Научная статья на тему 'Имиджи руководителя органа внутренних дел на микро- и макроуровнях (теоретико-методологические подходы к их исследованию)'

Имиджи руководителя органа внутренних дел на микро- и макроуровнях (теоретико-методологические подходы к их исследованию) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
83
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМИДЖ РУКОВОДИТЕЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МИКРОИ МАКРОУРОВНИ ИМИДЖА / МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ ИМИДЖА / IMAGE OF THE HEAD OF LAW-ENFORCEMENT BODIES / MICROAND MACROLEVELS OF IMAGE / IMAGE MEASUREMENT TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Передня Дмитрий Григорьевич, Мирзаханов Р.Г.

В статье концептуально определяется понятие «имидж руководителя органов внутренних дел», характеризуются субъекты и объекты имиджа. Обосновывается проявление изучаемого феномена на микро-, мезои макроуровнях и нецелесообразность применения единого методического подхода для его изучения. Предлагается вариант методик для изучения имиджа руководителя на микрои макроуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images of the head of law-enforcement body on micro and macrolevels (theoretical and methodological approaches to their research)

The article determined the conceptof "image of the head of law-enforcement bodies". Itcharacterized subjects and objects of image. The manifestation of the phenomenon under study at the micromesoand macrolevels and the inadvisability of using a single methodological approach are substantiates. The option of techniques is offered for studyingof image of the head on microand macrolevels.

Текст научной работы на тему «Имиджи руководителя органа внутренних дел на микро- и макроуровнях (теоретико-методологические подходы к их исследованию)»

Д.Г. ПЕРЕДНЯ кандидат социологических наук, доцент, доцент

кафедры теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России'

Р.Г. МИРЗАХАНОВ слушатель магистратуры Академии управления МВД России

Имиджи руководителя органа внутренних дел на микро- и макроуровнях

(теоретико-методологические подходы к их исследованию)

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Одним из направлений развития государства является «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Все это возможно, если в обществе обеспечена безопасность, в том числе и от преступных посягательств.

Барьером между обществом и криминалом выступают органы внутренних дел, которые являются самым многочисленным субъектом в сфере правоохраны, наделенным большим спектром функций по обеспечению законности. Деятельность ОВД проходит в постоянном взаимодействии с обществом и конкретными людьми и от отношения общества во многом зависит степень эффективности реализации органами внутренних дел своих функций.

Имидж руководителей ОВД влияет на впечатление о всех ОВД, от него, во многом, зависит как общество вос-

* Передня Дмитрий Григорьевич, е-таП; 2975829@mail.ru

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) М., 2015, с. 2.

принимает эту организацию. Положительный образ руководителя ОВД способствует возникновению у граждан желания помогать, содействовать, сотрудничать, проходить службу в органах правопорядка, повышает результативность труда полицейских и как следствие эффективность всей организации. Изложенные обстоятельства делают актуальным изучение имиджа руководителя ОВД. И в научном, и в практическом планах важно ответить на вопрос, как понимать имидж руководителя ОВД, как его изучать, а в последующем формировать, поддерживать, регулировать?

Органы внутренних дел - государственные органы исполнительной власти, предназначенные «для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности1».

Организуют деятельность ОВД руководители. Руководитель - тот, кто направляет чью - либо деятельность,

осуществляет руководство чем - либо, тот, кто возглав-

2

ляет учреждение, организацию, подразделение и т.п. , это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организация его деятельности.

Под руководителем ОВД правомерно понимать начальника, наделенного всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным, с возложенной на него персональной ответственностью перед государством за все стороны деятельности руководимого им органа внутренних дел в целом и каждого сотрудника в отдельности.

Основные структурные звенья системы ОВД: Министерство внутренних дел (МВД) Российской Федерации, Главные управления МВД, Министерства внутренних дел, Управления МВД субъектов Российской Федерации, Главное управление МВД РФ на транспорте, Управления МВД на транспорте по Федеральным округам, Управ-

1 О полиции. Федеральный Закон, принят Государственной Думой РФ 28 января 2011 г. М., 2015, с. 3.

