Научная статья на тему 'Иллиризм как фактор политической истории Балканского региона в XIX-XX веках'

Иллиризм как фактор политической истории Балканского региона в XIX-XX веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
562
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А В. Колобов

Исследуется проблема поиска этнических корней народами западного сектора Балканского полуострова, в частности, теория иллиризма, превращаемая интеллектуальными элитами Хорватии и Албании на протяжении XIX-XX вв. в политическую идеологему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ILLYRISM AS FACTOR OF BALKAN PENINSULA POLITICAL HISTORY DURING XIX - XX CENTURIES

Author considers problem of ethnic roots searching by peoples of western Balkans and especially the theory of illyrism presented by intellectual elite of Croatia in XIX Century and of Albania in XX century as political ideologema.

Текст научной работы на тему «Иллиризм как фактор политической истории Балканского региона в XIX-XX веках»

_ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2004 История Выпуск 5

ИЛЛИРИЗМ КАК ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ БАЛКАНСКОГО РЕГИОНА В XIX-XX ВЕКАХ

А.В. Колобов

Пермский государственный университет, 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Исследуется проблема поиска этнических корней народами западного сектора Балканского полуострова, в частности, теория иллиризма, превращаемая интеллектуальными элитами Хорватии и Албании на протяжении XIX-XX вв. в политическую идеологему.

Во второй половине XVI в. хорватский гуманист В.Прибоевич выдвинул идею о единых корнях обитавших на западе Балкан славянских народов и их происхождении от древнего народа иллирийцев1, поддержанную впоследствии выдающимися хорватскими мыслителями Ю.Крижаничем и П.Риттер-Витесовичем2. Называли себя иллирами и потомки сербов, переселившихся после неудачного антитурецкого восстания 1690 г. в Метохии в дунайские области империи Габсбургов3. Кто-то из числа сербов-репатриантов - посланник Карагеоргия Петровича в Париже Р. Вушинич или литератор С.Попович Текелижа - подсказал Наполеону Бонапарту назвать завоеванное у австрийцев восточное побережье Адриатики Иллирийскими провинциями (1809-1814), благодаря чему французский император снискал симпатии славянского населения4.

Создателем иллиризма как формы объединительного культурного и политического движения югославянских народов являлся хорват Людевит Гай (1809-1872). Выходец из крестьянской семьи, он получил хорошее образование и добился известности как славяноязычный литератор, драматург. Будучи крупнейшим специалистом по изучению славянских языков в университете Граца - одного из старейших не только в Австрии, но и в Европе, он заложил основы сербо-хорватского литературного языка на основе стокавского диалекта, способствовал возниконвению хорватской прессы. Обладая харизмой лидера, Л.Гай объединял в созданном им «иллирийском клубе» студенческую молодежь славянского происхождения. В 1839 г. он опубликовал серию статей под общим названием «Кто были древние иллирийцы», ставшую манифестом пробуждавшегося национального самосознания у югославянской интеллигенции и буржуазии в государстве Габсбургов5. В этой

работе широкий круг читателей открыл для себя иллирийцев - бесстрашных борцов с македонской и римской агрессией, а впоследствии - строителей и защитников Римской империи, выдвинувших из своей среды ряд выдающихся правителей - Клавдия II Готского, Диоклетиана, Константина, Юстиниана... Автор декларировал идею континуитета между иллирийцами и южнославянскими народами. В результате унижаемые в течение многих веков соседними великими державами балканские славяне в момент пробуждения национального самосознания «получили» великих и древних предков, что давало возможность преодолеть комплекс национальной неполноценности.

Став лидером хорватской национальной элиты, Л. Гай поначалу выступал за создание единого государства балканских славян, включая хорватов, словенцев, болгар, во главе с сербами. Идеология, пропагандируемая Л. Гаем и его сторонниками, вызывала настороженное отношение великих держав, имевших особые интересы на Балканах. Россия вынашивала планы образования в пределах балканских владений Турции «Великой Сербии» и считала «иллирийцев» австрийскими агентами. Австрийское правительство, в свою

очередь, подозревало Л. Гая и его привержен-

6

цев в прорусских симпатиях .

