Научная статья на тему 'ИМИДЖ СОТРУДНИКА ОВД КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТА ПОЛИЦИИ: СОЦИОКОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ'

ИМИДЖ СОТРУДНИКА ОВД КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТА ПОЛИЦИИ: СОЦИОКОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ПОЛИЦИИ / ИМИДЖ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афаунов Анзор Зурабович, Чхвимиани Эдуард Жюльенович, Тарасенко Денис Владимирович

Статья посвящена проблеме взаимосвязи имиджевой составляющей деятельности ОВД и эффективности полиции как социального института. Исходной предпосылкой написания статьи является тезис о том, что адекватно сформированный образ полицейского как профессионала своего дела, занимающегося охраной общественного порядка, имеет очень большое влияние на все категории населения и в первую очередь на молодежь, корректируя потенциально возможное девиантное поведение. Когда подрастающее поколение имеет уверенное представление о неизбежности наказания за нарушение закона, это представляет собой один из важнейших факторов воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A POLICE OFFICER AS A FACTOR IN THE EFFECTIVENESS OF THE POLICE INSTITUTION: SOCIO-COMMUNICATIVE ASPECTS OF THE FORMATION OF LEGAL CULTURE

The article is devoted to the problem of the relationship between the image component of the internal affairs department and the effectiveness of the police as a social institution. The initial prerequisite for writing this article is the thesis that an adequately formed image of a police officer as a professional in his field, engaged in the maintenance of public order, has a very large impact on all categories of the population and, first of all, on young people, correcting potentially possible deviant behavior. When the younger generation has a confident understanding of the inevitability of punishment for breaking the law, this is one of the most important factors in upbringing.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ СОТРУДНИКА ОВД КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТИТУТА ПОЛИЦИИ: СОЦИОКОММУНИКАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 340

DOI 10.23672/a2528-6093-7876-w

Афаунов Анзор Зурабович

кандидат социологических наук, заместитель начальника кафедры специальных дисциплин, Краснодарский университет МВД России, майор полиции anzor.afaunov@list.ru

Чхвимиани Эдуард Жюльенович

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры специальных дисциплин, Краснодарский университет МВД России, полковник полиции eduard-1981@yandex.ru

Тарасенко Денис Владимирович

преподаватель

кафедры специальных дисциплин, Краснодарский университет МВД России, майор полиции ystavnik14@mail.ru

Anzor Z. Afaunov

Candidate of Sociological Sciences, Deputy Chief Departments of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Major anzor.afaunov@list.ru

Eduard J. Chkhvimiani

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Colonel eduard-1981 @yandex.ru

Denis V. Tarasenko

Teacher of the Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Major ystavnik14@mail.ru

Имидж сотрудника овд

как фактор эффективности института полиции: социокоммуникативные аспекты формирования правовой культуры

The image of a police officer

as a factor in the effectiveness of the police institution: socio-communicative aspects of the formation of legal culture

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимосвязи имиджевой составляющей деятельности ОВД и эффективности полиции как социального института. Исходной предпосылкой написания статьи является тезис о том, что адекватно сформированный образ полицейского как профессионала своего дела, занимающегося охраной общественного порядка, имеет очень большое влияние на все категории населения и в первую очередь на молодежь, корректируя потенциально возможное девиантное поведение. Когда подрастающее поколение имеет уверенное представление о неизбежности наказания за нарушение закона, это представляет собой один из важнейших факторов воспитания.

Ключевые слова: институт полиции, имидж, общественное мнение, правовая культура.

Annotation. The article is devoted to the problem of the relationship between the image component of the internal affairs department and the effectiveness of the police as a social institution. The initial prerequisite for writing this article is the thesis that an adequately formed image of a police officer as a professional in his field, engaged in the maintenance of public order, has a very large impact on all categories of the population and, first of all, on young people, correcting potentially possible deviant behavior. When the younger generation has a confident understanding of the inevitability of punishment for breaking the law, this is one of the most important factors in upbringing.

