Научная статья на тему 'ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ОВД: СОЦИОЛОГО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ОВД: СОЦИОЛОГО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
149
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОЛИЦИЯ / КАДРЫ / МЕТОД СЕМАНТИЧЕСКОГО ДИФФЕРЕНЦИАЛА / ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ОБРАЗ УСПЕШНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ОЖИДАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ИМИДЖА / ОБЩЕСТВЕННЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Куклина Елена Юрьевна, Гостев Александр Николаевич, Демченко Татьяна Сергеевна

В статье представляются результаты социологического исследования имиджа руководителя органов внутренних дел (ОВД) г. Якутска на герменевтическом подходе. В работе констатируется факт ценности образа руководителя ОВД в восприятии населения, исследуется проблема понимания и интерпретации представляемого общественности имиджа руководителя ОВД. На основе теоретического анализа обосновываются новые определения категориям «руководитель ОВД», «имидж руководителя ОВД». Определяются показатели оценки имиджа руководителя ОВД в общественном сознании. На основе результатов биполярного метода показывается современный образ успешного руководителя ОВД и приоритеты в конструировании его профессионального имиджа. Доказывается, что, с одной стороны, имидж руководителей ОВД - это необходимое условие их профессиональной деятельности; с другой - это фактор доверия граждан структурам федеральной исполнительной власти. Представляется роль СМИ в формировании общественного мнения о МВД. Обосновывается, что образ руководителей ОВД формируется как стереотип профессии и должен соответствовать ожиданиям населения. Показываются общественные механизмы повышения уровня имиджа руководителя ОВД, формулируются практические рекомендации по совершенствованию имиджа сотрудников полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Куклина Елена Юрьевна, Гостев Александр Николаевич, Демченко Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE HEAD OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS: SOCIAL AND HERMENEUTIC ASPECT

The article presents the results of a sociological study of the image of the head of the internal affairs bodies (ATS) of Yakutsk on a hermeneutic approach. The work establishes the fact of the value of the image of the head of the Department of Internal Affairs in the perception of the population, explores the problem of understanding and interpreting the image of the head of the Department of Internal Affairs presented to the public. Based on theoretical analysis, new definitions are justified for the categories “head of the internal affairs department,” “image of the head of the internal affairs department.” Indicators are determined for assessing the image of the head of the Department of Internal Affairs in public consciousness. Based on the results of the bipolar method, the modern image of the successful head of the internal affairs department and the priorities in designing his professional image are shown. It is proved that, on the one hand, the image of the heads of the Department of Internal Affairs is a necessary condition for their professional activities; on the other hand, this is a factor of confidence of citizens in the structures of the federal executive branch. The role of the media in shaping public opinion about the Ministry of Internal Affairs is presented. It is justified that the image of the leaders of the Department of Internal Affairs is formed as a stereotype of the profession and should meet the expectations of the population. Public mechanisms for improving the image of the head of the internal affairs department are shown, practical recommendations are made to improve the image of police officers.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ОВД: СОЦИОЛОГО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»



УДК 331.103.226, 65.016.7 DOI 10.47629/2074-9201_2021_1_73_82

Куклина Елена Юрьевна,

полковник полиции, помощник начальника линейного управления МВД России, начальник отдела СевероВосточного ЛУ МВД России на транспорте, слушатель 2 курса, группы № 2 ГЗ-1930, Академия управления МВД России, Москва, ekuklina2@mvd.ru

Гостев Александр Николаевич,

доктор социологических наук, профессор,профессор кафедры Теории и методологии государственного

управления, Академия управления МВД РФ, Москва, Gostevan@inbox.ru

Демченко Татьяна Сергеевна,

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры Менеджмента, рекламы и связей с общественностью,

АНО ВО Институт деловой карьеры, Москва, tstarshinova@mail.ru

ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ОВД: СОЦИОЛОГО-ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье представляются результаты социологического исследования имиджа руководителя органов внутренних дел (ОВД) г. Якутска на герменевтическом подходе. В работе констатируется факт ценности образа руководителя ОВД в восприятии населения, исследуется проблема понимания и интерпретации представляемого общественности имиджа руководителя ОВД. На основе теоретического анализа обосновываются новые определения категориям «руководитель ОВД», «имидж руководителя ОВД». Определяются показатели оценки имиджа руководителя ОВД в общественном сознании. На основе результатов биполярного метода показывается современный образ успешного руководителя ОВД и приоритеты в конструировании его профессионального имиджа. Доказывается, что, с одной стороны, имидж руководителей ОВД - это необходимое условие их профессиональной деятельности; с другой - это фактор доверия граждан структурам федеральной исполнительной власти. Представляется роль СМИ в формировании общественного мнения о МВД. Обосновывается, что образ руководителей ОВД формируется как стереотип профессии и должен соответствовать ожиданиям населения. Показываются общественные механизмы повышения уровня имиджа руководителя ОВД, формулируются практические рекомендации по совершенствованию имиджа сотрудников полиции.

