного поведения педагога выступает речевой акт «оскорбление»:

Учитель обзывал лохи (РА);

Учитель математики в школе: «Я не сказал, что вы - быдло, но я так подумал» (РА);

Учитель может говорить ученикам, что они никчемные, что они никуда не поступят, что они тупые, также может сказать ребенку, что он толстый (РА);

Вы как сборище алкоголиков, которые решили создать клуб математики (РА);

Один учитель в школе назвал меня бестолочью за то, что я неровно начертила какую-то табличку. Педагог по пению кричал во время занятий, что не хочет работать в классе, где каждый второй ребенок - дебил (Форум. Woman.ru);

Вы бы слышали, как наша русовед орет на 5-9 клашек: и дебилы они тупорогие, и отморозки, и сволочи, и твари поганые,.........заслуженый учитель, .... странно, что от нее отказались уже несколько классов до нас......наших детей она проМучила

4 года, в этом году идет на пенсию,......слава Богу!!!!

счастье есть)))) (Форум. Ykt.ru).

Оскорбительный характер нередко носят адресованные учащемуся/-имся критические замечания, которые ориентированы на оценку не только и не столько уровня знаний, сколько поведения, внешности и т. д. Форумы и сайты, на которых обсуждаются ситуации педагогического взаимодействия, предоставляют массу примеров:

дочка, на тот момент первоклашка, пришла домой из школы и сказала, что учительница на весь класс объявила претензию одному мальчику, что, видите ли, у него рубашка не белая, а уже желтая-грязная и чтоб он своим родителям передал, что

ему надо купить новую, а не ходить в одной и той же засаленной рубашке. Доча меня потом спросила, мол, папа, у меня же не "засаленная" одежда? Я, честно говоря, опешил. Мне всегда казалось, что, в случае каких-то проблем с ребенком или его внешним видом, претензии подобного рода высказываются напрямую родителям в приватной беседе, а не объявляются непосредственно ребенку перед всем классом со словами: "передай-ка маме-папе" (Форум. Ykt.ru);

Учителя любят совать нос туда, куда не надо. Например, да, обсуждать одежду учеников. Прическу. Внешность в целом. Достаток семьи, кем работают родители (Форум. Woman.ru);

учительница, к тому же, нередко повышала на учеников голос и публично их отчитывала, стыдя и подчеркивая, какие эти ребята лентяи, насколько они глупы и как пренебрежительно относятся к математике. Доставалось всем, кто хоть сколько-нибудь расслаблялся, и даже тем, кто делал какие-то мелкие описки. Если учесть, что ростом этот педагог была велика, а голосом громка, можно себе представить, как ее боялись дети и как тряслись, выходя к доске (Форум. Deti.mail.ru).

«Визитной карточкой» токсичного учителя становится повышенный уровень громкости его речевого поведения - типичный и, к сожалению, узнаваемый просодический компонент, сопровождающий учебный процесс. Крик, как известно, стимулирует ускорение сердцебиения, повышение уровня адреналина и, наслаиваясь на оскорбительную тональность, практикуемую учителем во взаимодействии с учениками, неизбежно приводит к стрессу, оказывая воздействие на физическое и психическое здоровье учащихся (клиентов педагогического дискурса):

Я и моя сестра (мы двойняшки), нам 11 лет. Вот второй год мы стараемся привыкнуть к тому что на всех всегда кричат, подавляют, унижают, обзывают, а иногда даже матом!!! По Английскому языку нас не учат... орет! Она говорит: - Была бы моя воля, я бы вас убила. Все нас называют придурками, тупо-рылами, безмозговыми!!! (Форум. Deti.mail.ru).

Деструктивная интенция в сочетании с нестабильным эмоциональным состоянием педагога приводит к абьюзивным отношениям и провоцирует его неадекватные поведенческие реакции, противоречащие принципу вежливости и нормам педагогической этики:

Однажды учитель истории девочке из нашего класса ... бросил дневник в лицо (Форум. NN.ru);

Учитель может порвать тетрадь, швырнуть ее на пол. Вырвать из рук ребенка рисунок, скомкать его и выбросить (РА);

известия вгпу. филологические науки

учитель обиделась на учеников 5го класса в октябре, ушла в учительскую, вернулась через 20 минут, сидела смотрела в окно, детям сказала делать, что они хотят, по звонку отпустила (РА).