Австрийские власти повели борьбу с «иллиризмом» как политическим движением за политическую самостоятельность славянских народов Балкан. В 1843 г. император Фердинанд запретил использование термина «иллиризм» в политической лексике7. В то же время наиболее дальновидные представители правящей элиты империи Габсбургов - канцлер К.Меттерних, австрийский губернатор Далмации барон Родич, первый бан автономной Хорватии И.Елачич - в кризисный для государства момент привлекли Л.Гая к сотрудни-

© А.В.Колобов, 2004

честву и способствовали превращению «иллиризма» в движение за культурно-национальную автономию хорватов. Во время революции 1848 г., принесшей Хорватии права автономии, Л.Гай был включен в состав триумвирата под руководством И.Елачича. Карьера Л.Гая прервалась внезапно и, вероятно, не без участия внешних сил. Во время переговоров от лица имперских властей с сербским принцем Милошем Обреновичем в июле 1848 г. Л.Гай был обвинен сербской стороной в вымогательстве взятки. Этот факт доказать не удалось, но репутация Л. Гая как публичного политика была навсегда испорчена. Поражение революции 1848 г. привело к свертыванию либеральных реформ и ликвидации иллиризма как общественно-политического движения8.

Уже в середине 1840-х гг. лингвисты доказали несостоятельность тезиса об автохтонном происхождении балканских славян9. Объединительная идеология лишилась иллирийских корней и дальнейшие поиски общеславянской прародины привели в дунайско-карпатский регион, что нашло отражение в концепции австро-славизма И.Штроссмайера.

Между тем иллиризм как теория, объясняющая происхождение югославянских народов, не исчез. Потеряв популярность в научном мире империи Габсбургов, иллиризм оказался воспринят некоторыми британскими авторами, волею судеб вовлеченными в водоворот балканских событий второй половины XIX в. Теорию Л.Гая об иллирийском происхождении южных славян популяризировала в своих книгах английская путешественница Э.Спенсер, посетившая европейские владения Турции в преддверии Крымской войны10.

Наиболее ярким британским сторонником теории иллирийского происхождения южных славян оказался Артур Эванс (1851-1941), известный прежде всего как выдающийся археолог, первооткрыватель минойской цивилизации. Увлеченный антиковед и страстный путешественник, А.Эванс в первой половине 1870-х гг. несколько раз посетил балкано-дунайский регион. Здесь он нашел неисчерпаемое поле деятельности для археолога-антиковеда и проникся идеями иллиризма11. В 1875 г. Эванс стал невольным свидетелем антитурецкого восстания сербских крестьян на территории Боснии. Это восстание оказалось искрой, из которой разгорелся Балканский

кризис - один из острейших геополитических кризисов второй половины XIX в.

В 1876 г. Эванс на собственные средства опубликовал свою первую книгу в жанре путевых заметок, проникнутую горячим сочувствием югославянским народам, надеждой на освободительную миссию Австро-Венгрии и живым интересом к богатейшему культурно-историческому прошлому региона12.

Книга А.Эванса произвела в Англии эффект разорвавшейся бомбы. Содержавшаяся в ней информация о самоотверженной войне балканских христиан против террора турецких войск и боснийских беев коренным образом расходилась со сведениями, сообщаемыми в газеты британским Foreign Office. В Великобритании развернулось движение в поддержку борьбы балканских народов. В глазах общественного мнения А.Эванс - в то время совсем молодой человек и мало кому известный преподаватель колледжа - моментально обрел репутацию авторитетного и независимого эксперта в балканских делах. Фрагменты о зверствах турок и бедствиях христианского населения Боснии из книги А.Эванса цитировал в своих публичных выступлениях лидер английских либералов У.Гладстон, сделавший критику протурецкой позиции консервативного кабинета Б.Дизраэли одной из главных тем в период своего пребывания в оппози-ции13.

