Научная статья на тему 'Этнические и исторические связи славян и иллирийцев'

Этнические и исторические связи славян и иллирийцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
670
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнические и исторические связи славян и иллирийцев»

А.М.Магтеваный

ЭТНИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СЛАВЯН И ИЛЛИРИЙЦЕВ

Массовое движение славян из-за Дуная, как известно, начи-

нается ь первые десятилетия У1 в. н.э. , и уже в следующем столетии большая часть Бйлканского полуострова становится ела-

о

вянской . Коренное население, в частности, иллирийцы, ассимилируется славянами и попностьс исчезает', по-видимому, в IX в. н.э.'', хотя мы не располагаем вполне достоверными сведениями о

7

Во время правления византийского императора Сстина (5Т8-527), однако систематически с начала царствования Юстиниана (527-565). Прокопий пишет, что со времени воцарения этого императора не было ни одного года, чтобы гунны (очевидно, болгары), славяне и анты не делали набегов на Иллирию, Фракию, Элладу и Херсонес (Hist, arc., с. 18). Массовое переселение славян на земли южнее Дуная в У1 в. подтверждается также археологическими данными. Они были представлены в докладе П.Ваци и Г.Китша-Мирхейм на 1У рабочем совещании Международного семинара по славянской археологии в Будапеште в 1963 г. (см.: Довженок

В.И. Слов"яни на Дуна1. - АрхеолоИя, 1965, вып. ТО, с. 210).

р

По свидетельству Константина Порфирородного, ко времени Константина Погоната (668-685) относится полная славянизация Эллады (De Thematibus, It, с. 6).

ч

" За исключением небольшой части, которая сохранилась в горной неприступной области на севере Албании и явилась основным элементом при формировании северных албанцев-гегов. Современные албанские ученые исходят при этом из установленного Фак^а непрерывности материальной культуры иллирийцев и ранне-средневековых албанских некрополей, полагая, что эта непрерывность означает также этническую преемственнос.ть (Anaaali S., Korkuti M. lies Illyriens et la genèse des Albanais à la luiaiere des recherches archéologiques albanaises. - In: les Illyriens et la genese de Albanais. Tirana, 1971, p. 31-36).

4 По мнению Л.Нидерле,' это произошло в то время, когда границы Болгарии в правление Симеона (893-927) расширились до берегов Адриатического моря (Нидерле Л. Славянские древности. И., 1956, с. 61).

массовом истреблении или изгнании аборигенов''. Это необычное явление - быстрое исчезновение большого народа, который в античное время населял территории современных юго-восточной Италии, Австрии, Югославии, Венгрии и Албании, - представляется необъяснимым при сопоставлении со многими известными фактами, когда завоеванный народ сохранял на протяжении столетий свою относительную этническую целостность. Для выяснения этого вопроса6 мы исследуек взаимоотношения «тавян и иллирийцев в предшествующие времена, начиная с появления на исторической дрене того и другого народа.

Этническое понятие "иллирийцы" до сих пор окончательно не расшифровано. В настоящее время еще нет однозначного ответа даже на вопрос об их появлении на Балканах. Существуют, по крайней мере две взаимоисключающие гипотезы на этот счет. Согласно первой, давно утвердившейся в науке, иллирийцы - пришельцы, которые, продвинувшись из Центральной или Северо-Западной Европы, заняли в начале бронзового века западную часть Балканского полуострова и адриатическое побережье1. Другие авторы относят расселение иллирийцев, которое может быть постав-

^ К описаниям жестокостей славян на Балканах следует относиться критически, так как они вышли из-под пера представителен византийской светской или духовной знати (Прокопий Кесарийский, Иоанн Э^есский, Иордан, Менандр Протиктор и др.) и, следовательно, в большинстве своем вымышлены. Но и настоящие быйи в известной степени контрмерой против реставрации рабовладельческих отношений, которую проводило правительство Юстиниана, несмотря на то, что эти отношения все меньше и меньше соответствовали уровню развития производительных сил. Кроме того, историки - современники событий - часто приписывали славянам жестокости, которые в «^ствительности совершали авары (тюрки), так как современники плохо разбирались в этногенезе варваров.

Í! Sro изучал в отечественной историографии С.П.Толстов Ларцы" и "волхи" на Дунае. - СЭ, 1946, К' 2), однако за прошедшие 30 лет появились новые данные, использованные нами.