Keywords: police institute, image, public opinion, legal culture.

Ключевым феноменом в представлении общества о сотрудниках внутренних дел выступает такое социально-психологическое явление, как имидж. Имидж сотрудника полиции,

транслируемый средствами массовой информации, имеет серьезное влияние на население, что, в свою очередь, сказывается на эффективности его профессиональной деятельности. Когда

формируется негативный образ полицейского, то и оценка населения негативная. В частности, формируется ситуация низкого процента раскрываемости преступлений, что приводит к возрастанию всеобщего уровня преступности. Когда средства массовой информации пропагандируют негативный образ полицейского, то и уровень сотрудничества населения с полицией резко падает, так как возникает индуктивно окрашенное оценочное мнение, что все полицейские безграмотны и непрофессиональны. Для того, чтобы качественно изменить уровень доверия населения к сотрудникам полиции, необходимо предпринимать меры по адекватному отражению положительного образа сотрудника органов внутренних дел.

Общественное мнение населения выступает очень важным критерием оценки результатов деятельности конкретного социального института (в рамках нашего исследования, это социальный институт полиции). Общественное мнение определяют как «отношение общества к социальным явления, процессам, событиям, а также - проблемам социальной действительности» [2]. Общественное мнение необходимо принимать во внимание и исследовать, так как именно оно выступает показателем позитивных и негативных коммуникационных связей между структурой полиции и обществом, что необходимо выяснять для оптимизации их сотрудничества.

В 2011 году в Федеральном Законе от 2011 г. «О полиции» было обозначен приоритет общественного мнения в оценке эффективности полицейской деятельности [5]. Закон «О полиции» и конкретно вышеперечисленные его положения призваны были снизить напряженность, которая сложилась между населением и работниками органов внутренних дел в постсоветское время [7].

Советская милиция выступала гарантом соблюдения закона и имела положительный образ, но уже в переходные 1990-е гг. общая социальная обстановка в стране была настолько криминализирована, что социальный институт правоохранительных органов был дискредитирован деятельностью отдельных его представителей. Милиционер перестал выступать в качестве гаранта соблюдения закона, и в общественном сознании образ сотрудника правоохранительных органов стал тесно связываться с криминальными структурами.

Исследователи отмечают, что «по данным социологического опроса, проведенного в 2008 году, 32 % опрошенных респондентов оценили деятельность милиции плохо или очень плохо, 39 % -удовлетворительно, и только 13 % - хорошо или отлично» [3, с. 113]. Таким образом, сама работа сотрудников милиции оценивалась населением негативно, что, в общем, подрывало авторитет органов правоохранительных дел. Закон «О полиции» и, последовавшая затем реформа, призваны были изменить ситуацию. Тем не менее, статистические исследования показывают, что ситуация меняется довольно медленно: «если в 2008 году полиции доверяли 33 % населения, то 2018 году - 39,4 %, при этом только 38,2 %

считают деятельность полиции эффективной», -отмечают специалисты [6].

Исследование показало, что наименее предубежденно к служителям правопорядка относятся представители молодежи, тогда как для средней и старшей возрастной группы свойственен скепсис и стереотипизация. Для определения причин столь невысокого показателя доверия полиции среди населения можно обратиться к опыту самих работников правоохранительных органов. Сотрудники отмечают ряд сложностей, с которыми им приходится сталкиваться в процессе несения службы и которые мешают им наладить доверительный контакт с населением.

В первую очередь, это возросшая нагрузка на каждого отдельного сотрудника. В 2011 году в ходе реформы было проведено сокращение численности штата сотрудников органов внутренних дел. Подразумевалось, что это позволит оптимизировать процессы деятельности полицейских. В реальности же, серьезно возросла нагрузка на каждого отдельного служителя закона. Таким образом, служебного времени на долгое общение и подробное вникание в проблемы граждан сотрудникам стало не хватать.

