Научная статья на тему 'Имидж преподавателя как социокультурный компонент образовательного процесса: культурологический аспект'

Имидж преподавателя как социокультурный компонент образовательного процесса: культурологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
244
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ТВОРЧЕСКОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ИМИДЖЕЛОГИЯ / ФАСИЛИТАТОР / САМООБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА / КОМПЕТЕНЦИЯ / CULTUROLOGICAL FOCUS OF EDUCATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS / MODERN TRENDS / CREATIVE SELF-DEVELOPMENT / ISSUES / TEACHER / IMAGOLOGY / FACILITATOR / SELF-EDUCATION / CULTURE / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саркисьян Татьяна Николаевна, Яблонская Людмила Валерьевна

В статье проанализированы актуальные проблемы высшей школы, обоснована необходимость применения инновационных подходов в обучении в условиях современного социокультурного пространства, изложены тезисы педагогической имиджелогии, разработана модель имиджа преподавателя современного учебного заведения высшего звена, обрисована характеристика личности современного преподавателя вуза. Сделан вывод о том, что эстетическое воспитание с позиции культурологического подхода невозможно без активности самой личности и нацелено на создание целостной системы эстетических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The image of a teacher as a sociocultural component of educational process: culturological aspect

The article deals with the urgent issues of the higher school, substantiates the necessity of innovative approaches application when teaching in the modern sociocultural space. The authors consider the theses of the pedagogical imagology, develop the model of image of the modern higher school teacher, describe the personal characteristic of the modern university teacher. It is concluded that esthetic education in the context of culturological approach is impossible without proactive attitude of the person and is focused on the development of the comprehensive system of esthetic qualities.

Текст научной работы на тему «Имидж преподавателя как социокультурный компонент образовательного процесса: культурологический аспект»

УДК 008:37.036

Саркисьян Татьяна Николаевна кандидат культурологии,

доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и культурологии Института морского транспортного менеджмента, экономики и права Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

Яблонская Людмила Валерьевна

Sarkisiyan Tatiana Nikolayevna

PhD in Cultural Studies, Assistant Professor, Professional Pedagogy, Psychology and Cultural Studies Department, Institute of Maritime Transport Management, Economics and Law, Admiral Ushakov State Maritime University

Yablonskaya Lyudmila Valerievna

доктор философских наук, профессор Института морского транспортного менеджмента, экономики и права Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова

ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

D.Phil. in Philosophy, Professor, Institute of Maritime Transport Management, Economics and Law, Admiral Ushakov State Maritime University

THE IMAGE OF A TEACHER AS A SOCIOCULTURAL COMPONENT OF EDUCATIONAL PROCESS: CULTUROLOGICAL ASPECT

Аннотация:

В статье проанализированы актуальные проблемы высшей школы, обоснована необходимость применения инновационных подходов в обучении в условиях современного социокультурного пространства, изложены тезисы педагогической ими-джелогии, разработана модель имиджа преподавателя современного учебного заведения высшего звена, обрисована характеристика личности современного преподавателя вуза. Сделан вывод о том, что эстетическое воспитание с позиции культурологического подхода невозможно без активности самой личности и нацелено на создание целостной системы эстетических качеств.

Ключевые слова:

культурологическая направленность образования, высшая школа, современные тенденции, творческое саморазвитие, проблемы, преподаватель, имиджелогия, фасилитатор, самообразование, культура, компетенция.

Summary:

The article deals with the urgent issues of the higher school, substantiates the necessity of innovative approaches application when teaching in the modern so-ciocultural space. The authors consider the theses of the pedagogical imagology, develop the model of image of the modern higher school teacher, describe the personal characteristic of the modern university teacher. It is concluded that esthetic education in the context of culturological approach is impossible without proactive attitude of the person and is focused on the development of the comprehensive system of esthetic qualities.

Keywords:

culturological focus of education, higher education institutions, modern trends, creative self-development, issues, teacher, imagology, facilitator, self-education, culture, competence.