Ключевые слова: результаты социологического исследования, имидж руководителя органов внутренних дел, герменевтический подход, полиция, кадры, метод семантического дифференциала, доверие населения, общественное сознание, образ успешного руководителя, профессиональная деятельность; средства массовой информации, общественное мнение, ожидание населения, показатели оценки имиджа, общественные механизмы

Elena Y. Kuklina,

the police colonel, the assistant to the chief of the linear Department of MIA of Russia, the head of department Northeast linear control of MIA of Russia on transport, the listener 2 courses, groups No. 2 GZ-1930, Academy of Management MIA of the Russian Federation, Moscow, ekuklina2@mvd.ru

Alexander N. Gostev,

Doctor of Sociology, Professor, Professor of the Department of Theory and Methodology of Public Administration, Academy of Management MIA of the Russian Federation, Moscow, Gostevan@inbox.ru

Tatyana S. Demchenko,

PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor Department of Management, Advertising and Public

Relations, Institute of Business Career, Moscow, tstarshinova@mail.ru

IMAGE OF THE HEAD OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS: SOCIAL AND HERMENEUTIC ASPECT

Abstract. The article presents the results of a sociological study of the image of the head of the internal affairs bodies (ATS) of Yakutsk on a hermeneutic approach. The work establishes the fact of the value of the image of the head of the Department of Internal Affairs in the perception of the population, explores the problem of understanding and interpreting the image of the head of the Department of Internal Affairs presented to the public. Based on theoretical analysis, new definitions are justified for the categories "head of the internal affairs department," "image of the head of the internal affairs department." Indicators are determined for assessing the image of the head of the Department of Internal Affairs in public consciousness. Based on the results of the bipolar method, the modern image of the successful head of the internal affairs department and the priorities in designing his professional image are shown. It is proved that, on the one hand, the image of the heads of the Department of Internal Affairs is a necessary condition for theirprofessional activities; on the other hand, this is a factor of confidence of citizens in the structures of the federal executive branch. The role of the media in shaping public opinion about the Ministry of Internal Affairs is presented. It is justified that the image of the leaders of the Department of Internal Affairs is formed as a stereotype of the profession and should meet the expectations of the population. Public mechanisms for improving the image of the head of the internal affairs department are shown, practical recommendations are made to improve the image of police officers. Keywords: results of sociological research, image of the head of internal affairs bodies, hermeneutic approach, police, personnel, semantic differential method, public confidence, public consciousness, image of successful leader, professional activity; mass media, public opinion, public expectation, image assessment indicators, social mechanisms

Актуальность исследования проблемы имиджа руководителя ОВД обусловлена несколькими системными обстоятельствами.

В современной политической, экономической, социокультурной, криминальной и иной обстановке уровень значимости руководителя ОВД, как официального представителя системы исполнительной власти, значительно повысился. Его авторитет определяет качество общественного мнения населения как о правоохранительной системе, так и всей исполнительной власти страны.

В условиях гибридной войны оппоненты России внедряют своих адептов в средства массовой информации [8, с 129], создают там аффилированные группы и с их помощью целенаправленно подрывают авторитет (имидж, доверие) правоохранительной системы, чем способствуют разрушительной работе сил и средств «цветных революций». Результаты наблюдения общественной практики позволяют утверждать, что, несмотря на системные меры, предпринимаемые государством [1-4], уровень авторитета руководящего звена ОВД в восприятии населения растет медленно. В общественном сознании уже сложилось убеждение (мнение) в том, что в управленческих структурах системы МВД работает много коррупционеров, профессионализм руководителей ОВД не соответствует решаемым задачам в публичной правоохранительной сфере. Безусловно, коррупция [2] - самое весомое явление в разрушении имиджа руководителя ОВД, но она - следствие других медленно разрешаемых проблем: воспитания кадров полиции, качества профессионально-психологического отбора, матери-

ального и морально-психологического обеспечения сотрудников полиции, слабо организованного общественного контроля деятельности МВД. Актуальность проблемы объясняется и недостаточной научной разработанностью проблемы имиджа руководителя (управленца) и потребностью практики в научно-обоснованных рекомендациях по ее разрешению.

