Педагогика
УДК 37.013
студентка Христофорова Айталина Васильевна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Егорова Римма Игнатьевна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательной активности младших школьников в сельской местности. Авторы описали сравнительный результат, проведенного исследования во 2-м классе сельской школы, где в формирующем эксперименте с целью активизации познавательной деятельности обучающихся применены игровые технологии по предмету «Окружающий мир». При этом исследователи разработали серию уроков с применением продуктивной технологии обучения, дидактическая цель которых проверка активности познавательной деятельности у обучающихся. Опытно-экспериментальная работа показала, что в начальной школе недостаточно внимания уделяется игровым технологиям, о чем свидетельствует данные констатирующего эксперимента. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного исследования во 2 «Г» классе показали, что использование игровых технологий на уроке способствуют повышению активности познавательной деятельности у обучающихся. Полученный результат формирующего эксперимента доказал, что систематические применения игровых технологий на уроках эффективно влияют на освоение универсальных учебных действий (УУД).
Ключевые слова: игровые технологии, активизация познавательной деятельности, младший школьник, предмет «Окружающий мир».
Annotation. The article deals with the problem of the development of cognitive activity of younger schoolchildren in rural areas. The authors described the comparative result of a study conducted in the 2nd grade of a rural school, where game technologies on the subject "The world around" were used in a formative experiment to activate the cognitive activity of students. At the same time, the researchers have developed a series of lessons using productive learning technology, the didactic purpose of which is to check the activity of cognitive activity in students. Experimental work has shown that not enough attention is paid to gaming technologies in primary school, as evidenced by the data of the ascertaining experiment. A comparative analysis of the results of the ascertaining and control studies in the 2nd grade showed that the use of gaming technologies in the classroom contributes to an increase in the activity of cognitive activity among students. The resulting result of the formative experiment proved that the systematic use of gaming technologies in the classroom effectively affects the development of universal learning activities (UUD).
Key words: game technologies, activation of cognitive activity,junior high school student, the subject "The world around".
Введение. Познавательная активность на уроках особую актуальность приобрела в условиях реализации ФГОС нового поколения. Перед педагогическим коллективом ставилась задача - подготовить обучающихся к жизни уверенным себе, с познавательными потребностями и активной жизненной установкой, желающих саморазвиваться и самообразовываться. В этой связи необходимо развитие личности в освоении универсальных учебных действий (УУД), восприятия мира и понимание природы, это и есть цель и результат образования. Однако, практикующие учителя сетуют, что по предмету «Окружающий мир» в учебной и предметной деятельности продуктивные технологии применяются бессистемно и эпизодически с недостаточным учетом дидактической ситуации на уроках. Тем самым практикующие педагоги нуждаются в расширении методического потенциала и внедрения активных технологий в обучении для развития познавательной активности младших школьников. Для нашего исследования нам интересны научные взгляды авторов таких, как: Л.И. Захарченко, разработавшего модель развития познавательной активности, Л.И. Божович, исследовавшей отношение школьников к учению и развитие их познавательных интересов, О.П. Савельевой и Г.И. Щукиной изучивших познавательную деятельность школьников в учебном процессе и др. Модель Л.И. Захарченко включает такие компоненты, как образовательная среда, мотивы, установка, стимулы, виды деятельности и условия их реализации. По его мнению, условия игры стимулируют развитие познавательной активности всех групп учащихся, как отмечает автор, условия игры особенно значимы для слабо успевающих и необщительных учащихся. При этом автор главной характеристикой развития познавательной мотивации и активности считает исследовательское отношение школьников к игре, стремление к пониманию закономерностей игры, поиск оптимальных стратегий и их совершенствование от игры к игре [2]. Л.И. Божович подчеркивает, что в содержании учебных предметов младших школьников привлекают отдельные факты и события. Лишь в III-IV классах, по мере накопления знаний, у обучающихся начинает выступать научное содержание учебного предмета. В результате которого происходят изменения в характере учебных интересов учащихся и появляются объяснения фактов, установление причинных зависимостей и т.д. [1]. О.П. Савельева считает, что интерактивные и мультимедийные методы и средства обучения привлекают пассивных детей к активной деятельности, расширяют их логическое мышление, критическое восприятие мира, а также активизируют познавательный интерес, любознательность обучающихся, повышают творческую фантазию и воображение [3]. Также нам интересны исследование ряда авторов, которые описали структуры познавательного интереса. Например, в исследованиях Г.И. Щукиной рассматриваются содержательные компоненты познавательного интереса, такие как: любопытство, любознательность, общение [4].
