Научная статья на тему 'ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ'

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / игра / игровые технологии / внутренняя мотивация / виды мотивации / классификация игровых технологий / motivation / game / game technologies / internal motivation / types of motivation / classification of game technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.С. Слепухина

В представленной статье поднимается один из важнейших вопросов в современной педагогике – проблема со снижением мотивации к обучению у студентов. В статье рассмотрен вопрос повышения уровня мотивации у студентов в современной образовательной среде. Отражен анализ понятия «мотивация» и приведена классификация игровых технологий. Представлено влияние игровых технологий на формирование внутренней мотивации. В процессе исследования произведен анализ научной литературы. В рамках исследования проведено анкетирование среди студентов и педагогов с целью определения их отношения к игровым технологиям. Проведенный анализ данных позволил выявить особенности повышения мотивации в процессе обучения с помощью игровых технологий в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAMING TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF INCREASING STUDENTS’ MOTIVATION

The article raises one of the most important issues in modern pedagogy – the noted reduction of motivation for studies in students. The article considers the issue of increasing the level of motivation of students in the modern educational environment. The analysis of the concept of “motivation” is reflected and the classification of gaming technologies is given. The influence of gaming technologies on the formation of internal motivation is presented. In the course of the research, the analysis of scientific literature is carried out. As part of the study, a survey is conducted among students and teachers in order to determine their attitude to gaming technologies. The analysis of the data made it possible to identify the features of increasing motivation in the learning process with the help of game technologies in pedagogical practice.

Текст научной работы на тему «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ»

Мы выявили, что инициатива по внедрению инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) поддерживается на уровне Главы Республики, Министерством образования и науки республики и др. 17-18 мая 2012 г была создана рабочая группа по внедрению непрерывной системы инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия).

Группа ученых ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» занимается проблематикой данного вопроса (Егоров П.Р., Аммосова Л.И., Юдина И.А., Абрамова Н.А., Архипова С.Н., Панина С.В. и др.).

Согласно нашему анализу опыта социально-педагогической практики, проблема социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья является привлекательной для большого количества специалистов. Способы решения данной проблемы включают в себя различные средства образования, занятия физической культурой и спортом, а также искусством и творчеством. Для оптимизации и эффективности данного процесса на современном этапе могут выступать, в частности, мультимедиатехнологии и дистанционные формы организации образовательного процесса, которые доказали свою высокую эффективность в период пандемии.

Таким образом, важными шагами для эффективной реализации нормативно-правовых норм, на наш взгляд, являются:

1. Выстраивание единой инклюзивной системы образования и профессионального системного сопровождения нуждающихся детей, в том числе детей с ОВЗ, что требует существенного обновления организационных и материаль-

Библиографический список

но-технических условий образовательных учреждений и повышение профессиональных навыков сотрудников данной социальной сферы.

2. Усиление взаимодействия учреждений здравоохранения, социальных служб и образования по вопросам раннего сопровождения и выявления детей с ОВЗ для создания общей, единой базы данных обучающихся, которые относятся к категориям инвалидов и детей с ОВЗ.

3. Реализация ряда мероприятий профориентационного профиля для лиц с ОВЗ и инвалидностью, что позволит раскрыть внутренний потенциал и особые ресурсы каждого учащегося.

4. Обеспечение учебно-методического сопровождения различных парадигм образовательной интеграции (разработка личностно ориентированных учебных планов, программ).

5. Разработка новых методических рекомендаций, методических пособий относительно психолого-педагогических особенностей организации образования, комплексной реабилитации; разработка критериев оценивания результатов освоение программного материала обучающимся с ООП.

6. Обеспечение учебных заведений специальными учебниками и образовательными материалами, ориентированными на детей с ООП.

7. Подготовка и повышение квалификации работников образования в целях работы с обучающимися с ООП; создание в образовательных организациях специальных ведомств, которые будут заниматься проблемами детей с ОВЗ, а также их сопровождением.