Цель исследования - разработка и обоснование предложений по совершенствованию имиджа руководителя ОВД.

Задачи - определить теоретические основы формирования имиджа (общественного авторитета) руководителей ОВД, осуществить замеры показателей имиджа руководителей организаций полиции, разработать и обосновать практические рекомендации по повышению его уровня.

Гипотеза - уровень имиджа руководителей ОВД будет повышен, если усовершенствовать административный и общественный механизмы работы с этой категорией управленческих кадров.

Технология и методы исследования.

В исследовании применялись теоретические (анализ, синтез, сравнение, аналогия, индукция, дедукция, идеализация, моделирование) и эмпирические (анализ документов, опрос экспертов, анкетирование, интернет-опрос) методы исследования. В контексте герменевтического аспекта реализован психологический метод семантического дифференциала, позволившего получить данные о субъективном восприятии респондентов (опрашиваемых) имиджа руководителя ОВД. Полученные результаты анализировались способами и средствами статистической обработки данных.

Эмпирическая база исследования: нормативно-правовые документы Российской Федерации, научная, правовая литература. Руководители ОВД г. Якутска. Кластеры - городские отделы полиции: 1 ГОП (обслуживает Губинский, Строительный округа); 2 ГОП (Центральный, Октябрьский округа); 3 ГОП (Промышленный, Гагаринский округа); 4 ГОП - (округа Автодорожный, Сайсарский). Руководители общественных формирований, обеспечивающих вместе с полицией правопорядок в Якутске (добровольные народные дружины, внештатные сотрудники полиции, молодежные формирования, юные друзья полиции, частные охранные предприятия). Руководители и персонал двенадцати производственных предприятий. Генеральная совокупность около 10000 человек. Выборка - 398 чел. Ошибка выборки - 5%. Эксперты - 216 чел. (Руководители ОВД г. Якутска, сотрудники ОВД, руководители производственных организаций, сотрудники муниципальных органов управления, профессорско-преподавательский состав вузов, члены общественных организаций).

Результаты теоретического обсуждения проблемы и эмпирического исследования.

Результаты анализа научной литературы [6,9,10,12] показывают, что положительный имидж руководящего состава всех формальных и неформальных (гражданских) институтов общества (в том числе МВД) повышает у граждан уровень доверия к государству. А доверие к руководителям ОВД обусловливает формирование у населения социально-психологической установки на добровольное и непосредственное взаимодействие с полицией по обеспечению правопорядка, что повышает уровень эффективности профессиональной правоохранительной деятельности.

Анализ исследований по заявленной проблеме показывает, что на современном этапе научный поиск осуществляется на позитивистском направлении, т.е. на основе набора опытно замеряемых личностных качеств человека (психологических свойств личности, образования, процессов, состояний), которые позволяют ему выполнять должностные обязанности. При этом, влияние образа руководителя ОВД на причинно-следственные связи в правоохранительной сфере из-за сложности и многообразия образующихся отношений остается мало популярным для исследователей, и, следовательно, недостаточно изученным. Именно в данной области существует сложная проблема исследования феномена имиджа руководителя ОВД на герменевтическом подходе, т.е. на пути научно-психологического понимания, бытового восприятия, правильного объяснения (интерпретации), взаимодействия идеального образа личности и окружающих людей (слушателей, зрителей, посетителей, сотрудников и других категорий граждан). На этом

подходе можно системно изучить, определить содержание имиджа и выявить скрытые (бессознательные) возможности его влияния (трансляции) на окружающих, выделить противоречия, сильные и слабые стороны этого феномена.

Априори, затрудняет построение научной конструкции феномена имиджа руководителя ОВД многообразная трактовка его основных категорий и понятий. Например, сущность категории «руководитель» в разных научных школах представляется по-разному: как официально назначенное лицо для управления организацией [9, с.92]; как человек, обремененный юридической ответственностью за деятельность коллектива (организации) [7, с.79]; как формальный лидер организации с правом административного контроля и принуждения [14, с.77]; как личность, которая не имеет административного (нормативного правового) ресурса, а управляет людьми силой своего интеллекта, выдающихся личностных качеств [10, с.160]; как личность, обладающая формальной и неформальной властью и обеспечивающая удовлетворение людьми той или иной жизненной потребности [11, с.27] и другое. В контексте данного исследования оптимальная теоретическая конструкция категории «руководитель ОВД» будет рассматриваться как лицо, относящееся к особой группе людей с психологической направленностью на борьбу с преступностью, имеющее специальное образование, обладающее знаниями, умениями и навыками управления организацией, сформированным особым кодексом управленческого поведения, который идентифицирует его как профессионала в сфере законности и правопорядка.

