Научная статья на тему 'СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ'

СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический эксперимент / системно-деятельностный подход / способ организации учебной деятельности / познавательный интерес / интерактивные методы / проблемное обучение / форма организации учебной деятельности / pedagogical experiment / system-activity approach / method of organizing educational activities / cognitive interest / interactive methods / problem-based learning / form of organization of educational activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.А. Маргушева, Е.И. Квартыч

В статье рассматриваются способы организации учебной деятельности учащихся, которые способствуют формированию и развитию познавательного интереса к изучению биологии. Одновременно изучаются близкие между собой понятия «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия» Основной акцент переносится на познавательный интерес, так как его влияние является неоспоримым как на создание атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. В рамках педагогического эксперимента на констатирующем этапе было проведено анкетирование по определению мотивации к изучению биологии, и исследование уровня развития познавательного интереса обучающихся среди учеников 7-ых классов. На формирующем этапе проводились нетрадиционные формы уроков, которые в первую очередь, включали в себя постановку проблемных вопросов, а на последующем этапе уроков применялись активные и интерактивные методы, сочетающие групповую и индивидуальную форму организации учебной деятельности. В результате выбранного способа организации учебной деятельности, у учащихся повысился познавательный интерес к изучаемому предмету, что отразилось на результатах контрольного этапа эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.А. Маргушева, Е.И. Квартыч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A WAY OF ORGANIZING THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN BIOLOGY LESSONS, AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN THE STUDY OF BIOLOGY

The article discusses the ways of organizing students' educational activities that contribute to the formation and development of cognitive interest in the study of biology. At the same time, the concepts of "cognitive development", "cognitive interests" and "cognitive actions", which are close to each other, are studied. The main emphasis is shifted to cognitive interest, since its influence is undeniable both on creating an atmosphere of learning and on the intensity of cognitive activity of students. As part of the pedagogical experiment, at the ascertaining stage, a questionnaire was conducted to determine motivation for studying biology, and a study of the level of development of cognitive interest among students in grades 7. At the formative stage, non-traditional forms of lessons were conducted, which primarily included the formulation of problematic issues, and at the subsequent stage of the lessons, active and interactive methods were used, combining group and individual forms of organization of educational activities. As a result of the chosen method of organizing educational activities, students' cognitive interest in the subject under study increased, which affected the results of the control stage of the experiment.

Текст научной работы на тему «СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ»

СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ

Л.А. Маргушева, студент

Научный руководитель: Е.И. Квартыч, канд. биол. наук, доцент

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

Б01:10.24412/2500-1000-2024-1-1-173-176

Аннотация. В статье рассматриваются способы организации учебной деятельности учащихся, которые способствуют формированию и развитию познавательного интереса к изучению биологии. Одновременно изучаются близкие между собой понятия «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия» Основной акцент переносится на познавательный интерес, так как его влияние является неоспоримым как на создание атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. В рамках педагогического эксперимента на констатирующем этапе было проведено анкетирование по определению мотивации к изучению биологии, и исследование уровня развития познавательного интереса обучающихся среди учеников 7-ых классов. На формирующем этапе проводились нетрадиционные формы уроков, которые в первую очередь, включали в себя постановку проблемных вопросов, а на последующем этапе уроков применялись активные и интерактивные методы, сочетающие групповую и индивидуальную форму организации учебной деятельности. В результате выбранного способа организации учебной деятельности, у учащихся повысился познавательный интерес к изучаемому предмету, что отразилось на результатах контрольного этапа эксперимента.

Ключевые слова: педагогический эксперимент, системно-деятельностный подход, способ организации учебной деятельности, познавательный интерес, интерактивные методы, проблемное обучение, форма организации учебной деятельности.

Познавательный интерес в условиях современного уровня развития образовательной системы, является одним из важнейших факторов, которые повышают сознательное отношение к обучению, активизируют мотивацию к изучению естественнонаучных дисциплин, что в конечном итоге приводит к формированию профессионального направления личности, определяющего выбор профессии. Проблема развития познавательного интереса учащихся изучалась в разные времена. Эту проблему затрагивали такие педагоги-психологи как: Ю.К. Бабанский, В.Ф. Баршарин, В.Б. Бондаревский,

В.Г. Иванов, И.Я. Лернер,

В.Н. Максимова, Ф.К. Савина,

Г.И. Щукина и др. [2, 4, 7]. Многие из них указывали, что опыт познания, приобретенный в раннем возрасте, оказывает ре-

шающее влияние на развитие личности в последующие периоды ее жизни (Л.С. Выготский, Т.С. Комарова,

В.С. Мухина, Р.М. Чумичева и др.) [3].