1. Конвенция о правах ребенка. Принята 20.11.1989 Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН. Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990; 7 ноября, № 45, Ст. 955.

2. Об утверждении государственной программы РФ "Доступная среда" на 2011-2025 гг. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 363. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72116666/

3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г № 273-Ф3 (с изменениями и дополнениями). Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/

4. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» № 16. Закон г Москвы от 28 апр. 2010 г Available at: https://dogm.mos.ru/ legislation/ lawacts/874305/

5. Концепция развития и план мероприятий развития инклюзивного образования в РС(Я) на 2019-2024 гг. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Deyatel-nost-/ inkljuzivnoe-obrazovanie-v-respublike-saha-jakutija

6. Кондратьев Э.В. Инклюзивное образование в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы: доклад зам. министра образования РС (Я) на круглом столе «Инклюзивное образование в Республике Саха (Якутия): проблемы и перспективы». Якутск, 2010.

7. Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы. Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г № 973 «О государственной программе Республики Саха (Якутия). Available at: https://docs.cntd.ru/document/473509578

References

1. Konvenciya o pravah rebenka. Prinyata 20.11.1989 Rezolyuciej 44/25 General'noj Assambleej OON. Vedomosti SND SSSR i VS SSSR. 1990; 7 noyabrya, № 45, St. 955.

2. Ob utverzhdeniigosudarstvennojprogrammy RF "Dostupnaya sreda" na 2011-2025 gg. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.03.2019 № 363. Available at: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72116666/

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ (s izmeneniyami i dopolneniyami). Available at: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/

4. Ob obrazovanii lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v gorode Moskve» № 16. Zakon g. Moskvy ot 28 apr. 2010 g. Available at: https://dogm.mos.ru/ legislation/ lawacts/874305/

5. Koncepciya razvitiya i plan meropriyatij razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v RS(Ya) na 2019-2024 gg. Available at: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Deyatel-nost-/inkljuzivnoe-obrazovanie-v-respublike-saha-jakutija

6. Kondrat'ev 'E.V. Inklyuzivnoe obrazovanie v Respublike Saha (Yakutiya): problemy i perspektivy doklad zam. ministra obrazovaniya RS (Ya) na kruglom stole «Inklyuzivnoe obrazovanie v Respublike Saha (Yakutiya): problemy i perspektivy». Yakutsk, 2010.

7. Razvitie obrazovaniya Respubliki Saha (Yakutiya) na 2012-2019 gody. Ukaz Prezidenta Respubliki Saha (Yakutiya) ot 12 oktyabrya 2011 g. № 973 «O gosudarstvennoj programme Respubliki Saha (Yakutiya). Available at: https://docs.cntd.ru/document/473509578

Статья поступила в редакцию 29.11.22

УДК 378

Slepukhina A.S., postgraduate, Surgut State University (Surgut, Russia), E-mail: slepuhina.alena@bk.ru

GAMING TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF INCREASING STUDENTS' MOTIVATION. The article raises one of the most important issues in modern pedagogy - the noted reduction of motivation for studies in students. The article considers the issue of increasing the level of motivation of students in the modern educational environment. The analysis of the concept of "motivation" is reflected and the classification of gaming technologies is given. The influence of gaming technologies on the formation of internal motivation is presented. In the course of the research, the analysis of scientific literature is carried out. As part of the study, a survey is conducted among students and teachers in order to determine their attitude to gaming technologies. The analysis of the data made it possible to identify the features of increasing motivation in the learning process with the help of game technologies in pedagogical practice.

Key words: motivation, game, game technologies, internal motivation, types of motivation, classification of game technologies.

А.С. Слепухина, аспирант, Сургутский государственный университет, г. Сургут, E-mail: slepuhina.alena@bk.ru

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ

В представленной статье поднимается один из важнейших вопросов в современной педагогике - проблема со снижением мотивации к обучению у студентов. В статье рассмотрен вопрос повышения уровня мотивации у студентов в современной образовательной среде. Отражен анализ понятия «мотивация» и приведена классификация игровых технологий. Представлено влияние игровых технологий на формирование внутренней мотивации. В процессе исследования произведен анализ научной литературы. В рамках исследования проведено анкетирование среди студентов и педагогов с целью определения их отношения к игровым технологиям. Проведенный анализ данных позволил выявить особенности повышения мотивации в процессе обучения с помощью игровых технологий в педагогической практике.

