УДК 37.011.33
ИГРЫ ИЗ ФЕТРА КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
GAMES WITH FELT AS A MEANS OF YOUNG PRESCHOOLERS' SPEECH DEVELOPMENT IN THE KINDERGARTEN ENVIRONMENT
©2020
А.В. Сенина A.V. Senina
Статья посвящена современному состоянию педагогической проблемы речевого развития детей младшего дошкольного возраста. В ней раскрываются современные методы работы с младшими дошкольниками, рассмотрена важность игровой деятельности в их развитии. Указывается на необходимость поиска новых методов и средств речевого развития детей младшего дошкольного возраста. В статье рассматривается разработанная нами методика использования в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста игр из фетра. Обоснована целесообразность применения игр из фетра в младшей группе. Приведены и подробно описаны примеры игр из фетра, используемых для речевого развития детей. Указывается, что метод использования игры из фетра в речевом развитии детей является легким и доступным для применения.
Ключевые слова: игровая деятельность детей; речевое развитие; современные методы и средства речевого развития; уровень речевого развития; проблема речевого развития детей младшего дошкольного возраста; роль игры в развитии дошкольника; развитие личности ребенка; игры из фетра; младшая группа.
The article dwells upon the pedagogical issue of children's speech development at young preschool age. It reveals modern methods of young preschoolers' speech development, highlights games as an important element of their activity. The author encourages to find new approaches and means of children's speech development. The paper offers a genuine technology of using games with felt when working with the children of that age and supports the idea by sharing detailed examples. It also reminds of felt as easy and available material for using.
Keywords: game activity of children; speech development; modern methodology and tools of speech development; level of speech development; speech development of young preschoolers as an issue; game in a preschooler's development; personal development of a child; games with felt; young preschool age group.
Проблема речевого развития детей отношении интерес представляет примене-
младшего дошкольного возраста привлека- ние в работе с детьми младшего дошколь-
ет к себе пристальное внимание специали- ного возраста игр из фетра как средства ре-
стов в области педагогики и психологии, чевого развития.
является темой большого числа исследова- Игра, одно из самых ярких и светлых
ний. Многие авторы подметили, что у детей воспоминаний нашего детства, - основной
младшего дошкольного возраста наблюда- вид деятельности дошкольника. Игра оказы-
ются существенные различия в уровне раз- вает многогранное влияние на психическое
вития речи. Ю.Ф. Гаркуша [1], Т.Б. Фили- развитие детей. Она является эффективным
чева [2] С.А. Миронова [3], Р.Е. Левина [4] средством формирования личности до-
указывают, что развитие речи в дошколь- школьника, обеспечивает его нравственное и
ном возрасте оказывает существенное вли- волевое развитие. В игре дети овладевают
яние на дальнейшее психическое развитие новыми навыками, знаниями и умениями.
ребенка, а также на формирование лично- С помощью игры можно усвоить и освоить
сти в целом. основные правила общения [5].
В настоящее время перед педагогами Именно игровая деятельность влияет
стоит задача поиска новых и эффективных на формирование произвольности поведе-
средств развития речи. Игры, развивающие ния и всех психических процессов - от
речь младших дошкольников, - тема, кото- элементарных до самых сложных. Игра -
рая не теряет своей актуальности. В этом это произвольная, внутренне мотивирован-
ная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет, позволяющая видеть предмет с разных сторон.
В.А. Сухомлинский сравнивал игру с огромным светлым окном, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, с искрой, зажигающей огонек пытливости и любознательности [6].
И.М. Лущихина считает, что игра детей - это школа мышления и суждения. Играть - значит то же, что и экспериментировать. Всякая новая игра - это открытие непознанного, это радость победы и удовлетворения [7]. Л.С. Выготский считал игру творческой переработкой пережитых впечатлений, комбинирование и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка [8]. Можно сделать вывод, что игра способствует тому, что ребенок начинает образно мыслить и представлять.
Для ребенка игра - это способ самореализации. В игре он может попробовать себя в разных ролях. На основе этого развивается способность представить другую точку зрения и поставить себя на место другого человека - это важнейшая мыслительная способность, которая также решает проблему речевого развития.
Совместная игра помогает наладить общение дошкольника со сверстниками. Дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.