Эванс вошел в руководство общественного фонда, созданного в поддержку балканских беженцев, получил предложение от влиятельной либеральной газеты «Manchester Guardian» стать ее собственным корреспондентом на Балканах. Своими публикациями - а с 1877 по 1881 г. он на основе личных наблюдений напечатал свыше 200 статей и заметок, посвященных событиям в Боснии, Черногории и Албании, - А.Эванс формировал общественное мнение в пользу балканских повстанцев14. Действуя на свой страх и риск, «сумасшедший ангичанин», как его прозвали в Рагузе-Дубровнике, контактировал с сербскими партизанами, вел переговоры от лица британской короны с осажденными в горах беями, передавал горячие сводки с турецко-черногорского фронта и т.д. В 1878 г. А.Эванс издал вторую книгу о балканских событиях, где представил выборку из своих публикаций в «Манчестер гардиан»15. Следуя проверенному сценарию, автор предложил читателям крепкий коктейль из остро актуальных политиче-

ских репортажей и увлекательных археологических изысканий в незнакомых для образованных европейцев уголках Балкан. А. Эванс всерьез задумывался о дипломатической карьере, поскольку шли разговоры о назначении его британским консулом в Дубровнике.

Звезда А.Эванса как политического публициста стала закатываться после Берлинского конгресса 1878 г., в соответствии с решениями которого турки ушли из Боснии-Герцеговины, а им на смену пришли австрийцы. Публикации Эванса перестали в прежней мере будоражить британцев, склонных полагать, что Балканский кризис преодолен. Кроме того, начинался англо-бурский конфликт в южной Африке. Однако неугомонный журналист писал в своих репортажах о произволе новой администрации, о возобновлении партизанской борьбы теперь уже с австрийцами. Эванс потерял расположение высокого покровителя У.Гладстона, который в преддверии грядущих парламентских выборов считал, что балканская тема себя исчерпала. Близкое знакомство с антиавстрийским сопротивлением в Боснии все более убеждало молодого историка в том, что оно не имеет широкой социальной базы и в значительной степени инспирируется Белградом. Нарастало разочарование и в смысле собственной журналистской деятельности. В конце концов, будучи задержан австрийскими военными властями в мятежном сербском районе Боснии, Эванс попал в тюрьму и после месячного заключения был выслан на Альбион как persona non grata.

Вернувшись в Англию, А. Эванс навсегда ушел из политики, но сохранил сочувствие к балканским славянам. В серии монографий по античной археологии Балкан, опубликованных в первой половине 1880-х гг., британский

ученый продолжал отстаивать иллирийскую

16

теорию происхождения южных славян . С конца 1880-х гг. А.Эванса начала интересовать минойская тематика, и он больше не возвращался к иллиристике.

Хотя концепция иллирийского происхождения южных славян находила приверженцев в научном мире и позже17, тема славянского иллиризма исчерпала себя в межвоенный период. Интерес к вопросу долго ограничивался хорватскими и словенскими иммигрантами в западной Европе и США.

С 1950-х гг. проблема иллирийского наследства на Балканах получила еще один импульс к развитию. На этот раз тезис об илли-

рийском происхождении своего народа взяли на вооружение историки и археологи Албании. Иллиристика стала в то время основным направлением деятельности албанских историков и археологов18. Давалось обоснование не только концепции иллирийских корней албанского этноса с упором на автохтонность современных албанцев, но и наличию доиндо-европейского субстрата в иллирийском этно-се19. Усилиями выдающейся югославской исследовательницы дославянской истории региона Ф.Папазоглу была представлена версия истории древней Иллирии ГУ-11 вв. до н.э. как единого государства20.