Ключевые слова: мотивация, игра, игровые технологии, внутренняя мотивация, виды мотивации, классификация игровых технологий.

В образовательном процессе мотивация является основополагающим фактором обучения. Мотивация способствует активизации внимания и концентрации, которые, в свою очередь, необходимы в процессе усвоения учебного материала. Замотивированный студент способен более качественно усваивать полученную информацию, при этом задачи, стоящие перед ним, приобретают ценностное значение. Именно поэтому роль педагога не просто передать знания, но и правильно замотивировать студентов, сохраняя и направляя их ресурсы на усвоение основного материала. Следует отметить, что определение условий повышения мотивации обучающихся - актуальная тема многочисленных исследований.

Большинство современных студентов получают высшее образование на коммерческой основе и, как следствие, теряют интерес к образовательной деятельности, так как достаточно просто оплатить образовательный процесс. Для завершения образования первична оплата кредиторской задолженности, а только потом - закрытие академической, что, в свою очередь, является причиной снижения мотивации учащихся. Эту проблемы пытаются решить многие преподаватели. Они начинают активно работать со студентами, но видят, что эффективность традиционных методов обучения не дает достаточно прогрессовиойдин а мики.

Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что получены существенные представления о мотивации в процессе обучения студентов. Представлены игровые технологии как фактор, влияющий еаоотевакнюстп-дентов. Представлена классификация игр и приведены выводы о формировании внутренней мотивации посредством игровых технологий.Дансый материал представляет ценность для дальнейшего изучения основных закономерностей формирования мотивации с помощью игровых технологий.

Практическая значимость заключается в том, что представленные результаты исследования и их анализ возможно использовать в практической деятельности педагога, внедрять полученные результаты как для диагнаотсан, тиес олс развития и повышения мотивации студентов к обучению.

Цель статьи заключается в обоснованности использооаюексесовыд сохе нологий как фактора, повышающего мотивацию студентов к образовательной деятельности.

Исходя из цели исследования, определены основные задачи:

1. Рассмотреть определение «мотивация».

2. Представить основные виды игровых технологий.

3. Определить влияние игровых технологий на студентов в образовательной деятельности.

Для решения поставленных целей и задач в процессе работы использовались теоретические и эмпирические методы исследования, а еменно - дякетиро-вание студентов, опрос педагогов и анализ научной литературы.

Формирование мотивации является важной проблемой в образовательной среде, поскольку именно от нее в большей степени зависит оеог обтоконытелое ной деятельности. В процессе обучения важно обеспечить активизацию тех ресурсов, которые способствуют формированию мотивации дсообгосаудента. В образовании мотивация является центральным звеном обучения.

Изучение мотивации в отечественной и зарубежной психологии нередко велось с разных методологических позиций. Объяснялось это тем, что человек с его комплексом теоретических, философских, социальных, культурных и прочих проблем находится в центре современной идеологической боунЫы[1-

Для того чтобы понять, что же такое мотивация, необходимо рассмотреть вопрос о природе этого явления. Важно отметить, что мотива цпоетроптпя н аевн-зи сознания и деятельности. С.П Москвичев отмечал, что нельзя рассматривать биологические, социальные и личностные стороны поведения человека в отрыве от его сознания. Если рассматривать данные стороны поведения опдевьао, они не объясняют психики человека, без чего невозможно понять и мотив. Ведь именно мотив служит отправной точкой в деятельности человека для достижения поставленной цели [1].

Психическая система «мотив - цель» представляет собой образование, значительно отличающееся и от мотива, и от цели в отдельности. Это образование представляет собой мотивацию как направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности. Мотивация - это не механическое соединение цели с мотивом, это продукт отражательных процессов, инициируемых потребностями, влечениями, желаниями, стремлениями [1].