Отечественные психологи (Л.А. Вен-гер [9], А.В. Запорожец [10], Г.Г. Кравцов [11]) считают, что игра обусловлена внутренними причинами: потребностями, интересами, мотивациями, склонностями, запросами. Потребности в игре зависят от творческих возможностей, а творчество связано с уровнем мышления, памяти, речи, воображения.
Итак, в игре дети приобретают новые и уточняют уже имеющиеся знания, активизируют словарь, развивают любознательность, пытливость, а также нравственные
качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. В игре реализуется потребность воздействия на мир, а также активизируется речевая функция. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить интерес дошкольника к мыслительной деятельности.
Именно игры воплощают принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых детьми, и обладают огромным развивающим потенциалом. Благодаря им дошкольники лучше усваивают материал, лучше запоминают, лучше сосредотачиваются и могут подчинить основной задаче все свои импульсивные действия.
Таким образом, игровая деятельность дает огромные возможности для речевого развития ребенка. Рассмотрим использование в целях развития речи игр из фетра.
Фетр (от франц. feutre - войлок) -многофункциональный материал, который получают валянием пуха и полугрубой шерсти. Он прочен, а также приятен на ощупь. Фетр бывает различной толщины и представлен в любом цвете. При этом он не мнется, не имеет лицевой и изнаночной стороны, легко приклеивается, пришивается, а также легко режется. Благодаря таким своим свойствам фетр легко использовать при изготовлении игрушек. Например, поскольку этот материал не сыпется, то для изготовления игрушки достаточно выкроить и собрать детали, нет необходимости дополнительно обрабатывать их края. Игрушки из фетра выглядят аккуратно, их можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать [12].
Игрушки из фетра обладают огромным потенциалом для речевого развития воспитанников младшей группы. Благодаря своим сенсорным качествам они способны активизировать восприятие ребенка по таким направлениям, как:
- кинестетическое - различные тактильные ощущения от прикосновения
А.В. Сенина
с текстурой материала (шероховатость, жесткость, мягкость);
- визуальное - знакомство на основе фетровой игрушки с цветом, с формой и размером;
- аудиальные - сопровождение игровых действий с фетровой игрушкой речью [13].
В процессе действий с игрушками из фетра, которые включают замки, пуговицы, кнопки, кармашки с крупами, дети активно развивают тактильные ощущения, а также мелкую моторику, что благоприятно сказывается на развитии речи. Полученные в такой игре навыки они могут использовать на практике, например, при шнуровке обуви, застегивании замков на одежде и т.д.
Игры из фетра можно сделать своими руками либо купить. Из фетра можно создавать также развивающие пособия, различные планшеты или карточки. Конечно же, для создания игры понадобится не только фетр, но и другие материалы (ленты, пуговицы, магниты, бусины) [14].
Вариантов игр из фетра большое множество. Рассмотрим наиболее интересные с точки зрения речевого развития в младшей группе [12].
1. Игра «Замочки».
Цель игры: развитие мелкой моторики и речевой активности.
Первый вариант игры. Воспитатель показывает детям кукол в платьях разных цветов (красный, синий, желтый и зеленый). Он говорит, что куклам нужны красивые пуговицы к платьям, но пуговицы спрятались и их нужно достать. Воспитатель показывает детям планшет из фетра, на котором нашиты разноцветные замочки и предлагает детям расстегнуть каждый замочек и найти пуговицы. В процесс выполнения задания для активизации речевой активности детей педагог задает вопросы:
- Какого цвета платье у куклы?
- Какого цвета замочек ты открыл?
- Какого цвета пуговица, которую ты нашел?
- К какому платью подойдет пуговица, которую ты нашел?
Второй вариант игры. Воспитатель говорит, что пуговицы живут в домиках и их необходимо расселить правильно по цвету. В процесс выполнения задания для активизации речевой активности детей он задает вопроса:
- Какого цвета пуговица?
- В каком домике живет пуговица этого цвета?
2. Игра «Разноцветные цветы».
Цель игры: развитие речи (описывать
цветы, при этом указывая на различия и сходства между ними).
Первый вариант игры. Воспитатель показывает детям планшет из фетра, к которому на пуговицах прикреплены цветы, после дает бабочку из фетра и предлагает посадить бабочку на каждый цветок поочередно.
