УДК 372
НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Анлрейчикова K.M.. заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе МБДОУ детского сада № 74 «Филиппок» г. Сургут
В статье рассматривается профессиональная деятельность педагога, ориентированная на достижение результата в работе с детьми дошкольного возраста. В основу статьи заложена нематериальная мотивация педагогов, анализируются ее особенности и влияние на результаты их деятельности.
Ключевые слова: педагог, дети, мотивация, эффективность, профессионал ihm.
INTANGIBLE MOTIVATION AS A FACTOR IN ACHIEVING EFFECTIVE ACTIVITY OF THE PEDAGOGICAL STAFF IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Andreichikova K.. deputy head for educational work. MBPEI kindergarten № 74 «Filippok» the city of Surgut
The article discusses the professional activity of the teacher, focused on achieving results in the work with children of preschool age. The article laid non-material motivation of teachers, analyzes its characteristics and impact on performance.
Keywords: teacher, children, motivation, effectiveness, professionalism.
Полноценное развитие детей-одна из важнейших задач общества, государства и каждого человека в собственной жизни, так-как оно является основой нашего будущего. Профессиональная деятельность педагога, ориентированная на детский результат, способствует процессу укрепления психологического и физического иоровья ребенка, как в детском саду, так п в кругу семьи. В связи с чем. мотивации сотрудников образовательной организации на качественную педагогическую работу уделяется большое значение в процессе управления дошкольным учреждением.
Впервые термин «мотивация» употребил в своей статье А. Шопенгауэр. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему. Например, мотивация по В. К. Вилюнасу — это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. К. К 11латонов считает, что мотивация как явление психическое есть совокупность мотивов. Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности, разрабатывавшейся ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном.
Рассмотрим одно направление в исследованиях мотивации. Оно связано с попыткой понять, каким образом человек мотивируется в деятельности, направленной на достижение успехов, и как ой реагирует на постигающие его неудачи. Факты, полученные в психологии, говорят о том. что мотивации достижения успехов и (бегания неудач являются важными и относительно независимыми аилами человеческой мотивации. От них во многом зависит судьба и положение человека в обществе. Замечено, что люди с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в
- нзнн гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует.
В психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности. Основателями •тон теории считаются американские ученые Д. Мак-Кпелланд, Д. мкинсон и немецкий ученый Х.Хекхаузен. Рассмотрим основные положения данной теории.
У человека есть два разных мотива, функционально связанных
- деятельностью, направленной на достижение успеха. Это - мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи.
Поведение людей, мотивированных на достижение успеха и 1 избегание неудачи, различается следующим образом. Люди. V тнвнрованные на успех, обычно ставят перед собой в деятель-эоти некоторую положительную цель, достижение которой может ?ыть однозначно расценено как успех. У каждого вида мотивации : хтижения есть положительные и отрицательные стороны. Плюсы тиваиии достижения успеха заключаются в получении высокого результата н более эффективной профессиональной деятельности . итогов, в отличие от мотивации избегания неудач. Чаще всего - 1н мотивированные на избегание неудач могут показывать .релннй результат профессиональной деятельности, зато они менее лвержены стрессам и способны лучше организовать отдых и эмоциональную разгрузку.
Ярко-выраженная мотивация достижения успеха или мотивация
избегания неудач редко встречается, но одна из них все равно будет преобладать в поведении человека в тот или иной момент времени. В связи с чем, при управлении образовательной организацией необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого сотрудника. Волее сложные и ответственные задания можно доверить первой категории сотрудников и при планировании работы ограничиться двумя-тремя процедурами контроля в рамках плана (контрольными точками), а вторую нацелить на выполнение более творческих заданий и уделить внимание контролю ежедневной работы данных сотрудников.
