УДК 37.041
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНДИНГ УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Н.Н. Кондрашева
Аннотация. Профессиональное развитие личности учителя и педагога-психолога остается ключевым направлением исследований в педагогической науке и требует практических решений реализации идеи брендинга специалиста посредством педагогической технологии. В статье рассматривается педагогическая технология брендинга учителя и педагога-психолога, авторы приходят к выводу, что данная технология представляет собой системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, методологических и технологических средств, применяемых в достижении педагогической цели как прогнозируемого результата.
Ключевые слова: педагогическая технология, брендинг, бренд, имидж, развитие, персонализация.
PERSONAL BRANDING OF THE TEACHER AND EDUCATIONAL PSYCHOLOGIST AS PEDAGOGICAL TECHNOLOGY
N. Kondrasheva
Abstract. Professional development of the identity of the teacher and educational psychologist remains the key direction of researches in pedagogical science and requires practical solutions of realization of the idea of branding of the expert by means of pedagogical technology. In article the pedagogical technology of branding of the teacher and educational psychologist is considered. This technology represents system set and an order of functioning of all personal, methodological and technological means applied in achievement of the pedagogical purpose as the predicted result.
Keywords: educational technology, branding, brand, image, development, customization.
Системообразующие изменения в общем образовании выдвигают проблему повышения качества педагогического труда и уровня профессионального мастерства учителя и педагога-психолога, что выдвигает на передний план ключевую задачу брендинга как педагогической технологии. Высокий уровень мастерства дает новое качество профессиональной деятельности учителя и педагога-психолога, формируется
профессиональная позиция, аккумулирующая в себе наивысшие уровни направленности, знаний, готовности и компетенций, продуцируется инструмент для самоанализа профессионально-педагогической деятельности, выявляются резервы самодвижения, в том числе посредством позиционирования индивидуального бренд-имиджа.
Имидж учителя и педагога-психолога, с позиции В.Е. Цибульниковой, представляет собой целостный целенаправленно
сформированный образ как динамическое образование, имеющее интегративный характер профессиональной направленности
деятельности, комплексно включающее внутренние качества и внешние характеристики, а также способствующие результативности труда и успешности в педагогическом
коллективе. Имидж учителя и педагога-психолога как носителя индивидуального стиля профессиональной деятельности и образа, создаваемого в процессе общения, взаимодействия и целенаправленной
деятельности, выстраивается на ключевых основополагающих принципах: принципе детерминизма, принципе единства сознания и деятельности, а также принципе развития личности [3].
Педагогическое участие в профессиональном развитии учителя и педагога-психолога может обеспечиваться проектированием как специфическим видом педагогической деятельности. Педагогическое проектирование профессионального развития личности выстраивается на основе педагогической аксиологии и антропологии, принципах гуманизации образования. С позиции, Т.А. Челноковой, стратегия педагогического проектирования профессионального развития личности представляет собой систему концептуально обоснованных, целенаправленных и последовательных проектных действий, направленных на преобразование
образовательной среды и создание благоприятных условий для развития личности участников образовательного процесса [5].
Развитие личности учителя и педагога-психолога связано не только с формированием индивидуального профессионального имиджа, но и с персональным брендом в условиях конкурентной образовательной среды. Личный бренд учителя и педагога-психолога способствует повышению самооценки, а также формированию авторитета и уважения среди коллег, обучающихся и их родителей.
Персональный бренд учителя и педагога-психолога может формироваться в образовательной организации, в которой он работает посредством брендинга как педагогической технологии.
Е.А. Леванова и В.Е. Цибульникова определяют признаки педагогической технологии, к которым относят: технологичность, целенаправленность, качество, результативность, эффективность,
воспроизводимость и транслируемость. Они выделяют следующие атрибутивные черты, присущие каждой педагогической технологии: наличие конкретной педагогической идеи, под которую разрабатывается педагогическая технология; наличие ценностно-смысловых установок и достижимых целей; реализация технологии с учетом закономерностей и принципов педагогической науки и практики; выстраивание технологического цикла совокупности педагогических действий в соответствии с поставленной целью; реализация педагогической технологии на основе субъект-субъектного взаимодействия в системах «педагог-обучающийся», «обучающийся-
обучающийся», «педагог-учебная группа»; наличие диагностических процедур в рамках оценки качества образования; наличие в педагогической технологии устойчивых алгоритмов и вариативных частей [3].
Брендинг учителя и педагога-психолога как педагогическая технология представляет собой системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, методологических и технологических средств, применяемых в достижении педагогической цели как прогнозируемого результата.
Персональный брендинг учителя и педагога-психолога выстраивается с учетом его личностных черт, профессиональных качества и практического опыта работы в системе общего образования. Ключевыми показателями эффективного персонального бренда современного педагога-психолога выступают: во-первых, отличительность, во-вторых, значимость, в-третьих, последовательность.
