Научная статья на тему 'РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
564
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД / ЗАНЯТИЯ / РОЛЬ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / МЫШЛЕНИЯ / ПОНЯТИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИКА / ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЫ / ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКА / ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурханов К.Т., Шукруулова М.А.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. В результате данных исследования можно сделать следующий вывод: математические игры с использованием регионального компонента в сочетании с непосредственной образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью являются важным эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурханов К.Т., Шукруулова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF DIDACTIC GAMES ON DEVELOPMENT OF THINKING OF ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Application of didactic games raises efficiency of pedagogical process, besides, they promote development of memory, thinking in children, making huge impact on intellectual development of the child. Training small children in the course of game, I aspire to that the pleasure from games has passed in pleasure of the doctrine. As a result of the research data it is possible to draw the following conclusion: mathematical games with use of a regional component in a combination to direct educational activity and independent activity are the important effective remedy promoting mastering by elementary mathematical knowledge and abilities, to the further intellectual development of children of preschool age.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

or decreases. The author of the article offers instructionsforfamily life.

Key words: mutual understanding, love, marriage, divorce, rule, answer, family, modesty, pride, respect.

Сведения об авторе:

Мирганова Нигина Рауфовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой современного русского языка и общего языкознания Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, Тел.:(+992) 900525232, E-mail: niginaraufovna@mail.ru

About the author:

Mirganova Nigina Raufovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department of modern Russian language and General linguistics of the Tadjik state pedagogical university of the name Садриддина Ainy, tel: (+992) 900525232, E-mail: niginaraufovna@mail.ru

УДК.51(075) Б. 91

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бурханов К.Т., Шукруулова М.А.

Худжандский государственный университет им. ак. Б. Гафурова

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А Сухомлинский.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.

Основная цель занятия по математике - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно, предсказуем для человека.

Надо помнить, что математика - один из наиболее трудных учебных предметов, но включение дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на занятии, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.

Вопросы теории и практики дидактической игры рассматривались многими исследователями: Ф.Н. Блехер, А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, В.И. Логиновой и другими. Они отмечали взаимосвязь обучения и игры, определили структуру игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Существенный вклад в разработку дидактических игр и включение их в систему обучения дошкольников началам математики внесли Т.В. Васильева, Т. А. Мусейибова, А.И. Сорокина, Л.И. Сысуева, М.К. Сай, Е.И. Удальцова, А.М. Леушина, М.Н. Перова, Т.К. Жигалкина, Е.И. Щербакова, А.В. Белошистая и другие. Дидактическая игра стала средством не только оптимизации и стимуляции процесса обучения детей дошкольного возраста, но и снятия умственного перенапряжения, развития внимания, памяти, мышления, воображения и речи детей дошкольного возраста. Обучение через игру - это интересное и увлекательное занятие для дошкольников, способствующее постепенному переносу интереса и увлеченности с игровой на учебную деятельность.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством воспитания личности ребенка.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их применение помогает наиболее глубокому усвоению материала, ребёнок становится активным участником познавательной деятельности.

Анкета для детей

1. Какие совместные игры детей и родителей проводится?

2. Перечислите виды геометрических фигур?

3. Чем отличается четырехугольник от треугольника?

Уровень сформированности элементарных математических представлений у детей в младшей группе в начале учебного года показал следующее:

Уровень сформированности математического развития Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Старшая группа, 30 (дет.) Детсад №32 г. Худжанд, 9 (дет.) 30% 15 (дет.) 50% 6(дет.) 20%

Анкета для родителей

1.Знакомы ли Вы с дидактическими играми по математике с использованием регионального компонента -да; -нет;

-затрудняюсь ответить.

2.Как Вы считаете, нужно ли использовать дидактические игры познавательного характера в домашних условиях?

-да; -нет;

-затрудняюсь ответить.

3.Играете ли Вы дома с детьми в математические игры, содержащие региональный компонент? -да;

-нет;

-затрудняюсь ответить.

4.Интересуетесь ли успехами ребёнка в детском саду? -да;

-нет;

-не всегда.

5.Какую, по вашему мнению, работу с детьми и родителями необходимо запланировать воспитателям по данной теме?

