Научная статья на тему 'ИКОНЫ И РОСПИСИ Н. М. САФОНОВА В ЛЕОНТЬЕВСКОМ ПРИДЕЛЕ РОСТОВСКОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА'

ИКОНЫ И РОСПИСИ Н. М. САФОНОВА В ЛЕОНТЬЕВСКОМ ПРИДЕЛЕ РОСТОВСКОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСТОВ ВЕЛИКИЙ / УСПЕНСКИЙ СОБОР / АРХИТЕКТУРНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ КОНЦА XIX ВЕКА / КОМИССИЯ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ДРЕВНИХ КРЕМЛЕВСКИХ ЗДАНИЙ В РОСТОВЕ ВЕЛИКОМ / И. А. ШЛЯКОВ / Н. М. САФОНОВ / ИКОНЫ / НАСТЕННЫЕ РОСПИСИ / ROSTOV THE GREAT / DORMITION CATHEDRAL / ARCHITECTURAL RESTORATION OF LATE 19 CENTURY / COMMISSION FOR RESTORATION OF ANCIENT KREMLIN BUILDINGS IN ROSTOV THE GREAT / I. A. SHLYAKOV / N. M. SAFONOV / ICONS / WALL PAINTINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колбасова Татьяна Владимировна

В статье впервые на основе неопубликованных документов (переписки членов Комиссии по восстановлению придела св. Леонтия И. А. Шлякова и В. Д. Левшина, И. А. Шлякова и Н. М. Сафонова, протоколов Комиссии) воссоздана история создания и иконографическая программа настенных росписей и икон, выполненных Н. М. Сафоновым при восстановлении Леонтьевского придела Успенского собора в Ростове Великом в 1884-1885 гг. - одного из ярких примеров архитектурной реставрации в России конца XIX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICONS AND PAINTINGS BY N. M. SAFONOV IN LEONTYEVSKY CHAPEL OF DORMITION CATHEDRAL IN ROSTOV

On June 11, 1884, when replacing the old cast-iron floor in the chapel of St. Leontius, located in the southern part behind the main iconostasis, a cave temple was discovered under the floor in Rostov Dormition Cathedral. Soon, a special commission chaired by Yaroslavl Governor V. D. Levshin and consisting of Archbishop Jonathan of Yaroslavl and Rostov and members of the Imperial Moscow Archaeological Society living in Rostov and Yaroslavl, i.e. I. A. Vakhromeev, D. A. Bulatov, Revd.. I. Mansvetov, I. A. Shlyakov, and A. A. Titov, began work on restoring the Leontyevsky side-chapel. Restoration of the chapel of St. Leontius was carried out according to the project of the Chairman of Moscow Achitectural Society N. V. Nikitin. Icons in the iconostasis and the Tsar’s gate, frescoes of the side chapel were painted by the head of one of the most famous icon painting and restoration workshops at that time, N. M. Safonov. Information about Safonov’s work in Leontyevsky side-chapel was very limited. The minutes of the Commission on the restoration of Leontyevsky side-chapel, the correspondence between the Commission’s Chairman V. D. Levshin and I. A. Shlyakov (who was directly responsible for the restoration), the letters of N. M. Safonov to I. A. Shlyakov significantly complete the information known to date about the tasks assigned to the artist, and about the procedure for performing the works assigned to him. These documents also allowed us to reconstruct the iconographic programme of the paintings and iconostasis in Leontievsky side-chapel. This side-chapel of Rostov Dormition Cathedral is one of the most interesting examples of restoration and reconstruction of an ancient cathedral, a significant contribution to the restoration made by N. M. Safonov.

Текст научной работы на тему «ИКОНЫ И РОСПИСИ Н. М. САФОНОВА В ЛЕОНТЬЕВСКОМ ПРИДЕЛЕ РОСТОВСКОГО УСПЕНСКОГО СОБОРА»

Вестник ПСТГУ

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 40. С. 132-148 БОТ: 10.15382Мш^202040Л32-148

Татьяна Владимировна Колбасова, зав. Картинной галереей ГМЗ «Ростовский кремль» Российская Федерация, 152151, г. Ростов, Ярославская обл., Кремль, музей [email protected] ОИСГО: 0000-0002-4181-4989

Иконы и росписи Н. М. Сафонова в Леонтьевском приделе Ростовского Успенского собора

Т. В. Колбасова

Аннотация: В статье впервые на основе неопубликованных документов (переписки членов Комиссии по восстановлению придела св. Леонтия И. А. Шлякова и В. Д. Левшина, И. А. Шлякова и Н. М. Сафонова, протоколов Комиссии) воссоздана история создания и иконографическая программа настенных росписей и икон, выполненных Н. М. Сафоновым при восстановлении Леонтьевского придела Успенского собора в Ростове Великом в 1884—1885 гг. — одного из ярких примеров архитектурной реставрации в России конца XIX века.

Ключевые слова: Ростов Великий, Успенский собор, архитектурная реставрация конца XIX века, Комиссия по восстановлению древних кремлевских зданий в Ростове Великом, И. А. Шляков, Н. М. Сафонов, иконы, настенные росписи.