Второй фактор, мешающий адекватному общению населения с сотрудниками правоохранительных органов, - это деятельность средств массовой информации. Очевидно, что наибольший спрос и ажиотаж в массовой культуре вызывают негативные сенсационные новости. Соответственно, в работе средств массовой информации выстроен акцент на преподнесение, в первую очередь, негативных новостей, в том числе и о деятельности полицейских. В то же время, положительные события, связанные с действиями сотрудников правоохранительных органов, имеют меньший интерес у публики и транслируются средствами массовой информации редко. Таким образом, в сознании граждан формируется, в большей степени, негативный образ современного полицейского. В этом процессе задействованы как документальные и новостные передачи, так и кинематограф.

Третий фактор, осложняющий контакт полицейского и гражданина, - это возросший документооборот, сопровождающий деятельность сотрудника правоохранительных органов. Необходимость заполнения множества отчетных бумаг сокращает время на общение с обратившимся с проблемой гражданином, таким образом, скорость реакции полицейского на эти обращения значительно снижается.

Еще один существенный фактор, который отмечают респонденты среди сотрудников правоохранительных органов, это недостаточная материальная оснащенность полицейских. А все эти факторы, в итоге, приводят к падению престижа полицейской службы. В глазах населения господствует стереотип о том, что полицейская должность представляет собой либо низкооплачиваемую повинность, либо коррупционная должность для превышения своих полномочий. На самом деле, эти стереотипы формировались годами

после смены государственного строя и на сегодняшний день актуализировалась необходимость бороться с ними, путем формирования положительного имиджа современного российского полицейского.

Исторически любая профессия, связанная с контролем, вызывает у населения смешанные образы. В первую очередь, сотрудники таких служб подвергаются очень пристальному наблюдению за их профессиональной деятельностью и очень предвзятому отношению к их морально-нравственной устойчивости. Второй момент заключается в том, что профессии, обладающие функцией контроля, изначально воспринимаются в массовом сознании не только в качестве защитников, но и в качестве врагов, так как подобные представители этих профессий, в той или иной степени, ограничивают личную свободу для соблюдения правовой системы общества.

Также, стоит отметить, что в последние годы эксперты отмечают рост уровня преступности и снижение процента раскрываемости преступлений: «В 2018 году было совершено 1 млн 992 тыс. преступлений, уровень же раскрываемости преступлений в 2018 году значительно снизился по сравнению с 2016 годом на 10 % и составил 52,2 %» [3, с. 113]. Подобный факт может свидетельствовать о падении уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов.

В то же время, стоит отметить, что исследования показывают на то, что положительное мнение о полицейских у граждан складывается, зачастую, из их личного общения с сотрудником. Однако большая часть населения редко непосредственно контактирует с органами внутренних дел, а образ полицейского складывается в их сознании из продуктов средств массовой информации, которые, как уже было отмечено выше, делают упор на негативные события и критику деятельности правоохранительных органов. Исследователи также отмечают, что «свой вклад внесла и современная кинематография, которая пропагандирует насилие, воровство, разбой, а полицейских преподносит как беспомощных либо коррумпированных сотрудников» [1, с. 81].

Также, в современном мире существует такое явление, свойственное человеческому сознанию, как «эффект ореола» [5]. Человек, столкнувшийся с единичным случаем непрофессионализма, переносит это негативное отношение на всех представителей этой профессии. Это свойственно и по отношению к представителям правоохранительной сферы.

К сожалению, нередки случаи, когда население сталкивается с непрофессионализмом и безграмотностью работников правоохранительных органов. Довольно часто граждане оперируют действующими законодательными положениями профессиональнее, чем сотрудники полиции, не обладающие достаточными знаниями в своей профессиональной сфере. Подобные факты формируют в сознании граждан мнение о некомпетентности служителей закона, а, следовательно, их неспособность обеспечить достаточную

защищенность населения. Усугубляют ситуацию многочисленные факты индивидуального несоответствия отдельных лиц этической и функциональной стороне их профессии.