Анкетирование родителей по проблеме формирования математических представлений у детей показывает, что большинство семей (75%) не уделяют должного внимания детям в силу своей занятости, либо в силу своей педагогической непросвещённости. И только небольшая часть родителей (25%) знают, как это делать.

В зависимости от педагогических задач и совокупности используемых методов, непосредственная образовательная деятельность с воспитанниками проводится в различных формах:

-организованная образовательная деятельность (викторины, КВН, тематические занятия, интеллектуальные игры и др.);

-обучение в повседневных бытовых ситуациях (во время режимных моментов);

-демонстрационные опыты и эксперименты;

-театрализованная игровая деятельность;

-беседы групповые и индивидуальные;

-самостоятельная деятельность детей.

Важная составляющая - это работа с родителями, как полноценных участников образовательных отношений. Только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике будет способствовать всестороннему развитию дошкольников, подготовке к обучению в школе. Автором опыта был составлен план взаимодействия с родителями воспитанников, в который были включены следующие формы работы: -диагностика; -индивидуальные беседы; -консультации; -родительские собрания; -оформление папок-передвижек;

-привлечение к участию в выставках, конкурсах, в обогащении развивающей предметно-пространственной среды в условиях дошкольной образовательной организации.

Для оказания помощи родителям по проблеме воспитания и развития у детей были проведены родительские собрания на темы «Игра-ведущий вид деятельности детей», «Вот и стали мы на год взрослей», на которых рассматривались вопросы умственного воспитания. Родителям были даны рекомендации по существующей проблеме. Они познакомились с особенностями развития игровой деятельности в разные возрастные периоды. Им было рекомендовано узнать, какие игры предпочитают их дети, собирать занимательный материал, создавать игры своими руками, пополняя домашнюю игротеку, организовывать совместную деятельность. Чтобы родителям было легче ориентироваться в вопросе умственного воспитания, были оформлены папки-передвижки «Занимательные игры для малышей», «Во что играть дома с детьми», «Интеллектуальные игры».

Индивидуальные беседы и консультации помогли установить доверительные отношения с родителями и привлечь их к участию в решении проблем.

Рекомендуем следующие дидактические игры для старшая группа:

1.Дидактическая игра «Назови число»

Цель. Упражнять детей в умения производить устные вычисления.

Ход игры. Взрослый или старший ребенок говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем еще отними задуманное число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5».

В этой несложной задаче на смекалку задуманное число может быть любым, но для решения ее нужно уметь устно вычислять.

Решение задач второй группы не требует специальной математической подготовки, необходимы лишь находчивость и сообразительность.

2. Дидактическая игра «Сколько взять конфет?»

Цель. Упражнять детей в соотнесении условия задачи с результатом.

Ход игры. Предлагается условие задачи: «В бумажном кульке лежат конфеты 2 сортов. Наугад берут несколько конфет. Какое наименьшее количество конфет нужно взять, чтобы среди них оказались хотя бы 2 конфеты одного сорта?» (Не менее 3.) Задача решается путем логического размышления.

Так же решается задача о яблоках: «В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось в вазе. Как это получилось?» К ответу решающий задачу приходит вследствие размышления, соотнесения условий с результатом. (Одна девочка взяла яблоко вместе с вазой.)

Математические развлечения представлены разного рода задачами, упражнениями, играми на пространственные преобразования, модел-ирование, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей. Они увлекательны для детей. Решение осуществляется путем

практических действий в составлении, подборе, раскладывании по правилам и условиям. Это игры, в которых из специально подобранного набора фигур надо составить фигуру-силуэт, используя весь предложенный набор фигур. В одних играх составляются плоские фигуры: «Танграм», головоломка «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пента-мино». В других требуется составить объемную фигуру: «Кубики для всех», «Куб-хамелеон», «Собери призму» и др.

Занимательный математический материал очень разнообразен по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умения критически оценить условия, являются эффективным средством обучения детей дошкольного возраста на занятиях математикой, развития их самостоятельных игр, развлечений, во внеучебное время.

3. Дидактическая игра «Числовой ряд»

Цель. Закрепить знание последовательности чисел в натуральном ряду.

Ход игры. Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами от 1 до 10. При этом каждому из детей дается определенное количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые из цифр встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очередности берет карточку с цифрой, открывает ее и кладет перед собой. Затем первый играющий открывает еще одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребенок кладет карточку левее первой, если больше-правее. Если же он возьмет карту с числом, уже открытым им, то возвращает ее на место, а право хода передается соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

Можно условно выделить еще 2 большие группы игр и упражнений. К первой относятся все математические задачи, игры на смекалку.