Любопытство - это когда обучающийся наслаждается ориентировкой, связанной с занимательностью, или же историей, но данная стадия еще не обнаруживает истинного стремления к познанию.
Любознательность - устойчивая черта нрава, содержащая серьезное значение в развитии личности. Любознательные люди находятся в поиске и, они не флегматичны к миру.
Общение - это многосторонняя палитра отношений, оно само по себе имеет возможность быть устойчивым мотивом учения и укрепления познавательного интереса. Благодаря общению складывается благоприятная атмосфера в дидактическом процессе. Внешние условия обеспечивают проявление познавательного интереса, создают возможность получать впечатления в той или иной области науки.
Изложение основного материала статьи. Экспериментальное исследование было проведено на базе МБОУ «Хатасская СОШ им П.Н и Н.Е. Самсоновых г. Якутска. В эксперименте приняли участие обучающиеся 2 «Г» класса в количестве 26 человек. Класс занимается по УМК «Школа России». Констатирующий этап эксперимент предусмотрел диагностику уровня активности познавательной деятельности обучающихся 2 «Г» класса. Цель данного эксперимента -проверка активности познавательной деятельности у обучающихся 2 «Г» класса. Для достижения цели использовали следующие методики:
1. Методика «Долговременная память» Уильям Гордона;
2. Методика «Простые аналоги» А.Р. Лурии;
3. Методика «Прокалывание кружочков» Захаровой И.Н.
По методике Уильям Гордона исследовали уровень развития долговременной памяти. Получили следующие результаты: 19% опрошенных с высоким уровнем развития памяти, 54% - средний, 22% - низкий.
Для выявления уровня гибкости мышления обучающихся применили методику «Простые аналоги», цель которой определение способности к логическому мышлению и обобщению. Интерпретируя результаты, мы получили нижеследующее: 29% респондентов имеют высокий уровень развития мышления, 48% - средний, 22% - низкий.
Методика «Прокалывание кружочков» Захаровой И.Н. помогла нам выявить объем внимания. Тем самым мы изучили особенностей темпа, объёма, устойчивости и распределения внимания, особенностей работоспособности обучающихся. Методика нам дала следующие результаты: 23% обучающихся имею высокий уровень внимания, 50% - средний, 26% -низкий.
Мы обобщили полученные результаты по трём показателям развития познавательной деятельности у обучающихся 2 «Г» класса и определили его уровни на констатирующем этапе эксперимента: 5 человек (19%) - высокий уровень развития познавательных процессов, 15 человек (57%) - средний; 6 человек (24%) - низкий. В этой связи уровень активности познавательной деятельности в исследуемом классе на констатирующем этапе эксперимента показал недостаточный и требуется создание условий для его повышения.
Долговременная Простые аналоги Прокалывание память кружочков
Iвысокии средний низкий
Диаграмма 1. Уровень активности познавательной деятельности младших школьников на констатирующем
этапе
Формирующий этап предусмотрел создание педагогических условий с применением игровых технологий для повышения познавательной активности обучающихся 2 «Г» класса по предмету «Окружающий мир». В ходе работы решали такие задачи, как: повышение познавательной активности у обучающихся, расширение навыков игры и освоение универсальных учебных действий в познании мира.
Таблица 1
Календарно-тематический план
Дата проведения урока Тема урока (традиционная, нетрадиционная) Использованный вид игровой технологии
25.02.2023 Опасные незнакомцы (традиционная) Урок игра-предположение
28.02.2023 Наша дружная семья (традиционная) Урок-беседа
04.03.2023 В школе (нетрадиционная) Урок-викторина
07.03.2023 Правила вежливости (традиционная) Дидактическая игра (подбери слова по значению)
10.03.2023 Ты и твои друзья (нетрадиционная) Урок игра-предположение
14.03.2023 Мы - зрители и пассажиры Урок сюжетно-ролевая
18.03.2023 Посмотри вокруг (нетрадиционная) Урок-путешествие
21.03.2023 Ориентирование на местности (нетрадиционная) Урок-путешествие
На формирующем этапе эксперимента было проведено 8 уроков с использованием игровых технологий, которые применялись как на отдельных этапах урока, так и в целом уроке, в последнем случае урок имел нетрадиционную форму (см. таблица 1). Например, в нетрадиционной форме был организован урок-викторина «Школа». В начале урока обучающиеся раскрыли тему с помощью загадок. Класс разделили на 3 команды, ознакомились с правилами викторины. Викторина делится на 4 этапа: визитка (название, девиз), загадки, кроссворды, правила (как нужно вести себя в школе). За каждый правильный ответ засчитывалось по баллу. Они активно участвовали во всех этапах, но были затруднения на 3 этапе. Дети работали дружно и сплочённо, тем самым с легкостью справились с заданием.
