Научная статья на тему 'ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ПУШКИНСКАЯ ГРАФИКА'

ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ПУШКИНСКАЯ ГРАФИКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
139
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иллюстрация / мотив / титул / изображение / образ / поэзия / графическая параллель / профиль

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рисолат Шайхисламова

Целью данной статьи является не только изучение графики Пушкина, но, прежде всего, выяснения отношения поэта к изобразительному искусству. В ходе расследования, мы пришли к выводу, что этот вопрос еще недостаточно изучен пушкинистами и только А.М. Эфрос в своей работе говорит об отношении Пушкина к искусству, правда, рассматривая, только лишь отношение поэта к живописи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ПУШКИНСКАЯ ГРАФИКА»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ ПУШКИНСКАЯ ГРАФИКА

Рисолат Шайхисламова

Студентка Чирчикского государственного педагогического университета

АННОТАЦИЯ

Целью данной статьи является не только изучение графики Пушкина, но, прежде всего, выяснения отношения поэта к изобразительному искусству. В ходе расследования, мы пришли к выводу, что этот вопрос еще недостаточно изучен пушкинистами и только А.М. Эфрос в своей работе говорит об отношении Пушкина к искусству, правда, рассматривая, только лишь отношение поэта к живописи

Ключевые понятия: Иллюстрация, мотив, титул, изображение, образ, поэзия, графическая параллель, профиль

Иллюстрации можно разделить на три вида: иллюстрирование второстепенных мотивов в произведении, собственно иллюстрирование и титульные листы. К первому виду можно отнести изображения ключей в черновике «Полтавы» возле слов «но ключ в заржавом замке гремит». Змея, например, - тоже на полях черновика «Полтавы». Поэт рисует её дважды, вторично - непосредственно возле тех строк, которые тут создавались:

Мария, бедная Мария, Краса черкасских дочерей! Не знаешь ты какого змия Ласкаешь на груди своей. Это - выражение образа, но в его первичном значении.

Не раз встречаются на полях «Полтавы» пирамидальные тополя. Они уже ближе к образам поэзии, давая графическую параллельность стихам:

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Серебристых тополей листы.

Как уже было замечено С.М. Бонди, Пушкин словно бы проверял своими рисунками точность своего выражения.

Есть у Пушкина наброски, ближе других стоящие к понятию «иллюстрации». Такая иллюстрация появится в двадцатые годы, а по-настоящему разовьется только десятилетие спустя. К ним можно отнести рисунки

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

выполненные в перебеленной рукописи «Кавказского пленника». Среди них композиция: вооруженный черкес на фоне Бештау. на ближней из трех гор дозор: фигура черкеса в бурке. Рисунки иллюстрируют стихи:

И видит неприступных гор Над ним воздвигнуласъ громада, Гнездо разбойничьих племен, Черкесской вольности ограда. На другом листе, на полях стихов Луною чуть озарена, С улыбкой жалости отрадной, Колено преклонив, она К его устам кумыс прохладный Подносит тихою рукой. Между этими двумя группами стихов Пушкин провел разграничительную черту и поверх нее нарисовал два профиля: русского и черкеса. Здесь Пушкину превосходно передать черты двух разных национальных типов. После второго четверостишия Пушкин поставил обычную концовку - спираль и нарисовал сторожевого казака на кургане и подплывающую корягу. Это рисунок любопытен тем, как сам Пушкин толкует строки: «К берегам причалил тайный враг...» и т.д. Он изобразил ветвистую корягу, подплывающую к берегу, и меж ее сучьев - лук и колчан. Можно предположить, что их держит невидимый прильнувший к стволу черкес. По всей вероятности Пушкин, мысленно представив отрывки и прочтя их, как надлежало, скрепил зарисовкой будущее правильное расположение строк. Обе зарисовки являются зрительным воспроизведением текста, его графическим толкованием.

Вот еще рисунок в начале рукописи «Цыган», расположенный внизу страницы, после черновых набросков стихов:

Все живо посреди степей: Заботы мирные семей, Готовых с утром в путь недальний, И песни жен, и крик детей, И звон походной наковальни. Но вот на табор кочевой Находит сонное молчанье, И слышно в тишине степной Лишь лай собак да коней ржанье. Огни везде погашены,

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

Спокойно все, луна сияет Одна с небесной вышины И тихий табор озаряет. В шатре одном старик не спит; Он перед углями сидит, Согретый их последним жаром, И в поле дальнее глядит, Ночным подернутое паром.

Следующие за этим строчки перечеркнуты, а после дано изображение: медведя в ошейнике и двух шатров. В одном из них женщина кормит младенца грудью. Между шатрами - набросок медведя. Этот рисунок, надо полагать, рожден во время написания поэмы.

Есть у Пушкина и рисунки, изображающие конкретных героев его произведений. Например, рисунок в рукописи «Евгений Онегин», изображающий Татьяну. Он является вариантом женской фигуры, сделанной на первой странице этого же листа. Этот рисунок находится в черновиках XXXII строфы 3 главы «Евгения Онегина», причем изображение Татьяны прямо иллюстрирует стихи:

К плечу головушка склонилась. Сорочка легкая спустилась С ее прелестного плеча...

Сделан рисунок после окончания строфы. Как уже упоминалось, это вариант рисунка, сделанного страницей раньше; там Татьяна стоит, в полуспущенной с одного плеча сорочке, подперев левой рукой склоненную голову; здесь она сидит на постели, обозначенной рисунком спинки с шаром и откинутым покрывалом; при этом вся фигура склонена не вправо, как в первом наброске, а влево, т.е. с опорой на правую руку, обнаженным левым плечом. «В позе Татьяны - по мнению Петропавловской, - передана не только усталость. Рисунок воссоздает силу чувства, целиком захватившего Татьяну, непосредственность, цельность ее натуры. Мы понимаем, глядя на рисунок, что Татьяна пишет не просто письмо, а письмо, «где сердце горит, где все наружу, все по воле»».