2 См.: Ефимова Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка. М., 2006, с. 432.

ления (отделы) МВД на транспорте, городские, районные отделы МВД.

По уровню управления руководители ОВД подразделяются на руководителей ОВД федерального, регионального и территориального уровней. На федеральном уровне руководители ОВД иерархически дифференцируются на: Министра внутренних дел РФ, начальников департаментов, начальников главных управлений, начальников управлений, начальников отделов и отделений. Аналогичным образом дифференцируются руководителя на региональном уровне и в линейных ОВД на транспорте.

В настоящее время существует множество определений имиджа вообще и имиджа руководителя, в частности, с которыми желающие могут познакомиться самостоятельно1. Применительно к нашему исследованию под имиджем руководителя ОВД понимается его социальный образ, целенаправленно или стихийно формируемый в сознании субъектов имиджа, отражающий присущие и приписываемые ему качества и во многом обусловливающий социальные установки субъектов по отношению к руководителю, а также ко всему органу внутренних дел в целом.

Поясним содержание определения. В нашем случае объектом имиджа является личность руководителя ОВД, хотя его носителем может являться любое явление окружающего мира (государство, социальная группа, общественная организация, фирма, газета, образовательное учреждение, услуга, профессия, государственный деятель), осознаваемое субъектом имиджа как значимое, т.е. взаимодействующее с потребностями, интересами и/или ценностями субъекта и порождающее оценочную реакцию последнего.

Люди, в сознании которых формируется имидж данного объекта - это субъекты имиджа. Как правило, субъект имиджа является коллективным. Каждый субъект имиджа имеет свои уникальные, отличные от иного субъекта имиджа потребности, интересы и ценности, а также способы взаимодействия с объектом имиджа

1 См.: Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М., 2002; Панасюк А.Ю. Формирование имиджа. Стратегия. Психотехнологии. Психотехники .М., 2009.

(путем непосредственного общения и/или опосредованный, т.е. посредством СМК и т.п.). Необходимо различать имидж руководителя ОВД, формируемый в сознании подчиненного ему личного состава, имидж руководителя, который сложился в сознании сотрудников органов внутренних дел и имидж, носителем которого является обслуживаемое население.

Другими словами, имидж руководителя ОВД существует на трех уровнях.

1. Микроуровень - имидж, образуемый в сознании членов коллектива органа внутренних дел, непосредственно подчиненного объекту имиджа.

2. Мезоуровень - имидж, образуемый в различных профессиональных группах в рамках Министерства внутренних дел. В его составе имеются подразделения с различной спецификой деятельности - от отделов документальных проверок, специалисты-ревизоры которых занимаются бухгалтерскими проверками финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, до специальных отрядов быстрого реагирования, бойцы которых решают задачи по пресечению деятельности и нейтрализации незаконных вооруженных бандформирований.

3. Макроуровень - имидж, образуемый в сознании представителей других органов государственной власти, предприятий, организаций и общественности. В данном случае, речь идет об обслуживаемом населении, т.е. о том, как себе представляют образ руководителей ОВД обычные люди.

Имидж руководителя на микроуровне (в коллективе органа внутренних дел) образуется в результате восприятия и интерпретации подчиненными демонстрируемых руководителем ОВД, либо приписываемых данному руководителю различных качеств. К их числу относятся: личностные качества руководителя (умственные, моральные и т.п.); его коммуникативные и профессиональные качества; стиль управления руководителя, как «совокупность наиболее устойчивых методов решения

проблем, используемых руководителем в практической

1

управленческой деятельности» .