Способы мотивирования сотрудников обоих категорий делятся на два вида: материальная и нематериальная мотивация. Материальная мотивация предполагает стимулирование сотрудников за счет финансового вопроса: выплаты, денежные премии и т.д. Система стимулирования в муниципальных бюджетных организациях четко регламентированная. Организациями утверждаются критерии эффективности деятельности и качества труда работников, согласно выполнению которых производится расчет стимулирующей премии. Выполнение сотрудниками работы, не прописанной в критериях, не подлежит денежному вознаграждению. Реализацию данной работы необходимо учитывать в должностной инструкции, либо использовать способы нематериальной мотивации.
Согласно пирамиде потребностей по А. Маслоу нематериальные методы мотивации удовлетворяют потребности выше второго уровня. Существует множество способов нематериальной мотивации. При применении тех или иных способов необходимо учитывать ведущий вид мотивации достижения сотрудников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский № 74 «Филиппок» предлагает ознакомиться, на наш взгляд, с основными способами нематериальной мотивации, применимых для педагогических сотрудников дошкольных образовательных организаций:
1. Соревнование способ выявления лучшего результата в конкретном виде деятельности: конкурс профессионального мастерства. смотр-конкуре выполнения определенного задания, конкурсы методических разработок и др.
2. Конкуренция выстроенная система ранжирования педагогических сотрудников согласно их достижениям и результатам. Учитываются результаты, не регламентированные системой материального стимулирования -личные инициативы, творческие находки, выполнение срочных заданий и т.д. В данном способе необходимо заранее определить результат поощрения сотрудников, проявивших себя наилучшим способом.
3. Занесение на доску почета - публичный способ мотивации лучшего в своем деле.
4. Похвала - устный способ мотивирования, эффективнее использовать публичную похвалу.
5.11риэпание оценка по достоинству, положительное отношение коллектива (признание сотрудника профессионалом дела).
6. Обращение за советом - способ показать человеку, что с его
точкой (рения считаются, расценивают как экспертное мнение.
7. Уменьшение контроля - способ, удовлетворяющий потребность в доверии. При верном применении способа у сотрудника возникает желание оправдать доверие.
8. Вовлечение в деятельность подбор компетентных сотрудников .тля выполнения более важного задания (рабочая группа).
9. Возложение ответственности - способ предоставить человеку возможность управления в рамках определенного задания (руководитель творческой группы, методического объединения и др.).
10. Наставничество - способ предоставить человеку возможность передать накопленный опыт профессиональной деятельности.
Для сотрудников, нацеленных на успех, подходит почти каждый способ нематериальной мотивации с учетом их потребностей, в отличии сотрудников, избегающих неудач. С ними необходимо аккуратно подходить в вопросу использования способов нематериальной мотивации. Способы мотивирования, обусловленные повышением нагрузки или возможностью получения неудачи (наставничество, возложение ответственности, вовлечение в деятельность). могут как повысить, так и понизить мотивацию человека на качественную профессиональную деятельность: если педагог не справится с заданием, у него укрепится страх получения неудачи и в будущем усложнит процесс мотивирования; при положительном результате деятельности, у сотрудника может повыситься мотивация достижения успеха.
Способы мотивации, удовлетворяющие потребность в признании, самореализации (похвала, занесение на доску почета, признание, обращение за советом, уменьшение контроля), на данных сотрудников будут влиять только при условии их заинтересованности. Уменьшение контроля может спровоцировать безответственное отношение к работе.
Наилучшими коллективными способами нематериальной мо-
тивации для любой категории сотрудников являются соревнование и конкуренция, так как достигающие успеха сотрудники покажут высокие результаты, желая победить и быть лучшими в деятельности среди коллег, а избегающие неудач подтянутся, чтобы не получить низший результат.
Таким образом, проведя анализ мотивации достижения сотрудников и используя эффективные способы мотивирования, руководитель способен повышать результативность сотрудников и положительно влиять на результат деятельности организации.
Литература:
1. Беляева И.Ф.. Катульский Е.Д., Магун B.C. Мотивация трудовой деятельности и некоторые направления перестройки системы управления трудом // Ключевой вопрос социологии труда. - М„ 1988.
2. Вилюнас В.К. Инстинкт в свете эмоциональной концепции мотивации И Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1997. -№ 1.-С.З.
3. Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации А Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти A.II. Леонтьева. - М.. 1983.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508
с.
5. Кардашов В. Мотивация персонала: теория и практика Человек и труд. - 2002. - №10. - С.80-83.
6. Кетько С.М.. Пакулина С.А., Поминов A.B. Единство рефлексии. мотивации и адаптации в сознании личности: Коллективная монография. - М„ 2005. - 231 с.
7. Ламанов А. Мотивация персонала в инновационном бизнесе // Человек и труд. - 2003. - №2. - С.78-80.
8. Москвичев C.I. Мотивация, деятельность и управление. -Киев. 2003. - 490 с.
УДК 659
ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА КАК ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ БРЕНД
Акимова Л.А., заведующий МВДОУ № 65 «Фестивальный», г. Сургут
В статье исследуется образ современного педагоги, отмечающего слож ившимся реалиям. Задача, которая стоит перед образованием, сложна и трудна. Автор ставит цель показать современный имидж педагога.
К.иочевые слова: педагог, имидж, бренд, профессионал, образование
THE IMAGE OF THE MODERN TEACHER AS A PROFESSIONAL BRAND
Akimuva L„ head of MBPEI № 65 «Festival», Surgut
This ankle examines the Image of the modern teacher, suited to current realities The challenge facing education is complex and difficult. The author aims to show a modern image of a teacher.
Keywords: teacher image, brand, professional, education
Исследование в части имиджа современного педагога мы начнем с притчи. Однажды император захотел узнать, кто самый сильный воин в его империи и устроил соревнование. Только три воина прошли все испытания, но выявить сильнейшего было нелегко. Тогда император сказал: «Пусть каждый из вас станет в центр толпы, и толпа будет кидать в него камни. Кто выживет - тот лучший. Первый вышел и отбил все камни мечом. Второй вышел и уклонился от всех камней. Третий вышел и никто не стал бросать в него камни. Ну. так кто из них самый сильный? Третий? 'Это неправильный ответ. Третьего лишь считали самым сильным воином, поэтому ему не пришлось тратить силы в этом состязании. 11о раз вы считаете его самым сильным, то это так и есть. Хотя его сила не только и не столько в физическом превосходстве над соперниками. сколько в головах у толпы, в их мнении о нем. Выражаясь современным языком в бренде.
Что же такое бренд? Бренд - это не какая-либо конкретная вещь, предмет, компания или организация. Это некая ментальная конструкция (мысль+эмоция). это некая сумма опыта человека, его восприятие веши, продукта или организации. Бренд это понятие, существующее у нас в голове. Бренды не существуют без людей. Мы нужны брендам, а бренды нужны нам. Это именно наше человеческое восприятие делает что-то либо кого-то брендом. Тем не
менее, процесс создания бренда вполне материален. Какие бренды мы знаем? Мерседес, Сони. Apple и т.д. Что вообще может быть брендом и есть ли бренды в образовании? Давайте размышлять.
У любого человека есть свое лицо, свой характер, навыки, которыми он обладает и каждый из нас вполне способен создать свой собственный бренд. Как? Давайте пробовать. Целевая аудитория для нас - re люди, чье мнение для нас важно, те с кем мы хотели бы эффективно взаимодействовать. У вас есть желание управлять мнением этих люден, образами Вас в головах этих людей? Если да. то тогда вам просто необходимо создавать свой персональный профессиональный бренд. Если нет. то «персональный брендинг» - пустая трата времени для Вас.
11так. в последнее время в сфере образовательных услуг наблюдается тенденция создания конкурентной среды, наблюдается борьба за достижение лучших результатов на педагогическом поприще. Мо-ниторинги качества образовательных услуг прочно и надолго вошли в жизнь каждой образовательной организации. Государственная политика России ориентирована на рост ВВП. что невозможно без наличия качественных трудовых ресурсов. Основным детерминантом качества трудовых ресурсов является образование. Для создания в нем конкурентной среды должен существовать полноценный рынок образовательных услуг, нацеленный на удовлетворение растущих и