11 июня 1884 г. в Ростовском Успенском соборе (ил. 1) при замене старого чугунного пола в приделе св. Леонтия, находящемся в южной части за главным иконостасом, под полом был открыт пещерный храм. Перекрытый кирпичным сводом, храм был полностью засыпан мусором и землей. На северной его стене, примыкающей к главному алтарю собора, были обнаружены остатки фресковой росписи и узкая белая каменная лестница, спускающаяся из главного алтаря. «Неожиданным открытием этих загадочных памятников священной древности, — писал "Церковно-общественный вестник", — было крайне возбуждено религиозное чувство всего местного населения»1. Вскоре работу по восстановлению Леонтьевского придела в «прежнем виде» начала специальная Комиссия под председательством Ярославского губернатора В. Д. Левшина в составе архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана и проживающих в Ростове и Ярославле членов Императорского московского археологического общества (ИМАО) — И. А. Вахромеева, Д. А. Булатова, священника В. И. Мансветова, И. А. Шлякова, А. А. Титова2.

После очистки в пещерном храме были обнаружены каменный престол придела, ниша для сосудов при жертвеннике и аркосолии с северной и южной сто-

1 Об археологических открытиях в Ростовском Успенском соборе Ярославской епархии. (Извлечено из № 125 «Церк.- Общ. Вестника»). СПб., 1884.

2 [Шляков И. А.]. Очерк деятельности комиссии по возобновлению Ростовского кремля. Извлечено из н. ч. «Яр. Губ. Вед.» №№ 53. 54. 7 и 58 — 1897 г. Ростов-Ярославский, 1902. С. 11-15.

1

Ил. 1. Ростовский Успенский собор. XVIв. Фотография И. Ф. Барщевского. 1883—1884 гг.

роны с изображениями преставления и обретения мощей св. Леонтия и св. Игнатия Ростовских (ил. 2, 3, 4). В «Книге достопамятностей Успенского собора» в июле 1884 г. описано это важное событие и отмечено, что первым «был обретен каменный гроб, по всей вероятности, тот самый, который князь Андрей Бого-любский прислал для мощей святителя Леонтия по обретении их»3. Этот саркофаг, датировка которого (XII в.) подтверждена современными исследователями, дошел до наших дней со значительными утратами и в настоящее время хранится в Ростовском музее4.

3 РФ ГАЯО. Ф. 123. Оп. 1. Д. 114. Л. 5.

4 Леонтьев А. Е. (Институт археологии РАН), Иоаннисян О. М. (ГЭ). Погребения XI в., церковь Иоанна Предтечи в Ростове и история саркофага св. Леонтия Ростовского // Московская Русь: проблемы археологии и истории архитектуры. К 60-летию Леонида Андреевича Беляева. М., 2008. С. 43-51. В 1885 г. во время реставрации Леонтьевского придела саркофаг был обложен дубовым футляром и служил основанием серебряной раке св. Леонтия 1800 г. Для желающих видеть древний гроб святителя с боку футляра была устроена выдвижная доска (см.: Титов А. А. Ростовский кремль в описаниях Ан. Ал. Титова. М., 1912. С. 61).

Ил. 2. Придел св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе. Алтарь и каменный престол. Фотография И. Ф. Барщевского. 1884

Ил. 3. Придел св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе до реставрации.

Северная стена придела. Фотография И. Ф. Барщевского. 1884

Первый проект восстановления придела святителя Леонтия был подготовлен известным знатоком ростово-ярославских древностей И. А. Шляковым уже в ноябре 1884 г.5 Однако был воплощен в жизнь проект председателя Московского архитектурного общества Николая Васильевича Никитина. 3 декабря 1884 г. на заседании ИМАО, под наблюдением которого осуществлялись все работы, Н. В. Никитин сообщил, «что по поручению преосвященного Ионафана, архиепископа Ярославского, он сделал точное измерение открытых древностей и занят в настоящее время составлением проекта их реставрации. Он показал

5 ГМЗРК. АДМ-16. Раскопки и восстановление придела храма св. Леонтия. Л. 44-47.

134

Ил. 4. Придел св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе до реставрации. Аркасолий с северной стороны. Фотография И. Ф. Барщевского. 1884

рисунки и фотографии, на которых видно устройство древнего алтаря, два ар-косолия, плита над гробницей св. Леонтия, две каменные лестницы для схода в придел из алтаря и солей собора; объяснил какие части сделаны из белого камня и должны быть признаны как принадлежащие древнейшей постройке собора, и какие сделаны из кирпича и должны быть отнесены ко времени устройства придела, а также положение древнейших окон, заделанных при первоначальном устройстве придела. Относительно сырости он доложил, что по его наблюдению, сделанному во вторую поездку в Ростов, она значительно уменьшилась»6.