Очевидно, что, если категория «руководитель» в теории трактуется по-разному, то не может быть единого определения и понятия «имидж руководителя». Содержательный анализ результатов научных исследований этого феномена показал, что у одних авторов он трактуется как эмоционально окрашенный образ, формирующийся в процессе деятельности и закрепляющийся в виде специфической информации о субъекте [14, с.76]; у других - как феномен, в котором системно представлены индивидуально-личностные характеристики, физические данные, социально-профессиональные установки, самооценка, внешний вид, позволяющие по-особому транслировать требования профессионального авторитета руководителя [7, с.79]; у третьих - как образ социально-профессиональной роли, конструируемый каждым носителем профессионального статуса в соответствии с собственной индивидуальностью и представляющий собой определенную информационную структуру [12, с.403]; у четвертых - как комплекс сигналов, передающихся условными знаками и символами, создающие представление о руководителе в сознании познаю-

щего субъекта (герменевтический подход) [13, с.23]; у пятых - как образ, детерминированный профессиональными характеристиками, активизированный межличностным взаимодействием руководителя с подчиненными [9, с.93] и т.п.

Отбор, обобщение (синтезирование) подобных знаний позволяет предложить следующую теоретическую конструкцию понятия «имидж руководителя ОВД» - это персональный авторитет руководителя подразделения полиции, основанный на комплексе признаваемых окружающими людьми его индивидуальных психологических качеств, профессионального статуса, образующийся в общественном сознании на преобладающих в данный момент социальных установках.

Безусловно, в исследовании этого феномена следует учитывать самооценку руководителя и его оценку окружающими людьми. Т.е. каким себя видит руководитель ОВД и какой его образ сформирован в общественном сознании. Кроме того, априори, следует различать имидж руководителя ОВД, сформированный в сознании непосредственно подчиненных сотрудников полиции и граждан, наблюдающих за его работой с независимых позиций.

Интернет-опрос по заявленной выше выборке позволяет говорить о том, что в сознании современного жителя г. Якутска основными показателями имиджа руководителя подразделения полиции являются такие индивидуально-психологические качества, как доброжелательность к людям, добросовестное отношение к профессиональной деятельности, справедливость во взаимоотношениях с окружающими людьми (см. Рисунок 1).

Безусловно, этот опрос не противоречит социально-психологической теории, практике, результатам других исследований [6,9,12], где показатель «доброжелательность человека» всегда ценится выше

других. Ничто так не привлекает в человеке как доброжелательное отношение к людям. Очевидно, что это системный показатель, который определяет в психологической структуре его личности уровень совершенства и других качеств руководителя: ответственность, грамотность, тактичность, самоотверженность, добросовестность, ответственность, справедливость, прилежность в работе и другие.

В этой связи есть необходимость обратить внимание кадровых служб МВД на учет этого факта при назначении офицеров полиции на должности руководителей ОВД.

Результаты исследования показывают, что уровень имиджа руководителя ОВД оценивается в общественном сознании по показателям, которые входят в систему преобладающих в данный момент социальных установок, т.е. потребностей, на удовлетворение которых человек (коллектив, общество) в конкретный временной период мотивирует себя на первоочередную деятельность. Например, осложнение оперативной обстановки в правоохранительной сфере, когда возникают угрозы здоровью и жизни родственникам, человек будет стимулировать себя на сотрудничество с полицией (другими силовыми структурами, институтами гражданского общества и т.п.), оставляя на будущее улучшение своего экономического, культурно-досугового и иного обеспечения.

Априори, в такой обстановке будет наблюдаться быстрый рост значимости полиции и внимание к ее работе общественности. А качество взаимодействия полиции с населением будет находиться в прямой зависимости от имиджа (авторитета) руководителей ОВД.

Это предположение подтверждается результатами конкретного опроса (см. Рисунок 2). Как видно на рисунке 48,5% респондентов готовы положительно оценивать имидж руководителя полиции, если их

Рисунок 1. Мнения респондентов об основных индивидуально-психологических качествах

руководителя ОВД

Рисунок 2. Мнение респондентов о реализуемых общественных потребностях в обеспечении правоохранительной безопасности, от которых зависит оценка уровня имиджа руководителя полиции

члены семьи будут в безопасности. Конечно, непосредственно сопряжены с этим показателем и «быстрое реагирование на жалобы», «организация работы участковых», т.к. они непосредственно входят в систему защиты жизни и здоровья населения.