В теории различают следующие виды мотивации: внешняя и внутренняя; мотивация по результатам и по статусу; положительная и отрицательная; индивидуальная и групповая; мотивация и самомотивация [2].

Побуждение мотивации возможно в тех условиях, когда у студентов появляется потребность самостоятельно учиться, так как данный путь является единственно возможным средством в достижении поставленной цели. В образовательном процессе важна познавательная мотивация, побуждающая обучающего усваивать и приобретать новую информацию об окружающем мире. Познавательная мотивация - это внутренняя мотивация деятельности, независимая от внешних факторов.

Для внутренней мотивации характерно три формы. Первая заключается в том, что внутренняя мотивация к знаниям дана нам от природы, желание выполнять учебную деятельность для удовольствия, которое человек и во время обучения. Внутренняя мотивация к совершенствованию - это вторая

форма, предполагающая желание заниматься деятельностью ради удовольствия и удовлетворения, похожее на испытываемое при совершении подвига. Наконец, внутренняя мотивация к стимуляции опыта проявляется тогда, когда человек занимается деятельностью, которую нужно стимулировать. Стимуляция может принимать различные формы, такие как чувственное, эстетическое удовольствие или эмоциональные ощущения, такие как страх или волнение. Тем не менее люди имеют различные мотивы обучения. Некоторые учатся для удовольствия или удовлетворения любопытства, в то время как другие - для получения награды (например, работа с высоким статусом) [3].

В младшем дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Игра стимулирует и завлекает ребенка в образовательный процесс, он хочет играть, что говорит о повышении мотивации к определённой деятельности. Игра позволяет направлять мотивы на определённый вид деятельности. Нет необходимости дополнительно стимулировать игровую деятельность, так как игра простаиинтереснапосвоей структуре.

Такой же эффект возникает в процессе использования игры в работе со студентами. Хочется отметить, что игровые технологии имеют ряд положительных черт, влияющих на повышение мотивации. Ведь в процессе происходит активизация внутренней мотивации, которая, в свою очередь, способствует более качественному усвоению нового материала и увеличивает трудоспособность в процессе обучения. Также ряд таких исследователей, как Здорикова Н.П, Винокурова Е.Н., Жукова С.В., Плазкова О.А., Кирилина Ю.П., отмечают благоприятную динамику применения игровых технологий.

Применение игровых технологий способствует активизации внутренней мотивации, важно учитывать, что игра должна приносить удовлетворение от участия в игровом процессе и поддерживать интерес к обучению. Особенность внутренней мотивации заключается в том, что это личные желания и потребности индивида, которые совпадают с внутренними убеждениями и целями, следовательно, возможно выполнение не только краткосрочной работы, но и рассмотрение более долгосрочной деятельности.

Игра имеет довольно широкое применение в психолого-педагогической практике. Она позволяет наладить контакт между педагогом и студентами, убрать барьеры. Процесс обучения происходит без напряжения, позволяет расслабиться и снизить уровень тревожности у студентов. Применяя игровой метод обучения, педагог напрямую взаимодействует с обучающими и может не только отследить качество усвоения пройденного материала, но и предоставить новую тему для изучения. Студент же не боится допустить ошибку, наоборот - более активно учувствует в образовательном процессе. Игровые технологии не только позволяют решить учебные задачи, но и активизировать у студентов высшие психические функции: память, внимание, мышление.

Важно отметить, что использование игровых технологий невозможно без специальной подготовки. Арсентьева В.П. отмечает проблемы применения игр в педагогической практике. С одной стороны, альтернативные виды деятельности показывают хорошие результаты, но, с другой стороны, слишком высока цена достижения этих результатов [4].

Все же игровые технологии активно применяются современными педагогами. Данная тенденция обусловлена большим количеством видов игровых технологий, возможность адаптации данной технологии к целям и задачам образовательного процесса. Также существуют такие виды игровых технологий, которые нетребуютдолгойподготовкик их применению.