Любой культурный феномен в периоды своего развития претерпевает изменения путем преодоления разнообразных кризисных моментов. Существование высшей школы как явления живого и непрерывно развивающегося сопровождается рядом педагогических проблем, в результате решения которых происходит качественное изменение того или иного аспекта. Тема педагогических проблем современной высшей школы необычайно многомерна. В статье остановимся на нескольких, наиболее существенных ее составляющих и рассмотрим имидж преподавателя с культурологической точки зрения.

Культурологический подход в образовании становится преобладающим, уделяется повышенное внимание формированию культурологических составляющих как профессионализма педагога, так и его имиджа, который отражает сущность его внутренней культуры. Немаловажно, чтобы на современном этапе профессиональное образование соответствовало основным направлениям социально-культурного развития, а цель была ориентирована по направлению приоритетности культурной функции.

На данном этапе развития культуры наблюдается востребованность в специалистах, наделенных прагматическим мышлением, адаптационными способностями, компетентных во многих смежных сферах профессиональной деятельности, обладающих творческим потенциалом и стремлением к саморазвитию.

Демократизация и гуманизация школьной жизни, а также ориентированность на личностное развитие учащегося, а не исключительно на передачу знаний, выдвигают принципиально новые требования к личности учителя. В условиях современного социокультурного пространства,

характеризующегося постоянно изменяющимся глобальным информационным потоком, возникает острая необходимость в непрерывном саморазвитии. Человек, находящийся в эпицентре разнообразных впечатлений, должен уметь квалифицированно обрабатывать информацию, используя при этом свои личностные внутренние дифференциаторы.

В связи с этим актуальной задачей образовательного процесса всех ступеней является воспитание внутреннего индивидуального «ценза» каждого студента. Необходимость создания «нравственного иммунитета у учеников» отмечал еще К.Д. Ушинский [1, с. 118]. Эта задача неразрешима без ориентации образования на постоянное, непрерывное внутреннее саморазвитие личности. Человек, стремящийся к постоянному саморазвитию, интериоризации знания, становится духовно богаче.

В связи с концептуальной трансформацией требований в рамках системы обучения в вузе, касающихся качества преподавания, возникает ряд проблем, начиная с мировоззренческих установок педагога и заканчивая стилем одежды, невербаликой, речью, общей эрудированностью, ядро которой составляют интеллект и способ мышления. Безусловно, первичный фактор - это восприятие студентом образа, имиджа преподавателя.

Качества, которые входят в облик стереотипа идеального наставника, можно расценивать как систему требований, которые в современных условиях будут предъявляться учениками к имиджу учителя. Творческое соотнесение каждого педагога со стереотипным образом идеального наставника должно быть внутренним стимулом для его саморазвития и совершенствования, актуализации его возможностей, развития собственного творческого потенциала.

Выстраивание педагогической деятельности раскрывает у преподавателя навык к диалогическому взаимодействию. Эмпатийность, толерантность и конгруэнтность наставника преломляются в результате обучения.

Центральным объектом выступает учащийся, активно выстраивающий свой образовательный процесс, который выбирает в образовательной среде конкретную траекторию развития. Главная задача педагога - поддержка обучаемого, а именно: способствование успешному его продвижению среди потоков учебной информации, облегчение решения возникающих проблемных ситуаций, помощь в осознании своих способностей, личностных достоинств.

В связи с вышеназванными обстоятельствами мировым образовательным сообществом был введен и начал применяться новый термин, которым подчеркивается высокая значимость именно данной функции преподавателей, - фасилитатор (facilitator), то есть человек, который облегчает, способствует, помогает обучаться. Фасилитация рассматривается, например, в качестве процесса увеличения продуктивности либо скорости деятельности индивида благодаря актуализации в сознании его образа другого человека.

Фасилитация предполагает наличие у преподавателя особых качеств, таких как одобрение обучающегося, готовность принять его таким, каков он есть. Таким образом создаются субъект-субъектные отношения.