С позиции, А.М. Година, брендинг - это творческая работа по созданию и масштабному
внедрению бренд-имиджа на рынок услуг путем его закрепления в сознании потребителей. Бренд-имидж выступает в качестве сформированного представления целевой аудитории о профессиональной деятельности и успехах личности или организации [1, С. 105].
Технология создания персонального бренда учителя и педагога-психолога предполагает алгоритмическую последовательность
следующих шагов:
- в первую очередь выявление отличительных личностных и профессиональных качеств, определяющих сильные стороны учителя и педагога-психолога (педагогическая интуиция, профессиональная гибкость, опережающее мышление, стрессоустойчивость, высокая рефлексивность, этичность, деликатность, честность, порядочность, лояльность, справедливость, ответственность, инициативность, способность к решению профессиональных задач разного уровня сложности и направленности и др.);
- во-вторых, переосмысление учителем и педагогом-психологом своей ниши в профессиональной среде, которую они уже занимают и могут в последующем занять в контексте его профессионального развития;
- в-третьих, в условиях конкурентных преимуществ специалистов высокого класса -исследование их профессионально востребованных качеств, а также изучение и обобщение передового педагогического опыта и особенностей профессионального мастерства выдающихся педагогов-новаторов;
- в-четвертых, проектирование и моделирование образа будущего бренд-имиджа, построение «древа целей» и «древа ресурсов» в контексте создания будущего прогнозируемого бренда;
- в-пятых, позиционирование учителем, педагогом-психологом себя как уникального профессионала и успешного специалиста в выбранной ранее нише.
Цель данной педагогической технологии состоит в формировании умений и развитии навыков практического применения знаний о закономерностях и принципах создания бренд-имиджа учителя и педагога-психолога с учетом личностного и профессионального развития.
Таким образом, персональный бренд учителя и педагога-психолога последовательно формируется и реализуется в отношениях с субъектами образовательного процесса в образовательных организациях, что безусловно способствует эффективному структурированию своей профессиональной деятельности. Персональный брендинг направлен на
гармонизацию профессиональной сферы деятельности как важнейшего фактора развития личности с учетом механизмов формирования и реализации жизненных стратегий, смысловой и социальной навигации.
С одной стороны, потребность в персонализации обеспечивает активное включение индивида в систему социальных связей и в практику, с другой стороны, оказывается детерминированной этими социальными связями. С.Ю. Головин подчеркивает, что, стремясь включить свое «Я» в сознание, чувства и волю других посредством активного участия в совместной деятельности, приобщая их к своим интересам и желаниям, индивид, получив в порядке обратной связи информацию об успехе, удовлетворяет тем самым потребность в персонализации [2].
Персонализация как элемент брендинга учителя и педагога-психолога представляет собой процесс осознания субъектом собственной личности как общественно значимой, результатом чего выступает его активная профессиональная деятельность, нацеленная на трансляцию участникам образовательных отношений своей индивидуальности.
Исходя из вышеизложенного необходимо
сделать следующие выводы:
Во-первых, конкурентно насыщенное образовательное пространство вызывает необходимость формирования индивидуального бренд-имиджа современного учителя и педагога-психолога.
Во-вторых, брендинг учителя и педагога-психолога представляет собой педагогическую технологию как целенаправленную
деятельность и процесс создания, функционирования и развития персонального бренда. Брендинг учителя и педагога-психолога как педагогическая технология способствует эффективному структурированию
профессиональной деятельности и является практическим инструментом, направленным на профессиональный рост и систематизацию знаний, умений, навыков и компетенций.
В-третьих, персонализация как компонент брендинга является потребностью учителя и педагога-психолога соответствовать целям образовательного процесса, посредством своей ценностно-смысловой устремленности и способствует расширению общекультурных и профессиональных компетенций, повышению внутренней ответственности, способности к самоанализу и саморефлексии.
1. Годин А.М. Брендинг: Учебное пособие / А.М. Годин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 184 с.
2. Головин С.Ю. Словарь практического психолога: Персонализация. - Минск: Харвест, 1998. -800 с.
3. Леванова Е.А. Здоровье-ориентированный имидж современного учителя как носителя индивидуального стиля профессиональной деятельности / Е.А. Леванова, В.Е. Цибульникова, Т.В.
Пушкарева // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №11. - С. 30-32.
4. Цибульникова В.Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в общем образовании: Учебное пособие (с практикумом) для студентов педагогических вузов / Е.А. Леванова, В.Е. Цибульникова - М.: МПГУ, 2017. - 148 с.
5. Челнокова Т.А. Педагогическое проектирование профессионального развития личности на этапе школьного обучения: Дис. ... д-ра пед наук. -Ульяновск, 2012. - 397 с.
Сведения об авторе:
Кондрашева Наталья Николаевна (г. Москва, Россия), аспирант кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: [email protected]
Data about the author:
N. Kondrasheva (Moscow, Russia) graduate student of department of social pedagogics and psychology, Moscow state pedagogical university, e-mail: [email protected]