Также интересно прошел урок в нетрадиционной форме, в виде сюжетно-ролевой игры «Мы зрители, мы пассажиры». В начале урока ребята узнали тему по видеоролику. Далее поработали с учебником, узнали, как вести себя в общественных местах (кинотеатр, библиотека, автобус и т.д.). Организована групповая форма обучения, и каждая группа получили листочки с заданием. В листочках указаны общественные места такие как: кинозал, троллейбус, магазин, школа, парк, музей и т.д. В ходе игры обучающие показали ситуацию как нужно себя вести в общественном месте, и как нельзя. Одна группа
показывали пантомиму, а другая группа должна отгадать ситуацию. Ребята хорошо справились с заданиями, сравнивая с игрой «крокодил» пародии, беспрепятственно отгадывали ситуации одну за другой.
В традиционной форме организовали урок диалог-беседу «Наша дружная семья». Тему обучающиеся определили с помощью загадок. Заполняли рабочую тетрадь во время практических заданий. Урок прошел в спокойной непринуждённой обстановке, диалог-беседа раскрыла обучающихся, они кратко рассказали о своей семье, о взаимоотношения между членами семьи.
В нетрадиционной, интересной, как нам кажется, форме, с применением метода предположения провели урок «Ты и твои друзья». Перед детьми ставится задача и создаются ситуации, которые требуют осмысление последующего действия. В ходе урока детям были заданы вопросы (опросник), а в конце урока написали краткое сочинение о своих друзьях. Ребята с удовольствием решили ситуации и отвечали на опросник, так как эта тема была им близка. Желающие прочитали всему классу своё сочинение, поделились с одноклассниками о том, что скучают по своим друзьям, которые остались в других деревнях. В подобном проведении урока активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать и слышать друг друга.
Урок-игра путешествие «Посмотри вокруг» был проведен в нетрадиционном формате. Во время урока обучающиеся узнали о горизонте, были исследователями. Что вы видите вдаль через окно? На самом деле второклассникам было довольно сложно установить горизонт через окно. Поэтому один из этапов урока посвятили на сравнение рисунка учебника с тем, что они видят, вдали от себя через окно. Соединяющая линия неба и земли - это воображаемая линия горизонта. Вспомогательный видеоролик с вопросами на тему горизонта и линии помог классу подключаться к теме. Были ученики, которые уже самостоятельно изучали земной шар и его поверхность, они очень активно отвечали на уточняющие и корректирующие вопросы.
Урок-путешествие «Ориентирование на местности» организовали в нетрадиционной форме. Во время урока ребята узнали о компасе и как он работает, учащихся заинтересовал компас, соответственно и его рабочее состояние. При покое красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север. Чтобы закрепить тему, мы отправились в путешествие по странам. Мы с помощью телефонов узнали, где находится Север, Юг, Восток, Запад. Отметили их в классе с помощью углов кабинета. Далее мы узнали расположения стран. Допустим на Юге жара (Африка), на севере льды (Якутия), Восток (Индия), Запад (Великобритания). Обучающиеся увлекались странами и их расположениями, урок был увлекательным и познавательным.
Таким образом, нами проведенные уроки с применением игровых технологий на уроках «Окружающего мира» положительно влияли на познавательную деятельность младших школьников. Атмосфера увлеченности и радости, осознание посильности заданий - все это позволяло детям учиться с удовольствием. Они получали чувства удовлетворенности от учебного труда.
На контрольном этапе исследования была проведена повторная диагностика активности познавательной деятельности испытуемых. Использовали те же диагностические инструментарии, что и на констатирующем этапе эксперимента. Анализируя проведенные уроки «Окружающего мира» с применением игровых технологий, с целью повышения познавательной активности младших школьников, мы пришли к выводу что педагогические условия, созданные нами, соответствуют цели нашего исследования.
По методике «Долговременная память мы получили следующие результаты: 49% учащихся - высокий уровень развития памяти, 44% - средний, 4% - низкий.
По методике «Простые аналогии», выявляющей уровень развития мышления: 47% учащихся - имели высокий уровень, 42% - средний, 10% - низкий.
Для выявления уровня развития внимания мы использовали методику «Прокалывание кружочков». Были получены результаты: 44% учащихся имеет высокий уровень развития внимания, 52% - средний и 4% - низкий.