4. Дидактическая игра «Составление геометрических фигур»

Цель. Упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязательным способом.

Материал. Счетные палочки длиной 5 см (15- 20 штук на ребенка), 2 толстые нитки длиной 25- 30

см.

X о д работы. Воспитатель предлагает детям назвать известные им геометрические фигуры. Посте перечисления сообщает цель: «Будем составлять фигуры на столе и рассказывать о них». Дает задания:

1. Составить квадрат и треугольник маленького размера.

Вопросы для анализа: «Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? фигур».

2. Составить маленький и большой квадраты.

Вопросы для анализа: «.Из скольких палочек? Почему левая, правая, верхняя и нижняя стороны квадрата составлены из одного и того же количества палочек?»

Можно дать задание на составление большого и маленького треугольника. Анализ выполнения задания проводится аналогично.

3. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая - 2.

После анализа детям предлагают составить любой четырехугольник и доказать правильность выполнения задания.

4. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, большие и маленькие квадраты, треугольники, прямоугольники и четырехугольники. Маленькие фигуры составляются из нитки, сложенной вдвое.

Анализ фигур проводится по схеме: «Сравните и скажите, чем отличаются, чем похожи фигуры. Докажите, чаш фигура составлена правильно».

Головоломки первой группы детям предлагают в определенной

п о с л е д о в а т е ль но с т и:

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.

Составить 4 равных треугольника из У палочек.

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.

Из 5 палочек составить квадрат п. 2 равных треугольника.

Из У палочек составить квадрат и '1 треугольника.

Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого). (4 маленьких треугольника, полученные в результате при-строения, образуют 1 большой).

10. Из У палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).

Для того чтобы решить эти задачи, нужно владеть способом при-строения, присоединения одной фигуры к другой. Впервые получив такое задание, дети пытаются составить 2 отдельных треугольника, квадрата. После ряда безуспешных попыток .пи догадываются о необходимости при-строения к одному треугольнику, квадрату другого, для чего достаточно 2, 3 палочек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мере накопления детьми опыта в решении подобных задач методом «проб и ошибок» количество неправильных проб, практических действий начинает сокращаться. Исходя из этого, воспитатель, сохраняя занимательность, игровой характер упражнений, стремится к тому, чтобы практические пробы детей стали целенаправленными, т. е. ребенок должен предварительно обдумать ход решения, а затем действовать. В процессе поиска решения педагог обращает внимание ребят на то, что, прежде чем выкладывать из палочек ответ, надо подумать, как это можно сделать. Достаточно провести 3-4 занятия, в процессе которых дети овладеют способами при-строения к одной фигуре другой так, чтобы одна или несколько сторон оказались общими.

5. Дидактическая игра «Составление треугольников и квадратов»

Цель. Учить детей составлять геометрические фигуры из определенного количества палочек, пользуясь приемом при-строения к одной фигуре, взятой за основу, другой.

Материал. У детей на столах счетные палочки, доска, мел на данном и следующем занятиях.

Ход работы. 1. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их

1. Здесь и далее дается методика проведения части занятия с использованием занимательного материала.

перед собой. Затем говорит: «Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? Сколько потребуется палочек для составления 2 таких треугольников? У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте».

После того как большинство детей выполнят задание, воспитатель просит их рассказать, как надо составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Обращает внимание ребят на то, что выполнять задание можно по-разному. Способы выполнения надо зарисовать. При объяснении пользоваться выражением «пристроил к одному треугольнику другой снизу» (слева и т. д.), а в объяснении решения задачи пользоваться также выражением «пристроил к одному треугольнику другой, используя лишь 2 палочки».

2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек (воспитатель предварительно уточняет, какую геометрическую фигуру можно составить из 4 палочек). Дает задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата.

После выполнения задания рассматривают разные способы при-строения к одному квадрату другого, воспитатель зарисовывает их на доске.