Исполненный Н. В. Никитиным «Проект реставрации придела святителя Леонтия в Ростовском Успенском соборе» был рассмотрен и одобрен Строительным отделением Ярославского губернского правления 15 февраля 1885 г.7 Для написания иконостасных икон, царских врат, фресковых росписей Леонтьев-ского придела был приглашен руководитель одной из самых известных и авторитетных в то время иконописных и реставрационных мастерских Н. М. Сафонов8. Хотя о восстановлении пещерного храма в Успенском соборе много писали и современники, и последующие исследователи, сведения о работе Сафонова в леонтьевском приделе до сих пор были очень скупы. Связано это, прежде всего, с тем, что до наших дней исполненные Сафоновым настенные росписи сохранились фрагментарно, а иконы, как можно предположить из истории неоднократно затапливаемого в ХХ в. грунтовыми водами храма, скорее всего, безвозвратно утрачены (ил. 5). Отсутствует полное описание иконостаса и в недавно

6 Древности. Труды Императорского Московского Археологического общества / Д. А. Ану-чин, ред. М., 1885. Т. 10. С. 91.

7 «Проект реставрации придела святителя Леонтия...» хранится в собрании Ростовского музея: ГМЗРК. Ар-120-125.

8 [Шляков И. А.]. Очерк деятельности комиссии по возобновлению Ростовского кремля. С. 11-15.

Ил. 5. Придел св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе. 2019

подготовленном А. Г. Мельником каталоге, специально посвященном храмовым иконостасам Ростова Великого9. В каталоге «Церковных стенных росписей Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века» работы Сафонова в пещерном храме Успенского собора также лишь вскользь упомянуты10. Между тем, современники отмечали, что Н. М. Сафонов показал «в этом деле (росписи храма св. Леонтия и создания иконостасных икон. — Т. К.) редкое понимание стиля и тонов древней живописи»11.

Непосредственное руководство реставрацией пещерного храма осуществлял И. А. Шляков. В письме от 2 мая 1885 г. он писал В. Д. Левшину: «А в особенности трудные задачи выпали на нашу Комиссию по возстановлению придела св. Леонтия: тут нужно постоянно лично следить при возведении каменных работ, так сказать, при установке почти каждого кирпича. Но Бог милостив, я твердо уверен, что и с этим трудным делом совладеем. В настоящее время я решился от

9 Мельник А. Г. Храмовые иконостасы конца XVII — XIX века Ростова Великого: Каталог. СПБ., 2012. С. 249-252.

10 Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда XVIII — начала XX века: Каталог. М., 2008. С. 19-30.

11 Си-въ (Сизов) В. Ростов Великий. Торжество 29-го сентября по случаю освящения придела св. Леонтия в соборе // Ростов Великий: Сборник статей по Ростову и его уезду. Ростов. Б. г.

себя начертить плановые рисунки в наглядном виде, для рабочих — в натуральную величину каждой отдельно части и каждой детали»12. Переписка И. А. Шля-кова с председателем Комиссии, В. Д. Левшиным и Н. М. Сафоновым, протоколы Комиссии по восстановлению Леонтьевского придела существенно дополняют известные на сегодняшний день сведения и о задачах, поставленных перед художником, и о порядке выполнения порученных ему работ. Эти документы также позволяют реконструировать иконографическую программу росписей и иконостаса в восстановленном Леонтьевском приделе.

Так, удалось установить, что Н. М. Сафонов был приглашен для работы в Леонтьевском приделе по рекомендации ИМАО. Об этом, в частности, свидетельствует письмо И. А. Шлякова председателю Комиссии В. Д. Левшину от 6 февраля 1885 г.: «Н. В. Никитину вчера я послал письмо и просил его приспособить для алфреско-росписания в приделе лучшего живописца из Москвы (выделено мной. — Т. В.). По этому делу, я полагаю, будет полезен совет В. Е. Румянцева, так как ему все лучшие живописцы по древнему иконописанию известны»13. Из ответа В. Д. Левшина следует, что именно В. Е. Румянцев, возглавлявший тогда ИМАО, порекомендовал Н. М. Сафонова в качестве живописца для придела св. Леонтия, назвав его «учеником Археологического Общества» и «знающим человеком», за плечами которого уже были работы в Успенском соборе во Владимире и Благовещенском храме Московского Кремля»14.

И уже 1 марта 1885 г. Н. М. Сафонов писал Шлякову: «Вы предлагаете мне возстановить фресковое письмо на стенах придела, состоящего при Ростовском Успенском соборе, и написать для онаго св. иконы греческого письма. С удовольствием готов принять от Вас этот подряд и для переговоров по этому делу приеду к вам на следующей неделе, пред отъездом повидаюсь с Василием Егоровичем Румянцевым, чтобы получить от него сведения, какого века мне нужно будет иметь оригиналы для руководства при выполнении предположенных Вами работ»15.

Приехавший в Ростов вместе архитектором Н. В. Никитиным Н. М. Сафонов произвел самое хорошее впечатление и на И. А. Шлякова. В письме к В. Д. Лев-шину он так описывает эту встречу: «На 15-16 марта были в Ростове Н. В. Никитин и художник альфрескового письма Софонов; при двухдневных изысканиях лучшаго способа предстоящей реставрации этой замечательной в археологическом смысле древности, между ними условлено: что ...Софонов в начале Фоминой недели нарочно прибудет в Ростов и займется сам промывкою верхней алтарной апсиды и изысканием древняго альфрескового письма в самом приделе. В то же время он представил Комиссии и смету на орнаментные и альфресковые работы. Было бы крайне желательным естли бы Комиссия согласилась в условиях с Г<осподином> Софоновым, так как из словесной беседы с ним я убедился, что он один из лучших знатоков древней альфресковой иконописи.»16.

