Научная статья на тему 'Современный имидж руководителя органов внутренних дел'

Современный имидж руководителя органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
312
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ / ОРГАН ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ВНЕШНИЙ ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕКТИВА / IMAGE OF THE HEAD / INTERNAL AFAIRS DEPARTMENT / EXTERNAL IMAGE OF THE MANAGER / EFECTIVENESS OF THE TEAM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамов А. М.

Автором статьи выполнено исследование воздействия положительного имиджа руководителя органов внутренних дел на формирование общественного мнения населения о деятельности полиции и степени влияния имиджа на мотивацию подчиненных и их готовность качественно и добросовестно выполнять возложенные на них служебные обязанности.The author of the article has conducted a study of the impact of a positive image of the head of the internal affairs bodies on the formation of public opinion of the population about the activities of the police and the degree of influence of the image on the motivation of subordinates and their willingness to fulfill the duties assigned to them in a quality and conscientious manner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный имидж руководителя органов внутренних дел»



Современный имидж руководителя органов

внутренних дел

А. М. АБРАМОВ,

слушатель факультета подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России (Академия управления МВД России) E-mail: acorpoff@mail.ru

Modern Image of the Internal Affairs Head Bodies

A. M. ABRAMOV,

Listener of the Faculty Training Chiefs (Heads) of the Territorial Bodies of the Interior Ministry of Russia (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Автором статьи выполнено исследование воздействия положительного имиджа руководителя органов внутренних дел на формирование общественного мнения населения о деятельности полиции и степени влияния имиджа на мотивацию подчиненных и их готовность качественно и добросовестно выполнять возложенные на них служебные обязанности.

Имидж руководителя; орган внутренних дел; внешний имидж руководителя; эффективность деятельности коллектива.

УДК 351.74

The author of the article has conducted a study of the impact of a positive image of the head of the internal affairs bodies on the formation of public opinion of the population about the activities of the police and the degree of influence of the image on the motivation of subordinates and their willingness to fulfill the duties assigned to them in a quality and conscientious manner.

Image of the head; internal affairs department; external image of the manager; effectiveness of the team.

В реалиях современного информационного общества одним из элементов эффективной деятельности любой организации является то, как выстроены отношения в схеме «руководитель-подчиненный», «подчиненный-руководи-тель» и «руководитель-общество». Деятельность органов внутренних дел не является исключением, поскольку напрямую связана с функционированием общества и зависит от оценки граждан, степени их доверия к работе полиции, наличием чувства защищенности от преступных посягательств, что в совокупности влияет на оценку результативности деятельности всех органов власти и государства в целом [7].

Проведенные в 2019 г. исследования ВЦИОМ показали, что, несмотря на имеющиеся положительные сдвиги, по-прежнему актуальными остаются вопросы повышения авторитета органов внутренних дел, доверия граждан к полиции, фор-

мирования в глазах населения положительного имиджа органов внутренних дел и их руководителей. По данным ВЦИОМ, 36 % опрошенных россиян положительно оценивают работу полиции в их регионе. 47 % работу полиции оценивают как среднюю. 54 % респондентов доверят сотрудникам полиции своего региона [11].

Для исследования и выявления возможности влияния имиджа руководителя органов внутренних дел на профессиональную деятельность подчиненных сотрудников, а также вероятности воздействия изучаемого нами явления на общественное мнение населения о работе полиции проведено двухэтапное эмпирическое исследование. Первый этап представляет собой теоретико-аналитическое исследование источников и литературы по изучаемой теме с применением контент-анализа категориального аппарата. В ходе изучения научной литературы одновременно проведен отбор

и структурно-тематический анализ соотношения тематических материалов по разрабатываемой теме, дополняющие друг друга. На данный момент руководители органов внутренних дел недостаточно уделяют внимания своему имиджу, который зачастую не отвечает требованиям реалий, что негативно отражается на деятельности полиции и формировании положительного общественного мнения о сотрудниках органов внутренних дел

[5]. Проведенный анализ позволил получить дополнительную качественную и количественную информацию о степени разработанности научных основ изучения имиджа руководителя ОВД, выявить связанные с тематикой факторы, негативно отражающиеся на общественном мнении и оценке населения.

Современные условия профессиональной деятельности сотрудников полиции предопределяются тем влиянием, которое оказывает на эту деятельность образ руководителя как с положительной, так и с отрицательной стороны, позволяя напрямую влиять на мотивацию подчиненных и их готовность качественно и добросовестно выполнять возложенные на них служебные обязанности

[6]. Опираясь на разработанность научной темы, применение анкетирования позволило перейти к методике выявления влияния имиджа на результат работы органов внутренних дел. Анкетирование — наиболее приемлемый и широко применимый метод эмпирического сбора нужной информации напрямую от субъекта — сотрудника полиции, на которого непосредственно оказывает влияние имеющийся образ руководителя под определенным ракурсом психологии личности.