Наивысшей степенью проявления токсичности, вне всяких сомнений, является физическое насилие. Свидетельства о растущем градусе педагогической агрессии в последнее время регулярно появляются в СМИ:

Учительница избивала первоклассников и заклеивала им рты (Комс. правда. 2007. 1 марта);

Учитель начальных классов школы № 37 Комсомольска-на-Амуре несколько раз ударила 9-летнего ученика. Поводом для рукоприкладства стало поведение мальчика - он мешал вести урок. Под Томском педагог ударила ребенка головой об парту, поскольку тот отвлекся почесать ногу (News. rambler.ru. 2018. 14 нояб.);

Учительница уральской школы дала пощечину ученику и порвала его тетрадь. Мне на тебя вообще пофиг, понимаешь? На тебя и на твою тетрадь, сказала учительница и порвала ее на части (Life.ru. 2021. 19 дек.);

В одной из школ Хабаровска произошел конфликт между учителем и учеником. Недовольный поведением 14-летнего мальчика педагог решил наказать его, ударив о стену, а после этого вытолкал из класса (RG.ru. 2021. 22 дек.);

«Мелкий пакостник»: В Иркутске учителя ОБЖ отстранили из-за старого видео с избиением ребенка. На ролике, снятом год назад, педагог нецензурно ругает детей, дает им подзатыльники, а одного хватает за грудки и трясет (Life.ru. 2022. 4 февр.).

Педагогическая токсичность в паре «учитель - учитель» наблюдается в коммуникативном поведении более опытного педагога по отношению к молодому коллеге и чаще всего связана с унижением достоинства последнего:

А.В. (учитель английского языка, 6 лет опыта педагогической деятельности, 1 год работы в школе) начинает урок в третьем классе. В класс заходит педагог М.А. (учитель начальных классов, 24 года опыта педагогической деятельности). Просит, чтобы те учащиеся, которые имеют репетитора по английскому языку, подняли руки. 9 человек поднимают руки, после чего М.А. говорит молодому коллеге: Если бы А.В. хорошо преподавала английский / столько бы поднятых рук не было (СУР).

Унижение достоинства подразумевает нарушение принципа вежливости. Как известно, вежливое общение предполагает заботу о репутации собеседника, вежливой нормой считается ситуация, где говорящий в меньшей мере заботится о своем лице, чем о репутации

партнера по коммуникации. Соответственно, противоположная ситуация, в которой говорящий в большей степени заботится о собственном лице, ставя под удар репутацию собеседника, относится к ситуации невежливости. И поскольку педагога с большим стажем работы трудно заподозрить в незнании педагогической этики и в непреднамеренности нанести ущерб лицу молодого коллеги, то подобные невежливые ситуации можно со всей очевидностью трактовать как деструктивные. Инвариантным признаком деструктивных ситуаций токсичного поведения зрелого педагога является использование ликоущемляющих речевых актов, в частности критических замечаний в адрес молодого учителя в присутствии учащихся, обусловленных нежеланием принимать индивидуальность другого (1) и/или сопровождающихся коммуникативной интоле-рантностью и категоричностью (2):

(1) Молодой педагог Д.А. (учитель английского языка, первая неделя трудовой деятельности) идет со своими учащимися в кабинет по коридору. Л.И. (учитель истории, 45 лет опыта педагогической деятельности) останавливает молодого педагога и начинает при учащихся критиковать внешний вид молодого педагога, используя оскорбления и делая отсылки к своему трудового опыту: Я столько лет в этой школе /я знаю / как должен выглядеть учитель (СУР);

(2) Д.А. (учитель английского языка, 2 года опыта педагогической деятельности) дает открытый урок со своими учащимися 7 класса. В середине урока в кабинет заходит В.В. (учитель английского языка, 19 лет педагогического опыта). Садится за последнюю парту и начинает давать комментарии в ходе урока, перебивая Д.А.: Я бы это сделала не так / Здесь нужна парная / а не групповая форма работы (СУР).