Результаты исследования позволяют констатировать такой факт - уровень доверия (имидж, авторитет) полиции в общественном сознании г. Якутска высокий (см. Рисунок 3), что обусловливает вывод о том, что основная часть руководителей ОВД - высокопрофессиональные специалисты.

Следовательно, в полиции города знают об общественных потребностях в обеспечении правоохранительной безопасности и успешно их удовлетворяют. Как видно на рисунке 42,6% (12% + 30,6%) респондентов не имеют претензий к работе полиции (одобряют ее), что в сложившихся российских условиях, когда большая часть федеральных органов исполнительной власти в общественном сознании людей оценивается как ограниченно справляющиеся со своими обязан-

ностями, является очень хорошим достижением.

Эти результаты подтверждаются в ответах на вопрос о сравнении качества деятельности полиции за десятилетний период. В целом 54,1% экспертов считают, что за последние 10 лет уровень имиджа руководителей полиции города вырос, 30% указали на его стабильность и только 9,3% заявили о его снижении (см. Рисунок 4).

В контексте герменевтического аспекта использован психологический метод семантического дифференциала, позволивший получить данные о субъективном восприятии респондентов (опрашиваемых) имиджа руководителя ОВД и психологическая технология с применением биполярного метода. Основные черты имиджа руководителя ОВД были сведены в три группы: профессиональные качества, личностные поведенческие качества, групповые социально-психологические качества (внешний компонент). Всего было подобрано 30 биполярных характеристик имиджа руководителя ОВД. Они были ском-

Рисунок 3. Отношение экспертов к работе руководителей подразделений полиции города

Рисунок 4. Сравнительная оценка экспертами тенденции роста уровня имиджа руководителей

полиции города

понованы с учетом самооценки реального и идеального «Я-образа». Руководителям ОВД предлагалось выбрать из предложенных биполярных вариантов утверждение, которое наиболее точно отражает их представление реального и идеального «Я-образа». По полученным результатам (см. Рисунок 5) наименьший разрыв между «идеальными» и «реальными» характеристиками «Я-образа» руководителя ОВД наблюдается в блоке профессиональных качеств (4,6 и 3,3 соответственно). Наибольшая разница отмечается при оценке такой характеристики, как «способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации, ее противоречивости и при отсутствии времени на ее осмысление».

Наибольший разрыв между «идеальными» и «реальными» характеристиками «Я-образа» был выявлен в блоке личностных характеристик (4,5 - «идеально», 2,3 - «реально»). В дальнейшем при построении семантического профиля коннотативных значений (с эмоциональными оценочными оттенками выборов, отношений к сути показателей) понимания имиджа

руководителя ОВД сотрудниками ОВД и жителями города Якутска вычислялся суммарный балл всех положительных, нейтральных и отрицательных выборов по каждой группе. Использовав такую методику обработки данных индексации биполярных шкал с ответами сотрудников ОВД, было выявлено, что большинство выборов (74%) оказалось в левой части семантического профиля в диапазоне положительных значений признаков. При этом, было установлено три лидирующих признака в профиле личностных качеств - «добросовестность» (81,4%), «общительность» (76,3%), «справедливость» (72,9%) и два признака в профиле профессиональных качеств - «дисциплинированность» (81,4%), «ответственность» (79,7%).

Результаты использования биполярного метода показали, что по мнению сотрудников ОВД их непосредственный руководитель - это добросовестный, ответственный, общительный, дисциплинированный, справедливый человек. Большинство (92%) респондентов воспринимают его как пример для подражания. Наибольшее количество отрицательных вы-

Рисунок 5. Самооценка руководителями ОВД «идеального» и «реального» «Я-образа»

боров набрал признак «раздражительность» (62,3%). Полученные результаты обработки индексации биполярных шкал опроса населения показали, что самыми необходимыми профессиональными качествами руководителя ОВД, являются: «ответственность» (84%), «исполнительность» (61%), «дисциплинированность» (57%). А важными личностными поведенческими качества руководителя ОВД граждане считают: «доброжелательность» (73%), «порядочность (65%), «справедливость» и «умение слушать» (по 56%).

Среди отрицательных качеств, снижающих уровень имиджа руководителя ОВД, респонденты назвали грубость, необъективность, высокомерие, надменность, неуважение и непонимание собеседников.

