Научная статья на тему 'Важнейшие этапы развития иллирологии и основные проблемы истории древней Иллирии доримского периода'

Важнейшие этапы развития иллирологии и основные проблемы истории древней Иллирии доримского периода Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А В. Колобов

Рассматриваются развитие иллирологии междисциплинарной сферы знания, касающейся древности северо-западных территорий Балканского полуострова и основные проблемы истории региона до включения его в состав Римской державы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN ETAPS OF THE ILLYROLOGY’ DEVELOPMENT AND SUFFICIENT PROBLEMS OF THE PRE-ROMAN HISTORY OF ILLYRIA

The author defines the periods of illyrology’s development and underlines the most sufficient problems in pre-Roman history of Western part of the Balkan Peninsula.

Текст научной работы на тему «Важнейшие этапы развития иллирологии и основные проблемы истории древней Иллирии доримского периода»

Вестник Пермского университета 2002 История Вып.3

ВАЖНЕЙШИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИЛЛИРОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ИЛЛИРИИ ДОРИМСКОГО ПЕРИОДА

А.В.Колобов

Рассматриваются развитие иллирологии - междисциплинарной сферы знания, касающейся древности северо-западных территорий Балканского полуострова - и основные проблемы истории региона до включения его в состав Римской державы.

«Иллирийский» раздел истории северо-западных регионов Балканского полуострова является одним из сложнейших в непростой этнополитической истории Балканского региона. Далекое прошлое территорий, входящих в состав бывшей Югославии и Албании, не только служит предметом исследования археологов, этнографов, лингвистов, историков, но и привлекает пристальное внимание политиков, особенно в контексте актуализации «албанского» узла Балканского кризиса1. Тема «иллирийского наследия» активно используется пропагандой противоборствующих сторон и сегодня.

Сторонники «Великой Албании», считающие себя единственными преемниками древних иллирийцев, претендуют на территории, когда-либо входившие в состав древней Иллирии. В результате обосновываются исторические права албанцев на край Косово в составе Сербии, на западные районы Македонии (район озера Охрид), на северо-запад Греции (Эпир)2 .

Славянские националисты, в свою очередь, утверждают, что албанцы никакого отношения к иллирийскому прошлому не имеют, поскольку являются наследниками кавказских переселенцев - мусульман, появившихся на территории нынешней Албании лишь в XIV в., а в других регионах, в частности, в Македонии и крае Косово, - лишь в XX в. Следовательно, претензии на самоопределение албанцев, проживающих в славянских государствах, не обосно-ваны3 . Каждая из сторон, аргументируя свою точку зрения, выборочно ссылается на античную традицию, а также на отдельные результаты лингвистических и археологических исследований.

Ярким показателем возрастания на Западе общественного интереса к предыстории балканского кризиса является тот факт, что поисковая система web.de (profi) обнаружила около 3 000 публикаций в зарубежном интернет-пространстве, касающихся древней Иллирии. В общественном мнении России, также весьма озабоченном событиями на Балканах, интерес к столь давней истории вопроса проявляется незначительно, по крайней мере, в ru.net. На наш взгляд, это объясняется устойчивостью славянофильских мифологем в массовом сознании россиян и традиционным для него дефицитом интереса к истории неславянских народов этого региона. В отечественном интернет-пространстве, которое в известной мере может рассматриваться как зеркало общественного интереса, мы не найдем материалов по древней и средневековой истории неславянских народов Балканского полуострова. В какой-то степени дославянская история центральных и северных регионов Балканского полуострова, пожалуй, за исключением Фракии, остается своеобразным «бе-

© А.В.Колобов, 2002

лым пятном» и в отечественной специальной литературе. Особенно это касается древней истории северо-западной части Балкан: региона, называвшегося некогда Иллирией. Оформившаяся за последние сто лет в самостоятельную междисциплинарную отрасль знания иллирология в современной России не получила развития, а потому нам представляется важным проследить основные этапы развития этой науки и рассмотреть ее важнейшие достижения применительно к доримскому периоду иллирийской истории, т.е. до I в. до н.э.