Таким образом, токсичность в педагогическом дискурсе мотивирована различными факторами социального и индивидуально-личностного характера, охватывает многообразные варианты манифестации физического и психологического прессинга. Деструктив-ность и токсичность представляют собой две стороны одного явления: токсичность реализуется в деструктивном коммуникативном поведении, деструктивная коммуникация - очевидный индикатор токсичного педагога. Необоснованные претензии, ликоущемляющие речевые акты оскорбления, критики, негативной оценки, используемые в публичной интеракции, общение на повышенных тонах - все это по отдельности или в сочетаниях друг с другом маркеры деструктивного коммуника-

языкознание

тивного поведения, практикуемого токсичным учителем в вертикальном (агент - клиент) или горизонтальном (педагог - педагог) типе взаимодействия.

список литературы

1. Балык А.С. Профессиональная деформация педагога как социально-психологическая проблема // Инновационные процессы в науке и образовании: сб. науч. ст. Пенза, 2018. С. 29-36.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2003.

3. Козлова А.В. Психологические особенности профессиональных деформаций личности преподавателя высшей школы: дис. ... канд. психол. наук, 2007.

4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов н/Д., 2002.

5. Трунов Д.И. Снова о «профессиональной деформации» // Психол. газ. 2004. № 6. С. 32-34.

* * *

1. Balyk A.S. Professional'naya deformaciya pe-dagoga kak social'no-psihologicheskaya problema // Innovacionnye processy v nauke i obrazovanii: sb. nauch. st. Penza, 2018. S. 29-36.

2. Zeer E.F. Psihologiya professij: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. M., 2003.

3. Kozlova A.V. Psihologicheskie osobennosti professional'nyh deformacij lichnosti prepodavatelya vysshej shkoly: dis. ... kand. psihol. nauk, 2007.

4. Pedagogika i psihologiya vysshej shkoly: ucheb. posobie. Rostov n/D., 2002.

5. Trunov D.I. Snova o «professional'noj defor-macii» // Psihol. gaz. 2004. № 6. S. 32-34.

"Toxic" teacher: the features

of the destructive communicative behavior

The article deals with the linguistic means and the ways of the destructive communication, practiced by a "toxic" teacher in the vertical (teacher -student) and horizontal (teacher - teacher) types of cooperation. Toxicity in the pedagogical discourse relates with the display of the physical and psychological violence. Destructiveness and toxicity are the interdependent phenomena: toxicity is implemented in the destructive communicative behavior; the destructive communication is the marker of the "toxic" teacher.

Key words: destructiveness, impoliteness, pedagogical discourse, professional deformation, toxicity.

(Статья поступила в редакцию 05.03.2022)

О Дженкова E.A., 2022

Е.А. ДЖЕНКОВА (Волгоград)

прагматические характеристики текстов выступлений политиков В РОССИИ и германии на тему «пандемия КОРОНАВИРУСА»: ритуальный аспект

Рассматриваются характеристики обращений В.В. Путина и А. Меркель, посвященных эпидемии коронавируса. Анализ проводится по схеме, учитывающей типовых участников, хронотоп, цели, ценности, стратегии, тактики, дискурсивные формулы выступления. Делается вывод о том, что выступления политиков реализуют функции, типичные для ритуальной коммуникации, однако со снижением кризисности ситуации наблюдается постепенная деритуализация коммуникации.

Ключевые слова: ритуал, ритуальный дискурс, деритуализация, политический дискурс, жанр обращения, коммуникативные стратегии и тактики.

В настоящее время в разных сферах общественной жизни наблюдаются разноплановые тенденции, вызванные изменениями привычного уклада жизни из-за распространения новой коронавирусной инфекции. «Ковидное» время охарактеризовалось формированием новой реальности и нарушением существующих устоев. Многие явления происходили в первый раз за многие годы, например: переход образовательных учреждений на дистанционное обучение и перевод сотрудников на дистанционную работу, ограничение свободы передвижения и введение QR-кодов, виртуальные посещения музеев, концертов, массовое использование онлайн-трансляций и онлайн-сервисов, проведение многочисленных мероприятий, совещаний, заседаний в онлайн-формате, проведение спортивных и культурных мероприятий без зрителей и т. д.

В соответствии с изменением мира идет процесс языкового осмысления новой реальности. Пандемия СОУГО-19 дала объемный языковой материал лингвистам, анализирующим изменения в языке в связи с возникновением новых явлений (В.С. Носова, С.А. Волкова, Е.К. Сергеева, М. Бхатнагар, И.И. Мишут-кина, О.Н. Селезнева, Ю.М. Шемчук), столк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.