Идею культурологической направленности образования с постоянным творческим саморазвитием отечественные ученые-педагоги называют «образовательной парадигмой XXI в.» [2, с. 31].

Педагогическая технология - своеобразная квинтэссенция педагогического образования, и ее интерпретация связана с личностью наставника.

Образ преподавателя всегда играл важную роль в образовательно-воспитательном пространстве. Знаменитый афоризм А.Н. Леонтьева - «Личностью не рождаются, личностью становятся» - заставляет вновь задумываться над способами совершенствования человеческой индивидуальности.

Осознавая, что поколение студентов, живущих в начале XXI в., - это молодые люди, вынужденные постоянно пассивно или активно впитывать в себя информацию различного рода и качества, в образовательном процессе преподавателю необходимо подавать новый материал в ярком и неординарном виде, с использованием современного методологического инструментария. Это обусловливает одно из важнейших требований к педагогу - быть креативным и постоянно искать новые творческие, нестандартные решения.

Восприятие человеком какой-либо информации значительно притупляется при ее постоянном пассивном усвоении. Современная молодежь в течение дня постоянно впитывает новые сведения (реклама на стендах, всюду звучащее радио, телевидение, гаджеты и пр.). В результате сосредоточенность произвольного внимания в определенный момент притупляется, и студенту, как правило, необходима дополнительная мотивация к сознательной сосредоточенности на занятии по преподаваемой ему дисциплине [3]. Многие специалисты считают, что у молодежи доминирует «клиповое» мышление, которое направлено на переработку информации короткими порциями [4]. Преподавателю необходимо разработать такую форму подачи материала, которая будет адекватно воспринята студентами и вызовет их интерес и, как следствие, мотивацию к дальнейшему обучению.

Таким образом, современный педагог вуза - это личность, обладающая рядом уникальных характеристик, например умением мыслить и подавать свою мысль нестандартно, творчески, креативно и др. Представим характеристику личности педагога в виде схемы (рис. 1).

Рисунок 1 - Характеристика личности преподавателя современной высшей школы

Современное молодое поколение, привыкшее видеть с экранов гаджетов образы красивых и успешных людей, в большинстве своем отождествляют в сознании эти понятия. Им хочется стать такими же привлекательными, стильными, успешными и умными. Так называемое поколение Т [5], привыкшее оперировать в основном зрительными образами, легче воспримет новую учебную информацию от преподавателя, соответствующего их понятию «современный и стильный человек».

В последние десятилетия в науке прочно укоренилось понятие «имидж преподавателя». Различные аспекты педагогической имиджелогии рассматриваются в исследованиях Л.Ю. Донской, В.Н. Черепановой и др. [6], в результате чего данная тематика приобрела статус отдельной отрасли научного знания. Имидж может содействовать педагогическому влиянию на эмоциональную сферу обучаемых, а потому и на их сознание [7].

Представим имидж преподавателя в виде следующей модели (рис. 2).

Рисунок 2 - Модель имиджа преподавателя вуза

Сердцевиной данной модели является ядро имиджа - целостный образ педагога как индивидуального субъекта культуры. Далее обозначен внутренний уровень модели (личностные характеристики, профессиональная компетентность, педагогический стиль, такт, манера поведе-

ния). Под внешним уровнем имиджа подразумеваются визуальный и аудиальный облик преподавателя: стиль одежды, прическа, походка, жестикуляция, манера подачи речи и пр. Над всеми уровнями в данной модели довлеет профессиональный компонент имиджа. От того, насколько виртуозно педагог владеет когнитивной сферой своей отрасли научного знания, от его умения профессионально, с педагогическим тактом, присущим лишь его педагогическому стилю, донести до студентов преподаваемую дисциплину, зависит целостность восприятия аудиторией всего имиджевого образа педагога.