Исполнение своих функциональных обязанностей связано с ответственностью сотрудников, которая в свою очередь формируется в зависимости от мотивации на качество работы и степени влияния руководителя на процесс принятия решения подчиненными [1]. Негативный образ начальника препятствует формированию сплоченного коллектива, наличию положительных эмоций отдельных сотрудников на рабочем месте, вырабатывает противодействие подчиненного при наличии отрицания негативного поведения руководителя, создает конфликтные ситуации неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых управленческих решений [2]. В итоге возникают ситуации с непредсказуемым исходом, прямым или опосредованным несогласием с деятельностью начальника. Для изучения степени влияния имиджа руководителя на коллектив на основе письменного самоотчета респондента по специально составленной анкете были получены данные о психологии имиджа сотрудника полиции.

В исследовании были задействованы в выборочной совокупности респонденты обоих полов из

числа слушателей Академии управления МВД России, действующих сотрудников территориальных органов и подразделений МВД Российской Федерации в количестве 96 человек. Выборка участников исследования была охвачена методом анкетирования. Перед анкетированием сотрудники были отобраны и сгруппированы в возрастные группы. Персонально каждому опрашиваемому была предложена анкета для анонимного ответа на поставленные вопросы по исследуемой теме. Проведено инструктирование, целью которого было поставлено максимальное вовлечение респондентов в процесс анкетирования.

Исследование проводилось в период времени со второго по четвертый квартал 2019 г.

Основываясь на выводах научной литературы о наличии руководящего опыта сотрудников органов внутренних дел и его влияния на качество принимаемых управленческих решений и управление подчиненным коллективом в целом [4], учтены устои индивидуальности в отобранных для анкетирования группах респондентов. Кроме того, принята за внимание профессиональная составляющая групп — сотрудники, имеющие опыт руководящей деятельности, то есть руководители низшего и среднего уровня: райотдел — городское управление — региональное управление, поскольку неисполнение предложенных стереотипов может обернуться недостоверностью ответов на предложенные вопросы. По этой причине в анкету были заложены временные рамки службы в органах внутренних дел: от 5 до 10 лет службы; от 11 до 15 лет службы; от 16 до 20 лет службы, от 21 до 25 лет службы и свыше 25 лет службы.

В анкетировании приняли участие 24 сотрудника женского пола, что составило 25 % от общего числа респондентов. Возрастные группы представлены следующим образом: до 30 лет — 8 (8 %); от 31 до 35 лет — 22 (23 %); от 36 до 40 лет - 33 (35 %); от 41 до 45 лет - 26 (27 %), старше 45 лет - 7 (7 %). Выслуга лет в органах внутренних дел участвующих в анкетировании: от 5 до 10 лет — 5 (5 %); от 11 до 15 лет - 18 (19 %); от 16 до 20 лет - 38 (40 %); от 21 до 25 лет - 26 (27 %); более 25 лет - 9 (9 %).

Проведена выборка респондентов по должностному положению, в ходе которой определено, что сотрудники представлены в следующем соотношении должностей: начальник ОУР/заме-ститель начальника ОУР - 13 (14 %); начальник ОУУПиПДН - 18 (19 %); начальник ОРЛС -10 (10 %); начальник тыла - 3 (3 %); начальник СО -

5 (5 %); заместитель начальника полиции (по охране общественного порядка) ОМВД (МО МВД,УМВД) -

6 (6 %); начальник полиции ОМВД (МО МВД, УМВД) - 2 (2 %); заместитель начальника ОМВД (МО МВД, УМВД) - 6 (6 %); начальник ОП

(ОМВД, МО МВД, УМВД) - 2 (2 %); руководители иных подразделений ОМВД (МО МВД, УМВД) -6 (6 %); инспекторский и руководящий состав Главков регионального уровня — 12 (13 %); инспекторский и руководящий состав центрального аппарата МВД России и подразделений МВД России — 13 (14 %).

В ходе анкетирования были получены следующие данные о количестве сотрудников, находящихся в прямом или непосредственном подчинении респондентов по последней должности: 13 опрошенных (14 %) руководили подразделением численностью до 4 сотрудников; 17 опрошенных (18 %) руководили подразделением численностью от 4 до 8 сотрудников; 15 опрошенных (16 %) руководили подразделением численностью от 8 до 12 сотрудников; 11 опрошенных (11 %) руководили подразделением численностью от 12 до 25 сотрудников; 18 опрошенных (18 %) руководили подразделением численностью от 26 до 50 сотрудников; 16 опрошенных (17 %) руководили подразделением численностью свыше 50 сотрудников; 6 опрошенных (6 %) не имели подчиненных сотрудников. Таким образом, опыт руководящей работ с крупным коллективом (свыше 25 сотрудников) имеют 34 респондента (35 %).