Становление иллирологии приходится на XIX в., когда основным источником для исследователей являлись сочинения античных авторов: Геродота, Полибия, Варрона, Страбона, Плиния Старшего, Аппиана, Диона Кассия и др.4 Сообщения античных авторов позволили приблизительно определить географические границы древней Иллирии, высказать первые суждения по ее эт-но-политической истории. Хотя единого мнения о границах региона у античных авторов нет, под Иллирией понималась территория между Дунаем на севере, Эпиром и Македонией на юге, Адриатическим море на западе и Фракией на востоке. Римские авторы понимали под Иллириком (именно такое латинское наименование имел регион, который греки называли Иллирия) территорию провинций Далмации и Паннонии. Обнаружилось, что географические и этнические рамки Иллирии не совпадали, т.е. не все племена в ней считались античными авторами иллирийскими, с другой стороны, племена иллирийского происхождения обнаруживались греческими и римскими писателями и на Апеннинах, и в Элладе. Уже в литературе XIX в. высказывалось предположение, что древние иллирийцы были предками современных албанцев. Суждение это первоначально базировалось исключительно на констатации факта преемственности между иллирийскими и албанскими поселениями.

На рубеже XIX-XX вв. в связи с публикацией эпиграфических памятников из Иллирии на латинском и древнегреческом языках начинается следующий этап развития иллирологии. Благодаря эпиграфике выяснилось, что в период Римской империи существовало еще одно понимание Иллирика - как единой таможенной зоны, которая охватывала весь Балканский полуостров без Греции и Македонии5. Внимание лингвистов привлекла часть эпиграфических данных, представившая массовый ономастический и другой языковой материал автохтонного происхождения. Периодом расцвета исследований, посвященных древнеиллирийскому языку, стали 1950-1960-е гг.6 Лингвисты установили преемственность между древнеиллирийским и современным албанским языками. Известный вклад в разработку данной проблемы внесли советские исследователи7.

Успехи сравнительного языкознания способствовали бурному развитию иллирологии в международном масштабе. В 1970-х гг. начались активные лингвистические и археологические исследования в Албании, где иллирийское прошлое стало рассматриваться как часть истории албанского народа8. Албанская школа иллирологии добилась серьезных успехов, среди которых реконструкция расселения древних индоевропейцев на територии региона в результате комплексных археологических исследований памятников бронзового и железного веков, изучение процесса ранней урбанизации. Лингвисты выяснили, что граница между двумя современными языковыми диалектами -североалбанским и южно-албанским - проходит по границе античных регионов: Иллирии и Эпира. В то же время албанские исследователи без должных аргументов воспринимают древнюю Иллирию как единую этноязыковую зо-

ну, что позволяет рассматривать весь северо-запад Балкан как очаг расселения древних албанцев. Кроме того, как свойственно исторической науке в «романтический» период ее развития, в албанской литературе необоснованно удрев-няется период возникновения иллирийского государства (с XIII в. до н.э).

Серьезные иллирологические исследования проводились в 19601980-х гг. в CФРЮ, особенно в Хорватии и Боснии-Герцеговине. Значимых успехов добились археологи. Обнаружены и изучены замечательные памятники, характеризующие этап появления индоевропейцев на северо-западе Балкан : могильник из нескольких тысяч курганов эпохи поздней бронзы и раннего железа в долине Глазинац близ Сараева, Ошаничи - грандиозное укрепленное поселение того же времени на боснийском участке р.Неретвы, обширный могильник железного века в Нине на Адриатическом побережье возле г.Задар и др. В 1960-1980-х гг. в Югославии проводились многочисленные иллироло-гические научные конгрессы9.