Положительный имидж полиции напрямую корре-лируется с ее эффективностью. Необходимыми условиями для его формирования выступают повышение уровня профессионализма и компетентности сотрудников. Одновременно с этим возникает необходимость отслеживания и контроля информации, которая транслируется средствами массовой коммуникации на тему деятельности полицейских Для эффективного контроля возникает необходимость тесного сотрудничества журналистов и представителей правоохранительных органов. Также, необходима оперативная реакция на публикацию недостоверной информации и опубликование опровержений на ложные сведения, распространяемые посредством каналов массовой коммуникации [4].

Очевидна необходимость оперативной реакции и на материалы, освещающие правонарушения, совершенные сотрудников правоохранительных органов. Такие материалы необходимо официально комментировать, разъясняя причины случившегося и предпринятые меры для профилактики возможности повторения подобных негативных моментов в полицейской структуре [6].

Необходимо также участие полицейских ме-диаслужб в процессе формирования культурной парадигмы искусства на уровне государства. Например, участие в качестве консультантов при съемке кинофильмов, в сюжете которых фигурируют представители правоохранительных органов. Здесь необходимо ограничивать или каким-либо образом нейтрализовывать сюжетные ходы, выставляющие полицейскую деятельность с негативной стороны, а также, романтизирующие преступную деятельность, выставляющие преступников положительными персонажами. В то же время, необходимо увеличивать долю и принимать непосредственное консультационное участие в съемке кино, которое выставляет полицейских в качестве эталона для подражания. Также, исследователи отмечают тот факт, что «для создания положительного имиджа полиции немаловажным моментом является повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников полиции, путем проведения занятий (неформальных, а фактических), направленных на повышение уровня знаний сотрудниками законодательства, регулирующего деятельность, в частности, своих прав и обязанностей, запретов и ограничений, и уяснения целей и задач деятельности полиции и отработки полученных знаний на практических занятиях; повышения физической подготовки сотрудников, в частности, отработки приемов самообороны, навыков борьбы, применение которых поможет сотрудникам при задержании преступника или правонарушителя; проведения индивидуально-воспитательных и профилактических бесед, направленных на повышение нравственных и культурных качеств, а также, чувства ответственности сотрудников за свои действия» [3, с. 114].

Доверие граждан к правоохранительным органам должно подкрепляться таким необходимым условием, как оптимизация контактов населения с представителями полиции. Этот процесс можно наладить, тесно сотрудничая с общественными организациями [6]. Однако на настоящий момент этот способ все еще не использует свой потенциал полностью. В рамках этой задачи необходимо сотрудничество с, так называемыми, народными дружинами. Очевидно, что люди, проживающие по соседству, обладают большей информацией о том, что происходит у них в районе, поэтому столь важно сотрудничество жителей с участковыми полицейскими. При этом сотрудничество это непременно должно быть взаимным: полицейские делятся информацией о правонарушениях и потенциальных опасностях, которые происходят на участке, жители, в свою очередь, сигнализируют о подозрительных фактах, потенциально неправомерных действиях и тому подобных явлений. Подобная система сближает граждан и сотрудников правоохранительных органов и способствует формированию безопасной городской среды [8].

Однако в выстраивании подобной системы большую роль играет ментальность населения. И если в европейских и американских странах считается нормой сообщать о правонарушениях, совершаемых соседями, то в нашей стране народное сознание зачастую осуждает и критикует сограждан, которые сотрудничают с полицией, используя для этого эмоционально окрашенные сленговые термины «стукачество», «ябедничество» и т.п.

В противовес нашей ментальности, европейские граждане считают помощь работникам правоохранительных органов почетной и, зачастую, такие сознательные представители общества несут службу наравне с полицейскими [4].