12 ГАЯО. Ф. 693. Оп. 1. Д. 11. Л. 81.

13 Там же. Л. 49.

14 Там же. Д. 347. Л. 34 об. — 35.

15 ГМЗРК. АДМ-27. Л. 39-39 об.

16 ГАЯО. Ф. 693. Оп. 1. Д. 11. Л. 61-61 об. Здесь и далее в цитатах из писем 1880-х гг. фамилия художника пишется Софонов.

27 апреля 1885 г. Н. М. Сафонов подписал «Смету» (см. Приложение), согласно которой он должен был выполнить все живописные работы в приделе св. Леонтия: восстановить открытое альфресковое письмо, расписать храм, написать иконы, а также «орнамент по мрамору и стенам согласно проекту, составленному архитектором Николаем Васильевичем Никитиным и с некоторыми добавлениями на стенах, согласно указаниям Комиссии»17. Эта работа была оценена в 2300 рублей серебром18. 28 июня 1885 г. И. А. Шляков писал В. Д. Левшину: «...имею честь препроводить предположение Комиссии с плановым рисунком, составленным совокупно с Н. В. Никитиным, относительно иконописания и изображения на стенах святых ликов в пещерном храме св. Леонтия. Если получено будет от Вашего Превосходительства одобрение настоящего проекта, то прежде начатия живописных работ было бы желательным испросить на то дело благословение Высокопреосвященного Ионафана. А затем и будет при-ступлено к производству самых работ, так как штукатурные работы, я полагаю, скоро будут окончены, а воспроизведение альфрескового письма требует непременно по сырой штукатурке»19.

Благодаря составленному И. А. Шляковым «Проекту написания священных ликов в пещерном храме св. Леонтия, что при Ростовском Успенском соборе»20 и приложенному к нему рисунку (ил. 6) можно реконструировать иконографическую программу ныне утраченных настенных росписей и икон в иконостасе.

В южном аркосолии хорошо сохранившееся древнее фресковое изображение «блаженного успения св. Леонтия и обретения его св. мощей» Сафонов должен был только поновить21. Внутри арки он написал Спасителя и Богоматерь, а на лицевой стороне аркосолия — трех шестикрылых серафимов.

В северном аркосолии Сафонову необходимо было воссоздать древнюю фреску, изображавшую св. Игнатия со сценами преставления и обретения его мощей. По свидетельству А. А. Титова, подлинная фреска «вследствие небрежного обращения рабочих, которые по желанию причта собора намеревались было заложить эту часть каменной стеной. не могла быть сохранена и, снятая на кальку, она воспроизведена вновь художником Софоновым»22. Над аркой, на северной стене, были размещены изображения ростовских святых, основателей

17 См. Приложение.

18 Всего на восстановление Леонтьевского придела было истрачено 6090.40 руб. серебром, в т. ч.: 1516.79 руб. — собственные средства Ростовского Успенского собора; остальное — частные пожертвования, из которых самую крупную сумму в 3000 руб. внес царскосельский купец П. Н. Демидов (ГМЗРК. АДМ-27. Л. 55-56).

19 ГАЯО. Ф. 693. Оп. 1. Д. 11. Л. 88 — 88 об.

20 ГМЗРК. АДМ-27. Дело по реставрации пещерного храма св. Леонтия при Ростовском Успенском соборе. 1885. Л. 18-20.

21 Изображение св. Леонтия в южном аркосолии в 1966 г. было снято со стены и смонтировано на пенопластовую основу реставратором ВСНРПМ А. С. Кузнецовым. В 1971 г. передано в Ростовский музей и в настоящее время экспонируется в открытых фондах археологии с датировкой XVII в. (см.: Кузнецов А. С. Способ монтировки снятой со стены фресковой живописи // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 232-234; Мельник А. Г. Иконография Ростовских святых: Каталог выставки. Ростов, 1998. С. 16. Кат. 1).

22 Титов А. Восстановление древнего храма в Ростове // Исторический вестник. 1886. Т. XXIII. Январь. Февраль. Март. С. 85.

Ил. 6. «Проект написания священных ликов в пещерном храме св. Леонтия, что при Ростовском Успенском соборе». Июнь 1885

древних монастырей в Ростове: прп. Авраамия Ростовского, св. Иакова, епископа Ростовского и прп. Петра, царевича Ордынского (ил. 7).

На западной стене были помещены изображения ростовских святителей: св. Леонтия, св. Исайи, св. Игнатия, св. Феодора, мощи которых почивали в соборе. Под изображением св. Леонтия и св. Игнатия должны были быть помещены в клеймах тексты тропарей святителям. Кроме того, Сафонов должен был изобразить святых на стенах и в алтаре придела, исполнить орнаменты, надписи и изображение св. Леонтия на ковчеге его гроба23.