Мы обобщили результаты диагностики активности познавательной деятельности младших школьников по трём критериям на контрольном этапе эксперимента и получили следующие результаты: 51% - высокий уровень, 38% - средний; 11% - низкий. Мы представили эти результаты в виде диаграммы (Диаграмма 2).
Диаграмма 2. Уровень познавательной деятельности младших школьников на контрольном этапе эксперимента
В целом контрольный эксперимент доказал эффективность созданных нами педагогических условий активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира». Количество учащихся, с высоким уровнем активности познавательной деятельности увеличилось с 19 до 51%, а количество младших школьников, имеющих низкий уровень, уменьшилось с 24 до 11% (Диаграмма 3).
констатирующий этап контрольный этап
Диаграмма 3. Сравнительная диаграмма уровня активности познавательной деятельности младших школьников в начале и конце эксперимента
Выводы. Опытно-экспериментальная работа показала, что в начальной школе недостаточно внимания уделяется игровым технологиям, о чем свидетельствует данные констатирующего эксперимента. На формирующем эксперименте во время урока учащиеся проявили себя любознательными, внимательными и активными. С нетерпением ждали следующего урока, и с радостью отгадывали новые темы, стали более сплочёнными во время уроков, так как ребята в основном работали в группах.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного исследования показали, что использование игровых технологий на уроке способствуют повышению активности познавательной деятельности у 2 «Г» класса. Полученный результат формирующего эксперимента доказал, что систематическое применения игровых технологий на уроках эффективно влияют на освоение универсальных учебных действий (УУД).
Литература:
1. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - ООО «Питер Пресс», 2008. - С. 196-199
2. Запорожченко, Л.И. Педагогическая модель развития познавательной активности / Л.И. Запорожченко // Социально-экономические явления и процессы. - № 8 (030), 2011. - С. 241-245
3. Савельева, О.П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение. 2007 - 133 с.
4. Щукина, Г.И Активизация познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение. 2007 - 160 с.
Педагогика
УДК 382.2
старший преподаватель кафедры «Математика» Хубиева Белла Дадияновна
Северо-Кавказская государственная академия (г. Черкесск)
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ
СЕМЕЙ
Аннотация. В данной статье рассматриваются методы социально-педагогической поддержки подростков из неблагополучных семей. Актуальность темы определяется тем, что семья помогает самоутверждению ребенка, способствует формированию его общественной и креативной инициативности. Иначе говоря, в кругу семьи реализовывается первоначальная подготовка к жизни ребенка. Практической значимостью исследования является анализ деятельности общественного института семьи, которая должна осуществлять несколько функций и обладать обусловленным общественным статусом. Характерные черты общественного статуса определенной семьи устанавливают ее воспитательные потенциалы и сущность отношений между детьми и родителями.
Ключевые слова: подросток, неблагополучная семья, социально-педагогическая поддержка, социализация ребенка.
Annotation. This article discusses the methods of socio-pedagogical support for adolescents from disadvantaged families. The relevance of the topic is determined by the fact that the family helps the self-affirmation of the child, contributes to the formation of his social and creative initiative. In other words, the initial preparation for the child's life is realized in the family circle. The practical significance of the study is the analysis of the activities of the public institution of the family, which should perform several functions and have a conditioned social status. The characteristic features of the social status of a certain family establish its educational potentials and the essence of the relationship between children and parents.
Key words: teenager, dysfunctional family, socio-pedagogical support, child socialization.
Введение. В данной статье рассматриваются некоторые теоретические проблемы работы с детьми из неблагополучных семей и подходы различных ученых к их решению. Ученые испытывают определенные разногласия в решении данной проблемы. При формировании социума следить за воспитанием детей становится труднее. Это зависит от ряда факторов. Основным из них является сложность бытия. Семье требуется помощь учителей и социума [1].
Различные виды семей встречаются учителям в работе. Главная задача преподавателей оказывать помощь проблемным семьям в воспитании детей.
Для этого требуются хорошие профессионалы. При всем том общественному преподавателю и педагогу принадлежит главная роль потому, что именно он может помочь и учащимся, и родителям [2].
Цель исследования: проанализировать вопрос семейного неблагополучия и методы общественно-педагогической помощи детям из проблемных семей.
Задачи исследования: рассмотреть важнейшие типы проблемных семей по виду и по степени общественного приспособления, раскрыть главные направления и виды деятельности мастеров (учителей, психологов и общественных педагогов) с проблемными семьями [3].