Прямой доступ к руководителю органа внутренних дел для решения оперативно-служебных вопросов имели 74 респондента (77 %); не имели доступа к руководителю либо через посредника в виде руководителя среднего звена 22 респондента, большая часть из которых 20 (21 %) относится к сотрудникам аппарата регионального или центрального уровня.

Для решения личных вопросов прямой доступ к руководителю органа внутренних дел имели 72 респондента (75 %); не имели доступа к руководителю либо через посредника в виде руководителя среднего звена 24 респондента, все опрошенные (25 %) относятся к сотрудникам аппарата регионального или центрального уровня. Отсюда можно сделать вывод о том, что четверть опрошенных респондентов на уровне региональных главков и подразделений центрального аппарата формируют свое мнение о своем прямом руководителе органа внутренних дел не напрямую, путем личного общения, а через институт посредников из числа непосредственных руководителей, которые вносят свои корректировки в восприятие подчиненными имиджа руководителя.

Необходимость формирования имиджа современному руководителю органов внутренних дел подтвердили 89 респондентов (93 %), 7 сотрудников затруднились ответить (7 %), что свидетельствует о понимании важности имиджа в деятельности органов внутренних дел. Вместе с тем, в ходе исследования вопроса о сути имиджа и его назна-

чении мнения респондентов разделились: имидж в качестве атрибута руководителя для качественного выполнения им своих должностных обязанностей признали 29 респондентов (30 %); в качестве основного инструмента воздействия на подчиненных заявили 44 респондента (46 %); 38 респондентов заявили об имидже как о дополнительном инструменте (40 %); 30 респондентов признали имидж частью механизма индивидуально-воспитательной работы, проводимой среди подчиненных (31 %); одним из факторов, влияющих на общественное мнение населения о деятельности органов внутренних дел назвали 35 респондентов (36 %); об имидже как о способе выделить положительные черты характера заявили 12 респондентов (13 %);

06 имидже как о средстве манипуляции подчиненными 11 респондентов (12 %).

На вопрос о том, может ли положительный имидж руководителя органа внутренних дел оказывать влияние на оценку общественного мнения о деятельности полиции утвердительно ответили 83 опрошенных (87 %), незначительное или отрицательное влияние признали 13 опрошенных (14 %), что коррелирует с исследованиями, проведенными социологами в 2017—2018 гг. [8].

Опрошенные респонденты определили следующие положительные черты руководителя, подлежащие включению в состав имиджа при его формировании: компетентность 28 респондентов (29 %); грамотность, порядочность и внешний вид — по 15 респондентов (31 %); справедливость 13 респондентов (14 %); ответственность 11 респондентов (12 %); отзывчивость и авторитет — по 10 респондентов (10 %); коммуникабельность

7 респондентов (7 %). Затруднились ответить 16 респондентов (17 %) из числа опрошенных.

Респондентами также были выделены отрицательные черты руководителя, которые возможно скрыть в процессе формирования имиджа: чрезмерная эмоциональность 13 опрошенных (14 %); бестактность 11 опрошенных (12 %); некомпетентность 10 опрошенных (10 %). Вместе с тем 58 опрошенных затруднились ответить на поставленный вопрос, что может свидетельствовать о недостатке знаний в вопросе формирования и поддержания имиджа сотрудника органов внутренних дел (60 %).

С тем что имидж не является статичным явлением и требует постоянной поддержки и совершенствования согласились 88 респондентов (92 %). О влиянии положительного имиджа руководителя органов внутренних дел на качество работы подчиненных сотрудников заявили 92 опрошенных (96 %).

По вопросу субъектов, ответственных за процесс формирования имиджа руководителя мнения респондентов разделились: 58 опрошенных ответственность за формирование имиджа воз-

ложили на самого руководителя органов внутренних дел (60 %); 28 опрошенных определили в качестве ответственных за формирование имиджа подчиненных руководителю сотрудников (29 %); 10 опрошенных высказались за естественный путь формирования имиджа без искусственного вмешательства кого-либо со стороны (10 %), исключительно через повседневную деятельность руководителя. По мнению респондентов, вышестоящие органы внутренних дел не могут оказывать влияние на формирование имиджа руководителя внутренних дел.