Интерес к формированию познавательного интереса со стороны ученых остается актуальным и сегодня, с одной стороны он обусловлен изменением образовательного стандарта, в основе которого лежит си-стемно-деятельностный подход, а с другой стороны - требованием времени для эффективного выстраивания учебного процесса. В условиях системно-деятельностного подхода, главное место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной и познавательной деятельности школьника [1]. Основным результатом обучения при этом становится развитие личности ребенка. Поэтому немаловажной задачей

образовательного процесса в данном случае, является создание и организация таких педагогических условий, которые будут способствовать развитию познавательных способностей и интересов обучающихся. Для этого необходимо расширять формы и способы организации учебного процесса, обогащать традиционные формы интерактивными методами обучения. Решающее значение в этом случае оказывает именно грамотный и рациональный подход к сочетанию всех видов деятельности с учетом не только возрастных особенностей учащихся, но и равномерно усложняющегося уровня познавательной самостоятельности [5].

Однако, несмотря на большое внимание к данной проблеме со стороны ученых, особенно в условиях практико-ориентированного подхода в образовании сегодня, в учебном процессе сочетание всех видов деятельности не всегда носит рациональный характер. Это обусловлено, с одной стороны, причиной сокращения часов прикладной направленности, как например, в биологии, так и отсутствием в педагогической литературе общераспространенных методик, по которым следовало бы разрабатывать соответствующие учебные формы. Более того, остается не разработанным комплексный подход к методике формирования познавательного интереса, который бы предполагал как корректировку содержания биологического образования, так и методику преподавания курса биологии как на уроке, так и на внеурочных, и внеклассных занятиях. Однако в рамках проведенного исследования нами была обнаружена не достаточная изученность методической и практической стороны этого вопроса, что побудило нас обратиться к данной теме.

Цель исследования: установить, что способ организации учебной деятельности является эффективным средством развития познавательного интереса у учащихся на уроках биологии. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

1. Изучить содержание понятий «познавательный интерес» и «способ организации учебной деятельности»;

2. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам применения эффективных способов организации учебной деятельности для развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии;

3. Экспериментально проверить степень развития познавательного интереса у учащихся к изучению биологии при использовании различных способов организации учебной деятельности.

В рамках нашего исследования, мы провели анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, изучили сущность понятия «познавательный интерес», особенность его развития в условиях применения различных способов организации учебной деятельности при изучении раздела «Опорно-двигательная система», школьного курса биологии за 8-ой класс. Нами были проведены констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. На начальной стадии был выявлен изначально существующий уровень сформированности познавательного интереса к изучению биологии.

Для подтверждения гипотезы исследования, которая строилась на предположении о том, что повышение уровня познавательного интереса у восьмиклассников на уроках биологии возможно при использовании интерактивных методов обучения [6]. Для этого нами были отобраны проблемно-поисковые, информационно-коммуникационные и игровые методы обучения, а также групповые и индивидуальные формы работы с учащимися. Именно эти методы и способы организации учебной деятельности на наш взгляд, наиболее полно отвечают поставленным задачам, и являются наиболее целесообразными для подросткового возраста.

В качестве диагностических методик мы использовали методику

Э.М. Александровской, Ст. Громбах «Анкета по определению мотивации к изучению биологии», а также методику Э.А. Барановой, К.Н. Волковой,

Г.Н. Казанцевой, В.С. Юркевич «Диагностика уровня развития познавательных интересов» которые наилучшим образом отражают не только отношение учеников к

предмету биология, но и учитывают эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Результаты анкетирования показали, что половине учеников в классе (57%), не нравится урок биологии. Больше всего на уроке их привлекают активные формы работы - в первую очередь, игровые и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) (33% и 35% соответственно), 67% учащихся не хотят принимать участие во внеклассных мероприятия по биологии, и 93% не занимаются дополнительно по данному предмету.