Реконструированы основные черты процесса индоевропейского расселения в северо-западной части Балканского полуострова: первая волна переселенцев направилась сюда с Дунайской низменности на рубеже III - II тыс. до н.э. и составила субстрат иллирийского населения. Вторая - «фригийская» -волна индоевропейской миграции зафиксирована в XIV-XIII вв., она охватила главным образом северо-восточную часть Балканского полуострова, смешавшись в центральных его регионах с более ранними пришельцами10 .

В середине I тыс. до н.э., как отмечают археологи исходя из данных материальной культуры, начинается обособление племен южной и северной частей Иллирии, что закладывает предпосылки будущего разделения некогда единого региона на Далмацию (южный Иллирик) и Паннонию (северный Ил-лирик) Североиллирийский регион включал средний сектор Дуная и долину рек Савы и Дравы. Здесь господствующей формой погребения была кремация в урнах. В религиозной жизни заметную роль играли культы водных птиц: гуся и лебедя. В южной Иллирии - на восточном побережье Адриатики и прилегающих регионах - преобладали ингумация и захоронение в курганах, а в

духовной сфере существенное место занимал культ птиц, обитающих на су-

11

ше .

В югославской археологии сформировалось представление о смешанном этническом составе большей части племен Иллирии и восприятие региона как сугубо географического, а не этнолингвистического целого12. Оживленная дискуссия 1960-1970-х гг. по поводу того, кто же такие illyrii proprio dicti и где они проживали, независимо от различий взглядов, была в целом ориентирована на предельное ограничение региона, изначально занятого племенем илли-ров, территорией современной Албании, а именно районом озера Шкодер. С ростом политического влияния данного племени этноним распространился на более обширный регион - от Шкодера до Неретвы13. Положение о смешанном этническом составе племен иллирийского региона доказывалось также авторами многотомного собрания эпиграфических памятников из Верхней Ме-зии (центральной части Балканского полуострова)14.

Исследователи обращают внимание на диахронность развития отдельных регионов Иллирии, обусловленную природно-климатическими условиями и уровнем контактов с античным миром15. Наиболее развитыми в социально-экономическом и политическом отношении были племена, обитавшие на побережье Адриатики. К ним относятся прежде всего обитатели южной Илли-

рии: энхелеи, пеоны, иллиры, тавлантии. Уже с VIII в. до н.э. они контактировали с греческими колониями, а в IV в. до н. э. стояли на пороге государственности. Несколько позднее вступили в тесное общение с античной цивилизацией обитатели северо-западной Иллирии - либурны, проживавшие на побережье Адриатики между Истрией и устьем Неретвы, и вынудившие своим пиратством римлян в конце III в. до н.э. начать первую иллирийскую войну. Обитатели континентальной Иллирии, отделенные горами от приморья и балканской Греции, отставали в социально-экономическом и политическом развитии. В меньшей степени это касалось среднеиллирийского региона, где на территории современных края Косова и Македонии проживали племена ар-диэев и дарданов. Как показывают материалы погребений культуры Требе-ниште, дарданы, с V в. до н.э. совершавшие грабительские набеги на Грецию и Македонию, достаточно далеко зашли в разложении первобытно-общинных отношений16. Наиболее отсталыми были обитатели северо-восточной Иллирии - внутренней части Хорватии, западной Сербии, Боснии-Герцеговины -далматы , вошедшие в контакт с античным миром не ранее II в.до н.э., и пан-нонцы, впервые появившиеся в античных источниках только в связи с антиримским восстанием 6-9 гг.

Политическая история древней Иллирии, а именно проблема политоге-неза у иллирийцев, в значительно меньшей степени нашла отражение в югославской научной литературе, чем археолого—лингвистические сюжеты. Стоит отметить концепцию Ф.Папазоглу, согласно которой политические образования, создаваемые различными племенами иллирийского региона во второй половине I тыс.до н.э., трактуются как разные этапы единой иллирийской государственности (IV в. - 168 г. до н.э.)17.

