Научная статья на тему 'ИЛЛЮСТРАЦИИ А.С.ПУШКИНА К СВОИМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ'

ИЛЛЮСТРАЦИИ А.С.ПУШКИНА К СВОИМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
433
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientific progress
Область наук
Ключевые слова
Иллюстрация / мотив / титул / изображение / образ / поэзия / графическая параллель / профиль

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рисолат Шайхисламова

Цель данной статьи заключается в анализе образа А. С. Пушкина и его искусства в творчестве, субъективный взгляд которого сформировал новую эстетическую реальность пушкинского мира

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЛЛЮСТРАЦИИ А.С.ПУШКИНА К СВОИМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

ИЛЛЮСТРАЦИИ А.С.ПУШКИНА К СВОИМ ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

Рисолат Шайхисламова

Студентка Чирчикского государственного педагогического университета

АННОТАЦИЯ:

Цель данной статьи заключается в анализе образа А. С. Пушкина и его искусства в творчестве, субъективный взгляд которого сформировал новую эстетическую реальность пушкинского мира

Ключевые понятия: Иллюстрация, мотив, титул, изображение, образ, поэзия, графическая параллель, профиль

В период создания рукописи «Гробовщик», Пушкиным были сделаны иллюстрации и к «Домику в Коломне». Эти рисунки возникли не в черновиках произведения, а в перебелённом тексте, куда Пушкин стал вносить поправки и изменения. Рисунки не носят обычного необычного характера, свойственного наброскам черновых рукописей, но представляют собой иллюстрации в прямом смысле слова, - картинки к тексту, переводящие словесные описания в зрительные образы. Однако следует отметить, что оба рисунка сделаны не у тех мест повествования, которые они иллюстрируют, а в самом финале вещи, у заключительных строф и после них. В строфе XXX Пушкин так описывает облик стряпухи:

За нею следом, робко выступая, Короткой юбочкой принарядясь, Высокая, собою недурная, Шла девушка и, низко поклонясь, Прижалась в угол, фартук разбирая.

Именно к этому месту относится рисунок, сделанный на полях более поздней, XXXIX строфы. Здесь изображена фигура Мавры, мужчины, перерядившегося в юбку. По мнению А.М. Эфроса рисунок показывает, что изобразить Маврушку, как надлежало бы, Пушкину не удалось: в наряде кухарки «торчит» настоящий мужлан, которого менее всего можно принять за миловидную девушку.

Вторая иллюстрация к «Дом в Коломне» изображает переломный момент повествования: старуха, мать Параши, застаёт кухарку за бритьём. Рисунок сделан Пушкиным уже после окончания исправления, перебелённого текста и нанесён на чистую страницу за финалом произведения. Но между текстом и иллюстрацией есть расхождения: по тексту, вдова, обшарив лачужку и

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

кухню, входит «к себе в покой» и там застаёт бреющуюся Маврушку, - на иллюстрации старуха прямо подходит к окну и сквозь него, с улицы, застигает разоблачающую сцену. Рисунок выражает усмешку автора и замешательство изображаемых героев: растопыренные пальцы рук старухи, условная раставленность ног и рук Мавруши. Картина эта по распространённой в то время манере заключена в овал, - Пушкин сделал её как проект будущей иллюстрации. Такая иллюстрация появилась. Она была исполнена художником Галактионовым для альманаха «Новоселье», вышедшего в 1833 году.

Следующая иллюстрация этого периода сделана в рукописи «Каменного гостя». рисунок иллюстрирует заключительные стихи первой сцены произведения: Дон Гуан

Однако уж и смеркалось.

Пока луна над нами не взошла

И в светлый сумрак тьмы не обратила,

Взойдём в Мадрит.

Лепорелло

Испанский гранд как вор Ждёт ночи и луны боится - боже!

Пушкин набросал этот финал уже на перебелённом тексте «Каменного гостя», вместо первоначального перечёркнутого варианта. Рисунок возник в связи с этой переработкой и является её графическим выражением; он был сделан после того как были написаны финальные две строки: Проклятое житьё. Да долго ль будет Мне с ним возиться? Право, сил уж нет.

