Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
673
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОНЫ / СЕНСОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свистунова-Болотова И.С.

В статье актуализируется проблема сенсомоторного развития ребенка дошкольного возраста, дается определение игровым технологиям, приводится их классификация, сделаны выводы о влиянии игр на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

© Свистунова-Болотова И.С.1

Московский государственный областной университет, г. Москва

В статье актуализируется проблема сенсомоторного развития ребенка дошкольного возраста, дается определение игровым технологиям, приводится их классификация, сделаны выводы о влиянии игр на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова игровые технологии, подвижные игры, дидактические игры, сенсомоторное развитие, сенсорное воспитание, сенсорные эталоны, сенсорные способности.

Сенсомоторное развитие младших дошкольников имеет важное практическое и теоретическое значение, т.к. является одним из главных направлений психического развития ребенка в целом, способствует формированию таких сложных процессов как мышление, память, воображение, речь, развивает способности ребенка владеть своим телом.

Слово «сенсорика» происходит от латинского «sensus», что означает восприятие, «моторика» - от латинского «шо1ш»-движение. Под сенсомо-торным развитием мы будем понимать развитие восприятия и двигательного аппарата детей младшего дошкольного возраста.

Традиционно выделяют пять видов восприятия: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное (К.Д. Ушинский выделял еще т.н. «мышечное чувство»).

Из основных направлений развития восприятия формируются задачи сенсорного воспитания младших дошкольников. Венгер Л.А., Усова А.П., Сакулина Н.П. указывают на следующие задачи: 1) ознакомление с сенсорными эталонами 2) обучение детей способам использования сенсорных эталонов 3) обучение планомерному обследованию предметов. Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человеком за всю историю своего развития.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, Л.А., Венгером и др. Для нашего исследования значимыми являются положения авторов, считавших и считающих, что основной стороной дошкольного воспитания является сенсорное воспитание, призванное обеспечить полноценное сенсомоторное развитие (Ф. Фребель, О. Декроли, К.Д. Ушинский, В.М. Бехтерев, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина).

1 Магистрант кафедры Дошкольного образования.

В программе «Образование для процветания», которая разработана коллективом современных ученых под руководством Т.С. Комаровой для дошкольного образования, говорится: «Реализация Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей всестороннее развитие детей» [2].

Для детей раннего дошкольного возраста наиболее эффективной формой организации сенсомоторного воспитания является использование традиционных техник изобразительной деятельности. Изучая сенсорное развитие ребенка в процессе обучения его изобразительной деятельности, Н.П. Саку-лина приводит термин сенсорные способности, среди которых выделяет процесс овладения изобразительными движениями, т.е. подчинения движений взору [1]. Таким образом, в процессе рисования взаимодействуют органы восприятия и движения.

Рисование, лепка, аппликация и другие виды детской творческой деятельности в сочетании с физической нагрузкой и музыкальным сопровождением, способствуют лучшему усвоению сенсорных эталонов, эстетическому развитию и развитию мелкой и крупной моторики.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсомо-торного развития, характеризуется большой восприимчивостью к занятиям, высоким интересом к познанию нового.

Игра является ведущим видом деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Игры бывают дидактическими, подвижными, сюжетно-ролевыми. В педагогической литературе предложено несколько классификаций игр. Запорожец А.В. и Усова А.П. разработали следующую классификацию: «игры творческие и их разновидности: игры - драматизации и строительные игры; подвижные игры; дидактические игры» [4]. Михайлен-ко Н.Я. и Короткова Н.А. приводят несколько иную классификацию: игры по правилам, сюжетные, режиссерские, игры-драматизации.

Игровые педагогические технологии - это дидактические и эстетически направленные действия, которые включают в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации процесса обучения в форме игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В младшем дошкольном возрасте совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система, в силу чего недопустимы длительное пребывание детей в неудобных позах, сильные мышечные напряжения, поскольку это может спровоцировать дефекты осанки, плоскостопие, деформацию суставов. В связи с чем, при проведении дидактических занятий необходимо чередовать умственную нагрузку и физическую.