Проблема политогенеза в древней Иллирии стала объектом интенсивных исследований в европейском антиковедении 1960-1980-х гг. Сформировалось мнение о том, что неотъемлемой чертой эпохи эллинизма является «взрыв» политогенеза на территориях, прилегающих к зоне античной цивилизации в IV в.до н.э.18 Скачок в развитии политических отношений наблюдался, с точки зрения Н.Хаммонда и его последователей, в Македонии, Эпире и Иллирии, где на смену формам управления, традиционным для позднего этапа первобытно-общинного строя, пришла «территориальная монархия», типичная для эпохи эллинизма. Это мнение разделили югославская исследовательница Ф.Папазоглу и польский иллиролог В.Пайенковски. Однако процесс развития начал государственности в иллирийском регионе европейские историки, в первую очередь Н.Хаммонд, представляют несколько иначе, чем Ф.Папазоглу: не как эволюцию единого обширного иллирийского царства, а как историю нескольких самостоятельных государств: иллиров, тавлантиев, пеонов.

Учитывая достижения современной науки в области исследования ранних форм управления, эти политические образования, как и племенные объединения ардиэев и далматов, возникшие в III-II вв. до н.э., можно считать скорее вождествами, чем подлинными государствами. Такой вывод напрашивается прежде всего при анализе социальной структуры иллирийских племен. Можно говорить только о выделении племенной верхушки и складывании наиболее примитивных, коллективных форм зависимости. Кроме того, процесс урбанизации, активно протекавший в южной Иллирии с середины I тыс. до н.э., свидетельствовал не о появлении центров производства и потребления, а

о возведении укрепленных городищ - резиденций знати и оборонных пунктов. Нет никаких данных о территориально-административной структуре и управленческом аппарате этих политических образований. Характер военной организации, о которой мы можем судить по античным источникам и данным археологии, позволяет говорить о дружинах и племенных ополчениях, которые воевали, правда, на античный манер - сомкнутым «фаланговым» строем. Иллирийские «царства» фигурируют во внешне-политической истории IV-II вв. до н.э. только как военно-политические образования, выступавшие в качестве союзников или противников античных государств или как поставщики военных наемников.

Политогенез в иллирийском регионе сопровождался и в определенной степени был обусловлен интенсивными миграционными процессами19. В первой половине III в. до н.э. в северо-восточной Иллирии, главным образом в долинах рек Савы и Дуная, поселяются воинственные кельты-скордиски, под давлением которых обитавшие в континентальной Иллирии далматы перемещаются к адриатическому побережью и занимают часть владений римских союзников: даорсов и либурнов. Другое племя - авториатов - перемещается на юго-восток и вторгается в Дарданию. Следующим фактором, ускорившим процесс политогенеза в Иллирии, стало ослабление Эпирского царства после краха италийской экспедиции Пирра20. Участившиеся военные конфликты как внутри Иллирийского региона, так и с государствами античного мира - характерная черта политической жизни Иллирии III-I вв. до н.э. и фактор, благоприятствовавший установлению римской гегемонии.

Политическая обстановка на западе Балкан способствовала перемещению центра международных иллирологических исследований c конца 1980-х гг. в Албанию. Заметную роль в современной иллирологии играют научные коллоквиумы в Клермон-Ферране и Шантилли (Франция), проводимые под руководством П.Кабане21.

В заключение хотелось бы отметить серьезные расхождения в видении процессов этно- и политогенеза на территории древней Иллирии между албанской и югославской школами иллирологии. Эти расхождения, вне всякого сомнения, являются сегодня научной составляющей политических противоречий, существующих между албанцами и славянскими народами.

Примечания

1 Справедливости ради стоит напомнить, что понятие «Иллирия», в античности обозначавшее северо-западные регионы Балкан, в XIX в. не раз служило предметом политических спекуляций. Так, Наполеон, создававший свою империю по образцу принцепса Октавиана Августа, назвал адриатические провинции своей державы Иллирийскими. За «Великую Иллирию» как славянскую автономию в составе державы Габсбургов выступали хорватские либералы 1830-1840-х гг Л.Гай, И.Кукулевич-Сакцинский.

