точкой (рения считаются, расценивают как экспертное мнение.
7. Уменьшение контроля - способ, удовлетворяющий потребность в доверии. При верном применении способа у сотрудника возникает желание оправдать доверие.
8. Вовлечение в деятельность подбор компетентных сотрудников .тля выполнения более важного задания (рабочая группа).
9. Возложение ответственности - способ предоставить человеку возможность управления в рамках определенного задания (руководитель творческой группы, методического объединения и др.).
10. Наставничество - способ предоставить человеку возможность передать накопленный опыт профессиональной деятельности.
Для сотрудников, нацеленных на успех, подходит почти каждый способ нематериальной мотивации с учетом их потребностей, в отличии сотрудников, избегающих неудач. С ними необходимо аккуратно подходить в вопросу использования способов нематериальной мотивации. Способы мотивирования, обусловленные повышением нагрузки или возможностью получения неудачи (наставничество, возложение ответственности, вовлечение в деятельность). могут как повысить, так и понизить мотивацию человека на качественную профессиональную деятельность: если педагог не справится с заданием, у него укрепится страх получения неудачи и в будущем усложнит процесс мотивирования; при положительном результате деятельности, у сотрудника может повыситься мотивация достижения успеха.
Способы мотивации, удовлетворяющие потребность в признании, самореализации (похвала, занесение на доску почета, признание, обращение за советом, уменьшение контроля), на данных сотрудников будут влиять только при условии их заинтересованности. Уменьшение контроля может спровоцировать безответственное отношение к работе.
Наилучшими коллективными способами нематериальной мо-
тивации для любой категории сотрудников являются соревнование и конкуренция, так как достигающие успеха сотрудники покажут высокие результаты, желая победить и быть лучшими в деятельности среди коллег, а избегающие неудач подтянутся, чтобы не получить низший результат.
Таким образом, проведя анализ мотивации достижения сотрудников и используя эффективные способы мотивирования, руководитель способен повышать результативность сотрудников и положительно влиять на результат деятельности организации.
Литература:
1. Беляева И.Ф.. Катульский Е.Д., Магун B.C. Мотивация трудовой деятельности и некоторые направления перестройки системы управления трудом // Ключевой вопрос социологии труда. - М„ 1988.
2. Вилюнас В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации И Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1997. -№ 1.-С.З.
3. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации А Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти A.II. Леонтьева. - М.. 1983.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508
с.
5. Кардашов В. Мотивация персонала: теория и практика Человек и труд. - 2002. - №10. - С.80-83.
6. Кетько С.М.. Пакулина С.А., Поминов A.B. Единство рефлексии. мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М„ 2005. - 231 с.
7. Ламанов А. Мотивация персонала в инновационном бизнесе // Человек и труд. - 2003. - №2. - С.78-80.
8. Москвичев C.I. Мотивация, деятельность и управление. -Киев. 2003. - 490 с.
УДК 659
ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД
Акимова Л.А., заведующий МВДОУ № 65 «Фестивальный», г. Сургут
В статье исследуется образ современного педагоги, отмечающего слож ившимся реалиям. Задача, которая стоит перед образованием, сложна и трудна. Автор ставит цель показать современный имидж педагога.
К.иочевые слова: педагог, имидж, бренд, профессионал, образование
THE IMAGE OF THE MODERN TEACHER AS A PROFESSIONAL BRAND
Akimuva L„ head of MBPEI № 65 «Festival», Surgut
This ankle examines the Image of the modern teacher, suited to current realities The challenge facing education is complex and difficult. The author aims to show a modern image of a teacher.
Keywords: teacher image, brand, professional, education
Исследование в части имиджа современного педагога мы начнем с притчи. Однажды император захотел узнать, кто самый сильный воин в его империи и устроил соревнование. Только три воина прошли все испытания, но выявить сильнейшего было нелегко. Тогда император сказал: «Пусть каждый из вас станет в центр толпы, и толпа будет кидать в него камни. Кто выживет - тот лучший. Первый вышел и отбил все камни мечом. Второй вышел и уклонился от всех камней. Третий вышел и никто не стал бросать в него камни. Ну. так кто из них самый сильный? Третий? 'Это неправильный ответ. Третьего лишь считали самым сильным воином, поэтому ему не пришлось тратить силы в этом состязании. 11о раз вы считаете его самым сильным, то это так и есть. Хотя его сила не только и не столько в физическом превосходстве над соперниками. сколько в головах у толпы, в их мнении о нем. Выражаясь современным языком в бренде.