К примеру, Макарова О.С. и Васильева Н.А. выделяют три вида игровых технологий:

1. Короткие игры. Данные игры применяются в основном для поддержания интереса во время занятий. В игровой деятельности происходит развитие умений определенных видов деятельности (сюжетно-ролевые игры).

Групповые игры

Игры на развитие внимания

Игры-состязания

О 10 20 30 40 50

Рис. 1. Приоритеты использования игровых технологий

2. Игровые оболочки. Если исходить из позиции продолжительности, то игровые оболочки занимают среднее положение. Данный тип игр длится целое занятие.

3. Длительная развивающая игра. Длятся игры этого типа от недели до целого учебного года. Цель подобных игр чаще всего воспитательная [5].

Согласно Колеченко А.К., игровые технологии бывают следующих видов: развлекательные, дидактические, диагностические и коррекционные [6]. Использование должно быть ограничено правилами. Так, Тогабоев Р.С отмечает, что игровые технологии следует разделять на игры с фиксированными правилами (подвижные игры или развивающие) и игры со скрытыми правилами (игры по сенсорному восприятию) [7].

Несмотря на то что большое количество исследователей занимается вопросом игровых технологий, классификации игр довольно разнообразны, что вызывает трудности в определение конкретных групп и принадлежности игры к какой-то одной группе. Каждая игра может быть трансформирована и адаптирована согласно образовательным целям. В таком случае одна игра может быть более эффективна, чем другая, так как обладает определёнными особенностями.

В рамках исследовательской работы был проведен опрос среди педагогов Сургутского государственного университета с целью определения того, используют ли педагоги игровые технологии в профессиональной деятельности, а также утончить, какие именно игры используются в процессе обучения студентов. В результате опроса были выявлены следующие данные: 73% опрошенных используют в своей деятельности игровые технологии; 27% не использовали ранее игры в процессе обучения; 80% планируют в дальнейшем использовать игровыетех-нологии. Также по результатам опроса были определены одни из самых распространённых видов игр, используемых в процессе обучения (рис. 1). Большинство отметили использование игры-состязания, данный показатель связансвыстким уровнем заинтересованности участников к соревновательной деятельности и простотой организации для педагога. В процессе конкуренции возниттмтззерт, желание выиграть, а это уже говорит о повышении внутренней мотивации студента к деятельности.

Также было проведено анкетирование среди студентов див выязлысия влияния использования игровых технологий на формирование мотивации в образовательном процессе. В опросе приняли участие студенты стзсштхкутсов. Была выбрана именно данная категория студентов, так как они уже практически завершили свой образовательный процесс и имеют достаточный опыт обучения. В ходе исследования студентам был предложено порядка 10 вопвосшв. Данные вопросы были направлены на выявление мотивации студентов к образовательному процессу при использовании игровых технологий (рис. 2).

Большинство студентов отметили, что были включены в работу с азартом и интересом. Пройденный материал, отработанный с применением игровых технологий, запомнился довольно хорошо и не вызвал дополнительных птпроуов.СЗ этом практически все участники отменили, что прекрасно помнят процесс игры и использованные материалы. Порядка 10% опрошенных затруднялись в ответе на вопросы, а 5% отметили, что в процессе применения педагогом игровых технологий вовсе испытывали дискомфорт, но при этом тоже были включены в работу. Эти показатели связаны с низкой заинтересованностью стздвнтовсчвы-ным процессом.

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать иысотааом, что игровые технологии выступают мощным активатором образовательной дея-

Библиографический список

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Рис. 2. Влияние игровых технологии на мотивациюстудентовк обучению

тельности и способны включить в работ даже незаинтересованных студентов. Применение игровых технологий необходимо в педагогической практике, но оно асзможнс тоеиионри томпывзсезм лодтодаезлаоиеовасию педагоническос до-ятельности.