Интересным представляется сравнение ответов, касающихся характеристики имиджа руководителя ОВД (см. Рисунок 6). Эти оценки заставляют обратить внимание на приоритеты в конструировании профессионального имиджа руководителя ОВД и доминанты общественных ожиданий.

Наибольший разрыв между оценками сотрудников и населения был выявлен в профиле личностных характеристик (4,3 - сотрудники, 3,4 - граждане). Различия во мнениях возникли при определении лучших личностных характеристик руководителя ОВД. Для сотрудников на первом месте стоит «добросовестность» (81,4%) и «общительность» (76,3%), для граждан важнее «доброжелательность» (73 %), «порядочность» (65 %). В остальных выделенных качествах кардинальных различий во мнениях не зафиксировано. Были названы «строгость» (33,2%, 19,6%), «обаяние» (23,1%, 28,2%), «оптимизм» (18,6%, 13,5%)

Проведенный анализ наличия у руководителей ОВД мотивов по формированию положительного имиджа, показал, что почти все руководители хотят быть профессионалами (90%) и чувствовать высокую значимость своей деятельности (73,4%). Но каждый второй считает, что не обязательно при этом нужно нравиться населению. Таким образом, около 50% руководителей ОВД не считают жизненно необходимым

обеспечивать положительное восприятие окружающими своего имиджа, что позволяет утверждать, что у них развита мотивация на самооценку. Вероятно, в этом состоит проблема обеспечения высокого уровня доверия полиции со стороны гражданского населения, что должно стать одним из направлений деятельности воспитательной работы в системе МВД.

Как показывают результаты исследования практики в условиях ограниченности у абсолютного большинства населения непосредственных контактов с руководителями органов внутренних дел, информация о них поступает из СМИ, поэтому этот институт занимает особое место в системе формирования общественного мнения о МВД и, следовательно, и имиджа руководителей ОВД (см. Рисунок 7). Возможно, такое положение дел во многом обусловлено источниками формирования имиджа руководителя ОВД в коллективном сознании. Сотрудники создают образ своего начальника, обращаясь к знаниям о нем взятым из предметного (конкретного) уровня существующего имиджа. Они непосредственно осведомлены о различных качествах своих руководителей, в то время как население узнает о них из средств массовой коммуникации. Формирование у граждан положительного имиджа руководителя ОВД, соответственно, и правоохранительной системы в целом, можно рассматривать с учетом двух параллельных процессов: стихийного возникновения в общественном сознании образа руководителя ОВД и целенаправленного его формирования с учетом потребностей и запросов общества.

В случае, если над созданием положительного имиджа руководителя ОВД не проводится целенаправленная работа, образ, который будет формироваться в сознании граждан, может оказаться несоответствующим реальному, что будет сказываться на качестве отношения населения к власти, углублять существующие противоречия и вызывать недоверие к правоохранительной системе. Отсюда важную роль в формировании положительного имиджа руководи-

Рисунок 6. Оценка респондентами имиджа руководителя ОВД

Рисунок 7. Источники получения негативной информации о полиции

теля ОВД будут играть непосредственные контакты с общественностью, регулярное проведение информирования населения о деятельности правоохранительных органов, разъяснение перспектив и проблем выполняемых задач.

Заключение. Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.

Исследование имиджа руководителя ОВД на социологическом и герменевтическом подходах позволяет получать взаимно проверяемые достоверные эмпирические данные, которые обеспечивают точное объяснение этой категории (интерпретацию) и совершенствование этого феномена в контексте повышения уровня правоохранительного мастерства руководителя ОВД. Руководитель ОВД - лицо, относящееся к особой группе людей с психологической направленностью на борьбу с преступностью, имеющее специальное образование, обладающее знаниями, умениями и навыками управления организацией, сформированным особым кодексом управленческого поведения, который идентифицирует его как профессионала законности и правопорядка. Имидж руководителя ОВД - это персональный авторитет руководителя подразделения полиции, основанный на комплексе признаваемых окружающими людьми его индивидуальных психологических качеств, профессиональном статусе, образующийся в общественном сознании, на преобладающих в данный момент социальных установках.

В настоящее время в условиях усложнения политических, экономических, правовых и других проблем повышение уровня имиджа руководителя ОВД - становится системной проблемой МВД, т.к. от ее решения зависит доверие народа (граждан) России к правоохранительной системе, который является «единственным источником власти в Российской Федерации» [1, ст.3] и осуществляет ее «непосредственно, а также через ор-

ганы государственной власти и органы местного самоуправления» [1, ст.3]. В этой связи важной становится задача совершенствования механизмов его совершенствования. В результате исследования определено, что, с одной стороны, имидж руководителей ОВД - это необходимое условие их профессиональной деятельности, задача которой обеспечение безопасности населения; с другой - способ оптимизации их деятельности, основанный на доверии граждан, профилактики протестных форм общественного контроля.