Со временем у каждого руководителя складывается свой управленческий стиль. Поэтому изучение только его недостаточно, он индивидуален, в отличие от имиджа руководителя, который является продуктом коллективного сознания на микроуровне, или массового на макроуровне. Стиль работы руководителя является проявлением тех принципов, форм и методов реализации управленческих задач, благодаря которым демонстрируется его личностно-деловые качества и антропологическая (в том числе психологическая) подготовленность2. Успех руководства подчиненными во многом зависит от стиля управленческих действий руководителя ОВД как набора индивидуальных особенностей. Предназначение и специфика органа внутренних дел определяют некоторый диапазон для выбора руководителем той или иной линии служебного поведения по отношению к подчиненным и решению служебных задач. Но лишь изучив имидж руководителя на уровне подразделения, мы сможем понять, как воспринимается руководитель субъектами имиджа. Именно последнее и будет определять результат деятельности всего подразделения, ведь представления людей обусловливают их действия.

Каковы же источники имиджа руководителя ОВД? Часть из них субъективные, индивидуальные, стилевые. Есть и объективные, к ним следует отнести статусные характеристики руководителя, обеспечивающие определенные права и возможности личности, специфику требования общества и профессии к личности и профессиональным качествам, систему ценностей и норм, сложившуюся в коллективе и в органах внутренних дел в целом.

Сочетание системы ролевых ожиданий коллектива ОВД с реально формируемым в процессе формального и неформального взаимодействия имиджем руководителя ОВД обусловливает установки сотрудников воспринимать и оценивать условия служебной деятельности, а

1 Иванова В.Н. Основы современного социального управления: теория и методология. М., 2000, с. 247.

2 См.: Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедчес-кая компетентность менеджера. М., 2000, с. 212.

также действовать в этих условиях определенным образом по отношению к данному начальнику.

Имидж руководителя в коллективе органа внутренних дел может формироваться как при непосредственном взаимодействии с ним подчиненных, так и опосредованно, на горизонтальном уровне служебно-профессиональ-ной стратификации. В этих условиях имидж конструируется на основе косвенной информации о руководителе ОВД, посредством которой происходит наделение его значимыми для коллектива органа внутренних дел качествами.

Руководитель может прилагать сознательные усилия к созданию своего имиджа, не только демонстрировать личному составу свои наиболее привлекательные личностные, профессиональные и управленческие качества, но и учиться видеть себя «со стороны», осознавать свои слабости и недостатки, соотносить свои объективные характеристики с востребованным образом личности руководителя.

В целом имидж руководителя в среде подчиненных ему сотрудников формируется на предметном (конкретном) уровне восприятия, отражающем реальное взаимодействие сотрудников со своим руководителем. Возможности руководителей конструировать свой имидж на этом уровне весьма ограничены.

В органах внутренних дел различные подразделения в целом и их сотрудники, в частности, взаимодействуют, происходят перемещения сотрудников в ходе назначений из одного подразделения в другое, эти процессы обусловливают образование имиджа руководителя какого-либо подразделения на мезоуровне, т.е. в сознании сотрудников различных подразделений в пределах ведомства. Это специфический уровень, требующий отдельного рассмотрения, поэтому в рамках настоящей статьи мы не будем ему уделять большое внимание.

Имидж руководителя ОВД на макроуровне - в сознании тех, кто не относится к органам внутренних дел (например, обслуживаемое население), существует преимущественно в двух вариантах: мифологическом и вир-

туально-стереотипном . Предметное (конкретное) восприятие руководителей, например полиции,представлено настолько незначительно, что в рамках данного исследования им можно пренебречь.

В меньшей степени имидж руководителя ОВД представлен у населения мифологически (абстрактно). Здесь в глубинном слое коллективного, бессознательного хранится деперсонализированная информация, касающаяся отношения к начальнику вообще (руководителю, главному, вождю, президенту, и т.п.). На этом уровне формируются глубинные устойчивые представления о том, какими должны быть начальники, как они должны взаимодействовать с людьми, как люди должны их воспринимать, как к ним относиться.