Что же такое бренд? Бренд - это не какая-либо конкретная вещь, предмет, компания или организация. Это некая ментальная конструкция (мысль+эмоция). это некая сумма опыта человека, его восприятие веши, продукта или организации. Бренд это понятие, существующее у нас в голове. Бренды не существуют без людей. Мы нужны брендам, а бренды нужны нам. Это именно наше человеческое восприятие делает что-то либо кого-то брендом. Тем не
менее, процесс создания бренда вполне материален. Какие бренды мы знаем? Мерседес, Сони. Apple и т.д. Что вообще может быть брендом и есть ли бренды в образовании? Давайте размышлять.
У любого человека есть свое лицо, свой характер, навыки, которыми он обладает и каждый из нас вполне способен создать свой собственный бренд. Как? Давайте пробовать. Целевая аудитория для нас - re люди, чье мнение для нас важно, те с кем мы хотели бы эффективно взаимодействовать. У вас есть желание управлять мнением этих люден, образами Вас в головах этих людей? Если да. то тогда вам просто необходимо создавать свой персональный профессиональный бренд. Если нет. то «персональный брендинг» - пустая трата времени для Вас.
11так. в последнее время в сфере образовательных услуг наблюдается тенденция создания конкурентной среды, наблюдается борьба за достижение лучших результатов на педагогическом поприще. Мо-ниторинги качества образовательных услуг прочно и надолго вошли в жизнь каждой образовательной организации. Государственная политика России ориентирована на рост ВВП. что невозможно без наличия качественных трудовых ресурсов. Основным детерминантом качества трудовых ресурсов является образование. Для создания в нем конкурентной среды должен существовать полноценный рынок образовательных услуг, нацеленный на удовлетворение растущих и
20 INNOVATIVE ECONOMY | №1 2016 |
постоянно меняющихся потребностей. В связи с этим логично говорить о технологии создания бренда образовательных организаций, персонального бренда педагогов образовательных организаций, потому, что именно устойчивый бренд обеспечивает повышение конкурентоспособности. В современных условиях каждый педагог должен задуматься о своей успешности п конкурентоспособности. В сознании каждого неизбежно должно произойти осознание необходимости перехода от позиции наемного государственного служащего, пассивно ожидающего, когда же государство повысит ему заработную плату на позицию самостоятельного профессионала, активного субъекта на рынке образовательных услуг, готового наилучшим образом распорядиться своим интеллектуальным капиталом своей педагогической квалификацией. Педагоги образовательных организаций должны находить наиболее выгодные сферы применения своего интеллектуального капитала, как в своем образовательном учреждении, так и на более обширном рынке педагогических услуг своего города, региона, страны. Что же способствуег созданию бренда педагога? Какие критерии успешности следует учитывать при создании собственного бренда? Это, прежде всего, уровень обученности детей, определяющий качество непосредственно образовательной деятельности, осуществляемой конкретным педагогом. Второй критерии - уровень сформированности общеучебных умений н навыков педагога. Это учебно-информационные умения (работа с письменными, устными текстами, с другими источниками информации, ИКТ культура): учебно-логические умения (умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать): учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля). Третий критерий -уровень исследовательской деятельности педагога. 11едагог - это человек, который обучается всю жизнь. Поэтому, важным критерием успешности его деятельности становится самообразование, в процессе которого педагог овладевает теоретическим сведениями о новых методах, приемах, технологиях в работе с детьми. Четвертый кри-тернй повышение квалификации педагога, трансляция собственного педагогического опыта. Это наиважнейшее условие создания собственного бренда. «Выть в ногу» с современными тенденциями развития образования, перенимать опыт, трансформировать его в собственные приемы, методы, апробировать и в дальнейшем делиться своим опытом - главное условие для того, чтобы о Вас в дальнейшем «заговорил мир». Пятый критерии - способность к инновационной деятельности. Вы должны понимать, что именно такая деятельность позволит выйти Вам на свой «авторский» подход к реализации поставленных задач, инициатив. Именно Ваше имя йудут упоминать коллеги, когда будут использовать Ваши наработки, придумки, авторские приемы и методы при условии, конечно, что Вы будете делиться с ними своим опытом работы.