160

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В возрасте от 2 до 4 лет продолжает расширяться круг общения ребенка с миром взрослых и детей. Взрослый воспринимается им как образец для подражания. Например, увидев пожарную машину, мальчик хочет играть в пожарного, девочка, увидев в магазине за кассой продавца-кассира, просить маму непременно купить ей игрушечную кассу, то же происходит и с желанием поиграть в доктора, полицейского и т.п. Развивается это желание в самодеятельной игре, прежде всего в сюжетно-ролевой, где ребенок начинает осваивать систему человеческих отношений, учится ориентироваться в смыслах человеческой деятельности. Педагог или родитель должны простроить процесс игры таким образом, что бы ребенок понял, как играть, тогда воспитание будет иметь целенаправленный характер [3]. Ведь если усвоение сенсорных эталонов происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства, со стороны взрослых, оно нередко оказывается неполноценным, поверхностным.

Опираясь на вышесказанное, мы предлагаем использовать следующие игровые технологии для сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста:

1) для развития мышления - разнообразные дидактические игры;

2) для развития мелкой моторики и кинестетики: мешочки с разными наполнителями, шарики разной текстуры, конструкторы (кубики типа лего, кубики разные размеров и форм), сенсорные коробки (с песком, с крупами, с водой, с аквагрунтом и др.), пальчиковые и же-стовые игры, разные техники рисования, лепки, аппликации, так же игры, придуманные педагогом, народные игры;

3) для развития крупной моторики и координации движений - подвижные игры, для которых потребуются мячи разных размеров, обручи, массажные дорожки, ленты, платки, палочки, пирамиды и др.

4) для социализации ребенка мы будем использовать сюжетно-роле-вые игры, «сказкотерапию», рассказывать о свойствах окружающих предметов при помощи театральных кукольных постановок.

Одним из условий интеграции образовательного процесса в ДОУ является создание игрового пространства, предметно-игровой среды, представляющей собой комплекс различных видов игр, направленных на сенсорное развитие, развитие моторики и социальное познание, социальную практику.

В режиссерских играх-драматизациях, игровые роли имеют существенное значение в становлении эмоционально-чувственной и поведенческой сфер личностного развития.

В играх с правилами, правила и действия в большей мере способствуют формированию ответственности, самостоятельности и обучают социальным нормам.

Предметно-игровая среда представляет собой систему предметных и социальных средств, функционально моделирующих содержание детской деятельности.

Принципы построения предметно-игровой среды следующие:

1) обеспечение места и времени для педагогических и свободных самостоятельных игр;

2) возможности выбора партнеров, тематики, содержания;

3) создание условий для планирования, развития, моделирования, свободной самостоятельной игры;

4) создание условий для самостоятельной организации и длительного сохранения пространственно-предметной игровой среды;

5) предоставление условий для коллективных игр разного содержания и формы;

6) обеспечение возможности своего объединения со сверстниками по интересам, личному социальному и игровому опыту.

В правильно организованной предметно-игровой среде при помощи педагогов и сверстников ребенок социализируется, познает окружающий мир, игра позволяет ему раскрыть свои способности и возможности, игра развивает физически, освобождает от излишней накопившейся энергии, помогает избавиться от психологического напряжения.

Таким образом, мы видим, что игровые методы воспитания позволяют формировать сенсорный опыт, помогают реализовать педагогические задачи в доступной и интересной для дошкольника форме.

Игровые технологии являются одним из оптимальных способов сенсо-моторного развития, которое, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка младшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013. - 144 с.: цв. вкл.

2. Программа «Образование для процветания». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. С.М. Авдеевой, И.И. Комаровой, Т.С. Комаровой, С.С. Славина. - М.: АСИ, 2014. - 320 с.

3. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. - М., 1966. - 162 с.

4. Сергеева И.С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И.С. Сергеева, Ф.С. Гай-нуллова. - М.: КНОРУС, 2016. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.