Теория иллирийского происхождения албанцев, а также предложенный Ф.Папазоглу проект более чем двухвекового существования иллирийского государства были оспорены рядом историков и археологов Югославии. В развернувшейся дискуссии о том, кто же такие были иллирийцы ргорйе т.е. изначальные иллирийцы, югославские ученые в большинстве своем пришли к заключению, что иллириями изначально называлось небольшое племя, обитавшее к северу от Ох-ридского - в древности Лихнидского - озера21, а доантичная Иллирия - западный сектор

Балкан - была заселена смешанными в этни-

22

ческом плане племенами .

Отрицая автохтонность албанцев на ио-нийско-адриатическом побережье, югославские исследователи опирались также на выдвинутую еще в межвоенный период немецкими филологами теорию дако-мезийского происхождения албанского языка23. В соответствии с этой точкой зрения прародина албанцев находилась в центральном секторе Балкан.

Современная наука доказала наличие иллирийского субстрата в албанском языке24, но, с другой стороны, теория о центральнобал-канском регионе как одном из возможных очагов формирования албанского языка не была опровергнута.

Проблема центральнобалканских корней албанцев неожиданно обрела политическую остроту в начале 1980-х гг., когда обострились межэтнические отношения в крае Косово. Требовавшие превращения автономного края в республику косовские албанцы апеллировали к аргументам историко-археоло-гического характера. Было обращено внимание общественного мнения на то обстоятельство, что древняя область Дардания, сущест-

вовавшая в III в. до н.э. - VI в.н.э на территории современного Косово и западной части республики Македонии, с точки зрения как албанских, так и югославских исследователей, была заселена иллирийцами - предками албанцев25. Между прочим, движение за национальное самоопределение албанцев в период Балканского кризиса 70-х гг. XIX в. началось именно в Косово с создания Призренской ли-ги26. В сознании сегодняшних албанцев Дар-дания, исторически разделенная на косовский и македонский секторы, воспринимается как один из очагов возникновения нации.

Драматизм ситуации заключался в том, что край Косово занимает особое место в исторической памяти и сербов. Именно здесь в XII в. зародилась сербская государственность. Трагический исход битвы на Косовом поле 15 июня 1389 г., предрешивший судьбу Балкан на пять веков, породил в сознании сербского народа мифологему «национальной голгофы». С Косовым связана также мифологема сербского «исхода» из Метохии в империю Габсбургов после поражения антитурецкого восстания 1690 г.

На IX съезде Союза коммунистов Сербии в мае 1982 г. косовский вопрос рассматривался как один из основных. Руководство республики провозгласило в качестве официальной точку зрения, согласно которой косовские албанцы объявлялись некоренным населением края. Албанский филолог из университета Приштины И.Айети, придерживавшийся идеи автохтонного, т.е. иллирийского, происхождения косовских албанцев, был вынужден с высокой партийной трибуны отстаивать свои убеждения перед обструкционистски настроенной аудиторией27.

Начался пересмотр взглядов на древний период истории Косово, прежде признававшийся югославскими исследователями иллирийским. В 1986 г. в соответствии с политической линией республиканского руководства прошла серия научных конференций под эгидой Сербской академии наук, посвященных проблеме этнического происхождения албан-цев28. На этих конференциях большинство выступавших, за исключением ведущих специалистов по данному вопросу М.Гарашанина и Ф.Папазоглу, не приводя весомых аргументов, высказались против иллирийской принадлежности древних дарданов. М.Гарашанин сформулировал компромиссное положение, согласно которому запад Дардании призна-

вался иллирийским, а восток - фракийским29. Обострившиеся албанско-югославские противоречия проявлялись и в форме ожесточенных инвектив, которыми обменивались в те годы иллиристы обеих стран30. Несколько эксцентричной представляется точка зрения на проблему этнической принадлежности древних дарданов, выраженная современным российским лингвогеографом С.Дардой. В его работе «Пояс мира» предпринимается попытка возрождения славяно-иллирийского конти-

нуитета31.

В 1990-х гг. после распада союзной республики Югославии иллиризм в его дардан-ском варианте стал идеологическим обоснованием борьбы наиболее радикально настроенных политических сил албанцев Косово и Македонии за выход из состава славянских государств и создание собственной политической структуры.