На рисунке изображён Дон Гуан поддеревом, выжидающий темноты, чтобы выйти в город, откуда изгнан. В перспективе очертания Мадрида. Крепостная стена. Вдали высокие силуэты зданий. Быть может, подобная иллюстрация представлялась воображению поэта, когда он думал об издании «Каменного гостя». Автоиллюстрации, как мы уже говорили, не всегда находятся на тех же листах, на которых расположены черновые и беловые автографы произведений (как, например, в повести «Гробовщик»). Рисунки в тетрадях Пушкина очень часто предшествуют текстам и помогают проникнуть в «творческую лабораторию поэта», в которой можно искать «зарождение его замыслов».

К этой группе рисунков относится набросок, выполненный на листе, не имеющем текста, сумасшедшего дома. На странице находится три группы рисунков; поверху пейзаж: столб, кустарник, деревья; в середине - сцена в

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

сумасшедшем доме: абрис человека, полулежащего на полу, и очерчённый бледными чернилами контур другого человека, сидящего на корточках, ниже, человек, полулежащий на полу, виден чётко. На нём рейтузы, рубашка, галстук (или шарф) и шляпа с квадратными полями. Далее другая фигура: человек в длинной рубахе, с бородой и в какой-то странной высокой шляпе. Следующая фигура - человек с выражением ужаса на лице. Волосы взъерошены, видны бакенбарды. В.Л. Биттнер предполагает, что это своего рода образ самого автора, то есть автопортрет в виде персонажа стихотворения. Над двумя последними фигурами находится окно с решёткой и сидящей на подоконнике кошкой. Третья группа рисунков: двое мужчин в сапогах со шпорами; костюмы, в которые одеты люди, явно не русские; последним объектом на листе является изображение коня. А.М. Эфрос в своей работе пишет, что этот рисунок является иллюстрацией к стихотворению 1833 года «Не дай мне бог сойти с ума», где есть строки действительно близкие к сюжету рисунка:

.. .Посадят на цепь дурака и сквозь решётку как зверька Дразнить тебя придут.

К пушкинским иллюстрациям примыкает достаточно большая группа рисунков - «титульные листы». Перебеливая поэмы, прозаические вещи, готовя сборники стихов, поэт иногда оформлял титульный лист предполагаемого издания.

Привычка оформлять «титульные листы» осталась у Пушкина с лицейских времён, когда лицеисты традиционно «украшали» свои сочинения. Одним из первых опытов подобного рода можно назвать титульный лист к лицейским стихам Пушкина.

Образцом такого титульного листа можно назвать рисунок на заглавном листе поэмы «Кавказ» (первоначальное название «Кавказского пленника»), выполненный 24 августа 1820 года соответственно пометке Пушкина на этом же листе. Этот лист представляет собой декоративные росчерки и надпись. Спиральными и волнистыми росчерками Пушкин оформляет надпись «Кавказ (поэма) 1820» и ниже росчерками рисует гористую местность и облака. Данный лист - редкий случай законченного и тщательно отделанного пейзажа, кстати, единственного в таком завершённом виде на титуле.

В 1830 году Пушкин пополняет свою серию графических титульных листов. Как пишет Т.Г. Цявсловская, «эстетическое чувство побуждало Пушкина и обложки к своим рукописям превращать в художественные композиции».

Обложка к «Маленьким трагедиям». Под заглавием «Драматические сцены» и датой «1830» - статичная фигура рыцаря в доспехах со спущенным

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

забралом, со щитом и мечём. У основания фигуры рыцаря расположены рыцарские эмблемы, нарисованные в большом масштабе: знаменем, стрелами, секирой, литаврой, шлемом с забралом.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Пушкин А.С. Стихотворения: В 3 т. - Л., 1995.

2.Айвазовский. Документы и материалы. - Ереван, 1997.

3.Анненков Т.В. Материалы для биографии А.С. Пушкина. - М., 1994.

4.А.С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. - М., 1994.

5.А.С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины XIX веке. Всесоюзный музей А.С. Пушкина. - Л., 1995.

6.А.С. Пушкин об искусстве: В 2 т. - М., 1990.

7.Эфрос А.М. Автопортреты Пушкина // Эфрос А.М. Мастера родных эпох. М.,1997.

8.Эфрос А.М. Рисунки поэта. - М., 1933.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.