7

Kovak G. ProÄlost Dalmacije, I, Od najstarijih vremeaa do Kanäijskoga rata. Zagreb, 1944, s. 21; Benac A. Prediliri, protoiliri i preiliri. - Simpozioum сц t&ritorijalnom i hxono-loskom razgranicenju ilira u praistoxijsko doba. Sarajevo, 1964, s. 59-61.

neно в связь с эгейским переселением, к более позднему времени -ХП-Х1 вв.. до н.э.8 По второй гипотезе, выдвинутой в 50-х годах албанскими археологами, иллирийцы - балканские автохтоны, что обосновывается преемственностью материальной культуры, начиная с энеолита. Например, типичные формы сосудов, добытых во время раскопок в долине р. Деволи, сохраняются и развиваются в эпоху бронзы, в позднем периоде которой они являются уже» несомненно иллирийскими. Носители энеолитической культуры в Албании продолжали жить и в бронзовом веке (раскопки в селениях Малик и Трен). От носителей энеолитическо? культуры на юго-западе Балкан обра зев алея позже иллирийский этнический- элемент. Его Нормирование относится не к середине П тыс. до н.э., как считали раньше, но к*началу этого тысячелетия, т.е. к началу бронзового века. Путь же, пройденный праиллиркйцами, начинается на 500 лет раньше, в середине И тыс. до н.з,1' Гипотеза албанских археологов об автохтонности иллирийцев представляется неубедительной. Против нее свидетельствует, по нашему мнению, существование покоренного иллирийскими племенами (дарданами, ли-бурнами и ардиэями) населения, которое обитало на Балканах до илгирийцев и было поставлено ими в зависимое положение1®.

Иллирийцы, по мнению большинства современных иллириологов, выделились из группировки племен лужицкой культуры, которая, как считают некоторые авторитетные славяноведы, не была ливь славянской, но была создана мощной индоевропейской группировкой, сыгравшей значительную роль в европейском этногенез* Австрийский ученый Р.Питтиони утверждает, что главный корень

Heurtley W.A. Prehistoric Macedonia. Cambridge, 1939, p. 125; Krähe H, Die Sprache der Illyrier, I. Wiesbaden,1955,3.8.

9 Islami S-, Ceka H. ï'ë dhëna të reja mbi lashtésinê ilire në territorin e Shqip&risë. - Konferenca I e studimeve albano-logjiie II. Tirana, 1965, c. 446; Anamali 8., Korkuti M. Op. cit., p. 16-17.

Agatareh. ap. Athen., VI, 272D. - Fragmenta Historicorum Graecorum, ed. Müller С. Paris, 1851, III, p. 194, 12; Theop. ap. Athen., X, 443- - EHG, 1849, I, p. 284, 41. .

11 lehr-Splawinski T. 0 pochodzeniu j praojczyznie slovian.

Poznan, 1946, c. 92-115- .

иллирийства лежит в культуре поч^й погребальных урн, существовавшей и в области Illyrii proprie dicti (иллирийцев в собственном смысле слова, обитавших вокруг Охридского озера). Носители этой культуры пришли на Балканы в конце II тыс. до н.э. с севера, а выделившиеся из них иллирийцы создали здесь галь-штатскую культуру-12. Огославский лингвист Р.Катичич на основе исследований южнославянского археологического материала считает паннонские племена также носителями культуры полей погребальных урн. Более осторожные в выводах авторы признают, однако, тот Факт, что археологические исследования установили сходство в характере иллирийской и лужицкой культур в эпоху вторжения иллирийцев на Балканы (ХП-Х1 вв. до н.э.)". Что касается пра-славян, то,- по новейшим предположениям большинства советских, польских и чехословацких археологов, они выделились из группировки скотовсдческо-земледельческих племен - носителей культуры шнуровой керамики, переросшей в несколько генетически связанных между собой археологических культур, наиболее изученной из которых является лужицкая культура (ХШ-1У вв. до н.э. на территории современной Поныли) . Представляются неосновательными возражения некоторых ученых, отрицающих территориальное соприкосновение иллирийцев с племенами лужицкой культуры ввиду того, что иллирийская область, очерченная античными авторами, лежит вне распространения лужицкой культуры®*. Дело в том, „ что античные авторы знали иллирийские племена лишь в областях, примыкающих к Адриатике, но им было совершенно неизвестно, как далеко вглубь простирались земли, занятые многими другими иллирийскими племенами.