Для активизации речевой активности детей воспитатель все действия сопровождает текстом, например: «Посади бабочку на красный цветочек» и т.д.
Второй вариант игры. Воспитатель убирает все цветы с планшета и предлагает ребенку посадить цветы. При этом он говорит, что цветочку будет хорошо только в лунке своего цвета. После дети поочередно пристегивают цветочки на пуговицы, при этом проговаривая их признаки (форму, цвет и т.д.).
3. Игра «Улитка».
Цель игры: развитие речи (описывать геометрические фигуры, при этом указывая на различия и сходства между ними).
Воспитатель показывает ребенку улитку из фетра и домик улитки из фетра. Затем предлагает потрогать, погладить улитку и рассказать, какая у нее голова (гладкая или шероховатая), затем точно также потрогать домик улитки и сказать, какой он.
4. Игра «Рыбки».
Цель игры: развитие связной речи.
Воспитатель показывает детям рыбок из фетра и для активизации речевой активности дошкольников задает вопросы:
- Какой формы рыбка?
- Какого цвета рыбки?
- Сколько всего рыбок?
- Одна рыбка уплыла, сколько осталось рыбок?
5. Игра «Построй пирамидку».
Цель игры: развитие диалогической
речи.
Воспитатель показывает пирамидку из фетра. Затем он снимает все полоски с пирамидки, раскладывает их от самой короткой до самой длинной и предлагает ребенку навести порядок и сложить пирамидку. В процесс выполнения задания для активизации речевой активности детей воспитатель все действия сопровождает текстом, например, «Какие полоски по размеру?», «Покажи самую большую или самую маленькую» и т.д.
Задание можно усложнить. Так, воспитатель снимает с каждой большой полос-
ки маленькие и учит ребенка приклеивать полоски по принципу трапеции.
6. Игра «Мудрая сова».
Цель игры: активизация речевой активности.
Воспитатель показывает детям сову из фетра и рассказывает, что она живет в лесу и спит днем. После он показывает, как сова «закрывает» крылышками глаза, и предлагает детям повторить действие. Затем воспитатель предлагает всем вместе придумать историю про сову.
Таким образом, игры из фетра - это лучший способ развития и закрепления речевых навыков у детей в младшей группе. Игры из фетра могут стать как игровым методом обучения, так и формой обучения. Могут они использоваться и в самостоятельной игровой деятельности.
* * *
1. Гаркуша Ю. Ф. Возможности изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи // Логопед. 2009. № 1. С. 10-17.
2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М. : ГНОМ и Д, 2008. 128 с.
3. Миронова С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: из опыта работы : книга для учителя. М. : Просвещение, 1987. 142 с.
4. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. М. : АПН РСФСР, 1958. 31 с.
5. Евдокимова О.А., Дунаева О.В. Значение игры в воспитании ребёнка // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 752-755.
6. Сухомлинский В.А. «Не только разумом, но и сердцем...» : сборник статей и фрагментов из работ / вступ. ст. Л. Голованова. М. : Молодая гвардия, 1986. 207 с.
7. Лущихина И.М. Речь, язык, языковое сознание / под ред. А.А. Крылова. М. : Владос, 2011.
304 с.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62-68.
9. Брофман В.В. Школа Венгера // Современное дошкольное образование. 2010. № 3. иЯЪ: https://cyberleшnka.ru/artide/n/shkola-vengera (дата обращения: 18.12.2019).
10. Запорожец А.В., Луков Г.Д. О развитии рассуждения у ребенка младшего возраста // Культурно-историческая психология. 2007. Т. 3, № 1. С. 101-108.
11. Бережковская Е.Л. К юбилею Г.Г. Кравцова // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2016. № 4(6). С. 151-153.
12. Что такое фетр // Большая советская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/ dic.nsf/bse/144482 (дата обращения: 07.12.2019).
13. Яворская О.Н. Игротека для дошкольников 5-7 лет: профилактика дисграфии. СПб. : КАРО, 2017. 232 с. (Мастер-класс логопеда).
14. Развивающие игры из фетра своими руками. иЯЬ: https://www.maam.ru/detskijsad/ razvivayuschie-igry-iz-fetra-svoimi-rukami.html (дата обращения: 07.12.2019).