Научная статья на тему 'Иконографический анализ на занятиях в студенческой аудитории (на материале изданий об увлечениях, хобби)'

Иконографический анализ на занятиях в студенческой аудитории (на материале изданий об увлечениях, хобби) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
325
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ПЕЧАТНЫЕ МЕДИАТЕКСТЫ / СТУДЕНТЫ / ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЛИТЕРАТУРНО-ИМИТАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ / ТЕАТРАЛЬНО-РОЛЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ИМИТАЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

В данной статье представлены примеры проведения литературно-имитационных, театрально-ролевых и изобразительно-имитационных занятий со студентами, базирующихся на иконографическом анализе. В качестве печатного материала выбраны издания об увлечениях, хобби.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иконографический анализ на занятиях в студенческой аудитории (на материале изданий об увлечениях, хобби)»

д Практика медиаобразоеания

Иконографический анализ на занятиях в студенческой аудитории (на материале изданий об увлечениях, хобби)

Е.В. Мурюкина, кандидат педагогических наук, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России

Аннотация. В данной статье представлены примеры проведения литературно-имитационных, театрально-ролевых и изобразительно-имитационных занятий со студентами, базирующихся на иконографическом анализе. В качестве печатного материала выбраны издания об увлечениях, хобби.

Ключевые слова: медиаобразование, печатные медиатексты, студенты, иконографический анализ, литературно-имитационные занятия, театрально-ролевые занятия, изобразительно-имитационные занятия.

Iconographic analysis on the lessons in a dassroom (on materials of the publications about the hobbies, hobby)

Dr. Elena Muryukina, Anton Chekhov Taganrog Institute, Russian Association for Film and Media

Education

Abstract. This article presents examples of conducting literary-simulation, drama and role-and fine-simulation exercises with the students, based on an iconographic analysis. As printed material selected publications about hobby.

Keywords: media education, printed media texts, students, iconographic analysis, literary-simulation studies, theatre, role-playing exercises, fine-simulation exercises.

За основу нами взято определение, согласно которому под иконографическим анализом (Iconographic Analysis) понимается ассоциативный анализ изображения в медиатексте (например, вода, огонь -как символы чистоты и разрушения), связанный с семиотическим анализом [Федоров, 2007].

Занимаясь проблемами медиаобразования с использованием печатных изданий, мы считаем целесообразным и эффективным использовать прессу об увлечениях, хобби. Такие издания (в своей совокупности) имеют внушительные тиражи, актуальны, в том числе среди студентов, так как поддерживают какие-либо (конкретные) увлечения, интересы своих целевых читателей. Такие журналы/газеты покупаются потребителем целенаправленно и имеют специфические особенности.

Занятия со студентами мы проводили согласно циклам, выделенным А. В.Федоровым.

Цикл литературно-аналитических творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекста на занятиях в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с.302-305].

Медийные агентства (media agencies):

- анализ обложки, слогана и т.д. печатных изданий с визуальной (композиция, цвет и т.д.) точки зрения;

Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

- анализ объема медиатекста, выделенного на изображение (фотографии, рисунки и т.д.) или рекламные материалы, и объема для вербальных текстов (статей, диалогов и т.д.) Последующее определение типа медиатекста (вид, жанр, способ и регион распространения и пр.);

Медийные технологии (media technologies):

- анализ технологий использования визуального ряда в медиатекстах конкретных видов и жанров;

Медийные репрезентации (media representations):

- анализ рекламных медиатекстов в печатных изданиях (визуальная и письменная информация, самая важная часть данной информации, указания на жанр медиатекста, композиция афиши); составление прогноза успеха того или иного рекламируемого медиатекста у аудитории;

- выбор несколько рекламных текстов из дорогих и дешевых журналов; определение разницы в качестве рекламы, в характере рекламируемых товаров и услуг, во внешности изображенных мужских и женских образов;

- выбор несколько фотографий или постеров разных лет, изображающих интерьеры домов, фасоны одежды и т.д.; определение общего в этих изображениях, изменений за прошедшие десятилетия критериев красоты и того, каким образом медиатексты отражают эти изменения;

Медийная аудитория(media audiences):

- анализ ряда изображений из медиатекстов с различными вариантами использования пространства; выводы о вкусе, социальной принадлежности, поле и возрасте людей, которых авторы рассматривают в качестве целевой аудитории.