Еще один фактор, который тормозит развитие такой системы в России, - это меркантильное отношение сограждан: отсутствие материально-технической базы, социальных гарантий и поощрений делает подобную деятельность малопривлекательной для граждан. А отсутствие интереса руководителей ряда районов к подобной системе контроля, а, следовательно, и нежелание вкладываться как материальными, так и человеческими ресурсами в её выстраивание, окончательно закрывает варианты её формирования. Для того, чтобы «наладить взаимосвязь полиции и населения, необходимо повысить уровень правовой культуры и правового воспитания населения. Только когда граждане России поймут важность уважительного отношения, доверия к полиции и совместной работы органов и населения, только тогда деятельность полиции по обеспечению безопасности и правопорядка станет наиболее эффективной и результативной» [3, с. 115]. Поэтому столь важно выстраивать систему взаимодействия «полиция-гражданин» по схеме доверия и сотрудничества. Это способствует, в том числе, повышению эффективности деятельности полиции и улучшению результатов профилактики и раскрываемости преступлений.

Литература:

1. Айсин Т.К. Недоверие общества к МВД: суть проблемы и возможные пути решения / Т.К. Айсин // Вестник ВГУ. 2015. № 1. С. 80-83.

2. Зуева А.В. изучение общественного мнения как способ оптимизации деятельности полиции / А.В. Зуева // 1одо8е1Ргах1в. 2017. Т. 6. № 2. С. 100-106.

3. Колдина И.А. Общественное мнение как критерий оценки эффективности деятельности полиции / И.А. Колдина, Н.В. Багуцкий // Скиф. 2019. № 12-1(40). С. 115-119.

4. Майоров В.И. Повышение эффективности деятельности полиции с помощью реализации политики информационной открытости / В.И. Майоров // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2016. Т. 1. Вып. 3. С. 36-51.

5. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3 -ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

6. После переименования милиции в полицию уровень доверия к ней сильно вырос // Ведомости. Ш1_ : https://www.vedomosti.ru/politics/articles/ 2011/10/20/po8le_pereimenovaniya_milicii_v_polici yu_uroven_doveriya_k (дата обращения 05.03. 2021); Работа полиции: доверие и оценки //

Literature:

1. Aisin T.K. Public distrust of the Ministry of Internal Affairs: the essence of the problem and possible solutions / T.K. Aisin // Vestnik VSU. 2015. № 1. P. 8083.

2. Zueva A.V. study of public opinion as a way to optimize the activities of the police / A.V. Zueva // Logos et Praxis. 2017. Vol. 6. № 2. P. 100-106.

3. Koldina I.A. Public opinion as a criterion for assessing the effectiveness of the police / I.A. Koldina, N.V. Bagutskiy // Skif. 2019. № 12-1(40). Р. 113-119.

4. Mayorov V.I. Improving the efficiency of the police through the implementation of the policy of information openness / V.I. Mayorov // Bulletin of the Chelyabinsk State University. Series: Right. 2016. Vol. 1. № 3. P. 36-51.

5. On the police: Federal Law No. 3-03 dated 07.02.2011 // SZ RF. 2011. № 7. Art. 900.

6. After the militia was renamed into the police, the level of trust in it increased greatly // Vedomosti. URL : https://www.vedomosti.ru/politics/articles/ 2011/10/20/posle_pereimenovaniya_milicii_v_polici yu_uroven_doveriya_k (date of application 03/05/ 2021); Policing: trust and evaluation // Ministry of

Министерство внутренних дел Российской Федерации: сайт. URL : https://Mвд.рф/publicopinion/ (дата обращения 05.03.2021).

7. Титаренко А.П. К вопросу о повышении доверия к полиции Российской Федерации / А.П. Титаренко // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2015. № 1(28). С. 114-118.

8. Ястребова А.И. Взаимодействие органов полиции и общественных организаций в сфере охраны общественного порядка в США / А.И. Ястребова // Современное право. 2017. № 6. С. 166168.

Internal Affairs of the Russian Federation: website. URL : https: //mvd.rf/publicopinion/ (date of application 03/05/2021).

7. Titarenko A.P. On the issue of increasing confidence in the police of the Russian Federation / A.P. Titarenko // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2015. № 1(28). P. 114-118.

8. Yastrebova A.I. Interaction between the police and public organizations in the field of public order protection in the United States / A.I. Yastrebova // Modern law. 2017. № 6. P. 166-168.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.