Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заец О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 372.47.34

Заец О.Н. студент группа ЗДО-5-12 факультет психологии и педагогического образования

ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-Уста З.Р., к.пед.н. стпреп. кафедры дошкольного образования и педагогики

ГБОУ ВО РК «КИПУ»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Форма предметов является важным свойством окружающих предметов. Свое обобщённое отражение она получила в геометрических фигурах, которые являются эталонами при определении формы предметов и их частей.

Изучением и разработкой методики развития геометрических представлений у детей дошкольного возраста занимались З.А. Михайлова [1], Р.Л. Непомнящая [1], М.Н. Полякова [1], Е.Н. Щербакова [3], А.А. Столяр [4] и др. Ученые выделяют два аспекта ознакомления детей с геометрическими фигурами: восприятие формы предметов с помощью сенсорных способностей ребенка и их использование в процессе познания формы предметов (стул состоит из квадратов); познание структурных особенностей (свойств, основных связей и закономерностей в их построении) (квадрат - 4 прямых угла, 4 равные стороны). Ознакомление детей с геометрическими фигурами развивает мышление ребенка, позволяет ему более точно определять форму окружающих предметов, что положительно отражается на его продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке) [3].

Цель статьи: дать характеристику игровым технологиям развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Важным средством развития представлений о геометрических фигурах являются игровые технологии. Раскрывая понятие «технология» отметим, что существенным признаком современных инновационных процессов в сфере обучения и воспитания является их технологизация, представляющая собой неукоснительное соблюдение содержания и последовательности этапов внедрения нововведений. Технологический процесс всегда предусматривает четкую последовательность операций с использованием необходимых средств (материалов, инструментов) при определенных условиях.

Игровые технологии относятся к группе педагогических технологий и на сегодняшний день активно внедряются в учебно-воспитательный процесс всех образовательных учреждений.

Игровая технология «Колумбово яйцо» представляет собой овал, который разрезан на 10 частей. В результате получаются треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т.п. Такая игра развивает пространственное воображение, сообразительность, смекалку, комбинаторные способности, усидчивость и мелкую моторику, а также стимулирует познавательный интерес к таким видам занятия [1].

Данная технология подразумевает конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее. Данная технология осваивается в несколько этапов.

Первый этап - ознакомление с набором фигур к игре, преобразование их с целью составления из 2-3 деталей новой фигуры. Второй этап -составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Фигура-силуэт -это предметное плоское изображение, составленное из частей. На этом этапе происходит усвоение детьми плана анализа предъявляемого образца, начиная с основных частей. Если у детей возникают трудности, можно начать с накладывания фигур на их контуры. Третий этап - воссоздание фигур по образцам контурного характера (нерасчлененным). Четвертый этап - составление изображений по собственному замыслу.

Таким образом, вначале следует показать ребенку все элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. После предлагают выполнить конкретное задание, показав рисунок с определенным очертанием. Сложив фигурку, можно предложить ребенку склеить ее на листе бумаги и подрисовать, например, глаза и рот, создать фон рисунка, придумать сюжет и название [2].

Следующая игровая технология «Танграм». По одной из легенд танграм появился почти две с половиной тысячи лет тому назад в Древнем Китае. У немолодого императора родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Но старого императора беспокоило, что его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику больше нравилось играть с игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.

Развивающая технология "Танграм" - одна из несложных. Она представляет собой квадрат 10 на 10 см из картона или пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей, которые называются танами. В результате получаются 2 больших, 2 маленьких и 1 средний

треугольники, квадрат и параллелограмм. Каждому ребенку дается конверт с 7 танами и лист картона, на котором они выкладывают картинку с образца. Используя все 7 танов, плотно присоединяя их один к другому, дети составляют очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу [2].

У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

На первом этапе освоения игры "Танграм" проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур путем присоединения одной из них к другой. Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.

Далее можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д. Детям предлагаются разные задания: составлять фигуры по образцу, устному заданию, замыслу. Эти упражнения являются подготовительными ко второму этапу освоения игры - составлению фигур по расчлененным образцам. Для успешного воссоздания фигур необходимо умение зрительно анализировать форму плоскостной фигуры и ее частей.

На втором этапе можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начать лучше с составления зайца - это самая простая из нижеприведенных фигур.

Третий этап освоения игры - это составление фигур по образцам контурного характера, нерасчлененных. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу.

Таким образом, представленные технологии развития геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста в контексте предматматической подготовки - «Колумбово яйцо» и «Танграм» -характеризуются общими положениями: обучение ведется с огромным опережением без принуждения; они способствуют общему интеллектуальному развитию ребенка; формируют математический стиль мышления, которому характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой; способствуют развитию познавательной сферы ребенка, и в частности, познавательной мотивации к занятиям по математике; экологичностью, то есть являются здоровьесберегающими технологиями.

Использованные источники:

1.Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста /Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая, М.Н. Полякова. - СПб, 2006. - 97 с.

2.Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384с.

3.Щербакова Е.Н. Теория и методика математического развития дошкольников. - М.: Издательство Московского психолого-социального института / Е.Н. Щербакова. - 2005. - 392с.

4.Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М., 1988. - 201 с.

УДК 616.345

Зайцева В.И

студент 4 курс, лечебный факультет «Ижевская государственная медицинская академия»

Россия, г. Ижевск Попова Е.В.

студент 4 курс, лечебный факультет «Ижевская государственная медицинская академия»

Россия, г. Ижевск Плеханов Е.О студент 4 курс, лечебный факультет «Ижевская государственная медицинская академия»

Россия, г. Ижевск Мерзляков С.В, студент 4 курс, лечебный факультет «Ижевская государственная медицинская академия»

Россия, г. Ижевск

Научный руководитель: Стяжкина С.Н., д.м.н., профессор «Ижевская государственная медицинская академия»,

Россия, г. Ижевск КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ БОЛЬНОГО С НЕСПЕЦИФИЧЕСКИМ ЯЗВЕННЫМ КОЛИТОМ Аннотация: в данной статье рассматривается случай неспецифического язвенного колита в практике врачей. Рассмотрены основные клинические проявления данной патологии Актуальность проблемы возрастает в связи с тем обстоятельством, что при этом заболевании поражаются, в основном, лица молодого трудоспособного возраста.

Ключевые слова: клинический случай; неспецифический язвенный колит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.