Иконостас в приделе предполагалось сделать каменным (мраморным), каким он был первоначально, согласно сведениям того времени, и в главном алтаре древнего Успенского собора24. Иконостас состоял из одного ряда икон и покоящимся на пяти колоннах фронтоном над ним25.

23 ГМЗРК. АДМ-27. Дело по реставрации пещерного храма св. Леонтия. Л. 18.

24 Титов А. А. Описание Ростова Великого. М., 1891. С. 37.

25 В первом проекте И. А. Шлякова предлагалось сооружение высокого трехрядного иконостаса с использованием местных икон иконостаса 1840-х гг. (см.: ГМЗРК. АДМ-16. Раскопки и восстановление придела ... Л. 45).

Ил. 7. Придел св. Леонтия (левая сторона) в Ростовском Успенском соборе после реставрации. 1885. Фотография И. Ф. Барщевского

Однако местный ряд иконостаса имел многочастную структуру (ил. 8). Так, справа от царских врат икона Спасителя, написанная по подобию образа, «находящегося в часовне у Москворецкого моста в Москве» (знаменитая икона Спас Москворецкий), была вставлена в резную деревянную раму, в которой помещалось еще восемь малых икон: вверху — Воскресение с сошествием Спасителя во ад; внизу — Страсти Господни; по боковым сторонам — иконы ростовских святых: св. блаженного Исидора; прп. Иринарха, св. блаженного Иоанна Милостивого, свт. Димитрия Ростовского и святых, связанных с Ростовской землей: прп. Сергия Радонежского и свт. Стефана, епископа Пермского. Вверху, в складне, помещенном над иконою Спасителя, — изображение св. Троицы в центре, а по сторонам — святых равноап. Кирилла и Мефодия. Выбор этих святых был неслучаен, поскольку в апреле 1885 г. проходило торжественное празднование 1000-летия блаженной кончины св. Мефодия, архиепископа Моравского.

Местная икона Богоматери Владимирской (слева от царских врат) должна была быть «точной копией с иконы, писанной св. Евангелистом Лукою». В верхней части окружающей икону рамы следовало поместить икону Успения Богоматери, а по сторонам — свв. благоверных князей: св. князя Василька Ростовского; св. блгв. князя Андрея Боголюбского; свв. князей Василия и Константина, ярославских чудотворцев; св. князя Феодора и чад его Давида и Константина, ярославских чудотворцев. В складне над иконой Богоматери Владимирской были помещены иконы Богоматери Боголюбской в центре, а по сторонам — св. равноапостольного князя Владимира и св. блгв. князя Александра Невского. Таким образом, в двух иконостасных проемах для местного ряда располагались 20 икон.

На северных вратах, в центре, изображены пророки Захария, Аарон, а также Мельхиседек, а в верхнем килевидном завершении — неустановленный сюжет.

Ил. 8. Иконостас в приделе св. Леонтия Ростовского в Ростовском Успенском соборе после реставрации. 1885. Фотография И. Ф. Барщевского

Царские врата представляли собой копию с древних царских врат Введенской церкви Переславля-Залесского (царские врата, северные двери и рамы для местных икон выполнил известный ростовский резчик В. Л. Никольский)26. На вратах — восемь небольших икон с традиционными изображениями Благовещения и евангелистов27 (ил. 9).

На пяти иконостасных колоннах были изображены вселенские учители Церкви: свт. Василий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Григорий Богослов; свт. Григорий Двоеслов и свт. Николай Мирликийский.

Над местным рядом, на специально оштукатуренной верхней мраморной части, располагался сюжет «Союзом любве связуеми апостоли», литургический аспект символики которого очевиден. Исполненное в технике фрески, это изображение повторяет композицию на лицевой стороне аркады солеи церкви Спаса на Сенях Ростовского архиерейского дома: поясные, в медальонах, изображения Богоматери, Иоанна Предтечи и десяти апостолов размещены в два ряда и объединены обрамлениями в виде цветущих ветвей28. Изображение, хотя и в плохой сохранности, дошло до наших дней. Это единственное, что сохранилось от работ Н. М. Сафонова в Леонтьевском приделе.

Возобновляя придел, Комиссия ставила задачу иконографического соответствия всех элементов интерьера XIII в., к которому, как тогда считалось, принадлежали найденные остатки. Однако образцами для реставрации служили

26 ГМЗРК. АДМ-27. Дело по реставрации пещерного храма св. Леонтия. Л. 7.

27 Там же. Л. 18 об. — 20.

28 Мельник А. Г. Храмовые иконостасы конца XVII — XIX века Ростова Великого. С. 252.

произведения ХУ1—ХУ11 вв.29 Поэтому в росписях леонтьевского придела перед художником была поставлена цель как можно больше соответствовать стилю той эпохи. Образцами для него, между тем, должны были служить фрески, уцелевшие в соборе, и фресковые росписи кремлевских церквей. Вот как это сформулировано в протоколе Комиссии: «.воспроизвести на стенах как придельного алтаря, так и во всей пещерной церкви альфреско-вым способом расписание священных ликов, с украшением орнаментом по сохранившимся образцам, но предварительно сего заняться промывкою стен, — не будет ли возможным, в алтаре придела на верхних стенах отыскать следы древнего альфрескового расписания»30.