Разгоревшаяся в начале 1980-х гг. дискуссия об этнических корнях албанцев придала новый импульс иллирологическим исследованиям. Иллиристика, как то было в первой половине XX в., вновь привлекла внимание ученых из европейских стран32. Заметную роль в современной иллирологии играют научные коллоквиумы в Клермон-Ферране и Шантил-ли (Франция), проводимые под руководством П.Кабане33. И если сербские исследователи до сих пор не вовлечены в деятельность международного иллирологического научного сообщества, то специалисты из Албании и бывших стран Югославии - Хорватии, Словении, Боснии - принимают в ней активное участие. Хотя развитие иллиристики затруднено тем обстоятельством, что иллирийский язык был бесписьменным и потому иследователи оперируют почти исключительно топонимическим ономастическим материалом, и до сих пор не ясно, существовали ли иллирийцы как единая этническая общность в масштабах всего западно-балканского сектора, можно надеяться, что международное научное сообщество с участием всех заинтересованных сторон внесет посильный вклад в изучение албано-иллирийской проблемы и тем самым поможет разрешению одного из острейших геополитических конфликтов современности.

Таким образом, проблема иллиризма, или этноисторического наследия древних обитателей дунайско-адриатического региона, занимает важное место в политической жизни Балкан на протяжении двух последних столе-

тий. Вопрос об иллирийском наследстве встает каждый раз, когда какой-либо из западно-балканских народов, может быть, за исключением сербов, переживает процесс национального возрождения и формирования либо переходную стадию в развитии своей государственности. Фактор реальной или воображаемой связи современных обитателей региона с его древним населением следует принимать во внимание политикам для принятия взвешенных решений.

Примечания

1 Pribojevic V. O podrijetlu i zgidama Slavena. Zagreb, 1951.

2 Stipcevic A. The Question of Illyrian-Albanian Continuity and its political Topicality today // www.alb-net.com/misc-pages/stipcevic.htm.

3 Adler P. Nations and Nationalism among the Serbs of Hungary in 1790 -1870 // East European Quarterly. 1979. № 3. P.272-273.

4 Pudic V. The Yugoslav idea, the former Yugoslavia and its Social and Geographic Features // The Serb Questions on Balkans. Beograd, 1995. P.73.

5 Gaj L. Tko su bili stari Iliri? // Danica ilirska. 1839. Nr. 10. S. 37-39; Nr. 11. S. 41-43; Nr. 12. S. 46-48; Nr. 13. S. 49-51; Nr. 15. S. 58-59.

6 Juka S. Kosova. Albanians in Yugoslavia in light of historical documents // www.vukovar.com/kosova/juka. html.

7 Stipcevic A. Op.cit.

8 О Людевите Гае см.: Despalatovic E. Ljudevit Gaj and the Illyrian Movement. New York, 1975; Krnjevic J. The Croats in 1848 // Slavonic and East European Review. 1948. December. P. 106-114. О хорватском иллиризме помимо уже упомянутой монографии Э.Деспалатович см.: Radojkovic M. Le centenaire de Illyrisme // Le Monde slave. 1935. June. P. 321-457; Sisic F. Genese et caractere general du movement illyrien // Le monde slave. 1936. Fevrier. P. 266-288; Lauer R. Genese und Funktion des Illyrischen Ideologems in den suedslawischen Literaturen. Bis anfang des 19. Jahrhunderts // Ethnogenese und Staatsbildung in Suedosteuropa / Hrsg. K.-D. Grothusen. Goettin-gen, 1974. S. 116-143; Лешиловская И.Н. Иллиризм. К истории хорватского национального Возрождения. М., 1968; Она же. Исторические корни югославского кризиса // Вопросы истории. 1994. № 5. С. 40-56

9 SulekB. Sta namjeravaju Iliri? Beograd, 1844.

10 Spencer E. Travels in European Turkey. London, 1850. Vol. 1. P. 93-94; Idem. Turkey, Russia, the Black sea and Circassia. London, 1854.