Мы разделяем мнение С.П.Толстова, согласно которому причиной незаметного исчезновения иллирийцев, начиная с У1 в. н.э.,

Pittioni В. Zum Illyrier-Problem. - In: Beltrfige zur Indogermanistik und Keltologie. Innsbruck, 1967, S. 82.

T3

Kronasser H. Illyrier und Illyriotm. - Dia Sprache, 1965, II, S. 167.

14 Третьяков П.Н. Славяне. - БСЭ, т. 23, с.

Т5 -

Siapozijum... Sarajevo, 1964, 8. 291.

1С'

была предшествующая культурная и этническая бпизсг?' между пин« и славянами, что соп°^ств0%РЛО относительно безболезненной ассимиляции иллирийцев . Иллирийцы, как и сппеячр, т»нлелилигь из группировки племен лужицкое культуры, однако контакты между двумя народами после этого не прекратились. Так, в 1У-!и ев. до н.э. под ударами кельтского нашествия многие иппирииские племена, по всей видимости, эмигрировали на север и восток, где они смешивались с праславянскими племенами, которые в это время занимали главным образом бассейны Ви^лч и Одера, на севере достигали побережья Балтийского моря, на западе - до верхнего * течения Эльбы, на юге они обитали' в верховьях левых притоков Дуная - Моравы, Вага и Грона, а в некоторых местах доходили, по-видимому, до Дуная'В 1-Я вв. н.э. славянские племена двигались от Карпат к Дунаю и Саве, где они образовали большие и

• тя

малые острова в иллиро-^ракийског* и сарматское среде . Об

этом свидетельствует, например, упоминаниё в славянской мифологии императора Траяна, из чего можно заключить о существовании каких-то связей славян с его походами в Дакию в T0I-I0? и

уд

105-106 гг. . В этой провинции впоследствии жили уличи и ти-

16 Толстов С.П. Указ. соч., с. ??'.

Т7 '

Kostrzewski J. Od mezolitu do okresu wedrowek ludo*?. -

В кн.: Prehistoria ziem polskich. Krakow, 19¿i0, с. ?I9, 227;

Третьяков П.Н. Восточно-славянские племена. M., 1953, с. 66,

70.

18 Нидерле Л. Указ. соч., с. 50, 54,

19 В "Слове о полку Игореве" Траян упоминается четырежды: 1)...рища вь тропу Трояню; 2) были ввци Трояни; 3) вступил дввою на землю Трояню; на седьмом ввц» Трояни. Автор статьи присоединяется к мнению тех исследователей, которые считают, что "Троян" в "Слове о полку Игореве" есть подлинное историческое лицо - император Траян (см.: Максимович М.А. О значении имени "Троян", упоминаемого в " Слове о полку Игореве". - Собр. соч. Киев, 1877, т. 2; Державин Н. "Троян" в "Слове о полку Игореве". - ВДИ, 1939, * I, с. 169, 173). Веди Трояни - века, протекшие от покорения Дакии Траяном, которое у населения этой страны считапос¿¿достопамятной и роковой эпохой. В выражении

107

верцы, ставшие прямыми наследниками местных преданий о Траяно-вых войнах. Что касается полян днепровских, то придунайские земли были их древней родиной, с которой связываются их предания и воспоминания. Леон (ïactlea, XVIII, 79) отмечает, что римляне воевали со славянами еще в Задунавье до того, как последние перешли Дунай. По мнению Л.Нидерле (с. 54), это может относиться только к Дакии и, по-видимому, к тому периоду, когда Дакия была покорена Римом (106-275 гг.). По мнению акад. Н.С.Державина, "среди фракийских племен, несомненно, были и такие, которые по типологической стадиальности культурного развития можно было бы назвать протославянскими племенами"-0. Следует также учесть, что византийские писатели часто путали названия племен и славяне у них иногда выступают под другими именами. Феофилакт^Симокатта прямо пишет, ч^о геты - древнейшее название славян'*". Продвижение славян на Балканы в первые века н.э. происходило лишь в малых количествах и было связано с вторжением каких-либо неславянских племен, проходивших через области, населенные славянами, и увлекавших их с собой. Пребывание отдельных славянских групп в иллирийских землях в первые века н.э. подтверждается также эпиграфическими находками. Так, в одной надписи из Паннонии упоминается бог Dobxates , имя которого явно славянское, состоящее из прилагательного

"рища в тропу Трояню через поля на горы" речь идет о Tropaeum Tralani - памятнике, воздвигнутом на полуострове в области нын-Добрудаш (у совр. румынского города Адамклисси), в ближайшем соседстве с позднейшим Переяславцем, дунайской столицей Святослава. Памятник относится я 108-109 гг. и сооружен в честь побед Траяна над даками. Название памятника легко могло сохраниться по традиции в памяти княжеских дружинников в форме "тропа Трояня", отложившись в славянских преданиях.