Труды Комиссии увенчались успехом. 2 февраля 1885 г. И. А. Шляков писал В. Д. Левшину: «На разстоянии 2 % арш. от пола, после тщательной промывки губкою стен алтаря, открылись фрески и славянский текст, который идет как кайма кругом всего алтаря <...>. Сего дня после совещания моего с о. Протоиереем, мною было при-ступлено (с рисовальщиком Левозоровым) к снятию орнаментов на бумагу»31. Рисунок с открытого текста И. А. Шляков отправил с письмом архитектору Н. В. Никитину: «Вчерашним днем в алтарной части Леонтьевского придела, сделавши на месте новой живописи тщательную промывку губкою, мне удалось сдесь открыть следы древней стенописи и, между прочим, во всю горизонтально — длину стены оказалось кайма размер до 7 верш. С начертанием на ней текста славянскими буквами продолговатой формы, в виде вязи, следующие: ВЛАДЫЧЕСТВУЮЩЕМУ (4-я песнь ирмосов исполняемая на утрени в Великий Четверток). Кайма обведена красным колер<ом> (киноварью), а буквы темно-коричнев<ого> цвета, по белому фону. Надеюсь продолжать отмывку по всей стене алтарной. — Быть может, удастся выше этой каймы открыть и изобра-

29 Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации / ред. А. С. Щенков. М., 2002. С. 263.

30 ГМЗРК. АДМ-17. Протокол заседания Комиссии по реставрации древних Кремлевских зданий в Ростове Великом, избранной Императорским Московским Археологическим обществом 23 ноября 1884. Л. 47.

31 ГАЯО. Ф. 693. Оп. 1. Д. 11. Л. 56-56 об.

Ил. 9. Деталь царских врат придела св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе. 1885. Фотография И. Ф. Барщевского

жения лицевые древняго альфрескового письма и естли только откроется чего я ищу, то первым делом с моей стороны будет заказать Барщевскому с открытых фресок фотографическ<ие> снимки и препроводить таковые на Ваше усмотрение. При сем препровождаемый рисунок с открытой каймы благоволите показать Василью Григорьевичу Румянцеву»32 (ил. 10).

Ил. 10. Копия надписи на стене в алтаре Леонтьевского придела, открытой в феврале 1885 г.

«Получив письмо Ваше с рисунком открытой Вами надписи св. Леонтия, — писал в ответ Н. В. Никитин, — я так обрадовался Вашему открытию, что тот час же отправился показать его В. Е. Румянцеву,<...> застал его с А. А. Титовым и Е. В. Барсовым. Говорят надпись XVII века. А. Титов очень удивлен тем, что Вы так быстро успели открыть и сделать копию. По поводу Вашего открытия выпили шампанского. Желательно чтобы кра<...> «Владычествующему» уцелело и было открыто, тогда Вы определите точно время устроения придела или его возобновления. А во всяком случае прибавляет страницу к летописи Ростова и его собора»33.

Открытые остатки древних фресок тщательно копировались (ил. 11). «Честь имею послать к Вам мастера своего Михаила Ивановича Нефедова для исполнения снимков с фресок, открытых в приделе святителя Леонтия. Которого до работ покорнейше прошу Вас допустить», — писал Сафонов Шлякову в апреле 1885 г.34

32 ГМЗРК. АДМ-8. Л. 40-40 об. Копия письма Н. В. Никитину от 25 февраля 1885 г.

33 ГАЯО. Ф. 693. Оп. 1. Д. 401. Л. 11-11 об.

34 ГМЗРК. АДМ-8. Л. 16. Письмо от 2 апреля 1885 г.

Ил. 11. Фрески, открытые в 1885 г. в Леонтьевском приделе. Рисунок И. А. Шлякова

7 июля 1885 г. И. А. Шляков сообщал В. Д. Левшину: «Работы мраморные и штукатурные будут окончены к четвергу 11-го июля. За сим с этаго числа будет начато воспроизведение на стенах и иконостасе живописно-альфресковых расписаний. Софонов обязался прислать еще трех лучших живописцев. Поставленная железная печь прекрасно осушает низменное пространство этого храма, и на основании всех вышеизложенных данных могу откровенно выразить пред Вашим Превосходительством свое убеждение, что дело по возстановлению означенного храма идет чрезвычайно хорошо и благополучно»35.

В начале сентября Шляков писал Сафонову в Палех: «Итак, письмом Вашим Вы меня уверяете, что к 5 сентября иконы иконостасные будут поставлены на место; надо иметь в виду, многоуважаемый Николай Михайлович, что до 22-го сентября (назначенный первоначально день освящения придела. — Т. К.) времени уже очень немного остается <...> Точно так же и исполнение в самом приделе св. Леонтия орнамента на стенах еще не мало остается сделать. Я бы просил Вас, что бы художнику Вашему Андрею Михайловичу прислать еще в помощь одного живописца для исполнения орнамента на стенах, а то он у Вас один из исполнителей по части живописной орнаментации. Впрочем, я остаюсь

35 ГАЯО. Ф. 693. Оп. 1. Д. 11. Л. 90.