Преподаватель последних десятилетий, являясь одним из основных звеньев современной высшей школы, основываясь на опыте и традициях отечественной педагогической практики, использует в своем творчестве достижения науки. Пожалуй, наиболее существенные изменения претерпела теория обучения в вузе, сутью которой стала Я-концепция. Следовательно, возник ряд новых форм обучения (модульное, проблемное, дифференцированное, компетентностно ориентированное и пр.). Все они направлены на воспитание культурного человека, обладающего профессиональной компетентностью в смежных зонах научного знания и способного к постоянному творческому саморазвитию.

Многообразие педагогических проблем лишь подтверждает состоятельность данного феномена. Поиски путей их решения - увлекательная и актуальнейшая задача ученых-педагогов. От того, насколько глубоко, эмоционально, творчески преподаватели относятся к профессиональному поиску, зависит каждая конкретная педагогическая траектория обучения, по которой пойдет новое поколение студентов.

С культурологической точки зрения эстетическое воспитание невозможно без активности самого субъекта и нацелено на становление целостной системы эстетических качеств при овладении знаниями, умениями, ценностными ориентациями, способами профессиональной деятельности и творческой самореализации. Эстетическое воспитание носит формирующий характер, позволяет личности творить, способствует выработке эстетического вкуса, воспитывает культуру поведения и эстетизацию среды.

Ссылки:

1. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / отв. ред. А.И. Пискунова ; редкол.: В.Н. Столетов [и др.] ; сост. Э.Д. Днепров. М., 1974.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс : учеб. пособие для вузов по соц.-гумани-тар. специальностям и группе специальностей «Образование». Казань, 1996.

3. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. 2012. № 4 (15). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_4_15/nomer/nomer20.php (дата обращения: 10.12.2015).

4. Поколение Z: те, кто будут после [Электронный ресурс] // Executive.ru. URL: http://www.e-xecutive.ru/management/prac-tices/1450249-pokolenie-z-te-kto-budet-posle (дата обращения: 10.03.2016).

5. Там же.

6. Донская Л.Ю. Психологические условия формирования имиджа преподавателя высшей школы : дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004. 212 c. ; Черепанова В.Н. Введение в педагогическую имиджелогию : учеб. пособие // Успехи современного естествознания. 2010. № 2.

7. Сысоева Е.Ю. Психолого-педагогические основы формирования имиджевой компетентности преподавателя вуза // Наука и образование: современные тренды : коллектив. моногр. / гл. ред. О.Н. Широков. Чебоксары, 2014. Вып. V. С. 156-174. (Серия «Научно-методическая библиотека»).

References:

1. Ushinsky, KD 1974, Selected pedagogical works: in 2 vols., Moscow.

2. Andreev, VI 1996, Pedagogy of creative self-development: Innovative Course: Textbook, Kazan.

3. Isayeva, ER 2012, 'The new generation of students: psychological features, learning motivation and learning difficulties of the first course', Medical psychology in Russia, no. 4 (15), retrieved 10 December 2015, <http://mprj.ru/ar-chiv_global/2012_4_15/nomer/nomer20.php>.

4. 'Generation Z: those who shall come after' 2016, Executive.ru, retrieved 10 March 2016, <http://www.e-xecutive.ru/manage-ment/practices/1450249-pokolenie-z-te-kto-budet-posle>.

5. 'Generation Z: those who shall come after' 2016, Executive.ru, retrieved 10 March 2016, <http://www.e-xecutive.ru/manage-ment/practices/1450249-pokolenie-z-te-kto-budet-posle>.

6. Donskaya, LY 2004, Psychological conditions of formation of the image of a high school teacher, PhD thesis, Stavropol, 212 p.; Cherepanova, VN 2010, 'Introduction to the teaching imageology: Manual', Successes of modern science, no. 2.

7. Sysoeva, EY 2014, 'Psycho-pedagogical bases of formation of image of the university teacher's competence', Science and education: current trends: collective monograph, Cheboksary, vol. V, p. 156-174, "Scientific and Methodological Library".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.