20 Державин Н.С. История Болгарии. М. - Л., 1945, т. I, с. 61.

ïheoph. Simoc., I, VII, 2:Т<>1£ Гегчиб тсьто р

çwpp,poi<: (тоCs ■ïïjï&Cpnrepov' OVC/M*.

22 Bévue archeо1ogique, IV ser., 4, 1904, p. 443, Ho 153: то SQBBJlTI • SïïïICES • SBE(TOS) • HS(BIÏ).

108

"добръ" и указательного постпозитивного местоимения "тъ" ("тот"). Исходя из хронологического определения надписи, можно утверждать, что в составе населения римской провинции Паннонии уже во П и, по крайне!« мере, ? II в. н.э. были славяне. Часть их (скорее всего воины ауксилиарных римских войск) п&дверглась романизации, о чем говорит латинский яз>к надписи. Греческое имя раба (Sutices = EÍit^'^s ) отнюдь не доказывает его греческое происхождение, так как имена рабам давали хозяева произвольно--'. Жившее на южном берегу озера Pelso (Балатон) племя озериатов, по мнению исследователей, несомненно славянского происхождения^'. о том, что хорватские славяне смешались на р. Саве с иллирийским плрменем бревков. свидетельствует название современны* брайков, живущих на верхней Купе и говорящих на кайкавском диалекте25. Пребывание славян в иллирийских землях задолго до их массового переселения на Балканы подтверждается также данными топонимики. Например, название p. Bustricius ,(совр. Бпстрица), упомянутой Равеннским географом (ТУ, Ц), К.Пач считал славянским26 Засвидетельствованное античными авторами название озера Pelso (Aurel. Vict., Be Cjaes., XL, 9) или Peiso (Plín., Hi, 24) произошло, несомненно, от славянского "плесо". В современном Банате уже с начала П в. н.э. зафиксировано название современной р. Черной, впадающей в Дунай с севера около Ршавн. Аналогичное название носило и поселение в устье этой реки, что засвидетельствовано двумя вотивными надписями П в. н.э. и надписями на

Р7

трех кирпичах . По мнению Л.Нидерле (с. 56), поселение

РЗ

Кудрявцев О.В. Исследования по истории балкано-дунай-ских областей в период Римской империи. М., 1957, с. 103,110 сл.

24 Mocsy A. Paimonia. - BE, Suppl. 9, 1962, col. 708.

ря

. Нидерле Л. Указ. соч., с. 64, Этот диалект распространен в сев.-зап. Хорватии.

26 Patsch С. Bustricius. - ЕЕ, Hbd. 5, 1897, col. 1077.

27 СИ, Ш, № 1568: statio TsiernentsisJ; 8277, 12677: Dierna. Это название встречается также у Птолемея (iróXts

Дtepvju на Дунае под Виминацием) и на Пейтингеровой карте (Tierna).

ïsierna (Черна) было заложено колонистами Траяна; они были славяне и прибыли сюда из Дакии.

В 1У и У столетиях продвижение славян к Дунаю значительно усилилось и северное Подунавье было плотно заселено ими. О значительном•славянском элементе на Балканском полуострове в период' до массового вторжения славян из-за Дуная свидетельствуют и такие красноречивые факты: император Юстин I (518-527) по происхождению был крестьянином-славянином. Славянами из провинции Дардании (село Зедряна) были Юстиниан I (527-565, племянник первого, сын сестры) и Истин П (565-570, племянник последнего). В семье Юстиниан I носил имя Управда, его сестру звали Бегленица2®.

Взаимопроникновение иллирийских и славянских племен на протяжении, по крайней мере, тысячелетия (с 1У в. до н.э. по У1 в. н.э.) содействовало выработке социального и этнического родства между ними, а также культурной общности. От лужицких племен как славяне, так и иллирийцы унаследовали обряд трупо-сожжения с последующим захоронением пепла и остатков костей в урнах29. О торговых связях в форме обмена свидетельствуют находки предметов южноиллирийского происхождения в землях,

ЯП

занимаемых лужицкими племенами . Весьма показательно также антропологическое сходство между иллирийцами и славянами, по крайней мере, в строении черепа. Еще в конце прошлого века при исследовании черепов из курганов на плоскогорье Гласинац (Босния) было установлено, что у иллирийцев преобладали длинные

Эти данные сообщает жизнеописание Юстиниана, составленное его учителем Теофилом (Дринов M.G. Погледъ връху про-изхожденьето на оългарския народь и началото на бьлгарската история. - Съч. София, 1909, т. I, с. 19).