Вопросы для анализа: «Как составил 2 равных квадрата из 7 палочек? Что сделал сначала, что потом? Из скольких палочек составил 1 квадрат? Из скольких палочек пристроил к нему второй квадрат? Сколько потребовалось палочек для составления 2 равных квадратов

Благодаря реализации в работе с детьми математических игр с использованием регионального компонента в совместной и самостоятельной деятельности воспитанники лучше усвоили знания и умения по программе, обогатили свои представления о малой родине.

Подтверждением того служат результаты мониторингов, представленных в таблице.

Уровень сформированности математического развития Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Старшая группа, 30 (дет.) Детсад №32 г. Худжанд 12 (дет.) 40% 18(дет.) 60%

В заключение хочется напомнить мамам и папам, бабушкам и дедушкам, что даже если вы видите, что у ребенка нет способностей к математике, все равно нужно заниматься с ребенком. Ведь цель этих игр не только познакомить дошкольников с математическими понятиями, а, прежде всего, расширить знания ребенка об окружающем, развить у него внимание, логику, усидчивость. И конечно не стоит забывать о настольных играх, конструкторах, пазлах, которые в огромном количестве выпускаются промышленностью. Так же предоставляйте ребенку возможность работать с бумагой и карандашами. И не важно, что ваш ребенок просто режет бумагу или вырезает замысловатые силуэты, складывает простую «гармошку» из бумаги или может сложить сложные фигурки техники оригами, все это идёт ему на пользу - ведь ребенок учится, развивается, у него появляются новые увлечения.

Хочу отметить, что, роль дидактических игр на развитие мышления элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, являются первоначальной ступенью для подготовки детей к начальной школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игры и упражнения в обучении шестилеток /Под ред. Н.В. Седж. - Минск: Народная асвета, 1985.

2. Нищева Н.В. Играйка. Игры и упражнения для формирования и развития элементарных математических представлений и речи дошкольников. - СПб.: Детство-пресс, 2003.

3. Перова М.И. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1996.

4. Михайлова З.А. Математика от трех до шести. - СПб.: Акцидент, 1995.

5. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.

6. Сербина Е.В. Математика для малышей. - М.: Просвещение, 1992.

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

В результате данных исследования можно сделать следующий вывод: математические игры с использованием регионального компонента в сочетании с непосредственной образовательной деятельностью и самостоятельной деятельностью являются важным эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: метод, занятия, роль, дидактические игры, мышления, понятия, элементы математика, геометрической фигуры, обучения математика, детей.

ROLE OF DIDACTIC GAMES ON DEVELOPMENT OF THINKING OF ELEMENTARY MATHEMATICAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Application of didactic games raises efficiency ofpedagogical process, besides, they promote development of memory, thinking in children, making huge impact on intellectual development of the child. Training small children in the course of game, I aspire to that the pleasure from games has passed in pleasure of the doctrine.

As a result of the research data it is possible to draw the following conclusion: mathematical games with use of a regional component in a combination to direct educational activity and independent activity are the important effective remedy promoting mastering by elementary mathematical knowledge and abilities, to the further intellectual development of children ofpreschool age.

Сведение об автореах:

Бурханов К.Т. - Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова Шукруулова М.А. - Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова

About the autor:

Burhanov K. T. - KhujandSteat University name academician B.Gafurova Shukruulova M. A. Khujand Steat University name academician B.Gafurova

УДК: 371+1:159.9(5753) САБАБХ,ОИ ТАРС ВА ИЗТИРОБНОКЙ ДАР КУДАКОН (дар мисоли кудакон аз оилах,ои пурра ва нопурра)

Сафарова З.Р.

Донишгоуи миллии Тоцикистон

Масъалаи тарс хднуз аз даврах,ои мавчудияти инсон дар руи замин вучуд дошт ва боки хох,ад монд. Оид ба тарс ва изтиробнокй а;идах,ои гуногуни илмй мавчуданд. Х,ар як сох,аи илм ин холати рухй - эмотсионалй ва мафхумхои бо он алокдмандро мувофик;и мак;саду вазифахои сохди худ мавриди тахлилу баррасй кдрор медихад.

Ба таври амалй х,ар як мактаб ва равиях,ои фалсафй тарсро дар чорчубаи системаи чах,онбинй дида мебаромаданд. Доир ба масъалаи тарс ва изтиробнокй дар доираи илми психология низ тадкикотхои зиёде ба анчом расонида шудааст. Дар ин самт корх,ои

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.