Одновременно, на констатирующем этапе эксперимента проводилось исследование уровня развития познавательного интереса обучающихся, которое показало, что среди учащихся преобладает средний и низкий уровни развития познавательного интереса как в экспериментальной, так и контрольной группах, и только 10% и 9% учащихся показали высокий уровень развития познавательного интереса. Проведенное исследование познавательного интереса учащихся 8-х классов на констатирующем этапе, показало слабую мотивацию к учебе и к биологии, в частности, незаинтересованность в обучении.

На формирующем этапе эксперимента в контрольном классе нами были проведены традиционные формы уроков с использованием рассказа и наглядных методов, в то время как в экспериментальном классе мы применяли нетрадиционные формы уроков, которые в первую очередь, включали в себя постановку проблемных вопросов, а на последующих этапах уроков нами применялись активные и интерактивные методы, сочетающие групповую и индивидуальную форму организации учебной деятельности.

Контрольный этап эксперимента включал те же диагностические методики, которые применялись на констатирующем этапе. Полученные в ходе эксперимента

фективности использования данного способа организации учебной деятельности, положительные результаты которого отражаются в значительном росте познавательного интереса учащихся к изучению биологии. Так, в экспериментальном классе не только увеличилось в два раза количество учащихся с высоким уровнем развития познавательных интересов (с 10% до 24%), но и более чем в два раза уменьшилось количество учащихся с низким уровнем познавательных интересов - 38% на начало эксперимента и 18% на контрольном этапе. По результатам анкетирования экспериментальной группы на контрольном этапе можно утверждать, что проблемное обучение наряду с игровыми и ИКТ методами в комплексе с групповыми и индивидуальными формами, эффективно повышают интерес учащихся к предмету «Биология».

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Познавательный интерес, который обеспечивает успешное обучение, является одним из главных мотивов учебной деятельности.

2. Способ организации учебной деятельности учащихся, включающий в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение изучаемого материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся, является одним из важнейших средств развития познавательного интереса к изучению биологии.

3. Использование интерактивных методов (проблемных, информационно-коммуникационных, игровых) в сочетании с индивидуальной и групповой формой работы, а также личностью учителя, в совокупности представляет способ организации учебной деятельности, который в полной мере позволяет эффективно формировать и расширять познавательный интерес к биологии.

результаты позволяют утверждать об эф-

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. - М.: Эксмо, 2019. - 144 с. - (Законы и кодексы).

2. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. - М.: Педагогика, 1977. - 252 с.

3. Выготский, Л.С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.

4. Костромина Н.В. Педагогические технологии обучения: сущность, их характеристики и эффективность // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - №12.

5. Латыпова, Э.Р. Инновационные технологии как средство развития познавательного интереса // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2018. - №4 (22).

6. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1999. - 192 с.

7. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. - М.: Просвещение, 2016. - 382 с.

A WAY OF ORGANIZING THE EDUCATIONAL ACTIVITIES OF STUDENTS IN BIOLOGY LESSONS, AS A MEANS OF DEVELOPING COGNITIVE INTEREST IN

THE STUDY OF BIOLOGY

L.A. Margusheva, Student

Supervisor: E.I. Kvartych, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Yessentuki (Russia, Yessentuki)

Abstract. The article discusses the ways of organizing students' educational activities that contribute to the formation and development of cognitive interest in the study of biology. At the same time, the concepts of "cognitive development", "cognitive interests" and "cognitive actions", which are close to each other, are studied. The main emphasis is shifted to cognitive interest, since its influence is undeniable both on creating an atmosphere of learning and on the intensity of cognitive activity of students. As part of the pedagogical experiment, at the ascertaining stage, a questionnaire was conducted to determine motivation for studying biology, and a study of the level of development of cognitive interest among students in grades 7. At the formative stage, non-traditional forms of lessons were conducted, which primarily included the formulation of problematic issues, and at the subsequent stage of the lessons, active and interactive methods were used, combining group and individual forms of organization of educational activities. As a result of the chosen method of organizing educational activities, students' cognitive interest in the subject under study increased, which affected the results of the control stage of the experiment.

Keywords: pedagogical experiment, system-activity approach, method of organizing educational activities, cognitive interest, interactive methods, problem-based learning, form of organization of educational activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.