Есть в пушкинской графике, пожалуй, единственный образец, так сказать официальной иллюстрации - это автоиллюстрация 1-ой главы XXLVIII строфы «Евгения Онегина», в которой Пушкин не только зрительно пояснил свое произведение (это мы встречали раньше и будем еще встречать в более позднюю болдинскою пору), но и давал художнику обязательную схему для «картинки» к «Евгению Онегину». Этот набросок Пушкин переслал брату Льву из Михайловского с припиской: «Брат, вот тебе картинка для Онегина - найди

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

искусный и быстрый карандаш. Если и будет другая, и так чтоб все в том же местоположении. Так же сцена, слышишь ли? Это мне нужно непременно.» Из рисунка видно, что над двумя его персонажами Пушкин тщательно потрудился. Остальное - Петропавловскую крепость, лодку, гранитный барьер набережной -он прочертил бегло и условно. Внизу рисунка Пушкин пояснил словами то, что ему нужно было от художника: поставил у каждого изображения номер и написал под рисункам: «1 хорош - 2 должен быть, опершись на гранит - 3 Лодка, 4 Крепость, Петропавловская». Вероятно, что этот комментарий понадобился Пушкину из-за недовольства своим рисунком. То же недовольство заставило его приписать чернилами, разрешение дать вообще иную композицию, но «в том же местоположении» и с «той же сценой», т.е. обязательно воспроизведение стихов XLVIII строфы 1-ой главы «Евгения Онегина»:

С душою полной сожалений, И опершися на гранит, -Стоял задумчиво Евгений, Как описал себя пиит. Все было тихо; лишь ночные Перекликались часовые, Да лрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг; Лишь лодка, веслами махая, Плыла по дремлющей реке: И нас пленяли вдалеке Рожок и песня удалая... Но слаще, средь ночных забав, Напев Торкватовых октав!

Периодом расцвета иллюстрации у Пушкина является болдинская осень. Рисунки к « Болдинской осени» открывают собой цикл иллюстраций, сделанных Пушкиным осенью 1830 года. Они находятся на обороте листа с концом «Сказки о попе и работнике Балде». Эта иллюстрация является самой большой по размерам и самой сложной по технике. «Пушкин сделал её частью карандашом, частью чернилами, частью тем и другим вместе. Он набросал зарисовки не сразу, смешивая приёмы и технику, а постепенно, «...» , необычайной для него графической манере и свидетельствующей, что он придавал значение этому своему иллюстрационному «опусу». Он сначала сделал общую карандашную пропись всех персонажей и околичностей, затем стал проходить по ней чернилами, выверяя и уточняя мысли, далее местами принялся работать одними чернилами, декорируя и играя штрихами, наконец - куски иллюстрации,

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

сделанные в карандаше, не тронул совсем, оставляя их в этой мягкой манере». Пушкин соединил в одной иллюстрации несколько эпизодов сказки, их расположение: по бокам - действия (состязание Балды с бесёнком; расплата с попом), в центре - посрамлённый бес. Каждая фигура подписана: «Балда», «Бесёнок», «Поп толоконный лоб», «Старый бес» - это было характерно для народного лубка. Пушкин, конечно, не надеялся, что сказка в условиях духовной цензуры будет напечатана, эти иллюстрации делались для себя, для друзей.

К этому же времени относится целая серия иллюстраций, выполненных в рукописи «Гробовщика». Первый рисунок иллюстрирует сцену угощения гробовщиком сапожника Шульца чаем. Он сделан внизу страницы после слов: «Таким образом беседа продолжалась у них ещё несколько времени; наконец сапожник встал и простился с гробовщиком, возобновляя своё приглашение». Это одна из наиболее законченных пушкинских автоиллюстраций. Фигуры и лица персонажей очень выразительны: добродушный толстяк Шульц и худой насупившийся бородач Адриан Прохоров.

Последние наброски в «Гробовщике» являются заключительными . Они находятся между концом сна Адриана и заключительным абзацем повести: «Солнце давно уже освещало постелю, на которой лежал гробовщик». Таким образом они были сделаны во время паузы при переходе к финалу. Пушкин нарисовал покойника и покойницу - с заострившимися носами и запавшими глазами, скелет в остатках одежды и в ботфортах, распятие со свечкой.

Из трёх рисунков, составляющих группу иллюстраций Пушкина к «Гробовщику», эти наброски лишены бытовых черт, которые присущи первым двум композициям. Разрозненные очерки на этом рисунке носят, скорее всего, обобщающий характер. В этом отношении надо отметить постепенную убыль реализма сцен: «Чаепитие» - жизненно, «Похоронная процессия» - полуусловна; так как изображения людей даны в общих чертах, последние наброски -отвлечённы.

ЛИТЕРАТУРА:

1.А.С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. - М., 1994.

2.Батюшков К.Н. Сочинения. - М., 1995.

3.Карамзин Н. Дмитриев И. Избранные стихотворения. - Л., 1993.

4.Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. - М., 1998.

5.Поэты пушкинской поры. - М., 1995.

6.Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. - Л., 1997-1999.

7.Пушкин А.С. Собр. соч. - М., 1993.

8.Пушкин А.С. Сочинения: В 3 т. - М., 1995-1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.