Здесь нам хотелось бы представить описание одного из проведенных со студентами занятий на материале изданий об увлечениях, хобби. Аудитории

предлагалось провести анализ обложки, слогана и т.д. печатных изданий с визуальной (композиция, цвет и т.д.) точки зрения. Поскольку в рассматриваемом виде прессы много разновидностей (гендерные, социальные, семейные, профессиональные и т.д. издания), то мы представили для анализа следующие журналы: «Счастливые родители», «За рулем», «Мой малыш», «Весь футбол», «Идеи вашего дома». Студенты объединились в минигруппы и в ходе самостоятельной работы изучили особенности обложки предложенного издания: цветовое решение, композиция, информация, опубликованная на обложке, пропорции текста и иллюстраций, характеристика слогана.

После завершения периода самостоятельной работы аудитории было предложено провести коллективное обсуждение, используя результаты иконографического анализа. Для управления ходом дискуссии мы подготовили вопросы, которые задавали в процессе разговора. Вот наиболее интересные моменты состоявшегося обсуждения.

Вопрос: Является ли обложка рекламным медиатекстом? Если да, то почему?

Анастасия М.: Мы анализировали журнал «Счастливые родители» и считаем, что обложка - типичный рекламный медиатекст. Потому что издание должно таким образом сверстать обложку, чтобы она привлекла внимание потенциального покупателя.

Александр Б.: Хотелось бы дополнить ответ Насти. Наша группа также согласна, что обложка - основной рекламный медиатекст издания. Только она предназначена не только для привлечения внимания читателя, но и должна своим видом побудить его купить это издание. Сейчас большинство изданий печатается в цвете, имеет хорошую полиграфию. Поэтому на рынке присутствует достаточно большая конкуренция...

Сергей Ш.: Обложка призвана выделить издание из общей массы, показать достоинства издания. Здесь большую роль играет и фото, и общий фон, и шрифт...

Вопрос: Какие шрифты используются в печатном медиатексте и какую информацию они несут?

Евгения Г.: Шрифты на обложке различны по размеру, цвету. Проводя иконографический анализ журнала «Мой ребенок» мы видим, что на обложку вынесены анонсы наиболее важных, «пользующихся спросом» материалов, причем название статьи и ее аннотация различны по размеру шрифта, прописаны разными цветами...

Дмитрий Л.: Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что шрифт, используемый для написания названия и заголовков, разный. Я думаю, что здесь такая взаимосвязь: сначала вы обращаете внимание на название журнала, а потом уже на статьи, которые в нем опубликованы.

Петр Г.: Точно Дима подметил, потому что если наоборот, то вы обратите внимание на интересный материал. Вы покупаете не сами медиатексты, а издание, которое их поставляет.

Вопрос: Есть ли в данном медиатексте визуальные символы, знаки?

Если есть, то какие?

Женя С.: Мы изучали журнал «За рулем» и пришли к выводу, что обложка представляет собой грамотно выверенный ассоциативный ряд, который должен

42

подвести потенциального покупателя к приобретению конкретного издания. Например, неизменным должно быть написание названия журнала/газеты, чтобы не путать читателя. Слоган - знак, который каждый читатель декодирует для себя. Поэтому мы встречали и в других видах прессы и в анализируемом издании слоганы из нескольких слов и очень емкие по содержанию. Но там нет четкой конкретики. Потому что «заужение» темы автоматически «сужает» и круг читателей. Вот в анализируемом журнале «За рулем» следующий слоган: «Обзор отличный». Читая его, понимаешь, что речь идет об автомобилях, но к какой марке, на какой дороге, в какое время и пр. остается неизведанным. И есть возможность купить журнал, прочитать его, чтобы декодировать для себя слоган в более полном объеме.

Анастасия М.: А вот у нас слогана в журнале «Счастливые родители» нет. Но здесь кроется другая хитрость. Дело в том, что это издание является транснациональным и в английском варианте называется «Parents». На обложке российского варианта крупным шрифтом написано «Родители», на букве «Р» вписан английский вариант названия. А вот над словом «Родители» напечатано слово «счастливые». То есть получается, что «счастливые» и является слоганом. Такое существенное дополнение имеет следующий смысл: как бы намеренное «фильтрование» читателя, поскольку журнал для тех, кто счастлив ожиданию и рождению малыша и т.д. Но такое фильтрование имеет обратный эффект - кто же признается, что ребенок это не радость, и что они не очень счастливы... А вдруг в этом журнале информация направлена на то, чтобы сделать жизнь еще счастливее?.