2 Albania. History : Origins / http:// www. albanian.com\ illyrians.

3 Why the Albanians are not Direct Descendants of the Ancient Illyrians? / http:// www.historyofmacedonia.org.

4 Mannert K. Geographie der Griechen unf Roemer. Landshut, 1812; Droysen J.G. Geschichte des Hellinismus. Gotha, 1877-1878. Bd.1-3; Zippel G.Die Roemische Herrschaft in Illyrien bis auf Augustus. Leipzig, 1877. Лучшим современным исследованием нарра-

тивных данных, касающихся древней Иллирии, является монография словенской исследовательницы М.Шашель-Кос: Sasel-Kos М. A History Outline of the Region Between Aquileia, the Adriatic, and Sirmium in Cassius Dio and Herodian. Ljubljana, 1986.

5 De Lait S. Portorium. Etude sur l'organisation douaniere chez les Romain, surtout a epoque du Haut-Empire. Brugge, 1942.

6 Baric H. Ilirske jezicke studije. O ilirskom karakteru staromakedonskog jezika. Zagreb, 1948; Krahe H. Die Sprache der alten Illyrien. Wiesbaden, 1955; Mayer A. Die Sprache der alten Illyrien. Wien, 1957; Георгиев В. Исследования по сравнительно-историческому языкознанию. М., 1958; Russu I. Illiri. Istoria. Limba si onomastica. Ro-manizarea. Bucuresti, 1969; Katicic R. Die Balkanprovinzen // Die Sprache in roemischen Reich der Kaiserzeit. Koeln; Bonn, 1980. S.103-120.

7 Десницкая А.В. Реконструкция элементов древнеалбанского языка и общебалканские лингвистические проблемы // Actes du Premier Congres International des Etudes Balkaniques et Sud-Est europeennes. Sofia, 1968. Vol.6: Linguistique. P.185-201; Гиндин Л. А. Язык древнейшего населения юга Балканского полуострова. М., 1967; Он же. Некоторые вопросы древнего Балканского субстрата и адстрата // Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М., 1976.

8 Появилась специальная научная периодика: Iliria. Studime dhe materiale ar-heologjke; Bulletin der Staatsuniversitat in Tirana. Reihe: Socialwissenschaft. С 1972 г. в Тиране проводятся международные иллирологические конгрессы. Из монографической литературы следует отметить труды, снискавшие международное признание: Histoire d'Albanie des origines a nos jours / Ed. S.Pollo, A.Puto. Paris, 1974; Islami S., Anamali S., Korkati M., Prendi F. Les Illyriens: apercu historique. Tirana, 1985; Koka A. The Illyrian Prehistorical Culture in Albania. Tirana, 1985.

9 Simpozijum o teritorialnom i hronoloskom razgranicenju Ilira u prahistorijsko doba. Sarajevo, 1964; Simpozijum o Iliram u anticko doba. Sarajevo, 1967; Simpozijum Pred-slavenske etnicki elementi u etnogenezi juznih Slavena. Sarajevo, 1969; Utvrdena Ilirska naselja. Mezdunarodni kolokvij (Mostar, 24-26.10.1974) / Ed. A.Benac. Sarajevo, 1975; Symposium: culture spirituelle des Illyriens (Herceg-Novi, 4-6.11.1982) / Ed. A.Benac. Sarajevo, 1982; Les Illyriens et les Albanais: serie de confenences tenues du 21 Maj au 4 Juin 1986 / Ed. M.Garasanin. Beograd, 1988.

10 Pajakowski W. Die Illyrier. Poznan, 2000. S.87-89.

11 Bojanovski I. Bosna i Hercegovbina u anticko doba. Sarajevo, 1988. S.269. Существует, впрочем, авторитетное мнение А. Стипчевича о иллирийских племенах как о единой культурной общности: Stipcevic A. Iliri. Povijest. Zivot. Kultura. Zagreb, 1974; Idem. The Illyrians. New York, 1977; Idem. Kultni simboli kod Ilira. Sarajevo, 1981.