29 БижиЬ Р. Гробови у ДоКА) Долини. - eiasnik ZemaljsJcog Mazeja u Sarajevu, 1952, 7, s. 225 (далее - GlasnUc ); Lasar J-. fiber die frühe Eisenzeit des Donauraumes. - Acta sorti qua Academiae scientiarum Hungaricae, 1957, 5, S. 20, 30-31.

30

" Третьяков П.H. Раннеславянские племена. - В кн.: Очерки истории СССР. M., 1956, с. 371.

ПО

формы черепа. Долихо- и мезокефалы составляли 2/3, а брахикефалы - лишь Т/~ обследованного количества-". Повторное изучение этих черепов, произведенное в 1956 г., показало, что невозможно установить какие-либо существенные отличия в среде доримского населения Боснии. Ого свидетельствует в пользу единства этногенеза племен, населявших данную область, т.е. речь может идти лишь об иллир йцах, о пребывании которых на этой территории известно из i ногих античных источников"*'. Краниологические исследоъани ; дпевних славян показали, что большинству их черепов при с а также долихокефалия'" Известный исследователь истории Балкан ч.Томашек считал, что характерные черты внешности (худощавость, стройность, высокий рост, преимущественно черные вол ось) южные славяне, в частности, далматинцы, герцеговинпы и черногорцы, приобрели в результате ассимиляции иллирийцев"' ',

Иллирийский язык при встрече со славянским потерпел поражение, но его элементы отложились в последнем. Н.С.Державин приводит в качестве примеров славянские названия некоторых балканских рек, в частности, Лравн и Дрина, корнем которых яв-■ляется элемент dr, восходящий к иллирийской протооснове dar -"вода", "река". Этот элемент лежит в основе славянских названий рек Ведра, Кодра, Нодра и др Славянские слова "ройно", "pyjHO" (вино) имеют ллирийскую основу '. Иллирийское слово

Weisbach. A. ïr&historische Schftdel vcue Glasinae. - Wis-senschaftliche Mitteilungen aus Bosnien und der Harzegowina, 1697, 5, s. 5?'i (далее - wm).

Schwidetzky I. Beitrag zur Antropologie der vorrttmischen Bevôlkerung Bosniens. - Glasnik, 1969, 24, S. 182 t.

JJ Трофимова T.A. Краниологические данные к этногенезу западных славян. - СЭ, 1948, № 2, с. Г9, 60.

34

Tomaschek W. Die vorslavische Topographie der Bosna, Ëerzegowina, Crna-gora und angrenzenden Gebiete. - kitteilungen der geographisehen Geeellschaft in Wien, 1880, 23 (13),S.567.

Державин H.С. Албановедение и проблема происхождения южных славян. - СЭ, 1940, 3, с. 198.

"este", обозначавшее "город" (Terg-este, Big-este, Ват-este), соответствует," очевидно, славянскому "ишче", "ешче", "ушки" (Нерез-ишче, Б-ишче, Люб-ушки) : , Геогре^ичеекое название Terg-este (совр. Триест) - ипгирийское по происхождению и состоит из слова "este" и основч "terg", которая тождественна болгарскому "тьрг" и русскому "торг". Шширийсиое название племени Au-tariatae ("живущие у реки Тары") содержит предлог, аналогичный славянскому "у", который сходным образом применяется, например, в названии страны "У-краина""1■ Имя племени венетов, которой до сих пор многие исследователи считают иллирийским, удивительно совпадает с первым достоверным названием славян. Иллирийское"ЬаГЬа!' (болото) является основой древнеболгарского "блато" и русского "болото". От иллирийского "pala" (место для пастбища) произошли словенские слова "pola", "polica" (крутой горный луг для пастбища) и от иллирийского "krippa" - словенское "krep" (обрывистая скала) и "kxipa" (скала) По мнению исследователей, иллирийское происхождение имеют и многие современные славянские названия островов восточной Адриатики: Млет, Вис, Корчула, Хвар, Брач, Раб, Црес, Крк и др.3'. Имя иллирийского князя 1У в. до н.э. Граба (Grabos) вместе с названием племени Grabaei в южной Далмации (Plin., ш, XII, 144) восходят к основе grab-, значение которой становится ясным как из греческого yj)2ßos (вид дуба), так и из русского "граб". Приведенные примеры свидетельствуют о том, что связи славянских и иллирийских племен и, следовательно, их языков были достаточно тесными на протяжении многих столетий. Следует также отметить, что иллирийские элементы имеатся в славянских языках лишь