В большей степени имидж руководителя ОВД представлен в сознании граждан на виртуально-стереотипном уровне восприятия. Здесь господствуют средства массовой коммуникации, вырабатывается стереотипное мнение относительно начальников органов правопорядка, которое затем транслируется СМИ. Из-за отсутствия непосредственного взаимодействия с руководителями ОВД их образ формируется в результате восприятия и интерпретации, в соответствии с ожиданиями, образованными исходя из потребностей и интересов, информации об объекте имиджа, полученной из средств массовой информации (печатных СМИ, радио и телевизионных эфиров и электронных СМИ).

Массовое сознание (впрочем, как и индивидуальное) весьма консервативно. Все многообразие современного мира оно склонно умещать в своеобразные схемы, создавая стереотипы - шаблонные способы мышления, помогающие человеку осознать реальность, сделать ее более понятной и менее сложной. При этом не важно, соответствуют ли эти стереотипы действительности. Будучи виртуальными по своей природе, они реальны в сознании и проявляются в массовых действиях.

Формируя представления об образе руководителя в массовом сознании, следует учитывать специфику дея-

1 См.: Передня, Д.Г., Фатхутдинов Р.Г. Имидж органов внутренних дел как сфера применения социальных технологий // Социально-гуманитарные знания, 2015, №2, с. 259.

тельности ОВД и наличие субъектов заинтересованных в том, чтобы образ органов внутренних дел вообще и их руководителей, в частности, был как можно хуже.

В современных условиях не редкость, когда криминалитет выбирает ОВД в качестве мишени своего деструктивного воздействия, создает и углубляет противоречия на всех уровнях взаимоотношений ОВД с обществом, государством, провоцирует разногласия внутри самой системы правоохранительных органов. Оценка уровня профессионализма сотрудников и особенно оперативных подразделений наглядно демонстрирует заметное снижение их активности в правоохранительной деятельности. По состоянию на 1 января 2014 г., некомплект личного состава в ОВД страны составил 50.6 тыс. единиц1. В аспекте сложившейся за последние несколько лет тенденции превышения количества сотрудников, уволенных из органов, над количеством вновь принятых на службу. Данная цифра заставляет задуматься.

Детальное изучение причин увольнения сотрудников ОВД России свидетельствует, что во многом они связаны с их дискредитацией со стороны криминалитета, в том числе с помощью журналистов, публичных людей, а также размещения разного рода измышлений на популярных сайтах сети Интернет, в средствах массовой информации или путем публичного обращения в надзирающие и контролирующие органы. Дискредитация в настоящее время приобрела массовый характер и повсеместную распространенность, а формирование отрицательного общественного мнения об ОВД России привело к осложнению условий деятельности личного состава, что исключает возможности полноценного исполнения ими своих служебных обязанностей2. Изложенная ситуация так или иначе отразится на имидже органов правопорядка, который существует на макроуровне.

Мало понять структуру имиджа руководителя ОВД, источники и механизмы формирования, факторы, влияю-

1 См.: Аналитические материалы «Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2013 году». М., 2014, с. 81.

См.: Дьяченко Н.Н. Хотим ли мы жить в эру криминала? Еще раз о проблеме дискредитации сотрудников ОВД // Научный портал МВД России , 2014,№ 4, с. 47.

щие на его образование. Намного важнее знать, как изучить его теперешнее состояние. Целью такого исследования является получение объективной информации о фактическом состоянии имиджа руководителя ОВД в его различных проявлениях: в коллективном сознании сотрудников органа внутренних дел, с одной стороны, (микроуровень), в сознании обслуживаемого населения - с другой (макроуровень).

Единую методику для получения эмпирической информации об интересующем нас феномене создать затруднительно и нецелесообразно. Сказывается специфика респондентов и природа имиджей на различных уровнях. На наш взгляд следует использовать две методики измерения состояния имиджа руководителей ОВД. Начнем с микроуровня.