Евгения Г.: А вот мы видим некоторое противоречие между названием и слоганом. Название журнала «Мой ребенок», а слоган «Специальный журнал для пап и мам». В русском языке местоимение «мой» подразумевает единственное число, а папа и мама это уже «наш».

Вопрос: Какие еще символы встречаются на обложке?

Александр Б.: Я хотел бы обобщить ответы других групп и выделить следующие символы:

- фотография, которая вызывает только положительные эмоции (фото ребенка, его родителей, кадр из футбольного матча, где мяч катится в ворота противника, автомобиль и сидящий в нем счастливый водитель и т.д.);

- анонсы статей, написанные разными шрифтами, это влияет на восприятие приоритетных направлений, которые на страницах своего издания раскрывает редакция;

- слоганы, которые должны сориентировать читателя, но могут также ввести его в заблуждение, что не помешает ему купить издание;

- цветовое решение, «провоцирующее» потенциального читателя к положительному восприятию журнала/газеты;

- композиция, построенная в соответствии с законами психолог ии: какие анонсы, в каком порядке расставлены, где размещены фотографии, каким сделан фон и пр.

Петя Г.: Эти символы и знаки позволяют выстроить ассоциативный ряд покупателя, что обостряет чувства, эмоции и делает ег о более восприимчивым к подаваемой информации. Это наиболее короткий путь к покупке издания...

Таким образом, проведение такого творческого занятия способствует развитию умений иконографического анализа печатных медиатекстов. Студенты также отмечают тесную взаимосвязь данного вида анализа с семиотическим. Выполнение такого задания важно для изучения таких ключевых понятий как «языки», «репрезентация» медиа.

Цикл театрализовано-ролевых творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекста на занятиях в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 305-307].

Медийные агентства (media agencies):

- деловая игра «Создаем газету/журнал/интернетный сайт»; Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

- подготовка пантомимы в рамках какого-либо медийного жанра с опорой на определенное визуальное пластическое решение;

Медийные репрезентации (media representations):

- театрализованный этюд на тему «международной встречи медиакритиков», которые обсуждают различные аспекты, связанные с иконографическим анализом медиатекстов в печатных изданиях;

Медийная аудитория(media audiences):

- подготовка пантомимы, визуально отражающей различные эмоциональные реакции аудитории разного возраста и социального статуса на те или иные медиатексты.

Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий, способствующих иконографическому анализу медиатекстовна занятиях в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 308-310].

Медийные агентства (media agencies):

- переделка обложки, слогана и т.д. какого-нибудь медийного издания, обоснование сделанных визуальных изменений;

Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):

- подготовка рисунка, плаката, коллажа, отражающего визуальные стереотипы какого-либо вида прессы;

Медийные технологии (media technologies):

- выбор медийных технологий (средств и формы изображения в фотографии, рисунке, журнальной иллюстрации и т.д.) и создание изображения истории на простую тему;

Языки медиа (media languages):

- выполнение и презентация своего визуального медиапроекта, основанного на изобразительной символике;

Медийные репрезентации (media representations):

- анализ кадра (фотографии, плаката, рекламного постера) с точки зрения того, что там происходит;

- создание постера или коллажа на основе вырезок текстов и изображений из старых газет/журналов.

Медийная аудитория(media audiences):

- создание рисунков или рисованных комиксов, отражающих различные эмоциональные реакции аудитории разного возраста и социального статуса на те или иные медиатексты.

В качестве примера можно провести проведение медиаобразовательного занятия со студентами в рамках изобразительно-имитационных занятий. Мы предложили студентам разбиться на пары и письменно проанализировать фотографию, рекламный постер с точки зрения

того, что там происходит. Приведем отрывки из наиболее интересных работ:

«Для анализа мы взяли фотографию из журнала «Мой ребенок» (2003. № 8), статья называется «Почитаем?». На фотографии изображен папа, читающий своему маленькому ребенку книжку. На переднем плане виден пол, рядом лежат игрушки... Фотография выполнена профессионально, внимание акцентируется на папе и сыне, изображенных крупным планом. Анализ этой фотографии, отстраняясь от текста, говорит об отцовской заботе. Об этом говорит поза папы: он обнимает своего сына, читает ему сказки. Ребенок полностью увлечен чтением, он рассматривает картинки в книге, положил свою руку на руку папы. Фотография лишена эмоций и чувств, которые должны присутствовать при реальном общении, поэтому можно утверждать, что это не реальная семья, а модели... Эту фотографию нельзя считать индивидуализированной, созданной под конкретный медиатекст. Тем более мы знаем, что в Интернете существуют базы данных фотографий, к которым обращаются редакции для подбора определенных снимков под конкретные темы. То есть такая фотография могла быть помещена под любой другой статьей. Приведем примерные темы, под которые она подходит: «Папина забота», «Отцовское общение с раннего возраста», «Пока мамы нет дома: чем занять кроху», «Воскресный папа» и т.д. С художественной точки зрения фотоснимок не представляет никакого интереса, поскольку он запечатлел факт, без эстетической и эмоциональной подоплеки... ».

«Мы анализируем рекламу спортивной обуви («За рулем», 2007. № 10)». Она выглядит следующим образом: лист поделен горизонтально пополам. На верхней половине изображено лицо мужчины, на нижней -туфель с описанием всех его достоинств. Сначала конечно в глаза бросается лицо мужчины (типаж Тома Круза). Целеустремленно, уверенно смотрящий вдаль (взгляд мимо камеры), задумчивые складочки на лбу, губы приоткрыты, модная трехдневная щетина. Здесь используется сексуальная привлекательность, которая позитивно воздействует на потребителя. Но самое главное в верхней половине рекламного медиатекста - задний фон, изображенный так, что создается иллюзия движения. Мужчина на что-то/кого-то смотрит, готов двинуться за предметом своих наблюдений. И в этом ему, конечно, помогает то, что расположено на переднем плане нижнего снимка... Кожаная пара туфель ожидает своего потенциального хозяина, привыкшая к стремительному ритму его жизни (о чем свидетельствует мимика лица мужчины, ощущение движения и пр.). Текстовое содержание заключается в описании основных достоинств обуви. Логотип фирмы-изготовителя напечатан в правом нижнем углу. Он не бросается в глаза, сначала вы смотрите на мужчину-обладателя этой обуви, потом на сам туфель, изучаете, сопоставляете. А в последний момент обращаете внимание на фирму. Расстановка знаков и символов в рекламе дает возможность сделать вывод о том, что фирма больше своего логотипа уважает покупателя (помещая его фото крупным планом), гордится своим качеством, представляя не столько стильный дизайн, модные детали и пр., сколько качество, которое походит вам... ».

Проведение иконографического анализа (в письменном виде) требует проверки работ. Лучшие работы зачитываются в аудитории, обсуждаются.

Итак, данные работы дают представление об умениях

иконографического анализа студентами с анализом символов, знаков,

45

закодированных в медиатекстах. Здесь важен не только этап «нахождения» основных символов, их дешифровка, но и выстраивание определенного ассоциативного ряда.

Для иконографического анализа в студенческой аудитории актуальны и эффективны рекламные постеры. Поскольку над их созданием работает команда (дизайнеры, психологи и т.д.), то здесь, как правило, нет ни одной случайной детали. Такое занятие способствует развитию самостоятельного, критического, образного мышления, творческих способностей аудитории. В ходе проведения занятия студенты изучают такие ключевые понятия медиаобразования как «язык», «агентства», «аудитория», «репрезентация» медиа.

Литература

Бэзэлгэт К. Ключевые аспекты медиаобразования // Доклад на российско-британском семинаре по медиаобразованию. М., 1995. 51 с.

Медиа. Введение / Ред. А. Бриггз, П. Кобли. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 550 с. Мурюкина Е.В. Развитие критического мышления и медиакомпетентности студентов в процессе анализа прессы. Учебное пособие для вузов. Таганрог: Центр развития личности, 2008. 298 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. 2006. N 4. С.175-228.

Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с.

Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.

References

Bazalgette, K. Key aspects of media education // Report at the Russian-British seminar on media education. Moscow, 1995, 51 p.

Fedorov, A.V. Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities. Moscow: ICOS UNESCO "Information for all", 2007. 616 p. Fedorov. A.V. Media education: creative assignments for students and schoolchildren // Innovations in education. 2006. N 4. p. 175 -228.

Fedorov, A.V. Specificity of media education students of pedagogical colleges // Pedagogy. 2004. № 4, p.43-51.

Murukina, E.V. Development of critical thinking and media competence of students in the process of analysis of the press.Textbook for universities. Taganrog: Center of development of the personality, 2008, 298 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.