Балканского полуострова и совершенно отсутствуют за его пре-40

дедами . Крупнейший знаток иллирийского языка Г.Краэ считает,

"" Jelio L. Das älteste kartographische Denkmal fiber die römische Provinz Dalmatien. - WM, 1900, 7, S. 202 f.

37

Krähe d. Sprache und Vorzeit. Heidelberg, 1954, S.II2.

38 Krähe H. Die Sprache der Illyrier, S. 116, II8-II9.

39

Skok P. Dolazak Slavena na Mediteran.Split,1934,s.122.

40 S

Державин H.С. Албановедение..., с. 199.

112

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что этот язык имел наибольшую близость к славянским и балтий-

щ

ским языкак .

Итак, по наспму мнению, иллирийцы выделились из комплекса племен, оставивших поля погребальных урн, но образовали отдельную от праслзвян ветвь, подобно тому как, например, группировка племен пшеворской культур« (конец I тыс. до н.э. - качало н.э.) состояла как из славян (венели), так и кз германцев* ''. Многие авторитетные славяноведы, в частности, П.И.Шафарик, Л.Нидерле, £%Добровокий, П.Н.Третьяков, отрицают праславянский этногенез иллирийцев' . В последние годы исследование все больше подтверждает, что группиоовки племен определенной культуры нередко были полиэтничнмми. В 'С-х годах П.Кречмер ("Glotta", 30, I9t?) совершенно правильно выступал против отождествления Г.Хоссиной лужицкой культуры с иллирийской, однако оба исходили из неверной посылки, будто одна археологическая культура .предполагает этническое и языковое единство всех племен, выделившихся из нее.

Начиная с массового переселения славян на юг от Дуная в, УТ в., иллирийцы, подвергшиеся со времени римского завоевания романизации, постепенно становятся одним из существенных компонентов южного славянства. Это редкий вариант ассимиляции (иллирийцев славянами), которой предшествует взаимопроникновение двух народов на протяжении многих веков. Расселение славян на запад является крупнейшим событием европейской истории прежде всего потому, что славянская крестьянская община, находившаяся на стадии перехода от племенной к территориальной и состоявшая из больших патриархальных семей , объединявших инди-

Krähe Н. Sprache und Vorzeit, S. 121.

"2 Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970, с.

Шафарик П.И. Славянские древности. Г, кн. '-3. М.» Iö'i7, с. 136 "л.; Нидерле Л. Указ, соч., с. 12, 29, 5С сл.; Ягич В. Письма Добровского и Копитара. Спб., 1885, с. 119; Третьяков П.Н. Восточно-славянские племена, с. 19, III.

<

'Ит7?:пъте семьи'4*, укрепила византийскую общину внесением •:*г1,ннх пережитков родового строя и тем самым воздействовала

гениальный строй Восточноримской империи. Постепенно прои-п"по нлеильстренное уничтожение той ^ормн земельной собственна 'и. -вторая базировалась на труде рабов, колонов и других кчт' "ори!1 ч?висимого населения. Постепенно институт прикрепленных к земле крестьян исчез''-', и свободная крестьянская об-гамт стзла господствующей. Этим процессам содействовала илли-ри"лкяя крестьянская община, пришедшая в упадок ко времени •-"-?""-»"кой колонизации Балкан, но возродившаяся в период этой ;ниэаиии под влиянием общественного строя славян. Иллирий-пт* община на протяжении ряда столетий была препятствием для распространения рабовладения в римских провинциях Иллирике, А.-лчапии и П<зннонии.

Из последних работ о социальной организации славянских племен, переселявшихся в Византию, см.: Comsa ... Socio-economic organisation of the Daco-Romanic and Slav population on the i.ower Danube during the 6-8 th centuries. - In: Relations between the autochthonous population and the migratory populations on the territory of Romania. Buc., 1975, p. 177.

В так называемой Зклоге (законодательном сборнике УШ в. не предусматривалось прикрепление к земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.