Для большинства педагогов игровые методы работы хорошо известны и тиноки паимкннюсвзне пнввrндe.Пocаапeнсo ивелмснваазсс колдвтсвао пвыа-гогов, готовых использовать игровые технологии, так как эффективность данного нвнтекмтн татжт^ога зен а исслоаованел яенипеазepынкпаaат иотnкoHдтотeль-ностью. В свою очередь, студенты воспринимают данный процесс как что-то довольно простое и непринужденное.

Олмститгило иччвкыаеeнзмлогии имшжсквксолтжиттльиыв, так и отссда-тельные стороны. Игровые технологии хоть и активизируют внутреннюю мотивацию совдензоек тбpaчoиыеeлннойдеятнльитcти.наoаи уовиоcеаынlздлнoотью заинтересовать тех, кто не заинтересован учебным процессом.

Использование игровых технологий позволяет пробудить в студентах внyвмивзюю млвнвaоикввисдсeтcв кмсopoИoпытнодaпликaетcв довалвиа эффективно и остается в памяти на долгое время. Применение различных ондз нгpптквeжит педтгегам решамь втзличдыeлaдaин.Bыдь стдавнтд| воспринимают игру как препятствие, которое необходимо преодолеть, следовательно, возможно контролировать уровень сложности, так как игра вы-ут^аес иющным нзcтвсжысчoмпаTсжлонся сндаенновг дбпазoвшвтльидс деятельности.

Удеpшны.осеиттлтдтвендсlиенpaтаеынымнзиoньlшeино мoтвкaонн сну-дентов посредством игровых технологий, продолжатся. На наш взгляд, перспективным является разработка программы использования игровых технологий, етгсрея бдает коrlpжвлeнaиакeнлжpывнжт покышеину мотивекин.Пни этое необходимо осуществлять контроль сформированной мотивации на базе опре-.ленных ориверитвв оетззыватeыунеппсoсдчcм иысааго двофытcитмaлььоге образования.

1. Леонтьев В.Г Мотивация и психологические механизмы ее формирования.Новосибирск:ГП«Новосибирскийполиграфкомбинат»,2002.

2. Лобанова Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата, 2019.

3. Насырова Э.Ф., Насыров РИ. Игровые технологии как средство повышения познавательной мотивации студентов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 6 (91).

4. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Москва: Форум, 2009.

5. Васильева Н.А., Макарова О.С. Игровые технологии как средство обучения диалогической речи младших школьников. Сборник материалов XXXVII Международной научно-практической конференции. 2018: 51-521.

6. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург: КАРО, 2004.

7. Тогабоев РС., Байхарашева ГБ. Игровые технологии на уроках физкультуры. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Москва: НИЦ «Мир науки», 2018: 368-371.

References

1. Leont'ev V.G. Motivaciya ipsihoiogicheskiemehanizmy ee formirovaniya. Novosibirsk: GP «Novosibirskij poligrafkombinat», 2002.

2. Lobanova T.N. Motivaciya i stimuiirovanie trudovoj deyatei'nosti:uchebnikipraktikumdlyaakademicheskogobakalavriata,2019.

3. Nasyrova 'E.F., Nasyrov R.I. Igrovye tehnologii kak sredstvo povysheniya poznavatel'noj motivacii studentov. Mirnauki, kui'tury, obrazovaniya. 2021; № 6 (91).

4. Arsent'eva V.P Igra - veduschij vid deyatel'nosti v doshkol'nom detstve. Moskva: Forum, 2009.

5. Vasil'eva N.A., Makarova O.S. Igrovye tehnologii kak sredstvo obucheniya dialogicheskoj rechi mladshih shkol'nikov. Sbornik materialov XXXVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018: 51-521.

6. Kolechenko A.K. 'Encikiopediya pedagogicheskih tehnoiogij. Sankt-Peterburg: KARO, 2004.

7. Togaboev R.S., Bajharasheva G.B. Igrovye tehnologii na urokah fizkul'tury. Sbornik materiaiov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: NIC «Mir nauki», 2018: 368-371.

Статья поступила в редакцию 24.11.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.