На вопрос о процессе обучения руководителей органов внутренних дел процессу формирования и поддержания положительного имиджа на должном уровне 54 респондента ответили утвердительно с пояснением, что процесс должен носить постоянный непрерывный характер и происходить в рамках занятий по служебно-боевой подготовке непосредственно с самими руководителями органов внутренних дел (56 %); 35 респондентов (37 %) заявили о необходимости проходить обучение основам формирования имиджа в специализированных учебных заведениях системы МВД России в рамках повышения квалификации руководителей органов внутренних дел, в том числе в ВИПК МВД России, на высших академических курсах Академии управления МВД России, путем включения в программу обучения сотрудников и руководителей подразделений МВД России [10]. Только 7 респондентов предложили вариант самообучения руководителем процессу имиджмейкинга в личное время в рамках «soft skills» (7 %). Отрицательное отношение к обучению имиджмейкингу в ходе опроса не выражено ни одним респондентом, что подтверждает нашу гипотезу о важности имиджа в современных реалиях деятельности органов внутренних дел. Необходимость и полезность получения новых знаний об имидже не только руководителями, но и рядовыми сотрудниками подтверждают ответы

опрошенных руководителей, которые единогласно высказались об изучении основ имиджмейкинга всеми сотрудниками органов внутренних дел, что позволит правильно выстроить взаимодействие с населением, а также сформировать положительное мнение руководства органов внутренних дел о сотруднике [3].

В процессе проведенного исследования выявлена следующая закономерность - имидж руководителя органов внутренних дел не является «маркетинговым» ходом руководителя в целях манипуляции деятельностью подчиненных сотрудников [9], он не имеет задачи скрыть профессиональные, личностные недостатки руководителя перед коллективом.

Выдвинутая нами гипотеза о наличии зависимости эффективности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел от имиджа своего руководителя, а также о влиянии положительного имиджа руководителя органов внутренних дел на общественное мнение населения о деятельности полиции находит свое подтверждение в ходе эмпирического исследования точки зрения сотрудников органов внутренних дел и дает общую картину видения руководителями органов внутренних дел понятия «имидж», его основных факторов и структуры. От правильно сформированного образа руководителя организации зависит отношение сотрудников к качественному выполнению своих профессиональных обязанностей. Имидж, выстроенный с применением положительных черт характера руководителя, является подражательным образом, позволяет более ответственно относиться к выполнению поставленных задач, легче переносить негативные моменты службы, создает благоприятный климат в коллективе, позволяет объединять интересы сотрудников в единую цель, дает желательную мотивацию для продолжения службы в органах внутренних дел.

Список литературы:

1. Вахнина, В. В. Организация психологического обеспечения переговорного процесса сотрудников органов внутренних дел: монография / В.В. Вахнина. - М.: Академия управления МВД России, 2010. - Текст : непосредственный.

2. Вахнина, В. В. Психологические особенности кризисных ситуаций в переговорной деятельности сотрудников ОВД в рамках системно-ситуативного подхода // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 3 (58). -Текст : непосредственный.

3. Коско, А. А. О понятии имиджа. Имидж руководителя (начальника) органа внутренних дел // Символ науки. - Выпуск № 4 (4). 2016. -Текст : непосредственный.

4. Майоров, В. И., Дунаева, О. Н. Формирование стратегических приоритетов имиджевой политики российской полиции в контексте повышения эффективности ее работы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2017. № 2. - Текст : непосредственный.

5. Передня, Д. Г. Имидж полиции России: эмпирический анализ // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2016. № 1. — Текст : непосредственный.

6. Плеханова, О. В., Сажин, М. П. Роль имиджа личности руководителя в управленческой деятельности // Инновационная наука. 2018. № 7—8. — Текст : непосредственный.

7. Ребрий, В. А., Васильев, Д. В. Влияние нарушений в регистрации заявлений населения в полицию о преступлениях на оценку населением мер, принятых полицией по заявлениям (количественный анализ по видам преступлений) // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37). — Текст : непосредственный.

8. Ситковский, А. Л. Формирование «медийного образа» сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: учебное пособие / под ред. А. Л. Ситковского. М.: Академия управления МВД России, 2019. — Текст : непосредственный.

9. Смолева, С. С. Формирование позитивного имиджа органов внутренних дел в деятельности служб по связям с общественностью: политическая теория и практика: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. — М., 2013. — Текст : непосредственный.

10. Тарасов, Ю. Ю. Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: учебное пособие / Ю. Ю. Тарасов [и др.]. — М.: Академия управления МВД России, 2018. — Текст : непосредственный.

11. Аналитический обзор ВЦИОМ 2019 года. Полиция и граждане: мониторинг общественных оценок. — URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=9990 (дата обращения: 23.01.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.