Игровые технологии в работе учителя-логопеда.
Куликова Л. С.
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, учитель-логопед Структурное подразделение детский сад №3 «Теремок» ГБОУ СОШ с.Красный Яр С.Красный Яр, Самарская обл. Россия [email protected]
Аннотация: Цель статьи: поделиться опытом работы с коллегами по использованию игровых технологий при работе с детьми, имеющими нарушения речи в общеобразовательном дошкольном учреждении. В статье описывается значение взрослого в создании игровых ситуаций. Для возникновения сопереживания, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.
Ключевые слова: развитие ребёнка, социально-коммуникативное развитие, создание условий, игра.
С ребенком надо делать все через игру...
Д. Б. Эльконин
Дошкольный возраст является, пожалуй, самым важным периодом в формировании подрастающего поколения, именно в это время закладываются основы характера, раскрываются таланты, начинается формирование полноценной личности.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Определены новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт определяет содержание программы дошкольного учреждения: « содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
У педагогического работника, реализующего Программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста. Данные компетенции предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребёнком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей,
недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил поведения и взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,
в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками
развитие умения детей работать в группе сверстников, решая задачи в совместно распределенной деятельности
4) построение развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, воображения, фантазии и детского творчества;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения, направленного на определение педагогом эффективности собственных образовательных действий, индивидуализацию образования и оптимизацию работы с группой детей.
5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Задача учителя - логопеда научиться строить свою работу с учётом вышеперечисленных требований.
Для полноценного общения детей, становления гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия товарищей по игровой деятельности и изобилия игрушек. Для возникновения сопереживания, взаимопомощи, самостоятельной организации содержательного общения необходима правильная, целенаправленная организация детского общения.
Главная задача взрослого заключается в том, чтобы организовать успешность взаимодействия детей, т.е. их совместную предметную деятельность, и сформировать субъективное взаимодействие.
Переход от субъективного к собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени именно благодаря взрослому.
Одна из наиболее эффективных форм субъективного взаимодействия детей в условиях дошкольного учреждения — совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково.
В трудах отечественных и зарубежных ученых (Л .С. Выготский, К. Кофка, М. Монтессори, Ж. Пиаже, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, — одна из основных сторон дошкольного воспитания.
Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг
друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, не усвоив программного материала, не смог достичь игровой цели.
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может использоваться при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и групповых) как учителем-логопедом, так и воспитателем группы.
В ходе дидактической игры создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей, имеющих речевые нарушения, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе в группах для детей, имеющих нарушения речи, определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. При отборе дидактических игр прежде всего преследуются коррекционные цели и учитываются особенности речевого развития дошкольников.
Ранний и дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего мира. В этом периоде у детей происходит становление всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. Дошкольник, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки, т.е. ведущее место на ранних этапах развития ребенка занимает метод проб и ошибок, который в дальнейшем сменяется перцептивными способами — примериванием и зрительной ориентировкой.
Метод проб является практической ориентировкой, однако он подготавливает ребенка к ориентировке, происходящей во внутреннем плане, т.е. перцептивной.
Игры и упражнения, в которых дети действуют путем проб и примеривания, развивают у них внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических действиях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.
Для полноценного психического развития ребенка мало научить его правильно воспринимать окружающий мир, необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, предлагая ребенку вспомнить через некоторый промежуток времени тот или иной предмет, его свойства. Однако по-настоящему четкими и подвижными представления становятся, только когда они соединяются со словом-названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, у которых часто зрительные образы существуют отдельно от слова, а слово — вне связи со зрительным образом. Поэтому трудно переоценить значение правильной организации игр и упражнений, направленных на соединение образа восприятия со словом, что в дальнейшем влияет на формирование представлений и полноценной речи.
Несомненно, успешному проведению дидактических игр и упражнений способствует умелое педагогическое руководство ими. Важное условие в этом деле — эмоциональная сторона игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.
Важное условие результативного использования дидактических игр и упражнений в обучении — соблюдение последовательности в подборе дидактических игр и
упражнений. Прежде всего должны повторяемость, постепенность повторения заданий. Большое значение в коррекционной работе имеет проведение дидактических игр и упражнений, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем пространстве, создает возможность действовать по словесному сигналу. Игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи. Отличительная особенность сюжетно-ролевой игры — создание воображаемой ситуации и возникновение действий в «смысловом поле». По словам Л.С. Выготского, играя, ребенок учится «сознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение». В сюжетно-ролевой игре между детьми возникают ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития ребенка. Задача окружающих ребенка взрослых заключается в организации руководства игрой, обеспечивающего максимальную актуализацию имеющихся у него возможностей. Полнота развития игры, а следовательно, и ее воспитательная ценность повышаются при условии планирования воздействий педагога.
Театрально-игровая деятельность: игры-драматизации; сопряженная гимнастика - театр пальчиков и языка. Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Самое щадящее, комфортное обучение детей - это обучение в игре. С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети. Общепризнано значительное воздействие эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает удивление, желание познавать, развивает умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание своего опыта.
Подвижные игры помогают детям легко заучивать множество стихотворных текстов, что, несомненно, способствует развитию памяти.
Среди множества игр существуют такие, в которых необходимо сохранить выражение лица и напряжение мышц тела в таком положении, в каком они были застигнуты определенным сигналом. Это игры: «Замри!», «Море волнуется...», «Стоп!». Есть и игры, где, наоборот, используются элементы расслабления, например: «Заводные игрушки», «Спящий лес», «Кот» (игры на релаксацию).
В подобных играх тренируется не только крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции.
Использование игровых технологий не требует обязательной организации деятельности детей в логопедическом кабинете. Создание игровой ситуации возможно и в свободной деятельности детей, во время прогулки, а также интегрировано на занятиях с воспитателем, музыкальным руководителем, воспитателем по физической культуре. Результатом применения данных игровых технологий является процент успешности освоения образовательной программы детьми с нарушениями речи, наряду с другими воспитанниками.
Библиография
1. Рудик О.С. 2013. С детьми играем - речь развиваем. Часть 1. Учебно-методическое пособие. М. 176 с. (Развитие речи шаг за шагом).
2. Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Практическое пособие для воспитателей логопедических групп. Авт-сост. Г.Н.Сергиенко-Воронеж. 206 с.
3. Васькова О.Ф.,Политыкина А.А. 2011. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. СПб. 112 с.
4. Майер А.А. 2013. Интеграция основных компонентов дошкольного образования: Практикум. М. 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). (3)
5. Маркова И.Б. 2013. Развиваем ребёнка, играя дома, на даче, во время прогулки. //Воспитатель ДОУ. №6. С.52 - 54
6. Ребёнок в интегрированной группе. Методические рекомендации / Под ред. Н.В.Микляевой. М. 2012. 128 с. (Библиотека Воспитателя). (10)
7. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. 2013. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. М. 128 с. (Библиотека Воспитателя). (11)
8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.