Вам благодарным за постановку к нашему делу людей трезвых и трудолюбивых, а в особенности Нефедов, это в полном смысле художник в душе. Но только надо успевать к 22-му сентября. Просимые Вами деньги на платеж по счету готовы. Можете приехать и получить их <...>»36.

Несмотря на волнения Шлякова, все работы были выполнены в срок, и восстановленный Леонтьевский придел был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Ионафаном 29 сентября. Это был настоящий церковно-археологический праздник, на котором присутствовали Ярославский губернатор В. Д. Левшин, Ярославский городской голова И. А. Вахромеев, вице-президент ИМАО В. Г. Румянцев, секретарь Императорского Общества истории и древностей российских Е. В. Барсов, ученый секретарь Императорского Исторического музея В. И. Сизов. Причем «пение было исполнено Архиерейским хором под управлением о. Н. Розова, неслыханное не только здесь, но и по всей России. Даровитый регент с архипастырского благословения за два дня до торжества, приготовил для пения некоторые литургийные молитвы по знаменитому древнему напеву. На всех слушающих такое пение произвело глубокое впечатление, располагающее к усердной молитве. Приезжие столичные гости говорили после что они никогда не слыхали ничего подобного»37.

Леонтьевский придел Ростовского Успенского собора — один из интереснейших примеров реставрации и реконструкции древнего храма, значительный вклад в восстановление которого внес Н. М. Сафонов.

Приложение

Смета на восстановление альфрескового письма открытого в приделе св. Леонтия при Ростовском Успенском соборе и написание икон а равно и орнамента по мрамору и стенам согласно проекту составленного архитектором Николаем Васильевичем Никитиным и с некоторыми добавлениями на стенах, согласно указаниям Комиссии.

За написание двух картин в аркосолиях по 250 р. — 500 р. За четыре изображения святых в рост 50 р. — 200 р. За восемь святых лик в пояс и трех серафимов — 260 р. За два святых лика в алтаре 30 р. — 60 р. За орнаменты на стенах и надпись — 300 р. За икону Спасителя в иконостас — 50 р.

За 6-ть изображений святых ликов в раме кругом Спасителя 5 р. — 30 р.

За три святых лика сверх рамы над Спасителем 10 р. — 30 р.

За икону Божия Матери Владимирския — 50 р.

За 6-ть святых лик в раме кругом Божией Матери 5 р. — 30 р.

За два образа в северные двери — 100 р.

За 15 святых лик в пояс по мрамору иконостаса выше царских врат — 300 р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36 ГМЗРК. АДМ-27. Л. 66-66 об. Л. 67. Копия письма, посланного Н. М. Сафонову в Палех 2 сентября 1885 г.

37 Церковно-археологическое торжество в г. Ростове 29 сентября 1885 года // Ярославские губернские ведомости. 1885. № 76. Часть неофициальная. С. 3-4.

В царские врата 6ть изображений ликов святых — 60

За три изображения святых лик сверх рамы Божия Матери 10 — 30 р.

За изображение св. Леонтия на ковчеге его гроба — 100

За написание орнамента на иконостасе — 200 р.

Всего — 2300 р. сер.

Кроме вышеозначенной за труды суммы 2300 р. принимаю на себя и оштукатур-ку всего придела где оная потребуется, при чем работы все обязуюсь закончить не позднее как первых около чисел октября сего года в чем и подписуюсь. Иконописец Николай Михайлов Сафонов 1885 года апреля 27 дня.

ГМЗРК. АДМ-27. Л. 13.

Список литературы

Алитова Р. Ф., Никитина Т. Л. Церковные стенные росписи Ростова Великого и Ростовского уезда ХУШ — начала XX века: Каталог. М., 2008. С. 19-30. Древности. Труды Императорского Московского Археологического общества / ред.

Д. А. Анучин. М., 1885. Т. 10. С. 91. Кузнецов А. С. Способ монтировки снятой со стены фресковой живописи // Реставрация и исследования памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 232-234. Леонтьев А. Е. (Институт археологии РАН), Иоаннисян О. М. (ГЭ). Погребения XI в., церковь Иоанна Предтечи в Ростове и история саркофага св. Леонтия Ростовского// Московская Русь: проблемы археологии и истории архитектуры. К 60-летию Леонида Андреевича Беляева. М., 2008. С. 43-51. Мельник А. Г. Храмовые иконостасы конца XVII — XIX века Ростова Великого: Каталог.

СПБ., 2012. С. 249-252. Мельник А. Г. Иконография Ростовских святых: Каталог выставки. Ростов, 1998. С. 16. Кат. 1.

Об археологических открытиях в Ростовском Успенском соборе Ярославской епархии.