Персональный брендинг - это способ повышения своей канализации на соответствующем рынке специалистов. Причем, капитализация может осуществляться как в денежном выражении, лк и в виде неких социальных бонусов. Если Вы умеете привлекать I! удерживать общественное влияние, то вы найдете способ конвер--ировать это в актуальные для себя блага. Какие же социальные "опусы может получить для себя педагог? Яркий личный бренд позволяет педагогу получить уважение детей и родителей, авторитет среди коллег и повысить собственную самооценку. Персона, «.задающая сильным брендом, остается менее уязвимой во время •кономических неурядиц. Компетентный педагог знает себе цену и боится потерять рабочее место во время экономических кризисов массовых сокращении. Такой специалист уверенно чувствует .ебя в изменяющихся обстоятельствах. Во многих случаях удачный .-рсональный бренд становится источником дополнительного : эхода. Работа по созданию персонального бренда способствует > становлению баланса между внутренним и внешним миром. 1орой внутренний голос спрашивает: «Ну. зачем тебе участие в •том профессиональном конкурсе?» Подсознание же говорит о необходимости презентовать себя, показать, на что ты способен. Ьрендинг напрямую способствует эффективному структурирова-ню своей деятельности. Он позволяет по-другому посмотреть на многие ей аспекты, как сквозь увеличительное стекло. Сильный Зренд освобождает от необходимости карабкаться по служебной ее гннне. Вас и так заметят. 11ерсональный бренд четко определяет ; зро личности. Бренд, отражающий ценности педагога, создает «сное коммуникационное пространство между ним и целевой г.днторией (воспитанниками, учениками, родителями). Чем более
правдив, реалистичен бренд педагога, тем больше вероятность того, что рядом с таким педагогом будет всегда его аудитория.
Итак, как же создать собственный бренд? С чего начать?
Определите, Кго Вы? Определите для себя все свои сильные стороны личности, свои лучшие качества. Разберитесь в чем Вы сильны, вычлените свои уникальные таланты, навыки, умения. Не бойтесь, ваши знания и умения достойны внимания уже сейчас. Вокруг Вас есть люди, которые нуждаются в Вашей информации, как Вы когда-то нуждались в чьей либо. Вы должны научиться собирать и накапливать информацию. Остальное - дело техники.
Определите нишу своей педагогической деятельности. 11иша педагогической деятельности это область применения Ваших профессиональных знаний, умений, навыков, компетенции. Постарайтесь найти нишу более узкую, новую, неизвестную. И тогда, Вы будете первым. Но можно занять и существующую, но тогда Вы должны будете подвинуть уже существующих в ней лидеров и стать первым. Начните с идеи. Зачастую, умение «подать свою идею» стоит гораздо больше самой идеи.
Создайте информационный коллектор. «Кто владеет информацией. тот владеет миром». Как только Вы определились с нишей вашей профессиональной деятельности - приступайте к сбору информации, знаний в этой области из самых разных источников и не прекращайте это делать. Настоящий профессионал всегда знает больше, чем его конкуренты. Знание - это движущая сила в любой области профессиональной деятельности. Собрав определенное количество информации, знаний - примените их на практике, но предварительно подумайте, как это сделать с Вашей точки зрения. Вы обязательно найдйте свои приёмы, свои методы, которые впоследствии станут Вашей «фишкой». Наличие таких «фишек» формирует Ваш бренд.
Изучите конкурентов. Внимательно подойдите к изучению своих конкурентов. Ведь, настоящий мастер боевых искусств учится у своих противников. Изучите, что они делают, как они это делают, как оформляют продукты своей деятельности. Пропустите эти знания через себя. А теперь выдайте свой взгляд на это, свое1 видение этого. Только не копируйте слепо. Нужно отличаться!
Предъявите себя рынку .Позиционирование это путь к тому, чтобы занять лидирующие позиции в нише своей профессиональной деятельности, как уникального поставщика необходимых продуктов своей деятельности. Как? Надо тиражировать свою деятельность, публиковаться, принимать участие в семинарах, практикумах, участвовать в очных профессиональных конкурсах. Тогда Вас будут знать и отличать от других.
Ну а самое главное, быть всегда искренним. I |ельзя долгое время поддерживать личный бренд, если он не будет соответствовать Вашей внутренней сущности. Основные послания личного бренда должны быть тщательно продуманы «головой», но посылаться рынку образовательных услуг «от всего сердца».
Литература:
1. Аверьянов А.И., к.п.н., доцент Рассказова А.Л., к.пс.н.. доцент Чнжова К.И. к.п.н., доцент. Под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора Баклановой. Н. К. Под общей редакцией кандидата педагогических наук, доцента Шашенковой Б.А.. Пснхолого-педагогическне аспекты деятельности современного педагога. Методические рекомендации для студентов МП III. Протокол№9 от 12апрсля 2010г.- С.4-7.
2.Голованов В.II. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/В.Г1. Голованов. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС. 2004. - С. 153.
3.Морева 11. А. Основы педагогического мастерства : учеб. пособие для вузов / П. А. Морева. — М.: Просвещение, 2006. -С.92-99.
4. Краткий словарь современных понялш и терминов/ Н.Т Буни-мович. Г.Г. Жаркова. Т.М. Корнилова: 11ол общ. ред. В . А.Макаренко.-М.,1995.
1ЫЫОУАТ1УЕ ЕСОЫОМУ | №1 2016 | 21