11 Подробнейший анализ балканского периода биографии А.Эванса см.: Evans J. Time and Chance. The Story of Arthur Evans and his Forebears. London, 1943.

12 Evans A. Through Bosnia and the Herzegovina on Foot during the Insurrection, August and September 1875, with an Historical Review of Bosnia, and a Glimpse at the Croats, Slavonians, and the Ancient Republic of Ragusa. London, 1876.

13 Seton-Watson R.W. Disraeli, Gladstone and the Eastern Question. A Study in Diplomacy and Party Politics. London, 1935. P. 110-115.

14 Wilkes J. Arthur Evans in the Balkans 1875 -1881 // Institute of Archaeology Bulletin. 1976. № 13. P. 32.

15 Evans A. Illyrian Letters, a revised selection of correspondence from the Illyrian Provinces of Bosnia, Herzegovina, Montenegro, Albania, Dalmatia, Croatia and Slavonia, addressed to the «Manchester Guardian» during the year 1877. London, 1878.

16 Evans A. Antiquarian Researches in Illyricum I -II // Archaeologia. 1884. Vol. 48. P. 3-105; Idem. Antiquarian Researches in Illyricum III -IV // Archaeologia. 1885. Vol. 49. P. 5-167.

17 О черногорцах как славянизированных иллирийцах см.: Jirecek K. Albanien in der Vergangenheit // Illyrisch-Albanische Forschungen. Muenchen; Leipzig, 1916. S. 69; Durham M. Some tribal Origins, Laws, and Customs in the Balkans. London, 1928. P. 13-59. Происхождение словенцев, а возможно, и всех славян от иллирийского народа венетов утверждается некоторыми современными исследователями: Savli J., Bor M., Tomazic I. Veneti: First Builders of European Community. Tracing the History and Language of Early Ancestors of Slovenes. Wien, 1996; Тулаев П.В. Венеты: предки славян. М., 2000.

18 В 1971 г. появилась специальная научная периодика: Iliria. Studime dhe materiale arheologjke; Bulletin der Staatsuniversitat in Tirana. Reihe: Socialwissenschaft. С 1972 г. в Тиране проводятся международные иллироло-гические конгрессы.

19 Les Illyriens et la genese des Albanais: Travaux de la session du 3-4 Mars 1969. Tirana, 1971; Actes du congres des etudes Illyriens. Tirana, 1974. T. 1-2; Histoire d'Albanie des origins a nos jours / Ed.S.Pollo, A.Puto. Paris, 1974.

20 Papazoglu F. Les origines et la destinee de l'etat illyreen: illyrii proprie dicti // Historia. 1965. № 15. P. 143179.

21 Katicic R. Illyrii proprie dicti // Ziva antika. 1964. № 13-14. S. 87-97; Suic M. Illyrii proprie dicti // Godisnjak 13. Centar za balkanoloska ispitivanja. Sarajevo, 1976. S.179-196.

22 Benac A. Neke karakteristicne pojave na Zapadnom Balkanu pri proucvanju kulturnih i etnickih kretanja // VI kongres arheologa Jugoslavije. Beograd, 1964. S. 49.

23 Jokl N. Albaner // Reallexikon der Vorgeschichte / Hrsg. M.Ebert. Berlin, 1924. Bd. 1. S. 84-94; Weigand G. Sind die Albaner die Nachkommen der Illyrier oder der Thraker // Balkan Aarchiv III. Leipzig, 1927; Baric H. Hym-jene historine e gjukes Shkipe. Pristina, 1955; Georgiev V. The Genesis of the Balkan People // The Slavonic and East European Review. 1960. № 103. P. 285-297.