(Извлечено из № 125 «Церк.- Общ. Вестника»). СПб., 1884. Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной

реставрации / ред. А. С. Щенков. М., 2002. С. 263. Титов А. Восстановление древнего храма в Ростове // Исторический вестник. 1886.

Т. XXIII. Январь. Февраль. Март. С. 76-86. Титов А. А. Описание Ростова Великого. М., 1891. С. 37.

Титов А. А. Ростовский кремль в описаниях Ан. Ал. Титова. М., 1912. С. 56-62. Церковно-археологическое торжество в г. Ростове 29 сентября 1885 года // Ярославские

губернские ведомости. 1885. № 76. Часть неофициальная. С. 3-4. [Шляков И. А.]. Очерк деятельности комиссии по возобновлению Ростовского кремля. Извлечено из н. ч. «Яр. Губ. Вед.» №№ 5354. 7 и 58 — 1897 г. Ростов-Ярославский, 1902. С. 11-15.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

Tatiana Kolbasova, Head of Art Gallery of State Museum-Reserve "Rostov Kremlin" Kremlin, Museum, 152151, Rostov, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-4181-4989

2020. Vol. 40. P. 132-148

DOI: 10.15382/sturV202040.132-148

Icons and Paintings by N. M. Safonov in Leontyevsky Chapel of Dormition Cathedral in Rostov

T. Kolbasova

Abstract: On June 11, 1884, when replacing the old cast-iron floor in the chapel of St. Leontius, located in the southern part behind the main iconostasis, a cave temple was discovered under the floor in Rostov Dormition Cathedral. Soon, a special commission chaired by Yaroslavl Governor V. D. Levshin and consisting of Archbishop Jonathan of Yaroslavl and Rostov and members of the Imperial Moscow Archaeological Society living in Rostov and Yaroslavl, i.e. I. A. Vakhromeev, D. A. Bulatov, Revd.. I. Mansvetov, I. A. Shlyakov, and A. A. Titov, began work on restoring the Leontyevsky side-chapel. Restoration of the chapel of St. Leontius was carried out according to the project of the Chairman of Moscow Achitectural Society N. V. Nikitin. Icons in the iconostasis and the Tsar's gate, frescoes of the side chapel were painted by the head of one of the most famous icon painting and restoration workshops at that time, N. M. Safonov. Information about Safonov's work in Leontyevsky side-chapel was very limited. The minutes of the Commission on the restoration of Leontyevsky side-chapel, the correspondence between the Commission's Chairman V. D. Levshin and I. A. Shlyakov (who was directly responsible for the restoration), the letters of N. M. Safonov to I. A. Shlyakov significantly complete the information known to date about the tasks assigned to the artist, and about the procedure for performing the works assigned to him. These documents also allowed us to reconstruct the iconographic programme of the paintings and iconostasis in Leontievsky side-chapel. This side-chapel of Rostov Dormition Cathedral is one of the most interesting examples of restoration and reconstruction of an ancient cathedral, a significant contribution to the restoration made by N. M. Safonov.

Keywords: Rostov the Great, Dormition Cathedral, architectural restoration of late 19 century, Commission for Restoration of ancient Kremlin buildings in Rostov the Great, I. A. Shlyakov, N. M. Safonov, icons, wall paintings.

References

Alitova R., Nikitina T. (2008) Tserkovnye stennye rospisi Rostova Velikogo i Rostovskogo uiezda XVIII — nachala XXveka. Katalog [Church wall paintings in Rostov Veliky and Rostov uyezd of the 18th — early 20th centuries. Catalogue]. Moscow. (in Russian).

Kuznetsov A. (1975) "Sposob montirovki sniatoi so steny freskovoi zhivopisi" [Method of fixing the fresco painting removed from the wall]. Restavratsiia i issledovaniiapamiatnikovkul'tury, 1, p. 232-234 (in Russian).

Leontyev A., Ioannisyan O. (2008) "Pogrebeniia XI v., tserkov' Ioanna Predtechi v Rostove i istoriia sarkofaga sv. Leontiia Rostovskogo" [Burials of the 11th century, the church of John the Baptist in Rostov and the history of the sarcophagus of St. Leonty Rostovsky], in Moskovskaia Rus': problemy arkheologii i istorii arkhitektury. K 60-letiiu Leonida Andreievicha Beliaieva [Muscovy: problems of archeology and history of architecture. 60th anniversary of Leonid Andreevich Belyaev]. Moscow. P. 43-51 (in Russian).

Melnik A. (2012) Khramovye ikonostasy kontsa XVII—XIXveka Rostova Velikogo. Katalog [Church iconostases of the late 17th — 19 centuries of Rostov the Great. Catalogue]. St Petersburg (in Russian).

Melnik A. (1998) Ikonografiia Rostovskikh sviatykh. Katalog vystavki [Iconography of the saints of Rostov. Exhibition catalogue]. Rostov (in Russian).

Shchenkov A. (ed.) Pamiatniki arkhitektury v dorevoliutsionnoi Rossii. Ocherki istorii arkhitekturn-oy restavratsii [Monuments of architecture in pre-revolutionary Russia. Essays on the history of architectural restoration]. Moscow. P. 263 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.