В основу измерения положим опросный метод сбора первичной социологической информации. Исследовательской практикой давно установлено, что опросные методы дают недостаточно надежную информацию при изучении проблем, связанных с интимной жизнью людей, дисциплиной, девиантным поведением, взаимоотношениями с начальством. В связи с этим задавать прямые вопросы подчиненным об образе их руководителя -это значит с большой вероятностью получить данные, искаженные внутренней цензурой респондентов.

На наш взгляд, эту проблему помогут решить шкалы оценок, служащие для оценивания и сравнения (например, оценки культурной близости, сравнения с чем-либо, степени согласия с чем-либо, ранжирования и пр.), или проективные шкалы, позволяющие косвенно спроектировать отношения, установки.

Использование проективных шкал позволяет построить так называемое семантическое пространство, т. е. нахождение системы тех латентных факторов, в рамках которых респондент работает, так или иначе оценивая какие-либо предметы, в нашем случае оценивая имидж руководителя ОВД. Семантическое пространство по существу является исследовательской моделью структуры индивидуального сознания, на основе которой происходит восприятие респондентами объектов, их классификация, сравнение и т.д.

Среди методик, построенных на основе проективного шкалирования, можно выделить методы семантического дифференциала, неоконченных предложений, репертуарных решеток. С опорой на эти методы мы предлагаем опросник, в котором основные черты образа руководителя сведены в четыре группы (коммуникативные, характерологические, деятельностью, социокультурные). Всего подобрано 29 биполярных характеристик образа руководителя органов внутренних дел. Респондентами выступят сотрудники, которые при ответе будут иметь перед своим мысленным взором своего непосредственного начальника.

Вводный вопрос может быть сформулирован следующим образом: «Определите степень проявления свойств личности Вашего непосредственного начальника».

Черты образа руководителя (по группам).

- Коммуникативные: разговорчивый-молчаливый, замкнутый-открытый, враждебный-дружелюбный.

- Характерологические: добрый-злой, умный-глупый, честный-бесчестный, упрямый-уступчивый, раздражительный - невозмутимый, суетливый - спокойный, черствый - отзывчивый.

- Деятельностные: безответственный-добросовестный, деятельный-пассивный, организованный-неорганизованный, решительный-нерешительный, последовательный-непоследовательный, зависимый-независимый, вялый-энергичный, уверенный-неуверенный.

- Социокультурные: справедливый-несправедливый, несамостоятельный-самостоятельный, оптимист-пессимист, ответственный-безответственный, привлекательный-непривлекательный, дисциплинированный-недисциплинированный, требовательный к себе-нетребователь-ный к себе, культурный-некультурный, тактичный-бестактный, порядочный-непорядочный.

Между двумя полярными характеристиками в обе стороны от нулевого значения переменной будет предложена следующая градация степени выраженности той или иной черты (качества).

1 - качество присуще в незначительной степени;

2 - качество присуще в средней степени;

3 - качество присуще в сильной степени;

0 - если затрудняетесь отнести к Вашему начальнику оба качества.

Получив опросный лист, респондент сможет выразить свое мнение по всему набору шкал. Выразить мнение -это значит обнаружить интенсивность своего внутреннего ощущения по поводу различных аспектов имиджа руководителя ОВД.

В дальнейшем возможны различные варианты обработки полученных данных в зависимости от гипотез исследования. Полученные значения могут суммироваться, вычисляться среднее значение оценки имиджа для всей выборки, строиться график - профиль оценок по переменным для отдельного индивида или группы в целом. Например, сопоставив ломаные кривые, отражающие представления сотрудников мужчин и сотрудников женщин об имидже руководителя, мы сможем обнаружить степень совпадения их восприятия имиджа начальника. Кроме наглядного представления данных в виде семантического профиля и расчета среднего балла может быть рассчитан индекс интенсивности и направленности измеренных параметров образа руководителя1.