24 Krahe H. Die Sprache der alten Illyrien. Wiesbaden, 1955; Mayer A. Die Sprache der alten Illyrien. Wien, 1957; Russu I. Illiri. Istoria. Limba si onomastica. Romanizarea. Bucuresti, 1969; Katicic R. Die Balkanprovinzen // Die Sprache in roemischen Reich der Kaiserzeit. Koeln; Bonn, 1980. S. 103-120; Десницкая А.В. Реконструкция элементов древнеалбанского языка и общебалканские лингвистические проблемы // Actes du Premier Congres International des Etudes Balkaniques et Sud-Est europeennes. Sofia, 1968. Vol. 6: Linguistique. P. 185-201; Гиндин Л.А. Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова. М., 1967; Он же. Некоторые вопросы древнего Балканского субстрата и адстрата // Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М., 1976.

25 Garasanin M. Contributions a la connaisance de la civilization des Dardaniens a l'epoque de la La Tene // Ziva Antika (Skopje). 1958. № 8. S. 121-128; Cerskov E. Rimljani na Kosovu I Metohji. Beograd, 1969. S. 19.

26 Juka S. Kosova. Albanians in Yugoslavia in Light of Historical Documents // www.vukovar.com/Kosova/ juka. htm.

27 Детальный анализ обсуждения «иллирийской» проблемы в югославской политической периодике первой половины 1980-х гг. см: Stipcevic A. The Question of Illyrian-Albanian Continuity and its Political Topicality // www.alb-net. com/misc-pages/stipcevic.htm.

28 Les Illyriens et les Albanais; serie de conferences tenues du 21 Mai au 4 Jjuin 1986 / Ed. M.Garasanin. Beograd, 1988.

29 Garasanin M. Formations et origines des Ilyriens // Les Illyriens et les Albanais; serie de conferences tenues du 21 Mai au 4 Jjuin 1986 / Ed. M.Garasanin. Beograd, 1988. P. 81-144.

30 Albanians and their Territory. Tirana, 1982; Islami S., Anamali S., Korkati M. et al. Les Illyriens aperque historique. Tirana, 1985; Koka A. The Illyrian Prehistorical Culture in Albania. Tirana, 1985; Problemes de la formation du people albanais, de sa langue et de sa culture. Tirana, 1985; Les Illyriens et les Albanais; serie de conferences tenues du 21 Mai au 4 Juin 1986 / Ed. M.Garasanin. Beograd, 1988; In-

scriptions latines de la Mesie Superieur. Vol. 6: Scupi et la region de Kumanovo / Par Borka Dragojevic-Josifovska. Beograd, 1982. P. 16; Les Illyriens et les Albanais. Beograd, 1988 etc.

31 Дарда С. Пояс мира. Летописные параллели в истории Евразии. Гл. 3-4 // www.beltofpeace.com/darda. html.

32 Pajakowski W. Illyrowe. Poznan, 1981; Cabanes P. Les Ilyriens de Bardylis a Genthios IV-II siecles avant J.-C. Paris, 1988; Wilkes J. The Illyrians. Oxford; Cambridge (USA), 1992.

33 L'Illyrie meridionale et l'Epire dans l'Antiquite // Actes du Colloque international de Clermont-Ferrand (2224.10.1984) / Ed. P.Cabanes. Clermont-Ferrand, 1987; Grecs et Illyriens dans les inscriptions en langage grecque d'Epidamne-Dyrrachion et d'Apollonia d'Illyrie. Actes de la Table ronde internationale (Clermont-Ferrand, 1921.10.1989) / Ed. P.Cabanes. Paris, 1993; L'Illyrie meridionale et l'Epire dans l'Antiquite. Actes du III-e Colloque international de Chantilly (16-19 10.1996) / Ed. P.Cabanes. Paris, 1999.

ILLYRISM AS FACTOR OF BALKAN PENINSULA POLITICAL HISTORY DURING XIX - XX CENTURIES

A.V.Kolobov

Perm State University, 614990, Perm, Bukireva st., 15

Author considers problem of ethnic roots searching by peoples of western Balkans and especially the theory of illyrism presented by intellectual elite of Croatia in XIX Century and of Albania in XX century as political ideologema.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.