Имидж руководителя ОВД обеспечивает уровень доверия населения к нему как субъекту государственной власти, ко всей системе правоохранительных органов, которое, априори, как средство морального стимулирование воздействует, регулирует его элементы позитивной деятельности.

В работе современных СМИ преобладает критические отношение к результатам работы полиции и ее руководству, что опасно, так как создает условия для социальной дезинтеграции, снижает уровень эффективности взаимодействия правоохранительных органов с различными организациями публичной сферы, что, в свою очередь, приводит к усложнению криминогенной обстановки в обществе.

Мнение части населения об имидже руководителя ОВД формируется в основном не на личном опыте, а на сформированном слухами, суждениями, разговорами, распространяемыми СМИ, образе полиции. Образ руководителей ОВД формируется как стереотип и должен соответствовать ожиданиям населения. Игнорирование значимости ожиданий граждан со стороны руководителя ОВД разрушает взаимодействие формальных и неформальных сил и средств правоохранительной сферы. Основываясь на знании психологии руководитель ОВД имеет много возможностей оптимизировать формирование своего имиджа в соответствии с ожиданиями «единственного источника власти в Российской Федерации» - народа.

Основными общественными механизмами повышения уровня имиджа руководителя ОВД могут быть: административный, предназначение которого - регулирование баланса самооценки и оценки населением имиджа руководителей ОВД; общественный (его задача - контроль и оказание неформальной помощи руководителям ОВД в осуществлении служебной деятельности).

Практические рекомендации

1. В области совершенствования нормативной правовой базы.

МВД России предложить разработать нормативные правовые методические рекомендации по:

- формированию положительного имиджа руководителя ОВД с указанием психолого-профессиональных характеристик обобщенного образа руководителя отдела;

- деятельности кадровых служб при отборе и назначении офицеров полиции на вышестоящие должности с конкретизацией уровня состояния имиджа кандидата;

- уточнению должностных обязанностях сотрудников-психологов кадровых отделов полиции в контексте организации деятельности по формированию и оценке имиджа офицеров.

2. В области административной организационной работы.

МВД России предложить:

- в системе информационных служб МВД дополнить обязанности руководителей отделов требованием популяризации профессии правоохранителя;

- обеспечить консультативное участие ветеранов-сотрудников МВД в ведущих СМИ России; активизировать их работу по популяризации службы в полиции, совершенствованию имиджа руководителя ОВД;

- организовать работу демократических механизмов давления на СМИ, поставляющих в сферу общественного сознания недостоверную, либо гротескную (преувеличенную) информацию о негативной деятельности полиции;

- в Академии управления МВД России организовать профессиональную подготовку пропагандистских кадров для системы информационных служб МВД.

3. В области совершенствования общественных механизмов формирования положительного имиджа руководителей ОВД.

- Общественному совету при ОВД предоставить право рекомендации на выдвижение на должности руководителей ОВД, направление на учебу в Академию управления МВД России;

- информационным службам МВД России, институтам гражданского общества правоохранительной сферы рекомендовать ежеквартально обобщать и публиковать в СМИ положительный опыт работы руководителей ОВД.

4. В области теоретических разработок и научно-исследовательской работы.

Министерству науки и высшего образования Российской Федерации предложить издать приказ об уточнении паспорта научных специальностей 22.00.08 - социология управления. Ввести направления исследований, связанных с совершенствованием механизмов формирования авторитета сотрудников силовых структур.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определить направления дальнейших исследований для образовательных и научно-исследовательских подразделений вузов МВД:

- авторитет сотрудника полиции как фактор стабильного порядка в публичной сфере;

- механизмы общественного принуждения СМИ к пропаганде (рекламе) службы в полиции;

- общественный контроль деятельности руководителя ОВД;

- мотивация руководителя ОВД на сотрудничество с населением в публичной сфере;

- имидж руководителя ОВД как фактор общественной ответственности;

- российские правоохранительные традиции в деятельности руководителя ОВД;

- ветеранские организации МВД в системе стимулирования деятельности руководителя МВД и другие.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст.3. М., 2020, 63с.

2. Федеральный закон РФ № 273-Ф3 от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 5342, 29 декабря 2008 г.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) «О полиции» // Российская газета, 08 февраля 2011 г.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета, № 6435, 23 июля 2014 г.