Теперь предложим методику измерения имиджа руководителя ОВД на макроуровне. Как было описано выше, основная масса россиян не имела возможности составить представления о руководителях правоохранительных органов на конкретном уровне восприятия. Практически все их впечатления черпались из СМИ, что привело к образованию виртуально-стереотипной составляющей образа руководителя ОВД. В связи с этой особенностью пытаться использовать какую-либо из разновидностей опросного метода нецелесообразно. При таком подходе мы, в лучшем случае, получим отражение в общественном сознании информации сообщаемой средствами массовой коммуникации.

Для получения данных об имидже руководителя ОВД в сознании обслуживаемого населения лучше использовать метод анализа документов, представляющий из себя методику выявления частоты появления в вербальной продукции субъекта имиджа определенных характеристик, интересующих исследователя и позволяющих ему делать

1 См.: Примаков В.Л., Половнёв А.В. Исследование этноконфессиональ-ных отношений в России: теория, методология, методика. М., 2011, с. 74.

выводы относительно намерений автора-коммуникатора или возможных реакций получателя сообщения1.

При этом метод анализа документов позволит снять информацию об имидже руководителей ОВД в ее, так сказать, исходном виде. Ежедневно сотрудники подразделений информации и общественных связей всех уровней системы органов внутренних дел отслеживают и накапливают информацию, опубликованную в СМИ, касающуюся органов правопорядка. Результаты мониторинга накапливаются и представлены в виде обзоров СМИ. Исследователю требуется лишь отобрать публикации о руководителях ОВД и получить информацию, которую они содержат.

В ходе анализа статей необходимо: извлечь содержащуюся в документе информацию о руководителе ОВД; зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа); определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования; выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели, касающиеся различных аспектов имиджа руководителя ОВД; проинтерпретировать эти показатели и характеристики.

Полученная предложенным методом информация станет источником как описательной, так и объяснительной, в том числе оценочной информации. Это особенно важно при изучении проблем, связанных с имиджем.

В заключение отметим, что предложенные методологические подходы к пониманию имиджа руководителя органов внутренних дел и методические подходы к его исследованию на микро- и макроуровнях требуют учета особенностей применения сконструированных методик при сборе первичной информации. Среди основных из них можно отметить следующие: необходимость высокой квалификации исследователей для разработки методики исследования имиджа руководителя и особенно интерпретации данных; полученная информация трудно поддается измерению и количественным оценкам; при построении опросных шкал необходимо обратить внимание на оптимальность количества градаций значений

1 См.: Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001, с. 23.

переменной, воспроизводимости результатов измерения при многократных замерах.

Знание сути методов сбора первичных эмпирических данных, учет особенностей их применения на основе четкого концептуального понимания имиджа руководителя ОВД - вот тот необходимый фундамент, опираясь на который можно обоснованно, с научных позиций изучить этот феномен, описать его фактическое состояние, создать предпосылки для объяснения как на макро-, так и на микроуровнях.

Передня Д.Г., Мирзаханов Р.Г. Имиджи руководителя органа внутренних дел на микро- и макроуровнях (теоретико-методологические подходы к их исследованию). В статье концептуально определяется понятие «имидж руководителя органов внутренних дел», характеризуются субъекты и объекты имиджа. Обосновывается проявление изучаемого феномена на микро-, мезо- и макроуровнях и нецелесообразность применения единого методического подхода для его изучения. Предлагается вариант методик для изучения имиджа руководителя на микро- и макроуровнях.

Ключевые слова: имидж руководителя органов внутренних дел, микро- и макроуровни имиджа, методика измерения имиджа.

Perednya D.G., Mirzakhanov R.G. Images of the head of law-enforcement body on micro and macrolevels (theoretical and methodological approaches to their research). The article determined the conceptof "image of the head of law-enforcement bodies". Itcharacterized subjects and objects of image. The manifestation of the phenomenon under study at the micro- meso- and macrolevels and the inadvisability of using a single methodological approach are substantiates. The option of techniques is offered for studyingof image of the head on micro- and macrolevels.

Key words: image of the head of law-enforcement bodies, micro- and macrolevels of image, image measurement technique.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.