12 Benac А. Neke karakteristicne pojave na Zapadnom Balkanu pri proucvanju kul-turnih i etnickih kretanja // VI kongres arheologa Jugoslavije. Beograd, 1964. S.49.

13 Katicic R. Illyrii proprie dicti // Ziva Antika (Skopje). 1964. N 13-14. S.87-97; Idem. Nochmals Illyrii proprie dicti // Ziva Antika. 1966. N 16. S.241-244;; Suic M. Illyrii proprie dicti // Godisnjak 13. Centar za Balkanoloske ispitivanja (Sarajevo). 1976. S.179-196; Pajakowski W. Wer waren Illyrii proprie dicti und wo siedelte man sie an? // Godisnjak 18. Centar za Balkanoloske ispitivanja (Sarajevo), 1980. S.91-162. Особняком стоит мнение авторитетной исследовательницы Ф.Папазоглу, согласно которому население иллирийского региона, за исключением фракийских и кельтских вкраплений, было этнически однородно: Papazoglu F. Les origines et la destinee de l'Etat illyrien: Illyrii proprie dicti //Historia (Wiesbaden). 1965. N 14. P.177-179.

14 Petrovic P. Timacum Minus et la vallee du Timok // Inscriptions de la Mesie Superieur (далее - IMS). Beograd, 1995. Vol. 3. P. 21; IMS 4. Naissos - Remesiana - Horreum Margi / Ed. P.Petrovic. Beograd, 1979. P.37; IMS 6. Scupi et la region de Kumanovo / Ed. B.Dragojevic-Josifovska. Beograd, 1982, P. 16; etc.

15 Papazoglu F. Politicka organizacija ilira u vreme njihove samostalnosti // Simpozi-jum o Iliram u anticko doba. Sarajevo, 1967. S.11-31.

16 Lahtov V. Problem Trebeniske kulture. Ohrid, 1965.

17 Papazoglu F. Op.cit.

18 Hammond N. The Kingdoms of Illyria circa 400 - 167 B.C.// Annual of the British School at Athens. Athens, 1966. Vol.61. P.239-653; Wallbank F. The Hellenistic World. Brighton, 1981; Cabanes P. Les Illyriens de Bardylis a Genthios .IV - II siecles avant J.-C. Paris, 1988; Pajakowski W. Die Illyrier. Poznan, 2000 (первое издание: Pajakowski W. Illyrowe. Poznan, 1981).

19 Pajakowski W. Op.cit. S.183-222; Imamovic E. Anticki kulti i votivni spomenici na podrucju Bosne i Hercegovine. Sarajevo, 1977. S.30-34.

20 Pajakowski W. Op.cit. S.276.

21 L'Illyrie meridionale et l'Epire dans l'Antiquite // Actes du Colloque international de Clermont-Ferrand (22-24.10.1984) / Ed. P. Cabanes. Clermont-Ferrand, 1987; Grecs et Illyriens dans les inscriptions en langage grecque d'Epidamne-Dyrrachion et d'Apollonia d'Illyrie // Actes de la Table ronde internationale (Clermont-Ferrand, 19-21.10.1989) / Ed. P.Cabanes. Paris, 1993; L'Illyrie meridionale et l'Epire dans l'Antiquite // Actes du III-e Colloque international de Chantilly (16-19 10.1996) / Ed.P.Cabanes. Paris, 1999.

MAIN ETAPS OF THE ILLYROLOGY' DEVELOPMENT AND SUFFICIENT PROBLEMS OF THE PRE-ROMAN HISTORY OF

ILLYRIA

A.V.Kolobov

The author defines the periods of illyrology's development and underlines the most sufficient problems in pre-Roman history of Western part of the Balkan Peninsula.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.