5. Федеральный закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.03.2020) «О средствах массовой информации» // Российская газета, 01 марта 2020 г.

6. Бодрикова А.В., Гостев А.Н., Демченко Т.С. Социальное управление общественными объединениями инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы: монография. М.: СГУ, 2015, 190 с.

7. ВиноградоваЕ.Г. Имидж - профессиональная характеристика руководителя // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2006. -№ 6. - С. 79.

8. Гостев А.Н. Теоретико-методологические основы исследования феномена гибридной войны и проблемы безопасности: результаты анализа цифровых документов // Научно-практический журнал «Человеческий капитал» №12 (132) часть 2, 2019. С 126-147.

9. Демидова С.С., Демченко Т.С., Гостев А.Н., Мотивация руководящего состава производственных компаний на оптимизацию общественного управления: статья // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия. История, социология, политология, культурология», № 4. 2015, с. 90-98.

10. Демченко Т.С., Гостев А.Н. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства: монография. М.: Изд-во СГУ, 2011, 193 с.

11. Кадыров Р.Х., Демченко Т.С., Гостев А.Н. Общественные механизмы стимулирования сотрудников полиции (ВАК) // Вестник Академии права и управления, № 4 (61), 2020. С. 25-32

12. ЛаптевЛ.Г., Гостев А.Н. и другие. Психология эффективного труда в социальной сфере: монография. - Москва: Объединенная редакция; Ярославль, Филигрань, 2019. - 629 с.

13. Смолева С.С. Формирование позитивного имиджа органов внутренних дел в деятельности служб по связям с общественностью: политическая теория и практика: автореф. дис. д-ра. полит. наук. - М., 2013. - С.23.

14. Чеплухов Е.В., Гостев А.Н., Демченко М.В. Организация управления органом внутренних дел Российской Федерации: социологический аспект // Вестник Академии права и управления. 2020. № 3 (60). С. 75-85.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote, 01.07.2020) art. 3. M., 2020, 63c.

2. Federal Law of the Russian Federation No. 273-ФЗ of 25.12 2008 «On combating corruption «//Rossiyskaya Gazeta, No. 5342, December 29, 2008

3. Federal Law of the Russian Federation dated 07.02.2011 N 3-ФЗ (ed. From 06.02.2020) «On the Police «//Russian newspaper, February 08, 2011

4. Federal Law of the Russian Federation of July 21, 2014 N 212-ФЗ «On the Basics of Public Control in the Russian Federation «//Rossiyskaya Gazeta, No. 6435, July 23, 2014

5. Federal Law of the Russian Federation dated 27.12.1991 N 2124-1 (ed. From 01.03.2020) «On the Media «//Russian newspaper, March 01, 2020

6. Bodrikova A.V., Gostev A.N., Demchenko T.S. Social management of public associations of disabled people due to hostilities and military trauma: monograph. M.: SSU, 2015, 190 s.

7. Vinogradova E.G. Image - professional characteristic of the head//Directory of the head of the cultural institution. - 2006. - No. 6. - P. 79.

8. Guest A.N. Theoretical and methodological foundations of the study of the phenomenon of hybrid warfare and security problems: the results of the analysis of digital documents//Scientific and practical journal «Human Capital» No. 12 (132) part 2, 2019. FROM 126-147.

9. Demidova S.S., Demchenko T.S., Gostev A.N., Motivation of the management of production companies to optimize public management: article//Bulletin of Adygea State University. Series «Regional Studies: Philosophy. History, sociology, political science, cultural studies, «No. 4. 2015, p. 90-98.

10. Demchenko T.S., GostevA.N. Civil society: control over the activities of the state: monograph. M.: Publishing House of SSU, 2011, 193 s.

11. KadyrovR.Kh., Demchenko T.S., GostevA.N. Public mechanisms for stimulating police officers (HAC )//Bulletin of the Academy of Law and Management, No. 4 (61), 2020. C. 25-32

12. LaptevL.G., GostevA.N. and others. Psychology of effective labor in the social sphere: monograph. - Moscow: Joint edition; Yaroslavl, Filigran, 2019. - 629 p.

13. Smoleva S.S. Formation of a positive image of internal affairs bodies in the activities of public relations services: political theory and practice: autoref. yew. Drs. watered. sciences. - M., 2013. - С.23.

14. Cheplukhov E.V., Gostev A.N., Demchenko M.V. Organization of management of the internal affairs body of the Russian Federation: sociological aspect//Bulletin of the Academy of Law and Management. 2020. № 3 (60). C. 75-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.